Ф.Б. Юнусова УДК: 821(470.57) - 4
СЫНЫ ОТЧИЗНЫ В ОЧЕРКАХ ИЗВЕСТНОГО УЧЕНОГО-ТЮРКОЛОГА Г.Б. ХУСАИНОВА
Аннотация
В данной статье рассмотрены произведения известного башкирского ученого-литературоведа Г.Б. Хусаинова, который внес весомый вклад в изучение башкирской литературы, фольклора и сам является писателем, много сделавшим для возрождения и популяризации жанра парсы в современной башкирской литературе. Герои его очерков - вождь одного из башкирских восстаний Исянгильды-батыр, сподвижник Пугачева Бадергул Юнаев, первый башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов, Карасакал, Батырша Алиев, Кинзя Арсланов и мн. др. Главная цель автора - стремление вернуть память обо всех известных деятелях прошлого. Характерной особенностью историко-художественных очерков Г.Б. Хусаинова является точность исторических деталей, умелое воссоздание самой атмосферы, в которой жили и действовали его герои.
Ключевые слова: башкирская литература, публицистика, очерк, Г.Б. Хусаинов, Карасакал, Батырша, Емельян Пугачев, башкирские предводители Крестьянской войны 1773-1775 гг.
Firdaus B. Yunusova
SONS OF THE FATHERLAND IN THE ESSAYS OF WELL-KNOWN TURCOLOGIST-SCHOLAR G.B. KHUSAINOV
Abstract
This article discusses the works of famous literature scholar G.B. Husainov who has made a significant contribution to the study of Bashkir literature and folklore. He is an author himself who has done much for the revival and popularization of the genre of modern Parsis in the Bashkir literature. The heroes of his essays are outstanding figures of our past: the leader of one of the Bashkir revolts Isyangildy Batyr; associate of Pugachev Badergul Yunaev; First Bashkir ore industrialist Ismaghil Tasimov, Karasakal, Batyrsha Aliyev, Kinya Arslanov and many others. The main goal which the author has set himself can be defined as the desire to bring back the memory of all the famous figures of the past. A characteristic feature of the historical and artistic essays by G.B. Khusainov is the accuracy of historical detail, the most skillful reconstruction of the atmosphere in which his heroes lived and acted.
Key words: Bashkir literature, journalism, essay, G.B. Khusainov, Karasakal, Batyrsha, Yemelyan Pugachev, Bashkir leaders of the Peasant war of 1773-1775
Гайса Батыргареевич Хусаинов - один из виднейших представителей современной башкирской науки, который своим творчеством и научными изысканиями в области истории башкирской литературы внес значительный вклад в развитие башкирской филологии.
Изданная в 1998 году книга Г.Б. Хусаинова «Сыны Отчизны» («Ил азаматтары») состоит из
исторических повестей и портретных очерков. В исторических повестях представлены образы Исянгильды-батыра, Бадергула Юнаева (бывший фельдмаршал Пугачева), промышленника и рудознатца Исмагила Тасимова, а в разделе «Исторические портреты» даются литературно-исторические образы 24-х выдающихся деятелей Башкортостана, таких как Карасакал, Батырша,
Юнусова Фирдаус Бариевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, e-mail: [email protected]
Firdaus B. Yunusova, Cand. Sc. (Philology), research fellow at the Department of Literature studies, Institute of History, language and Literature, the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]
© Юнусова Ф.Б., 2016
Кинзя, Каранай, потомки кантонных начальников Куватовы, Буранбай-сэсэн и мн. др. К какому бы очерку мы ни обратились, он читается как художественное произведение, захватывая и воодушевляя. Неслучайно автор воспользовался именно жанром портретного очерка, чтобы воплотить с его помощью свои размышления и идеи. Он выступает и как наблюдатель, и как историк, и как писатель, и, представляя своих героев в различных ситуациях, показывая их военную и творческую деятельность, все изломы их судьбы, победы и поражения, путем углубленных наблюдений, с опорой на исторические источники, приходит к художественно значимым обобщениям.
В очерке «Kараhа'кал хан» («Карасакал») Г.Б. Хусаинов, описывая военную деятельность героя, отмечает, что, не изучив жизненный путь Карасакала, который был исключительно богат на различные события и дела, невозможно понять глубинные причины исторически значимых героических и трагических событий Башкортостана ХУШ столетия, которые привели к возникновению социально-исторических условий, вызвавших на историческую арену такого национального героя как Салават Юлаев.
