Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность Ризаитдина Фахретдинова'

Культурно-просветительская деятельность Ризаитдина Фахретдинова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. ФАХРЕТДИНОВ / ПЕДАГОГ-МОРАЛИСТ / ЖУРНАЛИСТ / УЧЕНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ / КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В / R. FAKHRETDINOV / TEACHER-MORALIST / JOURNALIST / SCIENTIST AND WRITER-EDUCATOR / CULTURE / LITERATURE / 19TH CENTURY / 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунафин Г.С., Янбаев И.К.

В статье освещается культурно-просветительская деятельность ученого и писателя Ризаитдина Фахретдинова, который оставил глубокий след в истории духовной культуры башкирского народа в конце XIX начале XX вв. Авторами отмечается, что многогранная научная, научно-педагогическая, религиозная, журналистская и литературная деятельность ученого-энциклопедиста пронизана идеями просветительства и гуманизма. Оценивается роль Р. Фахретдинова в развитии башкирской энциклопедической мысли, художественной литературы, национальной печати, историографии, педагогики, археографии, текстологии, а также в области создания национального письменного литературного языка; реформаторская деятельность в сфере национального просвещения, его вклад в изучение фольклористики, памятников старины, музыкальной культуры и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RIZAITDIN FAKHRETDINOV

In the article, the cultural and educational activities of the scientist and writer Rizaitdin Fakhretdinov, who made a great contribution to the spiritual culture of the Bashkir people at the end of 19th the beginning of the 20th centuries, are studied. The authors noted that the multifaced scientific, pedagogical, religious, journalistic, and literary activity of the scientist-encyclopaedist is imbued with the ideas of enlightenment and humanity. R. Fakhretdinov’s role in development of the Bashkir encyclopedic thought, fiction, national printing, historiography, pedagogics, archaeography, textual criticism, and also in the field of creation of the national written literary language is evaluated. His reformatory activities in the sphere of national education, its contribution to the study of folklore researches, ancient monuments, musical culture, etc. are considered.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность Ризаитдина Фахретдинова»

УДК 821.512.141.09

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИЗАИТДИНА ФАХРЕТДИНОВА

© Г. С. Кунафин, И. К. Янбаев*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 66 43.

*Email: yan. ilshat71@mail. ru

В статье освещается культурно-просветительская деятельность ученого и писателя Ризаитдина Фахретдинова, который оставил глубокий след в истории духовной культуры башкирского народа в конце XIX - начале XX вв. Авторами отмечается, что многогранная научная, научно-педагогическая, религиозная, журналистская и литературная деятельность ученого-энциклопедиста пронизана идеями просветительства и гуманизма. Оценивается роль Р. Фахретдинова в развитии башкирской энциклопедической мысли, художественной литературы, национальной печати, историографии, педагогики, археографии, текстологии, а также в области создания национального письменного литературного языка; реформаторская деятельность в сфере национального просвещения, его вклад в изучение фольклористики, памятников старины, музыкальной культуры и т.д.

Ключевые слова: Р. Фахретдинов, педагог-моралист, журналист, ученый и писатель-просветитель, культура и литература конца XIX - начала XX в.

