Научная статья на тему 'Педагогическая направленность содержания образования медресе Уфимской губернии в начале ХХ В. (на примере медресе «Усмания»)'

Педагогическая направленность содержания образования медресе Уфимской губернии в начале ХХ В. (на примере медресе «Усмания») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность содержания образования медресе Уфимской губернии в начале ХХ В. (на примере медресе «Усмания»)»

Р. А. Гильмиянова

Педагогическая направленность содержания образования медресе Уфимской губернии в начале ХХ в. (на примере медресе «Усмания»)

Проникновение ислама как религиозной системы на территорию региона началось в Х в. Основную роль в первоначальной исламизации башкирских племен сыграли булгарские и среднеазиатские миссионеры, а также торгово-экономические связи с миром ислама. Становлению ислама способствовало распространение в крае религиозных образовательных учреждений (мектебов и медресе), книжной грамотности. В то же время коранические школы, учреждаемые при мечетях, стали основой внедрения в сознание населения необходимости и ценности образования. Это соответствовало мусульманской идеологии в целом. У мусульман под воздействием Корана сформировалось особое отношение к книге. Она приравнивается к божественным посланиям, необходимым для постижения сущности всевышнего. Как и в христианстве, понятия «вера» и «книга» в исламе стали равноценными. Поэтому чтение Корана всячески приветствуется и даже вменяется мусульманам в обязанность как демонстрация их приверженности исламу.1

Особое внимание в Коране уделено формированию целостного мировоззрения, развитию интеллекта и образованности. В главной Книге мусульман содержатся неоднократные призывы к учению, которое должно сопровождать человека всю жизнь. Поэтому мектебы, дававшие начальное образование, и медресе, занимавшиеся подготовкой священнослужителей и учителей мусульманских школ, пользовались всеобщей поддержкой населения края. Их можно считать подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Продолжительность обучения в медресе не была ограничена какими-либо временными рамками, но, как правило, для изучения его полного курса требовалось не менее 10-12 лет.

В становлении содержания духовного общего и профессионального образования в медресе исследователем Т. М. Аминовым выделяется два основных периода: 1) до 90-х гг. XIX в. и 2) до 20-х гг. ХХ в.2 Начало мусульманских учебных заведений на территории Башкирии, по его мнению, было положено в ХШ-Х1У вв., а к XVI в. уже существовала устойчивая система названного образования в крае. Целью мусульманских

1 Столяров Ю. Н. Тема книги в Коране [Текст] / Ю. Н. Столяров // Книга: исслед. и материалы. - М., 1999. - Сб. 77. - С. 95 - 110.

2 Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии: начало XVII века - до 1917 года [Текст] / Т.М. Аминов. - М.: Наука, 2006. - 350 с.

47

учебных заведений было религиозно-нравственное воспитание и просвещение детей и взрослых, а также подготовка духовных наставников -священнослужителей и учителей. Это определяло не только программу, которая традиционно включала изучение этимологии и синтаксиса арабского языка, логики, философии, догматики и мусульманского права, но и состав фонда их библиотек. Так как учебный курс медресе состоял из набора строго чередующихся друг за другом общепринятых книг, написанных еще в Х1-ХУ1 вв., показателем продвижения в обучении являлись степень их изучения и понимания прочитанного. Языком обучения в мек-тебах и младших классах медресе был тюрки - региональный литературно-письменный язык, который для тюркских народов имел такое же значение, как латынь для европейцев, или фарси для индоевропейских народов. В старших классах медресе преподавание велось на арабском и частично на персидском языках.

