Научная статья на тему 'Становление профильной школы в новых социально-экономических условиях'

Становление профильной школы в новых социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Татьяна Александровна, Манько Наталия Николаевна

The article considers the topical tasks of modernizing the educational process in the municipal secondary school under the conditions of the current social-economic conditions: the problems of organizing professional training, raising the pupils' cognitive culture and establishing cooperation with the university scholars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Татьяна Александровна, Манько Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a profile school under the new social-economic conditions

The article considers the topical tasks of modernizing the educational process in the municipal secondary school under the conditions of the current social-economic conditions: the problems of organizing professional training, raising the pupils' cognitive culture and establishing cooperation with the university scholars.

Текст научной работы на тему «Становление профильной школы в новых социально-экономических условиях»

тм

Т.А. Андреева, Н.Н. Манько

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация цели школьного образования, сформулированной как всестороннее развитие личности, приводит к девальвации системы ценностей, потере позитивной мотивации к образованию, ухудшению физического, психического и нравственного здоровья школьников, формированию инфантилизма, безответственности и так далее. Школьное образование в основном ориентировано на приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение личности.

В новых социально-экономических условиях России и Республики Башкортостан о полноценности аттестата можно говорить в том случае, если выпускник девятого или одиннадцатого класса с помощью школы узнал и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблема самоопределения становится для него актуальной. И кто, как не школа, должен помочь ученикам сделать самим правильные выводы о том, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать жизненные и профессиональные планы, сохранив свою индивидуальность.

Новые социально-экономические условия позволяют определить приоритетное направление развития школы - достижение нового качества образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования. Под новым качеством школьного образования мы понимаем формирование у учащихся опыта выбо-

ш^шёшшёёё инновационные технологии осрпзоппнип

ра, развитие способности к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности, достижение учащимися уровня познавательной самостоятельности, соответствующего их личностному потенциалу. Школой определены пути достижения нового качества школьного образования: переход на новые образовательные стандарты, изменение содержания образования в соответствии с современными целями образования, организация предпрофильного и профильного обучения в основной и старшей школе, участие в едином государственном экзамене.

Инновационная деятельность школы по реализации идей пред-профильного и профильного обучения опирается на предшествующий опыт работы по дифференцированному обучению учащихся, опыт работы преподавателей Башкирского государственного педагогического университета с педагогическими коллективами школ республики (17 выпусков «Библиотечка инноватики и технологиза-ции образования. Серия «Инновационные школы - технология становления»), благодаря которому были получены хорошие результаты в инновационной работе средних общеобразовательных школ № 93, 106, 62, 68 г. Уфы [1].

В частности администрацией и учителями школы №37 г. Уфы совместно с научными консультантами - сотрудниками университета разработаны Программа развития школы, концепции преподавания литературы (8 класс, учитель Е.М. Новичкова), повышения орфографической грамотности учащихся в классах КРО среднего звена (5-7 классы, учитель И.Л. Пономарева), преподавания английского языка (начальные классы, учитель Е.Н. Урманова), развития самостоятельности мышления младших школьников (учитель Н.М. Горшкова), содержание и модели учебных тем уроков развивающего типа учителей-экспериментаторов по различным дисциплинам.

В Программе развития школы, которая реализуется в целях профилизации, социализации и технологизации образовательного процесса в различных формах классной, внеклассной и внеучебной деятельности, заложены направления ведущих подпрограмм инновационной деятельности: «Воспитательный процесс», «Образовательный процесс», «Одаренные дети», «Классы КРО», «Квалификация», «Информатизация», «Пространство школы». Достигнутые результаты также планируется издать в специальном выпуске упомянутой «Библиотечки инноватики и технологизации образования».