В истории башкирской общественной мысли и культуры Р. Фахретдинов оставил глубокий след как журналист, педагог и моралист, писатель и ученый-энциклопедист, изучающий многие отрасли науки: историю, этнографию, эпиграфику, археологию, нумизматику, географию, медицину, философию, юриспруденцию, искусство, языки, литературу и др. Одно из самых объемных и значимых его произведений - «Асар» Первая часть этого био-библиографического сборника печатается в 1900 г. в Казани, вторая - в 1901 г., третья - в 1903 г. и четвертая, пятая, шестая, седьмая и восьмая части - в 1904 г. в Оренбурге. За очень короткое время Р. Фахретдинов, литературно обработав, выпускает с комментариями книги «Путешествие Марджани» и «Путешествие Исмагила», создает учебники, научно-методические труды, популярные брошюры («Мышление» - "Моталага", «Саидовский посад» -"Сагит шахаре", «Воспитанная мать» - "Тарбиале ана", «Воспитанный отец» - "Тарбиале ата", «Воспитанный ребенок» -"Тарбиале бала", «Воспитанная женщина» - "Тарбиале катын", «Этика студенчества» - "Шакертлек адабе", «Наука о морали» - "Адабе таглим", «Семья» - "Гаила", «Наставления I. Мальчикам» - "Насихат I. Малай-ларга", «Наставления II. Девочкам», «Наставления III. Взрослым», «Знаменитые женщины» -"Машхур катынлар", "Аверроэс" - "Ибн Рушд" и др.), проникнутые идеями просветительства, реформирования системы образования и воспитания. В них автор стремится дать ответ насущным проблемам духовной жизни народа, найти пути практического их решения. Особое внимание уделяет он вопросам обучения и воспитания будущего нации -молодого поколения. Он подходит к этой проблеме как к важной, социально значимой и требующей участия не только учителей и воспитателей, членов

семьи, но и всего общества. Ученый хорошо понимал, какую роль играет общественная среда в формировании личности, но ограничиваясь лишь вопросами культуры, морали, семьи и просвещения, он не затрагивает особенностей социально-экономических отношений в обществе.

Писатель возлагал большие надежды на знание, науку, мораль и культуру, ошибочно предполагал, что, развивая и совершенствуя их, можно построить справедливое и счастливое общество. Исходя из таких принципов, призывает соотечественников овладевать знаниями, перенимать лучшие традиции и обычаи других народов, бороться против безнравственности, воспитывать детей на принципах честности и справедливости, дает много советов в этом направлении. После Первой русской революции, как только начинаются буржуазные реформы в стране, Р. Фахретдинов без всякого сожаления официально отказывается от своего высокого сана и делает большой шаг в сторону светских, мирских дел: 20 мая 1906 г. оставляет Уфу и начинает работать в качестве второго редактора газеты "Вакыт" («Время») в Оренбурге. Здесь он полностью погружается в творчество, показывает себя способным организатором, талантливым журналистом. Открыв в газете рубрики «Из нашей жизни», «Из жизни зарубежных мусульман», печатает многочисленные статьи в форме ответов на вопросы и письменные обращения читателей. В них «он критикует схоластическую систему образования, невежественных мулл, кадимистов, царских чиновников и миссионеров, препятствующих духовным стремлениям народа» [5, с. 404].

Р. Фахретдинов становится известным журналистом с острым пером, и его вскоре приглашают на работу главным редактором в открывающийся журнал «Шура» («Совет»). На этой должности он

проработал десять лет - с начала 1908 и до конца 1917 г. За это время журнал «Шура» завоевывает популярность в восточных областях России, в нем находят отражение сложные общественно-политические, культурные и научно-литературные стороны жизни того времени. Но журнал по своему содержанию был не однороден и противоречив. Не зря, наверное, поэт Ш. Бабич раскритиковал его за то, что в нем «кто попало что попало» выпускать может. Но для нас важно, что благодаря Р. Фахретдинову «Шура» становится авторитетным органом печати культурно-просветительского, научного, научно-педагогического и методического направления. За десять лет в нем увидели свет более 550 материалов по вопросам воспитания и образования. «Шура» также внесла большую лепту в развитие башкирской и татарской литератур. В нем впервые увидели свет произведения таких видных писателей как Дардманд (З. Рамиев), Ш. Бабич, Г. Ибрагимов, Ш. Камал, М. Файзи и др. Активно печатались в нем М. Гафури и Г. Тукай. В течение 1912, 1913 и 1917 гг. главный редактор издает рукописи знаменитого башкирского поэта-простветителя М. Акмуллы. Р. Фахретдинов много сил приложил и к пропаганде русской литературы. Журнал с самого первого номера в рубрике «Русская литература» знакомил своих читателей с жизнью и творчеством русских писателей. Здесь увидели свет статьи о них, в переводе на татарский язык произведения таких писателей и поэтов как М. Ломоносов, Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Пушкин, М. Лермонтов и др.

