Научная статья на тему 'Экспертная деятельность в регионе'

Экспертная деятельность в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ И ФОРМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТЫ / НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ / EXAMINATION WITHIN EDUCATION / TYPES AND FORMS OF EXAMINATION / PUBLIC EXAMINATION / EXPERTS WHICH HAVE NO RELATIONS TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буракова Наталия Ивановна

Современное состояние региональных систем образования. Региональная инновационная политика в сфере образования. Требования к кадровому потенциалу региона. Особенности экспертизы в управлении образованием. Государственная экспертиза. Гуманитарная экспертиза из опыта Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертная деятельность в регионе»

ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ

Наталия Ивановна Буракова,

министр образования Ивановской области

Особенность современного состояния региональных систем образования — интенсивное развитие, активное разворачивание инновационных процессов. В качестве действенного рычага развития выступает региональная инновационная политика.

• экспертиза в сфере образования • виды и формы экспертизы

• общественная экспертиза • эксперты, не имеющие отношения к образованию

Э

то комплекс мероприятии с целью создания системы условиИ, обеспечивающих использование в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью интеллектуального, образовательного, научно-технического потенциала региона1. В этих условиях возрастают требования к кадровому потенциалу региона — руководителям образовательных систем различного уровня, педагогам. Вместе с тем качественно изменяется роль экспертов, осуществляющих оценку инновационных процессов и результатов в сфере образования. Проектирование экспертной деятельности в системе образования региона позволяет сделать её настоящим ресурсом инновационной региональной образовательной политики.

Развитие экспертизы в сфере образования на рубеже ХХ—ХХ1 веков обусловлено новыми сложными задачами, решение которых неоднозначно влияет на изменение образовательных систем. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо

1 Найдёнова З.Г. Развитие инновационных процессов в региональной системе образования // Человек и образование. 2009. № 2 (19).

опираться не только на знания, но и на опыт и интуицию специалистов. А.И. Панов определяет экспертизу как оценку объектов-вещей и объектов-процессов компетентными людьми (экспертами), необходимую для принятия обоснованных управленческих решений и действий в ситуации неопределённос-ти2. Т.Г. Новикова резюмирует, что современная экспертиза — это система организационных, логических и матема-тико-статистических процедур, направленных на получение информации и её анализ с целью выработки оптимального

3

решения .

Рассмотрение особенностей экспертизы в управлении образованием, как правило, связано с описанием различных объектов оценки (образовательное учреждение, образовательные системы различного уровня, проект, организационно-управленческие процессы деятельности) и методов сбора информации

2 Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998.

3 Новикова Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании.

М.: ACADEMIA, АПКиППРО, 2004.

(статистика, квалиметрия, социометрия, экспертная оценка).

Первоначальной формой развития экспертизы была экспертиза продукта — установление его качества по вещественным характеристикам (дегустация, оценка произведений искусства)4. Вторым шагом выступила оценка «исполненного действия», процесса (спортивные состязания, музыкальные конкурсы). Принципиально новый шаг — экспертиза предполагаемых изменений и результатов в сфере образования.

Три ключевых отличия гуманитарной экспертизы в образовании: первое — по целям и смыслам, второе — по средствам (использование мягких процедур, качественного субъективного оценивания)5. Третье отличие — и это особенно важно применительно к экспертизе инновационных процессов в региональной системе образования — состоит в непременном соучастии экспертируемых и всех заинтересованных сторон. В этом смысле экспертиза выступает не только как процедура оценки, но и как деятельность, формирующая ценностные ориентиры.

Выделяют следующие виды экспертизы, сложившиеся в современной практике6:

4 Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. 1994. № 1-2.

5 Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Психологические аспекты. М.: Смысл, 1999.

6 Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений

общего образования: Учебно-методический комплект / Сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2006.

Главное отличие государственной экспертизы в том, что она осуществляется органами ведомственной или вневедомственной экспертизы в случаях, определённых законодательством РФ (например, экспертиза в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений). Общественная экспертиза проводится общественными органами по заказу; при этом заказчиками могут выступать как экспертируе-мые, так и органы власти.

