Научная статья на тему 'Музыкально-этнографическая подготовка студентов в условиях педагогического вуза'

Музыкально-этнографическая подготовка студентов в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна

The article presents the basic approaches to the problem of musical-ethnic training of the students under the conditions of a teacher training institution. These approaches are realised through the unity of the three major components: motivation, contents and operation. Highlighted are the basic contents, forms and methods of training students in the framework of the national-regional component in the system of professional musical pedagogic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical-ethnographical training of students at a teacher training university

The article presents the basic approaches to the problem of musical-ethnic training of the students under the conditions of a teacher training institution. These approaches are realised through the unity of the three major components: motivation, contents and operation. Highlighted are the basic contents, forms and methods of training students in the framework of the national-regional component in the system of professional musical pedagogic education.

Текст научной работы на тему «Музыкально-этнографическая подготовка студентов в условиях педагогического вуза»

Л.М. Кашапова

МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В последние годы целенаправленно осуществляется работа по непрерывному этномузыкальному образованию (НЭМО) музыкально-педагогических кадров в системе подготовки и повышения квалификации. Непрерывная профессионально ориентированная музыкально-этнографическая подготовка педагога-музыканта в системе довузовского, вузовского и послевузовского профессионального дополнительного образования - неотъемлемая часть целостной национально-региональной образовательной системы (ЦНРОС). Специфическая направленность профессиональной деятельности специалиста требует от него хороших знаний в области этномузыкальной культуры народов региона проживания и умения использовать его в системе НЭМО детей. Такая профессионально-ориентированная подготовка явилась важной частью в системе непрерывного этномузыкально-педагогического образования студентов, которая отражает её специфику и содержательно-процессуальные стороны во взаимосвязи.

Содержательный компонент музыкально-этнографической подготовки будущего специалиста включает в себя философско-эстетический аспект рассмотрения НЭМО специалиста; этнопедаго-гику и этнопсихологию как общетеоретическую основу профессионально-ориентированной музыкально-этнографической подготовки студентов; труды искусствоведов и музыковедов об истоках происхождения, взаимовлиянии и взаимообогащении этнокультур; труды этнографов и фольклористов, раскрывающие ценностные основы

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

народного духовного наследия; специальные исследования по проблемам национально-регионального музыкального образования дошкольников, школьников, студентов и педагогов-практиков; труды по психологии творчества и деятельности, развитию общих и музыкальных способностей; музыкально-педагогические и программно-методические материалы.

Среди современных подходов к профессиональной подготовке будущего учителя в вузе важная роль принадлежит комплексному, преемственному, целостному и целенаправленному подходам. Большинство исследований направлено на выявление компонентного состава, анализ связей между компонентами подготовки, что является необходимой предпосылкой изучения сложного и многопланового процесса музыкально-этнографической подготовки современного этнопедагога-музыканта, дает возможность преподавателям вуза эффективно планировать, реализовывать, регулировать данный процесс и управлять им. Что и было сделано путём осуществления теоретико-методологической и методической разработки исследуемой проблемы.

В нашем понимании современный педагог-музыкант-этнограф должен соответствовать следующим требованиям:

1. Будучи интеллигентной личностью, вбирать в себя лучшие образцы музыкальной культуры народов, стремиться к непрерывному саморазвитию, знать новинки психолого-педагогической и музыкально-этнографической литературы.

2. Как духовная личность обладать повышенной чувствительностью к красоте духовного мира народов, межэтническим взаимоотношениям, иметь высоко развитую эмпатию и рефлексию на эт-номузыкальную культуру; стремиться понять богатство духовного мира растущего человека (ребёнка как этноличности).

3. Созидать, творить, сочинять, импровизировать, исследовать в процессе НЭМО - состояние творческой личности этнопедагога-музыканта и ребёнка.

4. Проявлять свободу в профессиональном самоопределении, ориентироваться в музыкальной культуре народов, иметь своё видение образовательного процесса.

5. Быть добрым и милосердным, способным к сотрудничеству с детьми и взрослыми, любить всех детей независимо от их национальности и вероисповедания.

6. Проявлять свою гражданскую позицию - уважительное отношение к истории большой и малой Родины, духовно-культурному наследию народов, стремление к его раскрытию, сохранению и передаче последующим поколениям.

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

7. Самосовершенствоваться, овладевать новейшими технологиями обучения, ориентироваться на успешную музыкально-этнографическую педагогическую деятельность - качества, которыми должен овладеть студент ещё в годы учёбы в вузе.

