Научная статья на тему 'О национальном своеобразии башкирской литературы'

О национальном своеобразии башкирской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВ / ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ПРИРОДА / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / LITERARY PROCESS / LITERARY HERO / SYSTEM OF IMAGES / GENRE / STYLE NATURE / LITERARY COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кильмухаметов Т. А., Кунафин Г. С., Ишимбаева Г. Г.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с национальным своеобразием башкирской литературы. Бесспорно, многогранное, содержательное понятие «национальное своеобразие башкирской литературы» вбирает в себя анализ и обобщение глубоких пластов родной литературы, включая ее устно-поэтические произведения и письменную литературу многих столетий и ХХI век. Проблема включает в себя и рассмотрение духовной культуры народа в целом. О национальном своеобразии башкирской литературы имеются фрагментарные высказывания А. Н. Киреева, А. И. Харисова, Г. С. Кунафина, З. А. Нургалина, Т. А. Кильмухаметова, Р. Н. Баимова и др. Но в настоящее время важно создать его целостное представление. В работе речь идет именно о системном представлении национального своеобразия башкирской литературы с древнейших времен до современности. Эпоха глобализации, которая активно происходит в мире, чревата нивелировкой национальных особенностей народов и их культур. Но прогресс человечества веками совершается на путях развития наций и национальных культур. В ситуации, когда это отрицается в пользу интернационализации, науке как никогда важны обобщение и оценка сущности и своеобразия отдельных наций и национальных культур. Это актуально и в отношении башкирского народа и его культуры. Значительную, ценную часть этой культуры составляет художественная литература. И потому данная тема достойна тщательного научного анализа и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NATIONAL ORIGINALITY OF THE BASHKIR LITERATURE

In the article, the national originality of the Bashkir literature as one of the actual problems of the regional literary criticism is considered. The authors analyzed the various aspects of this problem. It is shown, how the fertile ground of deep layers of native literature including her verbal and poetic works and the written literature of many centuries for 21st century become incorporated into wide variety of the Bashkir literature to constitute informative concept of its national originality. This problem also includes the analysis of multifaceted phenomena of the spiritual culture of the Bashkir people in general. There are A. N. Kireev, A. I. Harisov, G. S. Kunafin, Z. A. Nurgalin, T. A. Kilmukhametov, R. N. Baimov, who separated out some fragmentary features of the national originality of the Bashkir literature. But now it is important to create its integral concept as a whole system of the national originality of the Bashkir literature that is progressing since the ancient times to 21st century. The contemporary epoch of globalization actively levels the national peculiarities of the people and their cultures. However, the progress of mankind for centuries is made on the ways of development of the nations and national cultures. In the situation of internationalization, it is very important to take into account an entity and an originality of the separate nations and national cultures, national science and art. It is also urgent in case of the Bashkir people and culture. The Bashkir literature is a considerable, valuable part of this culture.

Текст научной работы на тему «О национальном своеобразии башкирской литературы»

УДК 821.512.141.09

О НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ © Т. А. Кильмухаметов*, Г. С. Кунафин, Г. Г. Ишимбаева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 250 6727.

*Emai: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с национальным своеобразием башкирской литературы. Бесспорно, многогранное, содержательное понятие «национальное своеобразие башкирской литературы» вбирает в себя анализ и обобщение глубоких пластов родной литературы, включая ее устно-поэтические произведения и письменную литературу многих столетий и ХХI век. Проблема включает в себя и рассмотрение духовной культуры народа в целом.

О национальном своеобразии башкирской литературы имеются фрагментарные высказывания А. Н. Киреева, А. И. Харисова, Г. С. Кунафина, З. А. Нургалина, Т. А. Кильмухаметова, Р. Н. Баимова и др. Но в настоящее время важно создать его целостное представление. В работе речь идет именно о системном представлении национального своеобразия башкирской литературы с древнейших времен до современности.

Эпоха глобализации, которая активно происходит в мире, чревата нивелировкой национальных особенностей народов и их культур. Но прогресс человечества веками совершается на путях развития наций и национальных культур. В ситуации, когда это отрицается в пользу интернационализации, науке как никогда важны обобщение и оценка сущности и своеобразия отдельных наций и национальных культур. Это актуально и в отношении башкирского народа и его культуры. Значительную, ценную часть этой культуры составляет художественная литература.

