Научная статья на тему 'Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления'

Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ / EDUCATIONAL SCHOOL PROGRAM / INDEPENDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / PUBLIC EXPERTISE / HUMANIST PEDAGOGY / SCHOOL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна

В статье рассматривается актуальность внешней экспертизы образовательных программ школы с участием общества в рамках независимой оценки качества образования. Обосновывается необходимость гуманитарной направленности экспертизы и общественно-профессиональный формат ее проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public expertise of school educational program as a resource for humanistic pedagogy and effective management

The article discusses the relevance of external expertise of school educational programs with public participation in the framework of the independent assessment of education quality. The necessity of humanitarian orientation of expertise and socio-professional format of its implementation is substantiated

Текст научной работы на тему «Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления»

Современные проблемы развития образования

Т. И. Пуденко

(Москва)

Общественная экспертиза образовательной программы

школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления

В статье рассматривается актуальность внешней экспертизы образовательных программ школы с участием общества в рамках независимой оценки качества образования. Обосновывается необходимость гуманитарной направленности экспертизы и общественно-профессиональный формат ее проведения.

Видные российские ученые и педагоги -утверждают, что сегодня школа отстает от современности и последствия этого отставания затрагивают всех. «Задачи школы меняются. Новая реальность — обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту-Центральной фигурой в такой школе является- сам ученик, его мотивы и установки». При этом «сверхцентрализованное управление школами, безумно забюрократизированное, построенное на жестком контроле и бесконечной отчетности, тормозит процесс» [1]. Авторы, разделяющие взгляды гуманистической педагогики, считают, что виноваты в этом не только чиновники или политики, что само общество настроено консервативно.

Однако, бросая упрек обществу, нельзя не замечать, что на протяжении многих лет в сфере образования все-таки идут процессы демократизации. Если будущее успешной российской школы зависит не только от педагогов, но и от социума, то что именно учителя и управленцы ожидают от гражданского общества сегодня? Что реально могут сделать родители и активные представители общественности для того, чтобы идеи гуманистической педагогики не просто были провозглашены, но имели шанс реализоваться на благо каждому ребенку?

С 1992 года, когда Законом РФ «Об образовании» на уровне принципа государственной политики был закреплен «демократический, государственно-общественный характер управления образованием» общественное

участие в принятии решений, постепенно становится элементом современной управленческой культуры, частью механизмов разработки и реализации образовательной политики.

Было бы наивным считать, что мы уже добились больших успехов, не видеть, что участие общества в управлении образованием тяжело приживается, сопровождается конфликтом интересов, а потому на деле нередко оказывается имитацией. На взгляд экспертов, перспективный подход состоит в наделении общественных активистов реальными полномочиями, их включении в решение вполне конкретных проблем современного общего образования [2, 3, 4].

Так происходит в последние годы в области оценки качества образования, что обусловлено изменением законодательства, выполнением масштабных проектов, таких, как Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО], комплексный проект модернизации образования (КПМО] и др.

Если ПНПО фактически положил начало формированию института общественных экспертов, созданию научно-методической базы их деятельности, то КПМО стимулировал привлечение представителей общественности к участию в комиссиях по лицензированию и аккредитации школ, аттестации педагогических и управленческих кадров. Ряд регионов (Томская, Новосибирская, Самарская области, Республика Бурятия, Республика Мордовия и др.] создали свои нормативные

правовые условия для привлечения общественности к оценке качества образования.

С введением в штатный режим Единого государственного экзамена (ЕГЭ) был создан институт общественного наблюдения за его проведением.

Внедрение новой системы оплаты труда с распределением стимулирующих надбавок при обязательном участии представителей общественности создало для них возможность оценки профессиональной деятельности педагогов и даже опосредованного влияния на нее.

Все эти этапы демократизации постепенно меняют механизмы управления образованием, обеспечивая значительно большую открытость системы образования, преодоление «корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности и оценке ее результатов; рост интереса и активности родителей, обучающихся и представителей общественности к участию в управлении образованием; ...повышение ответственности руководителей и педагогов за конечные результаты деятельности» [2, с. 61].

