Научная статья на тему 'Религиозно-философские воззрения Батырши в период восстания 1755–1756 гг. '

Религиозно-философские воззрения Батырши в период восстания 1755–1756 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Батырша / воззвание / письмо-доношение / башкиры / восстание 1755 г. / Поволжье / Южный Урал / Приуралье / Batyrsha / appeal / report / the Bashkirs / uprising of 1755 / Volga region / Southern Urals / Pre-Urals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буляков Ильнур Ильдусович

Ислам ханафитского мазхаба является господствующим на территории Поволжья и Приуралья. Одним из источников вынесения правовых предписаний для мусульман-ханафитов является урф – местный обычай. Там, где исламом не предписывалось никаких обязательных правил, именно традиционные обычаи приобретали значительную правовую весомость. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи народов Поволжья и Приуралья стали считаться исламскими. В свою очередь, это позволило башкирам безболезненно включиться в мусульманский мир и адаптироваться. Одним из принципиальных моментов ханафитского ислама является его веротерпимость, сохранение согласия с другими конфессиями. Во многом благодаря этому до сегодняшних дней сохраняются стабильные мирные отношения мусульман Поволжья и Приуралья с представителями иных религий. Тем не менее в середине XVIII в. в череде башкирских восстаний по своему характеру выделяется вооруженное выступление 1755 г. Одной из его ключевых фигур и идеологом стал мулла Батырша. Его воззвание к мусульманам Поволжья и Приуралья выступить против представителей власти позволяет воспринимать восстание 1755 г. как социально-политический протест против действий властей. Автор статьи приходит к выводу, что такие факторы, как изменения в системе налогообложения, перераспределение земельных угодий, произвол местной администрации в религиозном представлении Батырши не могли уже разрешиться только мирным путем. В силу этого башкиры, которые, по их же словам, «ничего воровского против падишаха» не промышлявшие, и другие народы Поволжья и Приуралья – последователи толерантного ханафитского учения – вступили на путь борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC VIEWS OF BATYRSHA DURING THE INSURRECTION OF 1755–1756

Islam of the Hanafi madhhab was prevailing in the territory of the Volga region and the Pre-Urals. One of the sources of legal prescriptions for Hanafite Muslims is the urf, a local custom. Where no binding rules were prescribed by Islam, it was traditional customs that acquired significant legal weight. So due to the practical application of this principle various customs of the peoples of the Volga region and the Pre-Urals have come to be considered Islamic. In its turn it allowed the Bashkirs to enter the Muslim world painlessly and adapt to it. One of the principal points of the Hanafi Islam is its religious tolerance, the preservation of agreement with other faiths. Such stable peaceful relations between the Muslims of the Volga region and the Urals with representatives of other religions remain to this day. Nevertheless, in the middle of the XVIII century among the Bashkir uprisings an armed riot of 1755 is distinguished by its character. One of the key figures and its ideologist was mullah Batyrsha. His appeal to the Muslims of the Volga and the Pre-Urals to rebel against the authorities permits to perceive the uprising of 1755 as a sociopolitical protest against the authorities’ actions. The author comes to the conclusion that such factors as changes in the taxation system, the redistribution of land, the arbitrariness of the local administration could not be resolved peacefully in Batyrsha’s religious views. Because of this the Bashkirs who according to them “did not retaliate against the padishah” and other peoples of the Volga and the Pre-Ural regions (followers of the tolerant Hanafi doctrine) entered the path of the struggle.

Текст научной работы на тему «Религиозно-философские воззрения Батырши в период восстания 1755–1756 гг. »

DOI 10.24411/2223-0564-2018-10306 И.И. Буляков УДК 93/94

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ БАТЫРШИ В ПЕРИОД ВОССТАНИЯ 1755-1756 ГГ. *

