УДК 821.512.141.09
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В БАШКИРСКОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА Х1Х ВЕКА
© Г. C. Кунафин, И. Г. Муталов*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (964) 950 43 54.
*Email: [email protected] В статье рассматриваются нравственно-этические ориентиры в башкирской просветительской поэзии конца Х1Х века. Путем анализа выяснилось, что во взглядах просветителей этого периода одну из ключевых позиций занимает проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми они непосредственно связывают будущее народа. В решении этой проблемы они главную роль отводят просвещению. Вся творческая деятельность поэтов-просветителей была наполнена высокими нравственно-этическими идеалами, заботой о будущем родного народа, изнывавшего под социальным и национальным гнетом царизма, о чистоте и величии души человека.
Ключевые слова: башкирская поэзия, творчество, просветители, нравственно-этическое воспитание, формирование личности, раскрытие характера, система образов, поэтические приемы.
Нравственно-этические взгляды башкирских просветителей родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и в борьбе против притеснения народных масс в условиях дореволюционного Башкортостана. Они впитали в себя духовное богатство народа, выросли на благодатной почве устной и письменной поэзии, на лучших образцах классики восточной, русской и западной литературы. Философские воззрения башкирских просветителей служили утверждению жизни, звучали как стихийный протест против социальной несправедливости и национального угнетения, оказали огромное влияние на развитие нравственно-этического сознания башкирского народа.
Башкирские просветители выразили глубокие философские размышления о судьбе башкирского народа. В поисках выхода из сложившейся критической ситуации они пытались помочь своему народу «осознать себя жизнеспособным организмом, воспринять боевой дух предков и ощутить в себе силы для дальнейшей борьбы за существование как нация» [1, с. 62].
Ярким тому примером является творчество выдающегося башкирского поэта-просветителя Мифта-хетдина Акмуллы, широко известного и у татар, казахов, узбеков и каракалпаков, который большое внимание в своем творчестве уделил нравственно-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмул-ла выходил к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта, весьма близких по смыслу к рубаятам Омара Хайяма, видно высокое уважение к человеку, сочувствие его судьбе, а поучения Акмуллы говорят о желании помочь людям, страдающим от материального и духовного порабощения. Акмулла был верующим человеком, но это не мешало ему выступать с реалистических позиций, свободных от мистики и веры в чудеса.
Мифтахетдин Акмулла всю жизнь стремился вникнуть в причины беспросветной жизни народа, но еще не мог прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества и бескультурья. «Для М. Акмуллы высшая ценность - это чистота души и помыслов человека. В отличие от многих поэтов-современников, по мнению которых знания должны лечь в основу нравственного воспитания, М. Акмулла, наоборот, убежден, что
духовное воспитание должно быть фактором познания, то есть должно предшествовать получению знаний» [2, с. 249].
О нутре ты сначала своем беспокойся, Чтобы не вонь шла оттуда - сияло бы солнце! Пусть душа будет чистой. Стремись к очищению. Нет без этого пользы в твоем просвещении.
(«Назидания») [3, с. 83]. Путь к прогрессу, к общественному развитию поэт видит, с одной стороны, в просвещении, в овладении знаниями, нужными в практической жизни делами, с другой - считает очень важной задачей времени воспитание в людях на этой основе душевной чистоты, честности и в целом высоких моральных и нравственных качеств.
Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимает проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решении этой проблемы он главную роль отводит просвещению, ибо, по его мнению, корнем зла, источником всего негативного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками.
«Наставления» стали настоящей программой нравственных ориентиров поэта. В них он обратился к духовным основам человеческого существования: на первое место он ставил совестливость, на второе -честь и честность, на третье - ум, на четвертое - благодарность, на пятое - порядочность, на шестое - терпение, совершив революцию в моральных устоях башкирского общества.
