Научная статья на тему 'Общественная оценка эффективности управления образовательными организациями (к вопросу о методологических подходах к оцениванию)'

Общественная оценка эффективности управления образовательными организациями (к вопросу о методологических подходах к оцениванию) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / MANAGEMENT OF EDUCATION / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / VOCATIONAL AND PUBLIC EXAMINATION / ЭКСПЕРТНАЯ ПОЗИЦИЯ / EXPERT ASSESSMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / SOCIAL POSITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна

Общественная оценка в образовании рассматривается как антипод профессиональной оценке. Ее смысл – выявление гуманитарных смыслов и последствий принятия педагогических и управленческих решений. Уточняются цели общественной оценки, объекты, субъекты и механизмы оценивания, использование результатов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATION)

Public assessment in education is seen as the opposite of professional judgement. Its meaning is identifying the humanitarian implications of the senses and of pedagogical and managerial decisions. Clarifies ends public evaluation, objects, entities, and mechanisms of evaluation, the use of evaluation findings

Текст научной работы на тему «Общественная оценка эффективности управления образовательными организациями (к вопросу о методологических подходах к оцениванию)»

УДК 371; 37.06

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ОЦЕНИВАНИЮ)

Пуденко Т.И., д.э.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия Email: [email protected]

Аннотация. Общественная оценка в образовании рассматривается как антипод профессиональной оценке. Ее смысл - выявление гуманитарных смыслов и последствий принятия педагогических и управленческих решений. Уточняются цели общественной оценки, объекты, субъекты и механизмы оценивания, использование результатов оценки.

Ключевые слова: управление образованием; общественная оценка; экспертная позиция; профессионально-общественная экспертиза.

PUBLIC ASSESSMENT OF THE MANAGEMENT EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO

EVALUATION)

Pudenko T.I., D.ofArts, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia Email: [email protected]

Abstract. Public assessment in education is seen as the opposite of professional judgement. Its meaning is identifying the humanitarian implications of the senses and of pedagogical and managerial decisions. Clarifies ends public evaluation, objects, entities, and mechanisms of evaluation, the use of evaluation findings.

Keywords: management of education; social position; expert assessment; vocational and public examination.

Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы является развитие системы оценки качества образования, в том числе, создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений. Несмотря на то, что общественная экспертиза постепенно переходит в плоскость практических действий, ее теоретические и методологические основания, а также технология оценивания продолжают оставаться предметом дискуссий.

Как правило, обсуждения разворачиваются вокруг нескольких «проблемных точек», к которым относятся:

1. Цели и назначение общественной оценки

2. Объекты общественной оценки

3. Субъекты оценивания

4. Механизмы проведения общественной оценки

5. Использование результатов общественной оценки

Анализ показывает, что ответы на эти вопросы зависят, прежде всего, от методологической позиции исследователей и разработчиков.

Мы разделяем позицию, согласно которой в основе общественной оценки в сфере образования должны лежать общие принципы гуманитарного познания, которое имеет дело с гуманитарными ценностями и смыслами. Такая оценка необходима, прежде всего, там, где проводится анализ качественно неопределенных, проблемных, многозначных ситуаций или явлений в педагогической практике, имеющих явно выраженный социальный аспект. В целом, общественная оценка - это антипод профессиональной, ориентированной на содержательно-технологические стороны педагогического процесса и пытающейся ответить на вопрос: соответствуют ли неким педагогическим эталонам, критериям, стандартам, а также правовым нормам результаты, процессы, условия образования.

Когда же акценты ставятся на гуманитарной, человеческой составляющей, те же самые объекты оцениваются с других позиций, а именно: как реализуется социальная функция образования, достигаются ли социальные запросы, ожидания? Каковы гуманитарные последствия профессиональных решений руководителей образования и педагогов? Сохраняются ли и достигаются ли существенные для определенной социальной группы, семьи, ребенка, для его личности, ценности?

Практическая сложность общественной экспертизы определяется тем, что она сплетается из позиций разных экспертов, имеющих разные ценностные основания и критерии, различные интересы в сфере образования. Так, семья ожидает успешной социализации ребенка, развития его физического и психического здоровья, воспитанности; гражданские институты - формирования гражданской позиции, социальной активности; работодатели - знаний, компетенций, социальной зрелости; армия - здоровья, знаний, дисциплинированности выпускников; церковь -нравственного развития, духовности и т.д.

Часто под общественной экспертизой понимают лишь привлечение к ней представителей разных социальных групп, в то время, как объекты оценивания, критерии и методики остаются профессионально заданными. Более того, встречается мнение, что так и должно быть, чтобы выявить рассогласования, неточности, не объективность в профессиональном оценивании. То есть, происходит смешение понятий независимой и общественной оценки. Последняя, на наш взгляд, обладает

собственной спецификой, которая должна учитываться в педагогической практике. Эта специфика проявляется по всем пяти обозначенным ключевым проблемным точкам.

