Научная статья на тему 'Общественная компонента в оценке качества социально значимых результатов школьного образования'

Общественная компонента в оценке качества социально значимых результатов школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Татьяна Юрьевна

Данная статья посвящена проблеме участия общественных структур в оценке качества школьного образования, в частности, его социально значимых результатов. Выделены требования к выбору экспертов, в которых особое внимание уделяется качествам, присущим эксперту, и способам отбора экспертов для проведения общественной оценки; обоснованы принципы организации процедуры экспертизы образовательного учреждения, способствующие обеспечению открытого и демократичного характера её проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social component in the system of result evaluation in school

The article is devoted to the problem of social structures participation in school education quality evaluation. The requirements to experts are pointed out, with special attention paid to the qualities of experts, methods of sorting out the latter. Dominating principles of organizing the evaluation in question are the following openness and democracy of the procedure.

Текст научной работы на тему «Общественная компонента в оценке качества социально значимых результатов школьного образования»

средних общеобразовательных школах № 44 и 54 г. Омска; в рамках работы Городского методического сообщества учителей на базе средней общеобразовательной школы № 108; в Ивановской средней общеобразовательной школе Калачинского района Омской области, что позволило повысить эффективность внедрения различных инноваций в образовательный процесс. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета; на аспирантских семинарах; в ходе исследовательской работы на факультете повышения квалификации работников образования в качестве доцента кафедры профессиональной педагогики и психологии и организатора педагогической практики; на научно-исследовательских конференциях и педагогических чтениях. Разработанная технология развития рефлексивной самоорганизации педагогов может быть использована на курсах повышения квалификации, в работе практикоориентированных семинаров, творческих групп при переходе учреждения в инновационный режим работы.

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времен) [Текст]: — М. : «ЛМА», 1996. — 380 с. - ISBN 5-88075-023- X.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока [Текст] : практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК : 2-е изд., — Ростов-н/Д : ТЦ «Учитель», 2002. - 176 с. - ISBN 5-87-807-208-8.

3. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии [Текст] : 2-е изд., доп. — Новокузнецк : ИПК, 2003. — 72 с. — ISBN 5-7291-0194-5.

4. Салатич Т.П., Стрыжков И.А. Формирование рефлексивной самоорганизации [Текст] : Метод. пособие. Часть 1. — Омск : ООИПКРО. — 33 с. — ISBN 5-89982-075-6.

5. Ангеловски К. Учителя и инновации [Текст] : кн. для учителя ; пер. с макед. — М. : Просвещение, 1991. — 159 с. — ISBN 5-090030073 — 1.

6. Хомерихи О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс [Текст] : метод. пособие для руководителей образовательных учреждений ; под ред. М.М.По-ташника. — М. : Новая школа, 1994 — 64 с. — ISBN 5-7301-0039-6.

ЖУКОВА Лариса Николаевна, заместитель директора по УВР.

Статья поступила в редакцию 01.04.08 г.

© Л. Н. Жукова

УДК 371 24 +379 п 472 Т. Ю. ПОЗДНЯКОВА

Омский государственный педагогический университет

ОБЩЕСТВЕННАЯ КОМПОНЕНТА В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме участия общественных структур в оценке качества школьного образования, в частности, его социально значимых результатов. Выделены требования к выбору экспертов, в которых особое внимание уделяется качествам, присущим эксперту, и способам отбора экспертов для проведения общественной оценки; обоснованы принципы организации процедуры экспертизы образовательного учреждения, способствующие обеспечению открытого и демократичного характера её проведения.

Развитие отечественного образования связывается сегодня, прежде всего, со стремлением реализовать гуманистические принципы, поэтому его качество должно рассматриваться не столько в прагматических рамках «образовательных услуг», сколько с позиций человеческой и социальной ценности образования.

Современная ситуация такова, что назрела необходимость определиться в приоритетах образования. Это обусловлено не только глобальными переменами — переходом к постиндустриальному информаци-

онному обществу, — но и присоединением России к Болонским соглашениям.

В связи с этим отечественное образование претерпевает серьёзные изменения: меняются структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.

Тенденции развития современного общества и государства ставят новые образовательные цели и, как следствие, новые требования к качеству образования и качеству его результатов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

Поиск путей достижения качества образования — это один из способов реагирования общества на современную социальную ситуацию, но это одновременно и способ изменения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и в будущем.

В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворения потребностей личности и общества. Данный подход опирается на определение качества образования как способности удовлетворять запросам потребителей и субъектов образовательного процесса. При этом общество заинтересовано в становлении и формировании социальных качеств учащихся (как результата образования) на уровне их готовности к сознательному участию в гражданской жизни, а также в развитии социальной активности школьников.