Несмотря на то, что скептицизм занимал в творчестве Акмуллы значительное место, тем не менее он в основном стоял на позициях рационализма. В познании он видел социальную силу, с помощью которой можно преобразовать общество на началах справедливости. С этим было связано его подвижничество и стремление во что бы то ни стало просвещать народ. Знаниям в системе своих взглядов поэт отводил центральное место. Невежество и незнание приносят человеку не только заблуждения, но и тяжкие страдания. Знания помогают людям открыть тайны мироздания. Будь деятелен, в познании Найдешь ты наслаждение, Бойся неведения источника бедствий; Познавший летает в небе и плавает в воде, И нет здесь ни чудотворства, ни колдовства.
Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия среди людей. В этом и состояла особенность просветительства Акмуллы. Моральное совершенствование личности должно лечь в основу разумного общественного устройства.
Исходным моментом этических воззрений Ак-муллы является представление о существовании непреходящих нравственных ценностей, во что поэт искренне верил. Акмулла тонко подмечает один из важных аспектов морали, согласно которому моральные ценности могут оказывать влияние только на тех людей, которые моральные нормы воспринимают как свои убеждения. Слабость позиций абстрактного морализаторства Акмулла представляет только в одном отношении, а именно: моральные поучения полезны только тем, кто их понимает. Т.е. Акмулла не вообще отрицает морализаторство, а только его некоторые формы. Отсюда и вытекает особенность понимания относительности (релятивности) моральных представлений.
Рассмотрение нравственных проблем в отрыве от социально-экономических и политико-правовых отношений объективно приводило Акмуллу на позиции абстрактного гуманизма, поэтому в представлении поэта моральные качества человека не зависят от его общественного положения, не зависят и от социального статуса.
Злого сделаешь начальником юрт разорит, Дурака возвысишь, а он и ноги на стол. Не смотри, что он начальник или бедняк, Посмотри сначала на его дела Иная кляча лучше плохого тулпара. Другой известный башкирский просветитель М. Уметбаев причину культурной отсталости своего народа также видел в невежестве, необразованности, призывал его к просвещению и трудолюбию. Он изучал его историю, быт, народное творчество, обратился к светским наукам, к передовой восточной, русской и европейской мысли в целях обогащения духа своего народа. Он был глубоко убежден, что «ни исторические дали, разделяющие народы на протяжении веков, ни языковые и религиозные различия < . > не могут быть помехой обмену между народами духовными ценностями и приобщению башкирского народа к достижениям мировой цивилизации» [1, с. 122].
Для него главная цель воспитания и обучения заключается в формировании сильной, духовной личности, патриота и гражданина, которому чужды национальная ограниченность и односторонность. Россия олицетворяла для поэта силу, способную вести башкирский народ по пути прогресса, и он возлагал большие надежды на правительство, гуманизм и милосердие имущих сословий.
В творчестве М. Уметбаева тесно переплетаются философские и нравственно-этические воззрения. Особенно ярко прослеживается это в его ранних произведениях - «Благоденствие», «Завещание и назидание», «Назидание», «Плачущий ребенок» и др. Исходя из мысли о том, что место человека в обществе и его достоинство не определяются богатством, поэт страстно призывает башкирский народ к просвещению, трудолюбию, воспитанию в себе морально-нравственных качеств:
Моя душа никогда не останется нераскрытым бутоном,
Пока не перестанет течь кровь в моих жилах, Моя душа никогда не отвыкнет от бренной жизни, Пока не увижу конца невежеству
- с этими словами он выступает против бескультурья и безграмотности.
