Научная статья на тему 'Возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательной организации и профессиональной деятельности педагога'

Возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательной организации и профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND PROFESSIONAL EXPERTISE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EFFECTIVE MANAGEMENT MECHANISMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHING SKILLS DEVELOPMENT / TEACHING ACTIVITIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безбородова Екатерина Васильевна, Шурилова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательных организаций и профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста. Освещена важность участия общественности в управлении образовательными организациями и системами с целью повышения качества образования. Раскрыт феномен общественно-профессиональной экспертизы в соответствии с актуальными тенденциями развития образования в условиях реализации современных подходов в образовательной политике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безбородова Екатерина Васильевна, Шурилова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Potential of Social and Professional Expertise as an Effective Mechanism for Assessing the Activities of Educational Organizations and Professional Activities of Teachers

This article discusses the possibility of socio-professional expertise as an effective mechanism for assessing the activities of educational institutions and professional activities of educators' in terms of the introduction of a national system of teaching skills development. The article covers the importance of participation of the public representatives in the management of educational organizations and systems with the purpose of improvement of education quality. The issue of social and professional expertise is expounded in accordance with the current trends in the development of education while implementing modern approaches in the educational policy of Russia.

Текст научной работы на тему «Возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательной организации и профессиональной деятельности педагога»

УДК 371.1 ББК 74.04(2Рос)

ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

THE POTENTIAL OF SOCIAL AND PROFESSIONAL EXPERTISE AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR ASSESSING THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF TEACHERS

Безбородова Екатерина Васильевна

Мaгиcтрант 2-го курсa Института педaгогики Росcийского госудaрственного педaгогического универтетета им. А. И. Герцена E-mail: evbezborodova01@gmail.com

Шурилова Татьяна Борисовна

Доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук E-mail: tbbaa1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности общественно-профессиональной экспертизы как эффективного механизма оценки деятельности образовательных организаций и профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения национальной системы

Bezborodova Ekaterina V.

The 2nd year student in the Master's program at the Institute for Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg E-mail: evbezborodova01@gmail.com

Shurilova Tatyana B.

Assistant professor at the Department of Theory and History of Pedagogy, Institute for Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, PhD in Education E-mail: tbbaa1@mail.ru

Abstract. This article discusses the possibility of socio-professional expertise as an effective mechanism for assessing the activities of educational institutions and professional activities of educators' in terms of the introduction of a national system of

учительского роста. Освещена важность участия общественности в управлении образовательными организациями и системами с целью повышения качества образования. Раскрыт феномен общественно-профессиональной экспертизы в соответствии с актуальными тенденциями развития образования в условиях реализации современных подходов в образовательной политике России.

teaching skills development. The article covers the importance of participation of the public representatives in the management of educational organizations and systems with the purpose of improvement of education quality. The issue of social and professional expertise is expounded in accordance with the current trends in the development of education while implementing modern approaches in the educational policy of Russia.

Ключевые слова: общественно-профессиональная экспертиза, образовательная организация, эффективные механизмы управления, профессиональные компетенции, национальная система учительского роста, педагогическая деятельность, образование.

Keywords: social and professional expertise, educational organization, effective management mechanisms, professional competence, the national system of teaching skills development, teaching activities, education.

Вопросы независимой общественно-профессиональной оценки деятельности образовательной организации как одного из эффективных механизмов его управления обсуждаются в российском обществе не первый год. Государство активно поддерживает участие общественности в управлении образовательными процессами, что отражено в главных нормативных документах в сфере образования, а также в федеральных целевых программах и программах развития образования субъектов Российской Федерации. Столь пристальное внимание государства к данной теме инициировало активное включение общественности в процессы управления образовательной деятельностью.

Необходимость развития в России общественно-профессиональной экспертизы признана государством, закреплена не только в действующей редакции главного федерального закона, регламентирующего деятельность в сфере образования, но и находит отражение в документах, инициированных Президентом РФ и государственными органами управления в сфере образования. Речь идет о таких стратегически важных документах как:

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.;

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и др.

Изучение общественно-профессиональной экспертизы в отечественной педагогической теории на сегодняшний день представляет собой самостоятельное направление исследований. Серьезная работа в этой области проводились представителями петербургской научно-педагогической школы (Н. Ю. Коносова, О. Н. Журавлева, Е. Г. Курцева, И. В.