В настоящее время в отечественной системе образования отсутствуют «прозрачность» и открытость процедур оценки качества образования, то есть качество подготовки выпускников школ не становится достоянием общественности, к тому же не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений, как во многих европейских странах.

Таким образом, становится очевидным, что ни в постановке целей образования, ни в оценке степени их достижения учащимися не принимают участия «потребители» продукта образования: общественные организации, родители, работодатели.

Несмотря на то, что в уставах образовательных учреждений прописаны формы общественной составляющей управления (родительский комитет, педагогический совет, совет старшеклассников) и определена легитимная основа для развития общественного управления, администрация образовательных учреждений, как правило, не спешит делиться с общественностью своим монопольным правом на управление. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что администрация образовательного учреждения не видит необходимости в допуске общественности к управлению, в том числе и по причине невозможности делегировать последней ответственность за состояние и результаты образовательного процесса.

Кроме того, общественность не имеет достоверной и релевантной информации о состоянии дел в образовательном учреждении и достижениях учащихся и предпочитает не вмешиваться в школьные дела, доверив все профессионалам, работающим в сфере образования.

Анализ функций и полномочий управляющих советов школы, различных органов самоуправления в образовательном учреждении (педагогического коллектива, ученического коллектива, родительского и др.) показал, что реальное участие общества в оценке качества образования не осуществляется. При этом необходимость такого участия очевидна, так как изменения в системе оценивания образовательных результатов позволят школе показать свои успехи в достижении результатов, которые не фиксируются ЕГЭ. Имеются в виду изменения в условиях образовательной деятельности: достижения в формировании у школьников жизненно значимых умений и навыков, развитие их рефлексивных способностей и др. Такие результаты деятельности школы принято называть социально значимыми результатами школьного образования.

Под социально значимым, результатом, школьного образования мы понимаем уровень развития личностных качеств учащихся (самостоятельность, ответственность), определяющий его готовность к ре-

ализации различных социальных ролей и прав, к участию в жизни общества и государства.

Социально значимые результаты, школьного образования можно диагностировать через различные виды деятельности школы, направленные на социальные преобразования, в которые включен учащийся, такие как:

— социально значимые проекты, реализуемые школой, а также проекты, реализуемые совместно с социумом;

— социальное партнерство;

— авторитет школы в социуме;

— школьное самоуправление.

В сущности, возможность заметить и оценить эти результаты могла бы сделать школу более привлекательной для родителей, детей, местного социума.

В связи с этим становится очевидным тот факт, что должна быть преобразована вся система оценивания качества в школе. Целесообразными представляются такие изменения в системе оценки результатов школьного образования, которые позволят повысить качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков:

— расширение круга объектов оценки: включение в него не только образовательных результатов, но и условий их достижения, а также ключевых компетентностей, включение результатов социокультурной, социально значимой деятельности школы;

— определение субъектов внутренней и внешней оценки.

Оценка качества образования, как система оценок, может быть подразделена на оценки качества со стороны «внешней среды», то есть «потребителей» образовательных услуг, и внутренние оценки в самой системе образования.

Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, инспектирования, аттестации, аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов образования.

Процедуры государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений предназначены, прежде всего, для установления соответствия процесса и результата образовательной деятельности определенным требованиям. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» такого рода процедуры и органы, их осуществляющие, должны носить независимый характер. Государственность процедур проявляется при этом в осуществлении независимой оценки соответствия получаемого образовательного результата нормативным требованиям [1].

Вместе с тем очевидно, что, кроме государственных процедур, существуют и другие основания и параметры для оценивания деятельности образовательных учреждений с участием общественности. Одной из форм оценки деятельности образовательных учреждений является общественная аттестация. Общественная аттестация образовательного учреждения — это прежде всего возможность включения общественности в управление качеством образования, расширения круга показателей и параметров оценки качества образования, задействования дополнительных ресурсов для его обеспечения.

Говоря о правовых основах осуществления общественной аттестации образовательных учреждений, важно зафиксировать, что общественная аттестация и аккредитация образовательных учреждений может развиваться в двух направлениях:

— участие общественности (профессиональной, родительской и др.) в работе государственно-общест-

венной аттестационной комиссии или осуществление независимой общественной оценки деятельности образовательных учреждений по параметрам и показателям, нормативно устанавливаемым государством;

— осуществление независимой общественной оценки деятельности образовательных учреждений по самостоятельно выработанным параметрам и показателям, таким, например, как участие общественности в жизни образовательного учреждения, успеваемость учащихся, здоровье детей, эффективность поведения его выпускников на рынке труда и т.д.