8. Учитывать особенности социо- и поликультурной среды в процессе моделирования и реализации НЭМО как ЦНРОС, стремиться увлечь подопечных музыкальным наследием народов региона проживания, России, ближнего и дальнего зарубежья, что является главным показателем педагога-музыканта как человека культуры.

За последние пятнадцать лет в педагогических вузах республики проведена целенаправленная работа по разработке обязательного минимума содержания национально-регионального компонента образовательных программ по специальности «музыкальное образование», созданы научно-методические пособия и нормативные документы [4; 5; 6]. В содержании программ большое внимание уделяется вопросу формирования гражданственности будущего специалиста, знающего свои права и обязанности, способного уважительно относиться к своим подопечным, их этнокультурным потребностям. От того, как учитель музыки введёт учащихся в традиции национальной музыкальной культуры, её звуковую, эмоциональную и нравственно-эстетическую сферу, возможно, на всю жизнь определится их гармоничное внутреннее отношение к народам, миру, жизни и человечеству.

Анализ состояния и внедрения национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов (ГОС) в педагогических вузах Республики Башкортостан показал перечень дисциплин, как обязательных для изучения всеми студентами, так и курсов по выбору: «История, культура Башкортостана»; «Народное музыкальное творчество башкир»; «Башкирские национальные музыкальные инструменты»; «Музыкальные жанры в творчестве башкирских композиторов»; «Музыкальная культура народов Башкортостана» и др.

Многие из разработанных и преподаваемых дисциплин (курсов) регионального компонента часто отличаются от дисциплин федерального компонента по качеству научно-методической разработанности, объему выделяемых часов, охвату студентов (изучает лишь часть), отсутствием учебной и методической литературы. Специфика проведения занятий по дисциплинам регионального компонента создает ряд проблем организационного характера: снижение мотивации студентов к изучению дисциплины, курса, когда выясняется, что они не отвечают потребностям профиля их будущей музыкально-педагогической деятельности, а являются обязательными для

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

всех; преимущественная ориентация на лекционные, а не практические нетрадиционные формы занятий, что не способствует формированию интереса к дисциплине, развитию исследовательских навыков и способностей в области национально-регионального музыкального образования; дисциплина (курс) не завершается какой-либо формой отчётности (экзамен, зачёт), не фиксируется в зачётной книжке, как следствие - пропуски занятий, бесконтрольность и безотчётность со стороны студентов; слабая учебно-материальная база для проведения занятий, отсутствие современных информационных технологий, высококачественной видео- и звукопроизводя-щей аппаратуры, народного музыкального инструментария, национальных костюмов; незнание (недопонимание) преподавателями педагогических вузов специфики этномузыкального образования детей, требующей целевой подготовки специалиста к просветительской, обучающей и воспитывающей деятельности.

Экстраполируя взгляды ведущих педагогов, ученых и общественных деятелей на процесс подготовки этнопедагога-музыканта, автор исследования разработал система музыкально-этнографической подготовки студентов в вузе. Остановимся подробнее на результатах опытно-экспериментальной работы, проведённой в рамках дисциплин по федеральному компоненту (национально-региональный компонент составляет 30-40% учебного времени) и курсов по выбору в рамках национально-регионального компонента: «История музыкального образования»; «Теория преподавания музыки»; «Методика преподавания музыки»; «Методология музыкально-педагогического образования»; «Башкирская национальная музыкальная культура»; «Национальная музыкальная культура»; «Народная педагогика и современная школа»; «Формирование методологической культуры этнопедагога-музыканта»; «Национальное музыкальное образование школьников» и др.

Система музыкально-этнографической подготовки будущего специалиста имеет диалектическую структуру, состоящую из трёх этапов. Первый этап связан с профессионально-методической адаптацией студентов в проблеме национально-регионального музыкального образования в процессе изучения дисциплины «История музыкального образования», курсов - «История, культура Башкортостана», «Народное музыкальное творчество башкир», «Башкирские национальные музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры в творчестве башкирских композиторов», «Музыкальная культура народов Башкортостана», наблюдения за школьными уроками с последующим их обсуждением. На основе выборки, систематизации, анализа, синтеза и обобщения студенты активизировали

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

свой опыт и знания в процессе НЭМО как ЦНРОС. В рамках занятий студентам демонстрировался опыт работы ведущих педагогов-музыкантов-этнографов республики, что способствовало осознанию ими социальной и профессиональной значимости избранной профессии.

