Научная статья на тему 'О национальном своеобразии башкирской литературы'

О национальном своеобразии башкирской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВ / ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ПРИРОДА / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / LITERARY PROCESS / LITERARY HERO / SYSTEM OF IMAGES / NATURE OF GENRE / NATURE OF STYLE / BASHKIR CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кильмухаметов Т.А., Кунафин Г.С., Федоров А.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с национальным своеобразием башкирской литературы. Бесспорно, многогранное, содержательное понятие «национальное своеобразие башкирской литературы» вбирает в себя анализ и обобщение глубоких пластов родной литературы, включая ее устно-поэтические произведения и письменную литературу многих столетий и ХХI века. Решение проблемы предполагает и рассмотрение духовной культуры народа в целом. О национальном своеобразии башкирской литературы имеются фрагментарные высказывания А. Н. Киреева, А. И. Харисова, Г. С. Кунафина, З. А. Нургалина, Т. А. Кильмухаметова, Р. Н. Баимова и др. Но в настоящее время важно создать его целостное представление. В работе речь идет именно о системном представлении национального своеобразия башкирской литературы с древнейших времен до современности. Интенсивная глобализация чревата нивелированием особенностей народов и их культур, а ведь прогресс человечества веками осуществлялся на путях развития наций и национальных культур. В ситуации, когда это отрицается в пользу интернационализации, науке как никогда важны обобщение и оценка сущности и своеобразия отдельных национальных культур. Это актуально и в отношении башкирского народа и его культуры. Значительную, ценную часть этой культуры составляет художественная литература. И потому заявленная в названии статьи я тема достойна тщательного научного анализа и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NATIONAL ORIGINALITY OF THE BASHKIR LITERATURE

The article devoted to current issues associated with the national identity of the Bashkir literature. Undoubtedly, a multifaceted meaningful concept of “national identity of the Bashkir literature” incorporates analysis and synthesis of the deep layers of the native literature, including the oral poetry and written literature of many centuries. The problem includes the consideration of spiritual culture of the people in general. There are A. N. Kireev, A. I. Kharisova, G. S. Kunafin, Z. A. Nurgalin, T. A. Kilmuhametov, R. N. Baimov’s fragmentary remarks about the national identity of the Bashkir literature. But at the present time, it is important to create its holistic view. The article discusses a system representation of national identity of the Bashkir literature from ancient times to the present. Current era of globalization fraught with devaluation of national cultures. For centuries, the humankind progressed on the path of developing nations and national cultures. Now, when it is denied in favor of internationalization, it is more important for science than ever to summarize and assess the nature and peculiarity of individual nations and national cultures. This is true in relation to the Bashkir culture and, in particular, to the Bashkir literature. That is why this issue deserves a thorough scientific analysis and generalization.

Текст научной работы на тему «О национальном своеобразии башкирской литературы»

УДК 821.512.141.09

О НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ © Т. А. Кильмухаметов, Г. С. Кунафин*, А. А. Федоров

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 250 67 27.

*Email: kbl2000@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с национальным своеобразием башкирской литературы. Бесспорно, многогранное, содержательное понятие «национальное своеобразие башкирской литературы» вбирает в себя анализ и обобщение глубоких пластов родной литературы, включая ее устно-поэтические произведения и письменную литературу многих столетий и XXI века. Решение проблемы предполагает и рассмотрение духовной культуры народа в целом.

О национальном своеобразии башкирской литературы имеются фрагментарные высказывания А. Н. Киреева, А. И. Харисова, Г. С. Кунафина, З. А. Нургалина, Т. А. Кильмухаметова, Р. Н. Баимова и др. Но в настоящее время важно создать его целостное представление. В работе речь идет именно о системном представлении национального своеобразия башкирской литературы с древнейших времен до современности.

Интенсивная глобализация чревата нивелированием особенностей народов и их культур, а ведь прогресс человечества веками осуществлялся на путях развития наций и национальных культур. В ситуации, когда это отрицается в пользу интернационализации, науке как никогда важны обобщение и оценка сущности и своеобразия отдельных национальных культур. Это актуально и в отношении башкирского народа и его культуры. Значительную, ценную часть этой культуры составляет художественная литература.