Гришина и др.). Анализ публикаций, касающихся исследуемой темы, указывает на огромный интерес современных ученых к государственно-общественной оценке деятельности образовательных организаций и систем (О. Е. Лебедев, А. А. Седельников, А. Н. Поздняков).

Развитие государственно-общественного управления в системе отечественного образования характеризуется следующими основными тенденциями:

• создание системы, включающей в себя несколько уровней управления образованием (муниципальный, региональный и федеральный), каждый из которых имеет свой круг полномочий (к таким общественным структурам относятся комиссии, рабочие группы, общественные советы);

• расширение круга функциональных задач общественного сектора;

• запуск в работу абсолютно новых форм общественных организаций.

Для выполнения вышеперечисленных функций необходимо наличие разнообразных организационных механизмов (прямого и косвенного участия общественности, а также механизмов социального партнерства), формирование которых постепенно осуществляется в настоящий момент [1].

Актуальные тенденции развития государственно-общественного управления образовательными организациями и системами свидетельствует о несомненной его демократизации, что коррелируется с принципами государственной образовательной политики в сфере образования.

Возникают действенные инструменты влияния общества на образование, чему способствуют серьезные государственные инициативы в этой области. К таким инструментам можно отнести общественно-профессиональную экспертизу образовательных процессов.

В логике развития современных образовательных процессов общественно-профессиональная экспертиза в образовании - это добровольный саморегулируемый процесс взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, нацеленный на развитие и совершенствование образования, призванный подтвердить степень качества той или иной образовательной программы и ее соответствие профессиональным стандартам, а также требованиям различных социально-профессиональных групп (объектов внешней среды, субъектов образовательной деятельности и ряда других) [2]. Данный процесс осуществляется экспертными группами, представляющими интерес профессионального и общественного секторов [3].

Стоит отметить, что именно общественно-профессиональный характер взаимодействия обеспечивает инновационное развитие образования в России, главным признаком которого является его качество. В свою очередь, масштабное развитие институций гражданского общества (научно-профессиональные сектора, сообщества представителей организаций и предприятий и проч.), относящиеся к системной оценке качества образовательного ландшафта, которые являются одной из перспективных направлений общественно-профессиональной экспертизы.

Однако следует помнить, что при взаимодействии профессионального и общественного секторов возможно возникновение зон потенциального конфликта интересов, которыми могут стать:

• цели обучения и воспитания;

• планируемые результаты;

• содержание образовательных программ;

• внедрение инноваций в образовательный процесс;

• внесение изменений в условия функционирования образовательной организации.

Столкновение интересов между профессиональным и общественным сектором объясняется тем, что результат взаимодействия, а именно повышение качества образовательного процесса, одинаково значим для обеих групп, но суть и содержание данного понятия могут быть различными.

Во избежание конфликтных ситуаций и непонимания между субъектами экспертизы главным условием, обеспечивающим успешное инновационно-образовательное развитие организации, является, прежде всего, формирование согласованного характера взаимодействия профессиональной и общественной экспертизы актуального состояния образовательной организации.

Следовательно, приоритетной целью проведения такого рода экспертизы является формирование единого, комплексного мнения о качестве образовательного процесса.

Общественно-профессиональная экспертиза в образовании базируется на следующих ключевых принципах:

• оптимальное количество экспертных мнений;

• комплексность оценки различных аспектов деятельности образовательной организации;

• открытость экспертизы и доступность ее результатов;

• направленность экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие продуктов и образовательных программ, способствующих внедрению инноваций в образовательный процесс;

• обязательность внешней экспертизы;

• компетентность экспертов;

• мотивированность экспертов;

• согласованность профессиональных и общественных оценок;

• функциональность экспертизы;

• коллегиальность экспертизы [4].

Приоритетными задачами общественно-профессиональной экспертизы деятельности образовательной организации являются:

• оценка педагогической и социальной значимости той или иной образовательной программы образовательной организации;

• оценка обоснованности содержания образовательной программы;

• оценка соответствия содержания программы ее образовательным целям;

• проектирование оптимальных педагогических технологий;

• создание форм организации образовательного процесса, способствующих развитию образовательной организации;

• описание возможных рисков, с указанием оптимальных путей преодоления этих рисков;

• разработка рекомендаций по внесению изменений в содержание образовательной программы, инновационного продукта и иных документов [4].