С учётом разноуровневой подготовки студентов экспериментальных групп (педколледж, музыкальное училище, училище искусств и др.), в обучении использовались коллективно-индивидуальный и дифференцированный подходы (лекции для всех, семинарские и лабораторно-практические занятия - с учетом интересов, потребностей, возможностей, этноличностной принадлежности студентов, места работы для заочников и др.). Лекционные занятия, выполняющие теоретико-методическую функцию в усвоении знаний и представлений о НЭМО детей, опирались на ведущие положения философии, эстетики, социологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики и психологии, музыкознания, этнопсихологии, этнопедагогики и этнографии. Эффективными были лекции, где использовались такие методы обучения, как беседа, дискуссия, конференция, «мозговой штурм», решение проблемно-поисковых ситуаций, разработка этнопедагогических ситуаций, познавательно-деловая творческая игра, фронтальный опрос - музыкальная викторина и др.

Перед студентами выдвигались задачи репродуктивного (частично поискового), репродуктивно-поискового (частично творческого), продуктивно-творческого и исследовательского типа, которые решались на семинарских и лабораторно-практических занятиях, способствуя активному обмену опытом в решении разноуровневых этномузыкально-педагогических задач. Например, на семинарских занятиях закреплялись и углублялись представления и знания студентов о национальном музыкальном образовании школьников, которые рассматривались в лекционном курсе. В содержание семинарских занятий входят анализ литературы под углом зрения проблемы НЭМО детей; интонационный и жанрово-стилевой подход в анализе башкирской народной и композиторской музыки, включённой в региональные программы по музыке для школ; художественно-коммуникативный анализ «золотого фонда» национально-региональной музыкальной культуры (7 произведений); анализ положительных и отрицательных педагогических ситуаций, увиденных во время посещения разноуровневых образовательных учреждений и просмотра видеозаписей с уроками педагогов-практиков или студентов во время педагогической практики. Всё это способствовало общекультурному,

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

общепедагогическому и этномузыкально-педагогическому «вызреванию» будущих специалистов.

Второй этап связан с теоретико-методическим обоснованием этномузыкальной педагогической деятельности будущих специалистов, которому способствовало изучение дисциплин «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования» и курсов по выбору - «Башкирская национальная музыкальная культура», «Национальная музыкальная культура», «Народная педагогика и современная школа», а также пробные занятия во время педагогической практики в условиях общеобразовательной школы. Опираясь на собственный этномузыкальный опыт и комплексную подготовку средствами общепрофессиональных и специальных дисциплин, студенты приобрели навыки проектно-методической деятельности. Проявлялась она в самостоятельном и вариативном получении студентами новых этномузыкальных знаний и способов общения с учащимися через деловую игру-практикум, основным содержанием которой было моделирование в своей подгруппе коммуникативных ситуаций в виде фрагментов этномузыкальных занятий. Главной задачей практикума стал поиск способов стимулирования студентов к дальнейшему познанию, отработка ими навыков коммуникативного анализа этномузыкальных произведений с использованием известных приемов общения.

Третий этап связан с самостоятельным исполнением студентами «роли» учителя музыки во время преддипломной практики путём совершенствования профессиональных навыков и умений через изучение: дисциплины «Методология музыкально-педагогического образования», курса по выбору «Формирование методологической культуры этнопедагога-музыканта» и «Национальное музыкальное образование школьников» (ДПП.Р.00), дисциплины, ставшей основополагающей и обобщающей в профессиональном становлении студентов как педагогов-музыкантов-этнографов.

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

Со студентами Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Московского государственного гуманитарного университета им. М.И. Шолохова (филиал в г. Уфе), Самарского государственного педагогического университета (филиал в г. Уфе) за последние девять лет экспериментально апробированы несколько авторских курсов по выбору в рамках национально-регионального образования: «Башкирская национальная музыкальная культура»; «Национальная музыкальная культура»; «Народная педагогика и современная школа» и «Формирование методологической культуры этнопедагога-музыканта», которые дали положительный результат и способствовали профессиональному становлению будущего специалиста, но не решили всей проблемы комплексно. В связи с этим, были разработаны программа [2, 64-83] и учебное пособие [3] дисциплины «Национальное музыкальное образование школьников» (НМОШ), которые апробировались на завершающем этапе музыкально-этнографической подготовки студентов в процессе формирующего эксперимента на базе названных педагогических вузов, получив широкое применение в практической работе преподавателей и методистов не только Башкортостана, но и за его пределами (Татарстан, Чувашия, Марий-Эл и др.).

