Научная статья на тему 'Великий поэт-просветитель и наставник башкирского народа (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы)'

Великий поэт-просветитель и наставник башкирского народа (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1391
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРАВДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗНОСТЬ / АФОРИСТИЧНОСТЬ / POET / ENLIGHTENER / ENLIGHTENMENT / EDUCATION / SPIRITUAL CULTURE / CREATIVE HERITAGE / THE TRUTH / JUSTICE / POETIC SKILL / POETIC SCHOOL / FIGURATIVENESS / APHORISTIC CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шакуров Рашит Закирович

14 декабря 2011 г. исполняется 180 лет со дня рождения великого башкирского поэта-просвети-теля Мифтахетдина Акмуллы. Он оставил уникальное поэтическое наследие, оказавшее значительное влияние на литературу целого ряда других тюркоязычных народов, в т.ч. казахов, татар, каракалпаков и др. Его творчество составляет национальную гордость башкирского народа, входит в сокровищницу мировой художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Great Poet, Enlightener and Mentor of the Bashkir Nation (to Miftakhetdin Akmulla’s 180th Birth Anniversary)

December 14th, 2011 is the 180th birth anniversary of Miftakhetdin Akmulla, a great Bashkir poet and enlightener. He had left a unique poetic heritage after himself that had a considerable influence on the literature of a large number of the Turkic-speaking peoples, including the Kazakhs, Tatars, Karakalpaks. Miftakhetdin Akmulla’s creative works are considered to be a source of national pride for the Bashkirs as well as a part of the world culture.

Текст научной работы на тему «Великий поэт-просветитель и наставник башкирского народа (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы)»

Р.З. Шакуров

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ И НАСТАВНИК БАШКИРСКОГО НАРОДА (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы1)

В истории Башкортостана и башкирской литературы немало примеров, как совершенно неведомым образом пройдя сквозь толщу времен, возрождались и вновь занимали свое достойное место в духовной культуре народа дорогие его сердцу имена. Такая судьба выпала и на долю Мифтахетдина Акмуллы. В годы советской власти вплоть до 60-х гг. прошлого века уникальное творческое наследие поэта было предано забвению. Еще в 1930-е годы, особенно под влиянием культурной революции в стране, под запретом оказалась почти вся дореволюционная история башкирской литературы. Новое поколение литературоведов республики приложило огромные усилия для того, чтобы восстановить справедливость по отношению к наследию прошлого. Так, если 100-летие со дня рождения Акмуллы в 1931 году прошло при полном умалчивании даже и имени поэта, то 1981 год, год 150-летия, поистине стал годом триумфа, годом его возвращения к своему народу. И это стало добрым предзнаменованием. Ибо оказалось, что, осмысливая феномен Акмул-

лы, нам следовало переосмыслить наше отношение и объективно оценить атмосферу, безусловно, высокой духовности, которой, несмотря на тяжелейшие условия социально-экономической жизни, располагало башкирское общество дореволюционной России. Нравственные установки духовных лидеров стали той опорой, которая помогла родному народу в годы тяжелейших испытаний не только своего, но и последующих времен, сыграли важнейшую роль в развитии исторических событий в России в первые десятилетия XX в. Жизнь и деятельность 3. Расулева, М. Уметбаева, а также их последователей и соратников, в числе которых Г. Абдельмаликов, Г. Баруди, Р. Фахретдинов и др., составила целую эпоху духовного возрождения башкирского народа.