Аннотация

Ислам ханафитского мазхаба является господствующим на территории Поволжья и Приуралья. Одним из источников вынесения правовых предписаний для мусульман-ханафитов являетсяурф - местный обычай. Там, где исламом не предписывалось никаких обязательных правил, именно традиционные обычаи приобретали значительную правовую весомость. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи народов Поволжья и Приуралья стали считаться исламскими. В свою очередь, это позволило башкирам безболезненно включиться в мусульманский мир и адаптироваться. Одним из принципиальных моментов ханафитского ислама является его веротерпимость, сохранение согласия с другими конфессиями. Во многом благодаря этому до сегодняшних дней сохраняются стабильные мирные отношения мусульман Поволжья и Приуралья с представителями иных религий. Тем не менее в середине XVIII в. в череде башкирских восстаний по своему характеру выделяется вооруженное выступление 1755 г. Одной из его ключевых фигур и идеологом стал мулла Батырша. Его воззвание к мусульманам Поволжья и Приуралья выступить против представителей власти позволяет воспринимать восстание 1755 г. как социально-политический протест против действий властей.

Автор статьи приходит к выводу, что такие факторы, как изменения в системе налогообложения, перераспределение земельных угодий, произвол местной администрации в религиозном представлении Батырши не могли уже разрешиться только мирным путем. В силу этого башкиры, которые, по их же словам, «ничего воровского против падишаха» не промышлявшие, и другие народы Поволжья и Приуралья - последователи толерантного ханафитского учения - вступили на путь борьбы.

Ключевые слова: Батырша, воззвание, письмо-доношение, башкиры, восстание 1755 г., Поволжье, Южный Урал, Приуралье

Ilnur I. Bulyakov

RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC VIEWS OF BATYRSHA DURING THE INSURRECTION OF 1755-1756

Abstract

Islam of the Hanafi madhhab was prevailing in the territory of the Volga region and the Pre-Urals. One of the sources of legal prescriptions for Hanafite Muslims is the urf, a local custom. Where no binding rules were prescribed by Islam, it was traditional customs that acquired significant legal weight. So due to the practical application of this principle various customs of the peoples of the Volga region and the Pre-Urals have come to be considered Islamic. In its turn it allowed the Bashkirs to enter the Muslim world painlessly and adapt to it. One of the principal points of the Hanafi Islam is its religious tolerance, the preservation of agreement with other faiths. Such stable peaceful relations

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-01-00123 «Государство в традиционном сознании народов юго-востока России ХУГ-ХГХ вв.»

Буляков Ильнур Ильдусович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: buljakow@mail.ru

Ilnur I. Bulyakov, Cand.Sc. (History), Research Fellow of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: buljakow@mail.ru

© Буляков И.И., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/3 (81)

between the Muslims of the Volga region and the Urals with representatives of other religions remain to this day. Nevertheless, in the middle of the XVIII century among the Bashkir uprisings an armed riot of 1755 is distinguished by its character. One of the key figures and its ideologist was mullah Batyrsha. His appeal to the Muslims of the Volga and the Pre-Urals to rebel against the authorities permits to perceive the uprising of 1755 as a sociopolitical protest against the authorities' actions.

The author comes to the conclusion that such factors as changes in the taxation system, the redistribution of land, the arbitrariness of the local administration could not be resolved peacefully in Batyrsha's religious views. Because of this the Bashkirs who according to them "did not retaliate against the padishah" and other peoples of the Volga and the Pre-Ural regions (followers of the tolerant Hanafi doctrine) entered the path of the struggle.

Key words: Batyrsha, appeal, report, the Bashkirs, uprising of 1755, Volga region, Southern Urals, Pre-Urals

Весной 1755 г. вспыхнуло очередное башкирское восстание. Основными его причинами стали запрет на свободную добычу соли, замена уплаты ясака в казну покупкой соли, что было воспринято башкирами как посягательство на их вотчинное право, насильственная христианизация местного населения, продолжающиеся и усиливающиеся произвол и насилие местных властей и т.п. [7, с. 230-213]. Определенную роль в подготовке и начале восстания сыграл Габ-дулла Галиев (Батырша) и его воззвание («Тах-ризнаме») [4], распространенное накануне выступления среди населения Башкирии. В этом воззвании, а также в его письме-доношении императрице Елизавете Петровне [6; 10, с. 71-115] перечисляются практически все основные причины восстания, тесно вплетенные в религиозную семантику. Глубокое понимание основ ислама, его священного писания - Корана позволило Батырше обосновать вооруженное выступление башкир против властей и как протест против религиозной политики. Понимая восстание 1755 г. в таком русле, мы можем воспринимать его и в качестве религиозного вооруженного выступления башкир.