И потому заявленная в названии статьи я тема достойна тщательного научного анализа и обобщения.

Ключевые слова: литературный процесс, литературный герой, система образов, жан-рово-стилевая природа, литературные связи.

Сердцевину национального своеобразия башкирской литературы составляет ее г е р о й. И это бесспорно. Герой башкирской литературы предста-ется в следующей исторической последовательности: Алпамыша, Тепсек бала (Тау батыр), Урал-батыр, Сэсэн, Аксакал-мудрец, Салават Юлаев, Ка-хым-туря, Поэт-просветитель, ученый-просветитель, педагог (в лице героев произведений и трудов М. Иванова, С. Кукляшева, М. Биксурина [2], М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдинова [911], С. Якшигулова, З. Хади и др. [10]).

Весь арсенал поэтики литературных произведений работает на то, чтобы более выпукло, осязаемо воссоздать сущность национального характера героя. В истории человечества есть персонажи, в характере которых на уровне индивидуальности обобщен облик целого народа. Например, образ Абая в казахской литературе, в башкирской литературе -это персонаж Салавата Юлаева. Можно допустить и следующее: в литературном образе Салавата Юлаева, представленном в трагедии М. Карима «Салават» [6], в романах С. Злобина, Я. Хамматова, А. Ба-гуманова, поэмах З. Биишевой, К. Аралбаева, в многочисленных стихах других поэтов уже в той или иной мере воплощен национальный облик башкир [2; 8; 11]. Но, по нашему мнению, более масштабное, эпическое воссоздание этого образа остается делом будущего.

Следует подчеркнуть, что все крупные исторические события и факты в ткань художественной литературы входят через образ героя.

Герой литературы, находящийся в центре эпоса, сказки, романа, трагедии и т.п., притягивает к себе все компоненты художественной структуры.

Они, кристаллизуясь, образуют несколько структурных жизненно-литературных пластов. Представим их в тезисном порядке.

Пласт первый Башкортостан как место действия героя и его поэтический образ. Это широко представлено в таких подробностях, как Урал-тау, Шульган-таш, Ирэмэл, Ямантау, Куцыр буга, Агидель, Асылыкуль, Сакмар, Оло Эйек, Юрюзань, Дим, степь ковыльная, дремучий лес и т.д. Они суперактивно присутствуют как в фольклоре, так и в письменной литературе. Именно опираясь на перечисленные названия башкирский фольклор и литература приобретают первичную национальную индивидуальность, другими словами - «национальную прописку». У киргизов это может быть Иссык-Куль, Ала-Тооу, у татар -Идель (Волга) и др.

Отсюда вытекает, что в формировании национального своеобразия художественной литературы большую роль играет образ родной земли, конкретно образ природного облика Башкортостана [2; 8; 11]. Вне его реальная литературная жизнь невозможна.

Пласт второй Его составляют предметы повседневной материальной и духовной культуры и их художественные образы.

Самые распространенные среди них: конь (Ак-бузат, Тулпар), кочевье, тирмэ, кумыс, курай, мед, золото, йыйын, эйтеш, сабантуй, никах, сватовство, вещий сон, тамга, оран, шэжэрэ, лук, стрела, сабля, хэнйэр, елэн, кама бYрек, магия чисел (три, семь), птиц, звезд, луны, ветра, тишины и т.д. В этих образах получают свою детерминированность и время, и его социальная сущность.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №3

889

Например, золото и нефть в романах Я. Хам-матова, К. Мэргэна, А. Бикчентаева, повести Р. Султангареева, в драмах И. Абдуллина, Н. Асанбаева олицетворяют новые социальные статусы в национальном характере героя башкирской литературы [2; 7; 11]. И это вполне оправданно и реалистично.