И потому данная тема достойна тщательного научного анализа и обобщения.

Ключевые слова: литературный процесс, литературный герой, система образов, жан-

Следует подчеркнуть, что все крупные исторические события и факты в ткань художественной литературы входят через образ героя.

Герой литературы, находящийся в центре эпоса, сказки, романа, трагедии т.п., притягивает к себе всех компонентов художественной структуры. Они, кристаллизуясь, образуют несколько структурных жизненно-литературных пластов. Представим их в тезисном порядке.

Пласт первый

Башкортостан как место действия героя и его поэтический образ. Этот тезис реализуется за счет таких культурных реалий, как Урал-тау, Шульган-таш, Ирэмэл, Ямантау, Куцьф буга, Аги-дель, Асылыкуль, Сакмар, Оло Эйек, Юрюзань, Дим, степь ковыльная, дремучий лес и т.д. Они представлены как в фольклоре, так и в письменной литературе. Именно по ним башкирский фольклор и литература приобретают первичную национальную индивидуальность. Другими словами - «национальную прописку». У киргизов это может быть Иссык-Куль, Ала-Тооу, у татар - Идель (Волга) и др.

Отсюда следует, что в формировании национального своеобразия художественной литературы большую роль играет образ родной земли, конкретно образ природного облика Башкортостана [2; 8; 11]. Вне его реальная литературная жизнь невозможна.

рово-стилевая природа, литературные связи.

Сердцевину национального своеобразия башкирской литературы составляет ее герой. И это бесспорно. Герой башкирской литературы предстает в следующей исторической последовательности: Алпамыша, Тепсек бала (Тау батыр), Урал-батыр, Сэсэн, Аксакал-мудрец, Салават Юлаев, Кахым-туря, Поэт-просветитель, Ученый-просветитель, педагог (в лице героев произведений и трудов М. Иванова, С. Кукляшева, М. Биксурина [2], М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова [9; 11], С. Якшигулова, З. Хади и др. [10]).

Весь арсенал поэтики литературных произведений работает на то, чтобы более выпукло, осязаемо воссоздать сущность национального характера героя. В истории человечества есть персонажи, в характере которых индивидуально обобщен облик целого народа. Например, образ Абая в казахской литературе. Им мог бы стать у нас личность и деяния Салавата Юлаева. Даже можно допустить: в литературном образе Салава-та Юлаева, представленном в трагедии М. Кари-ма «Салават» [6], в романах С. Злобина, Я. Хам-матова, А. Багуманова, поэмах З. Биишевой, К. Аралбаева, в многочисленных стихах других поэтов уже в той или иной мере воплощен национальный облик башкир [2, 8, 11]. Но в идеале более эпическое, полноценное воссоздание этого образа остается делом будущего.

Пласт второй

Его составляет предметы повседневной материальной и духовной культуры и их художественные образы.

Самые распространенные среди них: конь (Ак-бузат, Тулпар), кочевье, тирмэ, кумыс, курай, мед, золото, йыйын, эйтеш, сабантуй, никах, сватовство, вещий сон, тамга, оран, шэжэрэ, лук, стрела, сабля, хэнйэр, елэн, кама бурек, магия чисел (три, семь), птиц, звезд, луны, ветра, тишины и т.д. В этих образах получают свою детерминированность и время, и его социальная сущность.

Например, золото и нефть в романах Я. Хамматова, К. Мэргэна, А. Бикчентаева, повести Р. Султангареева, в драмах И. Абдуллина, Н. Асанбаева олицетворяют новые социальные статусы в национальном характере героя башкирской литературы [2, 7, 11]. И это вполне оправданно и реалистично.

