Научная статья на тему 'Идейно-тематическое содержание, жанрово-стилевые и художественные особенности прозы Гайсы хусаинова (к 90-летию)'

Идейно-тематическое содержание, жанрово-стилевые и художественные особенности прозы Гайсы хусаинова (к 90-летию) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
668
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРОВЕДЕНИЕ / ТЕМА И ИДЕЯ / ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ПРИРОДА / СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ / ФИЛОСОФИЧНОСТЬ ПАРС-МИНИАТЮР / BASHKIR STUDIES / THEME AND IDEA / GENRE AND STYLISTIC NATURE / SYNTHESIS OF ACTUALITY AND ARTISTRY / PHILOSOPHY OF PARSA-MINIATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунафин Гиниятулла Сафиуллович

Академик Академии наук Республики Башкортостан, народный писатель Башкортостана Гайса Батыргареевич Хусаинов как историк и теоретик башкирской литературы и фольклора, культуролог, археограф и текстолог получил широкую известность не только в Башкортостане, но и за его пределами. Он внес большой вклад в развитие эпического рода башкирского искусства слова. В данной статье в процессе анализа его научно-популярных книг и художественных произведений, созданных в большинстве своем в результате синтеза логического и художественно-эстетического мышления, раскрываются их идейно-тематическое содержание, жанрово-стилевая природа и художественные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological-Thematic Content, Genre and Stylistic, Artistic Features of Gaysa Khusainov’s Prose (to His 90th Birth Anniversary)

The academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, People’s writer of Bashkortostan Gaysa Batyrgareevich Khusainov as a historian and theorist of Bashkir literature and folklore, culturologist, expert on archaeography and a textual critic has become widely known not only in Bashkortostan, but also outside the republic. He has made a major contribution to the development of an epic variety of the Bashkir oral tradition. In this article in the course of the analysis of his popular scholarly books and artistic works created for the most part as a result of the synthesis of logical and artistic and aesthetic thinking the author reveals their ideological-thematic content, genre-stylistic nature and artistic features.

Текст научной работы на тему «Идейно-тематическое содержание, жанрово-стилевые и художественные особенности прозы Гайсы хусаинова (к 90-летию)»

Г.С. Кунафин УДК 821 (470.57)

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ ГАЙСЫ ХУСАИНОВА (К 90-ЛЕТИЮ)*

Аннотация

Академик Академии наук Республики Башкортостан, народный писатель Башкортостана Гайса Батыр-гареевич Хусаинов1 как историк и теоретик башкирской литературы и фольклора, культуролог, археограф и текстолог получил широкую известность не только в Башкортостане, но и за его пределами. Он внес большой вклад в развитие эпического рода башкирского искусства слова. В данной статье в процессе анализа его научно-популярных книг и художественных произведений, созданных в большинстве своем в результате синтеза логического и художественно-эстетического мышления, раскрываются их идейно-тематическое содержание, жанрово-стилевая природа и художественные особенности.

Ключевые слова: башкироведение, тема и идея, жанрово-стилевая природа, синтез документальности и художественности, философичность парс-миниатюр

Ginijatulla S. Kunafin

IDEOLOGICAL-THEMATIC CONTENT, GENRE AND STYLISTIC, ARTISTIC FEATURES OF GAYSA KHUSAINOV'S PROSE (TO HIS 90th BIRTH ANNIVERSARY)

Abstract

The academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, People's writer of Bashkortostan Gaysa Batyrgareevich Khusainov as a historian and theorist of Bashkir literature and folklore, culturologist,

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Русско-башкирские культурные и литературные связи XVII - начала XX веков: этапы и особенности развития», № 18-412-020034

1 Хусаинов Гайса Батыргареевич (р. 10.04.1928, д. Утяганово Уфимского кантона БАССР (Кармаскалинский р-н РБ)], литературовед, писатель. Академик АН РБ (1991), доктор филологических наук (1971), профессор (1972). Народный писатель РБ (2008). Заслуженный деятель науки РФ (1992) и БАССР (1976), отличник образования РБ (1994). Член Союза писателей (1956). Окончил Башкирский педагогический институт им. К.А. Тимирязева (1951). С 1954 г. работает в ИИЯЛ: с 1957 г. старший научный сотрудник, с 1965 г. зав. отделом, с 1999 г главный научный сотрудник; одновременно в 1996-2000 гг. главный редактор журнала «Ватандаш».