Пласт третий

Язык произведений фольклора и литературы. Какое значение он имеет в определении их национального своеобразия? Это частность или всеобщее в структуре литературного произведения? Некоторые считают, что Чингиз Айтматов, Олжас Сулей-менов, Газим Шафиков, пишущие на русском языке, являются исконно киргизским, казахским, башкирским писателями соответственно. И это правда. Но они - единицы. Основная масса (наверное, процентов 90) киргизских, казахских, башкирских писателей пишут на родном языке. Поэтому можно считать, что родной язык имеет всеобщий смысл в отношении всех остальных компонентов поэтической структуры. Язык - основной строительный материал литературного произведения. Именно он передает, изображает, повествует предметную и духовную реальность эпоса, сказки, романа, пьесы, поэмы и т.д. С одной стороны, он утилитарен, с другой - высоко осмыслен. Язык необходим в описании и низменного, и благородного. Можно обратиться к художественной практике башкирской комедии. «Язык комедии - обширная область башкирского литературного языка. В нем отражается национальная народно-смеховая культура. Среди форм художественного мышления комедийное слово обладает неповторимо яркими красками.

В высокохудожественной комедии смешное событие, смешной характер, смешной язык объединяются в одно живое целое.

В языке драмы отражается язык народа, но драматург не просто оперирует им, а творит его.

Язык драмы несет двойную нагрузку: характеризует персонажи, содержание среды и времени. А. М. Горький писал: «Первоэлементом драмы является язык, основное орудие ее вместе с фактами, явлениями жизни - материал литературы» [7, с. 260261].

«Так, в своих повестях «Салима, или целомудрие», «Асма, или Проступок и наказание» Р. Фахрет-динов создает образы, как он сам выражается, «отцов и матерей нации» [9, с. 177], через которые стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание высоких моральных качеств, эмансипации женщин, установление справедливости и равенства между людьми [10, с. 176].

«Отражение настроения человека, его душевных переживаний посредством картин природы служит более углубленной передаче психологического процесса» [3, с. 114].

В языке произведения воплощаются одновременно национальный характер конкретного человека

(башкира) и его принадлежность к национальной общности, башкирскому народу. И в силу этого язык башкирской литературы становится всеобщим показателем в структуре ее национального своеобразия.

В чем состоит актуальность изучения национального своеобразия башкирской литературы? Богатство национальной литературы говорит об интеллектуальном потенциале нации. А национальное своеобразие литературы утверждает суверенность, самостоятельность нации. А суверенность народа всегда нуждается в защите. Ее не однажды приходилось активно утверждать в прошлом, в настоящем, и, наверное, придется в будущем. Ведь существует тенденция к квалификации башкирского языка как одного из диалектов или говоров татарского. Язык, на котором созданы эпосы «Урал-батыр», «Акбу-зат», произведения С. Юлаева, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Ш. Бабича, М. Карима, Р. Назарова, X. Давлетшиной, 3. Биишевой, никак не может быть диалектом какого-то другого языка. Язык Договора и речь предводителей башкирских родов о добровольном вхождении в состав Русского государства содержит в себе высокую мудрость народа и силу башкирского слова. Наступающему уничтожению и исчезновению нации они смогли противопоставить сохранение самостоятельности Башкортостана, самобытность башкирского народа и независимость в составе сильного российского государства [2; 12].

Научное описание национального своеобразия башкирской литературы в его целостности и системности дает ввозможность представить богатый художественный, творческий, интеллектуальный потенциал башкирского народа, его место и роль в ряду других наций и народов. А это, в свою очередь, играет важную роль в воспитании патриотизма, высоких, благородных устремлений у наших современников и представителей подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадиев Р. Б. Конфликты. Жанры. Характеры. Монография. Уфа: Китап, 2009. 262 с.

2. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1987. 256 с.

3. Гареева Г. Н. Вопросы мастерства в башкирской прозе. Уфа: Гилем, 2014. 272 с.

4. История башкирской литературы в 6-ти тт. Т. 5. Уфа: Китап, 1996. 710 с.

5. Кильмухаметов Т. А. Драматургия и драматурги. Исследования, статьи. Уфа: Башкнигоиздат, 1986 (на башк. яз.). 256 с.

6. Кильмухаметов Т. А. Драматургия Мустая Карима. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1979. 224 с.

7. Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 2008. 486 с.

8. Кильмухаметов Т. А. Сила народности. Литературно-критические статьи, творческие портреты. Уфа: Китап, 1988 (на башк. яз.). 245 с.

