Научная статья на тему 'Качество общего образования в России: модели организации общественной экспертизы'

Качество общего образования в России: модели организации общественной экспертизы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT OF QUALITY OF GENERAL EDUCATION / PUBLIC EXAMINATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / ORGANIZATIONAL MODELS OF PUBLIC EXAMINATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна, Суева Юлия Витальевна

В статье изложены результаты исследования вариативных моделей общественной экспертизы как элемента системы управления качеством общего образования в России. Дается характеристика двух основных групп, включающих модели экспертной оценки и модели экспертного сопровождения, в которых оценка играет вспомогательную роль. Приводятся примеры практической реализации разных организационных моделей с оценкой перспектив их использования. Обосновывается вывод о потенциальной востребованности и преимуществах моделей экспертного сопровождения, в том числе в связи с общими тенденциями смещения внимания социума в развитых странах с контроля на развитие партнерства с образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна, Суева Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of General Education in Russia: Models of Organization of Public Examination

The article presents the results of the study of variable models of social examination as part of the quality management system of General education in Russia. It presents the characteristics of two major groups including the models of expert estimates and models of expert support in which assessment plays a supporting role. The article gives examples of practical implementation of different organizational models and the prospect of their use. The article substantiates the demand and benefits of models of expert support in connection with the trends of the shift of attention of the society from the control to the development of partnerships with educational institutions in developed countries.

Текст научной работы на тему «Качество общего образования в России: модели организации общественной экспертизы»

1УДК 371 ББК 74.24

КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ1

Т. И. Пуденко, Ю. В. Суева

Аннотация. В статье изложены результаты исследования вариативных моделей общественной экспертизы как элемента системы управления качеством общего образования в России. Дается характеристика двух основных групп, включающих модели экспертной оценки и модели экспертного сопровождения, в которых оценка играет вспомогательную роль. Приводятся примеры практической реализации разных организационных моделей с оценкой перспектив их использования. Обосновывается вывод о потенциальной востребованности и преимуществах моделей экспертного сопровождения, в том числе в связи с общими тенденциями смещения внимания социума в развитых странах с контроля на развитие партнерства с образовательными организациями.

Ключевые слова: качество образования, оценка качества общего образования, общественная экспертиза качества образования, организационные модели общественной экспертизы качества образования.

QUALITY OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA: MODELS OFORGANIZATION OF PUBLICEXAMINATION

T. I. Pudenko, Yu. V. Sueva

Abstract. The article presents the results of the study of variable models of social examination as part of the quality management system of General education in Russia. It presents the characteristics of two major groups including the models of expert estimates and models of expert support in which assessment plays a supporting role. The article gives examples of practical implementation of different organizational models and the prospect of their use. The article substantiates the demand and benefits of models of expert support in connection with the trends of the shift of attention of the society from the control to the development of partnerships with educational institutions in developed countries.

Keywords: quality of education, assessment of quality of general education, public examination of the quality of education, organizational models of public examination of the quality of education.

Российская система оценки качества общего образования продолжает меняться вслед за новыми задачами, которые возникают в процессе проведения реформ социальной сферы и модернизации системы образования. Появляются не только новые объекты и предметы оценивания, новый инструментарий оценки, но и меняется представление об экспертах, которые требуются для современных оценочных процедур.

Запрос на использование общественных экспертов при оценке качества российского

образования, возникший и оформившийся примерно десять лет назад при запуске Приоритетного национального проекта «Образование», был также принят во внимание при разработке Концепции ОСОКО, которая в 2008 г. получила 2-ю редакцию. Разработчики полагали, что ОСОКО будет формироваться и развиваться как государственно-общественная система оценки с приоритетом внешнего оценивания над внутренним [1, с. 7].

Госпрограмма развития образования до 2020 г., ФЦПРО 2016-2020 и другие программ-

1 Публикация подготовлена по материалам исследования в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-0610632.

ные документы свидетельствуют, что эффективное взаимодействие государства и общества в деятельности по обеспечению независимости, прозрачности, объективности оценки качества образования еще долго будет оставаться важнейшей задачей развития образовательной системы Российской Федерации.