Дисциплина разработана в соответствии с требованиями к базовому уровню музыкально-этнографической подготовки педагога-музыканта, допущена МО РФ для системы дополнительного профессионального педагогического образования и музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов. В ней отражены тенденции обновления содержания музыкального образования школьников путём введения этномузыкальных традиций в учебно-воспитательный процесс. Пособие рекомендуется к использованию при изучении дисциплин «История музыкального образования», «Теория преподавания музыки», «Методика преподавания музыки», «Методология музыкально-педагогического образования» и других авторских курсов в рамках национально-регионального профессионального образования. Освоение дисциплины опиралось на принципы: аксиологический, культуросообразности, природосообразно-сти, гуманизации, целостности и преемственности, являясь главным условием завершающего этапа этномузыкально-педагогического образования студентов, так как направлено на самопознание, саморазвитие и самоопределение. В этом основная миссия профессионального становления будущего этнопедагога-музыканта в контексте новой образовательной парадигмы.

Цель дисциплины - формирование знаний студентов о содержании национального музыкального образования школьников. За-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

дачи: формирование их целостного и системного представления о НЭМО школьников как одном из направлений в модернизации музыкально-образовательного процесса в школе; овладение системой научных знаний о региональной музыкальной культуре; раскрытие сущности и специфики НМОШ; формирование этномузыкально-педагогической культуры студентов как будущих педагогов-музыкантов-этнографов; освоение ими прикладных аспектов этно-музыкально-педагогической деятельности.

Длительный мониторинг в рамках педагогического эксперимента показал, что студенты экспериментальных групп, изучавшие дисциплину НМОШ (см. табл. 1), более успешно проявляются в качестве этнопедагогов-музыкантов, объективно оценивают результаты своей подготовленности к реализации НЭМО детей и окончательно самоопределяются в будущей профессии.

Таблица 1

«Национальное музыкальное образование школьников» ДПП.Р.00

№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ЛЗ СПЗ ЛПЗ СРС

1. Актуальность национального музыкального образования школьников в современных социокультурных условиях 1 1 2

2. Сущность и содержание национальной культуры, её место в музыкальном образовании 1 1 2

3. История традиций национальных культур в системе зарубежного и отечественного музыкального воспитания 1 1 2

4. Основы национального музыкального образования и воспитания у русского народа 1 1 2

5. Музыкальные традиции в башкирской народной педагогике 1 1 2

6. Национальное музыкальное образование школьников в условиях современности 1 1 2

7. Музыкально-этнографическая подготовка педагогических кадров к реализации национально-регионального музыкального образования школьников 1 1 2

8. Содержание, формы и методы национального музыкального образования школьников 1 1 1 3

9. Методика проведения и описания педагогического эксперимента по адаптации национальных музыкальных традиций в систему общего музыкального образования 1 1 1 3

ВСЕГО 9 9 2 20

ИТОГО 40

Изучая дисциплину, студенты овладели навыками творческого и нестандартного решения проблем национального музыкального образования школьников, поиска и конструирования инновационных форм занятий, интерактивных коммуникаций, подбора интересных

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

национально-региональных музыкальных материалов, что подвигло будущих специалистов к более самостоятельному и творческому применению своих музыкально-этнографических знаний, умений и навыков в процессе общения с учащимися, при организации разных видов их этномузыкальной деятельности на уроках музыки, во внеклассной и внешкольной работе. Дифференциация этномузыкаль-ного образования школьников на преддипломной практике строилась студентами с учётом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей (младшие классы - игровые формы приобщения к этномузыке, средние классы - коллективные и дискуссионные), что способствовало межэтническому общению учащихся и студентов-практикантов, формированию национального музыкально-эстетического сознания школьников и этномузыкально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта-этнографа.

Содержание дисциплины НМОШ, которое раскрывается в лекционных, семинарских и практических, лабораторно-практических занятиях, проводимых в нетрадиционной творческой форме (национальные музыкальные гостиные, музыкально-этнографические коллоквиумы, этнопедагогические и этнопсихологические практикумы с использованием музыки народов Башкортостана; педагогическая практика в школе, постановка этномузыкальных спектаклей и др.), а также в самостоятельной работе студентов, направленной на овладение технологией непрерывного этномузыкального образования школьников в сельских и городских, русскоязычных и национальных общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, учреждениях дополнительного образования, через взаимодействие урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в союзе с семьёй и дошкольным образовательным учреждением.

