ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ
№. да ¿J». да ¿(Jib ^ да t<J4 jWj да ^ да да ^ да ^ да да да да да да да да да да да да да да
З.Я. Шарипова УДК 82.09
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ М. АКМУЛЛЫ В СВЕТЕ ВОСТОЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ
(к 185-летию со дня рождения поэта-просветителя)
Аннотация
Глубокий интерес к изучению творчества поэта и сэсэна Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) возродился в конце шестидесятых годов прошлого столетия. С началом перестроечных обновлений в обществе его призывной клич «Башкиры мои, учиться надо!» зазвучал особенно актуально. Объективно принимать окружающий мир во всей его реальности и сложности, правдиво и глубокомысленно отражать его в своих произведениях - этот творческий принцип как для писателей конца XIX века - времени жизни Акмуллы, так и для современных, остается актуальным. Суть современной поэзии остается такой же, как и взгляды Акмуллы, в ее общественном предназначении: воспитание человеческого духа, исцеление души. Акмулла поднимает проблемы сохранения глубинных неразрывных связей поэта-творца с народом, гражданской ответственности поэта за его судьбу.
В его произведениях вырисовывается смелая и уверенная в своей правоте Личность, восставшая против темных сил во имя справедливости, истинной веры и знаний. Такой образ поэта Акмуллы к настоящему времени превратился в своеобразный культурный код, порождающий новые художественные смыслы.
Его страстное отточенное поэтическое Слово было благодарно воспринято общественностью и стало популярным. Была учреждена отдельная премия имени М. Акмуллы на его родине. В статье приводятся краткие сведения о всех двадцати семи лауреатах, которые внесли достойный вклад в дело патриотического и эстетического воспитания населения района.
Ключевые слова: художественные традиции, образ поэта, сэсэн-импровизатор, воспитание нравственности, литературная премия, культурный код, творческий принцип
Zaytuna Ya. Sharipova
CREATIVE PERSONALITY OF MIPHTAKHETDIN AKMULLAH IN THE LIGHT OF ORIENTAL ARTISTIC TRADITION
(To the 185th Birth Anniversary of the Poet and Educator)
Abstract
The interest in the study of the poet and sesen Miphtakhetdin Akmullah's (1831-1895) works was revived in the late 'sixties of the last century. His invocatory cry "Ye, Bashkirs, you must study!" sounded in tune of the day.
The objective perception of the world in all its reality and complexity, the true and profound reflection of it in his works - this creative principle is very topical both for the late 19th century writers (when Akmullah lived) and for the modern authors. The essence of modern poetry is the same as the views of Akmullah. Its public purpose includes the education of the human spirit, the healing of the soul.
Akmullah raised the problems of the preservation of deep inextricable linkage between the poet-creator and the people, the poet's civil responsibility for their fate.
Шарипова Зайтуна Яхиевна, доктор филологических наук (Уфа), e-mail: [email protected] Zaytuna Ya. Sharipova, Dr.Sc. (Philology) (Ufa), e-mail: [email protected]
© Шарипова З.Я., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/4 (74)
The bold and self-righteous personality is reflected in his writings, which rebel against the dark forces in the name of justice, true faith and knowledge. This image of the poet Akmullah has now become a kind of cultural code which generates new artistic meanings.
His passionate well-honed poetic word was gratefully received by the public and became popular. The separate award named after M. Akmullah was established in his Motherland. A summary of all twenty-seven winners, who have made a worthy contribution to the patriotic and aesthetic education of the district population is included in the article.
