Научная статья на тему 'Изучение историко-педагогического наследия как фактор совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки'

Изучение историко-педагогического наследия как фактор совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / МЕКТЕБЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДРЕСЕ / VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC / MUSIC EDUCATION IN MEDRESE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юферова Альбина Адонисовна

Статья представляет собой попытку осмысления и систематизации роли и места образования в различные исторические этапы развития республики Башкортостан, в том числе определении места музыкального образования в образовательном процессе первых башкирских школ. В статье описана система работы по приобщению будущих учителей музыки к истории, традициям просвещения башкирского народа. Проведенное исследование не претендует на полное всестороннее изучение проблемы, но в то же время является одним из шагов в раскрытии вопросов истории развития образования родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE HISTORIC-PEDAGOGICAL HERITAGE AS FACTOR PERFECTION OF VOCATIONAL TRAINING THE FUTURE TEACHERS OF MUSIC

This article represents attempt of analysis and systematization of the role and the formation place in various historical stages of development republic Bashkortostan, including the place of music education in educational process of the first Bashkir schools. The work system for joining of the future teachers of music to the history, traditions of the Bashkir people education are described in the article. The conducted research doesn't apply for full all-round studying of a problem, but at the same time it is one of steps to disclosing history development education questions of native land.

Текст научной работы на тему «Изучение историко-педагогического наследия как фактор совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки»

УДК 378.016:78

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Юферова Альбина Адонисовна, преподаватель, Почетный работник СПО РФ

ГОУ СПО «Уфимский педагогический колледж №2», г.Уфа, Россия

albina0712@mail. ru

Статья представляет собой попытку осмысления и систематизации роли и места образования в различные исторические этапы развития республики Башкортостан, в том числе определении места музыкального образования в образовательном процессе первых башкирских школ.

В статье описана система работы по приобщению будущих учителей музыки к истории, традициям просвещения башкирского народа.

Проведенное исследование не претендует на полное всестороннее изучение проблемы, но в то же время является одним из шагов в раскрытии вопросов истории развития образования родного края.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего учителя

музыки; мектебе; музыкальное образование в медресе.

STUDYING THE HISTORIC-PEDAGOGICAL HERITAGE AS FACTOR PERFECTION OF VOCATIONAL TRAINING THE FUTURE TEACHERS OF MUSIC Albina Yuferova, teacher

Ufa Pedagogical College Ufa №2, Russia [email protected]

This article represents attempt of analysis and systematization of the role and the formation place in various historical stages of development republic Bashkortostan, including the place of music education in educational process of the first Bashkir schools.

The work system for joining of the future teachers of music to the history, traditions of the Bashkir people education are described in the article.

The conducted research doesn't apply for full all-round studying of a problem, but at the same time it is one of steps to disclosing history development education questions of native land.

Keywords: vocational training of the future teacher of music; music education in medrese.

Говорят, чтобы строить будущее, человек должен знать свое прошлое. Как справедливо отмечал В.А. Сухомлинский, «без прошлого нет будущего». Изучение истории позволяет нам учесть недочеты и, опираясь на современное достижение науки, идти вперед. Известно, что уровень воспитанности и образованности человека определяется по степени знания своих корней, своего народа. Аналогично можно утверждать, что культура будущего учителя определяется уровнем знания вопросов истории образования и просвещения своего народа.

Мы забыли истину, историю нашего народа, о которой сказал когда-то Д.К. Ушинский, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов» [1, 252-253]. Именно поэтому изучение вопросов становления и развития школ в Республике Башкортостан, не теряет своей актуальности и сегодня.

Вопросы истории края и развития образования изучались такими учеными, как Аминов Т.М, Хадыева Р.Х., Фархшатов М.Н. [2;13]. В своих трудах они

изучали вопросы становления и развития образования, влияние национальной культуры и традиций на развитие образования.

Определенный интерес для исторического анализа вопросов организации музыкального образования представляют работы Л.М.Кашаповой [7], раскрывающие вопросы развития музыкального образования, а также труды А.А. Алябьева, Е. Алякринского, Л.П. Атанова А. Васильева, М. Гафури, А.Т. Гречанинова, Г.Х Еникеева, Р.Г.Игнатьева, Хади Кильдибеки, Л.Н. Лебединского, З. Расульева, С. Рыбакова.