Анализ нормативно-правовых документов (Закон РФ «Об образовании»; положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений) показал, что аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательном учреждении и имеет целью установление:

— соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов;

— исполнения образовательным учреждением требований: государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ.

Помимо государственных контрольных и методических отделов в оценке деятельности образовательного учреждения могут принимать участие различные советы и комиссии при отделах образования, учебно-методические структуры, научные сообщества, общественные организации. На уровне массового сознания рейтинг образовательных учреждений существовал всегда: родители в любом городе, районе точно определяют, в какую школу можно отдать своего ребенка. Иначе говоря, процессы, происходящие в образовании, неизбежно затрагивают интересы всех участников образовательного пространства, вызывают у них определенные эмоции, суждения, мотивы действия, вовлекают их в процессы экспертизы, поскольку они постоянно общаются друг с другом, делятся мнениями и суждениями, дают оценку фактам и явлениям в образовании.

Одним словом, повседневная практика показывает необходимость расширения направлений общественной оценки качества. Процедура осуществления этой оценки предполагает, прежде всего, выделение субъекта, организующего процесс общественной оценки образовательного учреждения, её организационное оформление.

Субъектами общественной оценки качества результатов школьного образования, могут выступать: представители общественных объединений, органов власти, родители, педагоги, работодатели, выпускники. Сюда можно также отнести структуры:

• непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения);

• объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей);

• обеспечивающие систему образования определёнными ресурсами (за счёт внебюджетных источников);

• объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся).

Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнёрства) или временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определённых социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, менеджеры). Последних можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования.

Разнообразие субъектов, способов и методов экспертного оценивания, отсутствие единого подхода к классификации экспертизы накладывают определённый отпечаток на совокупность требований, которым должны отвечать эксперты.

В связи с этим одним из наиболее важных этапов в экспертизе является выбор экспертов, в котором особое внимание уделяется вопросам качеств, присущих эксперту, и способам отбора экспертов для проведения экспертизы.

Как правило, в литературе называются лишь отдельные качества, необходимые эксперту, чаще всего, такие как: компетентность, беспристрастность, объективность [2]; креативность, мотивированность, объективность, аналитичность и широта мышления, конструктивность мышления, коллективизм, самокритичность, заинтересованность в результатах экспертизы, деловитость и др. [3].

Наиболее полную характеристику качеств, необходимых эксперту, мы находим у Ю. В. Сидельникова [4]. Вслед за ним мы считаем, что экспертом можно назвать человека, который:

— имеет объективные и полные сведения об особенностях и свойствах внешнего объекта и даёт рекомендации относительно предпочтительных вариантов управляющих решений, касающихся данного объекта;

— обладает правами и обязанностями и несёт ответственность за своё экспертное заключение;

— включён в процесс принятия решений, выполняя специальную ролевую функцию, и поставлен перед задачей их научного обоснования;

— высказывает суждения по вопросу из области его специальных знаний и практического опыта, поставленному перед ним некоторым лицом, независимо от внешних влияний и собственной выгоды.

Очевидно, что компетентность эксперта должна распространяться как на объект оценки качества, так и на методологию оценки (квалиметрическая компетентность). По нашему убеждению, для экспертизы, осуществляемой в социальных системах, к которым относится и образование, главными становятся не только профессиональная и квалиметрическая компетентность, но и человеческая, нравственная мудрость экспертов, гуманитарный взгляд на изучаемый объект или решаемую проблему.

Проведённый нами социологический опрос участников образовательного процесса — родителей, учащихся, учителей (всего 180 человек), представителей муниципальных образовательных учреждений г. Омска, позволил определить спектр качеств, которыми, по мнению респондентов, должен обладать общественный эксперт, участвующий в процедуре оценки качества социально значимых результатов образования. Чаще всего назывались:

• доброжелательность, авторитет, аналитические способности;

• активная гражданская позиция, способность стать на позицию другого, дистанцироваться от своего опыта;

• компетентность в области предмета экспертизы, объективность и независимость, открытость;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008

• честность, ответственность, рационализм, коммуникабельность, критическое мышление;

• высокий интеллект, теоретическая подготовка, способность логически мыслить, дальновидность, педантичность;

• гибкость, толерантность, креативность, объективность, аналитические способности.