1. Цели и назначение общественной оценки

Основной целью проведения общественной экспертизы выступает получение наиболее полной и комплексной оценки того, насколько соблюдаются интересы всех участников образовательного процесса, а также, при необходимости, местного сообщества, иных заинтересованных социальных групп; каковы гуманитарные риски при проведении различных инноваций в школе, то есть, выявление и решение социальных проблем в деятельности образовательной организации.

Включение представителей общественности в управление образованием в качестве экспертов означает, прежде всего, признание их субъективных позиций значимыми наравне с профессиональной педагогической позицией, необходимость выявления особенностей их экспертной позиции, определение круга вопросов, по которым эта позиция и экспертное мнение могут быть действительно квалифицированными.

А квалифицированно представители общественности могут судить именно о том, насколько школа или система образования того или иного уровня способны выполнять свою социальную функцию, прежде всего, насколько они ориентированы на личность ребенка.

Таким образом, назначение общественной экспертизы - не перепроверка оценок школы, качества образовательной деятельности, проведенной педагогами-профессионалами, а выявление не педагогических, гуманитарных результатов, а также факторов, их обусловивших.

2. Объекты общественной оценки

В силу сказанного выше, объектами общественной оценки выступают, в первую очередь: условия образования, значимые для сохранения физического и психического здоровья и безопасности детей (режим, психологический климат, учет возрастных особенностей детей, питание, нагрузки и т.д.); качество образовательной среды (разнообразие образовательных программ, возможность выбора, сущность и интенсивность экспериментов и инноваций). Из результатов - умение учиться, готовность (уровень знаний и желание) детей к продолжению образования и выбору профессии, уровень нравственного воспитания.

Традиционный подход - это включение представителей общественности в экспертизу лишь в качестве исполнителей, что приводит к низкой эффективности этой

работы. Сформулированные на профессиональном языке критерии и показатели оценки, их содержательное наполнение исключительно педагогическим смыслом делает невозможным представление и защиту экспертных позиций разных социальных групп (родителей, общественных организаций, институтов гражданского общества и государства). Это хорошо показал ПНПО.

В идеале, необходима специально организованная совместная подготовительная деятельность общественных экспертов по выработке и оформлению своих экспертных позиций и их переводу в критерии и показатели оценки в зависимости от целей экспертизы.

3. Субъекты оценивания

На наш взгляд, наиболее эффективным вариантом общественной оценки является тот, при котором субъектами экспертной деятельности на всех этапах ее планирования и реализации (от постановки целей и до подготовки экспертного заключения) выступают представители референтных социальных групп и институтов -родительского сообщества, общественных организаций, сферы науки, культуры, религий, национальных общин, местного сообщества и др. При существовании реальных органов общественного управления - советов школы, управляющих советов, органов школьного самоуправления, попечительских советов - целесообразно также и их привлечение.

Общий принцип - максимальное разнообразие экспертных позиций при соблюдении общего требования об адекватном уровне квалификации и опыта, компетентности каждого привлеченного эксперта.

4. Механизмы проведения общественной оценки

Профессиональная оценка использует, как правило, диагностические методики. Диагностика нацелена на максимальную объективность результатов за счет применения валидных, надежных и формализованных методик, устранения субъективного фактора.

Общественная оценка - это именно экспертиза, которая обеспечивается за счет фактора субъектности. Личность эксперта является главным «инструментом» исследования и анализа ситуации, а результат экспертизы - это субъективное, но квалифицированное мнение. Результат экспертизы - это не вывод об отклонении от некоторой нормы, а, прежде всего, новое видение ситуации, которое позволяет лучше понять проблему.

Процедурно - это сбор информации, преимущественно, на основе бесед, опросов, наблюдения. В целом, это соответствует законам гуманитарного познания, которое осуществляется через диалог, контакт с «объектом», поскольку считается, что только в диалоге можно постигать ценностно-смысловые значения фактов и событий.

То же самое относится и к определению итоговых экспертных заключений. При разности экспертных позиций наиболее продуктивными можно считать не формальные методы определения итоговой групповой оценки (в виде средних значений), а согласование индивидуальных экспертных оценок в процессе групповых обсуждений.

5. Использование результатов общественной оценки

Наиболее сложным является вопрос об использовании результатов общественной экспертизы. Не потому, что не ясно - как и где это лучше применить, а в силу сложившихся на практике авторитарных моделей управления образовательными организациями, адекватных действующей вертикали власти и юридически закрепленных через единоличную ответственность руководителя организации.

С другой стороны, правовые условия деятельности школы таковы, что у общественности отсутствуют реальные полномочия на принятие решений и адекватная этим правам ответственность по закону.

Высокие темпы модернизации образования, масштаб и глубина происходящих изменений, проводимый «сверху» мониторинг инноваций и их результатов усиливают формальное и неформальное давление по вертикали власти. На этом фоне давление общественности не ощущается, поскольку она все еще достаточно пассивна, а демократические традиции в обществе не сформированы. Не удивительно, что у руководителей образования отсутствует мотивация к тому, чтобы инициировать общественную оценку своей деятельности и создавать дополнительное напряжение в организации.

