Problems of Oriental Studies. 2011. No 4 (54). P. 72-76 (In Russ.).
10. Vildanov, A.Kh. Akmulla -pevets sveta i razuma [Akmullah as a Singer of Light and Wisdom]. Ufa, 1981. 160 p. (In Bashkir).
11. Vildanov, A.Kh., Kunafin, G.S. M. Akmulla [M. Akmullah]. In: Bashkirskie prosvetiteli-demokraty XIX v. [Bashkir Enlighteners and Democrats of the 19th Century]. Moscow, Nauka, 1981. P. 207-252 (In Russ.).
12. Shafikov, G.G. Akmulla [Akmullah]. In: Posledniaia vspyshka lampy [The Last Flash of a Lamp]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986. P. 5-178 (In Russ.).
13. Shafikov, G.G. Belyi sokol bashkirskoi poezii [White Falcon of Bashkir Poetry]. In: Dykhanie zhguchee
istorii [Burning Breath of History]. Ufa, Kitap, 1998. P. 3-36 (In Russ.).
14. Khammatov, Ia.Kh. Syrdar'ia [Syr Darya]. In: Salavat. Syrdar'ia [Salavat. Syr Darya]. Ufa, Kitap, 2000. P. 320-505 (In Bashkir).
15. Ianyshev, F.F. Zavet Akmully [Testament of Akmullah]. In: Zavet Akmully: sb. [Testament of Akmullah. Collection]. Ufa, Kitap, 2012, p. 6-69 (In Bashkir).
16. Gaitbaev, N.A. Belye nochi Akmully [White Nights of Akmullah]. In: Izbrannye sochineniia. T. 1. Istoricheskie p'esy [Selected Works. Vol. 1. Historical Plays]. Ufa, Kitap, 2015 (In Bashkir).
М.Х. Идельбаев УДК 811.512.141
О БАШКИРСКОМ ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ ХУШ СТОЛЕТИЯ
Аннотация
В башкирской литературе Х1У-ХУШ вв. особое место занимают памятники синкретического содержания. Среди них выделяются эпистолярные сочинения, обладающие признаками художетсвенной публицистики и дидактики. В этом плане достойны внимания письма, послания, обращения, записки об исторических событиях, некоторые документы и др. Немало таких текстов относится к ХУШ столетию.
Эпистолярные сочинения данной эпохи охватывают самый разнообразный круг вопросов, конкретно отображающих реальные события и поднимающих злободневные проблемы общественной жизни башкир.
Письмо идеолога башкирского восстания 1755 г. Батырши Алиева к императрице Елизавете Петровне известный русский историк С.М. Соловьев оценил как «любопытный рассказ о своих похождениях». Наказы депутатов Уложенной комиссии 1767 г. Базаргула Юнаева и Туктамыша Ишбулатова поднимают актуальные проблемы для Башкортостана мирного времени - вопросы земли, хозяйствования, торговли, права и др. Главный пункт послания башкир на имя Екатерины II (1793 г.) касался набора людей на линейную службу. Письма, послания и наставления Салавата Юлаева, написанные в период Крестьянской войны 17731775 гг., в подробностях раскрывают проблемы, которыми приходилось заниматься пугачевским повстанцам. Во многих письмах до мелочей отражены будничные житейские нужды населения. Все они стояли ближе к художественно-публицистическому жанру литературы и обладали его основными признаками.
Ключевые слова: эпистолярная литература, Батырша Алиев, восстание 1755 г., письмо, послание, обращение, публицистика, Екатерина II, художественность, дидактика.
Идельбаев Мирас Хамзович, доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного университета, член-корреспондент РАЕ (Уфа), e-mail: mirasidel@mail.ru
Miras Kh. Idelbaev, Dr.Sc. (Philology), Professor at the Bashkir State University, Associate Member of the Russian Academy of Education (Ufa), e-mail: mirasidel@mail.ru
© Идельбаев М.Х., 2016
72
О БАШКИРСКОМ ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ ХУШ СТОЛЕТИЯ
Miras Kh. Idelbayev
ABOUT THE BASHKIR EPISTOLARY HERITAGE IN THE 18TH CENTURY
Abstract
Literary monuments occupy a specific place by their syncretic contents in the Bashkir literature of the 14th - 18th centuries. Among them are the epistolary compositions possessing signs of literary journalism and didactics. In this respect letters, messages, addresses, notes are noteworthy describing historical events, some documents, etc. Many such texts belong to the 18th century.
