Научная статья на тему 'От системы образования - к школе педагогического творчества, от идеи - к воплощению (опыт сотрудничества с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы)'

От системы образования - к школе педагогического творчества, от идеи - к воплощению (опыт сотрудничества с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валькова Галина Александровна, Зайнуллина Фина Фанитовна

The article reckons up a long-term cooperation of the school with BSPU named after M. Akmullah in the line of introducing new educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валькова Галина Александровна, Зайнуллина Фина Фанитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the system of education to school of pedagogical creativity, from idea to implementation (record of cooperation with Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah)

The article reckons up a long-term cooperation of the school with BSPU named after M. Akmullah in the line of introducing new educational technologies.

Текст научной работы на тему «От системы образования - к школе педагогического творчества, от идеи - к воплощению (опыт сотрудничества с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы)»

Г.А. Валькова, Ф.Ф. Зайнуллина

ОТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - К ШКОЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА,

ОТ ИДЕИ - К ВОПЛОЩЕНИЮ

(Опыт сотрудничества с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы)

Верите ли Вы в успех? Верите ли Вы так, как верим в него мы -педагоги, учащиеся и родители нашей школы? «Пусть детям повезет, и они каждый день будут встречаться в школе с радостью...» - эти слова проходят красной нитью через все годы обучения в средней школе № 68, которая радушно распахнула свои двери для школьников микрорайона Инорс в 1982 году.

Сегодня школа - это:

- 40 классов и 948 учащихся;

- 1551 родитель;

- 62 квалифицированных педагога, из которых имеют высшее образование 53 человека - 86%; высшую категорию 24 человека -39%, первую категорию 20 человек - 32%.

Наш микрорайон находится на окраине города, вдали от культурных, научных и спортивных центров, и школа поневоле стала для своих учеников местом, где не только учатся, но проводят свой досуг, получают дополнительное образование, занимаются спортом, улучшают свое здоровье.

Поэтому центральное место в деятельности школы занимает личностно ориентированный подход, позволяющий педагогам дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные особенности, сформировать навыки активной жизненной позиции и развить потребность в достижении успеха.

Добиться успеха и высоких результатов обычной средней общеобразовательной школе, конечно, нелегко. Рядом с нами работают 2 гимназии, 1 лицей, 4 общеобразовательные школы. Чтобы быть

конкурентоспособными среди общеобразовательных учреждений не только района, но и города, мы одни из первых начали инновационную деятельность. Однако широкая инновационная деятельность возможна только на основе интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Поэтому заслуживает особого внимания факт сотрудничества БГПУ и СОШ № 68.

Началом успешного пути мы считаем май 2001 года, когда наша школа получила статус экспериментальной площадки по теме «Формирование дифференцированного обучения на основе конструкторско-технологической деятельности и развития профессионального массового творчества педагогического коллектива». Научный руководитель - В.Э. Штейнберг, доктор педагогических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета, лауреат премии УрО РАО. Педагоги и учащиеся принимали участие в апробации и реализации новой современной дидактической многомерной технологии. Она удостоена Диплома УрО РАО, опубликована в научно-педагогических журналах и включена в Энциклопедию образовательных технологий (Г.К. Селевко).

Следующее событие в жизни школы оказалось неожиданным даже для нас самих. Осенью 2002 года преподаватели БГПУ предложили нам принять участие в международном конкурсе «Красивая школа - школа XXI века» Европейского Форума за свободу в образовании. Председателем жюри является основатель этого общественного движения Эгинхардт Фукс (Германия).

Его инициатива нашла горячий отклик у преподавателей БГПУ, и, увлекшись идеями конкурса, профессор БГПУ Р.М. Асадуллин становится координатором проекта «Красивая школа» по региону Башкортостан. Как талантливый и опытный организатор, Раиль Мирваевич сплотил вокруг себя творческую команду. Менеджером проекта стала И.А. Слесарева, преподаватель факультета иностранных языков БГПУ. На первом организационном семинаре она четко определила цель конкурса - разработать собственную концепцию Красивой школы и организовать совместную работу педагогов, детей и родителей по ее реализации.