Key words: artistic tradition, image of the poet, sesen-improviser, moral education, literary award, cultural code, creative principle
Особенности становления личности и творческих взглядов выдающегося башкирского поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы четко прослеживаются при глубоком исследовании его поэтического наследия. В основе жизненной позиции и взглядов на мир сэсэна-импровизатора лежит его собственный житейский опыт, накопленный в годы скитаний по обширным степям. Живое созерцание каждодневного быта и образа жизни бедняков и власть имущих, обширные знакомства и общение с людьми разных сословий - именитыми учеными, поэтами, представителями высшего мусульманского духовенства и власти, издателями, знаменитыми казахскими акынами и простым народом давали реальные знания о действительности. О том, как он хорошо разбирался в сложных человеческих взаимоотношениях, свидетельствуют многочисленные исследования его жизненного и творческого пути [1; 2; 3]. Обладая природным даром импровизаторства и располагая знаниями башкирского и казахского устно-поэтического творчества, Акмулла умело использовал в своем творчестве их приемы и образные средства, жанровые формы, лексическое богатство народного разговорного языка.
Не ставя цель подробного рассмотрения особенностей его поэтического пера, обратим внимание на то, как представлен в его произведениях образ самого автора. В его поэзии поэтическое «я» - не отвлеченный «лирический герой», а зачастую художественное выражение своего духовного мира. Поэтические послания реальным историческим лицам своего времени, указывание на конкретные места и события, обозначение подлинного авторства в конце почти каждого сочинения являются тому подтверждением. В более ранних произведениях, например, «Урыным - зиндан» («В тюрьме», был в заточении в 1867-1871 гг.), он подписывался мулла, галим/ученый:
Кат-кат сэлэм мин мосафир Акмулланан, Тура эйтеп, халыкка хак я§ган
хакмулланан... [4, с. 64]. От странника, от Акмуллы примите
мой привет, От праведника и муллы, чье слово
людям - свет [5, с. 47].
Через два десятилетия, примерно к 1889 году, судя по знаменитой марсии в честь Ш. Марджа-ни «Дамелла ШиЬабетдин хэзрэттец мэрsиэhе» (1892; «Памяти Шигабетдина Марджани»), произошла своеобразная трансформация в самооценке Акмуллы: из прежней муллы он как бы превращается в зрелого поэта, убежденного в силе своего поэтического слова:
Твлквлэй югерекмен тип ашhагы§ §а, Сирактан ала торган мин бер та§ эт... [4, с. 50].
А лисою возомнишь себя, то помни; Я - тот пес, что тварь любую догоняет... [5, с. 131].
Акмулла в стихах называет себя по-разному: "я один из невеж", "мы не из ангельского рода", "бедняга по имени Акмулла", "пленник", "одинокое дитя", "калека", "безумный, блаженный", "дэрдманд", "узник", "несчастный путник", "паршивый пес" и т.д. Точно описывается в произведении «Диуанамын» («Я - дивана») истинное самочувствие в своем обществе и осознание своего положения как независимого творца: Акмулла, куп hвйлэнмэ, инде етэр, Y§ецдец кайгыцды кур - гумер утэр... Хур кылган у§-у§ецде Ын бер кисер -Эфлисун араЫтда Ын бер кишер... Башым хайран, у§ем вайран - диуанамын, -Ни мэгэнэ сыгар т^е§ бер идэр§эн! [4, с. 141].
Довольно, Акмулла, остановись, Подумай о себе: проходит жизнь... Среди апельсинов ярких и душистых Сравни себя с морковью, о слепец. Я пуст, я глуп, я глух, я - дивана... В речах моих - сумятица одна. [5, с. 147]. Прием принижения себя - это как бы дань средневековой поэтической традиции, однако, поэт очень хорошо представляет подлинную ценность правдивого поэтического слова: Y§емде эт, дуцгы^га хисап итhэм -Y§емдеул вакыттамактаганым... Кесерэйтhэге§, кесерэйергэ мин яраймын, Y§еге§ §урайырга яраhагы§ [4, с. 142]. И если я сравнил себя с собакой, Считайте, что себя я похвалил. Унижайте, уменьшайте - я не против,
Если сами вы достойны возвышения [5, с. 148].
Поэт чувствует себя свободным творцом, носит в душе благодарность своему "языку" за то, что позволяет писать "любимое, желанное". Акмулла не из тех, кто ждет восхваления, признания его заслуг. Он - борец за правду, справедливость и равенство, поэт, утверждающий право каждого человека на счастливую жизнь, на богатое и спокойное существование:
Kараhац, Акмулланъщ диуаны был,
Эсендэ - Ы^аганга шэрбэтле Ыгу.