Epistolary compositions of this era encompass most various aspects including questions which specifically concern real events and lifting topical problems of public life of the Bashkir people.
The letter of the ideologist of the Bashkir revolt in 1755 Batyrsha Aliyev to the empress Elizabeth Petrovna the famous Russian historian S.M. Solovyov estimated as "a curious story about adventures". The Orders of deputies of the Legislative Commission in 1767 Bazargul Yunayev and Tuktamysh Ishbulatov raise the most urgent problems for Bashkortostan of peace time - questions of land, farming, trade, the law, etc. The principal point of the Bashkirs' message which addressed Catherine II (1793) concerned conscription of people on the linear service. There are letters, messages of Salavat Yulaev written in the period of Peasant war of 1773-1775 touch problems in detail, which had faced Pugachev's insurgents. The everyday needs of the population down to trifles are reflected in many letters. All of them were closer to literary publicistic genre of literature and possessed its main features.
Key words: epistolary literature, Batyrsha Aliyev, revolt in 1755, letter, message, address,journalism, Catherine II, literary, didactics
Древние письменные традиции словесности различных народов не проводят резкого разграничения между письменными документами, публицистической и художественной литературой. В башкирском литературоведении письма, послания, поучения и сказания изучаются и как явления синкретического художественного творчества. Из письменных памятников башкир в этом плане достойны внимания различные ярлыки, грамоты, записи об исторических событиях, послания. Послания царям, несущие на себе печать творчества, сами по себе составляют важную и своеобразную письменную традицию, которая получила название "эпистолярная литература". Традиции документально-публицистического письма идут у башкир с более ранних времен. Еще в середине XVI в. наши предки письменно обращались к единовластным государям и высшим органам власти России с вопросами государственной важности, а их ответы воспринимали как дорогие реликвии. С огромным интересом восприняли башкиры грамоты и ярлыки царя Ивана Грозного, их содержание они отразили в текстах шежере. В 1617 г. башкиры-минцы писали раздельное письмо царю Алексею Михайловичу, где как в зеркале отражены не только факты и материалы, но и форма и стиль повествования ранних шежере.
Все же большинство эпистолярных текстов, вызывающих интерес как художественно-публицистические документы, относятся к XVIII в. В начале данного столетия (1706 г.) башкиры жаловались Петру Первому на свое тяжкое экономическое положение, на колониаль-
ный и национальный гнет. Двадцать лет спустя (1728 г.) жильцы Уфимского уезда сообщили Петру Второму о притеснениях целовальников.
Эпистолярные сочинения изучаемой эпохи охватывают самый разнообразный круг вопросов. Письма, послания и наставления Салавата Юлаева, написанные в период Крестьянской войны 1773-1775 гг., в подробностях раскрывают проблемы, которыми приходилось заниматься пугачевским повстанцам, наказы депутатов Уложенной комиссии 1767 г. Базаргула Юнаева и Туктамыша Ишбулатова поднимают самые актуальные проблемы для Башкортостана мирного времени - вопросы земли, хозяйствования, торговли, права и др. Во многих письмах до мелочей отражены будничные житейские нужды населения.
Самое крупное эпистолярное наследие эпохи - письмо идеолога башкирского восстания 1755 г. Батырши Алиева к императрице Елизавете Петровне, которое известный русский историк С.М. Соловьев оценил как «любопытный рассказ о своих похождениях» [7, с. 386]. Это письмо (около 4 авторских листов) является крупным историческим и литературным памятником. Как известно, в период подготовки восстания Батырша выступил активным организатором масс, обратился к ним с воззванием бороться против колонизаторов. После разгрома восстания и целого года скитаний Батырша был пойман. Во время скитаний он питал в себе заветную мечту - повидать царя и выложить ему свои мысли о положении в Башкортостане, о причинах волнений местного населения и о доле
Идельбаев М. Х.
73
своей вины перед властями. И после ареста в ходе следствия настойчиво просил устроить ему свидание с царем. Узнику подсказали изложить свои слова в письменном виде и обещали вручить его пакет императрице. Так возникло знаменитое письмо Батырши, которое не дошло до адресата.