Пласт третий

Это язык произведений фольклора и литературы. Чем он является в определении их национального своеобразия? Это частность или всеобщее в структуре литературного произведения? Некоторые считают, что Чингиз Айтматов, Олжас Сулей-менов, Газим Шафиков, пишущие на русском, являются исконно киргизским, казахским, башкирским писателями. И это правда. Но они - единицы. Основная масса (наверное, около 90%) киргизских, казахских, башкирских писателей пишут на родном языке. Поэтому можно считать, что родной язык имеет всеобщий смысл в отношении всех остальных компонентов поэтической структуры. Язык -основной строительный материал литературного произведения. Именно он передает, изображает, повествует предметную и духовную реальность эпоса, сказки, романа, пьесы, поэмы и т.д. С одной стороны, он утилитарен, с другой - высоко осмыслен. Язык необходим в описании и низменного и благородства. Можно обратиться к художественной практике башкирской комедии. «Язык комедии -обширная область башкирского литературного языка. В нем отражается национальная народно -смеховая культура. Среди форм художественного мышления комедийное слово обладает неповторимо яркими красками».

В высокохудожественной комедии смешное событие, смешной характер, смешной язык объединяются в одно живое целое.

В языке драмы отражается язык народа, но драматург не просто оперирует им, а творит его.

Язык драмы несет двойную нагрузку: характеризует персонажи, содержание среды и времени. А. М. Горький писал: «Первоэлементом драмы является язык, основное орудие ее вместе с фактами,

явлениями жизни - материал литературы» [7, с. 260-261].

«Так, в своих повестях «Салима, или целомудрие», «Асма, или Проступок и наказание» Р. Фахретдинов создает образы, как он сам выражается, «отцов и матерей нации» [9, с. 177], посредством которых стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание высоких моральных качеств, эмансипация женщин, установление справедливости и равенства между людьми [10, с. 176].

«Отражение настроения человека, его душевных переживаний посредством картин природы служит более глубокой передаче психологического процесса» [3, с. 114].

В языке произведения воплощаются одновременно национальный характер конкретного человека (башкира) и его принадлежность к национальной общности, башкирскому народу. И в силу этого язык башкирской литературы становится всеобщим показателем в структуре ее национального своеобразия.

В чем состоит актуальность изучения национального своеобразия башкирской литературы? Богатство национальной литературы говорит об интеллектуальном потенциале нации. А национальное своеобразие литературы утверждает суверенность, самостоятельность нации. А суверенность народа всегда нуждается в защите. Ее не однажды приходилось активно утверждать в прошлом, в настоящем, и, наверное, придется в будущем. Ведь существует тенденция считать башкирский язык как один из диалектов или говоров татарского. Язык, на котором созданы эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», произведения С. Юлаева, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Ш. Бабича, М. Карима, Р. Назарова, X. Давлетшиной, 3. Биишевой, никак не может быть диалектом какого-то другого языка. Язык Договора и речь предводителей башкирских родов о добровольном вхождении в состав Русского государства содержит в себе высокую мудрость народа и силу башкирского слова. Против наступающего уничтожения и исчезновения как нации они смогли противопоставить сохранение самостоятельности Башкортостана, самобытность башкирского народа в составе сильного российского государства [2; 12].

Научное описание национального своеобразия башкирской литературы в его целостности и системности даст ввозможность представить богатый художественный, творческий, интеллектуальный потенциал башкирского народа, его место и роль в ряду других наций и народов. А это, в свою очередь, будет играть важную роль в воспитании патриотизма, высоких, благородных устремлений у наших современников и подрастающих поколений.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История духовной культуры башкир с древнейших времен до наших дней» №15-14-02014 а (р).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиев Р. Б. Конфликты. Жанры. Характеры. Монография. Уфа: Китап, 2009.

2. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1987.

3. Гареева Г. Н. Вопросы мастерства в башкирской прозе. Уфа: Гилем, 2014.

4. История башкирской литературы в 6-ти томах. Т. 5. Уфа: Китап, 1996.

5. Кильмухаметов Т. А. Драматургия и драматурги. Исследования, статьи. Уфа: Башкнигоиздат, 1986.

6. Кильмухаметов Т. А. Драматургия Мустая Карима. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.

7. Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 2008.

8. Кильмухаметов Т. А. Сила народности. Литературно-критические статьи, творческие портреты. (на башк. яз.). Уфа: Китап, 1988.