Gaysa B. Khusainov (bom April 10, 1928, village of Utyaganovo, Ufa kanton, BASSR, today Karmaskalinsky district, the Republic of Bashkortostan), literary critic, writer. Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (1991), Dr.Sc. (Philology) (1971), Professor (1972); Republic of Bashkortostan People's Writer (2008), Honoured Science Worker of the Russian Federation (1992) and the BASSR (1976), High Achiever of Education of the Republic of Bashkortostan (1994); member of the Union of Writers (1956). Prof. Khusainov graduated from K. Timiryazev Bashkir Pedagogical Institute in 1951; since 1954 has been working at the Institute of History, Language and Literature: since 1957 as senior researcher, since 1965 as head of a department, since 1999 as chief research fellow, simultaneously in 1996-2000 editor-in-chief of the Vatandash (Compatriot) magazine.

Кунафин Гиниятулла Сафиуллович, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: kbl2000@mail.ru

Ginijatulla S. Kunafin, Prof. Dr.Sc. (Philology), Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Head of the Department ofBashkir Literature, Folklore and Culture, Faculty ofBashkir Philology and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: kbl2000@mail.ru

© Кунафин Г.С., 2018

60

Г. С. Кунафин

expert on archaeography and a textual critic has become widely known not only in Bashkortostan, but also outside the republic. He has made a major contribution to the development of an epic variety of the Bashkir oral tradition. In this article in the course of the analysis of his popular scholarly books and artistic works created for the most part as a result of the synthesis of logical and artistic and aesthetic thinking the author reveals their ideological-thematic content, genre-stylistic nature and artistic features.

Key words: Bashkir studies, theme and idea, genre and stylistic nature, synthesis of actuality and artistry, philosophy of parsa-miniatures

Развитие ряда гуманитарных наук в Башкортостане, башкирской литературы, начиная с 50-х годов XX века и до наших дней, тесно связано с именем академика АН РБ, народного писателя Башкортостана, башкироведа энциклопедического плана, признанного в республике и за ее пределами, Г.Б. Ху-саинова, внесшего огромный вклад в развитие таких областей башкирского литературоведения, как история и теория литературы, литературная критика, биобиблиография, текстология и археография, фольклористика. Он является автором трудов и по другим отраслям гуманитарных наук, в частности, по истории, этнографии, этике, эстетике, философии, языку, печати, образованию и искусству башкирского народа, а также - художественных произведений исторического, философского характера. В этой статье нам хотелось бы акцентировать внимание в основном на оценке его научно-популярных и литературных произведений.

В мире сегодняшнего башкироведения Г.Б. Ху-саинов получил известность как видный ученый и писатель, умеющий чрезвычайно искусно и тонко сочетать дар логического, научного мышления с «секретами пера», художественного, образного мышления. В последние годы он внес весомый вклад в «оживление» серии «Арзатаы шэхестэр тормошо» («Жизнь знаменитых людей»). Одна за другой вышли его историко-биографические книги под названиями «Мехэммэтсэлим Эмет-баев» (1991; «Мухаметсалим Уметбаев»), «Ри-заитдин бин Фэхретдин» (1997; «Ризаитдин бин Фахретдин»), «Эхмэтзэки Вэлиди-Туган» (2000; «Ахметзаки Валиди Тоган»), «Батырша» (2005). В книге «Ил азаматтары» (1998; «Сыны Отчизны»), наряду с историко-документальными повестями, автор дал литературные портреты более 20 почетнейших сынов Отчизны, оставивших свой след в дооктябрьской истории башкирского народа [11, с. 238-574]. Уже в 80-е годы прошлого

века он активно приступает к научно-литературной деятельности -к написанию литературных портретов и воспоминаний. В результате в 1988 г. выходит в свет его сборник литературных портретов, воспоминаний, парс и статей под названием «Замана» («Времена»), посвященный более чем 10 видным башкирским деятелям литературы и искусства, творчество которых пришлось на годы советской власти. Совмещая в своей книге способности ученого и писателя, «уместно используя повествование, описание, диалог, монолог и другие художественно-изобразительные средства, а также прием гипотезы» [3, с.133], Г.Б. Хусаинов ознакомил в научно-популярном стиле широкий круг читателей с жизнью, творчеством и общественной деятельностью наших видных личностей.