Башкирские просветители XIX в. в своих морально-этических взглядах приходят к выводу о большом воспитательном значении труда. М. Акмулла считал велением долга для себя сочетать свое поэтическое творчество с трудом физическим, со знанием ремесел, которые посвятил он служению народу. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Для башкирских просветителей, и в первую очередь для М. Акмуллы, М. Уметбаева, великая русская культура - важнейший источник знаний. Акмулла и Уметбаев поэтому бескомпромиссны, принципиальны в своей критике кадимистов, препятствовавших изучению русского языка в школах, медресе. Они убеждены, что знание русского языка открывает широкие возможности для усвоения светских знаний, приобщения к мировой культуре. Эти убеждения успешно претворял в жизнь Мухамметсалим Уметбаев в своей многогранной творческой деятельности. Будучи образованным человеком, зная восточные и европейские языки, в совершенстве владея русским языком, он в своих научных исследованиях широко пользовался и башкирским, и русским языком. Поистине демократичными были и морально-этические взгляды на этот вопрос Мифтахетдина Акмуллы. И поныне актуальны следующие его строки:
Хорошо, по мере сил, приобщиться к различным наукам,
Встать в ряды совершенных людей. Хорошо получить знания не только через русский, Но, если в силах, и через французский язык. Оценивая ум и образованность, просветители особо подчеркивали важнейшую роль нравственности в интеллектуальном развитии человека. Воспитанность вовсе не ограничивается одними лишь знаниями. Ак-мулла и Уметбаев выражали острую неприязнь к тем людям, которые под показным благочестием и образованностью скрывали свое подлое нутро, ханжество и лицемерие. «Ратуя за торжество разума, за образованность людей, М. Акмулла особо подчеркивает важнейшую роль нравственности в воспитании настоящего человека. Будущее народа и общества он непосредственно связывает с внутренней добропорядочностью людей. Поэтому, о чем бы он ни писал, его внимание всегда утремляется к вопросам нравственности» [4, с. 128].
Морально-этические взгляды башкирских просветителей учили и продолжают учить уму-разуму, человечности, нравственной чистоте и совершенству. Поэтические жемчужины этих поистине народных поэтов, передаваясь из поколения в поколение, поныне служат предметом нравственного и этического воспитания подрастающего поколения.
Суровая действительность Башкортостана второй половины XIX - начала XX вв. выдвигает справедливость, как категорию этики и права на первый план. Этическая категория справедливости раскрывается в произведениях просветителей, посвященных расхищению башкирских земель. Хищение башкирских земель нашло отражение в творчестве башкирских просветителей-демократов. В произведениях «Кончается земля», «Эй, сородичи, не продадим наши земли» З. Рах-матуллина, «Баит о продаже земли», «Башкирам» и «Баит о земле» анонимных поэтов поднимается острая
социальная проблема - продажа башкирских вотчинных земель.
Нравственно-этическая категория чести и достоинства отражает моральную ценность личности и представляет собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.
Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании [5, с. 21]. Эти нравственно-этические категории рассматривались в сатирических произведениях просветителей сквозь призму эзопова языка. Ряды мусульманского духовенства пополнялись, прежде всего, теми, кто искал льготы себе и чести, кто стремился к обеспеченной жизни. Для этой массы духовенства основной причиной выбора религиозной стези являлось стремление к обеспеченной жизни и неспособность к общественно-полезному труду «на путь праведный никак не стремится». Это устремление на места суфиев и ишанов привело в ряды духовенства массу случайных людей, для которых служение Аллаху стало ремеслом выгодным и прибыльным. Изначально суфии являлись проповедниками аскетизма, фатализма и полного безоговорочного подчинения «учителю» (шейху, ишану). Они способствовали укреплению традиционного тюр-ко-мусульманского менталитета среди башкирского населения, являлись образцами нравственности. Однако почитание суфиев привело к появлению людей без чести и достоинства, которые «на голову наденет белую тюбетейку» и считает себя «святым».
В баите «Положение суфиев» анонимного автора этические категории долг и совесть должны образовать единый морально-психологический механизм регуляции поведения духовного лица, в котором совесть выступала бы в качестве основания для выполнения долга. Но так называемый суфий является только гротескным по отношению к настоящим духовным лидерам.
Баиты, подобные «Положению суфиев», возникли в период расцвета просветительства в крае - в конце XIX - начале XX в. В них зафиксирована безответственность человека - духовного лица перед самим собой, перед своей совестью.