Акмулла, без сомнения, близок и родственен по своему духу к этой плеяде одержимых высокими идеями представителей национальной интеллигенции. Более того, будучи гениально одаренной личностью, он стал наиболее ярким выразителем нравственных принципов и идей башкирского просветительства. Но в то же время, хоть мы и считаем его одним из крупнейших просветителей XIX в., Акмулла в определенной мере стоит особняком и в смысле социального

Акмулла [наст. Камалетдинов Мифтахедин Камалетдинович; 14.12.1831, д. Туксанбаево Кульили-Мин-ской вол. Белебеевского у. Оренбургской губ. (Миякинский р-н РБ) — 8.10.1895, ок. с. Сыростан Троицкого уезда той же губ., похоронен в п. Миасский Завод (г. Миасс)] родился в семье муллы. По архивным данным, его родители были башкирами-вотчинниками Кульили-Минской волости. Начальное образование получил в родной деревне, учился в Менеузтамакском, Анясевском, Стерлибашевском медресе.

Akmulla [Miftakhetdin К. Kamaletdinov; born on December 14th, 1831 in the village of Tuksanbaevo, the Kulili-Minsk volost, the Belebey uyezd, the Orenburg province (today it's the Miyaki district, Bashkortostan), died on October 8th, 1895, near the village of Cyrostan, the Troitsk uyezd, the Orenburg province, he was buried in Miassky Zavod, a small town (the city of Miass)] was born to a mullah's family. According to the archival data, his parents were votchina owners from the Kulili-Minsk volost. Akmulla received prmary education in his native village, then he attended medrese in Meneuztamak, Anyasevo, Sterlibashevo.

Шакуров Рашит Закирович, доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

©Шакуров Р.З., 2011

положения, и сферы своей деятельности, и по величине своего таланта. Вряд ли кто-либо из его современников быш так близок к народу, как сам Акмулла, нерасторжим от него, слит с ним воедино. Это быш истинно народный поэт, сэ-сэн-импровизатор, мудрец и наставник. В то же время Акмулла самым удивительным образом соединил в себе высокую поэтическую одаренность с всесторонней образованностью и широтой кругозора в различных областях знаний, в совершенстве владел арабским и персидским языками. Это быш мыслитель, имеющий свою законченную концепцию жизни, твердо установившиеся взгляды и убеждения в вопросах общественного прогресса. И это выщвинуло его в ряды духовных учителей своей нации и оказало огромное влияние на целый ряд других народов, близких по языку, образу жизни, вере, обычаям и традициям, и, в первую очередь, на родственный башкирам казахский народ.

Еще в годы обучения в медресе Мифтахетдин Камалетдинов зачитывался в оригинале, наряду с сурами священной книги — Корана, произведениями поэтической классики и философскими трактатами Востока. Глубокий интерес проявлял к русскому языку и передовой русской культуре. Вобрав в себя все богатства башкирской устной и письменной поэзии, усвоив ее многовековые традиции, а уже в зрелые годы, приобщаясь к творчеству казахских народных акынов, Мифта-хетдин выработал в себе черты поэта, синтезировавшего в своей творческой практике достижения философской мысли и культуры своего времени, выступал как поэт-новатор, поэт-гуманист, выразивший в своих стихах наиболее прогрессивные идеи и взгляды своей эпохи.

Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу народа, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии. И он неизменно нес народу тепло и сострадание своего великого сердца, правду своих нравственный принципов. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей и столь же жгучей ненавистью к тем, кто творит зло и несправедливость на земле, с которыми ему тоже приходилось сталкиваться. В 1867—1871 гг. Акмулла по доносу своих недругов четыре долгих года томился в Троицкой тюрьме. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал широко известные произведения, среди которых особое место

занимает стихотворение «Мотанем минен — аты зиндан» («Место мое — в зиндане») [I]. Стихи, написанные в тюрыме, как вполне справедливо отметил профессор А.И. Харисов, входят в число лучших образцов его поэзии [5].