Рассмотрение сущности понятия «общественно-профессиональная экспертиза» позволяет сделать вывод о том, что ее возможности не ограничиваются только рамками исследования и оценки деятельности образовательной организации, но реализация процедуры общественно-профессиональной экспертизы целесообразна и относительно других объектов, связанных с образованием. Так, например, огромный потенциал общественно-профессиональная экспертиза имеет при решении вопросов, связанных с оценкой качества профессиональной деятельности педагогов [5]. Это, в первую очередь, можно объяснить тем, что профессиональную деятельность педагога невозможно рассматривать изолированно от деятельности образовательной организации, в которой работает педагог. Рассмотрим этот аспект потенциала общественно-профессиональной экспертизы подробнее.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «качество образования», а требования к нему определены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Требования же к личности и профессиональным качествам педагога утверждены профессиональным стандартом «Педагог». Создание национальной системы учительского роста (НСУР) было инициировано главой государства, а разработка проекта была поручена Правительству РФ. В соответствии с данным поручением был разработан проект модели НСУР, в основе которого лежит использование уровневого подхода к профессиональным компетенциям педагога. Разработка данной системы повлекла за собой соответствующую доработку профессионального стандарта «Педагог» [6].

На наш взгляд, именно общественно-профессиональная экспертиза будет способствовать формированию объективной аттестационной оценки профессиональных компетенций педагога. Действительно, государственно-общественная оценка качества деятельности образовательной организации и профессиональной деятельности педагогических работников предполагает разработку оценочных критериев и показателей. Данная система должна учитывать специфику функционирования коллектива и условия взаимодействия членов образовательной организации. По нашему мнению, эффективное внедрение национальной системы учительского роста возможно посредством проведения общественно-профессиональной экспертизы деятельности педагогических работников [7-10].

В данном контексте общественно-профессиональная экспертиза деятельности педагогических работников представляется нам как процедура получения интегративного мнения членов экспертного пула, состав которого не является строго регламентированным, об эффективности профессиональной деятельности педагогов и представителей администрации образовательной организации.

Еще одним ключевым моментом общественно-профессиональной экспертизы деятельности педагогов является возможность определения перспективных направлений развития профессиональных компетенций педагогических работников. Результаты общественно-профессионального оценивания, на наш взгляд, позволяют:

• сориентировать педагога на анализ своей деятельности;

• выявить недостатки педагогической деятельности;

• определить дальнейшие векторы совершенствования с учетом специфики образовательной организации и уровнем готовности членов коллектива к изменениям, носящим инновационный характер [11].

Таким образом, можно сделать вывод о важнейшем потенциале общественно-профессиональной экспертизы в условиях внедрения НСУР.

Общественно-профессиональная экспертиза, действуя от имени гражданского общества, представляет собой экспертную площадку, в рамках которой проводится экспертиза государственных программ и предложений, рождающихся в самом обществе.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что независимая оценка качества образования является стратегическим направлением модернизации управления образовательными процессами. Работа в этом направлении будет проводится дальше, быстрыми темпами. Безусловным катализатором данного процесса является растущая гражданская активность населения, родителей обучающихся и иных заинтересованных структур. Однако следует учитывать, что столь важные общественные инициативы получат должную поддержку и адекватное развитие только в случае глубокой проработки вопросов научно-методического и организационного сопровождения общественно-профессиональной экспертизы деятельности образовательной организации и педагога [12].

Еще одним важным вопросом, который требует детального изучения, является осмысление роли эксперта в формировании качественной общественно-профессиональной экспертизы в сфере образования. Изучение личности эксперта в образовании, разработка требований к его профессиональной деятельности, а также создание образа идеального эксперта - это те вопросы, которые на сегодняшний день не являются закрытыми. Работа в данном направлении активно ведется и, безусловно, будет продолжена.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/ (дата обращения: 25.08.2018).

2. Богуславский М. В. Научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Отечественное и зарубежное образование. - 2016. - № 1.

- С. 9-17.

3. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи: некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности // Управленческое консультирование. - 2016. - № 5.

- С. 164-172.

4. Организация экспертизы в образовании: анализ практики и методические рекомендации (приоритетный национальный проект «Образование») / под. ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2006. - 184 с.

5. Пуденко Т. И. Общественно-профессиональная экспертиза в общем образовании как условие его развития // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. - 2015. - № 2. - С. 1009-1016.

6. Граничина О. А. Основы мониторинга качества педагогического образования контексте гуманитарных технологий // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 46-58.