Характерно, что в российском образовании удивительным образом сочетаются в настоящее время два процесса - усиление вертикали управления, централизации в принятии ключевых решений и законодательное расширение возможностей общества влиять на эти решения. В документах, отражающих государственную политику в сфере образования, обозначено, что приоритетами развития является общественный диалог, открытость и понятность школьного управления, жизни школы, включенность социума в эти процессы.

Создается нормативная база, которая фактически обязывает государственные и муниципальные органы расширять практику участия общественности в управлении сферой образования. Так, например, независимая оценка качества образования закреплена в Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [5] и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6].

Важно, что проблемы гуманистической педагогики в экспертном сообществе происхо-

дит на фоне активных действий региональных и муниципальных органов управления образованием, общественных организаций по созданию системы независимой оценки качества образования, которая должна осуществляться потребителями образовательных услуг (то есть родителями, учащимися], социально активными гражданами и общественными организациями. При этом возникает масса вопросов не только прикладного, но и теоретического характера, связанного с определением понятия «независимая оценка», подхода к отбору представителей общественности при формировании общественных советов, к выбору конкретных объектов оценки и используемых критериев, показателей.

Несмотря на жесткое нормативное регулирование, создание региональных систем независимой оценки качества образования не исключает инициатив, собственного видения формата и процедур независимой оценки, включения дополнительных (к федеральным) критериев и показателей качества образования. Общая законодательная рамка позволяет использовать инструменты и механизмы, влияющие на качество образования в том содержательном и смысловом контексте, который важен для общества.

В этой связи представляется, что объектом независимой оценки качества образования должны стать образовательные программы общеобразовательных организаций. В нормативных документах они прямо не упоминаются как обязательные объекты оценивания, отсутствуют и соответствующие критерии. В то же время практика показывает, что качество этих программ остается невысоким, а их значение для успешного обучения и воспитания является во многом определяющим, поскольку образовательная программа - это основной документ, регулирующий образовательную деятельность в организации.

Сейчас образовательные программы разрабатываются школами и дошкольными организациями самостоятельно. Широко известна практика создания этих базовых документов исключительно силами администрации, причем с преимущественной ориентацией на соблюдение формальных требований, прежде всего соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Однако этого недостаточно для нового качества образования, тем более на основе

принципов и идеалов педагогики сотрудничества, для осознания профессиональной педагогической позиции, которая, в том числе, должна быть отражена и через представление учителя, воспитателя о смысле, целях и содержании своей деятельности, транслированное в образовательную программу школы, дошкольной организации. Практика отстранения учителя от проектирования образовательной деятельности не способствует росту его профессиональной компетентности.

Так, исследования Новосибирского института мониторинга и развития образования показали, что, по оценкам самих директоров, в большей части школ проектирование основной образовательной программы (ООП] происходит без учета готовности к нему всех педагогических работников (более 70% директоров оценили готовность педагогов как допустимую и 5% как критическую]. Примерно половина участвовавших в опросе руководителей отмечают затруднения в проектировании каждого из разделов: целевом, содержательном и организационном [7]. Подобная ситуация только подчеркивает необходимость внешней (по отношению к разработчикам] экспертизы документов, регулирующих образовательную и инновационную деятельность школы.

Внешние профессиональные оценки образовательных программ организаций осуществляются в рамках контрольно-надзорной деятельности. Можно говорить об их узкой направленности, о закрытости результатов и т.д., однако они проводятся. Что же касается общественных оценок образовательных программ школ и дошкольных организаций, то они практически отсутствуют.

Между тем еще в 2008 году в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» было сказано, что «-следует внедрить систему публичной отчетности организаций, реализующих образовательные программы общего образования, сформировать механизмы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ». Публичная отчетность стала к настоящему времени нормой, а вот оценка образовательных программ школы при участии общества - нет.

В упомянутом ранее исследовании Новосибирского института мониторинга и развития образования утверждается, что «Сейчас

при проектировании образовательных программ мнения и интересы обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса учитываются не в полной мере. Отслеживание личностных и метапред-метных результатов вызывает затруднения. Не менее серьезные затруднения имеются при проектировании индивидуальных учебных планов для целевых групп обучающихся с разными образовательными потребностями» [7, с. 109].

