Научная статья на тему 'Историко-литературные памятники Урало-Поволжья конца XIX - начала XX века в системе традиционных восточных жанровых форм'

Историко-литературные памятники Урало-Поволжья конца XIX - начала XX века в системе традиционных восточных жанровых форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энциклопедия / структура / "Асар" / Р. Фахретдинов / табакат / таварих / Генеалогия / тарджим

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янбаев И. К.

В средневековой культуре народов Востока огромное место занимали и до сих пор пользуются популярностью такие жанры, как табакат (биобиблиография), тарджим (биография), тазкире (антология), камус (энциклопедический словарь, справочник) и другие. Они как литературные термины и названия определенных жанров использовались в нашей региональной литературе до начала XX века. Национальные образцы биобиблиографических исследований были созданы Ш. Марджани, Р. Фахретдиновым, М. Рамзи в конце XIX начале XX века и оказали огромное влияние на развитие башкирской письменной культуры и энциклопедической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-литературные памятники Урало-Поволжья конца XIX - начала XX века в системе традиционных восточных жанровых форм»

УДК 821.512.141.09

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВОСТОЧНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ

© И. К. Янбаев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г.Уфа, ул. ЗакиВалиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: brn37@mail.ru

В средневековой культуре народов Востока огромное место занимали и до сих пор пользуются популярностью такие жанры, как табакат (биобиблиография), тарджим (биография), тазкире (антология), камус (энциклопедический словарь, справочник) и другие. Они как литературные термины и названия определенных жанров использовались в нашей региональной литературе до начала XX века. Национальные образцы биобиблиографических исследований были созданы Ш. Марджани, Р. Фахретдиновым, М. Рамзи в конце XIX — начале XX века и оказали огромное влияние на развитие башкирской письменной культуры и энциклопедической мысли.

Ключевые слова: энциклопедия, структура, «Асар», Р. Фахретдинов, табакат, таварих, генеалогия, тарджим.

Традиции составления биобиблиографических энциклопедий берут начало с раннего средневековья. Скажем, древние образцы арабской литературы на протяжении нескольких веков хранились в памяти декламаторов (равиев) и передавались от поколения к поколению. С середины VIII века начинается сбор, систематизация произведений и составление специальных сборников. Этот процесс особенно бурно развивается в IX веке. Для восстановления биографий и творческого наследия древних (доисламских) поэтов филологами широко использовались циклы исторических преданий под названием «Айям аль-’араб» («Дни арабов») [1, с. 41]. Существовали и антологии поэтов отдельных племен. Первые исследователи пытались дать свои пояснения к поэтическим образцам, поэтому период характеризуется и рождением литературной критики. Одним из таких трудов является «Классы выдающихся поэтов» араба Ибн Саллама аль-Джумахи.

Арабо-мусульманские философы и ученые свои находки начали распределять по классам, т.е. выдающихся людей прошлого располагали по их степени значимости в конкретной области [1, с. 207-208]. В некоторых сборниках, в т.ч. и в произведении аль-Джумахи, имена поэтов расположены, прежде всего, по степени их значимости, а затем - по годам жизни. Однако такая классификация нарушает хронологию истории поэзии. А в произведении «Табакат аш-шу’ара аль-мухдасин» («Классы новых поэтов») арабского филолога Ибн аль-Му’тазза (ум. в 908 г.) такой классификации нет. Таким образом, понятия «класс», «сословие», потеряв первое значение «степень», становятся синонимами произведений типа «Ахбар аш-шу’ара» или «Китаб аш-ши’р ва аш-шу’ара», распространенных в Средние века [1, с. 47]. Именно в этом раскрывается суть жанра и термина «табакат»: выбор материала, порядок распределения, содержание понятия и т.д.