Воззвание и письмо-доношение Батырши введены в научный оборот, в источниковедческом плане достаточно подробно изучены как историками, так и филологами [1; 2; 3; 5; 12-14]. Авторы работ по теме восстания 1755-1756 гг. обозначили все его причины. Тем не менее остается открытым вопрос: почему прежде призывавший к повиновению падишаху и его наместникам Ба-тырша, а также башкиры, которые «ничего воровского против падишаха» не промышляли, все же взялись за оружие и восстали, а само вооруженное выступление приобрело и определенную религиозную окраску. Объяснение этому обнаруживается в названных воззвании и письме-доношении.

Уже в самом начале своего воззвания и письма императрице Батырша перечисляет обязанно-

сти простого человека, основное значение среди которых придается подчинению власти. По мнению мусульманских правоведов, такая обязанность установлена Аллахом: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику Его и обладателям власти среди вас» [8]. Отсюда знатоками шариата делается вывод, что правитель вправе требовать подчинения своей власти, которое является непреложной обязанностью граждан. Еще более конкретно она выражена словами Пророка: «Послушание и повиновение возложены на мусульманина независимо от того, нравятся или неприятны ему приказы властей» [13, с. 20]. Причем подчинение правителю приравнивается к повиновению Аллаху, который и возложил такую обязанность на правоверных. Данному указанию следовал и Ба-тырша, дававший «наставления, решения и устрашения [если они требовались]», которые «миряне принимали душой и сердцем» [12, с. 72]. Однако в заключительной части приведенного выше высказывания Пророка в отношении обязанности человека повиноваться властям сформулировано одно важное ограничение: «Пока ему не приказывается нечто греховное. Если же веление правителя представляет собой грех, то обязанность внимать и повиноваться ему исключается» [13, с. 21]. Другими словами, человек не обязан подчиняться тому, кто совершает нечто, являющееся греховным по мусульманским меркам. Именно в данном контексте и рассматривает Батырша причины всех бед башкир, призывая их к борьбе.

По утверждению Батырши, первое греховное деяние властей, что причиняет «вред верованиям мирской [жизни] мусульман», заключается в том, что «архиереи русской церкви, или попы, и прочие наших братьев по вере, то есть правоверных мусульман, [живущих] по окраинам, то есть в Казанской, Оренбургской и Тобольской губерниях, переводят из веры ислама в русскую веру

40

И.И. Буляков

путем угроз, хитрости, запугивания и как только можно, путем принуждения» [12, с. 72]. Как видим, последователи ислама именуются «правоверными мусульманами», т.е. сторонниками «верной, истинной, правильной» религии. Русские же называются «неверными» - последователями «неправедной» религии. И если мирное сосуществование в регионе ислама и христианства со стороны башкир и другого мусульманского населения воспринималось как должное, то принудительная христианизация вызывала у них отторжение, чувства ненависти. Всякие попытки пресечения этого через обращения в различные государственные инстанции оставались без внимания: «.. .ни одно их слово не было услышано, и остались они во веки вечные обиженными и обманутыми» [12, с. 72]. Естественно, что со временем башкиры стали воспринимать это как потворство и неприкрытое покровительство местных властей Русской православной церкви. Более того, все повинности «совращенных с веры» мусульман легли на остальных.

