Научная статья на тему 'Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области (2006-2007 гг. )'

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области (2006-2007 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Табакова Елена Павловна

The article deals with the realization of the national project Education in the Orenburg Region. This project will be a mechanism of raising the quality and availability of education in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE TOP PRIORITY NATIONAL PROJECT " EDUCATION" IN THE ORENBURG REGION (2006-2007)

The article deals with the realization of the national project Education in the Orenburg Region. This project will be a mechanism of raising the quality and availability of education in the region.

Текст научной работы на тему «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области (2006-2007 гг. )»

А.Н. Ксенофонтова, Е.П. Табакова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (2006-2007 гг.)

Второй год в Оренбургской области ведется работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование», который обозначил старт системных изменений в образовании.

Первое из них - это выявление и поддержка лидеров образования. В рамках реализации направлений приоритетного национального проекта «Образование» обеспечивается поддержка инновационных образовательных программ, поощряются лучшие учителя, выплачиваются гранты талантливой молодежи - выделяются лидеры образования, те, кто способны реализовать системные изменения в образовании. Это касается и учащихся, и студентов, и учителей. Поддержку получают наиболее эффективные и успешные образовательные практики, с тем, чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Среди них - общественно признанные лучшие образцы работы школ и учителей, чей опыт обобщается и распространяется на различных уровнях.

В рамках направления ПНПО «Поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы», 114 лучших школ Оренбургской области получили гранты в размере одного миллиона рублей. В числе победителей оказались не только престижные гимназии и лицеи, привлекающие одаренных детей, но и сельские школы, которые работают в гораздо более сложных условиях. Всего в конкурсном отборе за два года приняло участие 241 образовательное учреждение области. Инновационные школы, получившие государственную поддержку,

сегодня становятся площадками по передаче педагогического опыта.

На региональном уровне по инициативе Губернатора области учреждены соответствующие гранты образовательным учреждениям, набравшим в ходе конкурсного отбора большое количество баллов: за два года 36 школ получили гранты Губернатора области в размере 200 тыс. рублей каждой.

Ежегодно проводится областной конкурс «Школа Оренбуржья», в рамках которого 12 общеобразовательных учреждений получили поощрение от 100 до 200 тыс. руб. Инновационные образовательные учреждения на средства гранта приобрели интерактивные доски, оргтехнику, оборудование для кабинетов химии, физики, биологии, географии, ученическую мебель.

В рамках направления ПНПО «Поощрение работников системы образования» 384 лучших учителя области отмечены грантом в размере 100 тыс. рублей каждый. Повышается творческая активность педагогов и педагогических коллективов, поскольку это нашло материальную поддержку со стороны государства и области. Всего в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 662 педагога. На 60 человек увеличилось число участников конкурса лучших учителей в 2007 году. Среди учителей, получивших денежное поощрение, есть представители всех территорий области, из них 55% -сельские учителя, 45% - городские. На региональном уровне ежегодно 60 лучших педагогических работников отмечаются премией Губернатора в размере 25 тысяч рублей.

В рамках одного из направлений ПНПО «Дополнительное вознаграждение за классное руководство» более пяти тысяч классных руководителей получают дополнительное вознаграждение в размере одной тысячи рублей. Результатом индивидуальной работы классных руководителей с учащимися стало сокращение числа второгодников, сохранение контингента учащихся класса, общеобразовательного учреждения.

Министерством образования области, органами управления образованием проводится системная работа по повышению профессионального мастерства классных руководителей. В практику работы региональной системы образования введены традиционные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Лидер в образовании Оренбуржья», «Сердце отдаю детям», «Самый «классный» классный», конкурс инновационных проектов в сфере воспитания, проводятся мастер-классы, научно-практические конференции по проблеме «Воспитательная деятельность классного руководите-

ля в современных условиях», определены базовые, опорные образовательные учреждения по вопросам развития воспитания, обобщается и распространяется их опыт.

В 2007 году в рамках нового направления ПНПО «О мерах государственной поддержки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» объявлен конкурс среди учреждений НПО и СПО. Оренбургскую область на данном конкурсе представляли государственные образовательные учреждения начального профессионального образования - «Профессиональный лицей №31», «Профессиональное училище №56». По итогам конкурса данные учреждения вошли в число победителей. Профессиональные училища получат финансирование из федерального бюджета на реализацию инновационной программы развития в объеме от 20 до 30 млн. рублей.