Учитывая тот факт, что, изучая дисциплину, студент должен выработать профессионально-творческую свободу и развить своё этномузыкально-педагогическое мышление, не фиксируя дословно лекции, поурочно-методические разработки и сценарии внеклассных мероприятий, предлагаемых преподавателем, ему с первых же занятий создавались условия для творчества и самореализации. Уважая мнение, профессиональные знания, умения и навыки студента, его деятельность направляли в русло самостоятельного поиска методических решений процесса НЭМО детей. Как конечный результат такой работы было важно узнать мнение, видение и понимание исследуемой проблемы студентами. Для этого ими выполнялись разные формы самостоятельной работы: конспектирование и анализ источников из периодики и учебно-методических пособий в рамках НЭМО детей и взрослых;

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

сравнительная характеристика национальных музыкальных традиций и систем воспитания народов мира; презентация этнопеда-гогических традиций музыкально-эстетического воспитания детей у славянских народов, проживающих в Башкортостане; сравнение музыкально-педагогических традиций башкир с традициями музыкального воспитания детей и подростков у других народов Башкортостана, Урала и Поволжья; подготовка и проведение фестиваля национальной музыки с приглашением народных и профессиональных музыкантов, певцов и танцоров; разработка планов-конспектов урочных и внеурочных этномузыкальных занятий для детей и подростков в условиях разноуровневых образовательных учреждений; составление элективного курса по музыкальной культуре одного из народов Башкортостана или тематики цикла бесед для детей и подростков с целью приобщения их к этномузыкальным традициям. Контроль самостоятельной работы студентов осуществлялся путём анкетирования, тестирования и обсуждения вопросов по национальному музыкальному образованию школьников во время презентации ими своих научно-методических статей и рефератов по данной проблеме (форма зачётной работы) на итоговой студенческой и преподавательской научно-практической конференции [1].

Результаты экспериментальной проверки свидетельствуют о справедливости предлагаемого подхода к музыкально-этнографической подготовке учителя музыки, который в какой-то мере можно назвать «опережающим обучением». Для 100% респондентов восприятие содержания дисциплины не представило никаких трудностей, они отметили, что освоенный ими музыкально-этнографический и этнопедагогический опыт способствовал испытанию удовлетворения и радости по поводу собственных «методических находок» во время преддипломной практики. Одним из главных условий успешности эксперимента было достижение единства, целостности и взаимосвязи ведущих компонентов музыкально-этнографической подготовки (мотивационного, содержательного и операционального). А применение разнообразия методов и приёмов работы со студентами обеспечивало их увлеченность проблемой НМОШ, способствовало развитию самостоятельно-вариативного мышления и творческого воображения, поиску, созданию и реализации новых, оригинальных путей НЭМО образования школьников.

Оптимальными методами обучения в процессе формирующего эксперимента стали погружение в этномузыкальные традиции народов Башкортостана, интонационно-стилевое и жанрово-стилевое постижение национальной музыки в разных видах этномузыкальной деятельности, моделирование этномузыкально-педагогических си-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

туаций (деловая игра). Они способствовали развитию исследова-тельско-поисковых и творческих навыков и умений студентов - устанавливать внутренние связи между этномузыкальными явлениями, далеко стоящими друг от друга во времени; видеть в современной музыкальной культуре русского и башкирского народов их исторические корни и предпосылки; разбираться в обширном историческом материале, накопленном музыковедческой и музыкально-педагогической наукой в области музыкальной культуры народов Башкортостана; открывать и собирать новые факты и материалы по музыкальным традициям народов Урала и Поволжья, уметь применять их в работе с детьми; освещать те стороны музыкальной жизни народов прошлого и настоящего, которые не были замечены нашими предшественниками и современниками, видеть зависимость их творчества от общекультурных черт эпохи; иметь точное представление о месте изучаемых народных песен, танцев, инструментальных наигрышей в истории развития этносов, охватывающих подчас несколько столетий, и выявлять их педагогический потенциал для современной системы образования; проявлять свою этномузыкаль-но-педагогическую культуру как составную часть общей педагогической культуры; аргументировать выводы по многоуровневому непрерывному этномузыкальному образованию, опираясь на технику музыкально-педагогического анализа, опыт практической работы с детьми, нормативно-правовые основы современной системы федерального и национально-регионального образования.

Занятия, проводимые в виде деловых игр (проигрывание модели школьных уроков музыки, внеклассных занятий или отдельных учебных ситуаций по освоению музыкальных традиций народов Башкортостана), создавали атмосферу сотворчества и соучастия в процессе общения с национальным музыкальным искусством и вызывали особый интерес студентов. По сути, это была совместная проектно-методическая деятельность, где успешно реализовался принцип единства теории и практики, связывающий форму аудиторных занятий с практикой работы в школе.