Г.Б. Хусаинов отмечает, что вышеуказанные книги по своей документальной основе написаны немного в духе биографических романов таких классиков западной литературы, как Стефан Цвейг, Андре Моруа, Ромен Роллан, по стилю, объединившему качества документальности и художественности, они во многом подчиняются канонам романа. В них в литературно-описательном стиле отображается научная и литературная деятельность исторических личностей, вместе с их творческим миром также находят яркое отражение их биографии и образы [2, с. 25-26; 3, с. 134; 7, с. 120].

В 80-е годы прошлого века ученый-писатель осваивает историко-биографические и истори-ко-документальные разновидности жанра повести, одну за другой пишет свои киссы: «Пугачев фельдмаршалы» («Фельдмаршал Пугачева»), «Ал-дар батыр тсисса^!» («Кисса об Алдар-батыре»), «Рудасы Исмэгил Тасим улы» («Рудокоп Исма-гил Тасимов») («Батыр^ар тсисса^1. Тарихи проза». Уфа, 1986 - «Кисса о героях. Историческая проза»). В них он продолжает традиции жанров восточной литературы в соответствии с требова-

ниями своего времени, старается сохранить утвержденные еще в средних веках черты собирательного жанра киссы (повести), который включает в себя понятия «рассказ», «повесть», «история», «событие». С этой точки зрения «Кис-са о героях» - «.. .это не сборник отдельных повестей и рассказов, а эпическое произведение с ящичной композицией, компоненты которого соединены единым стилем и пафосом, и самое главное, одной общей темой. Сюжетам данной «ящичной» киссы присущи документальность и подробное освещение биографии героев. Их объединяет тема борьбы башкирского народа против национально-колониального гнета. Эта тема образует основной стержень киссы о героях. Благодаря данной теме сплоченные в одну ящичную композицию произведения истори-ко-документального характера - повести и рассказы - имеют большое социально-политическое значение» [2, с. 26]. В них ученый-писатель ознакомил широкую общественность с почтеннейшими сынами нашей Отчизны (Алдар Исянгиль-дин, Карахакал, Батырша, Бадергул Юнаев, Ис-магил Тасимов), оставившими глубокий след в истории народа, но из-за идеологии, провозглашенной советским государством, подвергшимися забвению и известными только узкому научно-литературному кругу, тем самым «способствовал раскрытию «занавесей» истории, воспитанию у народа исторического сознания и национального самосознания, патриотических чувств» [1, с. 35].

Это же можно сказать и о романе ученого-писателя «Канлы илле биш» (1996; «Кровавый пятьдесят пятый»), берущем свое начало из его рассказа «Батырша мулла» («Батырша-мулла») [11, с. 275-294] об Абдулле Галиеве (Батырша), идеологе башкирского восстания 1755 года, которое осталось в истории под названием «Восстание Батырши». В своем рассказе писатель акцентирует внимание на повествовании о происшествиях, «превративших батыра в изгоя», останавливается на раскрытии причин этого трагического явления, описывает моменты, когда Батыр-ша, попавший в Шлиссельбургскую тюрьму, решается на смелый шаг - пишет письмо императрице Елизавете Петровне и, стремясь сбежать из тюрьмы, встречает свою гибель, храбро сражаясь с ее стражниками [1, с. 35]. «В романе же он ставит в центр повествования жизнь и судьбу народа, весьма уместно и искусно используя историко-документальные материалы, ярко освещает ужасающие последствия национально-

колониальной политики, проводимой в Башкортостане царским самодержавием» [2, с. 27].