Составление биографических, биобиблиогра-фических книг было типологическим явлением для

всего Востока, прежде всего, для арабов, народов Ирана, Средней Азии и османцев. Назовем, к примеру, некоторые произведения и их авторов: «Табакат ши’раи аль-джахилият» (включает 179 биографий) Ибн Катиба (ум. в 889 г.); «Табакат аль-сахабат» или «аль-Табакат аль-кабират» Кятиба аль-Вакди (ум. в 843 г.); «Асд аль-’абат фи ма’арифатуль сахабат» (биографии 7554 сахибов) Ибн аль-Асира (1160-1232/33); «Тазкиратуль ав-лия» (биографии 97 суфиев) Фаритатдина Аттара (1136-1229); рукопись «Китаб аль-вафаййат» Бир-зали (1267-1339); «аль-Мава’аз ва аль-и’тибар би-зикруль хаттат ва аль-асар» или «Хаттат аль-Макризи», «Дурраруль ’акуд аль-фаридат фи тард-жим аль-а’ъйан аль-мафидат», «аль-Тарих аль-кабир» (написан в 16-ти томах, был запланирован в 80 томах), «аль-Захаб аль-масбук фи зикр ман хадж ман аль-мулюк», «Тарджим мулюк аль-’араб» и другие энциклопедии аль-Макризи (ум. в 1364 г.); «Тазкираи авлия» М. Наманганского; «Тазкират уш-шу’ара» Давлетшаха Самарканди (XV в.); «Маджалис ан-нафа’ис» (биографии 336 поэтов) Алишера Навои (1441-1501); «Нафахатуль инус ман хазаратуль куддус» (биографии 1616 ученых, суфиев, поэтов) Абд-ар-Рахмана Джами; «Музаки-руль асхаб» (биографии 166 поэтов) Мухаммеда Самарканди (род. в 1641 г.); «Кашшаф аз-зонун ан асами аль-китаб ва аль-фанун», «Аслям аль-ысул ’али табакат аль-фахуль» Кятиба Челяби (1609-1657) и другие энциклопедии [2, с. 66; 3, с. 129; 4, с. 194; 5, с. 418]. В Национальной библиотеке РБ им. А.-З. Ва-лиди среди немалого количества рукописных книг, есть список указанного нами произведения А. Джами, который датируется 1850-1860 годами (инв. №1133).

Преемником этих традиций в Урало-Поволжье был татарский историк и теолог Шигабутдин Марджани (1818-1889). Его перу принадлежат «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (в 2-х томах - 1885, 1900), «Ихтисар китаб ан-наджум аз-захира фи ахвали Миср ва ал-Кахира»,

966

раздел ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

«Вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-аслаф» (в 6-и рукописных томах), написанные на арабском языке. Сокращенный вариант последнего, включающий 196 биографий, под названием «Мунтахиб ал-вафийат» был издан в 1879 году в Казани. На литературную арену выходят два тома «Тальфик аль-ахбар» М. Рамзи, «Хуласат-уль-ахбар...», «Тарихи булгар ва саклаба» Г. Салихова. Марджани-биограф оказал огромное влияние на деятельность последующих исследователей. Например, Р. Фах-ретдинов переписывает полностью II том «Муста-фад ал-ахбар», т.е. воспринимает труды учителя как творческий образец, о чем он сообщает во вводной части («Мукаддима») I тома и в заключительной главе II тома «Асар» [6, с. 7; 7, с. 561-562].

Есть основание утверждать, что «Асар» является первым образцом биобиблиографического произведения в башкирской письменной литературе. Иначе о них сообщалось бы в «Асар», где представлен весь региональный книжный спектр. Однако в творчестве отдельных башкирских писателей и ученых прошлых столетий нельзя не заметить стремления к обобщению исторического прошлого в форме небольших биографических циклов. К примеру, в «Таварих-и Булгарийа» (сочинение написано до XVIII в.) Хисаметдина Муслими обнаруживаются черты, жанровые признаки подобных энциклопедических форм. Во второй главе, которая называется «Аль-макалат-и ас-саният...» («Вторая статья - о последователях и последовательницах») и состоит из пяти частей, рассказывается о сподвижниках Мухаммета, описываются их места погребения. Автор сначала говорит о тех, кому посчастливилось общаться с ними, затем об учениках их современников. Также перечисляются имена шейхов и наиболее известных в свое время религиозных деятелей. Данная глава насыщена агиографическими мотивами, которые были популярны на Востоке.