В то же время, на наш взгляд, бесперспективны предложения сделать общественную оценку частью государственного механизма управления, например, частью аккредитационной процедуры, чтобы добиться обязательности ее применения. Слабость и не развитость общественных форм контроля, высокая значимость аттестации и аккредитации для судьбы образовательного учреждения, наличие у администрации рычагов влияния на родителей не позволят получить объективные результаты оценки, приведут к окончательной дискредитации идеи участия общественности в управлении, а в целом - к потере темпов демократизации общества.

На наш взгляд, необходимо придерживаться идеи постепенно «выращивания» демократических институтов, создавая необходимые и возможные в настоящее время условия. В частности, применительно к проблеме развития общественной оценки образовательных организаций можно опираться на два ключевых предложения.

Во-первых, в настоящее время наибольшие возможности и необходимость наблюдаются в том, чтобы включить общественную экспертизу в качестве обязательной составляющей части в разработку и оценку инновационных проектов и программ развития образовательных организаций. Это можно закрепить на основе локальных нормативных актов и муниципальных нормативных актов. В отличие от других предметов экспертизы (условия обучения, санитарно-гигиеническое состояние, психологический климат и др.), по отношению к которым все выглядит именно как общественный контроль, здесь существенно меняются позиции участников. Участие в разработке и оценке инновационных программ превращается в реальный механизм разделения ответственности за выбор, за ход и результаты нововведений, что может быть привлекательным. для руководителей школы.

Во-вторых, в сложившихся условиях имеет смысл использовать комплексно профессиональную и общественную оценки, которые дополняют друга по всем позициям, включая технологические. Это дает более объемное представление о ситуации в образовании и позволяет сформироваться самой общественной экспертизе.

Профессионально-общественная экспертиза - это исследование и анализ сложных, многоаспектных явлений, имеющих как социальную, так и педагогическую значимость, силами смешанных экспертных групп, представляющих эти две позиции. Такие явления характерны для процессов развития, реализуемых через целенаправленно внедряемые новации. В настоящее время - это самые конфликтогенные процессы.

Зонами потенциального конфликта интересов выступают цели и планируемые результаты развития, конкретные инновационные проекты, проведение экспериментов и пилотной апробации новшеств, изменения в образовательном процессе и в условиях жизнедеятельности школы в связи с нововведениями.

Проводимая модернизация образования требует от школ творческого подхода к освоению новаций, их адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения, широкой поддержки со стороны школьного сообщества. Согласованность общественной и профессиональной оценок актуального состояния школы и способов ее обновления выступает условием успешной инновационной деятельности, консолидации усилий и ресурсов для устойчивого развития.

Базовой моделью организации профессионально-общественной экспертизы выступает совместно-разделенная деятельность, при которой общественные эксперты включены в процесс экспертизы на всем ее протяжении наравне с профессионалами-педагогами и руководителями.

Предполагается, что подготовительные и заключительные этапы экспертизы (формулировка проблемы, уточнение объекта и предмета анализа, инструментария, определение критериев и показателей оценки, информационной базы, требований к результатам оценки, а в итоге - формирование согласованного экспертного заключения) происходят в форме коллективной деятельности двух экспертных групп (профессиональной педагогической и общественной), а сбор и анализ информации, собственно экспертное оценивание организуется каждой группой самостоятельно. Ключевым моментом в данной модели экспертной деятельности является согласование позиций и оценок отдельных групп и выработка общих решений, что требует особой, регламентированной процедуры согласования.

Опыт показывает, что возможны две различные схемы организации, которые отличаются от базовой модели меньшей степенью самостоятельности общественных экспертов. В одном случае, формируются смешанные экспертные группы, которые специализируются на анализе и оценке определенных критериев и показателей. В этом случае согласованная групповая оценка может быть обеспечена либо в ходе специальной процедуры обобщения индивидуальных экспертных заключений, либо за счет отказа от индивидуальных оценок и коллективной выработки группового мнения. Выбор подхода зависит от состава и размера групп. Во втором случае допускается включение общественных экспертов на отдельных этапах с целью согласования с ними подходов и выводов экспертизы, подготовленной профессиональными экспертами. Эти схемы работы могут быть использованы как промежуточные, переходные варианты в ситуации, когда не сформированы группы ответственных общественных экспертов.

Результатом профессионально-общественной экспертизы должны стать два основных профиля оцениваемого явления (нововведения), построенных по определенной совокупности критериев и показателей. Первый профиль -педагогические и социальные позитивные эффекты, второй - педагогические и социальные негативные эффекты (риски). Качественный анализ этих профилей осуществляется через диалог и должен заканчиваться обязательной выработкой рекомендаций по корректировке планов, программ, актуальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.