С 1 сентября 2005 года школа работает над созданием образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся девятых классов, посредством организации курсов по выбо-

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

ру. Новая система образования девятиклассников привела к коренному изменению учебно-воспитательного процесса: за счет школьного компонента введены предметные, межпредметные и ориента-ционные элективные курсы; проведена психолого-педагогическая диагностика учащихся 9-х классов, выявляющая задатки, склонности и способности школьников для более точного успешного определения в выборе профиля образования и реализации их личностного потенциала в профессиональной деятельности; введена накопительная оценка учебных достижений учащихся по типу «портфо-лио»; в предпрофильном обучении используются очно-заочные, дистанционные формы получения образования; обучение учащихся в малых группах; проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющих использовать ресурс «портофолио»; безотметочная система пред-профильного обучения учащихся.

Переход к профильному обучению и предпрофильной подготовке потребовал разработки и апробирования новых учебных планов для девятых и десятых классов, которые отражают особенности и потенциальные возможности учебного заведения на основе социального заказа и образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Учитывая жизненные и образовательные установки большинства старшеклассников (более 70%), была составлена инвариантная часть учебного плана. В рамках предпрофильной подготовки девятиклассникам предоставлено право выбора предмета (математика, физика, химия, биология, русский язык, история, ИВТ). Исходя из потребностей, предпочтений школьников и родителей школа определилась как многопрофильная, включающая учебные планы физико-математического, физико-химического, социально-гуманитарного профилей. Большие возможности открылись при передаче часов учебного предмета «Технология» в 9-м классе в компонент образовательного учреждения. Это позволило организовать предпрофильную подготовку учащихся, проводить профконсульти-рование и профориентационную работу. Учебный план профильных классов и предпрофильной подготовки достаточно гибкие. Предполагается изменение содержания учебного плана, предусматривающее замену невостребованных курсов более эффективными.

Преемственность предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах реализуется путем пропедевтического ознакомления учащихся с содержанием профильного обучения на элективных курсах в старшей школе, что позволяет девятиклассни-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

кам реально оценить свои возможности и осуществить выбор профиля. Шесть образовательных дисциплин разработаны самими педагогами, например такие, как «Тайны генетики», «В мире литературы», «От слова к тексту», «Технология обработки числовой информации в электронных таблицах», «Исследовательские задачи на стыке наук (биология, химия, физика)», «Экология города», «История физики в открытиях», которые направлены на формирование готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне сложности.

Ориентационные курсы «Если бы я был директором (курс основ управления)», «Как сделать фильм на компьютере», «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», «Слагаемые успеха» способствуют самоопределению учащихся девятых классов относительно профиля обучения в старшей школе, а конечном итоге - профессии. Данные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми школой. Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки. При этом основными способами представления знаний учащихся являются лабораторно-практические работы, семинарские занятия, а способами оценивания результативности учащихся - психолого-педагогический анализ наблюдений их деятельности, рейтинговые оценки, выполнение и защита выполняемых заданий и проектов.

Интенсификация и усложнение содержания профильного образования, повышение личной ответственности при выборе будущей профессии требуют от учащихся повышения культуры познавательной деятельности, овладения навыками самоорганизации учебной деятельности. Данные задачи сегодня активно разрабатываются педагогической наукой и в том числе научной экспериментальной лабораторией БГПУ.

Познавательная культура учащегося определяется как совокупность специальных знаний, умений и навыков интеллектуальной деятельности, позволяющих в процессе обучения, самообразования

ш^шёшшёёё инновационные технологии осрпзоппнип

(и будущей профессиональной деятельности) эффективно решать различные задачи поисково-исследовательского типа с различной степенью неопределенности, которые требуют скоординированных логического и эвристического типов мышления, взаимодействия эмоционально-образного, вербально-логического и моделирующего компонентов мышления [2].