Большой резонанс в крае вызвал комплекс мер по увеличению сборов с населения. Первое -это запрет на самовольную добычу соли, второе - замена выплаты ясака обязательной покупкой соли в крепостях. В этом автор воззвания и письма императрице рассмотрел другое противное всевышнему Аллаху деяние властей. Он, рассуждая над этим, выражал свое и народное негодование: «Соль, которую брали из божественной сокровищницы, то есть ту соль, которую брали из гор и озер, запретили брать [оттуда] и заставили брать ее из русских складов. Также насильственным образом отменили ясаки, которые уплачивались нами законно за наши земли, которыми мы владели с давних времен. Вопреки всему этому, совершенно не давая нам воли, принудительно взяли со всех наших языков подписку, то есть мы стали вынужденными брать соль из русских складов и по своей воле и желанию отказались от наших ясаков, приложили свои руки и поставили тамги» [4, л. 16]. По поводу принадлежности природных богатств Коран гласит: «Принадлежит Ему то, что на небесах и на земле, что находится между ними и под землей» [10]. При этом ни один человек не наделен перед другим преимуществом в пользовании этими богатствами. В Коране говорится о том, что они являются достоянием человечества в целом: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками!» [9]. И за-

прет на добычу соли, дарованной Аллахом всем без исключения людям, вызывает негодование Батырши, как исламского богослова, знатока шариата. Связывает он данную ограничительную меру с неправедной (христианской) верой власть имущих. Далее Батырша продолжает: «Потом -по окончании этого случая стало известно, что из наших рук ушло [право] брать соль из божественной сокровищницы с островов и из озер, а также владеть нашими землями и водами на прежнем основании. После этого у нас не осталось никаких доводов и ответов, чтобы зацепиться за наши земли и воды» [4, л. 16]. В этих его словах отразился самый большой страх башкир - боязнь потери вотчинных земель. Еще с момента их вхождения в состав Русского государства практически все земельные тяжбы внутри башкирского общества решались третьей (фактически незаинтересованной) стороной -представителями русской местной администрации. Любые нарушения вотчинного землевладения незамедлительно вызывали судебные разбирательства, посягательства на башкирские земли (в т.ч. и в результате планомерного попустительства этому со стороны русского правительства) приводили к вооруженному сопротивлению. Подобное устройство дел, по мнению Батырши, наносят местным мусульманам незаживающие раны.

Еще одним серьезным грехом властей Батыр-ша называет их намерение послать вооруженные отряды из мусульманских народов России на завоевание Средней Азии, населенной преимущественно последователями исламской религии: «Знайте также, что неверные-русские хотят послать нас войском и вместе с русскими двинуть его против киргиз-казаков, так как они не платят неверным ясак и вообще не подчиняются. Цель их при этом такая: полностью подчинить их себе, а нас, оставив посередине, день ото дня исключительно притеснять и сеять среди нас вражду. Или же подстрекнув нас к войне с тем казахским племенем и пролив нашу кровь, в будущем свести на нет дружбу и мир между нами и тем племенем; а также сея между нами раздор, разрушить то сочувствие и доверие» [которые существуют] между нами и тем племенем» [4, л. 17].

В то же время автор письма-доношения перекладывает ответственность за бедственное положение башкир на местных чиновников и их «куштанов» из числа башкирских и мишарских старшин. При этом императрица, по мнению Ба-тырши, находится в неведении о сложившейся

в регионе ситуации из-за обмана со стороны уездных, провинциальных и губернских администраций: «...зло от начальников и генералов, ... безрассудный генерал, желая доставить падишаху прибыль, быть у него в милости и заслужить [себе] великий чин, мутит и ставит в разные положения подвластный ему народ, заставляет принять на себя не подлежавшие ему по древнему уставу повинности, несогласие народа записывает как его согласие, заставляет [в этом] прикладывать тамги, всякими уловками чинит притеснения их вере и мирским делам, [чем] пробуждает [в народе] отвращение и вымыслы, т.е. наводит людей на дурные мысли о падишахе.» [12, с. 78]

В завершение своего воззвания, не находя иных путей, Батырша призывает мусульманские народы Поволжья и Южного Урала к сопротивлению: «.повинуйтесь и следуйте велению Аллаха и вашей жизнью и вашим достоянием, как повелел он в священном писании: "Выступайте на войну с легким и тяжелым оружием, [всем] достоянием и душою ведите священную войну во имя Аллаха"» [4, л. 17].