Подведя итог, следует сказать, что общественным экспертом может быть специалист, обладающий необходимыми знаниями и опытом в сфере образования, способный анализировать вновь поступившую информацию, владеющий используемыми в экспертизе технологиями, способный оценить возможность их применения в конкретной ситуации и дать соответствующие рекомендации и заключения, способный дать оценку объекту экспертизы в пределах своей компетенции с учётом основных направлений развития образования, знающий научные школы или основные научные теории, в рамках которых осуществляется подход, и владеющий техниками и технологиями проведения экспертизы.

По мнению ряда авторов [5, 6], а также исходя из функций и назначения общественной экспертизы, её следует рассматривать с позиций как оценочных, так и исследовательских.

Под общественной оценкой мы понимаем независимую оценку качества продукта или результатов деятельности, проводимую на основе договора гражданско-правового характера по поручению государственного органа управления образованием или по заказу общеобразовательного учебного заведения общественными экспертами (организованными структурами, отражающими интересы социальных групп в области образования), характеризующуюся достаточно точным, обоснованным, логичным, полным, конкретным, непротиворечивым и независимым оценочным суждением.

Такая оценка может носить инициативный, добровольный характер, проводиться в удобное для заказчика время. Заказчиком в этом случае может быть школа, администрация учебного заведения, управляющий совет.

Общественная оценка выступает важным аспектом реализации общественно-государственного управления в образовании. Среди функций общественной экспертизы можно выделить:

• развивающую — выявление потенциальных возможностей, проблем и неиспользованных ресурсов школы;

• контрольную — обеспечивает контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности ученика, родителей, педагогов; за качеством и условиями образования, привлечением и использованием финансовых и материальных ресурсов.

В качестве одного из важных оснований для построения и реализации процедуры общественной оценки образовательных учреждений выступают принципы её организации.

При проведении общественной экспертизы содержание, формы, методы и процедуру экспертизы целесообразно разрабатывать, основываясь на следующих принципах:

— принцип добровольности принятия обязательств. Предполагает осознанность участия в оценке, предусматривает формирование экспертной группы на паритетной основе, когда в неё в равных соотношениях входят как эксперты, назначенные государственным органом управления, так и эксперты, предложенные самой школой;

— принцип публичности и открытости экспертизы. Предусматривает заблаговременное ознаком-

ление всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) с целями, задачами и программой экспертизы, а также открытость заседаний экспертной группы и гласности результатов экспертизы [7];

— принцип компетентности. Процедура общественной оценки должна осуществляться с использованием современных научно-обоснованных методов и процедур;

— принцип согласованности экспертных оценок. Предполагает коллективное принятие решений. Коллективный характер оценивания позволяет существенно снизить субъективность оценки, присущую индивидуальной экспертизе;

— принцип ответственности за принятые обязательства. Предусматриваетдобросовестное отношение к экспертной деятельности, объективность принимаемых по результатам экспертизы заключений и рекомендаций, участие во всех этапах экспертизы.

Итак, общественную экспертизу школы мы рассматриваем как направление гуманитарной экспертизы образования. Обобщенная цель такой экспертизы заключается в выявлении социального потенциала образовательного учреждения, оказывающего влияние на формирование социальных качеств учащихся на уровне их готовности к сознательному участию в жизни гражданского общества. Принципы проведения экспертизы школы призваны обеспечивать её демократичность и результативность.

Правильно произведенный отбор экспертов в группу, осуществленный на основании анализа их компетентности, понимания целей экспертизы, степени владения современными методами исследований, объективности, будет способствовать повышению достоверности оценки. Хочется надеяться, что общественная компонента в оценке социально значимых результатов школьного образования, в которую будет вовлечён широкий круг людей, неизменно приведет качество образования на более высокий уровень и повлечет за собой существенные перемены в образовательной практике.

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М. : Изд. дом ИНФРА, 1999. - 52 с.

2. Григоров В.М. Роль экспертов в выработке управленческих решений // Научное управление обществом. — М.: Мысль, 1972. — Вып. 6. — С. 336.

3. Райхман Э.П. и Азгальдов Г.Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. — М. : Экономика, 1974. — С. 94.

4. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. — М. : ИМЭМО АН ССР, 1990. — С. 54.

5. Субетто А.И. Квалитология образования. — СПб, М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000 г., 220 с.

6. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М. : Педагогика, 1989, 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании ; под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского. — М. : Парси-фаль, 1997. С. 158—185.

ПОЗДНЯКОВА Татьяна Юрьевна, ассистент кафедры дизайна, аспирант кафедры педагогики.

Статья поступила в редакцию 12.03.08 г.

© Т. Ю. Позднякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.