В романе «Кровавый пятьдесят пятый» автор сохраняет верность литературным традициям, возрожденным в его «Киссе о героях». Автор широко использует жанрово-стилевые особенности, приемы и средства, относящиеся к таким сильно развитым жанрам нашей средневековой литературы, как таварих (историческое сочинение о племени или роде), мактуб (послание), сая-хатнаме (путевые записи), тарихнаме (историческое сочинение регионального или зонального масштаба). Они заметно усиливают документальную, фактическую основу романов и реальность отображаемых событий. Кстати, жанровую форму данного произведения автор сам же отмечает как историко-хроникальный роман и указывает на его характерные особенности: исто-рико-хроникальное произведение не оставляет места для вымысла, сухой мечты и пустой фантазии. Если их использовать, это будет нарушением норм жанра и искажением исторических фактов [10, с. 7].

Роман Г.Б. Хусаинова - произведение многоплановое. Его пространственная поэтика довольно широка; композиционное строение произведения определяют несколько крупных и мелких сюжетных линий. В их центре стоит образ ученого муллы Батырши, чья жизнь и деятельность последовательно освещена на протяжении определенного отрезка времени. Многие события, явления и факты в романе повествуются, описываются и оцениваются именно с его точки зрения. Произведение начинается с описания жизни молодого шакирда, о его мучительных размышлениях о своем народе, страдающем под гнетом своих правителей [7, с. 122; 9, с. 233-234]. Абдулла Галиев является идеологом и организатором восстания, пишет и распространяет довольно большое и глубоко содержательное, аргументированное воззвание [1, с. 457-465]. Но автор не идеализирует Батыршу. Ему не чужды и сомнения, и страхи, и растерянность. Бывали даже случаи, когда он проявлял нерешительность в самые ответственные и судьбоносные моменты. Однако героя никогда не покидает чувство любви к свободе. Именно это чувство и явилось самой большой силой, связующей его с народом. Ведь не зря же «.в романе на первый план выдвигается идея, согласно которой основной целью народного восстания является защита духовной свободы... интересно то, что автор старается

62

Г.С. Кунафин

осветить в своем произведении данную идею с высоты не только социально-экономических, политических, культурных, но и философских, духовно-нравственных, религиозных явлений общественной жизни» [2, с. 29]. Для нашей исторической прозы - это явление новое.

«Кровавый пятьдесят пятый» имеет своеобразное строение композиции. Как справедливо отмечает литературовед З.Г. Хайбуллина, роман писателя так же, как и его «Кисса о героях», сочетает в себе традиции произведений, построенных на собирательной, ящичной композиции [8, с. 78-79].

Гайса Батыргареевич развивает традиции жанров киссы, тавариха и шежере в новых исторических условиях, придает им особый блеск, вносит большой вклад в развитие историко-до-кументальных и историко-хроникальных жанровых форм в нашем современном эпосе [2, с. 29-30; 7, с.122 - 123].

Г.Б. Хусаинов дал «второе дыхание» традициям «воспитательной литературы» и жанру хикмет; начал знакомить читателей со своими глубокомысленными парсами-миниатюрами -плодами творчества мудрого, вдохновенного, философского и этического содержания. Творческая деятельность ученого и писателя в данном направлении, начавшаяся с фиксирования мыслей-суждений, наблюдений о литературе и искусстве в объемной тетради, позднее систематизировалась и вышла в сборнике «Сэйэхэт дэфтэре» (1976; «Дневник путешествий»). Цикл парс, вышедших в книге «Заман. Э^эбиэт. Э^ип» (1978; «Эпоха. Литература. Писатель»), «Зама-на» (1988; «Времена») и состоящий только из парс сборник «FYмер» (1990; «Жизнь») вдохнули новую жизнь в этот жанр. Если в досоветский период в башкирской литературе произведения жанра хикмет-парсы в основном были написаны в стихотворной форме, то Г.Б. Хусаинов этими сборниками фактически проторил дорогу прозаической форме данного миниатюрного жанра [13, с. 177].

Его книга «Донъя» (2000; «Весь мир») явилась ярким доказательством тому, что жанр парсы наряду с другими жанрами начал обретать в нашем словесном искусстве свое заслуженное место.

Парсы Г.Б. Хусаинова богаты как своим содержанием, так и своими жанровыми формами. Это и притчи, и беседы, и диспуты, и хикметы. Парсы доводятся до читательской души в основ-

ном методом синтеза логических и образных мыслей. И научные взгляды, и мысли, и фактические сведения, и аргументы-гипотезы, и приемы описания и повествования, и ассоциативные и лексические изобразительные средства, и стилистические фигуры и элементы поэтической фонетики, ритма, рифмы - все это занимает большое место в парсах ученого-писателя [2, с. 30-31; 4, с. 136; 5, с. 148; 7, с. 123-124].