Р. Фахретдинова как ученого и писателя-просветителя интересует состояние исторической науки в Башкортостане. Его тревожит равнодушное отношение сородичей к изучению своей истории, языка и духовной культуры, он печалится, что в родном крае очень медленно развиваются науки, а некоторые отрасли вовсе не сформированы, пишет об этом с волнением и тревогой в своих трудах, особо останавливаясь на проблемах истории, археографии, текстологии, био-библиографии, литературы и фольклористики.

В изучении прошлого народа ученый «видит источник роста самосознания, развития народа по пути прогресса, освобождения его от пут застоя, старых порядков, стереотипного мышления. По его мнению, историческая наука не должна ограничиваться повествованием только различных легенд и преданий, биографий разных царей, ханов, а должна всесторонне изучать и освещать жизненный путь народа, его духовную биографию» [4, с. 370]. Исходя из этих позиций он уделяет большое внимание изучению истории башкирского и татарского народов, с периода Булгарского государства до начала 20-х гг. ХХ в. В этих целях он отдал много сил и времени для сбора и изучения местного фольклора и письменных памятников старины и других материалов, способствующих

объективному освещению социально-экономического, материального и духовно-культурного положения народа в различных периодах его истории.

Ради справедливости надо сказать, что Р. Фахретдинов в своей научно-литературной деятельности «был далек от понимания истории с позиций социальных и национальных противоречий, общественно-политического неравенства. Хотя он ратовал за то, что должна быть написана объективная гражданская история народа, но в своих трудах дает очень поверхностные, без всестороннего анализа описательные сведения по социально-экономическому положению родного края» [3, с. 147]. Повествуя о жизни отдельных личностей, оставивших след в истории народов, он увлекается описанием их биографий и деятельности, делая основной упор на освещение их роли в развитии литературы, науки и просвещения. Как сам же он писал, что «несчастлив тот народ, у которого нет писателей и ученых; беззащитен тот народ, который забыл о своих знаменитых личностях; бездуховен тот народ, у которого нет своей литературы» [6, с. 71], так же и в своей многогранной деятельности старался дать историческую оценку жизни и трудам общественных деятелей, ученых, поэтов и писателей прошлых веков, выходцев из Урало-Поволжского региона: Якупа бин Нугумана, Хамита бине Идриси, Касима-шейха, Алдара Исянгильдина, Исмагила Бикмухаметова, Тажетдина Ялсыгулова, Габденна-сыра Курсави, Шамсетдина Заки, Утыза Имяни (Г. Усманова), Хусаина Фаизханова, Хибатуллы Салихова, Абельманиха Каргалы, Менди Кутуша-Кипчаки, Мифтахетдина Акмуллы, Шигабетдина Марджани, Каюма Насыри, Мухаметсалима Уметбаева, Дардманда и многих других. Он описывал их жизненный путь и знакомил читателей с их произведениями, научным трудами и давал им оценку. К примеру, во введении и заключительной части сборника «Биография шейха Зайнуллы хазрата» Р. Фахретдинов отмечает, что «биография господина Шейха Зайнуллы станет частью нашей общей истории...» и будет иметь большое значение для потомков; «биография этого человека должна быть написана в хорошем качестве и завещана потомкам. История нашей жизнедеятельности, религии и народа ничто иное как биографии великих людей» [7, с. 90]. В то же время он старался знакомить сородичей с деятельностью и менее известных людей, однако почитаемых в народе мастеров пера, суфиев и других авторитетных деятелей культуры и религии. В биобиблиографической энциклопедии «Асар» представлена достаточно объемная информация о таких как «шейх и поэт» Масгут Камалетдин Хиджинди, «.поэтическая натура» Гисаметдин бине Габделмулюк аль-Миргайнани, «творивший касыды (панегирику)» Валит бине Мухаммет-Амин,