Тура hY§е - берэYгэ им, берэYгэ ыу,
Идтэлек булмадмы тип я§ган булдык... [4, с. 161].
В диване (сборнике) Акмуллы
чего только нет!
И смех, и брань найдешь, и перец, и шербет.
Правдивые слова страниц моих хранят
Для одного - бальзам, а для другого - яд [5, с. 150].
Какой человек может считаться поэтом, по мнению Акмуллы? Более подробно об этом рассматривается в монографии З. Шариповой [6, с. 260-307]. В девяти строфах 4-й главы мар-сии в честь Ш. Марджани иносказательно как бы перечисляются им те или иные личностные качества, которыми должны быть наделены настоящие поэты:
1) должны изрекать мудрые, с глубоким смыслом слова, наставления, справедливые и поучительные назидания;
2) быть искусными ораторами, обязаны создавать захватывающие произведения, "вызывать в своих слушателях слезы очищения, растопив их зачерствевшие сердца, помочь перенести тяжкие невзгоды";
3) помимо ораторского мастерства поэт должен быть духовно богат, с чувством собственного достоинства, иметь собственное мнение, быть смелым, не боящимся говорить праведное слово;
4) хорошо должен знать религию, жить по религиозным канонам, уважать и укреплять веру, свято чтить память предков;
5) быть настоящим мужчиной, думающим о благе людей и своей страны, искренне служить делу просвещения и нравственного воспитания народа;
6) должен разбираться в характерах людей и уметь оценивать их действия, научиться отличать хорошее от плохого, вкус от безвкусицы, умного от дурака;
7) в душе поэта должны быть изначально данные богом качества, как "фэсахат" или "эс-самге эл-калим" (умение красиво рифмовать слова), талант и любовь к родному слову.
Акмулла напоминает, что и поэт, и скази-тель-сэсэн должны контролировать свои эмоции
и слова, быть разумными. О неразрывной связи слова и разума, разума и знания подчеркивается почти в каждом стихотворении Акмуллы. Чтобы жить по-человечески, надо понять важность разума, восхвалять его - в творчестве поэта это, наверное, основной, повторяющийся мотив. "hYЗ - идкэн ел, акыл - гэYhэр, куцел - дарья" («слово - ветер, ум - сокровище, душа - река») [4, с. 18 ], - пишет поэт. Ум помогает строить правильные людские отношения и найти свое место в жизни, а знания и ремесло нужны, чтобы в повседневной жизни осчастливить прежде всего себя и ближних:
Укыганга был донъяла жэлэл булыр, Харам тигэн кYп шэщэр хэлэл булыр. Ырыд, дзYлзт шишмэhен асам тиhэц, Fшем-hвнэр бер§ен-бер эмэл булыр... [4, с. 41].
Уменьем наделяет нас, и силой Не дух святой, не волшебство, а знанье. Кто просвещен и ремеслу обучен, Тот славен, горд, в общении не скучен... [5, с. 19].
Своим риторическим обращением «Баш-корттарым, укыу кэрэк!» («Башкиры мои, учиться надо!») Акмулла поднимает проблемы сохранения глубинных неразрывных связей поэта-творца со своим народом, гражданской ответственности поэта за его судьбу. При наличии всех перечисленных выше качеств, по его мнению, можно приступать к творческим действам, не боясь в будущем всякой критики, недобрых слов в свой адрес.
В то же время Акмулла напоминает еще об одном качестве, о котором должен помнить каждый творец, - это отношение к славе, в лучах которой суждено пребывать каждому, кто как-то проявил свой талант. Поэт подчеркивает, чтобы слава сохранилась и после тебя, нужно совершать только реальные добрые дела, среди своих современников и ради них. Счастье, по утверждению поэта в одноименном стихотворении, не в собственном выпячивании своих достоинств и уповании ими, пребывая при этом в гордом одиночестве, а в совместной дружной жизни на основе равных и искренних отношений. Не отрицать огульно смысл жизни, очерняя весь мир и свое бренное время, напротив, жить, находя искреннюю радость в земных заботах, - в этом видит Акмулла счастье. Здесь он выступает как личность, обладающая историческим взглядом, глубоко понимающая важность воспитания и сохранения высокой нравственности, понимающая жизненную необходимость неразрывной духовной связи поколений.