В самом начале записок, приведя краткие сведения о себе, автор по пунктам перечисляет причины, вызывавшие недовольства у башкир. Главными из них являются, указывает он, безнаказанные злоупотребления служебным положением начальников, стоящих у местной власти, запрещение населению доставлять соль из месторождений, насильственная христианизация мусульман и т.д. Батырша подробно описывает свои путешествия в различные уголки Башкортостана и близлежащие провинции, которые он совершал с целью изучения настроения народа. В нескольких страницах произведения рассказывается о похождениях самого автора вплоть до ареста и этапирования в центр России в сопровождении охраны.
Это объемное произведение совершенно далеко от сухой констатации событий; здесь каждое явление, действие, даже каждый незначительный факт комментируется философским размышлением, раскрывающим мировоззрение автора. Проблемы, отражающие его настоящие идейные воззрения, проходят красной нитью через все сочинение. Три основных лейтмотива выражены в письме особенно ярко: отношение Батырши к представителям местной власти, императрице и крупным местным феодалам. Вопиющие беззакония местных начальников названы самой главной причиной происшедших в крае волнений. Приведя друг за другом живые эпизоды, Батырша описывает несправедливые действия представителей власти. Втайне питавший надежду на справедливость и доброту царя, он не мог остаться равнодушным к его «недостаткам» и умолчать о них, поэтому, чтобы высказаться об этом, прибегает к такому безобидному приему. Сам факт желания обратиться с письмом к царю говорит о том, что главный корень всех зол он видел не в императрице, а лишь в рядовых исполнителях коварной политики царизма по отношению к «инородцам» России.
В то же время Батырша ясно различал классовую неоднородность местного населения: с болью в душе он пишет о тех же бесчинствах должностных лиц из среды башкирских и мещеряцких феодалов. Об одном своем односельчанине, самоуправном старшине Яныше, например, автор пишет: «У него так много злодеяний, что все эти злодеяния невозможно пересказать. Тем не менее не говорить о некоторых из них тоже нельзя» [6, с. 43]. Далее в нескольких
страницах перечисляет его отрицательные качества, создает истинно художественный портрет типичного феодала-деспота. Батырша разоблачает Яныша как наглого, алчного, морально разложившегося человека, взяточника, тянувшего за собой к несправедливости многих должностных лиц. Автор письма ненавидит и другого своего знакомого - старшину Сулеймана, который впоследствии оказался причастным к его аресту.
В произведении есть строки, которые раскрывают отсутствие у автора слепой ненависти ко всему пришлому населению. В отдельных страницах записок рассказывается, что башкиры имели друзей и знакомых среди русских и охотно вступали с ними в контакт, доверяли друг другу секреты. Желание Батырши повидать в Москве церковного служителя и состоявшаяся беседа с ним также свидетельствуют о его интересе к русскому народу и христианской религии.
Письмо идеолога башкирского восстания в равной мере является ценным источником для философов, историков, языковедов. Но больше всего, пожалуй, изобилуют в нем признаки художественного произведения. Здесь и обширные диалоги, и портретная характеристика героев, и отлично сочетающиеся с идейным содержанием записок легенды, фразеологические обороты, сравнения, метафоры, олицетворения, и, наконец, оригинальный художественный стиль автора. Главные свои мысли об угнетенном положении башкир, образе их жизни, обычаях, думах и чаяниях автор передает через эпическое повествование, изображая эпизоды конкретных событий. В приведенных выше отрывках видна образность его мышления. Вот один из таких абзацев, где описывается характер одного из героев: «Праведное слово должно быть высказано. Ваше положение похоже на положение лисицы, у которой хитрость исчерпана, шерсть сошла, и когда ее догоняет собака, она виляет хвостом то направо, то налево» [6, с. 48].
Как и всякий автор художественного произведения, Батырша невольно раскрывает перед читателем свой внутренний мир. В разговоре с людьми во время поездки по Башкортостану или с приезжими людьми постепенно вырисовывается образ идеолога восстания - серьезного, рассудительного, решительного и образованного человека. Вспоминается в этой связи его диалог с бурзянскими башкирами. Заметив их запуганность, нерешительность и недоверчивое отношение к нему, Батырша бросает им: «Бороды ваши поседели, по наружности люди [вроде] хорошие, но умы у вас все еще несветлые, слова - непутевые» [6, с. 51].