За относительно короткий период истории становления общественной экспертизы в сфере общего образования оформились и получили свое развитие различные организационные формы ее проведения. Поскольку каждая из них характеризуется собственными целями экспертизы, объектами и предметами оценки, сущностью и итоговыми представлениями результатов, можно говорить о разных моделях экспертизы, как о более комплексном представлении оценочной деятельности.

Формально требование к участию представителей общественности при проведении разного рода оценочных процедур в сфере образования давно присутствует в практике и достаточно широко распространено, поскольку к настоящему времени созданы и действуют органы государственно-общественного управления в образовательных организациях, общественные советы по образованию муниципального, регионального и федерального уровней. В контексте настоящего исследования принципиально важным является понимание общественной экспертизы как отражения особой социальной и гуманитарной позиции, с которой проводится оценивание, а не сама по себе принадлежность экспертов к тем или иным социальным группам [2-4]. Фокусом общественных оценок должны являться социальные и гуманитарные аспекты образовательного процесса, социальные риски как характеристика качества образования.

Проведенный анализ позволил выявить две основные группы моделей организации общественной экспертизы качества образования.

Первая группа включает те модели, для которых экспертная оценка с участием представителей общественности является главной целью, а непосредственным результатом считается экспертное заключение, обоснованный вывод о качестве тех или иных компонентов системы общего образования, об их соответствии определенным нормам или требовани-

ям, запросам. В данном случае можно считать несущественным, проводится ли оценка в формате чисто общественной или в формате общественно-профессиональной экспертизы силами смешанных экспертных групп. Сюда можно отнести:

1. Оценку качества деятельности образовательных организаций, педагогов, образовательных программ в рамках конкурсных процедур для выявления и поддержки лидеров. Эта деятельность стартовала вместе с Приоритетным национальным проектом «Образование» (ПНПО) и за время его реализации обеспечила явные успехи в формировании самого института общественных экспертов в России, в создании научно-методической базы подобной экспертизы, в обобщении и распространении наиболее эффективных практик. Многие российские регионы продолжают конкурсный отбор и поощрение лучших школ и педагогов именно в том формате, какой был отработан в рамках ПНПО.

2. Оценку качества деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогов в составе комиссий по лицензированию и аккредитации школ, аттестации педагогических и управленческих кадров. Сотрудничество с представителями общественности при осуществлении процедур государственной регламентации образовательной деятельности было простимулировано комплексным проектом модернизации образования (КПМО), однако нередко это сотрудничество остается формальным, не выявляющим значимые социальные аспекты деятельности педагогов и школы и не влияющим на итоговые результаты и выводы.

3. Оценку качества деятельности педагогов при распределении стимулирующих надбавок в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ) в школах и дошкольных организациях. Успешность этой модели общественной оценки часто ставится под сомнение, поскольку в данном случае не обеспечивается один из важнейших принципов деятельности эксперта - его независимость.

4. Общественную аккредитацию образовательных организаций. Эта модель общественной экспертизы является принципиально новой в российской практике и имеет правовую

поддержку в виде ст. 96 Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Неразвитость практики подобной общественной аккредитациив современной России не позволяет говорить о наличии оформленных и распространенных организационных моделей, однако сделаны первые шаги в виде рекомендаций для общеобразовательных организаций с описанием нормативной правовой базы, а также предложений по консалтинговому и обучающему сопровождению, что способно стимулировать активный спрос со стороны организаций и появление устойчивых организационных моделей.

5. Профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Эта модель общественной экспертизы также была введена и нормативно закреплена ст. 96 Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Несмотря на то, что в тексте данной статьи Закона идет речь о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ по инициативе работодателей, их объединений и уполномоченных ими организаций, сама норма не выступает ограничительной для системы общего образования и позволяет проводить подобную аккредитацию.В настоящее время можно говорить лишь о первых шагах к оформлению этой модели общественной экспертизы, о единичных практиках, о творческих поисках тех руководителей и педагогов, которые заинтересованы в превращении образовательной программы в документ, реально организующий образовательную деятельность и эффективно объединяющий усилия всех участников образовательного процесса.