Общеобразовательных дисциплин было немного, они носили вспомогательный характер и были направлены на лучшее понимание и усвоение вероучения. Овладев сложным механизмом арабского буквосложения, ученики мектебе на второй или третий год обучения приступали к чтению религиозно-дидактических произведений восточных и местных писателей на языке тюрки. Изучение данных книг играло важную роль в религиозно-нравственном воспитании учащихся. В форме диалогов, анекдотов, красочно и живо описанных сцен они исподволь внушали читателю идеи и доктрины ислама. «В то же время от знакомства с лучшими образцами мусульманской назидательной литературы, - отмечает М. Н. Фархшатов, - школьники выносили и некоторые сведения по истории, географии, этике, эстетике, что способствовало умственному развитию детей».1 Фонды библиотек многих медресе позволяли шакирдам знакомиться с классической литературой Востока, математической, астрономией, медициной, риторикой, поэзией, историей, географией, что обеспечивало достаточно высокий уровень подготовки выпускников медресе. О ценности фонда, например, библиотеки Стерлибашевского медресе говорит тот факт, что ею часто пользовался известный башкирский писатель Габдрахим Усман (1751-1836), читая, переписывая и комментируя произведения таких поэтов и мыслителей, как Саади, ал-Газали, Якуб Бухари, Шамсиддин Мухаммад ал Харасани.2

Точной статистики количества мусульманских учебных заведений на территории края в середине XIX в. не было. В отчете Уфимского губер-

1 Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период, 60-90-е гг. XIX в. [Текст] / М. Н. Фархшатов. - М.: Наука, 1994. - 144 с.

2 Хусаинов Г. Б. Башкирская литература XI-XVIII вв [Текст] / Г. Б. Хусаинов. -Уфа: Гилем, 1996. - 195 с.

натора за 1865 г. называлось количество - 814 школ. Этнограф С. Г. Рыбаков, свидетельствуя о значении ислама для башкир, писал: «Велики его завоевания в Башкирии, несмотря на господство русской власти нам не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети... Вся Башкирия усеяна мечетями».1 В начале XIX в. на территории региона было 1258 деревянных и 4 каменных мечети. В середине XIX в. здесь насчитывалось уже 1932 мечети.2 Как отмечал в начале ХХ в. краевед М. В. Лоссиевский, «мектебы и медресе рассеяны повсюду, где есть башкирское и татарское население, редкая деревня не имеет своей мечети, а где мечеть, значит - там есть мулла, там мектеб и медре-се».3 Поэтому можно утверждать, коранических школ в регионе было намного больше, чем по официальным данным.

С начала 90-х гг. медресе Башкирии вступили в новый этап своего развития. Под влиянием модернизации российского общества, изменения образа жизни и хозяйственной деятельности башкирского и татарского народов, распространения среди населения просветительской джадидист-ской идеологии, одним из основоположников которой был Исмаил Гас-принский, они стали преобразовываться на новых прогрессивных началах. Пропагандируя и претворяя в жизнь идеи обновления и национального возрождения, представители просветительства показали способность ислама соответствовать многим потребностям общественного развития, подготовили постепенное изменение культурно-ценностных ори-ентаций мусульманского общества.

Медресе «Усмания» было одним из крупнейших мусульманских учебных заведений России. Медресе имело шесть основных классов и шестигодичную начальную школу (мектеб). Оно стало первым мусульманским учебным заведением г. Уфы, которое реорганизовало педагогический процесс на новых принципах. Реформа началась с замены букво-слагательного метода обучения грамоте звуковым методом. Это повлекло и реформирование программы обучения. Помимо тюркского, арабского языка и литературы было введено целенаправленное изучение родного и русского языков, математики, естествознания, истории, географии, философии, психологии и логики. Естествознание включало естественную историю, минералогию, геологию, кристаллографию, физику, химию. Курс истории состоял из изучения тюркской истории, истории России и

1 Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / С. Г. Рыбаков. - СПб. [Б.и.], 1897. - 218 с.

2 Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане [Текст] /А. Б. Юнусова. - Уфа: Уфим. полиграфкомбинат, 1999. - 352 с.

3 Лоссиевский М. В. Кое-что о Башкирии и башкирах [Текст] / М. В. Лоссиевский. - Уфа, 1903. - 197 с.

49

всеобщей истории. В курсе географии шакирды знакомились с географией России и зарубежных стран. В курсе математики преподавалась арифметика, алгебра, геометрия, астрономия. Преподавание в медресе постепенно начало осуществляться на татарском языке. Русский язык и русская литература, история и география России велись на русском языке.