Письмо Батырши не было известно его современникам. Находящиеся на архивных полках бумаги в течение двух столетий были доступны
74
О БАШКИРСКОМ ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ ХVIII СТОЛЕТИЯ
лишь узкому кругу научной интеллигенции. Но народ долгие годы хранил в своей памяти образ этого мудрого, образованного человека, разделял его взгляды, слагал о нем песни, легенды и предания. В легенде, записанной в 1973 г. в дер. Верхний Карыш Балтачевского района Башкортостана у Мавлитова Лутфирахмана, рассказывается о личности и деятельности Батырши [2, с. 233-234]. Любопытно, что многое в ней, а именно - начало и ход восстания, появление воззвания Батырши, его биографические данные, вражда с хитрым, алчным старшиной Янышем и многое другое, - детально совпадает с изложенными в письме событиями и фактами.
Во второй половине XVIII столетия в Петербург были отправлены еще несколько писем, адресованных Екатерине II. Авторами двух из них являются депутаты Уложенной комиссии 1767 г. из Уфимской и Исетской провинций Башкортостана Туктамыш Ишбулатов и Базаргул Юнаев. Их письма составлены в виде наказов, где учтены и обобщены требования населения названных уездов. Каждый наиболее важный вопрос выведен отдельным пунктом. Наказ Ба-заргула Юнаева состоит из 22, Туктамыша Иш-булатова - из 35 пунктов. По содержанию эти документы соответствуют друг другу: похоже, что они составлены после предварительной беседы авторов и выработки ими единого мнения. Базаргул Юнаев в своем наказе просит, «чтобы представленные Уфимскими башкирцами нужды за единство с нашими почтены были, и мы бы Исетской провинции башкирцы, равномерным удовольствием и выгодами пользоваться могли» [4, с. 122]. В этих письмах требования населения, в зависимости от их важности, помещены по определенной системе. Наказ Базар-гула Юнаева, например, имеет такую последовательность: сначала делается краткий ракурс в историческое прошлое башкир, упоминается их участие в Азовских, Рижских, Прусских походах, затем излагаются требующие принятия неотложных мер проблемы земли, земледелия и животноводства, поднимаются вопросы торговли, права и управления местной властью. Наказ Туктамыша Ишбулатова охватывает примерно тот же круг вопросов. Авторы сумели глубоко и разносторонне проникнуть в суть общественно-политической атмосферы и социально-экономического положения всего Башкортостана и подсказать некоторые меры для улучшения быта населения [4, с. 92-122].
В 1793 г. башкиры послали на имя Екатерины II коллективное письмо [1, 637-640]. В нем в нескольких пунктах изложены просьбы населения, главный из которых касался набора людей на линейную службу башкир. Авторы просили еще присваивать живущим в домах военнообя-
занным лицам воинские должности и выдать удостоверения, а также приравнять жалованье младших и старших командиров башкирских войск к жалованью донских казаков.
Наказы Базаргула Юнаева и Туктамыша Иш-булатова и письмо 1793 года с художественной точки зрения в какой-то мере уступают запискам Батырши Алиева. Но все эти эпистолярные бумаги имеют ценность конкретным, почти документальным отображением реально происходивших событий своего времени, тем самым напоминают записи публицистического характера. В них поднимаются разносторонние проблемы общественной и частной жизни; местами в этих текстах действительно ярко выявляются присущие данному литературному жанру черты -убеждающий или призывающий пафос, эмоциональность, обличение недостатков действительности, а их авторы предстают как общественные деятели, защищающие интересы своего класса или народа. Эти признаки отчасти присутствуют и в других рукописях эпохи.
Ко второй половине XVIII в. относится множество небольших писем и деловых бумаг. Среди них преобладают договорные и поверенные письма, прошения, рапорты, доношения, житейские и мировые записи, документы крестьянских восстаний и прочие тексты. Они, правда, не особо блещут художественными достоинствами, но заслуживает внимания их содержание, которое непосредственно отражает атмосферу эпохи, рисует отдельные мелкие подробности жизни и быта, социальных отношений башкирского народа, выражает его мировоззрение и эстетические взгляды. Среди авторов подобных текстов есть видные люди эпохи, сэсэны и поэты. Сэ-сэны Кильдыш и Еммет участвовали в составлении коллективного письма в органы власти с просьбой освободить руководителей восстания 1737-1739 гг. [5, с. 307-308]. В одной из бумаг о продаже земель есть подпись Каракай-сэсэ-на Суюндукова. Уместно здесь упомянуть и о указах, наставлениях, письмах, распоряжениях поэта-сэсэна Салавата Юлаева, а также Юлая Азналина, Кинзи Арсланова, Каскына Самаро-ва, Бахтияра Канкаева, Канзафара Усаева, Ба-заргула Юнаева и других башкир и мешар, принимавших участие в пугачевском движении [3, с. 32, 66, 103, 229-230]. В записях такого характера гораздо больше, чем в иных литературных памятниках эпохи, заметно влияние русской демократической мысли, идейно-политических воззрений передовых борцов русского народа за права угнетенных.