Г.Б. Хусаинов создал своеобразный философский вид данного жанра. Это подтверждается и его сборниками миниатюр под названиями «Философия» («Моя философия»), «Донья» («Вселенная»), «Эзэп-эхлатс» («Мораль»), «Этика». Его парсы сами по себе достойны специального системного изучения.

В этом году Гайса Батыргареевич отметил свой 90-летний юбилей.

Члены президиума АН РБ, отделения социально-гуманитарных наук и технологий АН РБ, редакция журнала «Проблемы востоковедения» от души его поздравляют и желают здоровья, благополучия, новых творческих успехов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкорт гилеме. БР ФА академигы F^. Хе-сэйеновтьщ 75 йэше уцайынан эзерлэнгэн мэкэлэлэр йыйынтыгы. 9фе: Fилем, 2004. 540 б. (Башкирове-дение. Сборник статей к 75-летию со дня рождения академика АН РБ Г.Б. Хусаинова. Уфа: Гилем, 2004. 540 с., на рус. и башк. яз.).

2. Кунафин Г.С. Энциклопедист нашего времени // Хусаинов Г.Б. Гуманитарий. Литература. Духовная культура. Фольклор. История. Археография / вступ. статья Кунафина Г.С. Уфа: Гилем, 2008. 636 с.

3. Кунафин Г.С. Постижение мудрости веков // Ватандаш (Соотечественник. Compatriot). Уфа. 2008. № 4. С. 119-142.

4. Кунафин Г.С. Ученый-энциклопедист нашего времени // Ватандаш (Соотечественник. Compatriot). Уфа, 2013. № 4. С. 28-39.

5. Кунафин Г.С. Хранитель памяти народной // Бельские просторы. Уфа. 2013. № 3. С. 145-149.

6. Кунафин Г.С. Оло ижади шэхес, галим-эн-циклопедист 11эм эзип // Башкорт гилеме. БР ФА академигы F^. Хесэйеновтын 75 йэше уцайынан эзерлэнгэн мэкэлэлэр йыйынтыгы. Эфе: Fилем, 2004. 540 б. (Кунафин Г.С. Крупная творческая личность, ученый-энциклопедист и писатель // Башкироведение. Сборник статей к 75-летию со дня рождения акаде-

мика АН РБ Г.Б. Хусаинова. Уфа: Гилем, 2004. 540 с., на рус. и башк. яз.).

7. Кутафий F.C. Заманабыз энциклопедисы // Агизел. 2008. № 4. 107-129-сы бб. (Кунафин Г.С. Энциклопедист нашего времени // Агидель. 2008. № 4. С. 107-129).

8. Хайбуллина З.Г Башторт тарихи романы: жанр hэм стиль мэсьэлэлэре. 9фе: БДУ РНБ, 2005. 148 б. (Хайбуллина З.Г. Башкирский исторический роман. Проблемы жанра и стиля. Уфа: РИО БГУ, 2005. 148 с.).

9. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века. Уфа: Гилем, 2004. 340 с.

10.Хвсэйенов Г.Б. Ханлы илле биш. Тарихи роман. 9фе: Китап, 1996. 544 б. (Хусаинов Г.Б. Кровавый пятьдесят пятый. Уфа: Китап, 1996. 544 с.).

11. Хвсэйенов Г.Б. Эдэрзэр. 9с томда. Т. 1. Ил азаматтары. Тарихи шэхестэр тормошо. 9фе: Китап, 1998. 576 б. (Хусаинов Г.Б. Сочинения. В трех томах. Т. 1. Сыны Отчизны. Уфа: Китап, 1998. 576 с.).

12.Хвсэйенов Г.Б. Эдэрзэр. 9с томда. Т. 2. Донъя. Парсалар. 9фе: Китап, 2000. 576 б. (Хусаинов Г.Б. Сочинения. В трех томах. Т. 2. Весь мир. Миниатюры. Уфа: Китап, 2000. 576 с.).