Есть мнение, что педагогам сложно не только проектировать свою деятельность, но и реализовать ее. Сейчас «-при введении нового стандарта учитель имеет новую образовательную программу, незначительно обновленный вариант УМК, методическое сопровождение в виде рекомендаций, традиционные технологии обучения, которые использует эпизодически, традиционную подготовку в рамках повышения квалификации, но при этом должен успешно обеспечить выполнение требований к результатам школьников, обозначенных в новом стандарте! Что в такой ситуации делать учителю?» [8, с. 73].

Возникает вопрос: а что делать родителям? Как они могут ориентироваться в нововведениях, в содержании учебных программ, ведь «--.родители не только не участвуют в проектировании, но их и не знакомят с особенностями образовательной программы школы, степенью ее сложности» [7, с. 109].

Между тем родителей волнует доступность программы для понимания ребенком, ее соответствие индивидуальным особенностям. Они хотят знать, обеспечит ли программа развитие познавательного интереса и мотивации школьника на ее освоение, не потребует ли учебный процесс сверхусилий от семьи и ребенка, не повлияет ли негативно на здоровье детей.

Если включение родителей и представителей социума в проектирование образовательной программы школы в настоящее время нереально, можно считать это задачей «на вырост» (даже несмотря на то, что в программе должен быть компонент, формируемый участниками образовательного процесса], то проведение независимой общественной экспертизы отчасти способно исправить ситуацию. Такая экспертиза должна раскрывать прежде всего важные для семьи и общества аспекты обучения, проводиться с позиции открывающихся возможностей для каждого

ребенка, предлагаемых образовательной организацией. Сейчас образовательная программа школы и детского сада скорее демонстрирует весь имеющийся в их арсенале набор образовательных услуг и доказывает, что они соответствуют государственным стандартам. Развернуть этот документ к ребенку, к семье возможно за счет экспертного сопровождения.

В этом контексте общественная экспертиза будет называться таковой не по признаку субъекта деятельности (то есть осуществляемой не профессиональным педагогом], а по тому признаку, что она отражает гуманитарную точку зрения, является антропоцентри-стской (или детоцентристской в ситуации оценки качества общего образования].

Гуманитарный взгляд концентрируется на таких существенных для человека аспектах, как ценности, смыслы, свобода, ответственность, творчество и др. Поэтому гуманитарная точка зрения совпадает с гуманистической [8]. Сторонники гуманитарного подхода к исследованиям социальных процессов считают, что такая антропоцентристская ориентация «.с необходимостью предполагает и соответствующую - гуманитарную -методологию. .Главный гуманитарный вопрос об образовании звучит не «почему ребенок учится хорошо (плохо]?», хотя и эти вопросы важны., а «для чего, ради чего он учится, какие ценности предпочел, а от каких отказался?», что с ним «происходит в человеческом измерении?» [8]. Понятно, что так понимаемая общественная экспертиза способна внести свой вклад в продвижение идей гуманистической педагогики в практику современного общего образования.

Если говорить об экспертизе образовательной программы школы, представляется, что она должна быть по сути гуманитарной, но реализоваться как общественно-профессиональная, поскольку основывается на анализе информации и документов, использующих педагогические термины и смыслы.

Разделяем подход, согласно которому суть экспертизы состоит в исследовании [9]. Это значит, что в оценке любого явления мы имеем дело с ситуацией неопределенности, в которой возможны разные выводы в зависимости от точек зрения, норм, подходов. Именно поэтому позиция эксперта становится во многом определяющей для конечных выводов и оценок.

На наш взгляд, специфика общественно-профессиональной экспертизы в образовании состоит в целенаправленном исследовании и анализе сложных, многоаспектных явлений, имеющих как социально-гуманитарную, так и педагогическую природу и значение, и должна осуществляться силами смешанных экспертных групп, представляющих эти две позиции.

Принципиально важно, что профессиональная и общественная (социально-гуманитарная] экспертизы рассматриваются как отдельные виды не по признаку субъекта оценивания, а по совокупности всех признаков, включающих: цель, объект и предмет, субъектов, формы организации, технологии, использование результатов. Ключевым словом является позиция, а уже из нее вытекает специфика всех остальных параметров экспертного оценивания.