Особенности общественной экспертизы в региональной системе образования

В качестве наиболее яркого примера рассмотрим характеристики экспертной деятельности, осуществляемой в ходе конкурсов лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» (ПНПО). Будем опираться на структуру, предложенную Т.Г. Новиковой, и включающую цель экспертизы, её объект и предмет, а также средства, процедуру и конечный продукт. Принципы-условия экспертной деятельности следующие:

• открытость и публичность;

• направленность на продвижение и поддержку педагогического опыта учителя;

• нормативно-методическое сопровождение;

• независимость и правовая защищённость участников экспертного процесса;

• компетентность и объективность экспертов;

• обоснованность экспертных оценок7.

Особенности процедуры организации конкурса лучших учителей ПНПО в 2006-2009 годах: 10 000 лучших учителей получали денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей; а начиная с 2010 года, ежегодно выплачивается денежное поощрение тысяче лучших учителей

7 Определены приказом Департамента образования Ивановской области от 12.04.2010 № 434 «О процедуре проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в Ивановской области».

в размере 200 тыс. рублей. Основание для награждения — высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

В Ивановской области с 2006 по 2009 годы денежную поддержку получили 244 учителя. В конкурсе 2010 года принял участие 51 педагог из 19 муниципальных образований Ивановской области, 35 участников работают в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, 16 — в сельской. В 2011 году в конкурсном отборе приняли участие 44 учителя из 21 муниципального образования Ивановской области, в том числе 35 педагогов городских образовательных учреждениях и 9 — сельских. При общем снижении числа участников следует отметить и уменьшение активности учителей сельских школ (их доля в общем количестве снизилась с 31 до 20%).

В качестве экспертов выступают общественные организации — ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов. Эксперт конкурса — это представитель гражданской экспертной организации, участвующий в проведении экспертизы документов участников конкурса в соответствии с критериями отбора.

Мониторинг, проведённый федеральным оператором ПНПО после первого конкурса лучших учителей в 2006 году, включал как одну из процедур анкетирование организаторов конкурса. Среди вопросов были и те, что касались возможного изменения формирования экспертных групп. 13% респондентов посчитали необходимым увеличить долю экспертов, не имею-

Предмет

* Н Ч *

щих отношения к сфере образования (журналисты, представители политических движений, молодёжных организаций); 80% предложили вводить в состав экспертов не только общественные организации, но и профессионалов; 1% опрошенных полагает, что экспертиза в рамках конкурса должна быть именно профессиональной. При этом общее количество общественных организаций, участвующих в экспертной оценке, колебалось в разных регионах от 3—4 до 10 — 12. Таким образом, приведённые данные косвенно свидетельствуют о большем доверии к экспертам, обладающим соответствующими профессиональными знаниями и опытом8.

Советом при правительстве Ивановской области по реализации приоритетных национальных проектов утверждён персональный состав экспертов, выдвинутых областной организацией профсоюза работников народного образования и науки, советами ректоров вузов, директоров школ области, директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, областным родительским советом, региональными отделениями партии «Единая Россия» и «Всероссийского педагогического собрания», Общественной палатой Ивановской области, областной ассоциацией классных руководителей. Перечисленные гражданские экспертные организации были участниками конкурсных процедур в 2006-2011 годах.

В 2011 году экспертизу проводили представители 12 гражданских экспертных организаций, имеющие опыт участия в образовательных проектах и программах и располагающие кадрами,

Аналитический отчёт по результатам мониторинга конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // http://pnpo.apkpro.ru/images/stories/ иЛке1уа/29_12_2006_и^«^ (дата обращения:

01.04.2012)

способными осуществлять экспертную оценку представленных на конкурс материалов. В оценивании документов приняли участие 55 экспертов, в их числе учёные и преподаватели ивановских вузов, специалисты Института развития образования Ивановской области, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги, депутаты, представители родительской общественности. До начала проведения конкурса эксперты получили необходимую методическую подготовку в Институте развития образования.