«поэт, рассказывающий стихи» Гаясетдин бине Хабибулла, «писатель и поэт» Габделкагир - сын Сулеймана бине Мустафы, «сочиняющий на тюрки и фарси языках стихи» башкир Таджетдин бине Госматулла, «писатель» Мухаммет - сын Габдел-ракиба бине Габдельмумина, «занимающийся тасавуфом» Муратбакий бине Ишали, «...муфтий, суфий, человек с прекрасным характером» Габдельяппар бине Ягафар, «имеющий разрешение в тасавуфе» Хасан бине Хамит, «суфий» Хибатулла бине Исхак и многие другие [6, с. 21-23]. В энциклопедических трудах Р. Фахретдиновым рассказывается не только о «людях, служивших нашему народу наукой и уроками, а также проповедью и назиданием»; в одной из работ -«Булгарские и Казанские тюрки» он пишет: «В «Асар» включили даже и тех, кто исходя из злого умысла использует свои возможности и способности против религии и народа, в общем, тративших впустую свои силы.» [6, с. 48-49]. В заключительной части сборника «Знаменитые женщины» он объясняет причину такого подхода: «В биографических книгах стало привычно писать и о нехороших, испорченных людях, как и о великих мыслителях. Рассказывается и о хороших, и о плохих, чтобы можно было извлечь уроков» [6, с. 49].

Ученый-энциклопедист занимается сбором и изучением рукописных памятников, дает советы по их сбору и изучению, текстологической обработке, задачам библиотек в их хранении, делится мыслями о состоянии в Башкортостане песенно-музыкальной культуры, об особенностях башкирских песен и мелодий, башкирской кухни и одежды, о деятельности мектебов (начальных школ) и медресе. Эти исследования и сегодня имеют большое значение, так как в них накоплены бесценные материалы по истории башкирской общественной мысли, культуры, просвещения, науки и литературы.

Особую страницу в творчестве Р. Фахрет-динова занимают его мысли о проблемах формирования национального письменного литературного языка. В то время, когда одни предлагали принять литературным языком для тюркских народов России язык османских турков, другие -один общий, искусственный язык, созданный на основе слияния нескольких тюркских языков, третьи предлагали создать чисто национальный письменный язык без единого иностранного слова, четвертые, а именно, татарские национал-шовинисты, боровшиеся за гегемонию татарской буржуазии в тюркском мире, предлагали татарский язык в качестве общего литературного языка тюркских народов, пятые, твердившие, что «они не татары и не башкиры, а мусульмане», - арабский язык, Р. Фахретдинов организовал на страницах «Шуры» своеобразное «языковое соревнование», где на суд читателей были вынесены взгляды и суждения представителей каждого направления. Из