Объективно принимать окружающий мир во всей его реальности и сложности, правдиво и глубокомысленно отражать его в своих произведениях - творческий принцип как для писателей
конца XIX века, так и для современных творцов, - остается актуальным. Суть поэзии, по взглядам Акмуллы, в ее общественном предназначении: воспитание человеческого духа, развитие ума, «внутреннее очищение», исцеление души.
Смелая и уверенная в своей правоте личность, вооруженная метким словом для защиты униженных и оскорбленных, восставшая против враждебных сил во имя справедливости, истинной веры и знаний - такой образ поэта Акмул-лы, который постепенно становился жизненной реальностью народной культуры, превращаясь в некий символ подлинной нравственности, совесть общества.
В 1911-1916 гг. в Троицке издавался популярный журнал "Акмулла". Глубокий интерес к изучению творчества поэта возродился в конце 60-х гг. прошлого столетия. Его страстное отточенное поэтическое Слово было благодарно воспринято общественностью и стало популярным. На родине поэта по совместному постановлению бюро райкома КПСС и исполкома районного Совета Миякинского района от 17 января 1989 г. была учреждена премия имени Мифта-хетдина Акмуллы.
Первым лауреатом премии заслуженно стал Шакуров Рашит Закирович, поэт, доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, который является одним из исследователей творческого пути и поэтического наследия поэта-просветителя. Его книга "Звезда поэзии (Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение)" [7] является "одним из первых монографических трудов, посвященных жизни и творчеству великого башкирского поэта-гуманиста и просветителя XIX века Мифтахетдина Акмуллы, оказавшего огромное влияние на развитие тюркской культуры того периода» [8]. На основе широкого круга документальных источников Р. Шакуром исследуется жизненный путь поэта, анализируется его творческое наследие, раскрываются общественно-политические, философские и эстетические взгляды [9].
В 1990 году премия была вручена известному ученому-литературоведу, педагогу и писателю Ахату Ханнановичу Вильданову, заслуженному работнику образования РБ, почетному работнику высшего профессионального образования РФ. Защитив в 1978 г. кандидатскую диссертацию на тему «Башкирская просветительская литература и поэзия М. Акмуллы», он фактически открыл путь к всесторонним научным изысканиям по акмуллинской тематике. После тщательной текстологической обработки арабографических текстов XIX века он возвратил современному читателю поэтическое наследие Акмуллы [4, с. 3-224]. Среди его наиболее известных книг
- "Атсмулла - ятстылытс йырсьЛы" («Акмулла -певец света и разума») [10], «Башкирские просветители-демократы XIX века» [11] (в соавт. с Г.С. Кунафиным). В 2006 году в Турции под эгидой «ТЮРКСОЙ» к 175-летию со дня рождения Акмуллы был издан стихотворный сборник произведений поэта на башкирском и турецком языках, башкирскую часть которого подготовил А. Вильданов.
В 1992 году премией за портреты Акмуллы (1981, 1990) был отмечен Басыров Зульфат Рауфович, скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РБ, один из ведущих художников Башкортостана в области монументальной и станковой скульптуры. В 2001 году премию заслужил триптих, посвященный Мифтахетдину Акмулле, - работа живописца, монументалиста, мастера книжной и журнальной графики народного художника Республики Татарстан, заслуженного деятеля Республики Башкортостан Рашида Фатыховича Имашева.