Нравственно-этическая категория счастье - это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности, личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. В башкирском просветительстве эта категория рассматривается на противопоставлении с несчастьем. Среди бытовых баитов наряду с сатирическими и юмористическими баитами значительное место занимают произведения трагического характера на тему личного несчастья. Они отражали не общие, характерные явления социальной жизни, а сугубо личные отношения авторов к отдельному лицу или событию: «Баит о Курам-ше», «Баит о Сибири», «Восьмой», «Баит о тюрьме», «Баит о Гайше», «Баит о семи девушках», «Баит о девушке, проданной за богатство» и другие, определяют-
ся силой их художественного обобщения, степенью отображения социальных сторон жизни. В этих баитах нашли свое отражение и тяжелая жизнь рабочих и крестьян, и мучительные переживания, и тоска, вопль отчаяния и глухой стон сосланных в Сибирь или заключенных в тюрьму людей, вызванные социальной несправедливостью и их разлукой с родным краем, родными и близкими.
Подводя итоги, следует отметить, что вся творческая деятельность башкирских просветителей была наполнена высокими нравственно-этическими идеалами, заботой о будущем родного народа, изнывавшего под социальным и национальным гнетом царизма, о чистоте и величии души человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1981. 256 с.
2. Кунафин Г. С. Башкирская поэзия XIX - начала ХХ веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: Гилем, 2011. 480 с.
3. Акмулла М. Стихи. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 147 с. (на башк. яз.)
4. Кунафин Г. С. Поэтическая радуга Акмуллы. Уфа: Китап, 2011. 272 с.
5. Валеев Д. Ж. Потенциал морали. Уфа: изд-во ВЭГУ, 1999. 152 с.
6. Вильданов А. X. Акмулла - певец света и разума. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 166 с.
7. Кунафин Г. С. Духовное сияние времен. Уфа: Китап, 2006. 491 с.
8. Кунафин Г. С. Светоч башкирской поэзии и просветительской мысли // Ватандаш, 2006. №7. С. 116-130.
9. Муталов И. Г. Художественные образы в поэзии Мифта-хетдина Акмуллы // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.
10. Муталов И. Г. Концепция личности в прозе Ризаитдина Фахретдинова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.
11. Кунафин Г. С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX - начала XX века. Уфа: Китап, 2006. 275 с.
12. Кунафин Г. С. Традиции просветительского реализма в башкирской прозе начала ХХ века // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3.
13. Муталов И. Г. Жанрово-стилевая природа стихотворений М. Акмуллы // Сохранение и развитие родных языков и литератур в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: мат-лы Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 298-303. (на башк.яз.).
14. Муталов И. Г. Система образов в творчестве Мифта-хетдина // Актуальные проблемы современной башкирской филологии и творческое наследие профессора А. Н. Киреева. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 392-398.
15. Шакур Р. З. Звезда поэзии. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 168 с.
16. Шакур Р. З., Шафиков Г. Г. Феномен Акмуллы. Стихи. Уфа, 1986. 187 с.
17. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973. 177 с.
18. Кунафин Г. С. Башкирская сатирическая поэзия XIX -начала XX веков: Проблемы формирования и развития жанровых форм. Уфа: РИЦ БашГУ, 1996 . 134 с.
19. Кунафин Г. С. И песней, и сатирой: Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала XX веков. Уфа: Китап, 1999. 256 с.
20. Хусаинов Г. Б. Гуманитарий: Литература. Духовная культура. Фольклор. История. Археография. Уфа: Гилем, 2008. 636 с.
Поступила в редакцию 23.09.2015 г.
MORAL AND ETHICAL GUIDELINES IN THE BASHKIR EDUCATIONAL POETRY OF THE END OF THE NINETEENTH CENTURY
© G. S. Kunafin, I. G. Mutalov*
Bashkir State University 32 Zaki Validi, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 273 24 68.
*Email: [email protected]
In the article the moral and ethical guidelines in the Bashkir enlightening poetry of the late nineteenth century are discussed. The authors analyzed the views of the poets of this period; a key position is the problem of moral, aesthetic and ethical issues of education of the person with whom they directly link the future of the people. The poets consider education playing a central role in solving this problem. All creative activity of poets-educators was filled with high moral and ethical ideals, concern about the future of their people, languishing under the social and national oppression of tsarism, about the purity and grandeur of the human soul. Moral and ethical views of Bashkir poets-educators were born in the struggle against feudal backwardness and religious fanaticism and against the oppression of the masses in a pre-revolutionary Bashkortostan. They absorbed the spiritual wealth of the people, grew on the fertile soil of oral and written poetry, the best examples of classic Oriental, Russian and Western literature. Bashkir philosophies of the Enlightenment is the assertion of life sounded like a spontaneous protest against social injustice and national oppression, they had a tremendous impact on the development of moral and ethical consciousness of the Bashkir people.