9. Кунафин Г. С. Башкирская литература XIX века. Уфа: Китап, 2010 (на башк.яз.).

10. Кунафин Г. С. Культура Башкортостана и башкирская литература в XIX веке. Уфа: 1992.

11. Кунафин Г. С. Особенности развития башкирской литературы XIX начала XX века. Уфа: 2014 (на башк.яз.).

12. Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998, 613 с.

Поступила в редакцию 14.10.2016 г.

ABOUT THE NATIONAL ORIGINALITY OF THE BASHKIR LITERATURE © T. A. Kilmuhametov*, G S. Kunafin, G G Ishimbaeva

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 250 67 27.

*Email: [email protected]

In the article, the national originality of the Bashkir literature as one of the actual problems of the regional literary criticism is considered. The authors analyzed the various aspects of this problem. It is shown, how the fertile ground of deep layers of native literature including her verbal and poetic works and the written literature of many centuries for 21st century become incorporated into wide variety of the Bashkir literature to constitute informative concept of its national originality. This problem also includes the analysis of multifaceted phenomena of the spiritual culture of the Bashkir people in general. There are A. N. Kireev, A. I. Harisov, G S. Kunafin, Z. A. Nurgalin, T. A. Kilmukhametov, R. N. Bai-mov, who separated out some fragmentary features of the national originality of the Bashkir literature. But now it is important to create its integral concept as a whole system of the national originality of the Bashkir literature that is progressing since the ancient times to 21st century. The contemporary epoch of globalization actively levels the national peculiarities of the people and their cultures. However, the progress of mankind for centuries is made on the ways of development of the nations and national cultures. In the situation of internationalization, it is very important to take into account an entity and an originality of the separate nations and national cultures, national science and art. It is also urgent in case of the Bashkir people and culture. The Bashkir literature is a considerable, valuable part of this culture.

Keywords: literary process, literary hero, system of images, genre, style nature, literary communications.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Akhmadiev R. B. Konflikty. Zhanry. Kharaktery. Monogra-fiya [Conflicts. Genres. Characters. Monograph]. Ufa: Kitap, 2009.

2. Vil'danov A. Kh., Kunafin G. S. Bashkirskie prosvetite-li-demokraty XIX veka [Bashkir enlighteners-democrats of the 19th century]. Moscow: Nauka, 1987.

3. Gareeva G. N. Voprosy masterstva v bashkirskoi proze [Questions of mastery in the Bashkir prose]. Ufa: Gilem, 2014.

4. Istoriya bashkirskoi literatury v 6-ti tomakh. Vol. 5 [History of the Bashkir literature in 6 volumes. Vol. 5]. Ufa: Kitap, 1996.

5. Kil'mukhametov T. A. Dramaturgiya i dramaturgi. Issle-dovaniya, stat'I [Drama and playwrights. Studies, articles]. Ufa: Bashknigoiz-dat, 1986.

6. Kil'mukhametov T. A. Dramaturgiya Mustaya Karima [Mustai Karim's drama]. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1979.

7. Kil'mukhametov T. A. Poetika bashkirskoi dramaturgii [Poetics of the Bashkir drama]. Ufa: Kitap, 2008.

8. Kil'mukhametov T. A. Sila narodnosti. Literaturno-kriticheskie stat'i, tvorcheskie portrety. (na bashk. yaz.) [The strength of ethnicity. Literary-critical articles, creative portraits. (in the Bashkir language)]. Ufa: Kitap, 1988.

9. Kunafin G. S. Bashkirskaya literatura XIX veka. Ufa: Kitap, 2010 (na bashk.yaz.).

10. Kunafin G. S. Kul'tura Bashkortostana i bashkirskaya literatura v XIX veke [The culture of Bashkortostan and the Bashkir literature in the 19th century]. Ufa: 1992.

11. Kunafin G. S. Osobennosti razvitiya bashkirskoi literatury XIX nachala XX veka [Features of development of the Bashkir literature of the 19th - the beginning of the 20th century]. Ufa: 2014 (na bashk.yaz.).

12. Khusainov G. B. Literatura i nauka. Izbrannye Trudy [Literature and science. Selected works]. Ufa: Gilem, 1998,

Received 14.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.