Новым для участников образовательного процесса школы стало использование «портфолио» - современной эффективной формы оценивания и самооценки ученика. «Портфолио» подразумевает планирование и индивидуальную подборку достижений учащегося, связывающую отдельные аспекты его деятельности в единую картину, представленную в виде документа, который сопровождает учащегося в течение всех лет обучения в школе и является, во-первых, свидетельством всех его побед, успехов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и, во-вторых, важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Необходимым условием для введения портфолио в учебно-воспитательный процесс становится формирование особой учебной среды, культуры школы, которые позволят учащимся конструировать собственное знание, развивать способности мыслительной деятельности, навыки поведения. С этой целью в школе разработано положение о конкурсе «NEXT- ПОКОЛЕНИЕ». В рамках конкурса подводятся итоги деятельности учащихся школы по 10 номинациям. Все номинации подразделяются в соответствии с видами деятельности: образовательной, творческой и другими.

Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую концепцию и систему образования, которые позволяют создать условия для самоопределения школьников, в том числе обеспечения возможностей осуществления проб, самостоятельного выбора профиля обучения и формирования готовности к выбору профессии. Для введения предпрофильного обучения в средней общеобразовательной школе №37 разработан пакет документов программного обеспечения.

Умения самоорганизации учебной деятельности включают планирование самостоятельной работы, владение методами использования современного справочно-библиотечного аппарата для поиска необходимой информации; составление рефератов и литературных обзоров изученных источников; разработку схемно-модельных форм представления результатов исследования, удобных для последующего использования; выполнение комплексной оценки планируемых

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

и получаемых результатов исследования (познавательной, эмоционально-образной или эстетической, оценочной или прикладной); осуществление самоконтроля за самостоятельной работой и оценивание ее результатов, построение перспективой траектории самообразования [3].

Предпрофильная и профильная подготовка реализуется в системе «школа - школа», «школа - вуз», «школа - суз»; организовано сотрудничество с химическим факультетом Башкирского государственного университета, филологическим факультетом Башкирского государственного педагогического университета, Башкирским медицинским колледжем, средней общеобразовательной школой №133 с углубленным изучением технологии. Данное сотрудничество позволяет получать профессиональную подготовку по специальностям «младшая медицинская сестра», «водитель», «секретарь-делопроизводитель со знанием персонального компьютера».

Одним из приоритетных направлений развития образовательного учреждения является научно-исследовательская работа над темой «Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа - вуз»». Расширению представления о путях и средствах развития профессиональной ориентации учащейся молодежи способствует участие школы в научно-практических конференциях (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Уфа), в то числе - в ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа - педучилище - вуз», организуемой филологическим факультетом БГПУ [4].

В связи с развертыванием поисковых исследований в области технологизации создана экспериментальная площадка Научно-экспериментальной лаборатории Башкирского государственного педагогического университета. Договором предусматривается выполнение совместных научно-экспериментальных работ для реализации Программы развития школы: разработка развивающего дидактического и нормативного обеспечения для освоения дидактической многомерной технологии в учебном процессе начального, среднего и старшего звена, освоение проектно-технологического подхода в деятельности педагогического коллектива на основе формирования технологической компетентности учителя, освоение и реализация метода моделирования дидактических объектов в профессиональной деятельности [5].

В связи с новыми требованиями к деятельности учителя и учащихся в новых условиях работы школы представители Научной экспериментальной лаборатории БГПУ и администрация школы при-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

ступили к разработке методических рекомендаций по самоорганизации учебной деятельности и повышению познавательной культуры учащихся школы.

Научно-методические усилия учителей получают признание на конкурсах «Учитель года» (3 место в 2003, 2005 гг.), облекаются в форму публикаций в педагогических республиканских и российских изданиях (Андреева Т.А., Дунюшкина Л.В., Марченко Л.А., Баранова С.В., Гафарова С.В., Урманова Е.Н., Цымбал З.Ф.), реализуются в форме диссертационных исследований (2 соискателя БГПУ).

Совместно с историческим и психологическим факультетами Башкирского государственного педагогического университета на основе договоров на базе школы осуществляется совместная подготовка будущих учителей и педагогов-психологов в процессе профессионально-педагогической практики.