В процессе изучения дисциплины студентами традиционными стали проблемно-поисковые и дискуссионные формы обучения, где обсуждаются наиболее актуальные проблемы и темы в области НЭ-МО, национального музыкального образования школьников, а также выполняются индивидуально-групповые творческие задания, как: определить, какое место занимает национальная музыкальная культура в современной системе общего музыкального образования; оценить структурные компоненты и основные положения Концепции непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

на 2003-2010 гг.; раскрыть главный принцип педагогической системы 3. Кодая и его актуальность для системы НЭМО; сравнить традиционные и нетрадиционные формы уроков музыки в школе; раскрыть пути взаимодействия семьи и школы в национальном музыкальном образовании школьников; подготовить и провести деловую игру «Фестиваль музыкального творчества народов Урала и Поволжья» по методике коллективного творческого дела (КТД); осуществить театральную постановку одной из башкирских музыкальных пьес-сказок Ф.З. Гершовой («Ильдар-батыр», «Халима», «Малыш-кураист»).

В рамках лабораторно-практических занятий и во время преддипломной практики студенты разработали, подготовили и провели достаточно много традиционных и нетрадиционных форм урочных и досуговых музыкальных занятий со школьниками, которые способствовали расширению этномузыкального кругозора как самих студентов, так и учащихся младших, средних и старших классов в условиях общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и учреждений дополнительного образования. Большая часть досуговых форм этномузыкальных занятий представлена в таблице 2.

В условиях современности все возрастающее значение в формировании и развитии творческих способностей конкурентоспособного специалиста приобретает научно-исследовательская работа. Перспективными специалистами являются те, кто овладел исследовательскими умениями и навыками, получил потенциал саморазвития. Исследовательский принцип в обучении предполагает организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в науке, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания. Применение исследовательского принципа в системе музыкально-этнографической подготовки будущего этнопедагога-музыканта способствует развитию его познавательных способностей, активности и самостоятельности, повышает интерес к овладению этномузыкаль-ными знаниями и методами познавательной деятельности. Значимыми становятся способность к целеполаганию, проектированию и планированию своей деятельности, контроль и оценка собственных действий, критическое мышление и выработка выводов.

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

Таблица 2

Традиционные и нетрадиционные формы досуговых музыкальных занятий со школьниками

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Фольклорные и хоровые кружки Ансамбли и оркестры народных инструментов Вокальные и танцевальные ансамбли Лекции, беседы-концерты Творческие встречи с деятелями культуры и искусства Конкурсы и смотры народного музыкального творчества Недели, декадники и месячники национальной музыки Тематические утренники и вечера, по-свящённые музыкальной культуре народов Башкортостана Музыкальные викторины и олимпиады по традициям НМК Посещение оперных и балетных спектаклей башкирских композиторов, концертов в Башкирской государственной филармонии Музыкальный лекторий при филармонии или ДМШ Музыкальные клубы по интересам (фольклорно-этнографическая поисковая работа) Национальный музыкально-фольклорный театр «Угадай мелодию» «Народное творчество» «Между Волгой и Уралом» «Жемчужины народного творчества» «Добрый вечер! Я - сэсэн» «Колесо музыкальной истории Башкортостана» «Утренняя звезда» «Музобоз» «Урал мо^о» Национальные праздники: "Сабантуй", «Каргатуй», «Науруз» Фольклорные ансамбли: «Аманат», «Дервиш», «Караван-сарай», «Ядкарь» и др.

Определяя готовность студентов-заочников к поисково-исследовательской работе, мы провели диагностику, где учитывалась их этническая принадлежность, место работы и проживания, должность, приоритеты в области этномузыкальных традиций, знание которых позволило скорректировать систему музыкально-этнографической подготовки будущих специалистов, что способствовало формированию этномузыкально-педагогического сознания и мышления, профессиональной компетентности в области непрерывного этномузыкального образования детей; освоению знаний в системе этнонаук, изучению традиций музыкального воспитания детей у разных народов мира; знакомству с жизнью, бытом, культурой и этномузыкальными традициями народов Башкортостана,

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

Урала и Поволжья; овладению технологией диагностики, планирования и реализации НЭМО детей и подростков в образовательных учреждениях разного уровня и типа.

Важным этапом в формировании исследовательских умений студентов стало написание ими рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ в рамках национально-регионального музыкального образования, результаты которых подтверждались экспериментальными исследованиями, проводимыми в образовательных учреждениях разного уровня и типа (см. табл. 3).

Таблица 3

Учебные дисциплины, жанры и темы исследовательских работ

«ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (рефераты, курсовые)

Народные певцы-сказители-музыканты как просветители и общественные педагоги.

Музыкальные инструменты народов Урала и Поволжья в воспитании детей и подростков.

Использование национальной музыкальной культуры в системе «семья - школа - УДО». Пути реализации Концепции непрерывного этномузыкального образования в Башкортостане.

Музыкальный фольклор народов в системе дошкольного (школьного) образования.