Знание о родной культуре, традициях и обычаях наглядно могут свидетельствовать об уровне нравственно - эстетической культуры будущих учителей, формирования ответственности за будущее. Организация исследовательской деятельности студентов по изучению особенностей организации музыкального образования в башкирских школах предполагала использования таких методов педагогического исследования как: методы работы с научной литературой (реферирование, цитирование, аннотирование), педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности студентов (проведение конкурса на лучший реферат по педагогике), методы математической обработки результатов.

Подготовка компетентных специалистов, отвечающих запросам времени предполагает использование активных форм профессиональной подготовки: дискуссии, дебаты, кейс-stady, деловые и организационно-деятельностные игры. Изучение вопросов истории образования в ГОУ СПО «Уфимский педагогический колледж №2» проходит как в форме деловой игры «Заочное путешествие в прошлое» [3,.76-81], так и предполагает использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности. Итогом совместной работы студентов и преподавателя стал проект «Организация музыкального образования в первых башкирских школах». Исследовательский проект осуществлялся в рамках деятельности педагогического кружка «Педагогический поиск» объединяющей студентов разных курсов,

объединенных желанием совершенствовать уровень подготовки, овладеть исследовательскими умениями на более высоком уровне. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что продуманное сочетание форм организации педагогического процесса, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения будет способствовать повышению интереса будущих учителей к истории образования, развитию ключевых компетенций, более глубокому и прочному освоению материала, развитию субъектной позиции студента.

Пребывая в течение трех веков в составе Русского государства, географическим размещением на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, Башкирия сохранила свои особенности в развитии экономики, культуры края, в том числе в области народного образования. В Башкортостане образование начинает появляться в X веке. Свое отражение оно нашло в устном народном творчестве, обычаях, традициях башкир и религии. Проникновение ислама сопровождалось распространением в крае, как и везде, религиозной школы и ее атрибутов - письменности на основе арабской графики, книжного знания. Без них религиозное учение не могло пробить себе дорогу в массы. Организации учебных заведений содействовала башкирская знать, заинтересованная в подготовке грамотных людей. Школы, учреждаемые при мечетях, получили всеобщую поддержку населения. В них башкиры видели источник знаний, просвещения.

Определить документально точное время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину XVII века. Но видимо, более правильным будет вести историю учебных заведений ислама на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще М.Н.Фархшатов — крупнейший исследователь культуры Востока. Ведь уже к этому времени сложились необходимые условия для зарождения среди местного населения такого сложного социального института как школа [4].

Открылись традиционные школы при мечетях. В мусульманской начальной школе мэктэб обучали грамоте на основе арабской графики. Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание наиболее употребляемых молитв, чтение Корана, произведений религиознодидактического содержания. Срок обучения колебался от 3 до 5 лет. До конца XIX века мэктэб были только мужские; девочки обучались в домах мулл у их жен (абыстай). Мэктэб существовали за счет средств мусульманских обществ и частных лиц. Специальных программ и уставов школ не было. Учитель учил тому, что сам знал. Помогал учителю его помощник - хальф. Обучение осуществлялось в индивидуальной форме. Главное в обучении было не понять, а запомнить. Возраст детей, как правило, был от 7 до 13, обучение длилось 3-4 года и для большинства населения на этом заканчивалось.

Медресе - мусульманское учебное заведение более высокого уровня. Традиционно учебная программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Медресе в селах Сюндюк, Сытырман, Стерлибашево, в Оренбургском Каргалы, Тазларово, Балыклыкуль оставили определенный след в истории культуры башкирского и татарского народов: многие их выпускники использовали свои знания, просвещая

соотечественников.

Велико было значение для края открытия Казанского университета (1804— 1805 гг.) и Неплюевского военного училища в Оренбурге (1825). Там могли обучаться не только дети русских чиновников и офицеров, но и дети башкир, татар и казахов.

История среднего специального образования в Башкирии началась в 1800г. с открытия Уфимской духовной семинарии, готовящей священнослужителей. Затем в 1872г. была открыта татаро-башкирская учительская школа, а вслед за

ней в 1876г. - землемерное училище и через год медресе «Усмания», готовящее священнослужителей, а затем учителей, библиотекарей, журналистов и других.