9. Кунафин Г. С. Башкирская литература XIX в. Уфа: Китап, 2010 (на башк.языке). 408 с.

10. Кунафин Г. С. Культура Башкортостана и башкирская литература в XIX в. Уфа, 1992.

11. Кунафин Г. С. Особенности развития башкирской литературы XIX начала XX в. Уфа, 2014 (на башк. яз.). 408 с.

12. Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Избранные труды. Уфа: Гилем, 1998. 334 с.

Поступила в редакцию 06.03.2017 г.

ON THE NATIONAL ORIGINALITY OF THE BASHKIR LITERATURE © T. A. Kilmuhametov, G. S. Kunafin*, A. A. Fedorov

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 250 6727.

*Email: kbl2000@mail.ru

The article devoted to current issues associated with the national identity of the Bashkir literature. Undoubtedly, a multifaceted meaningful concept of "national identity of the Bashkir literature" incorporates analysis and synthesis of the deep layers of the native literature, including the oral poetry and written literature of many centuries. The problem includes the consideration of spiritual culture of the people in general. There are A. N. Kireev, A. I. Khari-sova, G. S. Kunafin, Z. A. Nurgalin, T. A. Kilmuhametov, R. N. Baimov's fragmentary remarks about the national identity of the Bashkir literature. But at the present time, it is important to create its holistic view. The article discusses a system representation of national identity of the Bashkir literature from ancient times to the present. Current era of globalization fraught with devaluation of national cultures. For centuries, the humankind progressed on the path of developing nations and national cultures. Now, when it is denied in favor of internationalization, it is more important for science than ever to summarize and assess the nature and peculiarity of individual nations and national cultures. This is true in relation to the Bashkir culture and, in particular, to the Bashkir literature. That is why this issue deserves a thorough scientific analysis and generalization.

Keywords: literary process, literary hero, system of images, nature of genre, nature of style, Bashkir culture.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Akhmadiev R. B. Konflikty. Zhanry. Kharaktery. Monografiya [Conflicts. Genres. Characters. Monograph]. Ufa: Kitap, 2009.

2. Vil'danov A. Kh., Kunafin G. S. Bashkirskie prosvetiteli-demokraty XIX veka [Bashkir enlightenment democrats of the 19th century]. Moscow: Nauka, 1987.

3. Gareeva G. N. Voprosy masterstva v bashkirskoi proze [A question of mastery in the Bashkir prose]. Ufa: Gilem, 2014.

4. Istoriya bashkirskoi literatury v 6-ti tt. Vol. 5 [History of the Bashkir literature in 6 volumes. Vol. 5]. Ufa: Kitap, 1996.

5. Kil'mukhametov T. A. Dramaturgiya i dramaturgi. Issledovaniya, stat'I [Dramaturgy and playwrights. Studies, articles]. Ufa: Bashkni-goizdat, 1986 (na bashk. yaz.).

6. Kil'mukhametov T. A. Dramaturgiya Mustaya Karima [Dramaturgy of Mustai Karim]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1979.

7. Kil'mukhametov T. A. Poetika bashkirskoi dramaturgii [P oetics of Bashkir drama]. Ufa: Kitap, 2008.

8. Kil'mukhametov T. A. Sila narodnosti. Literaturno-kriticheskie stat'i, tvorcheskie portrety [The strength of being folk. Literary-critical articles, creative portraits]. Ufa: Kitap, 1988 (na bashk. yaz.).

9. Kunafin G. S. Bashkirskaya literatura XIX v. [Bashkir literature of the 19th century]. Ufa: Kitap, 2010 (na bashk.yazyke).

10. Kunafin G. S. Kul'tura Bashkortostana i bashkirskaya literatura v XIX v. [The culture of Bashkortostan and the Bashkir literature in the 19th century]. Ufa, 1992.

11. Kunafin G. S. Osobennosti razvitiya bashkirskoi literatury XIX nachala XX v. [Features of development of the Bashkir literature of the 19th - the beginning of the 20th century]. Ufa, 2014 (na bashk. yaz.).

12. Khusainov G. B. Literatura i nauka. Izbrannye Trudy [Literature and science. Selected works]. Ufa: Gilem, 1998.

Received 06.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.