Таким образом, в воззвании и письме-доно-шении Батырша указывает на явные причины башкирского восстания 1755-1756 гг. Это - изменения в системе традиционного налогообложения, воспринятые башкирами как посягательство на их вотчинное право, политика насильственной христианизации и произвол властей. Взгляд на них автора воззвания и письма-до-ношения сквозь религиозные воззрения и убеждения позволил ему обосновать необходимость вооруженного восстания. Впоследствии центральное правительство учло этот горький опыт и в лице Екатерины II провозгласило курс на проведение религиозной политики, основанной на принципах веротерпимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-XVIII веков - феномен в истории народов Евразии. Уфа: Китап, 2016. 376 с.

2. Васильев С.М. Роль Батырши в восстании 1755 г. в Башкирии // Страницы истории Башкирии / отв. ред. Х.Ф. Усманов. Уфа: ИИЯЛ БФАН СССР, 1974. С. 25-32.

3. Вельская Т.Б. О характере восстания 1755 г. в Башкирии // Ученые записки БГУ Уфа, 1970. Вып. 54. № 12. С. 148-162.

4. Воззвание мищерскаго муллы Батырши Али-улы к башкирам, мищер-м и другим мусульманским народам Приуралья, с изложением причин бедственного их положения, испытываемых ими обид и притеснений, и с призывом к восстанию // Материалы по истории Башкирской АССР / сост. А.П. Чулошников. М., 1941 (рукопись, не издавалась) // Научная библиотека УНЦ РАН. В-7367. Л. 10-19.

5. Галяутдинов И.Г. К истории башкирского литературного языка средневековья // История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кульшарипов. Уфа, 2012. Т. 2. С. 325-332.

6. Доношение мишерского муллы Батырши Али-улы императрице Елизавете о причинах восстания в Башкирии в 1755 г. и о его собственной роли в подготовке волнений на Осинской, Сибирской и Ногайской дорогах // Материалы по истории Башкирской АССР / сост. А.П. Чулошников. М., 1941 (рукопись, не издавалась) // Научная библиотека УНЦ РАН. В-7367. Л. 22-62.

7. История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа: Гилем, 2011. Т. 3. 476 с.

8. Коран. Сура IV. Аят 59.

9. Коран. Сура LVII. Аят 7.

10. Коран. Сура XX. Аят 6.

11. Кунафин Г.С. Вклад И.Г. Галяутдинова в развитие лингвистической науки в Башкортостане // Проблемы востоковедения. 2016. № 1 (71). С. 76-79.

12. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Текст. Транскрипция. Пер. на русс. яз. Факсимиле / сост., авт. введения, коммент. и глоссария акад. Г.Б. Хусаинов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 1993. 252 с.

13. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: Садра, 2014. 210 с.

14. Чулошников А.П. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 108 с.

REFERENCES

1. Akmanov, I.G. Bashkirskie vosstanijaXVII-XVIII vekov —fenomen v istorii narodov Evrazii [Bashkir Uprisings of the 17th - 18th Centuries as a Phenomenon in the History of the Eurasian Peoples]. Ufa: Kitap, 2016. 376 p. (in Russ.).

2. Vasilyev, S.M. Rol'Batyrshi v vosstanii 1755 g. v Bashkirii [The Role of Batyrsha in the Uprising of 1755 in Bashkiria]. In: Stranitsy istorii Bashkirii [Pages of Bashkiria's History]. Ed. Kh.F. Usmanov. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, the Bashkir Branch, the USSR Academy of Sciences, 1974. P. 25-32 (in Russ.).

42

H.H. EynHKoe

3. Vel'skaja, T.B. O kharaktere vosstanija 1755 g. v Bashkirii [On the Nature of the Uprising of 1755 in Bashkiria]. In: Uchenye zapiski BGU [Proceedings of the Bashkir State University]. Ufa, 1970. Issue 54. No. 12. P. 148-162 (in Russ.).

