Научная статья на тему 'Возможные шаги реформ в естественно-математическом образовании'

Возможные шаги реформ в естественно-математическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / REFORM / ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MATHEMATICS AND SCIENCE EDUCATION / МОДЕЛЬ / MODEL / ЦЕЛЬ / GOAL / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Юлия Анатольевна

В статье автор теоретически обосновывает первоначальные шаги реформирования естественно-математического образования путем анализа подходов к оценке эффективности работы образовательного учреждения (организации), объектов учебного процесса и разработки шагов реформирования естественно-математического образования в стране кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author theoretically substantiates the initial steps of reforming mathematics and science education, by examining approaches to assessing the effectiveness of educational institutions (organizations), objects of the educational process, and development steps of reforming mathematics and science education in the country the Department of natural and mathematical Sciences and methods of teaching, SEI APE «Тhe Donetsk Republican Institute for teacher education».

Текст научной работы на тему «Возможные шаги реформ в естественно-математическом образовании»

Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог защитник интересов посетителей [Текст] / К. Брюнингсхаус-Кнубель // Museum. - 2009. - №2. - С. 14

2. Галкина, Т.В. Историографический обзор Русской музейно-педагогической литературы (1990-2012 гг.) [Текст] / Т.В. Галкина // Вестник ТГПУ. - 2012. -№9. - С. 109-113.

3. Галкина, Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в русских музеях [Текст] / Т.В. Галкина // Вопросы музеелогии. - 2011. - №2. - С. 145 - 153.

4. Гнедовский, М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] / М.Б. Гнедовский, Н.Г. Макарова, М.Ю. Юхневич. - Москва : ВНИК «Школа», 1989. -С.19

5. Музееведение [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 031502 - музеология / Л.Г. Гужова и др.; под. ред. доц. Н.В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.

6. Музеи. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: практическое пособие / С. Кози, С. Фокс, В. Дукельский, Н. Ниукищин. - Москва : Фонд Ноу-Хау, 2011. -210 с.

7. Никишин, Н.А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века [Текст]: сборник статей / Н.А. Никишин. - Москва : Пресс-Традиция, 1999. - 153 с.

8. Поплевина Л.В. Повышение роли музеев как центов культурно-просветительной работы среди населения [Текст]: сборник научных трудов / Л.В. Поплевина. - Ленинград, 2008. - С. 103-114.

9. Сапажа, О.С. Методология теоретического музееведения [Текст]: монография / О.С. Сапажа. - Санкт-Петербург, 2008. - 108 с.

10. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров. - Москва : Высшая школа, 2004. - 216 с.

11. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. -Москва : Академический проект, 2004. - 548 с.

Романенко Юлия Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного

педагогического образования» (г. Донецк, ДНР)

УДК 378.26

ВОЗМОЖНЫЕ ШАГИ РЕФОРМ В ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

POSSIBLE STEPS OF REFORM IN MATHEMATICS AND SCIENCE EDUCATION

В статье автор теоретически обосновывает первоначальные шаги реформирования естественно-математического образования путем анализа подходов к оценке эффективности работы образовательного учреждения (организации), объектов

186

учебного процесса и разработки шагов реформирования естественно-математического образования в стране кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

Ключевые слова: реформа, естественно-математическое образование, модель, цель, результат.

In the article the author theoretically substantiates the initial steps of reforming mathematics and science education, by examining approaches to assessing the effectiveness of educational institutions (organizations), objects of the educational process, and development steps of reforming mathematics and science education in the country the Department of natural and mathematical Sciences and methods of teaching, SEI APE «ne Donetsk Republican Institute for teacher education».

Key words: reform, mathematics and science education, model, goal, result.

Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы.

Конфуций.

Информация о результативности работы образовательного учреждения в области естественно-математического образования приобретается путем анализа внутренних процессов, проходящих в этой организации. Анализируя различные подходы к оценке эффективности работы образовательной организации, невозможно обойти модель «цель - результат» [1, 3]. Вполне закономерно можно предположить, что, сравнивая цели, поставленные перед образовательной системой, и результаты, достигнутые за какое-то время, можно сделать вывод о работе школы, учителя, класса, ученика. Исследование показывает, что долгое время попытки реализовать этот подход не имели заметных успехов в области естественно-математического образования. Неудачи этого подхода связаны с недостатками в формировании диагностических целей в процессе обучения дисциплин естественно-математического цикла и результатов обучения учащихся этим предметам всей школы (класса). Одним из первых, кто обратил на это внимание, был В. Беспалько, предложивший способ диагностической постановки целей, то есть настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени их реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий достижение целей в заданное время [1]. И мы использовали это в своем исследовании.