«Kараhа'кал - алыштарза ла ал бирмэд батыр, hYЗ ярыштарында иц одга сэсэн, яуза иц яугир, укымышлылар араЬында зур гилем эйэhе, хатта "адыл заты" менэн хан булып танылган узаман» («Карасакал - батыр, который в борьбе никому не уступал первенства, в спорах отличался глубиной мысли, благодаря "благородному происхождению", был признан даже ханом»1) [2, с. 250]. Народ видел в нем своего защитника наподобие сказочным героям. Поэтому о Карасакале уже при его жизни складывались легенды, ему посвящались баиты [1, с. 223-225].
В очерке духовный мир Карасакала находит свое достойное воплощение. Мы видим это в его выступлении перед собравшимися на сходе (йы-йын - большое собрание) перед старшинами и батырами. Он живет заботами о стране, горит мечтой о свободе для народа, отличается твердостью и последовательностью взглядов, что и проявляется в его речи перед войском. После того, как он представился ханом Султангареем, собравшиеся на съезд старшины различных родов принесли клятву на Коране и провозгласили Карасакала ханом.
В книге П.И. Рычкова «История Оренбурга» приводятся некоторые данные о том, что якобы
1 Здесь и далее перевод Юнусовой Ф.Б.
Карасакал не был ханом, происходил не из казахов, а скорее всего, был одним из башкир. Этот русский историк, который многие события того времени наблюдал собственными глазами, подчеркивает, что Карасакал, покинув родные края в молодости, много путешествовал по Средней Азии, Кубани, в Поволжье и хорошо знал калмыцкого тайшу (племенной вождь) Султангарея, за которого потом и выдал себя. В действительности сын калмыцкого хана бежал от своего отца на Волгу, к поволжским калмыкам, где и был убит. Появление впоследствии множества его двойников автор ставит в ряд с аналогичными случаями возникновения Лжедмитрия, Петра III, что трактуется им как обычное явление в истории [4, с. 50]. Завершая свой очерк, Г.Б. Хусаинов в целом поддерживает мнение П.И. Рычкова о происхождении Карасакала и переходит к анализу причин и исторических условий возникновения восстания под его предводительством, отмечая воинское мастерство предводителя, народную веру в него, верность восставших своему руководителю.
В очерке «Батырша мулла» («Мулла Батыр-ша») речь идет об идеологе и руководителе башкирского восстания 1755-1756 гг. Батырше Алиеве. Во вводной части вкратце описывается пятилетний срок пребывания его в Шлиссельбург-ской крепости в тяжелейших условиях, но при этом не утратившего решительности и смелости и решающего бежать, даже несмотря на то, что он был закован по рукам и ногам в кандалы, но убитого в неравной схватке со своими охранниками.
Основную функцию в очерке выполняет письмо Батырши, адресованное самой императрице. Автор постарался с помощью этого письма, параллельно излагаемым событиям восстания, создать образ Батырши, увязывая его с особенностями исторического контекста, конкретной ситуации восстания и обстоятельствами того времени. Письмо это, пройдя через множество инстанций, но так и не дойдя до императрицы, сохранилось в архивах и смогло дойти до наших дней. Автор подчеркивает, что послание Батыр-ши представляет собой не просто ценнейший документ середины ХУШ века, но и является историко-литературным памятником, ставшим воплощением эпохи, отражением быта и жизни наших предков.
Батырша выступил со своим знаменитым воззванием, которое его шакирды-ученики распространили по всем уголкам Башкортостана. Тесные связи были налажены с казанскими татарами, а также и с казахами. Изнемогающий от нескончаемых притеснений царских наместников и ставленников народ, не дожидаясь уже установленного в воззвании срока, стихийно начал подниматься на борьбу.