4. Vozzvanie mishcherskago mully Batyrshi Ali-uly k bashkiram, mishcher-m i drugim musul 'manskim nar-odam Priural'ja, s izlozheniem prichin bedstvennogo ikh polozhenija, ispytyvaemykh imi obid i pritesnenij, i s prizyvom k vosstaniju [The Appeal of the Mishar Mullah Batyrsha Ali-uly to the Bashkirs, Mishars and Other Muslim Peoples of the Cis-Urals Presenting the Causes of Their Distressful Position, Their Grievances and Oppression and Calling for an Uprising]. In: Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR [Materials on the History of the Bashkir ASSR]. Compiled by A.P. Chuloshnikov. Moscow, 1941 (Unpublished Manuscript). Nauchnaja bib-lioteka UNTs RAN. B.-7367 [The Research Library, the Ufa Scientific Centre, the Russian Academy of Sciences. B-7367]. P. 10-19 (in Russ.).

5. Galyautdinov, I.G. K istorii bashkirskogo liter-aturnogo jazyka srednevekov'ja [To the History of the Bashkir Literary Language of the Middle Ages]. In: Isto-rija bashkirskogo naroda: v 71. [The History of the Bashkirs: In 7 Vol.]. Ed. M. Kulsharipov; the Institute of History, Language and Literature, Ufa Research Centre, the Russian Academy of Sciences. Ufa: Gilem, 2012. Vol. 2. P. 325-332 (in Russ.).

6. Donoshenie misherskogo mully Batyrshi Ali-uly imperatritse Elizavete o prichinakh vosstanija v Bashkirii v 1755 g. i o jego sobstvennoj roli v podgotovke vol-nenij na Osinskoj, Sibirskoj i Nogajskoj dorogakh [The Report of the Mishar Mullah Batyrsha Ali-uly to Empress Elizabeth on the Causes of the Uprising in Bashkiria in 1755 and About His Own Role in Its Preparation in the Osin, Siberian and Nogai Darughas]. In: Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR [Materials on the History

of the Bashkir ASSR]. Compiled by A.P. Chuloshnikov. Moscow, 1941 (Unpublished Manuscript). Nauchnaja biblioteka UNTs RAN. B.-7367 [The Research Library, the Ufa Scientific Centre, the Russian Academy of Sciences. B-7367]. P. 22-62 (in Russ.).

7. Istorija bashkirskogo naroda: v 71. [The History of the Bashkirs: In 7 Vol.]. Ed. M. Kulsharipov; the Institute of History, Language and Literature, Ufa Research Centre, the Russian Academy of Sciences. Ufa: Gilem, 2011. Vol. 3. 476 p. (in Russ.).

8. Koran. Sura IV. Ajat 59 [The Quran. Syrah IV. Ayah 59] (in Russ.).

9. Koran. Sura LVII. Ajat 7 [The Quran. Syrah LVII. Ayah 7] (in Russ.).

10. Koran. Sura XX. Ajat 6 [The Quran. Syrah XX. Ayah 6] (in Russ.).

11. Kunafin, G.S. VkladI.G. Galyautdinova v razvitie lingvisticheskoj nauki v Bashkortostane [I.G. Galyautdi-nov's Contribution to the Development of Linguistic Science in Bashkortostan]. In: Problemy vostokovedenija -Problems of Oriental Studies Journal. 2016. No. 1 (71). P. 76-79 (in Russ.).

12. Pis'mo Batyrshi imperatritse Elizavete Petrovne [The Letter of Batyrsha to Empress Elizabeth Petrovna]. Text. Transcription. Translation into Russian. Facsimile. Compilation, Introductory Article, Explanatory Notes and Glossary by Academician G.B. Khusainov. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, Ufa Research Centre, the Russian Academy of Sciences, 1993. 252 p. (in Russ.).

13. Syukiyaynen, L.R. Islam i prava cheloveka v dialoge kul 'tur i religij [Islam and Human Rights in the Dialogue of Cultures and Religions]. Moscow: Sadra, 2014. 210 p. (in Russ.).

14. Chuloshnikov, A.P. Vosstanie 1755 g. v Bashkirii [The Uprising of 1755 in Bashkiria]. Moscow; Leningrad: The USSR Academy of Sciences press, 1940. 108 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.