История высшего образования в Башкортостане началась в 1909г. с открытия Учительского института, который в 1919 г. был преобразован в Институт народного образования. В 1923г. этот институт стал называться Практическим институтом народного образования, где, кроме педагогов стали готовить и специалистов сельского хозяйства. В 1929г. Практический институт реорганизуется в Башкирский государственный педагогический институт имени К.Тимирязева. В 1957г. он был преобразован в Башкирский государственный институт.

Преобразование мектебов и медересе началось с замены буквослагательного метода обучения грамоте звуковым методом, известным в народе под названием «усул- и джадит» - новый метод. В джадидистских (новометодных) школах вводились учебники, написанные на языке тюрки, более понятном башкирам и татарам; кроме вероучения преподавались математика, история, география, астрономия и другие предметы. Популярностью среди башкир, татар и других народностей России пользовались джадидистские медресе повышенного класса: «Гусмания» и «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке [4].

Анализ исследований Аминова Т.М, Фахршатова М.Н., показывает, что музыкальное образование в башкирской школе не было выделено в отдельный предмет. Подтверждением тому является исследование Аминова Т.М., в котором он показывает, что музыкальные дисциплины имели место в содержании образования только в русских учебных заведениях [2]. В мусульманских они не были выделены в отдельный предмет.

Интересно, что большинство выпускников медресе «Галия» посвятили себя педагогической, литературной и художественной деятельности. Несмотря на свою программную цель - воспитывать из числа шакирдов

преимущественно служителей мусульманского культа, это медресе стало одним из национально- просветительских очагов той поры, так как в нем были довольно сильны демократические тенденции. Здесь учились выдающиеся в последствие деятели литературы и искусства - Сайфи Кудаш, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, султан Габяши, Амин Зубаиров и многие другие. В своей книге «Незабываемые минуты» С. Кудаш вспоминает, что «в свободное от занятий время медресе напоминало музыкальную школу» [цит. по 5.].

На основе изученных архивных материалов Л.П. Атанова пишет: «Медресе «Галлия» постоянно работал кружок национальной культуры и искусства, который объединил любителей поэзии, музыки, пения, фольклора и драматического искусства. По существу, это была художественная самодеятельность - зародыш многих явлений профессионального башкирского искусства и литературы» [цит.по 5]. Подтверждение мы находим в ходе интервью с бывшим преподавателем колледжа Васильевой Н.Р., внучки одного из выпускников медресе «Г алия» Сафи Кудаша.

Также следует отметить, что медресе кружок «Национальные мелодии, сцена и литература» проводил систематические концерты, которые имели большой общественный резонанс. Ставились переводные и национальные пьесы, одна из них «Музыкант» Сагитта Сюнчелея, воспевающая силу и красоту башкирской народной музыки. В программах концертах, как правило, звучала башкирская, татарская, казахская и крымских татар музыка, с преобладанием башкирских песен и инструментальных наигрышей. Наряду с сольным пением, народные песни исполнялись хором (в основном в унисон), с элементами многоголосия (нехарактерного для башкирской вокальной музыки).

Мажит Гафури (1880-1934) башкирский и татарский поэт, в одной из своих произведений он высказал мысль: «Национальные обычаи и традиции не должны прекращать своего существования, забываться, они идут и живут вместе с нацией, пока существует нация» [6,31]. Исходя из этой мысли, можно сказать о том, что башкирский музыкально-поэтический фольклор

действительно не прекращал своего существования на протяжении веков, благодаря талантливым музыкантам, певцам-сказителям (сэсэнов), самому народу, который из поколения в поколения передавал памятники народного искусства через праздники, обряды, быт, и сегодня важно сохранить это богатство для следующих поколений, прежде всего - через систему массового музыкального воспитания.

Кашапова Л.М. отмечает роль семьи в воспитании и развитии музыкального образования [7;8]. Несмотря на то, что в школах организованного музыкального образования не было, многие дети умели играть на музыкальных инструментах, что формировалась в семье. Все национальные праздники сопровождались пением, игрой на национальных музыкальных инструментах, танцами.

Таким образом, собранные нами данные о музыкальном образовании шакирдов противоречивы. С одной стороны в исследовании Аминова Т.М. и Фархшатова М.И. указано, что музыкальные дисциплины не были выделены в отдельный предмет, с другой стороны, в работе Кашаповой Л.М. отмечается, что музыкальное образование в жизни шакирдов имело свое место, в большей степени за счет семейного воспитания.