В ходе дальнейших событий автор раскрывает и слабые стороны Батырши, противоречивость его взглядов. Например, когда восстание уже началось, он растерялся и попытался вместе со своими шакирдами скрыться, что говорит о неоднозначности его характера и поведения. И это повторяется несколько раз: если в первом случае он, вместо того, чтобы возглавить восстание, бросает своих сподвижников, уже ждавших его сигнала с оружием в руках, то в следующем -оставляет свою семью и своих близких в окружении врагов, а в третьем случае - покидает даже и своего ближайшего шакирда. Свои поступки Батырша пытается оправдать в своем письме императрице. Через все его письмо лейтмотивом проходит одна идея - он прекрасно понимает тяжелое положение народа и выступает защитником его интересов. Действительно, роль Батыр-ши в восстании 1755 года была именно в этом: он выступил идеологом и организатором восстания.
Однако есть и несколько иное толкование логики его «нелогичных» действий в период восстания 1755 года. Так, другой исследователь С.М. Хусаинов объясняет поведение Батырши в период восстания тем, что у него были две программы действий: программа-максимум - это программа освобождения края вооруженным путем и программа-минимум - убеждение императрицы в необходимости проведения административных реформ в управлении мусульманским населением, т. е. федерализации России [3].
Г.Б. Хусаинов в очерке о Батырше дал свою интерпретацию имеющихся фактов, раскрывая его сложный и противоречивый характер, трудную и горестную судьбу в рамках драматических событий башкирской истории.
Серию очерков Г.Б. Хусаинов посвятил династии могущественных благородных кантонов. Это несколько поколений башкирских фамилий: Куватовы, Уметбаевы, Азаматовы, Турумбето-вы, Султановы, Сыртлановы, Текеевы и Давлет-шины. Обосновав образованность и благородство рода Куватовых, отметив заслуженность
народного уважения и выделив наиболее значительные деяния представителей рода, автор обращается и к сведениям из рукописного памятника <^£эргэн тэуарихы» («История усерган») и «^^эргэн шигри шэжэрэhе» («Стихотворное шежере Усерган»), умело использует в описании и посвященные им народные песни.
Писатель повествует о том, что Куватовы в период кантонного правления занимали различные административные должности, служили в войсках, были начальниками кантонов и их помощниками, походными старшинами и заслужили свои награды и почести беззаветным и благородным служением народу.
В очерке «Кыуат старшина» («Куват старшина») автор показывает, что старшина Куват был не только умным, умелым, заботливым руководителем, почитаемым в народе, истинным патриотом своего края, но еще отмечает, что он был искусным политиком: «Кыуат старшина йэнэш йэшэгэн Кесе урза менэн Урта урза араИына ла сыгып, ырыу^аштарын эзлэY, бэйлэнеш булды-рыу гэмэлдэрен кYPЗе, ике ур^аныц арзатаылары менэн осрашып, ырыу-ара баглаштыр^ы, юлга hалышты, хатта ■кыргыз-'кайса'к ир-егеттэре, баштсорттар менэн берлэшеп, Яйык сик ^цы-гыныц Разбойний редутына, Орски^ан YPЗЭ ■каймак редутына ике таптсыр саптсын яhаны, казак отрядтарын тсыйратып бер квтвY hыйыр малы, бYтэн улъя алып тсайтты» («Старшина Ку-ват ездил в Малую Орду и Среднюю Орду, устанавливал связи с соплеменниками, налаживал отношения с другими племенами и родами, встречался с признанными предводителями этих родов, даже совместно с киргиз-кайсаками дважды совершал набеги на расположенный на Яицкой линии Разбойный редут и расположенный выше Орска калмыцкий редут, уничтожив казачий отряд, вернулся со стадом коров, другим добром») [2, с. 373]. Через несколько лет после возвращения на родину на него снова возложили обязанности старшины - еще одно свидетельство доверия народа к нему.
Произведение «Бурангол кантон» («Кантон Бурангул») посвящено младшему сыну старшины Кувата - Бурангулу. Основное внимание Г.Б. Хусаинов уделяет деятельности Буран-гула как военачальника. Этот очерк можно назвать историко-героическим, поскольку в нем повествуется о событиях Отечественной войны 1812 года, о том, как Бурангул вместе со своими конниками прошел путь от Москвы до Парижа
в походах русской армии 1812-1815 гг. Описываются его воинское мастерство, забота о солдатах, умение поднять в атаку. Французы, как известно, называли башкир «северными амурами» и автор очень умело обыгрывает эту деталь.