Проблема постановки целей для образовательных систем (учебных учреждений, организаций) существует, наряду с этим существуют и проблемы уточнения, и формализации этих целей. Однако на разных уровнях управления образованием необходим свой уровень детализации. Часть целей на уровне урока, системы уроков может быть сформулирована достаточно однозначно и диагностически, однако, чем выше уровень управления, тем больше вариативность, неопределенность системы и тем более общими должны быть цели. Следовательно, дать однозначный ответ о достижимости таких целей вряд ли представляется возможным.

В деятельности учебной (педагогической) организации возможны несколько вариантов соотношения целей и результатов [6]: даже в том гипотетическом случае, когда цель поставлена диагностически, возможен результат, который соответствует поставленной цели, который превышает ее или не достижим вообще. Но возможен случай, когда в результате реализации какой-то цели получаются неожиданные, непредвиденные результаты, имеющие как позитивный, так и негативный характер. Мы считаем, что для того, чтобы подход «цель - результат» был реализован, необходимо иметь строго определенную систему, в которой существуют однозначные причинно-следственные связи, и тогда возможен точный вывод. Образовательные системы к таковым не относятся. На сегодняшний день мы не можем с достаточной степенью вероятности утверждать, что те или иные цели, которые ставятся перед школой, достигаются, благодаря ее целенаправленной деятельности, а не вопреки ей. Например, высокая успеваемость детей по естественно-математическим дисциплинам (химия, физика, математика, биология, география, астрономия и т. д.) может быть достигнута как за счет качественной работы педагога, использования новых технологий, так и за счет отбора учащихся, специфических экспериментальных условий, распространение которых на более широкий круг невозможно. Для образования характерна ситуация детерминационной неопределенности, что приводит к появлению неожиданных результатов. Именно в этом основная причина неудач с использованием модели «цель -результат» для оценки образовательных систем.

А. Матвиенко [5] отмечает, что количественное описание правдоподобности отдельных результатов и событий основывается на понятии вероятности. Одним из основных понятий теории вероятностей является понятие события. Под событием понимают любой факт, который может произойти в результате опыта или испытания. Для количественного сравнения между собой событий по степени возможности их появления вводится количественная мера степени объективной возможности появления этого события, называемое вероятностью события. Прямое измерение вероятности основывается на независимых повторениях определенного эксперимента. Измеряемая в течение опыта количественная характеристика зависит от его случайного исхода, и поэтому она является случайной величиной, которая реализуется во время опыта. Полученные в ходе исследования статистические критерии можно использовать в качестве функции отклика для построения вероятностных моделей, описывающих влияние различных факторов на качество учебного процесса (образовательных услуг).

Конечная цель педагогической деятельности иногда в определенной степени не соответствует запланированной. Отклонения в функционировании педагогических систем могут быть вызваны воздействием на нее различных внешних и внутренних факторов: изменением образовательных и учебных программ, планов, не соответствие личных целей участников образовательного процесса с целью школы, упреждающим развитием науки, формирующей

учебные дисциплины к новым методикам и технологиям обучения, изменением состава контингента учащихся и педагогического персонала. Мы видим нашу задачу в том, чтобы правильно оценить степень, причины и направление этих отклонений.

Другой подход, который мы рассмотрели в рамках модели «цель -результат», исходил из возможности описания эталона, модели выпускника. С одной стороны, этот подход продолжал социалистическую традицию описания молодого человека в виде «моральных требований», с другой стороны, в описаниях должны были быть новые требования, продиктованные временем. В принципе, наличие такого образца имеет положительное значение, поскольку является ориентиром, направлением, к которым стоит двигаться. Но педагогическая деятельность оказалась слишком сложной, а ее результаты не определены, чтобы такая схема могла реально работать, в соответствии с потребностями управления результатами обучения. Поэтому был продолжен поиск других оснований для сравнения. Одним из критериев сравнения могли бы стать нормы или нормативные показатели, полученные на основе тестирования. Следующим шагом в решении проблемы была попытка реализации модели «вход-выход».

Специалисты определяют ряд моделей оценки деятельности учащихся учебного заведения [4, с.59-60]. Мы в процессе исследования пришли к выводу, что некоторые из них можно использовать во время управления результатами обучения дисциплин естественно-математического цикла, а именно:

1. Модель выходного контроля. Эта модель сконцентрирована на результате, в частности академического обучения. Эта система контроля уделяет незначительное внимание элементам деятельности школы, потому что основной ее целью является определение конкретных сильных или слабых сторон учебных достижений учащихся по предметам естественно-математического цикла, независимо от характеристики обучающего. Модель предусматривает частое проведение тестирования и немедленную оценку, чтобы учителя вносили изменения в процесс обучения.