Особой проблемой является формирование мотивации педагогических кадров, их психологической готовности к введению пред-профильного обучения. Учителям было предложено ознакомиться с перечнем инноваций и их содержанием. Для выявления их отношения к предпрофильному обучению и вводимым в его рамках инновационным идеям была проведена диагностика мотивационной готовности кадров к введению предпрофильного обучения. В результате тестирования выявилось, что 70% учителей положительно относится к изменению содержания образования, к введению предметных и межпредметных элективных курсов; 50% - осознают, что новое содержание образования требует изменения методов и форм преподавания; 30% - положительно относятся к введению формы представления личностных достижений - портфолио; 20% - к созданию муниципальных образовательных сетей.

Чтобы повысить заинтересованность коллектива в создании новой педагогической системы была создана соответствующая мотивирующая среда, которая включала необходимые материально-технические, организационные, методические и другие условия, необходимые для успешного введения системы предпрофильного обучения.

Одним из важных показателей развития школы является тот факт, что на протяжении многих лет уровень состояния здоровья школьников не снижается. Это происходит благодаря настойчивой и планомерной реализации принципов здоровьесберегающей педагогики и приоритету психолого-педагогических подходов и методов охраны и укрепления здоровья учащихся перед медицинскими. Подтверждением этого являются победы и призовые места в спортив-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

ных соревнованиях и турнирах: на Всероссийских соревнованиях «Шиповка юных» в г. Адлере (II место), в соревнованиях на первенство Республики Башкортостан по гандболу (II место - команда девочек), в республиканском открытом турнире по карате-кекусинкай в Благовещенске - командное первенство (I и II места), в VI спортивных играх по баскетболу в г. Сибае (III место), в городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта (II место) и личном первенстве по плаванию «Веселый дельфин» (I место) и др.

Благодаря созданным оптимальным условиям школа успешно участвовала во Всероссийских конкурсах: «Школа года» (лауреат конкурса 1997 - 2000 гг.), звание «Школа века» (2002 г.), конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» (I место на республиканском этапе), конкурс юных исследователей окружающей среды им. Вернадского (2003 г. - Грамота МОРФ и медаль «Юный участник ВВЦ»; 2004 г. - диплом лауреата юношеских чтений им. Вернадского за исследовательскую работу), конкурс им. Лобачевского в Казани (диплом III степени) и др.

В 2005 - 2006 учебном году СОШ № 37 участвовала в конкурсном отборе лучших образовательных учреждений на поощрение президентом Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Представленный проект получил признание, а школа - грант на дальнейшее развитие и совершенствование педагогических условий.

Начиная с рядового состояния содержания и технологии обычной школы, педагогический коллектив построил модель образовательного учреждения, которая может рассматриваться как пример для других школ, выбирающих собственную траекторию развития, поиска своего имиджа. В современных трудных условиях путь содружества с вузовской наукой является важным фактором модернизации средней общеобразовательной школы.

1. Уфимский лицей «Содружество» / Библиотечка инноватики и техноло-гизации образования. Серия «Инновационные школы - технология становления», Вып. 7. - Уфа: БИРО, 2001. - 126 с.

2. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Реализация современных педагогических технологий в образовательной практике// Педагогика: Учебное пособие/ Под общей ред. В.Г. Рындак. - М.: Высшая школа, 2005. - 497 с.

3. Манько Н.Н. Проблема самоорганизации учебно-познавательной деятельности// Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: Ежегодный бюллетень. Выпуск 4. Материалы республиканской науч-

'^ёшёшшшёё инновационные технологии ОСРПЗОППНИП

но-практической конференции 29 марта 2006 г./ Башкирский институт развития образования. - Уфа, 2006. - С. 400-401.

4. Система непрерывного образования: школа - педучилище педвуз -ИПК: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Башкирский государственный педагогический институт. - Уфа, 2000. - 300 с.

5. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. 2002. № 5. - С. 33-41.

ABSTRACT

The article considers the topical tasks of modernizing the educational process in the municipal secondary school under the conditions of the current social-economic conditions: the problems of organizing professional training, raising the pupils' cognitive culture and establishing cooperation with the university scholars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.