В очерке «Kаhарман кантон» («Кагарман кантон») повествование ведется о сыне Бурангу-ла, продолжившем дело отца. После Отечественной войны 1812 года Кагарман сначала становится помощником Бурангула (в то время руководитель 9-го кантона). Для того, чтобы наиболее полно раскрыть роль Кагармана в истории, автор обращается к исторически значимым встречам в его жизни - к образам генерал-губернатора Эссена Кирилла Петровича и графа Сухтелена Павла Петровича, а также императора Александра I, через диалоги с которыми раскрывается образ самого Кагармана. Кагарман-кантон вложил много сил, чтобы дать возможность башкирам учиться, получать образование. Оба губернатора, уступая его настоятельным прошениям, поддерживают его в желании отправить башкирских детей учиться в гимназии и университеты.
Подтверждая стремление Кагармана к знаниям, автор описывает, как после возвращения из французского похода Кагарман-кантон заложил два спаренных дома, одна часть которого служила гостиницей, а вторая была библиотекой.
Из истории известно, что Кагарман-кантон содержал и сэсэнов, но не для того, чтобы иметь при себе придворного поэта, восхваляющего его деяния, а потому, что ценил народное творчество. Хоть он имел все основания гордиться собой, Кагарман-кантон ни разу не заказал, как показывают источники, песни о себе. Его соратник и боевой друг, известный кураист Буранбай-сэсэн посвятил ему одну из своих песен.
Среди очерков Г.Б. Хусаинова, посвященных выдающимся деятелям башкирского народа и написанных на основе документальных источников, следует назвать и те, где описываются жизнь и деятельность башкирского просветителя, крупного религиозного деятеля, философа и врача Зайнуллы Расулева («Шейх Зайнулла-хазрат»), известного ученого и государственного деятеля, руководителя башкирского национального движения в 1917-1920 гг. Ахмет-заки Валиди («Ученый Валиди Туган»), всемирно известного ученого, тюрколога, этнографа, фольклориста Фатхелькадира Сулеймано-ва (в эмиграции - Абдулкадир Инан) и многих других, литературно-исторические портреты ко-
торых воссоздают их реальный облик во всей полноте и противоречивости и дают почувствовать тот исторический период времени, в который они жили и творили.
В очерке «Атсмулла - сэсэн шагир» («Ак-мулла - сэсэн, поэт») описывается жизненный путь поэта и его творчество. Автор выступает здесь и как наблюдатель, и как историк, и как ученый-писатель, используя свое мастерство ученого-исследователя для создания художественно значимого образа выдающегося поэта-импровизатора. Судьбу Мифтахетдина Акмуллы, создавшего кубаиры и песни, в которых он восхвалял свой народ и выступал против его притеснителей, по вине которых был преследуем, заключен в темницу, а впоследствии и убит, автор сравнивает с судьбами йырау, сэсэнов. Сравнивая его поэзию с конем-иноходцем, отмечает выдающуюся роль поэта в развитии духовной культуры не только башкир, но и братских соседних народов.
Отмечается, что жизненный путь Акмуллы был очень напряженным и драматичным. Ученый исследует его жизнь по периодам. В начальный период происходит становление поэта как личности, формируются его этические и эстетические взгляды, закладываются основы его поэзии, мировоззренческие установки. В этой части очерка дан богатый автобиографический материал.
Свою странническую жизнь Акмулла начал у себя на родине, будучи поначалу плотником, а зимой обучая детей грамоте. Позднее уехал в казахские степи, где уже только учительствовал. За его творческую деятельность, за стихи, в которых он призывал народ учиться, за открытость и прямоту характера, находчивость и остроумие народ прозвал его Акмуллой. Автор очерка отмечает, что по-казахски «акмулла» обозначает благородного, ученого человека. Это прозвище впоследствии стало его поэтическим псевдонимом.
Далее автор дает детальное описание особенностей поэзии Акмуллы, делая тонкие и интересные наблюдения над характером его творчества. Эти наблюдения поражают философской глубиной и основательностью и подтверждены многосторонними сравнениями. Останавливаясь на наставлениях Акмуллы, автор отмечает, что даже в такой традиционной жанровой форме как наставления (насихат) творчество поэта отличается своеобразием подхода. Его наставления тра-диционны только по форме, с точки зрения содержания они являются просветительскими.