Значителыным достижением националыной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины XIX в. стало программное стихотворение поэта — «Нэсихэттэр» («Назидания») [I]. Именно это стихотворение Акмуллы заучивали наизусты многие поклонники творчества поэта. Вспоминается в связи с этим, какое незабываемое впечатление произвело в ноябре 1981 г., в дни празднования 150-летия со дня рождения поэта, исполнение этого стихотворения перед гостями, приехавшими на родину Акмуллы, 80-летним деревенским аксакалом, близким родственником поэта Хабетдином Бад-ретдиновым. Впрочем, как и многие народные певцы и сказители в Башкортостане, Хабетдин аксакал был одним из хранителей памяти о своем знаменитом сородиче. Из его уст нам еще в 1964 году довелосы записаты и упомянутое стихотворение Акмуллы, и ряд очены ценныгх сведений о его жизни и творчестве [6, с. 64]. В начале 1970-х гг. он передал участникам археографической экспедиции Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (ныне Уфимский научный центр РАН) одну из рукописных версий поэтического послания Акмуллы «Атайыма хат» («Писымо отцу») [5, с. 317].

«Назидания» поэта-просветителя — это уди-вителыный кладезы мыслей, само воплощение мудрости. Они воспринимаются нами как своего рода моралыный кодекс, как непременная основа на пути достижения человеком внутренней, духовной зрелости. Акмулла и в этом плане является создателем своей собственной школы — школы духовности в литературе.

Акмулла в своих наставлениях перечисляет все те важнейшие качества, которые составляют основу моралыных устоев, нравственности человека. Это — совесты, честы и честносты, ум, умение быты благодарным, порядочносты, терпеные, страсты. На первом месте, как видим, стоит со-весты:

Иц эууэл кэрэк нэмэ — иман, тигэн, Ахирэт эштэренэ инан, тигэн. «Хозай, кисер!» — тигэн менэн эш бвтмэщер, «Иман шарты»н вйрэнмэкэ — Иван, тигэн [I, с. 82].

В жизни, первое, совесть нужна, совестливость, Совестливость как божья дается нам милость. Мало Молвить с усердством: «Прости меня, Боже!» — Молча совесть блюсти в себе — всего дороже.2

Все это — несомненное откровение, целая революция в поэтике и, если хотите, в моральных устоях башкирского общества! Ведь еще современники Акмуллы, народные сэсэны и поэты, продолжали восхвалять совершенно иные добродетели — мужскую удаль, жестокость к врагу на поле битвы, сноровку в похищении девушки. А тут — совестливость, доброта!..

Совершенство человека в современную ему эпоху (и, тем более, в будущем) Акмулла видит прежде всего в просвещении, духовном развитии, умении трезво и здраво воспринимать события и явления жизни, историческую диалектику жизни, будущее благополучие народа. Убеждая в необходимости грамоты и просвещения, он становится проникновенным агитатором, голос его звучит по-отечески наставительно:

Башкорттарым, укыу кэрэк, укыу кэрэк! Арабызза назандар куп, укыу кирэк. Ацгыра айыузан Уралдагы курккандай, Эй, тугандар, назанлыктан куркыу кэрэк! [I, с. 41].

Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Невежд немало, редкость — обученье. Страшней медведя-шатуна незнанье. Усилим, братья, к знанию влеченье!3

Вовсе не случайно, что сын муллы Камалет-дина Мифтахетдин с отроческого возраста стал глашатаем мыслей и чаяний простых, угнетенных людей, рупором их дум и надежд. Будучи первенцем в большой патриархальной семье, он рос среди детей бедняков, познавая тяготы повседневной работы и цену заработанного хлеба. В совершенстве овладел ремеслом плотника и, не стань он поэтом, смог бы безбедно жить за счет труда мастера на все руки.

Его постоянная скитальческая жизнь — это постоянная борьба за существование, иногда сопряженная со смертельным риском, тысячи верст по родной башкирской земле и немереным про-

сторам Казахстана, Средней Азии, десятки, а может быть сотни поэтических дуэлей, бескомпромиссных словесных поединков с башкирскими и казахскими сэсэнами и акынами. Восторженный прием простых людей; нескончаемая смена местопребывания, переходы, переезды... И повсюду — призыв к овладению знаниями и ремеслами; проповедь веры, добра, человечности, страстная отповедь носителям зла и невежества. Язык Акмуллы меток, точен, метафоричен. Его прямота сокрушает и воодушевляет. Он сам признает лишь предельную честность во взаимоотношениях между людьми, в словах и поступках.