Этнопедагогические традиции в семейном музыкальном воспитании детей._

«НАЦИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» (рефераты)_

Воспитание интереса и любви школьников к национальным музыкальным традициям. Этномузыкальное образование детей в условиях семьи. Народное искусство в этномузыкальном развитии детей.

Этнопедагогические традиции в музыкальном образовании сельских школьников. Музыкально-этнографическая подготовка учителя музыки как условие реализации НЭМО детей.

Полинациональное музыкальное образование учащихся в условиях городской школы. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (курсовые) Опыт работы педагогов-новаторов в области НЭМО детей.

Формирование творческих способностей детей на основе музыкального фольклора. Музыкальный фольклор башкирского народа в начальной школе.

Нравственное воспитание младших подростков средствами славянской музыкальной культуры.

Игровой фольклор в музыкальной деятельности дошкольников. Музыкальное искусство в педагогической культуре финно-угорских народов. ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Этнопедагогические традиции в системе музыкального образования школьников. Материнский музыкальный фольклор как средство воспитания личности ребёнка. Поликультурное воспитание детей средствами народной песни. Взаимодействие семьи и школы в этномузыкальном образовании детей. Игровой фольклор в музыкальной деятельности младших школьников. Музыкально-педагогическая практика и просветительство в Уфе: опыт, перспективы. Полинациональное музыкальное образование учащихся в условиях гимназии. Национально-региональный компонент в системе подготовки будущих учителей музыки.

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

Другой формой исследования явилась фольклорно-экспедицион-ная поисковая работа студентов, выезжавших в сёла Республики Башкортостан, чтобы собрать образцы народного музыкального творчества в виде песен, инструментальных наигрышей, сделать фонозаписи, видео- и фотосъёмки. Впоследствии обработанный материал был включён в аудио- и видеотеку по НМОШ, апробировался на курсах повышения квалификации учителей музыки республики и получил положительную оценку.

Совместно со студентами был создан банк психолого-педагогических идей по непрерывному этномузыкальному образованию детей и взрослых; картотека научно-методической и популярной литературы, нормативно-правовой документации; обобщён передовой педагогический опыт; созданы фонотека и видеотека, которые используются студентами и преподавателями при написании статей, рецензий, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, разработок конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий.

Результаты исследования показали, что реализация целостного, системного, целенаправленного и преемственного подходов в содержании общекультурных, профессионально-педагогических, специальных и целевых дисциплин даёт хорошие результаты в музыкально-этнографической подготовке будущих специалистов, способствует формированию у них этномузыкально-педагогической культуры. Проявляя исследовательские и творческие умения, будущий специалист осваивает навыки изучения и обобщения опыта работы ведущих педагогов-музыкантов республики и адаптации его в свою педагогическую деятельность во время преддипломной практики, что важно для становления профессиональной готовности к реализации НЭМО детей и подростков.

Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяет заключить, что систему музыкально-этнографической подготовки студентов составляют в единстве три компонента: мотивационный, характеризующий аксиологическое, культурологическое, гуманистическое и личностно-активное отношение студентов к этномузыкальным традициям народов, осознание ими значимости национально-региональной подготовки как части целостной системы профессионального этномузыкаль-но-педагогического вузовского образования; содержательный, включающий представления студентов о системном, целостном, преемственном и целенаправленном подходе к музыкально-этнографической подготовке педагогов-музыкантов и саму систему знаний о национально-региональной музыкальной, шире - ху-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дожественной культуре народов Башкортостана; операциональный компонент, отражающий способы стимулирования синерге-тических поисков студентов, направленных на актуализацию их музыкально-этнографической культуры и формирование готовности к реализации НЭМО детей через сотрудничество, сотворчество и саморазвитие на основе исследовательской музыкально-педагогической деятельности.