Пристальное внимание Г.Б. Хусаинов уделяет вышедшей при жизни поэта книге «Элегия Ши-хабетдину» и характеризует это произведение как поэтическую декларацию башкирско-татарских просветителей, краткую поэтическую энциклопедию, высоко оценивает его художественные достоинства.
Заканчивая очерк, Г.Б. Хусаинов пишет: «Башторт халтсыньщ мэгрифэтсе шагиры Мифтахетдин Атсмулланыц зурлыгы - тради-цион язма поэзияны кYктэн ергэ твшврвYЗэ; абстрактлы^тан реаллеккэ, милли ерлеккэ ■куйыуза; эзэбиэттец идея-эстетик йвкмэткеhен, поэтикаhын халы'ксанлы'к менэн hуFарыуза. Ниhайэт, халытссан-демократик яцы башторт эзэбиэтенэ нигез ташы hалып, шуныц бер поэтик мэктэбен тыузырыуза. УFа милли твд hэм интернациональ рух вдтэп, поэзияhы менэн кYрше торзэш эзэбиэттэргэ лэ Й0F0нт0 яhарлы'к дэрэжэгэ кYтэрелеYендэ. Атсмулла шулар менэн зур, шулар менэн бвйвк» («Значимость творчества башкирского поэта-просветителя Мифта-хетдина Акмуллы в том, что традиционная письменная поэзия была опущена на землю, в переходе от абстрактных схем к реализму, возвращении на национальную почву, приближении идейно-эстетического содержания к народным представлениям. Он заложил народно-демократические основы башкирской литературы, создав тем самым одну из поэтических школ. Национальным колоритом и интернациональным духом его поэзия смогла оказать воздействие и на литературу братских народов. Именно этим и значима поэзия Акмуллы») [2, с. 505].
Таким образом, своими произведениями Г.Б. Хусаинов внес свежую струю в развитие жанра портрета и исторического очерка и способствовал дальнейшему его развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1 Башкирское народное творчество. Предания и легенды. - Т. 2. - Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. - 257 с.
2. Хвсзйенов Ил азаматтары. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1998. - 567 б. (Хусаинов Г.Б. Сыны Отчизны. - Уфа: Баш. кн. изд-во, 1998. - 567 с.).
3. Хусаинов С.М. Истоки идей федерализма в России и башкирская народная публицистика XVIII в. (на примере письменного наследия Батырши Алиева) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота. - 2015. - № 7. - Ч. 2. - С. 191-196.
4. Рынков П.И. История Оренбургская (1730-1750). Издание Оренбургского Губернского Статистического Комитета, 1896. - 93 с.
5. Юнусова Ф.Б. Образ Кинзи Арсланова в очерке Г. Хусаинова «Кинзя абыз» // Вестник Челябинского государственного университета, 2008. - № 27. - С. 163-166.
REFERENCES
1. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Predania i leg-endy [Bashir folk art. Traditions and ledends]. Vol. 2. Ufa, Bashkir book publishing house, 1987, 257 p. (In Russ.).
2. Khusainov, G.B. Syny Otchizny [Children of the Fatherland]. Ufa, Bashkir book publishing house, 1998, 567 p. (In Bash.).
3. Khusainov, S.M. Istoki idei federalizma v Rossii i bashkirskaya narodnaya publicistika XVIII v. (na prim-ere pismennogo naslediya Batirshy Alieva) [The origins of the ideas of federalism in Russia and the Bashkir folk journalism of the eighteenth century (exemplified by the written heritage of Batursha Aliev)]. Filologicheskie nau-ki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of the theory and practice]. Tambov, Gramota press, 2015, no. 7, part 2, pp. 191-196 (In Russ.).
4. Rychkov, P.I. Istoria Orenburgskaya (1730-1750) [History of Orenburg (1730-1750)]. The publication of the Orenburg Regional Committee. Orenburg, 1896, 93 p. (In Russ.).
5. Yunusova, F.B. Obraz Kinzi Arslanova v ocher-ke G. Xusainova «Kinzya abyz» [Character of Kinzya Arslanov in the essay of G. Khusainov Kinzya Abyz]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State University]. 2008, no. 27, pp. 163-166 (In Russ.).