Научная статья на тему 'Образ Кинзи Арсланова в очерке г. Хусаинова «Кинзя-абыз»'

Образ Кинзи Арсланова в очерке г. Хусаинова «Кинзя-абыз» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
445
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЗЯ АРСЛАНОВ / ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ / БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / БАШКИРСКИЙ ОЧЕРК / ПУБЛИЦИСТИКА / Г. ХУСАИНОВ / КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773-1775 ГОДОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юнусова Фирдаус Бариевна

В статье «Образ Кинзи Арсланова в очерке литератора Г. Б. Хусаинова» отражается проблема художественного изображения образа Кинзи Арсланова (башкирского предводителя Крестьянской войны в 1773-1775 годах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Кинзи Арсланова в очерке г. Хусаинова «Кинзя-абыз»»

3 Там же. - С. 163.

4 Тарлинская, М. Г. Структура и эволюция английского стиха : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М. Г. Тарлинская. - М., 1975. - С. 5.

5 Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 154.

6 Ковтунова, И. И. Поэтический синтаксис. - С. 12.

Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 131.

8 Роднянская, И. Б. «Выхожу один я на дорогу» / И. Б. Роднянская // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 95.

9 Там же. - С. 95-96.

10 Там же. - С. 96.

11 Ковтунова, И. И. Поэтический синтаксис. - С. 177.

12

Роднянская, И. Б. «Выхожу один я на дорогу». - С. 96.

13 Hornby, A. S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / A. S. Hornby.

- Moscow ; Oxford, 1982. - P. 218.

14 См.: Новиков, А. И. Семантика текста и его формализация / А. И. Новиков. - М., 1983.

Ф. Б. Юнусова

ОБРАЗ КИНЗИ АРСЛАНОВА В ОЧЕРКЕ Г. ХУСАИНОВА «КИНЗЯ-АБЫЗ»

В статье «Образ Кинзи Арсланова в очерке литератора Г. Б. Хусаинова» отражается проблема художественного изображения образа Кинзи Арсланова (башкирского предводителя Крестьянской войны в 1773-1775 годах).

Ключевые слова: Кинзя Арсланов, Емельян Пугачев, башкирская литература, башкирский очерк, публицистика, Г. Хусаинов, Крестьянская война 1773-1775 годов.

Крестьянская война 1773-1775 годов - одно из самых крупных восстаний в истории XVIII века. В нем участвовали многие народы тогдашней Российской империи. По историческим сведениям, башкиры составляли почти половину войск восставших. Башкирский народ выставил десятки тысяч воинов, сотни военачальников и полководцев. Среди них были такие талантливые и известные личности, как руководитель башкирских войск Зауралья фельдмаршал Базаргул Юнаев, генерал Юла-ман, бригадир (генерал-майор) Салават Юлаев и другие; высшие офицеры армии Е. Пугачева - полковники Каранай Муратов, Юлай Азналин, Каскын Самаров, Ямансары Яппаров, Алибай Мурзагулов, Батыркай Иткинин и другие [1. С. 309].

Один из основных идеологов Крестьянской войны, главный атаман национальных войсковых формирований армии Е. Пугачева Кинзя Арсланов был видной фигурой не только в истории башкирского народа, но и страны. Однако, несмотря на это, многие факты из его биографии, общественно-политической и военной деятельности долгие годы оставались в тени. Здесь мы можем указать лишь роман Гали Ибрагимова «Кинзя» [2]. Для этого были, скорее всего, свои объективные и субъективные причины.

Очерк «Кинзя-абыз» видного ученого и писателя Г. Б. Хусаинова опубликован в 1998 году и охватывает только его деятельность в период Крестьянской войны.

Автор, опираясь на исторические источники и документы, сумел предельно достоверно раскрыть образ своего героя. Здесь необходимо сказать несколько слов о стиле очерка. Наряду с публицистическим стилем, характерным для очерка, есть

черты и научного стиля. Однако два стиля гармонично переплетаются друг с другом, создавая своеобразие, помогающее глубже и убедительнее воспринимать образ К. Арсланова, человека разностороннего и неординарного.

Во-первых, К. Арсланов был одним из самых высокообразованных людей своего времени. Поэтому народ с уважением называл его «абыз». «Абыз: уст.- просвещенный и почитаемый человек» [3. С. 2]. Дальнейшая его деятельность вполне доказала это: знание многих языков, ум и мудрость помогали ему найти общий язык с людьми, защищать пером и словом их интересы и чаяния. Во-вторых, необходимо уяснить и другое уважительное обращение - Кинзя-мулла. В данном случае «мулла» означает не только религиозный статус, но и глубокое знание канонов ислама и основ шариата. В-третьих, Кинзя Арсланов - старшина Бошман-Кыпчакской волости Нугайской даруги. В то же время эта должность перешла ему не по наследству, а вследствие его заслуг перед своим народом [1. С. 311].