Keywords: Bashkir poetry, creativity, educators, moral and ethical education, formation of personality, disclosure of the nature, system of images, poetic techniques.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Vil'danov A. Kh., Kunafin G. S. Bashkirskie prosvetiteli-demokraty XIX veka [Bashkir educators-democrats of the 19th century]. Moscow: Nauka, 1981.
2. Kunafin G. S. Bashkirskaya poeziya XIX - nachala XX vekov: voprosy zhanrovykh i ideino-khudozhestvennykh osobennostei [Bashkir poetry of the 19th-early 20th centuries genre and artistic-ideological peculiarities]. Ufa: Gilem, 2011.
3. Akmulla M. Stikhi [Poems]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981. 147 pp. (na bashk. yaz.)
4. Kunafin G. S. Poeticheskaya raduga Akmully [Poetic rainbow of Akmullah]. Ufa: Kitap, 2011.
5. Valeev D. Zh. Potentsial morali [Potential of morality]. Ufa: izd-vo VEGU, 1999.
6. Vil'danov A. Kh. Akmulla - pevets sveta i razuma [Akmullah - singer of light and mind]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981.
7. Kunafin G. S. Dukhovnoe siyanie vremen [Spiritual radiance of times]. Ufa: Kitap, 2006.
8. Kunafin G. S. Vatandash, 2006. No. 7. Pp. 116-130.
9. Mutalov I. G. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 6.
10. Mutalov I. G. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 1.
11. Kunafin G. S. Kul'tura Bashkortostana i bashkirskaya literatura XIX - nachala XX veka [Culture of Bashkortostan and Bashkir literature of 19th-early 20th century]. Ufa: Kitap, 2006.
12. Kunafin G. S. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 3.
13. Mutalov I. G. Sokhranenie i razvitie rodnykh yazykov i literatur v usloviyakh mnogonatsional'nogo gosudarstva: problemy i perspektivy: mat-ly Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ufa: RITs BashGU, 2013. Pp. 298-303. (na bashk.yaz.).
14. Mutalov I. G. Aktual'nye problemy sovremennoi bashkirskoi filologii i tvorcheskoe nasledie professora A. N. Kireeva. Ufa: RITs BashGU, 2013. Pp. 392-398.
15. Shakur R. Z. Zvezda poezii [Star of poetry]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981.
16. Shakur R. Z., Shafikov G. G. Fenomen Akmully. Stikhi [Phenomenon of Akmullah. Poems]. Ufa, 1986.
17. Kharisov A. I. Literaturnoe nasledie bashkirskogo naroda [Literary heritage of the Bashkir people]. Ufa, 1973.
18. Kunafin G. S. Bashkirskaya satiricheskaya poeziya XIX - nachala XX vekov: Problemy formirovaniya i razvitiya zhanrovykh form [Bashkir satirical poetry of the 19th-early 20th centuries: Problems of formation and development of genre forms]. Ufa: RITs BashGU, 1996 .
19. Kunafin G. S. I pesnei, i satiroi: Razvitie zhanrovoi sistemy bashkirskoi literaturnoi pesennoi i satiricheskoi poezii XIX - nachala XX vekov [By song and by satire: the development of the genre system of literary Bashkir song and satirical poetry of the 19th-early 20th centuries]. Ufa: Kitap, 1999.
20. Khusainov G. B. Gumanitarii: Literatura. Dukhovnaya kul'tura. Fol'klor. Istoriya. Arkheografiya [The Humanist: Literature. Spiritual culture. Folklore. History. Archaeography]. Ufa: Gilem, 2008.
Received 23.09.2015.