2. Модель контроля достижений. Она предусматривает показатели результатов работы школы, направленные на сравнение отдельных школ и групп школ по районам согласно результатам их деятельности. Положение модели исходит из представления о том, что сравнение отдельных школ стимулирует конкуренцию и заставляет преподавателей обеспечивать высокий уровень образования. Осуществляется сравнение школ, отнесенных к одной категории социально-экономического статуса (СЭС). Но СЭС не отражает в достаточной мере всех внешкольных факторов, связанных с успехами ребенка в школе.

3. Модель с использованием данных о процессе обучения. В предыдущих моделях школа рассматривалась как «черный ящик», без учета процессов обучения. В начале 80-х годов ХХ столетия была разработана модель «пяти факторов» для эффективно работающих школ, содержащая в

себе: а) сильное административное руководство; б) хороший внутренний климат; в) ориентацию на базовые академические навыки; г) ожидание высоких результатов обучающихся со стороны учителей; г) систему контроля достижений учащихся. Модель отличается обоснованностью и действенностью, но доказательства, что именно эти факторы наиболее значимы, отсутствуют.

4. Модель «от достигнутого» построена на изменениях в достижениях учащихся. В основу модели положено предположение о том, что изменения в темпах развития обучающегося могут адекватно характеризовать качество работы образовательного учреждения. Реализация этой идеи наталкивается на технологические трудности создания эквивалентных тестов для разного возрастного периода.

5. Наиболее приемлемой на сегодня нам представляется модель «измерения изменений в достижениях школы (обучающегося, учителя)». Достижения одной и той же школы могут меняться ежегодно. Эти изменения могут быть вызваны социально-экономическими факторами, социальной неоднородности, случайными отклонениями. Поэтому для построения системы управления результатами обучения дисциплин естественно-математического цикла должны учитываться факты результатов достижений обучающихся по предметам ежегодно, что может обеспечить максимальную информацию о влиянии школы. Такой подход позволит оценить влияние специфических изменений, которые школа реализовала по собственной инициативе. Содержание учебного плана образовательного учреждения и его практическая реализация не одинаковы для учителей и учащихся. Это доказано прямыми наблюдениями в школах или классах с помощью анкетирования, благодаря которому можно измерить то, что изучено, чему учили, а также восприятие и отношение учащихся и учителей к учебному процессу. В этой модели представлено расхождение между «желаемой» и «реальной» ситуациями.

Мы хотим обратить Ваше внимание на то, что на макроуровне базисный учебный план - это операционализация образовательных стандартов. Стандарты базовых образовательных областей являются важными инструментами для планирования и обеспечения качества образования на разных уровнях системы образования. На микроуровне, а это-уровень обучающегося, возможно ознакомиться с учебным планом, что дает реальное представление о степени достижения учащимся стандарта по дисциплине. Освоенный учебный план характеризует «выход» образовательного процесса. Можно провести разграничение, что обучающийся должен достичь и что он достиг с учетом индивидуальных возможностей. Между двумя макро- и микроуровнями учебных планов существует средний уровень - учебный план учебного заведения. Он содержит элементы, которые контролируются школами и преподавателями, например, содержание курса (предмета), отведенное учебное время, учебные стратегии, применение оборудования и тому подобное.

Важность включения всех трех уровней учебных планов доказывается тем фактом, что родители и дети имеют право на качественное образование, наличие в образовательных организациях современных средств обучения и хорошо организованного учебного процесса. Школы несут ответственность за управление собственного качества образования, то есть качеством образовательных услуг. Хочется отметить, что к важным инструментам относятся самооценка и развитие системы внутренних индикаторов качества, которые представлены в тестовой форме и могут применяться:

- ко всем обучающимся (в случае, если необходимо получить представление о достижениях ученика в какой-то отдельной дисциплине или всего цикла дисциплин);

- учебному плану образовательного учреждения: чему учили в школе и при каких условиях. Это возможно измерить, собрав данные об учебниках, квалификации учителей, учебном процессе, оценки всех учащихся, оборудование и т. п.;

- к базисному учебному плану: содержание и цели учебного плана. Измерение возможно провести через анализ программ, учебников и т. п.

Есть предположение, что расширение автономии школ впоследствии повысит качество образования. Именно поэтому в исследовании мы выясняли преимущества и недостатки автономии школ.