Это предложение показалось с самого начала заманчивым и полезным. В короткие сроки группа единомышленников разработала проект под названием «Растим детей вместе». Конкурс явился замечательной возможностью подвести под идеи проекта теоретическую базу, систематизировать статистические данные о детях и родителях, создать социальный портрет школы, вовлечь в организованную деятельность всех жителей микрорайона. Проект «Растим

детей вместе» был представлен в виде логико-смысловой модели и поразил своей четкостью, логичностью, конкретностью.

Современное образование ставит главную цель - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование. А это невозможно без совместных усилий семьи и школы. Ведь именно семья является колыбелью духовности. У каждой семьи есть свои традиции, правила и законы воспитания, и ничто не заменит ласку, теплоту, нежность, которую дети могут получить только в семье.

В ходе работы над проектом нам удалось привлечь внимание родителей к школе и вовлечь их в школьную жизнь. Все наши усилия оказались не напрасны: взыскательное жюри конкурса, рассмотрев работы 66 участников, высоко оценило проект нашей школы, присудив I место.

Проект «Растим детей вместе» стал основой для создания Программы развития СОШ № 68 - «Школа педагогического поиска» - на период с 2003 до 2008 года.

Для реализации программы «Школа педагогического поиска» был создан многофункциональный образовательно-досуговый комплекс «Планета достижений», включающий в себя пять центров.

Учебный центр «Хочу все знать» обеспечивает равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями; создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Конструирование ряда логико-смысловых моделей отражает наше стремление на практике реализовать личностноориентированный подход - это «Портрет выпускника начальной, средней и старшей школы» и «Портрет ученика гимназического, общеобразовательного класса и класса выравнивания».

Проблемные группы учителей изучают особенности детей вышеназванных категорий и организуют адекватную работу с ними.

Предпрофильная и профильная подготовка осуществляется по следующим направлениям: научно-исследовательская работа в МАН при ЦцЮТТ «Гефест», при ДЭБЦ «Белая река», в физико-математической технической школе при МФТИ, параллельное обучение в Уфимском техникуме информатизации, экономики и права с целью получения специальности экономиста (бухгалтера), занятия в кружке журналистики, изостудии «Многоцветье», расширение круга участников олимпиад и конкурсов и привлечение учащихся в научные общества (НОУ). За различные достижения по итогам каждого учебного года учащиеся честву-

ются на слете одаренных детей «Звезды школы 68», а лучшему ученику вручается именная директорская стипендия.

Досуговый центр «Школа после уроков» организует работу эстетического центра «Многоцветье» (изостудия, хор «Звонкие голоса», хореографический ансамбль «Сюрприз», студии детского прикладного искусства «Фантазия» и «Сувенир», вокальная студия «Ювен-та»), школы юного журналиста, кружка «Флористика», осуществляет сотрудничество с культурными центрами города. Итоги подводятся на празднике «Калейдоскоп творческих дел». Наличие более двадцати кружков и секций, а также шести спецкурсов, в которых занимаются более 68% детей, позволяет им организовать свободное время в соответствии со своими интересами и потребностями. Мы создаем для детей ситуацию успеха, направляем их деятельность в положительное конструктивное русло.

Центр сотрудничества с родителями «Растим детей вместе» организует проведение семейных праздников, День открытых дверей, День поликультурного воспитания, День семьи «Тепло дома твоего», туристический слет «Тропой родного края», благотворительные акции, досуг детей, находящихся под опекой.

Отчетные концерты хореографического ансамбля «Сюрприз» пользуются большим успехом у родителей и учащихся.

В семье детям необходимо как женское, так и мужское влияние. Но статистика нашей школы свидетельствует: 39% семей, дети которых учатся в 1-М классах, - неполные. Это заставило нас задуматься о том, как повысить роль отца в воспитании ребенка, создать положительный образ Отца. Поэтому одной из форм совместной деятельности стало проведение ежегодных родительских собраний для пап «Семья глазами ребенка и место отца - воспитателя в ней». Нашей маленькой победой мы может считать более активное участие пап в делах школы.

Спортивно-оздоровительный центр «Я вырасту здоровым» поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего здорового существования, обеспечивает медицинское сопровождение, туристско-экскурсионную работу, осуществляет использование здоровьесберегающих технологий на уроках и динамических пауз на переменах, организует уроки ритмики, работу спортивных секций, массажного кабинета для учащихся и преподавателей. Создана хорошая лыжная база, открыт танцевальный зал.