6. Оценку деятельности образовательных организаций в рамках независимой системы оценки качества образования (НОКО). Создаваемая в течение нескольких последних лет система независимой оценки качества образования направлена на усиление общественного контроля работы организаций, реализующих образовательную деятельность. При этом НОКО стала частью масштабной системы, закрепляющей единые механизмы взаимодействия между бюджетными организациями и обществом во всей социальной сфере, механизмы обязательного учетаоценок обществен-

ных организаций и потребителей о деятельности организаций социальной сферы.

Организационную модель НОКО в настоящее время можно признать не только новой по своим целям, задачам, объектам и предметам оценки, по составу субъектов, включенных в оценочную деятельность, но и наиболее массовой, отработанной практически во всех субъектах Российской федерации. Именно поэтому остановимся на ней более подробно.

В силу своей масштабности формирование независимой системы оценки качества образования регламентировано федеральными, региональными и муниципальными нормативными и распорядительными документами. В статье 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] и в методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.), описаны формы независимой оценки качества, а также представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования. В документах определено, что субъектами инициации проведения независимой оценки качества образования могут выступать органы исполнительной власти и местного самоуправления, учредители и руководство образовательных организаций, профессионально-педагогические сообщества и общественные объединения.

Происходит формирование модели реализации независимой оценки качества образования, как оценочной процедуры, которая осуществляется независимыми общественными, экспертными организациями для повышения качества, доступности, информационной открытости образовательных услуг. Все полученные по итогам оценивания результаты являются основополагающими для выработки мер по совершенствованию деятельности образовательной организации, а также в целях повышения объективности принимаемых управленческих решений [6, с. 90-91].

В контексте анализа различных моделей общественной экспертизы важно, что для проведения независимой оценки качества образо-

вания органами исполнительной власти формируются общественные советы, которые в соответствии с Законом осуществляют оценку и определяют дальнейшие меры по улучшению образовательной деятельности, представляет их образовательным организациям. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций, которым, по сути, отведена роль экспертов, что позволяет говорить об общественной экспертизе как элементе системы независимой оценки качества образования.

Следующим представителем экспертного сообщества можно назвать организацию-оператора, определяемую на конкурсной основе. Нормативной базой установлено, что в качестве оператора могут выступать социально ориентированные некоммерческие организации, которые будут соответствовать требованиям к операторам с учетом предложений общественного совета и проводить работы, связанные со сбором, обобщением и анализом информации для независимой оценки.

Некоммерческая организация может быть привлечена к проведению независимой оценки качества образования не только в роли организации-оператора, но и как респондент при проведении опросов о качестве оказания образовательных услуг и как эксперт от профессионального сообщества, осуществляющего деятельность в соответствующей сфере. Еще одним вариантом участия некоммерческой организации в проведении независимой оценки качества образования может стать работа с населением по вовлечению их в процесс оценивания, разъяснению и использованию результатов оценки в интересах своих целевых групп [7].

Участие общественных экспертов возможно и по инициативе органа государственно-общественного управления образовательной организации (управляющего совета). Для этого создается экспертная группа, в состав которой входят представители общественности.

Управляющий совет может самостоятельно осуществлять сбор данных, отражающих удовлетворенность родителей и учащихся доступностью, условиями и другими аспектами организации образовательного процесса, путем проведения опросов, интервью, круглых сто-

лов и других мероприятий. При этом права граждан на участие в общественной экспертизе проведения независимой оценки качества образования регламентируются не только Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», но и другими законодательными актами, в частности Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Согласно законодательству РФ, граждане имеют возможность не только непосредственного участия в проведении независимой оценки качества образования в различных ролях и качествах, но и обладают возможностью получения исчерпывающей информации о результатах оценивания, отслеживания действий органов исполнительной власти по устранению выявленных проблем, а также доведения общественных рекомендаций, предложений и замечаний до органов власти и управления любого уровня в письменной форме либо в режиме онлайн с использованием специализированных сервисов. Эти возможности позволяют гражданам быть во взаимодействии с органами власти, управления, органами самоуправления, руководителями государственных и муниципальных организаций [8].