Выявленные недостатки автономии школ [7, с.187] сводятся к следующему: а) разрушение единства образовательного пространства; б) фокусирование внимания на внешнем эффекте (евро-ремонт школьного здания, что привлекает внимание большинства учащихся, родителей), а не на внутришкольном (преподаватели с высокой мотивацией, хорошо разработаны учебные планы).

Выявлены и некоторые достоинства автономии школ: а) содействие вариативности, что создает условия для развития инноваций в школах и способствует их совершенствованию; б) рост доли участия родителей в образовательном процессе.

Когда школа автономна и подотчетна за свои действия, она развивает систему внутреннего мониторинга качества образования. Такая система фокусируется на качестве учебного процесса, исходя из результатов обучения учащихся (выхода). Если ответственность школы за качество образования растет, то сразу возникает вопрос о роли правительства в мониторинге качества образования, о роли внешнего мониторинга в образовании в условиях децентрализованной образовательной системы.

Обращаем внимание на то, что сегодня естественно-математическое образование объединяет все виды общего полного среднего образования как единая совокупность предметных знаний, формирующих фундаментальную подготовку, а также систему дополнительного образования, внеурочную деятельность и образовательный досуг. Мы считаем, что реформирование естественно-математического образования возможно начать с корректировки целей естественно-математической подготовки согласно

приоритету развивающей функции образования, реализуя следующие шаги [2, с.389-391]: 1) обеспечить формирование естественно-научной компетентности как базовой и соответствующих предметных компетентностей как общекультурных; 2) развить творческий потенциал обучающихся на основе приобретения опыта практической, экспериментальной и исследовательской деятельности, способности применять знания для гармонического взаимодействия человека природы и социума; 3) обеспечить психологическое восприятие возможностей достижения лидерства в приоритетных естественно-математических областях, утраченного или недостигнутого к настоящему времени в стране; 4) достичь максимальной вариативности естественно-математического образования на качественном уровне с целью глубокой индивидуализации обучения; 5) осуществить образовательный процесс дисциплин естественно-математического цикла на основе педагогики сотрудничества.

Следующее на, что необходимо обратить внимание, на наш взгляд, является замена морально-устаревших методов и методик обучения естественно-математических дисциплин путем: а) экспериментально определить не эффективные методы и методики обучения естественно-математических дисциплин; б) внедрить инновационные технологии, реализующие подходы в образовании: деятельностный, проблемно-исследовательский, синергетический, квалиметрический, личностно-ориентированный, гуманистический, компетентностный; в) модернизировать методы и методики преподавания дисциплин естественно-математического цикла; г) обеспечить единство естественно-математических дисциплин на основе исследования объектов природы, изучения родного края.

Мы считаем, что важным на сегодня является модернизация методической и материально-технической базы образовательных организаций. В этом направлении было бы целесообразно:

- разработать и внедрить методические средства учебного назначения по естественно-математическим предметам (учебники, пособия, электронные хрестоматии, виртуальные лаборатории, образовательные порталы и т.д.). Усовершенствовать систему отбора / заказа учебных пособий, взяв за основу оценивания классическую структуру содержательного наполнения учебным материалом;

- подготовить рекомендации по адаптации материалов естественно-математических дисциплин для детей с особыми потребностями;

- разработать методическую платформу для дистанционной формы обучения, позволяющей создать систему непрерывного естественно-математического образования в стране;

- разработать и апробировать программный комплекс творческих и исследовательских заданий по математическим и естественным дисциплинам для профильных школ и классов с углубленным изучением предметов с целью овладения обучающимися метапредметными компетенциями;

- обеспечить современным оборудованием (аппаратура, приборы, устройства, приспособления и т. п) учебные кабинеты химии, биологии, физики, географии и математики;

- оптимизировать материально-техническое обеспечение и использование информационных технологий, формирование культуры применения средств информатизации для решения естественно-математических задач;

- обновить библиотечный фонд образовательных организаций современной учебно-методической, учебной, научно-популярной и справочной литературой.

Немаловажным, на наш взгляд, является сегодня и обеспечение нового уровня переподготовки, повышения квалификации и профессионального развития педагогов естественно-математических дисциплин. Здесь мы видим выполнение следующих заданий: 1) обновить пакет стандартов, учебных планов и программ профессионального развития учителей естественно-математических дисциплин в условиях дополнительного педагогического образования; 2) создать и использовать базу данных педагогических работников, привлеченных к реализации новых стандартов в образовательных организациях страны, с целью изучения и распространения инновационных педагогических идей, подходов и методик;

3) разработать интерактивную и коммуникативную платформу в формате электронных предметных порталов для педагогических работников;

4) провести конкурсы компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации педагогов; 5) создать сеть экспериментальных площадок для стажировки и специализации педагогов с учетом действующих инновационных моделей организации учебно-воспитательного процесса в стране.