В башкирской литературе ХХ века и по сей день имя и афоризмы Акмуллы являются одной из самых распространенных литературных реминисценцией. Для многих поэтов его стихи служат образцом подлинного мастерства. К настоящему времени написано достаточно произведений, где главным героем выступает сэсэн-поэт Мифтахетдин. Становление вопреки жизненным перипетиям свободолюбивой личности Акмуллы убедительно показал в своих статьях Шафиков Газим Газизович, прозаик, публицист, драматург, заслуженный работник культуры РБ, лауреат премии им. С. Юлаева. В 1995 году ему была присуждена премия за повесть «Акмулла» [12] и публицистическое исследование о жизни и творчестве поэта «Белый сокол башкирской поэзии» [13]. Премией отмечены: известный прозаик, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии им. С. Юлаева, участник Великой Отечественной войны Яныбай Хаммато-вич Хамматов (к сожалению, посмертно, в 2001 году) за роман «Ьырдаръя» («Сырдарья») [14], в 2010 году - Янышев Фанис Фатыхович за повесть «Атсмулла аманаты» («Завет Акмуллы») [15], увидевшую свет на башкирском и русском языках.
За создание сценических образов М. Акмул-лы были отмечены одноименной премией в разные годы: а) выдающийся башкирский композитор, педагог, народный артист СССР, РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Загир Гарипович Исмагилов, героико-эпическая опера «Акмулла» которого была высоко оценена общественностью; б) первый исполнитель партии Акмуллы (1996) в одноименной опере 3. Исма-гилова - солист Башкирского государственного театра оперы и балета Абдульманов Ямиль Аб-
дулахатович; в) за трагедию «Акмулланыц ак тендэре» («Белые ночи Акмуллы») [16] известный драматург, заслуженный деятель искусств РБ Гаитбаев Наиль Асхатович.
За пропаганду и популяризацию творчества знаменитого поэта-просветителя М. Акмуллы премию его имени в разные годы получили: Р.А. Султангареева, Р.Х. Сахаутдинова, Р.М. Аб-дуллин, А.Ш. Магазов, Н.И. Ирсаева, Х.С. Зари-пов, Г.А. Идельбаева, Р.Н. Шагалеев, Ф.С. Мур-закаев, С.Р. Сурина, Т.Х. Гирфанов, А.М. Сулей-манов, Н.А. Хуббутдинова, Б.А. Ахан, Р.М. Аса-дуллин, А.Г. Салихов, А.Х. Давлеткулов, Муха-мет Галлямов.
Таким образом, личность сэсэна-импрови-затора, поэта просветителя М. Акмуллы постепенно становится объектом художественного осмысления его роли в общественном развитии народов республики, своебразным мерилом вклада отдельных творцов современности в общекультурную копилку, тем самым порождая и укрепляя новые художественные традиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Харисов Э.И. М. Акмулла // Башкорт халкынын эзэби мирады (XVШ-XIX быуаттар). -Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. -331-357-се бб. (ХарисовА.И. М. Акмулла // Литературное наследие башкирского народа (XVIП-XIX вв.). Уфа: БКИ, 1965. - С. 331-357).
2. Насыров Р.Х. Акмулланыц ак юлы-нан // Узамандар эзлэйем. - Эфе, 1997. - 95-110-сы бб. (Насыров Р.Х. По белой дороге Акмуллы // Ищу человека. - Уфа: Китап, 1997. - С. 95-110).
3. Хвсэйенов Г.Б. Акмулла - сэсэн-шагир // Эдэрзэр. Эс томда. 1-се т. Ил азаматтары. Тарихи шэхестэр тормошо. - Эфе: Китап, 1998. - 487-586-сы бб. (Хусаинов Г.Б. Акмулла - поэт-сэсэн // Сыны Отчизны. Жизнь исторических личностей. - Уфа: Китап, 1998. - С. 487-506).
4. Акмулла. Эдэрзэр. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981 - 224 б. (Акмулла. Стихи. - Уфа: БКИ,1981 - 224 с.).
5. Мифтахетдин Акмулла. Стихи. - Уфа: БКИ, 1986.
6. Шэрипова З.Я. Башкорт эзэби фекере. - Эфе: Китап, 2008 - 320 б. (Шарипова З.Я. Башкирская литературная мысль. - Уфа: Китап, 2008).