Как мы видим, модель НОКО на данный момент можно считать наиболее четко организованной и имеющей солидную правовую поддержку, фактически обеспечивающую разный уровень общественного включения в оценку качества образования в зависимости от готовности самих общественных структур.

Выделенная нами вторая группа моделей общественной экспертизы качества общего образования не столь многочисленна, как первая. Ее отличительным признаком является то, что непосредственная оценка играет здесь вспомогательную роль, а отнесенные к этой группе модели можно назвать моделями экспертного сопровождения. Конечным результатом такой экспертной поддержки через оценочные и иные действия можно считать предложения и рекомендации по изменению деятельности организаций, по разработке и совершенствованию нормативных актов, социально-образовательных проектов, программ развития и иных документов, влияющих на качество образования.

Ко второй группе могут быть отнесены:

1. Организационные модели деятельности общественных наблюдателей. С введением в штатный режим Единого государственного экзамена (ЕГЭ) был создан институт общественного наблюдения за его проведением, который затем распространился на другие процедуры итоговой аттестации. Несмотря на все отличительные особенности формата «наблюдение» его потенциал для обеспечения объективной оценки качества образования в настоящее время трудно переоценить.

2. Экспертное сопровождение разработки нормативных правовых актов, выработки управленческих решений и реализации проектной деятельности. Наиболее известные и прошедшие многократную апробацию на федеральном и региональном уровнях модели -это общественные слушания, общественные обсуждения проектов законодательных актов, образовательных стандартов, включая разработку предложений, поправок и т. п. В образовательных организациях практикуется общественная экспертиза и согласование с органами государственно-общественного управления проектов нормативных актов, образовательной программы, программы развития организации. Наиболее эффективной моделью можно считать такой способ организации, когда независимые эксперты, представляющие общественные организации и движения, родительскую общественность, отдельные социально-профессиональные группы, включены в состав проектных команд и рабочих групп и могут осуществлять экспертную оценку и сопровождение на всех стадиях проектной деятельности. Примеры такого экспертного сопровождения можно уже сейчас встретить при разработке образовательной программы школы, различных проектов [9; 10].

3. В качестве отдельной модели можно выделить независимый аудит качества образовательной деятельности организации с участием общественных экспертов. Эта модель привлекательна тем, что формат аудита шире, чем экспертная оценка, и, по сути, он направлен не только на выявление несоответствий деятельности тем или иным нормативным требованиям, стандартам качества, но и на выработку рекомендаций по устранению этих несоответ-

ствий. Внешний аудит может быть реализован с привлечением общественных организаций, а внутренний (самоаудит) - с использованием ресурса родительской общественности, попечителей, социальных партнеров, хорошо знакомых с образовательной организацией.

Если говорить о перспективности использования описанных выше моделей организации общественной экспертизы, то у каждой из них есть свой потенциал, обеспечивающий достижение конкретных целей оценки качества образования, но имеющий в связи с этим свои ограничения. Поскольку участие общества в этой оценке, как правило, до настоящего времени инициируется и стимулируется сверху, в том числе за счет создания нормативной правовой базы такой оценки, в настоящее время наиболее реализуемыми можно считать те модели, которые складываются в рамках государственных проектов и программ. Ограничениями в их использовании могут выступать изменения, обусловленные появлением новых приоритетов, новых инструментов, концепций и стратегий действий по повышению качества российского образования, и даже общие тенденции, лежащие в основе подобных изменений.

Так, например, общественная экспертиза качества деятельности образовательных организаций, педагогов, образовательных программ в рамках конкурсных процедур, безусловно, будет сохраняться и развиваться, пока существуют конкурсные отборы. Эта модель имеет отработанные вариативные формы, способные решать поставленные задачи. Ее легче всего трансформировать под новые цели, поскольку каждый субъект РФ обладает опытом реализации конкурсных отборов с участием общественных экспертов, сформированным экспертным потенциалом. Перспективы, однако, будут зависеть от использования наиболее эффективных вариативных форм с учетом новых тенденций развития общего образования, с отказом от формального привлечения общественных экспертов и с обеспечением их подготовки, с созданием необходимой методической базы.