Основной целью констатирующего эксперимента исследовательского проекта стало выявление критериев и уровня знаний студентов по проблеме исследования. Разрабатывая критерии уровней знаний студентов, мы опирались на педагогические подходы к оценке знаний учащихся (Бабанский Ю.К., Лернер И.Я.), а также требования к программному усвоению.

Для определения уровня знаний и представлений будущих учителей музыки, мы разработали анкету. Результаты анкетирования были подсчитаны и переведены в баллы, а затем распределены по уровням: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень определялся от 80%-100% это означало, что студенты могут назвать имена башкирских просветителей, ориентируются в башкирских

терминах, касающихся мусульманского образования, в исторических датах, знают известные медресе, имеют представление о роли музыки в башкирских школах.

Средний уровень определялся от 45%-75% что означало, что студенты могут назвать имена башкирских просветителей, основные понятия, знают известные медресе, имеют представление о роли музыки в башкирских школах, но допускают незначительные ошибки.

Низкий уровень определялся от 40% и ниже. Этот уровень характеризуется отсутствием представлений на вопросы. Студенты не могут назвать имена башкирских просветителей, не ориентируются в исторических датах, не имеют представление об основных понятиях мусульманского образования. Не имеют представления о роли музыки в башкирских школах.

Результаты нулевого среза знаний студентов по теме были подсчитаны, переведены в баллы, и занесены в таблицу. Положительный ответ оценивался в один бал, неправильный или отсутствие ответа - 0 балов. Результаты нулевого среза знаний студентов наглядно изображены на графике 1.

12

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

1 2 3

4

□ КГ.

□ ЭГ

5 6 7 8 9 10

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента.

По итогам контрольного эксперимента нами были выбраны 2А курс, как контрольная группа, а 2Б как экспериментальная.

Формирующий эксперимент со студентами экспериментальной группы предполагал проведение внеклассного занятия и использование возможностей самостоятельной работы в раскрытии темы (подготовка докладов, сообщений о первых башкирских просветителях, об истории создания первых башкирских школ, особенностях организации обучения в этих школах, написание рефератов).

Присутствуя на защите рефератов, мы отметили, что студенты проявили интерес к исследуемой нами проблеме. Из всех участников экспериментальной группы лишь некоторые задались целью поиска ответов на вопрос об организации музыкального образования в медресе и мектебе, и ответ оказался сложным. Однако, организованную нами поисковую деятельность студентов, мы считаем успешной. Об этом можно судить по результатам итогов конкурса на лучший реферат по педагогике, в котором студенты контрольной группы не приняли активного участия. Проведенное внеклассное мероприятие в экспериментальной группе урок - экспедиция вызвало интерес и отклик у студентов.

При подведении итога урока, студентам задан был вопрос: «Что Вам понравилось и запомнилось на уроке?». Мы приведем некоторые отзывы студентов по проведенному уроку. «Мне понравилось проведение всей этой экскурсии-лекции»; «Мне запомнилось про медресе «Галия», особенно было интересно узнать какие медресе были в Башкортостане и о просветителе Акмулле». «Мне понравилось все, особенно запомнилось жизнь и творчество Акмуллы (при помощи тестов), ученики медресе «Галия», кто там преподавал и как их называли». «Мне было интересно все». «Мне запомнилось, что студенты сами организовали и провели урок». «Мне было интересно отгадывать тест по теме творчество и жизнь М. Акмуллы». «Мне понравилось, что студенты выступали в роле педагога, знакомя нас с медресе и просветителями». «Я

выявила для себя много интересного «Мне понравился ход урока, который проводился в форме игры», «Мне было интересно слушать выступления одногруппников».

Из приведенных выше отзывов видно, что студенты проявили большой интерес к теме и содержанию урока. При проведении отсроченного контроля знаний, который можно расценивать как заключительный этап эксперимента, сравнивая уровень знаний студентов контрольной группы до и после изучения темы, представленные на графике, мы видим, что показатель студентов с низким и средним уровнем снизился, что является положительной стороной для нашего эксперимента. А высокий уровень знаний студентов составляет большую половину группы. Наглядно соотношение уровней знаний представлено в диаграмме (рис.2).

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

ВЫСОКИЙ средний НИЗКИЙ

Рис. 2. Уровень знаний студентов до эксперимента.