Специальный педагогический раздел включал педагогику, дидактику методику преподавания и воспитания в народных школах.

С изменением методов обучения, обновлением программ стала реформироваться и вся организация учебного процесса. Был установлен твердый учебный план. Осуществлен переход к классно-урочной системе. Введено расписание занятий, текущие переходные и выпускные экзамены. После окончания медресе выпускники стали получать аттестаты. Появилась школьная мебель: классные доски, парты, кафедры. Началось создание специализированных кабинетов. Так стали функционировать кабинеты географии, физики, химии, оборудованные необходимыми приборами, картами, схемами, таблицами и другими пособиями.

Определенной оценки требуют и применяемые в медресе педагогические приемы. Большинство из них носили рациональный характер. От шакирдов требовалось сознательное освоение информации, полученной на уроке. Они могли не соглашаться с мнением учителя. Распространенной формой урока был диспут, способствовавший формированию у ша-кирдов умения логично мыслить, аргументированно излагать свою точку зрения. Ученики (без возрастного ограничения), систематически посещая групповые и индивидуальные занятия, длительное время также занимались самостоятельным чтением тех или иных трактатов.

Практическая педагогическая деятельность шакирдов начиналась уже в стенах медресе. Мударрисы для обеспечения большей эффективности учебного процесса назначали себе помощников - хальф из числа шакир-дов-старшеклассников. Хальфы не только обеспечивали порядок, но и помогали младшим шакирдам в освоении дисциплин. Как отмечает Т. М. Аминов, «эта своеобразная система взаимного обучения была изобретена задолго до рождения известных положений Белла и Ланкастера, с именами которых связывают идею взаимного обучения».1

Педагогической практикой можно также считать проведение шакир-дами занятий в мектебах и даже в других медресе. Многие шакирды летом во время каникул зарабатывали себе на жизнь путем обучения грамоте детей.

Окончившие медресе «на отлично» могли пройти двухгодичную специализацию «преподаватель медресе» с изучением одного из шести

1 Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии: начало XVII века - до 1917 года [Текст] / Т.М. Аминов. - М.: Наука, 2006. - 350 с.

50

предметов. В дисциплины специализации наряду с дальнейшим изучением Корана и других священных книг входили: законы религии и методика их изучения, история мировых религий, история ислама, национальная история и всеобщая история, история национальной литературы, арабский язык и литература. Учащиеся, принятые на курс специализации, по решению педагогического Совета, занимались одним из выбранных предметов специализации. По истечении двухлетнего срока они представляли письменную квалификационную работу по предмету своей специализации. В случае успешной защиты своей работы им вручались дипломы, дававшие право быть мудариссами - преподавателями высших учебных заведений.

Анализ содержания образования в медресе «Усмания», организации в нем педагогического процесса позволяет утверждать, что медресе «Ус-мания», как и другие новометодные мусульманские учебные заведения, можно приравнять к лучшим общеобразовательным и профессиональным учебным заведениям дореволюционной России. Его выпускники получали качественную профессиональную подготовку, высшее образование светского характера. Благодаря деятельности мусульманских учебных заведений была сформирована национальная интеллигенция края: государственные, общественные деятели, духовные наставники, профессиональные светские и религиозные педагоги. Например, выпускник медресе «Усмания» 1906 г. М. В. Амиров несколько лет учительствовал в Иркутской губернии. Вернувшись в 1911 г. в Уфу, работал корректором в издательстве «Шарк», был корреспондентом газеты «Вакыт». Работая в губернской земской управе, стал организатором первых национальных земских библиотек. В 1922 г. возглавил Башкирскую государственную библиотеку. Благодаря усилиям М. В. Амирова в 1928 г. была создана Книжная палата БАССР, которую он возглавлял в течение тридцати лет. Будучи преподавателем на внешкольном отделении Башкирского педагогического техникума, он подготовил не одну сотню библиотечных специалистов. Таким образом, воспитанные на лучших традициях восточной и европейской, прежде всего российской педагогической мысли, выпускники медресе внесли значительный вклад в развитие национальных культур народов Башкортостана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.