Использование общественных экспертов в рамках процедур лицензирования, государственной аккредитации и аттестации не имеет,

на наш взгляд, серьезных перспектив, поскольку не соответствует самой сущности и предназначению общественной экспертизы. В рамках перечисленных процедур выполняются действия, необходимые в связи с государственной регламентацией образовательной деятельности. Можно сказать, что в этой модели происходит классическая подмена общественной экспертизы ведомственной оценкой с включением представителей общественности в роли статистов, не обладающих собственной целью оценки, своими критериями и процедурами. Формально эта модель может продолжать использоваться и даже модифицироваться, однако, будучи подчинена ведомственной оценке, не сможет развиться в полноценную общественную экспертизу.

В отличие от рассмотренной выше модели, общественная аккредитация образовательных организаций, несмотря на свое нынешнее неразвитое состояние, имеет хорошие перспективы для активного использования в будущем. Ее преимущество состоит в том, что общественная аккредитация демонстрирует соответствие не формальным ведомственным критериям, которые являются необходимым минимумом для входа на рынок образовательных услуг, а нормам, стандартам экспертного сообщества в лице известных общественных организаций, то есть подтверждает уровень качества предоставляемого образования.

Точно так же позитивно можно оценить перспективы использования общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Эта организационная модель способна осуществить более глубокое исследование основного для образовательных организаций документа, не ограничиваясь вопросами его соответствия ФГОС, а раскрывая и усиливая педагогический потенциал программы, его координирующую роль для педагогического коллектива, для взаимодействия с родителями, а также выявляя социальные и гуманитарные сильные стороны и риски. Важно и то, что общественно-профессиональная экспертиза образовательных программ может не только предоставить более глубокую и комплексную оценку, но и обеспечить содействие в улучшении образовательной программы, реализоваться в формате экспертного сопровождения.

На наш взгляд, общественная аккредитация образовательных организаций и общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в перспективе могут занять лидирующее место среди всех свидетельств качества образования для потребителей, подтверждая конкурентные преимущества организации. Не исключено, что со временем свидетельства аккредитации влиятельных общественных организаций, в том числе иностранных и международных, будут иметь больший вес, чем позиции в рейтинге, выстраиваемом органом управления образованием. Добровольность обращения в независимые общественные организации за общественной аккредитацией может стать своеобразным знаком качества, отличительным признаком образовательных организаций «высшей лиги», а выбор аккредитующей организации будет показывать те аспекты деятельности, в которых достигнуты наиболее высокие результаты, соответствующие стандартам организации-эксперта.

Можно быть уверенными, что в ближайшей перспективе сохранится и даже будет повышаться востребованность общественного наблюдения за процедурами оценки качества образования. При всей специфике этой модели и внешней непохожести общественных наблюдателей на экспертов, они обеспечивают соответствие одной из основных социальных целей в образовании - право общества на объективную и достоверную оценку образовательных результатов. Происходящее сейчас расширение процедур и инструментов государственного контроля качества образования, связь результатов этого контроля с последующими административными решениями содержит риски увеличения недостоверной информации о реальном качестве школьного и дошкольного образования, а значит, сохраняет востребованность общественных наблюдателей. В перспективе можно предположить увеличение их численности, появление новых форматов общественного сопровождения оценочных процедур.

На наш взгляд, не имеет перспектив модель общественной экспертизы деятельности педагогов при распределении стимулирующих надбавок к заработной плате. Этот вывод основывается не только на том, что общественные

оценки носят, как правило, формальный характер, но и на том, что сама НСОТ не имеет перспектив, поскольку не смогла решить те задачи, которые ставились при внедрении этой системы. Об этом прямо сказано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. [11].