В ходе организованного изучения вопросов истории образования, изучения особенностей организации музыкального образования в первых башкирских школах с использованием различных форм и методов обучения, видно, что уровень знаний студентов заметно изменился. Мы считаем, что проведенная работа показала высокие результаты знаний студентов. Хотя и в контрольной и в экспериментальной группе уровень знаний студентов изменился в положительную сторону, поскольку изучение этих вопросов рассматривается в процессе знакомства с историей и культурой Башкортостана.

Рис. 3. Уровень знаний студентов после эксперимента.

В ходе подготовки к участию в конкурсе рефератов, студенты увлеченно поработали над предложенными темами в библиотеках колледжа и Республиканской библиотеке им.Заки Валиди.

Одним из слагаемых успеха в изучении творчества башкирских просветителей и педагогов (Акмуллы, М.Гафури, М.Карима, С.Кудаша, М.Уметбаева и др.) является осуществление междисциплинарных связей на уроках педагогики, культуры Башкортостана, башкирского языка и литературы. Анализируя состояние развития образования в нашей республике от прошлого к настоящему, изучая предложенные первоисточники, студенты, отмечают, что прогрессивные идеи и традиции башкирской народной педагогики составляют надежный фундамент в осуществлении воспитательных задач.

На педагогической практике студенты имеют возможность проверить свои силы. «Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека» [9, 512]. На музыкальных занятиях студенты знакомят детей с произведениями башкирских композиторов. В увлекательной и доступной форме рассказывают особенности их творчества. Стали традиционными тематические концерты «Мой Башкортостан», «Путешествие по родной Уфе», «Свети мой край родной», комплексные и тематические

занятия «Композиторы Башкортостана - детям», «Играй, мой курай», «Башкирские народные инструменты» и другие.

Эмоциональный отклик у детей ДОУ вызывают собственное исполнение студентами музыкального отделения УПК №2 башкирской народной музыки и произведений композиторов Поволжья и Урала, игра на различных музыкальных инструментах, в том числе и башкирских (кубызе, курае, думбыре).

Как видим, музыкальные традиции башкирского народа сохранились и развиваются в системе общего и профессионального образования.

Образовательные учреждения призваны сыграть большую роль в проведении этнокультурной политики в регионах России, в частности - в республике Башкортостан. Ведущая роль будет отводиться педагогам-музыкантам, родителям, общественности, деятелям культуры и искусства. Следовательно, подготовка высококвалифицированного педагога- музыканта, обладающего достаточным уровнем этномузыкальной, этнопедагогической, этнопсихологической, этносоциальной культуры, способного воспроизвести и передать подрастающему поколению основные ценности национальной музыкальной культуры и культуры региона в целом - это требование времени.

Одна из важнейших задач - воспитать молодого специалиста - учителя музыки, как человека культурного, владеющего не только профессиональными знаниями, умениями навыками, но и с уважением относящегося народным традициям, обычаям занимает свое достойное место.

Литература

1. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998.

2. Аминов, Т.М. Система педагогического образования в Башкирии: Конец VIII - начало XX века[Текст] /Т.М. Аминов.- Уфа:1999.

3. Национально - региональный компонент: из опыта работ

преподавателей УПК №2 [Текст].-Уфа, 2005.-100с.

4. Фархшатов, М. И. Из истории образования Республики Башкортостан [Текст] / Народное образование в Башкирии в пореформенный период (60—90-е годы XIX в.)/ М.Н. Фархшатов.- М., 1994. С. 47—98.

5. Камаева, Р.А. Развитие образования в Иране в IX-XI веках [Текст] /Р.А. Камаева// Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. -М, 1988.

6. Рамазанов, Г. Творчество Мажита Гафури [Текст] /Г.Рамазанов.-Уфа,1970.

7. Кашапова, Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей [Текст] /Л.М. Кашапова //Музыка в школе.-2004.-№4.-С.24-34.

8. Кашапова, Л.М. Национальное образование школьников: история,

теория, практика [Текст]: Учебное пособие для системы доп.

профессионального педагогического образования и студентов музыкального факультета педагогического колледжа и вуза /Л.М. Кашапова.- Уфа: изд-во БГПУ, 2004.- 75с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] /В.А. Сухомлинский. Избр. Пед. соч. в 3-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979 . - С. 512

Рецензент:

Асадуллин Р.М., д.п.н., профессор БГПУ им. М. Акмуллы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.