Автор, основываясь на исторических документах, доказывает, что впервые данные о К. Арсланове встречаются в купчих - документах о продаже земель, датированных 1754 годом. Тогда он участвовал как поверенный, представитель своего рода в этом деловом соглашении. В остальных документах отражается дальнейшая деятельность героя. Например, по распоряжению губернатора Оренбургской губернии Д. В. Волкова, он совместно с другими наиболее авторитетными волостными старшинами Нугайской даруги участвовал в работе комиссии, занимающейся вопросами земледелия и хлебопашества среди башкир. Таким образом, участие в таких масштабных делах показывает его уровень и административный потенциал. Кроме того, в одном из писем, адресованных губернатору, К. Арсланов поднимает такие глобальные политические, экономические и правовые вопросы, как ущемление вотчинных прав башкир, незаконный захват земель, многочисленные налоги, военная служба и т. д.

В 1767 году по распоряжению Екатерины II была создана Уложенная комиссия, занимающаяся составлением новых законов. По гипотезе автора, Кинзя Арсланов от имени башкир Нугайской даруги внес на рассмотрение вопросы, которые и ранее были доложены им генерал-губернатору (вотчинные права башкир, незаконная распродажа земель, налогообложение, военная служба и т. д.).

По мнению автора, к началу Крестьянской войны Кинзя Арсланов был высокообразованный человек, умудренный жизнью, имеющий большой административный и хозяйственный опыт. Гайса Хусаинов называет его человеком, который завоевавал авторитет и положение в обществе. В дальнейшем автор раскроет его организаторский талант более подробно. Таким образом, по мнению автора, участие К. Арсланова в восстании было не случайностью, а обдуманным решением во благо своего народа.

Первая встреча с Емельяном Пугачевым оставила у К. Арсланова благоприятное впечатление. Автор так описывает это историческое событие: «...в просторной комнате был сооружен погост, похожий на длинную, но низкую скамейку, покрытый ковром. На высоком кресле, внешне похожем на трон, сидел Его высочество. На нем был длинный блестящий камзол с пазументами, на голове папаха, на плече - новая светлая лента. Борода острижена полукругом на казацкий манер, усы густые, взгляд острый. Наверное, это и есть Емельян Пугачев» [1. С. 314].

«... Неожиданно царь Петр Федорович задает вопрос Кинзе:

- Ну что, Кинзя, ты меня узнаешь?

Походный старшина, многое повидавший в жизни Кинзя вдруг удивился: что это - проверка? Может, хочет узнать, о чем я думаю?

- Так точно, ваше величество Петр Федорович, я помно и познаю ваше императорское величество! - так по-русски с честью ответил Кинзя. Такой ответ понравился Пугачеву и его атаманам, которые сидели в окружении его...». [1. С. 314].

Интересны и философские размышления автора о героизме и храбрости. По его мнению, кто-то храбр сам, но иногда простое слова имеет такие же вес и роль, что мужество на поле брани. Своими горячими манифестами и идеями Кинзя нашел ключ к сердцам людей, поднял их на борьбу. От имени государя Петра III он писал воззвания и обращения к тюркоязычным народам Российской империи на их родных языках или на тюркском. Знакомым авторитетным старшинам и аксакалам обращался лично письмом, разъясняя идеологию восставших. Таким образом, его роль в ходе восстания неоценима. Для подтверждения своих размышлений автор далее обращается к письму Алибая Мурзагулова, друга и соратника Кинзи Арсланова, хранящемуся в настоящее время в историческом архиве. Данный факт выполняет в очерке двоякую функцию. Во-первых, наглядно иллюстрирует роль и авторитет К. Арсланова в Военном совете Е. Пугачева; во-вторых, вносит в очерк черты документальности.

На последующих страницах автор раскрывает образ К. Арсланова шире, показывая его искусным и хладнокровным военачальником на поле брани. Оценивая его полководческий дар и роль в ходе восстания, Гайса Хусаинов пишет: «Если бы Кинзя не спас оставшегося без войска Е. Пугачева и не собрал заново войска, вряд ли в таком случае Пугачев, пройдя рейдом пол-России, встал в ряды известных личностей». Таким образом, шаг за шагом раскрывается образ мудрого и талантливого человека и общественного деятеля.