Вместе с тем считаем, что приоритетный национальный проект ориентирован не столько на поиск лучших образовательных учреждений и учителей и оказание им материальной поддержки, сколько на мотивацию их активного включения в общий процесс модернизации общеобразовательной школы, на освоение опыта лучших педагогов и учреждений всеми педагогами, всеми ОУ России, а также на создание сообщества уважаемых, всеми признанных учителей, опыт которых активно используется коллегами; на формирование нового профессионального пространства, ядром которого должны стать лучшие учителя и школы - победители конкурсного отбора в рамках реализации ПНПО.

С учетом этого, трансляция опыта лучших учителей и учреждений в педагогической среде Оренбургской области осуществляется в различных формах:

- Семинары.

- Мастер-классы, в том числе виртуальные «мастер-классы».

- Круглые столы.

- Интернет-педсоветы (форумы) по диссеминации педагогического опыта лучших учителей и учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

- Создание страниц на сайтах («Реализуя идеи ПНПО»).

- Дни Учителей - победителей ПНПО.

- Дни открытых дверей в ОУ - победителях ПНПО.

- Калейдоскопы педагогического мастерства (на уровне школы, района, города, области).

- Презентации деятельности лучших учителей, методических служб, образовательных учреждений.

- Презентации выставок методических материалов (пособий, рекомендаций).

- Педагогическое наставничество «Школа молодого учителя».

- Создание в РМК/ГМК портфолио педагогов - победителей конкурса лучших учителей.

- Создание муниципальных, зональных площадок инновационного опыта.

- Лаборатории педагогического мастерства и др.

Организован выпуск изданий информационно-аналитических

материалов, освещающих опыт работы лучших учителей и образовательных учреждений:

- научно-методический бюллетень «Региональное образование» ГУ «РЦРО»;

- информационный бюллетень «Визитные карточки лучших учителей - победителей ПНПО», «Визитные карточки учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы,

- победителей ПНПО»;

- методические рекомендации «Год русского языка в Оренбургской области»;

- сборник материалов международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межнациональной коммуникации и консолидации современного общества» и другие.

Продолжается формирование банка инновационного педагогического опыта, размещенного на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» www.orenedu.ru.

К системным эффектам ПНПО можно отнести то, что благодаря ему, сформирована система критериев выявления лучших учителей и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Данная система критериев сегодня находит применение не только в рамках национального проекта, но и при аттестации педагогов и руководителей, при выявлении победителей конкурсов профессионального мастерства, при оценке качества образовательных услуг. Результаты участия лучших учителей и образовательных учреждений в конкурсных отборах в рамках ПНПО принимаются в расчет при аттестации педагогических и руководящих работников:

- руководителям образовательных учреждений - победителям конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, действие имеющейся

квалификационной категории продлевается на 1 год (приказ № 01/05-1099 от 05.10.2006 г.).

- педагогические работники - победители конкурса на получение денежного поощрения в рамках реализации ПНПО освобождаются от теоретического направления аттестации (приказ № 01/05140 от 05.02.2007 г.).

- педагогическим работникам, подготовившим лауреата премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации ПНПО, действие имеющейся квалификационной категории продлевается на 1 год (приказ № 01/05-608 от 10.05.2007г.).

Одним из эффектов приоритетного национального проекта «Образование» считаем информатизацию системы образования области, укрепление материально-технической базы, рост числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышение информационной компетентности педагогических коллективов, совершенствование современных методов обучения на основе информационных технологий. В настоящее время свыше 1200 школ области подключены к высокоскоростному Интернету, в школах области насчитывается свыше 10 тысяч современных компьютеров. За счет средств различных бюджетов приобретено около 200 интерактивных досок, более 100 мультимедиапроекторов, около 800 компьютеров, оснащенных учебно-методическим комплексом программного обеспечения «1 С: Хронограф Школа 2,5 Проф», позволяющих автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе. Около 500 школ области получили современное оборудование и учебно-наглядные пособия для своих кабинетов на сумму около 90 млн. рублей.