И в жизни, и в поэтическом искусстве, пережившем самого творца, поэт ратовал за всестороннее, гармоничное развитие личности, важнейшим критерием воспитанности считал внутреннюю чистоту, стремление к моральному совершенству: «Эй, тугандар! Эс та^арИын, эс та?ар-Иын! БулмаИа, фаща бирмэд коро белем» («О, друзья! Пусть очистится нутро! Иначе не будет проку от одних лишь знаний»). Такого рода наполненные жизненной правдой призывы поэта, обращенные к его современникам, более чем актуальны и в наши дни.

Хэл килкэ, тврлв фэнде кургэн якшы,

Галимдэр катарына кергэн якшы [1, с. 138].

Хорошо, по мере сил, узнать различные науки,

Встать в ряды совершенных людей.4

Перу Акмуллы принадлежат вдохновенные строки, прославляющие высокую миссию поэта и поэзии в жизни общества. По его меткому определению, «Иуз сыгар шагир?ар?ан хикмэт берлэн» («слова поэтов таинства полны»). Честность и правдивость — эти черты поэта и человека он ставит превыше всего и по отношению к самому себе.

Служение народу — вот в чем истинное предназначение всякого образованного человека и, тем более, поэта. «Я выстрадал боль слова на жизненном огне...» — такие пронзительные слова Акмуллы могли бы стать эпиграфом ко всему его творчеству.

2 Перевод М. Гафурова.

3 Перевод М. Гафурова.

4 Подстрочный перевод Р. Шакурова.

Борадэрем, сын мулла кем, белэке^ме, Гилемлек китаптарын белэке^ме? Башкорттоц Юзикаев кантонындай, Даны сыккан И.е% эфисэр-турэке^ме? Нэфсе тыймай, куцел кынмай, байлык китмэй, Ожмахка бик ти$ генэ керэке^ме? [I, с. 138].

Вы знаете ль, кто истинный мулла?

В чем честность. Что нам письменность дала?

Иль вы, как Юзикаев из башкир,

Прославлены уже на целый мир?

Иль, не лишась богатств, не укротивши спесь

И жадность не уняв, хотите в рай пролезть? 5

В стихах поэта — сама мудрость и правда жизни. Они и поныне восхищают образностью и афористичностью языка, изяществом формы и богатством содержания:

Атац куйган атыц менэн аталыркыц, Хе^мэтецэ карай илецдэн бата алыркыц.

Ахмак дустан акыллы дошман артык — Ахмак дустан кэр э$эм яфа татыр.

Акыллыныц кэцэше эстэ торор, Акылкыз$ыц Иузе у%ен орор [1, с. 99^101].

Будут звать тебя именем, данным от рождения, По труду тебе хвалу воздаст родная страна.

Умный враг ценнее дурного друга, От дурных друзей бед не оберешься.

У умного совет делом подкрепится, Неумного свое же слово с ног свалит.6

Классическими образцами поэтического мастерства, и поныне живущими в памяти любителей и поклонников творчества Акмуллы во всех концах Башкортостана и за его пределами, являются многие стихи-нравоучения, стихи-назидания поэта.

Акмулла своим творчеством прокладывал пути для дальнейшего развития литературы, стоял у истоков башкирской демократической по-

эзии конца XIX — начала XX вв. и башкирского национального литературного языка. Поэтическая школа Акмуллы оказала благотворное воздействие на творчество последующих поэтов и писателей. Он оставил прекрасное поэтическое наследие, наполненное гуманистическими идеями своего века, и предстает перед нами как истинно народный деятель культуры, великий сэ-сэн-трибун и учитель, светлое имя и вдохновенное слово которого получили известность и признание далеко за горами и степями родного Урала. Акмулла был поэтом, соединившим в своем творчестве времена и пространства, еще более сблизившим между собой народы и культуры, языки и наречия всего тюркоязычного мира. Имя и деяния его незабвенны. Поэзия Акмуллы составляет национальную гордость башкирского народа, входит в сокровищницу мировой художественной культуры.