Особый интерес вызывает также «Таварих-и Булгарийа» (XIX век) - известный труд башкирского поэта Г али Сокороя. Первая глава тавариха аналогична с содержанием второй главы сочинения Х. Муслими. Во второй главе, которая называется «Повествование о некоторых учителях-устодах, получивших известность в городе Булгар в наши дни и во времена наших отцов и дедов», Г. Сокорой называет имена и дает краткие жизнеописания ряда известных сахибов. Примечателен тот факт, что он в последних главах своего сочинения значительное внимание уделяет таким башкирским и татарским писателям XVIII-XIX веков, как Т. Ялсыгул, Г. Усман, Х. Салихов, Г. Курсави, Г. Мавляви, Ш. Заки, Ш. Марджани и другим. Автор дает ценную информацию об около 70 ученых, поэтах, религиозных деятелях нашего региона. Он также предлагает отрывки из поэтических произведений менее известных поэтов. Одним словом, последняя -седьмая - глава памятника выполнена в традиционном стиле и отвечает требованиям жанра тазкире.

Р. Фахретдинов с сожалением пишет, что подобные исторические труды у тюрков и булгар не существовали или не сохранились: были уничтожены огнем и войнами. В результате имена многих выдающихся людей остались в тени. Ш. Марджани, помимо этих причин, указывал на неуважительное отношение народа к собственному историческому прошлому. С мнениями этих ученых нельзя не согласиться. До конца XIX века в Урало-Поволжье функции табакат и тарджим выполняли башкирские и татарские шежере, которые с XV века получили письменное оформление. Шежере содержат достаточно богатый фактический материал о жизни батыров, ханов, биев, тарханов, старшин и кантонов. В них фиксируется не только краткая биография того или иного героя, но и вся родословная племени. Как обычно, шежере включают и ярлыки, в которых фрагментарно отражены данные о разных путешественниках, послах, миссионерах, кяти-бах, шейхах и других. Ранее в глубокой древности функции биографических жанров выполняли кочевавшие в устной форме мифические легенды и циклы преданий о батырах, астрологах, вождях и т.п., что характерно для большинства восточных культур.

Следуя традициям Востока, Риза Фахретдинов пишет свой труд о путешественниках, ученых, шейхах, биях, кантонах, поэтах, просветителях и других известных людях Урало-Поволжья и Сибири. В первый том включены биографические данные 666 человек, во второй - 343 человек. Все данные объединены в форме 465 биографий.

«Асар» условно можно разбить на несколько разрядов (табакат). Например, биографии известных башкирских поэтов М. Акмуллы, Ш. Заки, А. Каргалыя, Х. Салихова, Т. Ялсыгула, Г. Утыз Имяни, Г. Сокороя представляются, как традиционные «Табакат аш-шу’ара» или «Тазкират аш-шу’ара». К этой группе примыкают также менее известные имена башкирских и татарских мастеров слова: известный своими касыдами Валит бин Му-хаммет-Амин (№81); «литератор и поэт» Габделка-хир - сын Сулеймана бин Мустафы (№95); Ахтам бин Ахмер (№108); «поэт от природы» Гаясетдин бин Хабибулла бин Рахманкули (№430); «творивший стихи на тюрки и персидском» башкир Тажет-дин бин Гисматулла (№454) и многие другие. Такое деление наблюдается и в «Юаныч» («Утешение»), «Машхур хатыннар» («Знаменитые женщины») Р.Фахретдинова. С другой стороны, нужно вести разговор о традициях «Табакат ус-суфиййа», т.к. те же Ш. Заки, Х. Салихов, А. Каргалы, Т. Ялсыгул, Г. Утыз Имяни, Г. Сокорой были суфиями. Риза Фахретдинов, будучи и сам представителем этого направления, с особой теплотой пишет о рядовых мистиках, служивших пером и словом своему народу. Скажем, «занимавшийся тасавуфом» Мурат-бакий бин Ишали (№ 104); «получивший разрешение на распространение тасавуфа» Габделхаким бин Исламкул (№277); «.муфтий, суфий» Габ-

делъяппар бин Ягафар бин Габделгафур аль-Парави (№384) и многие другие, пропагандировавшие мистику, составляют разряд суфиев. Так же можно было бы сгруппировать данные о путешественниках, ученых, ханах, биях и т. д.