Итоги года подводятся на спортивном празднике «Сила, красота, грация» и на закрытии школьных олимпийских игр.

В школе функционирует центр социально-психологического сопровождения «Час доверия», создающий условия психологического комфорта, способствующий сохранению и укреплению здоровья, повышению трудоспособности и профилактики эмоционального напряжения. Для смягчения и ускорения процесса адаптации для учащихся I, V, X классов, их родителей и учителей психологами разработан авторский «Адаптационный курс».

Для обеспечения сознательного выбора будущей профессии в IX классах ведется профориентационная работа «Я и моя профессия», в XI классах психологами разработан авторский курс «Жизненное самоопределение». В этом центре родители могут получить грамотную консультацию врача, психолога, нарколога, представителей закона как в индивидуальной беседе, так и на родительских собраниях. Часто такими специалистами являются папы и мамы наших ребят. Школа также поддерживает тесную связь с Центром пси-холого-педагогической реабилитации и коррекции «Журавушка», где всегда помогут разобраться в сложной ситуации, окажут квалифицированную поддержку.

Целенаправленная работа многофункционального образовательно-досугового комплекса «Планета достижений» дает свои результаты:

- ежегодный рост качества знаний учащихся с 38% в 2002 году до 56% в 2006 году;

- хорошие показатели ЕГЭ по предметам, особенно радует 100% качество знаний по химии;

- стабильное поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения;

- сокращение количества учащихся, состоящих на учете;

- сведение до минимума числа правонарушений среди подростков;

- отсутствие детей, употребляющих наркотические вещества.

Трехлетняя работа группы учителей, осваивавших дидактическую

многомерную технологию в опытно-поисковом режиме под руководством В.Э. Штейнберга привела не только к созданию группы учите-лей-экспериментаторов, склонных к инновационной деятельности, готовых к технологическому обновлению образовательного процесса в школе. Проблема поиска путей дифференцированного обучения и воспитания учащихся была настолько животрепещущей, что вскоре вышла за рамки эксперимента и переросла в общепедагогическую. Экспериментальная работа обобщена в двух сборниках учебнометодических разработок учителей школы, изданных Научноэкспериментальной лабораторией БГПУ и кафедрой педагогики БИРО в рамках проекта «Библиотечка педагогических теорий и технологий».

В настоящее время школа продолжает работу по реализации программы развития «Школа педагогического поиска», но уже можно говорить о позитивных результатах.

В январе 2004 года педагогический коллектив школы в городском конкурсе «Лучшие воспитательные системы образовательных учреждений» награжден Дипломом I степени, а в декабре 2004 года Дипломом III степени во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений.

В сентябре 2005 года за внедрение новых образовательных технологий, результативность экспериментальной учебновоспитательной деятельности педагогический коллектив отмечен благодарственным письмом муниципального образования Калининский район г. Уфа Республики Башкортостан.

В 2006 году школа завоевала Диплом I степени в номинации «Школа педагогического поиска» в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшие школы России 2006».

В этом же году сроком на 3 года подписан Договор о научном сотрудничестве в инновационной образовательной области «Дидактический дизайн» с Башкирским государственным педагогическим университетом в лице ректора профессора Р.М. Асадуллина и заведующего Научно-экспериментальной лабораторией БГПУ, доктора педагогических наук, профессора В.Э. Штейнберга. Школа обрела статус Экспериментальной площадки по теме «Дидактический дизайн».

Свой грядущий 25-летний юбилей школа встречает достойно, накопив богатые традиции и создав четко оформившийся имидж. Мы уверены: наш успех в наших руках! Поэтому девиз нашей школы звучит так: «Творим, создаем, рискуем, экспериментируем и достигаем успеха!» Нам, педагогам, важно, чтобы дети верили в свои силы, считали себя умными, талантливыми и не сомневались, что их ожидает трудное, но, несомненно, перспективное будущее.

ABSTRACT

The article reckons up a long-term cooperation of the school with BSPU named after M. Akmullah in the line of introducing new educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.