7. Приказ Министерства образования и науки от 26 июля 2017 г. № 703 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста». - URL: https://минобрнауки.рф/документы/10651/ файл/9547/Приказ%20№%20703%20от%2026.07.2017.р^ (дата обращения: 25.08.2018).

8. Комарова И. И., Третьяков А. Л. Экспертиза в образовании: элементы анализа // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф., посвященной Дню российской науки 11 февраля 2016 г. / под ред. И. В. Гладкой, С. А. Писаревой. - СПб., 2016. - С. 278-282.

9. Малеванов Е. Ю., Калашникова Н. Г., Болотина Т. В., Жаркова Е. Н. Новые оценочные процедуры в национальной системе учительского роста на основе учета оценок выпускников прошлых лет // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 1. - С. 6-17.

10. Москвина А. С., Нестеркина О. С. Способы создания ситуации успеха для повышения мотивации к обучению младших школьников // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7, № 1. - С. 136-141.

11. Третьяков А. Л. Этика экспертизы в образовании: теоретико-организационные аспекты // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. Всерос. симпозиума молодых ученых, 26-28 апреля 2017 г. / ред. совет: С. А. Писарева, И. В. Гладкая, Ю. С. Матросова, Н. М. Федорова, Т. Б. Шурилова. - СПб., 2017. - С. 160-165.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.08.2018).

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 20182025 gody, utv. Postanovleniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 26 Dec. 2017 No. 1642. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/1143 8c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/ (accessed: 25.08.2018).

2. Boguslavskiy M. V. Nauchnye osnovy istoriko-pedagogicheskoy ekspertizy innovatsiy v obrazovanii. Otechestvennoe i zarubezhnoe obrazovanie. 2016, No. 1, pp. 9-17.

3. Demidov A. A., Tretyakov A. L. Peterburgskaya model etiko-pravovogo obrazovaniya detey i molodezhi: nekotorye podkhody k protsessu formirovaniya pravovoy kultury li-chnosti. Upravlencheskoe konsultirovanie. 2016, No. 5, pp. 164-172.

4. Prozumentova G. N. (Ed.) Organizatsiya ekspertizy v obrazovanii: analiz praktiki i metodicheskie rekomendatsii (prioritetnyy natsionalnyyproekt "Obrazovanie"). Tomsk: Izd-vo TGU, 2006. 184 p.

5. Pudenko T. I. Obshchestvenno-professionalnaya ekspertiza v obshchem obrazovanii kak uslovie ego razvitiya. Konferentsium ASOU: sb. nauch. tr. i materialov nauch.-prakt. konf. 2015, No. 2, pp. 1009-1016.

6. Granichina O. A. Osnovy monitoringa kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya kon-tekste gumanitarnykh tekhnologiy. Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2009, No. 83, pp. 46-58.

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 26 Jul. 2017 No. 703 "Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy ('dorozhnoy karty') Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii po formirovaniyu i vvedeniyu natsionalnoy sistemy uchitelskogo rosta". Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/10651/fayl/9547/Prikaz%20№o%20703%20ot0/o20 26.07.2017.pdf (accessed: 25.08.2018).

8. Komarova I. I., Tretyakov A. L. Ekspertiza v obrazovanii: elementy analiza. Pedagogiches-kaya nauka i sovremennoe obrazovanie. Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference, dedicated to the Day of Russian Science 11 fevralya 2016 g. St. Petersburg, 2016. Pp. 278-282.

9. Malevanov E. Yu., Kalashnikova N. G., Bolotina T. V., Zharkova E. N. Novye otsenoch-nye protsedury v natsionalnoy sisteme uchitelskogo rosta na osnove ucheta otsenok vy-pusknikov proshlykh let. Innovatsionnye proekty iprogrammy v obrazovanii. 2017, No. 1, pp. 6-17.

10. Moskvina A. S., Nesterkina O. S. Sposoby sozdaniya situatsii uspekha dlya povysheniya motivatsii k obucheniyu mladshikh shkolnikov. Gumanitarnoeprostranstvo. 2018, Vol. 7, No. 1, pp. 136-141.

11. Tretyakov A. L. Etika ekspertizy v obrazovanii: teoretiko-organizatsionnye aspekty. Problema cheloveka v pedagogicheskikh issledovaniyakh. Proceedings of All-Russian Symposium of Young Scientists, 26-28 Apr. 2017. St. Petersburg, 2017. Pp. 160-165.

12. Federalnyy zakon ot 29 Dec. No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 25.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.