Показателями эффективности реализации ПНПО по направлению «Внедрение современных информационных технологий» является:

- увеличение числа образовательных учреждений области, подключенных к высокоскоростному Интернету, с 50% до 100%;

- уменьшение числа учащихся, приходящихся на один компьютер, с 27 человек на начало года до 23 человек на настоящий момент;

- увеличение числа педагогов, владеющих информационнокоммуникационными технологиями, до 29%;

- увеличение числа образовательных учреждений, имеющих свои собственные Интернет-ресурсы ^еЬ-страницы, сайты), с 69 до 130;

- увеличение числа образовательных учреждений, использующих электронную почту, с 415 до 745.

К системным эффектам реализации ПНПО относится также повышение открытости системы образования перед обществом. Впервые равноправными участниками реализации масштабного проекта стали представители гражданского общества. Общественность представляла школы и учителей на конкурс, давала экспертную оценку их деятельности. В экспертизе документов конкурсных отборов школ и учителей участвовали 45 экспертов от 12 общественных организаций; более 400 государственно-общественных объединений представили свои образовательные учреждения и педагогов на участие в конкурсах. В целом сегодня в поддержку системы образования области только в школах действуют более 4300 различных государственно-общественных объединений. В 2007 году создана новая общественная организация - Оренбургское региональное отделение «Всероссийское педагогическое собрание», насчитывающая свыше 7 тысяч человек.

В реализации приоритетного национального проекта «Образование» гражданским организациям как потребителям образовательной услуги отведена решающая роль.

Работа по формированию государственно-общественного управления образованием, по созданию условий для социального партнерства в образовательной сфере в Оренбургской области ведется уже давно. Началом этой целенаправленной системной работы послужило издание в 1999 году распоряжения главы администрации области «О взаимодействии школы, семьи и общественности в интересах детей».

В 2002 году была создана и успешно функционирует Оренбургская областная общественная организация «Родители Оренбуржья», основной целью деятельности которой является объединение усилий родительской общественности в формировании и реализации образовательной политики как на уровне области, так и на уровне ОУ; совершенствование и поиск новых форм взаимодействия различных сил общественности, науки, производства в образовании и воспитании детей; оказание методической, организационной, юридической помощи в становлении и успешной деятельности органов родительского самоуправления муниципалитетов.

В настоящее время в городах и районах успешно функционируют муниципальные родительские Советы (союзы, комитеты, ассоциации), которые принимают участие в управлении не только конкретным образовательным учреждением, но и муниципальной сис-

темой образования. Руководители родительских общественных организаций являются членами Советов городских (районных) управлений (отделов) образования и городских (районных) аттестационных комиссий, успешно взаимодействуют с администрацией образовательных учреждений в вопросах развития материальнотехнической базы ОУ, организации образовательного процесса, питания, укрепления здоровья учащихся и т.п.

Высока роль в развитии региональной системы образования общественно-профессиональных объединений: профсоюзных организации работников образования, областного, районных и городских отделений Педагогического общества России, профессиональных и общественных ассоциаций, Советов руководителей образовательных учреждений.

С 1997 года действует в Оренбуржье общественнопедагогическое объединение - Ассоциация образовательных учреждений непрерывного образования. Работа ассоциации позволила сплотить коллективы средних и высших педагогических образовательных структур в деле подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, повышения качества подготовки учителей среднего и высшего звена и пр.

В 2006 году в региональной системе образования создана Ассоциация лучших школ Оренбуржья - филиал Ассоциации лучших школ России, в которую вошли 30 инновационных образовательных учреждений - лидеров образования области. Становление этой общественно-педагогической организации станет серьезным импульсом позитивной активности наиболее успешных школ, способных принять участие в решении проблем современного образования региона и России.

Таким образом, опыт работы по развитию государственнообщественных форм управления образованием в Оренбургской области позволил сформировать группу гражданских организаций и провести конкурсный отбор лучших школ и учителей.

Организация экспертизы конкурсных материалов Учреждений и Претендентов осуществлялась в соответствии с требованиями, разработанными федеральным оператором ПНПО аПк и ППРО.

Используя различные виды оповещения (СМИ, Интернет), орг-группа региональной конкурсной комиссии организовала информирование широкой общественности, всех гражданских институтов, действующих на территории Оренбургской области, о приоритетном национальном проекте «Образование», об условиях конкурсного отбора Учреждений и Претендентов и приглашение принять участие в эксперт-

ной оценке пакета материалов, представленных Учреждениями и Претендентами в региональную конкурсную комиссию.