7. Шакур Р. Звезда поэзии: М. Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. - Уфа, 1996. - 184 с.
8. Нургалин З. Звезда Шакура // Республика Башкортостан, 2005, 2 сентября.
9. Шакуров Р.З. Великий поэт-просветитель, наставник башкирского народа (к 180-летию Миф-тахетдина Акмуллы) // Проблемы востоковедения. -2011. - № 4 (54). - С. 72-76
10. Вилданов Э.Х. Акмулла - яктылык йырсьЛы. - 9фе, 1981. - 160 б. (Вильданов А.Х. Акмулла - певец света и разума. - Уфа, 1981. - 160 с.).
11. Вильданов А.Х., Кунафин Г. С. М. Акмулла // Башкирские просветители-демократы XIX в. - М.: Наука, 1981. - С. 207-252.
12. Шафиков Г.Г. Акмулла // Последняя вспышка лампы. - Уфа: БКИ, 1986. - С. 5-178.
13. Шафиков Г.Г. Белый сокол башкирской поэзии // Дыхание жгучее истории. - Уфа: Китап, 1998 . - С. 3-36.
14. Хамматов Я.Х. Ьырдаръя // Салауат. Ьырдаръя. - 9фе: Китап, 2000. - 320-505-се бб. (Хамматов Я.Х. Сырдарья // Салават. Сырдарья. -Уфа: Китап, 2000. - С. 320-505).
15. Янышев Ф.Ф. Акмулла аманаты // Акмулла аманаты. - 9фе, 2012. - 6-69-сы бб. (Янышев Ф.Ф. Завет Акмуллы // Завет Акмуллы: сб. - Уфа: Китап, 2012. - С. 6-69).
16. Гэйетбаев Н.А. Акмулланыц ак тендэре // Ьайланма эдэрзэр.Т. 1. Тарихи пьесалар. - 9фе: Ки-тап, 2015 (Гаитбаев Н. А. Белые ночи Акмуллы // Избранные сочинения. Т. 1. Исторические пьесы. - Уфа: Китап, 2015).
REFERENCES
1. Kharisov, A.I. M. Akmulla [M. Akmulla]. In: Literaturnoe nasledie bashkirskogo naroda (18-19 vv.) [Literary Heritage of the Bashkir People (the 18th - 19th Centuries)]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1965, p. 331-357 (In Bashkir).
2. Nasyrov, R.Kh. Po beloi doroge Akmully [On the White Way of Akmullah]. In: Ishchu cheloveka [I am Looking for Man].Ufa, Kitap, 1997, pp. 95-110 (In Bashkir).
3. Khusainov, G.B. Akmulla - poet-sesen [Akmullah as a Poet and Sesen]. In: Syny Otchizny. Zhizn' istoricheskikh lichnostei [Motherland's Sons. Life of Historical Persons]. Ufa, Kitap, 1998, pp. 487-506 (In Bashkir).
4. Akmullah. Stikhi [Poems]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1981. 64 p. (In Bashkir).
5. Miftakhetdin, Akmulla. Stikhi [Poems]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986. P. 47 (In Russ.).
6. Sharipova, Z.Ia. Bashkirskaia literaturnaia mysl' [Bashkir Literary Thought]. Ufa, Kitap, 2008. P. 260-307 (In Bashkir).
7. Shakur, R. Zvezda poezii: M. Akmulla. Zhizn'. Tvorchestvo. Mirovozzrenie [Poetry Star: M. Akmullah. Life. Creativity. Worldview]. Ufa, 1996. 184 p. (In Russ.).
8. Nurgalin, Z. Zvezda Shakura [Shakur's Star]. In: Respublika Bashkortostan [The Republic of Bashkortostan], 2005, September 2 (In Russ.).