Деятельность Р. Фахретдинова оказала сильное влияние на развитие последующей башкирской культуры. Например, историко-биографические книги, вышедшие в серии «Жизнь замечательных личностей» повторяют опыт составления биографий из цикла «Знаменитые мужья» Р. Фахретдино-ва. Сегодня существует множество историкобиографических книг, антологий, справочников и словарей, созданных по традиции «Асар».

Можно отметить, что на стиль работы Ш. Марджани и Р. Фахретдинова огромное влияние оказали традиции составления типичных генеалогических сборников «Ансаб аль-ашраф» (в знач. «Род знатных, уважаемых»), «Китаб аль-ансаб» («Родословная книга»), «Насаб аль-ахбар» («Вести о родах») и других, распространенных на Востоке. Конечно же, ученые были хорошо знакомы с текстами родословных записей («тайра», «силсила» и т. д.) бурзянских, усерганских, табынских, юрма-тинских, тамъянских башкир, а также с сюжетами популярных в регионе «Джамиг ат-таварих» иранского историка Рашид-ад-дина (1247-1318), одноименного сочинения Джалаири, «Чингизнаме»

Утямеш-хаджи, «Чингизнаме» анонимного автора и ряда других. Эти моменты, несомненно, повлияли на организацию структуры энциклопедий типа «Мустафад аль-ахбар», «Вафият аль-аслаф»,

«Асар». По каждой из фамилий, включенных в них, можно было бы составить аналогичные сборники или справочные аппараты. Например, автор «Асар» пишет биографии своего отца и предков - Фахрет-

дина, Сайфетдина, Рэмкула, Гисматуллы, Габдрах-мана. Логически эта цепь представляет собой «Родословную книгу» Фахретдиновых. Таких примеров множество.

Ученый приводит полные имена и родословные своих героев. Например, отец видного башкирского поэта Г. Сокороя - Г абделсалих бин Г абдулла представлен до 19 колена. В этом уже технически фигурирует элемент генеалогии.

В генеалогиях поколения традиционно обозначаются словом «степень» (дереже), что очень сближает понятия табакат и шежере. Поэтому «Асар» представляется как сплав этих жанров. Также заметим: эти жанровые формы имеют открытую структуру. Иначе говоря, хронология представляется в них через биографические циклы и генеалогии, что дает возможность авторам последующих поколений продолжить традиции составления биографических серий.

Деятельность Ш. Марджани, Р. Фахретдино-ва, М. Рамзи, А.-З. Валиди оказала большое влияние на будущее башкирской письменной культуры. Их можно назвать зачинателями башкирской исторической науки и литературной критики. Они подняли национальную и общетюркскую энциклопедическую мысль на совершенно новый качественный уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фильштинский И. М. История арабской литературы. М.: Наука, 1985. 528 с.

2. Фахретдинов Р. Ибн Вакди // Шуро. 1910. №3. С. 65-66.

3. Фахретдинов Р. Ибн Катиба // Шуро. 1910. №5. С. 129-130.

4. Фахретдинов Р. Ибн аль-Асир // Шуро. 1910. №7. С. 193-194.

5. Фахретдинов Р. Макризи // Шуро. 1915. №14. С. 417-419.

6. Фахретдинов Р. Асар. Т. 1. Ч. 1. Казань, 1900. 32 с.

7. Фахретдинов Р. Асар. Т. 2. Ч. 15. Оренбург, 1908. 71 с.

Поступила в редакцию 01.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.