Мы уверенны, что не следует забывать о проведение мониторинга качества естественно-математической подготовки, для чего необходимо: 1) разработать единый стандартизированный инструментарий для осуществления мониторинговых исследований: правил проведения, банка заданий по предметам, критериев оценивания; 2) обеспечить участие детей страны в Международных образовательных сравнительных исследованиях; 3) провести мониторинговые исследования состояния преподавания и оценивания знаний по естественно-математическим дисциплинам на основе результатов Государственной итоговой аттестации; 4) создать систему качества естественно-математического образования в стране; 5) утвердить индикаторы качества и эффективности естественно-математического образования.

Мы считаем, что нельзя забывать и об усиление преемственности и целостности естественно-математического образования с 1 по 11 классы

путем решения заданий: 1) разработать пропедевтические курсы введения в физику, химию, географию, биологию; 2) усилить практическую направленность методического комплекса дисциплин естественно-

математического цикла; 3) модернизировать систему кружковой работы; 4) организовать сотрудничество с образовательными организациями высшего профессионального образования в целях продуктивной профориентации обучающихся.

Важным сегодня есть разработка эффективной системы работы с одаренными детьми. Мы считаем, что в этом направлении необходимо: 1) модернизировать систему работы профильных общеобразовательных организаций; 2) реализовать единство естественно-математического образовательного и социокультурного пространства для ранней специализации обучающихся; 3) обеспечить подготовку педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми; 4) создать систему консультаций и тренингов талантливых обучающихся; 5) сформировать сеть творческих объединений, позволяющих реализовать совместную исследовательскую деятельность для педагогов и обучающихся; 6) осуществить реализацию на практике позитивных примеров моделей работы с одаренной личностью; 7) подготовить обучающихся для участия во Всероссийских и Международных олимпиадах по естественно-математическим дисциплинам.

Таким образом, мы представили шаги реформирования естественно-математического образования в стране путем анализа подходов к оценке эффективности работы образовательной организации, разработанные кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Перспектива - реализация шагов реформы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием [Текст] / В. П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - №3. - С.36-40.

2. Инновационные направления развития дополнительного профессионального педагогического образования: материалы международной электронной научно-практической конференции 10 октября-13 ноября 2016 года, г. Донецк / под ред.

A.И. Чернышева, Т.Б. Волобуева, Ю.А. Романенко и др. - В 3-х томах. - Донецк : Истоки, 2016. - Т. 2. - 489 с.

3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент [Текст] Ю. А. Конаржевский. -Москва : Новая школа, 1992. - 140 с.

4. Майоров А. Н. Мониторинг и проблемы информационого обеспечения управления образованием [Текст] / А. Н. Майоров // Школьные технологии. - № 1-2. - 1999. - С.46-60.

5. Матвieнко О. В. Мошторинг якост результат навчання на основi ймовiрнiсно-статистичного тдходу [Текст] / О. В. Матвieнко // Педагопка i психология. - 2001. - № 1. - С.105-110.

6. Менеджмент в управлении школой [Текст] / под науч. ред. Т.И. Шамовой. - Москва : Педагогика, 1 992. - 296 с.

7. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов,

B.А. Кальней. - Москва : Пед. общ-во России, 2000. - 320 с.

Сидорова Елена Олеговна

ассистент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» заведующий отделом научно-методической работы Научной библиотеки ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:02-051

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ БИБЛИОТЕКАМ

LIBRARY EDUCATION: WHAT PROFESSIONALS THE LIBRARIES NEED

Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Освещена история становления библиотекарей-профессионалов и библиотечного образования. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации.

Ключевые слова: библиотечное образование, библиотекарь-профессионал, профессиональная компетенция, библиотечная профессия, библиотечный специалист

The questions of library staff preparation in accordance with the requirements of a modern library are considered. It is illuminated the history of professional librarians development and professional library education. The basic professional competences of professional librarians of the new formation are listed.

Key words: library education, librarian-professional, professional competence, library profession, library specialist.

Сначала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку.

Ш. Ранганатан

Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы - библиотекари.

Д. С. Лихачев

В XXI веке проблема образования становится приоритетной во всем мире, так как определяет будущее каждого человека и стабильность страны в целом [1, с.108]. И с этим сложно не согласиться. Подготовка высококвалифицированных специалистов - очень важный вопрос в библиотечном деле. Настоящие специалисты своего дела, которые воспитаны на лучших традициях известных библиотековедов, обеспечивают стабильную

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.