9. Shakurov, R.Z. Velikiipoet-prosvetitel', nastavnik bashkirskogo naroda (k 180-letiiu Miftakhetdina Akmully) [Great Poet, Enlightener and Mentor of the Bashkir Nation (to Miftakhetdin Akmulla's 180th Birth Anniversary)]. Problemy vostokovedeniia - The
Problems of Oriental Studies. 2011. No 4 (54). P. 72-76 (In Russ.).
10. Vildanov, A.Kh. Akmulla -pevets sveta i razuma [Akmullah as a Singer of Light and Wisdom]. Ufa, 1981. 160 p. (In Bashkir).
11. Vildanov, A.Kh., Kunafin, G.S. M. Akmulla [M. Akmullah]. In: Bashkirskie prosvetiteli-demokraty XIX v. [Bashkir Enlighteners and Democrats of the 19th Century]. Moscow, Nauka, 1981. P. 207-252 (In Russ.).
12. Shafikov, G.G. Akmulla [Akmullah]. In: Posledniaia vspyshka lampy [The Last Flash of a Lamp]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986. P. 5-178 (In Russ.).
13. Shafikov, G.G. Belyi sokol bashkirskoi poezii [White Falcon of Bashkir Poetry]. In: Dykhanie zhguchee
istorii [Burning Breath of History]. Ufa, Kitap, 1998. P. 3-36 (In Russ.).
14. Khammatov, Ia.Kh. Syrdar'ia [Syr Darya]. In: Salavat. Syrdar'ia [Salavat. Syr Darya]. Ufa, Kitap, 2000. P. 320-505 (In Bashkir).
15. Ianyshev, F.F. Zavet Akmully [Testament of Akmullah]. In: Zavet Akmully: sb. [Testament of Akmullah. Collection]. Ufa, Kitap, 2012, p. 6-69 (In Bashkir).
16. Gaitbaev, N.A. Belye nochi Akmully [White Nights of Akmullah]. In: Izbrannye sochineniia. T. 1. Istoricheskie p'esy [Selected Works. Vol. 1. Historical Plays]. Ufa, Kitap, 2015 (In Bashkir).
М.Х. Идельбаев УДК 811.512.141
О БАШКИРСКОМ ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ XVIII СТОЛЕТИЯ
Аннотация
В башкирской литературе XIV-XVIII вв. особое место занимают памятники синкретического содержания. Среди них выделяются эпистолярные сочинения, обладающие признаками художетсвенной публицистики и дидактики. В этом плане достойны внимания письма, послания, обращения, записки об исторических событиях, некоторые документы и др. Немало таких текстов относится к XVIII столетию.
Эпистолярные сочинения данной эпохи охватывают самый разнообразный круг вопросов, конкретно отображающих реальные события и поднимающих злободневные проблемы общественной жизни башкир.
Письмо идеолога башкирского восстания 1755 г. Батырши Алиева к императрице Елизавете Петровне известный русский историк С.М. Соловьев оценил как «любопытный рассказ о своих похождениях». Наказы депутатов Уложенной комиссии 1767 г. Базаргула Юнаева и Туктамыша Ишбулатова поднимают актуальные проблемы для Башкортостана мирного времени - вопросы земли, хозяйствования, торговли, права и др. Главный пункт послания башкир на имя Екатерины II (1793 г.) касался набора людей на линейную службу. Письма, послания и наставления Салавата Юлаева, написанные в период Крестьянской войны 17731775 гг., в подробностях раскрывают проблемы, которыми приходилось заниматься пугачевским повстанцам. Во многих письмах до мелочей отражены будничные житейские нужды населения. Все они стояли ближе к художественно-публицистическому жанру литературы и обладали его основными признаками.
Ключевые слова: эпистолярная литература, Батырша Алиев, восстание 1755 г., письмо, послание, обращение, публицистика, Екатерина II, художественность, дидактика.
Идельбаев Мирас Хамзович, доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного университета, член-корреспондент РАЕ (Уфа), e-mail: [email protected]
Miras Kh. Idelbaev, Dr.Sc. (Philology), Professor at the Bashkir State University, Associate Member of the Russian Academy of Education (Ufa), e-mail: [email protected]
© Идельбаев М.Х., 2016