Перспективы общественной экспертизы в нынешнем формате независимой системы оценки качества образования можно считать неоднозначными. С одной стороны, региональные системы НОКО будут существовать, поскольку они регламентированы Законом «Об образовании в Российской Федерации». В то же время анализ показывает, что в настоящее время системы НОКО сформировались как дополнительный элемент ведомственной системы контроля, а активность субъектов РФ в создании условий для инициативных действий потребителей образовательных услуг и заинтересованных социальных групп по оценке качества образования остается невысокой. Потенциальную перспективность можно увязать с ростом заинтересованности органов власти и управления регионального и муниципального уровня в получении комплексных общественных оценок качества образования, с привлечением негосударственных независимых экспертных организаций, а также с развитием новых форматов взаимодействия с общественными организациями и целенаправленной подготовкой достаточного числа общественных экспертов.

Однозначно востребованным в будущем можно считать экспертное сопровождение разработки и принятия программ развития, нормативных актов и иных ключевых регламентирующих документов. Модели экспертного сопровождения не просто повышают качество нормотворческой и проектной деятельности. Они полностью соответствует тем тенденциям, которые складываются в зарубежной практике оценивания качества образования: оценка не для контроля, а для выработки согласованных рекомендаций по преодолению проблем, устранению зон низкого качества образования. Поэтому их перспективность не вызывает сомнений. В то же время ограниченный набор организационных моделей этой группы,

зависимость их использования от позиции и управленческих стратегий руководителей органов управления, руководства образовательных организаций показывают важность юридических рычагов, переводящих общественную экспертизу многих ключевых документов в разряд обязательной.

В целом же необходимо учитывать, что перспективность общественной экспертизы качества общего образования в значительной степени определяется спецификой российской ситуации, прежде всего высоким уровнем регламентации со стороны государства как основного заказчика и регулятора общественной оценки в сфере образования и сохраняющейся относительно низкой гражданской активностью. Проведенные исследования показали, что для российской практики являются актуальными вопросы поддержки и стимулирования общественных инициатив, использования их потенциала для реального повышения качества образования, более тщательного согласования государственной и общественной оценок качества. Важно и то, что тенденции изменений во взаимодействии социума и образовательных организаций, новые фокусы общественного влияния показывают смещение с позиций контроля на развитие диалога и партнерства [12, с. 65].

Таким образом, многообразие организационных моделей общественной оценки качества образования является закономерным, оправданным, выступает залогом устойчивого развития общественной экспертизы качества образования как социального и образовательного феномена. В то же время оно нуждается в государственной поддержке, благодаря которой можно стимулировать более широкое экспертное участие родительской общественности, профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений во всех перечисленных моделях общественной экспертизы качества образования. В свою очередь, это поможет повысить качество общего образования в соответствии с социальными ожиданиями и интересами разных слоев общества, а значит, и достигнуть важнейших целевых ориентиров развития российского общего образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лейбович, А. Н. Рекомендации по формированию региональных систем оценки качества образования [Текст] / А. Н. Лейбович, К. Г. Митрофанов. - М.: Науч.-метод. объединение «Непрерывное образование», 2008.

- 36 с.

2. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования [Текст] / С. Л. Братченко. - М.: Смысл, 1999. - 42 с.

3. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов и подходов [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 28 с.

4. Пуденко, Т. И. Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления [Текст] / Т. И. Пуденко // Человек и образование. - 2015. - № 4(45). -С. 3-9

5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.06.2016).

6. Тимофеева, А. В. Модель независимой оценки качества дополнительного профессионального образования [Текст] / А. В. Тимофеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др.

- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 89-94.

7. Независимая оценка в социальной сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nez-oc.ru/ (дата обращения: 19.08.2016).

8. Модель участия заинтересованных граждан в общественной экспертизе хода реформ в образовании и независимой оценке качества общего образования [Электронный ресурс] // Родительские активисты: сайт. - Режим доступа: http://rodactiv.ru/activity/model-uchasti ya-zainteresovannyh-grazhdan-v-obshchestven noy-ekspertize-hoda-reform-v (дата обращения: 20.08.2016).

9. Вачкова, С. Н. Подходы к проектированию системы государственно-общественного сопровождения образовательных организаций при разработке и реализации основных образовательных программ [Текст] / С. Н. Вач-

кова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Вестн. МГПУ. Сер. «Педагогика и психология». - 2016. - № 2(36). - С. 30-40.