Начиная с 2007 г., согласно Указу Президента РБ, проводятся Международные дни Мифта-хетдина Акмуллы. В столице Башкортостана — Уфе, на площади перед главным корпусом Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, ему установлен памятник (2008), на родине поэта открыт музей. С 1989 г. ежегодно присуждается литературная премия им. М. Акмуллы, утвержденная Миякин-ским районным Советом народных депутатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмулла. Шигыр?ар / то?., ацлатмалар Ьэм баш hy? авторы Эхэт Вилданов; яуаплы ред. Гайса Хосэйе-нов. — Офо: Башкортостан китап нэшриэте, 1981.

2. Бартолъд В.В. Зайнулла Расулев // Мусульманский мир. — Пг., 1917. — Вып. 1.

3. Башкортостан: Краткая энциклопедия / гл. ред. Р.З. Шакур. — Уфа, 1996.

4. Климович Л.И. Ислам в царской России. — М., 1936.

5. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. — Уфа: Китап, 2007.

6. Шакур Р. Звезда поэзии: Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. — Уфа: Китап, 2006.

5 Перевод Г. Шафикова.

6 Подстрочный перевод Р. Шакурова.

Ключевые слова: поэт, просветитель, просветительство, просвещение, духовная культура, творческое наследие, правда, справедливость, поэтическое мастерство, поэтическая школа, образность, афористичность.

Key words: poet, enlightener, enlightenment, education, spiritual culture, creative heritage, the truth, justice, poetic skill, poetic school, figurativeness, aphoristic character.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ И НАСТАВНИК БАШКИРСКОГО НАРОДА (к 180-летию Мифтахетдина Акмуллы)

14 декабря 2011 г. исполняется 180 лет со дня рождения великого башкирского поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы. Он оставил уникальное поэтическое наследие, оказавшее значительное влияние на литературу целого ряда других тюркоязычных народов, в т.ч. казахов, татар, каракалпаков и др. Его творчество составляет национальную гордость башкирского народа, входит в сокровищницу мировой художественной культуры.

Kashit Z. Shakurov

GREAT РОЕТ, ENLIGHTENER AND MENTOR OF THE BASHKIR NATION (to Miftakhetdin Akmulla's 180th Birth Anniversary)

December 14th, 2011 is the 180th birth anniversary of Miftakhetdin Akmulla, a great Bashkir poet and enlightener. He had left a unique poetic heritage after himself that had a considerable influence on the literature of a large number of the Turkic-speaking peoples, including the Kazakhs, Tatars, Karakalpaks. Miftakhetdin Akmulla's creative works are considered to be a source of national pride for the Bashkirs as well as a part of the world culture.

К сведению читателей

Вышла книга:

Кунафин Г.С. Башкирская поэзия XIX — начала ХХ веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 480 с.

В работе раскрываются генезис и динамика исторического функционирования жанров башкирской литературной песенной, манифестационно-публицистической и нарративной поэзии XIX — начала ХХ вв. как звеньев общего процесса литературного развития. Освещается роль национальных, восточных и западных фольклорных и литературных традиций в их становлении, большое внимание уделяется вопросам жанровой классификации поэзии данного периода, поэтики литературной песенной, манифестацион-но-публицистической и нарративной лирики.

Книга предназначена студентам, аспирантам, докторантам филологического и других гуманитарных факультетов, литературоведам, преподавателям вузов, ссузов и средних школ и тем, кто интересуется башкирской литературой и культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.