Цель экспертизы конкурса лучших учителей — выявить, насколько представленные документы соответствуют критериям отбора, и оценить каждого по 10-балльной шкале.

В настоящее время критериев конкурса шесть:

• высокие результаты учебных достижений учащихся при их позитивной динамике за последние три года;

• высокие результаты внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету;

• создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта;

• обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных;

• наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе;

• непрерывность профессионального развития учителя.

В данном случае следует говорить о нормо-контролирующей экспертизе, поскольку задача эксперта в том, чтобы оценить и квалифицировать «продукты аналитической реконструкции» путём сравнения их с «имеющимися у эксперта критериальными требованиями» (А.А. Полонников, Т.Г. Новикова).

Объект экспертизы конкурса — вещественные характеристики (аналитическая справка,

документы, проекты, программы), описывающие или подтверждающие инновационную деятельность в образовании и её результаты.

С 2011 года в Ивановской области организуются открытые площадки для публичного представления инновационного опыта конкурсантов. Так, в 2011 году прошёл региональный форум инноваций «Путь к успеху», целью которого стало распространение опыта лидеров региональной системы образования и общественное продвижение педагогических инноваций участников конкурсов в рамках реализации

ПНПО.

В форуме приняли участие педагогические работники образовательных учреждений, подавшие заявки на конкурс лучших учителей в рамках ПНПО в 2011 году, представители общественных экспертных организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ, родительская и педагогическая общественность области. Этот формат позволяет рассматривать в качестве объекта экспертизы также транслируемые лучшие практики педагогов — участников конкурса.

Предмет экспертизы — факты и обстоятельства, исследуемые с применением специальных знаний и навыков. На уровне региона при конкурсном отборе лучших учителей предметом экспертизы были информационные справки, отзывы, документы, программы, публичные презентации опыта.

Средствами экспертизы в рамках конкурса преимущественно выступают сложившиеся в результате собственного опыта эксперта интуитивные подходы.

Процедура экспертизы задана целями и особенностями объекта и предмета оценивания. Порядок проведения экспертизы документов претендентов определён приказом Департамента образования Ивановской области от 12.04.2010 № 434

«О процедуре проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в Ивановской области»:

«2.2.9. Организация работы экспертов осуществляется в форме индивидуального оценивания экспертами документов претендентов в соответствии с критериями отбора.

2.2.10. Конкурсная комиссия распределяет пакеты документов претендентов между экспертами методом случайной выборки, но с обязательным условием, чтобы каждый пакет документов был проанализирован и оценён не менее чем тремя экспертами.

2.2.11. Конкурсная комиссия в установленные сроки передаёт экспертам пакеты документов и бланки экспертных заключений оценки деятельности претендента, о чём делается отметка в журнале выдачи пакетов документов и бланков экспертных заключений.

2.2.12. Эксперт в течение одного рабочего дня рассматривает полученный пакет документов, оформляет и заверяет экспертное заключение личной подписью».

Продукт экспертизы — экспертное заключение, в которое эксперты вносят экспертные оценки по 10-балльной шкале.

Чтобы экспертная деятельность была открытой и прозрачной, ежедневные результаты экспер-

тизы публикуются в открытом доступе на сайте Департамента образования Ивановской области (http://www.iv-edu.ru). Это позволяет участникам конкурса следить за накоплением оценок по критериям и исключает возможность исправления результатов. При этом имена экспертов скрыты, что обеспечивает большую степень свободы в оценивании и делает процедуру экспертизы более комфортной.

За время реализации национального проекта «Образование» в регионе сложилось экспертное сообщество — объединение представителей различных гражданских институтов, заинтересованных в развитии региональной системы образования через отбор и поддержку лучших практик. В условиях модернизации социальной сферы востребована экспертиза высокого качества, которую проводят специалисты, обладающие необходимыми компетенциями. В качестве общественной организации, способной выступать в роли профессионального эксперта, следует рассматривать региональные ассоциации педагогов. Построение развитой экспертной сети может стать мощным инструментом системного анализа, прогнозирования и стратегического планирования в региональной системе образования. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.