10. Шаргунова, Т. В. Развитие педагогической культуры родителей в организациях профессионального образования [Текст] / Т. Н. Шаргунова // Образование: ресурсы развития. Вестн. ЛОИРО. - 2016. - № 2. - С. 31-34.

11. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 20122018 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).

12. Потемкина, Т. В. Независимая оценка качества образования: общественная экспертиза в зарубежной и российской практике [Текст] / Т. В. Потемкина, Т. И. Пуденко // Образование и наука. - 2015. - № 10 (129). - С. 64-79.

REFERENCES

1. Leybovich A. N., Mitrofanov K. G. Rekomen-datsii po formirovaniyu regionalnykh sistem ot-senki kachestva obrazovaniya. Moscow: Nauch.-metod. obyedinenie "Nepreryvnoe ob-razovanie", 2008. 36 p.

2. Bratchenko S. L. Vvedenie v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya. Moscow: Smysl, 1999. 42 p.

3. Ivanov D. A. Ekspertiza v obrazovanii: kratkoe soderzhanie osnovnykh ponyatiy, terminov i podkhodov: ucheb.-metod. posobie. Moscow: APK i PRO, 2003. 28 p.

4. Pudenko T. I. Obshchestvennaya ekspertiza ob-razovatelnoy programmy shkoly kak resurs gu-manisticheskoy pedagogiki i effektivnogo up-ravleniya. Chelovek i obrazovanie. 2015, No. 4(45), pp. 3-9.

5. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v RF" ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: 27.06.2016).

6. Timofeeva A. V. Model nezavisimoy otsenki kachestva dopolnitelnogo professionalnogo ob-razovaniya. In: Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 29 may 2016 g.). Cheboksary: TsNS "Interaktiv plyus", 2016, No 1 (7), pp. 89-94.

7. Nezavisimaya otsenka v sotsialnoy sfere. Available at: http://nez-oc.ru/ (accessed: 19.08.2016).

8. Model uchastiya zainteresovannykh grazhdan v obshchestvennoy ekspertize khoda reform v ob-razovanii i nezavisimoy otsenke kachestva ob-shchego obrazovaniya. In: Roditelskie aktiv-isty: sayt. Available at: http://rodactiv.ru/activi-ty/model-uchastiya-zainteresovannyh-grazh-dan-v-obshchestvennoy-ekspertize-hoda-re-form-v (accessed: 20.08.2016).

9. Vachkova S. N., Barannikov K. A., Remorenko I. M. Podkhody k proektirovaniyu sistemy gos-udarstvenno-obshchestvennogo soprovozhdeni-ya obrazovatelnykh organizatsiy pri razrabotke i realizatsii osnovnykh obrazovatelnykh program. Vestn. MGPU. Ser. "Pedagogika i psik-hologiya". 2016, No. 2 (36), pp. 30-40.

10. Shargunova T. V. Razvitie pedagogicheskoy kul-tury roditeley v organizatsiyakh professionalno-go obrazovaniya. Obrazovanie: resursy razviti-ya. Vestn. LOIRO. 2016, No. 2, pp. 31-34.

11. Programma poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (mu-nitsipalnykh) uchrezhdeniyakh na 2012-2018 gody. Rasporyazhenie pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 26 nov 2012 g. No. 2190-r. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: 12.11.2015).

12. Potemkina T. V., Pudenko T. I. Nezavisimaya otsenka kachestva obrazovaniya: obshchestven-naya ekspertiza v zarubezhnoy i rossiyskoy praktike. Obrazovanie i nauka. 2015, No. 10 (129), pp. 64-79.

ПуденкоТатьяна Ивановна, доктор экономических наук, доцент, заведующая лабораторией управления образовательными системами ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» e-mail: pudenko@mail.ru

Pudenko Tatyana I., ScD in Economics, Associate Professor, Head of the Laboratory for the management of education systems, The Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education" e-mail: pudenko@mail.ru

Суева Юлия Витальевна, научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» e-mail: sueva_y@mail.ru

Sueva Yulia V., researcher, Laboratory for the management of education systems, The Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education" e-mail: sueva_y@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.