Таким образом, уникальные эпистолярные памятники ХVIII столетия, как письмо Батыр-ши Алиева к императрице Елизавете Петровне, наказы депутатов Туктамыша Ишбулатова и Ба-заргула Юнаева, обращение башкир к импера-
трице Екатерине II, «манифесты», указы, письма и распоряжения и другие бумаги сподвижников Емельяна Пугачева из числа башкирского населения, конкретно отображая реальные события и поднимая злободневные проблемы общественной жизни своего времени, стояли ближе к художественно-публицистическому жанру литературы и обладали некоторыми ее чертами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адар тадимэнэн бер нэбзэ // МэFЛYмэт. - 9фе, 1909. - № 7.
2. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. - Уфа: Баш. кн. изд., 1987.
3. Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии: сб. док. - Уфа: Баш. кн. изд., 1975.
4. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. - Уфа, 2005.
5. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. - М., 1936.
6. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне / сост., автор введения, комментариев и глоссария Г.Б. Хусаинов. - Уфа, 1993.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 12. Т. 23-24. - М.: Соцэкгиз, 1965.
REFERENCES
1. A&ar kadimanan ber naböa [Sample of the Ancient Composition]. In: Maglümat [Information]. Ufa, 1909, No 7.
2. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Predaniya i legendy [Bashkir Folk Art. Stories and Legends]. Ufa, Bashkir Publishers, 1987 (In Russ.).
3. Krest'yanskaya vojna 1773-1775 gg. na territorii Bashkirii: sb. dok. [Peasant War in 1773-1775 in the Territory of Bashkiria: Collection of Documents]. Ufa, Bashkir Publishers, 1975 (In Russ.).
4. Kulbakhtin, I.N., Kulbakhtin, N.M. Nakazy narodov Bashkortostana v Ulozhennuyu komissiyu 1767-1768 gg. [Orders of the People of Bashkortostan in the Legislative Commission in 1767-1768]. Ufa, 2005. 92 p. (In Russ.).
5. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. Ch. 1 [Materials on the History of Bashkir ASSR. Part 1]. Moscow, 1936 (In Russ.).
6. Pis'mo Batyrshi imperatritse Elizavete Petrovne [Batyrsha's Letter to the Empress Elizabeth Petrovne]. The Author of Introduction, Comments and Glossary G.B. Khusainov. Ufa, 1993 (In Russ.).
7. Solovyov, S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen. Kn. 12. T. 23-24 [History of Russia Since the Most Ancient Times. Book 12. Vol. 23-24]. Moscow, Sotsekgiz, 1965 (In Russ.).
З.А. Алибаев УДК 821.512.141.09
ВОСТОЧНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ БАШКИРСКИХ РОМАНАХ
Аннотация
В данной статье исследуются истоки и традиции башкирского искусства слова в рамках восточной литературы. На истоке башкирской прозы можно выделить элементы трех стилевых пластов: традиции башкирского фольклора и синтез двух направлений - западной и восточной литератур. Восточные эпические традиции (жанрообразующие каноны) по сей день играют важную роль в развитии современной башкирской литературы. При этом многие башкирские романы продолжают традиции тюркоязычной восточной литературы. Жанровые формы скрещивались, входили в структурный, содержательный и стилевой синтез, ассимилировались. При этом в восточной литературе наблюдалась значительная роль поэтики фольклора, «орна-ментальность» и преобладание поэтических жанров. В башкирских романах чаще встречаются все атрибуты восточной прозы: метафоричность, орнаментальность, гротеск, прием контраста, символика, романтизм. Структуры романов напоминают характерные типы восточной «ящичной композиции» с обрамленным сюжетом. Значение традиций восточной литературы в формировании эпических форм башкирского романа не ограничивается взаимодействием структур, переходит и в содержательные сферы.
Ключевые слова: восточные эпические традиции, башкирский роман, жанровое своеобразие, композиция
Алибаев Заки Арсланович, кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: alibaev.zaki@mail.ru
Zaki A. Alibaev, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor at the M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa), e-mail: alibaev.zaki@mail.ru
© Алибаев З.А., 2016