этого «языкового соревнования» он делает определенные выводы и приходит к такой мысли, что «литературный язык каждого народа должен основываться на свой развивающийся, территориальный национальный язык, который постоянно обогащается за счет лексики тех народов, с которыми он общается» [2, с. 171]. В своей статье он пишет: «Народы, у которых нет своего особого языка, самостоятельными народами не считаются. Беречь родной язык - святая обязанность каждого человека». Р. Фахретдинов хорошо понимает, что у каждого народа есть свои достойные внимания культурные традиции. Он за бережное отношение к национальному достоинству, языку, культуре других народов, и в этом отношении сам показывает пример и в научном, и в практическом плане. Печатая богатый материал в журнале «Шура» и в сборнике «Асар» по истории, культуре, быту, языкам и литературе, обычаям народов России, зарубежных стран, особенно Востока, знакомит читателей с их экономическими, культурными, научно-техническими достижениями. Этим он вносит большой вклад в развитие в Башкортостане, и вообще в Урало-Поволжском регионе, научной и художественно-эстетической мысли, прогрессивных традиций, созданных такими известными башкирскими и татарскими деятелями культуры и науки как Г. Курсави, М. Биксурин, С. Кукляшев, Х. Фаизханов, Г. Соко-рой, К. Насыри, Ш. Марджани, М. Уметбаев и др. Ученый написал и опубликовал около 1500 научно-популярных очерков и статей о философах и теологах, ученых и писателях, государственных и военных деятелях, живших в разное время в разных уголках земного шара. Особое внимание он уделил философам, ученым-энциклопедистам, писателям-мыслителям Востока, оставившим глубокий след в истории общественной, художественно-эстетической, научной мысли не только этого региона, но и всего мира: Аль-Маарри, Аль-Мукаффаг, Ибн Сина (Авиценна), Абурайхан Бируни, Юсуф Баласагун-ский, Омар Хайям, Алишер Навои, Низами Гянд-жеви, Хафиз Ширази, Физули, Аль-Фараби, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Халдун, Ибн Фадлан, Мирза Фатали Ахундов, Махтум Кулуй и многие др.

Он знакомит своих сородичей с жизнью и культурой народов Европы. В его трудах и журнале «Шура» опубликовано много поучительных статей о таких великих философах, писателях, ученых, изобретателях и путешественниках, как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Декарт, Бэкон, Лейбниц, Спиноза, Жан Жак Руссо, Альфред Нобель, Томас Эдисон, Жюль Верн, Иоганн Гете, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, И. Мечников, Я. Брос и др. Он не оставляет без внимания также личности Петра I и Емельяна Пугачева.

Тот факт, что в «Шуре» наряду с материалами о таких передовых народах как англичане,

французы, русские, печатались статьи об истории, этногенезе, быте, обычаях и традициях, языках и литературах таких малочисленных наций и народностей как чуваши, булгары, караимы, буряты, удмурты, мари, мордва, латыши, эстонцы, показывает, что Р. Фахретдинов «смотрел на мир широко, в национальном вопросе стоял на объективной исторической позиции, был широко образованным интеллигентом-гуманистом, ученым и писателем-интернационалистом, ценившим дружбу между народами и немало сделавшим для этого» [1, с. 283].

Р. Фахретдинов оставил заметный след в истории башкирской общественной мысли и культуры не только своими обширными научными исследованиями, публицистическими статьями, но и художественными произведениями, которые «дали мощный стимул для формирования в нашей литературе широкомасштабных эпических жанров, для поднятия ее прозы на профессиональную высоту и развития в ней реалистических творческих принципов. Писатель добивается в своей прозе довольно полного освещения жизни родного народа, существующих порядков, положительных и негативных общественных явлений на высоком художественном уровне» [2, с. 173].

Проза Р.Фахретдинова была новым явлением в башкирской литературе конца XIX в. как по содержанию, так и по форме. В повестях «Салима, или Целомудрие», «Асма, или Проступок и наказание» писатель не ограничивается изображением одного события из жизни своих героев, раскрытием какой-нибудь одной их черты. Сюжеты его произведений состоят из ряда эпизодов, охватывающих значительный период жизни героев. В них преобладает хроникальное начало, более сложная духовная эволюция главных героев, заметно ощущается голос

самого повествователя. Через своих героев автор стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание высоких моральных качеств, эмансипация женщины, установление справедливости и равенства между людьми. Но он не поднимается до показа жизни героев через общественно-исторические обстоятельства, до глубокого проникновения в социальный смысл жизненных явлений и широкого их обобщения.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» №15-14-02014 а (р).

ЛИТЕРАТУРА

1. История башкирской литературы. Т. 2. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990 (на баш. яз.).

2. Кунафин Г. С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX - начала XX века. Уфа: Китап, 2006.

