Научная статья на тему 'Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан'

Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмиянова Р. А.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; сост. Т.М. Аминов. Уфа, 2010. 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан»

АНТОЛОГИЯ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН /

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; сост. Т.М. Аминов. - Уфа, 2010. - 410 с.

Данный сборник посвящен одному феномену — исламу. Мусульманская культура — это огромный пласт мировой культуры, оказывающий влияние не только на судьбы миллионов людей, но и на ход истории всего человечества. Проблема просвещения, образования и воспитания мусульманских народов дореволюционной России сегодня стала все больше привлекать внимание исследователей в области гуманитарного знания.

Обращаясь к читателям, составитель «Антологии» Т.М. Аминов пишет о причинах, побудивших к ее созданию. Современный читатель, заинтересовавшийся проблемами мусульманского образования в Башкортостане, находится в затруднительной ситуации. Сочинения дореволюционного периода хранятся в единственном экземпляре в фондах Национальной библиотеки им. А.-3. Валиди и поэтому малодоступны для читателей. Диссертация Т.М. Мамлеевой о женском образовании в дореволюционной Башкирии в виде микрофильма представлена в фондах УНЦ РАН. Монографий, посвященных проблемам мусульманской школы, немного. Материал по данной проблематике разбросан по монографиям, справочным изданиям, сборникам.

Антология построена по хронологическому принципу. В основу положено время создания произведения или его опубликования: дореволюционный; советский и современный периоды. Все работы, включенные в «Антологию», посвящены истории мусульманского образования дореволюционного периода и частично 20-х гг. XX в.

Антология состоит из трех частей: первая — «Сочинения дореволюционного периода» — представлена работами Г.Н. Кильдибякова «Магометанские школы (мектебе и медресе) в Мензелин-ском уезде Уфимской губернии», М.И. Обухова «Мектебы Уфимской губернии», А. Любимова «Мектебы и медресы г. Уфы и 1-го района Уфимского уезда». В раздел также входят «Объяснительная записка к уставам Уфимского Даруль-мугаллимина «Султаше» и Уфимского Даруль-мугаллимата «Султаше» и «Подробная програм-

ма медресе «Усмания» в г. Уфе» в переводе М.В. Амирова. Для современного исследователя башкирской школы эти источники, по-прежнему, представляют фактографическую ценность.

Во вторую часть сборника — «Сочинения советского периода» — вошли отрывки из диссертационного исследования Т.М. Мамлеевой «Женское образование (башкирок и татарок)» в дореволюционной Башкирии» (М., 1952—1953). И хотя исследование, освещающее проблемы мусульманского женского образования на территории региона, несет в себе отпечатки идеологии и методологических подходов советского времени, не позволивших автору показать позитивный опыт мусульманской школы и ее роль в просвещении народа, оно ценно своей фактографической базой.

Третья часть «Антологии» отражает продуктивность современного периода по научному осмыслению феномена мусульманского образования дореволюционного Башкортостана.

Существенным вкладом в изучение этой проблемы являются исследования М.Н. Фархшатова, рассматривающего особенности организации и функционирования системы народного образования Башкирии в пореформенный период и в начале XX в., государственную политику самодержавия по отношению к мусульманским школам. В «Антологии» представлены отрывки из двух его монографий: «Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60—90-е годы XIX в.» (1994), «Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900— 1917 гг.)» (2000) и статьи из краткой энциклопедии «Башкортостан», посвященные народному образованию, джадидизму, отдельным медресе и мусульманским деятелям.

Не меньший интерес представляют работы исследователя педагогического и профессионально-педагогического образования Башкортостана Т.М. Аминова, в частности, его монографии: «Система педагогического образования в Башкирии» (1999), «История профессионального образования. Начало XVII века — до 1917 года» (часть

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2010/3 (49)

90

P.A. Гилъмиянова

«Мусульманское профессиональное (духовное и педагогическое) образование»), статья в «Башкирской энциклопедии» (т. 2) «Духовное образование» в соавторстве с М.Г. Валеевой и Ю.Н. Сергеевым. Автором сделан акцент на профессиональном характере деятельности мусульманских учебныгх заведений Башкортостана.

Монография Л.Ш. Сулеймановой «Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое сорокалетие XX века» (2000) отражает историю мусульманской школы начала XX в. и, что особенно важно, развитие религиозных школ Башкирии в 20-е гг. XX в., которые центральными властями рассматривались как «временный и вынужденный компромисс с религией».

В сборник включены две статьи о медресе «Галия»: P.A. Утябай-Карими — об ист ории со-

здания медресе и его роли в повышении культурного уровня мусульманских народов Южного Урала в начале XX в.; С.Г. Синенко — в жанре публицистического очерка (Город над Белой рекой: краткая история Уфы в очерках и зарисовках. — Уфа, 2002).

В сборник также вошли статьи из энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» (М., 2006).

Таким образом, можно отметить, что «Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан», несомненно, представляет собой итог значительной работы, проделанной ее составителем — Т.М. Аминовым. Она интересна как исследователям-ученым, так и краеведам, а также всем, кому близко и дорого прошлое нашего края.

P.A. Гилъмиянова,

кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

К сведению читателей

Вышла книга:

Янгузин А.Р. Духовный мир суфиев. — Уфа: Гилем, 2007. — 240 с.

В монографии рассматриваются социально-экономические и духовные предпосылки возникновения суфизма. Подробно анализируются философские основания проблемы личности в суфизме, измерения личности с точки зрения суфийской философии, а также социальная этика суфиев. На богатейшем историко-философском и историко-культурном материале показано, что суфизм в целом представлял собой прогрессивное и духовное течение, поскольку в центр картины мира ставил человека, его дух, вместе с присущими ему вдохновением и экстатическим состоянием.

Рассчитана на преподавателей, аспирантов и специалистов, работающих в области философии религии и культурологии.

В.Р. ЯНГУЗИН

ДУХОВНЫЙ МИР СУФИЕВ

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2010/3 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.