Содержание мотивационного компонента изначально связано с отношением студентов к будущей профессии, с осознанием необходимости формирования собственной этномузыкально-педагогической культуры, с осмыслением роли этноличностных качеств, духовного и коммуникативного потенциала молодого специалиста в НЭМО детей. Музыкально-этнографическая подготовка студентов осуществляется через реализацию ряда важнейших принципов - аксиологического, культурологического и гуманистического, на основе которых складывается их социальная позиция как этнопедагогов-музыкантов, проявляющаяся в отношении к национальной музыке как к «живому», «одушевленному» субъекту общения. Оно должно быть эмоционально и личностно окрашенным, глубоко прочувствованным и творческим, эстетически и коммуникативно-направленным. Данное качество, как ведущее, связано со способностью педагога приобщаться к национальному музыкальному искусству и общаться с детьми с позиции субъект-субъектных отношений, с проявлением коммуникативно-личностного опыта, соответствующей эмоционально-личностной реакции на этномузыкальные произведения и образовательный процесс. Поэтому в содержании мотивационного компонента музыкально-этнографической подготовки учителя музыки важная роль отводится ценностным мотивам студентов, выступающим его содержательной основой: интерес к процессу поиска знаний о национально-региональной культуре; стремление к расширению и накоплению собственного опыта и знаний о музыкальной культуре народов Башкортостана; внутренняя убежденность в необходимости творческого подхода к процессу поиска и нахождения, а затем и реализации региональных этномузыкальных знаний в непосредственной профессионально-педагогической деятельности; самостоятельное осмысление способов реализации НЭМО детей, возможности их варьирования в различных ситуациях, а также конструирования новых оригинальных подходов в общении с региональной музыкальной культурой.

Содержательный компонент составляет система специальных знаний, обеспечивающая успешную работу будущего специалиста,

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

как в плане научного осмысления своего труда, так и в плане непосредственной деятельности, например, в качестве учителя музыки общеобразовательной школы. Особое место здесь занимают знания студентов о комплексном, преемственном, целостном и целенаправленном подходе к процессу музыкально-этнографической подготовки учителя музыки; система знаний о музыкальной культуре народов Башкортостана и готовность самостоятельно устанавливать связь между полученными знаниями регионального характера на разных дисциплинах и направлять их в русло решения проблемы профессионального непрерывного этномузыкального образования.

Операциональный компонент музыкально-этнографической подготовки учителя музыки составили специальные способы стимулирования творческих поисков студентов, направленных на актуализацию всего ценного, что выработано в процессе становления и развития этномузыкальной культуры и образования в регионе, в собственной теоретико-исследовательской и этномузыкально-педагогической деятельности. Этому способствовали взаимодействие преподавания и учения, этномузыкального развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, то есть взаимоотношения студентов с преподавателями, способствующие повышению их творческого потенциала, являющиеся показателями синергетического подхода в профессиональной подготовке будущего этнопедагога-музыканта.

Мониторинг эксперимента показал высокую степень готовности студентов экспериментальных групп к этномузыкально-педагогической деятельности (более убедительны и аргументированы, нежели студенты контрольных групп), демонстрировали разнообразие методов и приемов, самостоятельность в принятии решений и выборе средств. 100% респондентов отметили целесообразность занятий по НМОШ, так как проблема НЭМО детей усваивалась ими легко и быстро. Происходило системное, целенаправленное «погружение» в методический контекст проблемы музыкально-этнографической подготовки будущего этнопедагога-музыканта. Высокий уровень проектно-методической деятельности студентов, способность к рефлексии, самодиагностике, самоанализу и адекватной самооценке свидетельствует о правильности выбранного нами подхода к музыкально-этнографической подготовке будущего специалиста. Полученные результаты позволяют утверждать, что разработанные авторские курсы, в том числе дисциплина «Национальное музыкальное образование школьников» является универсальными и целесообразными для музыкально-этнографической подготовки студентов, что подтверждается успешной проверкой основных теоретических положений концепции непрерывного этному-

'^ёшёшшшёё инновационные технологии ОСРПЗОППНИП

зыкального образования в Республике Башкортостан, разработанной автором исследования.

1. Актуальные проблемы современного музыкального образования: материалы Всероссийской НПК «Проблемы непрерывного этномузыкального образования в системе «семья - ДОУ - школа - УДО - ПК» (Уфа, 1 апреля 2006 г.) / под ред. Л.М. Кашаповой. - Уфа: БГПУ, 2006. - 110с.

2. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: программа и метод. материалы по предмету «Музыка» для 1-8 (9-11) классов. - Уфа: БИРО, 1999. - 61 с.

3. Кашапова Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика: учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования и студ. муз. фак. пед. колледжей и вузов. - Уфа: БГПУ, 2004. - 204с.

4. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика: учеб. пособие. - Уфа: БИРО, 2004. - 168с.

5. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкальное образование как целостная национально-региональная образовательная система: моделирование и реализация: монография. - М.: Наука, 2006. - 391с.

6. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2003-2010 гг. / авт.-сост. Л.М. Кашапова. - Уфа: БИРО, 2003. -86с.

ABSTRACT

The article presents the basic approaches to the problem of musical-ethnic training of the students under the conditions of a teacher training institution. These approaches are realised through the unity of the three major components: motivation, contents and operation. Highlighted are the basic contents, forms and methods of training students in the framework of the national-regional component in the system of professional musical pedagogic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.