3. Кунафин Г. С. Башкирская литература XIX - начала XX века. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2006.

4. Кунафин Г. С. Башкирская литература XIX века. Уфа: Китап, 2010 (на баш. яз.).

5. Кунафин Г. С. Особенности развития башкирской литературы XIX - начала XX века. Уфа: Полиграфкомбинат РБ, 2014 (на баш. яз.).

6. Янбаев И. К. Восточные эпические традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова. Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005 (на баш. яз.).

7. Янбаев И. К. Особенности структуры сборника «Биография шейха Зайнуллы хазрата» // Мусульманский мир Российского Востока: традиции и новации. Мат-лы Международного научно-практ. симпозиума, посвященного 180-летию со дня рождения Зайнуллы Расулева. 13-15 мая 2013 г. Уфа - Учалы / Сост. Г. Б. Азаматова, Л. Ф. Тагиро-ва, М. Н. Фархшатов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013.

Поступила в редакцию 14.10.2016 г.

1064

©hmnoratf h hckycctbobeflehhe

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF RIZAITDIN FAKHRETDINOV

© G. S. Kunafin, I. K. Yanbaev*

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 66 43.

*Email: yan. ilshat71 @mail. ru

In the article, the cultural and educational activities of the scientist and writer Rizaitdin Fakhretdinov, who made a great contribution to the spiritual culture of the Bashkir people at the end of 19th - the beginning of the 20th centuries, are studied. The authors noted that the multifaced scientific, pedagogical, religious, journalistic, and literary activity of the scientist-encyclopaedist is imbued with the ideas of enlightenment and humanity. R. Fakhretdinov's role in development of the Bashkir encyclopedic thought, fiction, national printing, historiography, pedagogics, archaeography, textual criticism, and also in the field of creation of the national written literary language is evaluated. His reformatory activities in the sphere of national education, its contribution to the study of folklore researches, ancient monuments, musical culture, etc. are considered.

Keywords: R. Fakhretdinov, teacher-moralist, journalist, scientist and writer-educator, culture, literature, 19th century, 20th century.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Istoriya bashkirskoi literatury. Vol. 2 [History of the Bashkir literature. Vol. 2]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1990 (na bash. yaz.).

2. Kunafin G. S. Kul'tura Bashkortostana i bashkirskaya literatura XIX - nachala XX veka [Culture of Bashkortostan and Bashkir literature of the 19th - the beginning of the 20th century]. Ufa: Kitap, 2006.

3. Kunafin G. S. Bashkirskaya literatura XIX - nachala XX veka [Bashkir literature of the 19th - the beginning of the 20th century]. Neftekamsk: RIO BashGU, 2006.

4. Kunafin G. S. Bashkirskaya literatura XIX veka [Bashkir literature of the 19th century]. Ufa: Kitap, 2010 (na bash. yaz.).

5. Kunafin G. S. Osobennosti razvitiya bashkirskoi litera-tury XIX - nachala XX veka [Peculiarities of Bashkir literature development of the 19th - the beginning of the 20th century]. Ufa: Poligrafkombinat RB, 2014 (na bash. yaz.).

6. Yanbaev I. K. Vostochnye epicheskie traditsii i knigi «Asar» R. Fakhretdinova. Monografiya [Eastern epic traditions and the books "Asar" by R.Fakhretdinov. Monograph]. Ufa: RIO BashGU, 2005 (na bash. yaz.).

7. Yanbaev I. K. Musul'manskii mir Rossiiskogo Vostoka: traditsii i novatsii. Mat-ly Mezhdunarodnogo nauchno-prakt. simpoziuma, posvyashchen-nogo 180-letiyu so dnya rozhdeniya Zainully Rasuleva. 13-15 maya 2013 g. Ufa - Uchaly. Comp. G. B. Azamatova, L. F. Tagirova, M. N. Farkhshatov. Ufa: IIYaL UNTs RAN, 2013.

Received 14.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.