Действительно, надо отдать должное главному полковнику К. Арсланову и его школе, которую прошли такие знаменитые личности, как Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Каскын Хамазов, Каранай Муратов, Юлай Азналин, считавшиеся полноправными полководцами Пугачева. Каждый из них - авторитетный военный, умело удерживающий линию фронта.

В композиционном плане очерк завершается баитом, сложенным сэсэнами в честь Кинзи Арсланова.

Крестьянская война 1773-1775 годов явилась кульминационной точкой народных движений ХУП-ХУШ веков. Хотя она завершилась поражением восставших, тем не менее сыграла большую роль в истории нашей страны, в истории наших народов. Е. Пугачев и К. Арсланов олицетворяют собой нерушимую дружбу русского и башкирского народов.

В очерке «Кинзя-абыз» Гайса Хусаинов выступает не только как ученый и историк, но и как публицист. Показывая своего героя как образованного, неординарного в разных жизненных ситуациях человека, автор умело показывает страницы его жизни, военную деятельность, победы и поражения, добиваясь таким образом художественного обобщения. Взаимоотношения и встречи с Е. Пугачевым показаны, в основном, на фоне боевых действий.

В заключение необходимо еще раз отметить, что в очерке Гайсы Хусаинова описанные события раскрываются на основе исторических фактов и архивных документов. Они гармонично дополнены художественными деталями, придающими живость сюжету произведения. Ученый-литературовед Г. Хусаинов внес заметный вклад в становление и пропаганду таких жанров малой прозы, как исторический портрет и исторический очерк.

Список литературы

1. Хусаинов, Г. Б. Герои отечества. Жизнь исторических личностей / Г. Б. Хусаинов.

- Уфа : Китап, 1998. - 576 с.

2. Ибрагимов, Г. Кинзя / Г. Ибрагимов. - Уфа : Башк. кн. изд-во, 1977. - 120 с.

3. Башкирско-русский словарь. - М. : Дигора, 1996. - 884 с.

Е. С. Ярина

«МЫ ЕСТЬ ТО, ЧЕМ МЫ ВЛАДЕЕМ...»: МОТИВ ОВЕЩЕСТВЛЕНИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОБСТВЕННИКА В РОМАНАХ Э. ЕЛИНЕК «ЛЮБОВНИЦЫ», «ПИАНИСТКА»

Статья посвящена анализу мотива овеществления в романах Э. Елинек «Любовницы» и «Пианистка». Исследовав мотив овеществления на уровне построения портрета героев, автор отмечает следующие особенности: физический облик персонажей предстает фрагментарным, расчлененным, уподобляется вещи или механизму. Доминантой внутреннего содержания образа становится идентичность собственника, стирающая границы между человеком и вещью.

Ключевые слова: Э. Елинек, роман, мотив овеществления, портрет, идентичность собственника.

Сегодня проблема сущности человеческой личности, смысла его бытия и особенностей идентичности занимает центральное место во многих гуманитарных дисциплинах. На протяжении ХХ века происходило осознание насущных проблем современности: угроза духовности человека, утрата смысла жизни, отчуждение, овеществление, нивелирование личности1. С формированием общества потребления целью человеческого бытия становится обладание различными материальными ценностями, что порождает, по мнению Э. Фромма, «кризис идентичности» . В связи с этим проблема самоидентификации становится своеобразной призмой, через которую рассматриваются важные аспекты современной жизни3.

Мы обратились к творчеству австрийской писательницы - Э. Елинек, в 2004 году получившей Нобелевскую премию по литературе4. В настоящее время существует значительное количество критических работ, посвященным разным аспектам творчества австрийской писательницы: особенности построения образной системы и специфика женской субъективности5, своеобразие стиля и «мужской» авторской по-зиции6. Объектом исследовательского внимания становится и феминистская направленность текстов, приемы языковой игры как воплощение сатирического пафоса, соотношение реализма и сатиры, изображение Австрии, проблема интертекстуальности, разоблачение сложившихся стереотипов и др7.

Мы анализируем творчество Э. Елинек сквозь призму проблемы самоидентификации. Соглашаясь с тезисом предшествующих исследователей об искажении субъективности героев Елинек, мы предлагаем определить доминанту их самосознания как идентичность собственника. Формальным воплощением данной идеи становится мотив овеществления. Анализу данного мотива в романах «Любовницы» (1975), «Пианистка» (1983) и посвящена наша статья. Несмотря на очевидные отличия этих двух романов, относящихся к разным периодам творчества («Любовницы»

- завершение раннего этапа, а «Пианистка» - расцвет зрелого творчества): схема-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.