Если исходить из того понимания, о котором было сказано выше, то предметом независимой общественно-профессиональной экспертизы образовательной программы должны стать ее существенные социально-гуманитарные аспекты. В частности, экспертиза должна дать ответы на вопросы о том, какие она предоставляет возможности для достижения каждым ребенком высоких по его способностям образовательных результатов; какие условия предлагаются для индивидуализации образования; какими видит школа личностные результаты развития ребенка; есть ли барьеры, снижающие доступность образования в данной организации; каковы ограничения и напряженность обучения, какая нагрузка ляжет на семью в связи с реализацией программы и т.п.

Очевидно, что из документа под названием «Образовательная программа школы», написанного профессиональным языком и с определенными целями, не будучи специалистом и не обладая контекстной информацией, получить ответы невозможно. Именно поэтому нужна площадка для диалога, для взаимодействия, которая образуется при совместной экспертной деятельности профессионалов (педагогов, психологов, управленцев] и представителей социума, семьи. Только в совместной работе может быть сформирована гуманитарная экспертная позиция и выработаны критерии оценки, позволяющие профессионалам провести содержательную независимую экспертизу в интересах «потребите-

лей образовательных услуг», как сказано в нормативных документах.

Один из главных вопросов - кто может быть экспертом при работе с образовательными программами в рамках подобной гуманитарной экспертизы?

Конечно, должны быть соблюдены базовые требования к кандидатам в эксперты, к которым относятся: независимость (отсутствие конфликта интересов], компетентность, мотивированность. Необходимо обеспечить максимальное разнообразие экспертных позиций, в совокупности отражающих качества образовательных программ. Поэтому экспертами могут выступать представители педагогических общественных организаций, научного сообщества, а также различных родительских организаций и общественных движений.

На наш взгляд, при соблюдении двух основных условий - гуманитарной направленности экспертизы и организации совместной деятельности профессионалов с представителями социума на всех этапах (от подготовительного до заключительного] - вопрос о подборе экспертов перестает быть решающим. Он переходит в организационно-техническую плоскость.

Возможно создание регионального (межрегионального] ресурса экспертов, прошедших подготовку, занесенных в экспертную базу данных, которые привлекались бы затем к работе общественными советами или орга-

низациями-операторами по независимой оценке качества образования различных субъектов РФ. Пример - формирование регионального ресурса ведущих консультантов в области развития образования.

Несмотря на то, что накоплен разнообразный опыт активного сотрудничества общественности со школами и органами управления образованием, существует нормативная правовая база, создан научно-методический задел для деятельности общественных экспертов, следует признать, что работа по независимой общественно-профессиональной оценке качества образовательных программ общеобразовательных организаций во многом имеет инновационный характер. Она потребует решения теоретических проблем (например, уточнения предмета оценки и формирования критериальной базы], поиска эффективных организационных моделей, которые можно было бы рекомендовать практикам.

В то же время подобная общественно-профессиональная экспертиза способна решить несколько важных задач: повысить информированность родителей и социума о содержательной стороне деятельности образовательных организаций, способствовать более эффективному управлению ими, выявляя ресурсы повышения качества образовательного процесса, создавая новые инструменты и механизмы демократического управления, внести свой вклад в гуманизацию современного общего образования.

Литература

1. Гуманистическая педагогика: XXI век // Новая газета. - № 112. - 12 октября 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.novayagazeta.ru/society/70301.html (дата обращения 02.11.15).

2. Косарецкий С. Г., Моисеев А. М., Седельников А. А., Шимутина Е. Н. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки : моногра-фич. сб. / под общ. ред. С. Г. Косарецкого, Е. Н. Шимутиной. - М.: Вердана, 2010. - 372 с.

3. Пуденко Т. И. Участие общества в управлении образованием: современные акценты // Образование и общество. - 2010. -№ 1 (60). - С. 57-64.

4. Кавич А. Ю. Развитие институтов общественного участия в управлении российской образовательной системой // Актуальные вопросы модернизации российского образования : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф., Таганрог, 30 января 2015 г. - М.: Центр научной мысли, 2015. - С. 20-24.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 140174/

6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 165899/

7. Екимова С. Б., Захир Ю. С., Павлючик С. В. Проблемы формирования основной образовательной программы школы // Качество образования в Евразии. - 2014. - № 2. - С. 107-115

8. Панфилова Л. Г. Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 72-77.

9. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. - М., Смысл, 1999. - 42 с.

10. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов и подходов : учебно-методич. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 28 с.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10632

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.