Научная статья на тему 'О приоритетном проекте «Образование» в Республике Башкортостан'

О приоритетном проекте «Образование» в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетном проекте «Образование» в Республике Башкортостан»

Н.И. Сафронова

О ПРИОРИТЕТНОМ ПРОЕКТЕ «ОБРАЗОВАНИЕ»

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Приоритетный национальный проект «Образование», объявленный 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации в числе важнейших социальных проектов, имеющих национальную, общегосударственную значимость, вступает в третий год своей реализации.

Высокие результаты Республики Башкортостан, достигнутые в ходе выполнения данного проекта, отмечены в г. Москве в апреле 2007 года на XI Российском образовательном форуме, в ноябре 2007 года - на Форуме руководителей образовательных учреждений - победителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах. Министерство образования Республики Башкортостан награждено дипломом «Лучшее представление результатов ПНПО». 20 экспериментальных площадок признаны лауреатами I Всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» и награждены кубком «Жемчужина российского образования - 2007». В настоящее время министерство участвует в подготовке презентации республики в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, а также в XII Российском образовательном форуме в Москве. В прошедшем году в Мелеузе впервые состоялся Республиканский общественно-педагогический форум «Приоритетный национальный проект «Образование» - в действии». В этом году планируется Республиканская выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов. Благодаря этому выявляются и получают государственную поддержку лидеры, внедряются в массовую практику элементы новых управленческих механизмов и подходов. Одним словом, стимулируются важные системные изменения в образовании - финансовоэкономические, педагогические, социальные.

Благодаря принципу софинансирования, принятому при реализации национального проекта, обеспечена интеграция федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, что привело к притоку значительного объема средств в систему образования. Так, за два года объем государственной поддержки рес-

публиканской системы образования только в рамках национального проекта составил около 3,7 млрд. рублей из консолидированного бюджета Республики Башкортостан и более 1,8 млрд. рублей - из федерального бюджета.

За два года реализации национального проекта поддержку получили 1 вуз, 2 ссуза, 218 общеобразовательных учреждений республики, 726 лучших учителей, более 32 тыс. классных руководителе, 237 представителей талантливой молодежи. Для сельских школ приобретено 309 автобусов, 1094 комплекта учебного оборудования. Все школы республики подключены к сети Интернет. Если поставляемые в рамках национального проекта для сельской местности школьное учебное и учебно-наглядное оборудование, а также транспортные средства существенно повышают доступность качественного образования для всех школьников, то интернетизация образования нацелена на распространение современных технологий через образование во все сферы производства и общественной жизни.

2400 детей-сирот обрели приемные, патронатные семьи. На 130 тыс. детей выплачена компенсация за содержание в дошкольных образовательных учреждениях. Столь масштабная поддержка продолжится и в 2008 году, что особенно актуально в Год семьи в Российской Федерации и Год социальной поддержки семьи в Республике Башкортостан.

Благодаря конкурсной технологии достигается активизация лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, что способствует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам общества, а поощрение талантливых молодых людей создает основу для реализации инновационного потенциала молодежи.

Государственная поддержка инновационных программ учреждений профессионального образования направлена не только на модернизацию материально-технической базы учреждений и внедрение новых программ и технологий, но и на повышение качества профессионального образования в целом, его взаимосвязи с экономикой страны, республики, отдельных районов и городов.

Возможно, еще рано говорить о результатах в образовании, то есть существенных изменениях в качестве обучения и воспитания школьников, которые должны стать итогом реализации приоритетного национального проекта «Образование». Однако уже очевидно позитивное влияние проекта на использование инновационных педагогических технологий и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Социальные эффекты заключаются в значительном росте доверия к государству со стороны педагогической общественности, совершенствовании работы образовательных учреждений и педагогов, в повышении престижа педагогической деятельности в целом. В качестве важнейшей региональной составляющей выступают учрежденные по инициативе Президента нашей республики М.Г. Рахимова почетное звание «Народный учитель Башкортостана», премии лучшим преподавателям башкирского и русского языков, республиканская целевая программа «Педагогические кадры». Наряду с действующими, в 2008 году будут реализовываться три новые республиканские целевые программы: «Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы», «Русский язык», а также республиканская целевая программа

подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом на 2008-2012 годы. Начинается разработка проекта Программы развития образования в Республике Башкортостан на 2009-2013 годы. С учетом постепенной передачи части конкурсов в регионы, предполагается, что она будет включать раздел по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Отрадно, что концепция приоритетного национального проекта стимулировала инициативу в муниципальных районах и городских округах, во многих из которых учреждены премии глав администраций лучшим образовательным учреждениям, учителям, школьникам. Проводятся различные конкурсы, которые значительно расширяют и обогащают национальный проект.

На состоявшемся 30 января этого года расширенном заседании коллегии Министерства образования Республики Башкортостан подведены итоги реализации проекта и определены его перспективные задачи. Уже стартовали основные конкурсы 2008 года. Так, на республиканском уровне с 22 января осуществляется прием документов от школ, с 29 января - от лучших учителей. Координационным советом по реализации приоритетных национальных проектов при Правительстве Республики Башкортостан утвержден список организаций, которые будут осуществлять общественную экспертизу конкурсных материалов. С 15 марта на федеральном уровне начнется конкурсный отбор учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.