Прием заявок от гражданских институтов, выразивших желание принять участие в экспертной оценке, и составление списка гражданских общественных организаций осуществлялись орггруппой в соответствии со следующими требованиями:

- наличие статуса общественного объединения (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и др.)

- подтверждение статуса гражданского института соответствующим локальным актом (Уставом, Положением);

- высокая репутация данного гражданского института, в том числе за счет наличия опыта участия в различных образовательных программах и проектах;

- наличие специалистов и/или опытных граждан, которые могут быть привлечены для проведения экспертной оценки пакета материалов, представленных Учреждениями или Претендентами.

Общественные организации Оренбургской области, вошедшие в состав экспертной группы региональной конкурсной комиссии в 2006-2007 гг.

Перечень общественных организаций (2006 г.) Перечень общественных организаций (2007 г.)

Ассоциация «Оренбургский_универси-тетский (учебный) округ» Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ»

Областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ Областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ

Региональная общественная организация «Родители Оренбуржья» Региональная общественная организация «Родители Оренбуржья»

Ассоциация образовательных учреждений непрерывного образования Оренбургской области Ассоциация образовательных учреждений непрерывного образования Оренбургской области

Совет ректоров вузов Совет ректоров вузов

Совет Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» Совет Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских

Оренбургская общественная_органи-зация «Совет женщин» Оренбургская общественная организация «Совет женщин»

Оренбургская областная общественная организация Российского Союза молодежи Оренбургская областная общественная организация Российского Союза молодежи

Региональное представительство Региональное представительство

лучших школ России «Школы Оренбуржья» лучших школ России «Школы Оренбуржья»

Общественная палата Оренбургской области Общественная палата Оренбургской области

Оренбургская областная общественная организация «Союз Оренбургских студентов» Оренбургская региональная общественная организация «Молодежь против наркотиков»

Оренбургская областная общественная организация «Союз журналистов Оренбуржья» Оренбургская областная общественная организация «Союз журналистов Оренбуржья»

Оренбургская некоммерческая организация «Торгово-промышленная палата»

Областная общественная организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов

Перечень общественных организаций (гражданских институтов) определялся орггруппой региональной конкурсной комиссии с участием межведомственной рабочей группы по реализации ПНПО и Совета при Губернаторе.

Состав экспертной группы определялся орггруппой региональной конкурсной комиссии за десять дней до начала второго этапа конкурсного отбора и согласовывался с Советом при Губернаторе, утверждался приказом Министерства образования Оренбургской области.

В качестве экспертов для проведения экспертной оценки материалов второго этапа конкурсного отбора были привлечены граждане, принимающие активное участие в деятельности гражданской экспертной организации, от имени которой они выступали в качестве экспертов; имеющие опыт практической деятельности в органах государственно-общественного управления образованием различного уровня; обладающие общественным и административным доверием; способные к проведению аналитической работы для представления обоснованных и объективных выводов о результатах экспертной оценки.

Работа делегированных общественными организациями экспертов начиналась с инструктивного совещания, на котором рассматривались следующие вопросы:

- порядок работы с документами, представленными Учреждениями или Претендентами;

- содержание утвержденных критериев отбора, система баллов по каждому из них;

- требования к оформлению экспертного заключения оценки документов Учреждений или Претендентов.

В Оренбургской области для проведения экспертизы конкурсных материалов Учреждений и Претендентов формировались две экспертные комиссии и использовались разнообразные формы их работы. В 2006 году экспертные комиссии работали в соответствии со следующими правилами:

- экспертные комиссии работают в режиме временного коллектива, самостоятельно определяя график своей работы;

- в состав экспертной комиссии входят представители различных общественных организаций;

- экспертная комиссия проводит коллективное обсуждение материалов, вызывающих сомнение у отдельных экспертов;

- пакеты документов, представленные Учреждениями и Претендентами, распределяются между экспертными комиссиями методом случайной выборки, с помощью специальной компьютерной программы;

- каждый эксперт заполняет индивидуальное экспертное заключение, в котором выставляет баллы по каждому из критериев;

- после оценки материала всеми членами экспертной группы составляется итоговый протокол оценки деятельности Учреждения или Претендента, который содержит предварительные оценки экспертов по каждому критерию. Результат оценивания по каждому критерию рассчитывается как среднее арифметическое из баллов трех экспертов;

- итоговый балл определяется как сумма средних баллов по каждому критерию;

- итоговый протокол (заключение) подписывается всеми членами и руководителем экспертной группы. Затем это заключение передается конкурсной комиссии для выстраивания рейтинговой шкалы.