13. Эбелгужина Ф.Р. Башторт эзэбиэтендэ парса жанры. Формалашыу hэм Yeеш юлдары. 9фе: БДУ РНО, 2004. 177 б. (Абелгужина Ф.Р. Жанр парсы в башкирской литературе. Пути формирования и развития. Уфа: РИО БашГУ 2004. 177 с.).

REFERENCES

1. Bashkirovedenie. Sbornikstatey k 75-letiyu so dnya rozhdeniya akademika AN RB G.B. Khusainova [Bashkir Studies. Collection of Articles Devoted to the 75th Birth Anniversary of Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan G.B. Khusainov]. Ufa: Gilem press, 2004. 540 p. (in Russ. and Bashkir).

2. Kunafin, G.S. Entsiklopedist nashego vremeni [The Encyclopaedist of Our Time]. In: Khusainov, G.B. Gumanitariy. Literatura. Dukhovnaya kul 'tura. Fol'klor. Istoriya. Arkheografiya [The Humanities Scholar. Literature. Spiritual Culture. Folklore. History. Archaeography]. Introductory Article by Kunafin G.S. Ufa: Gilem press, 2008. 636 p. (in Russ.).

3. Kunafin, G.S. Postizhenie mudrosti vekov [Comprehension of the Wisdom of Centuries]. The Vatan-

dash - Compatriot Journal. Ufa, 2008. No. 4. P. 119-142 (in Russ.).

4. Kunafin, G.S. Uchenyy-entsiklopedist nashego vremeni [The Encyclopaedist Scholar of Our Time]. The Vatandash - Compatriot Journal. Ufa, 2013. No. 4. P. 28-39 (in Russ.).

5. Kunafin, G.S. Khranitel'pamyati narodnoy [The Guardian of the People's Memory]. Bel'skie prostory -The Belaya Vistas Magazine. Ufa, 2013. No. 3. P. 145149 (in Russ.).

6. Kunafin, G.S. Krupnaya tvorcheskaya lichnost', uchenyy-entsiklopedist i pisatel' [The Famous Creative Person, Encyclopaedist Scholar and Writer]. In: Bashkirovedenie. Sbornik statey k 75-letiyu so dnya rozhdeniya akademika AN RB G.B. Khusainova [Bashkir Studies. Collection of Articles Devoted to the 75th Birth Anniversary of Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan G.B. Khusainov]. Ufa: Gilem press, 2004. 540 p. (in Russ. and Bashkir).

7. Kunafin, G.S. Zamanybyth entsiklopedisy [Encyclopaedist of Our Time]. The Agidel Magazine. 2008. No. 4. P. 107-129 (in Bashkir).

8. Khaibullina, Z.G. Bashkort tarikhy romany: zhanr ham stil'mas'alalare [The Bashkir Historical Novel. Genre and Style]. Ufa: Bashkir State University press, 2005. 148 p. (in Bashkir).

9. Khasanov, R.F. Bashkirskiy istoricheskiy roman 80-90-kh godov XX veka [The Bashkir Historical Novel of the 80-90's of the 20th Century]. Ufa: Gilem press, 2004. 340 p. (in Russ.).

10. Khusainov, G.B. Kanly ille bish. Tarikhi roman [The Bloody Fifty-Five. A Historical Novel]. Ufa: Kitap press, 1996. 544 p. (in Bashkir).

11. Khusainov, G.B. d&ardar. Os tomda. T. 1. Il azamattary. Tarikhi shakhestar tormosho [Works in Three Volumes. Vol. 1. Sons of the Motherland. The Life of Historical Persons]. Ufa: Kitap press, 1998. 576 p. (in Bashkir).

12. Khusainov, G.B. d&ardar. Os tomda. T. 2. Do-nya. Parsalar [Works in Three Volumes. Vol. 2. The Whole World. Miniatures]. Ufa: Kitap press, 2000. 576 p. (in Bashkir).

13. Abelguzhina, F.R. Bashkort adabiatenda parsa zhanry. Formalashyu ham uGesh yuldary [The Genre of Parsa in Bashkir Literature. Ways of Its Formation and Development]. Ufa: Bashkir State University press, 2004. 177 p. (in Bashkir).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.