Таким образом, для оценки материалов Учреждений и Претендентов были сформированы 14 экспертных комиссий, в каждую из которых вошли 3 представителя различных общественных организаций. 7 экспертных комиссий оценивали материалы Учреждений, 7 - Претендентов. В экспертизе документов одного образовательного учреждения или педагога принимали участие 3 эксперта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На одну комиссию (и на одного эксперта), оценивающую материалы Учреждений, приходилось в среднем 16 пакетов документов образовательных учреждений. На каждую комиссию (и на каждого эксперта), которая анализировала и оценивала материалы Претендентов, приходилось в среднем 40 документов.

Материалы, представленные Учреждениями оценивались экспертами по 5-балльной шкале (максимальный балл - 50), материалы Претендентов - по 10-балльной шкале (максимальный балл - 50).

В результате апробации данной формы работы экспертов были выявлены следующие затруднения:

- в виду интенсивности и напряженности работы экспертных комиссий возникала сложность в согласовании графика работы между членами экспертной комиссии, поэтому экспертиза из групповой часто превращалась в индивидуальную (сложность в организации совместной деятельности членов экспертной комиссии);

- часть экспертов отмечали свою некомпетентность в оценивании материалов Учреждения или Претендентов по всем критериям отбора.

В 2007 году региональной конкурсной комиссией было принято решение об организации индивидуальной формы работы экспертов. В данном случае эксперты не объединяются в комиссию, а получают документы, представленные Учреждением или Претендентом, и осуществляют их экспертизу индивидуально. Работа экспертов организована в соответствии со следующими требованиями:

- эксперты работают индивидуально, оценивая только один (или два) критерия.

- каждый критерий оценивают независимо друг от друга два эксперта;

- каждый эксперт заполняет индивидуальное экспертное заключение;

- по каждому критерию выставляется средний балл, полученный как среднее арифметическое от баллов каждого эксперта;

- результаты оценивания каждого критерия вносятся в итоговое экспертное заключение оценки материалов Претендента;

- итоговый балл определяется как сумма средних баллов по каждому критерию.

- для решения спорных вопросов и при существенной разнице баллов по одному критерию (5 и более), при оценке данного критерии

назначался третий эксперт. Оценка третьего эксперта и определяла количество баллов Претендента по данному критерию.

Таким образом, при проведении конкурса Учреждений гражданские эксперты оценили 125 пакетов документов по 10 критериям отбора. Каждый пакет документов был отсмотрен 16 экспертами по сквозной системе оценивания. Максимальный балл, установленный в этом году составил 80 баллов по 10-балльной шкале.

При проведении конкурса лучших учителей материалы каждого Претендента оценивали 8 экспертов в рамках своего критерия. Каждый эксперт оценил от 120 до 180 материалов Претендентов по соответствующему критерию. Представленные материалы оценивались по 10-бальной шкале, максимальный балл -- 60.

Анализ работы экспертов общественных организаций на протяжении двух лет конкурса позволил сделать вывод, что индивидуальное сквозное оценивание помогает сосредоточиться на содержании одного критерия и проанализировать материал объективно, глубоко и всесторонне.

Общественная экспертиза конкурсных материалов общеобразовательных учреждений и учителей в рамках реализации ПНПО в Оренбургской области является показателем того, что на сегодняшний день общественность реально участвует в оценке образовательных инициатив, изменениях в системе образования региона.

Реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» способствует созданию эффективного механизма, который дает возможность формировать в регионе образовательную политику, направленную на доступность и повышение качества образования. Общим итогом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение степени удовлетворенности граждан системой образования.

ABSTRACT

The article deals with the realization of the national project “Education” in the Orenburg Region. This project will be a mechanism of raising the quality and availability of education in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.