Научная статья на тему 'Морально-этические взгляды башкирских просветителей в становлении нравственного сознания народа'

Морально-этические взгляды башкирских просветителей в становлении нравственного сознания народа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
852
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна

Статья представляет собой философское исследование сущности и своеобразия морально-этических взглядов башкирских просветителей во второй половине XIX века. На основе социально-философского анализа поэтического творчества башкирских просветителей раскрываются этнические особенности становления нравственного и этического сознания народа, предлагаются пути осмысления исторических судеб и будущего башкирского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-этические взгляды башкирских просветителей в становлении нравственного сознания народа»

Ф. В. Даминдарова

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ БАШКИРСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НАРОДА

Статья представляет собой философское исследование сущности и своеобразия морально-этических взглядов башкирских просветителей во второй половине XIX века. На основе социально-философского анализа поэтического творчества башкирских просветителей раскрываются этнические особенности становления нравственного и этического сознания народа, предлагаются пути осмысления исторических судеб и будущего башкирского народа.

Морально-этические и философские взгляды башкирских просветителей родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и в борьбе против притеснения народных масс в условиях дореволюционной Башкирии. Они впитали в себя духовное богатство народа, выросли на благодатной почве устной и письменной поэзии, на лучших образцах русской, восточной поэтической классики. Философские воззрения башкирских просветителей служили утверждению жизни, звучали как стихийный протест против социальной несправедливости и национального угнетения, оказали огромное влияние на становление и развитие нравственного и этического сознания башкирского народа.

Башкирские просветители выразили глубокие философские размышления

о тяжелой судьбе башкирского народа. Мы совершенно согласны с подтверждением о том, что в поисках выхода из сложившейся критической ситуации просветители пытались помочь своему народу «осознать себя жизнеспособным организмом, воспринять боевой дух предков и ощутить в себе силы для дальнейшей борьбы за существование как нация»1.

Никто так не был близок к башкирскому народу, как поэт-просветитель М. Акмулла. Мифтахетдин Акмулла - один из крупнейших прогрессивных представителей философской и общественно-политической мысли Башкирии XIX столетия.

М. Акмулла всю жизнь стремился вникнуть в причины беспросветной жизни народа, но он еще не мог прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества и бескультурья.

В философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в обществе. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие башкирского народа можно устранить путем просвещения»2. Тем самым М. Акмулла и М. Уметбаев приходят к идее просвещенного гуманизма, так же, как и Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др., но независимо от них. «Разумеется, просветительские мотивы в какой-то мере наблюдались и в творчестве предшественников Акмуллы, но они еще не обрели резких очертаний борьбы нового против отживающего. В поэзии же Акмуллы они расцвели, обрели законченность ясно сознаваемой программы»3.

Мифтахетдин Акмулла - выдающийся прогрессивный поэт-просветитель и мыслитель башкирского народа, оставивший значительное творческое наследие, наполненное нравственно-этическими взглядами своего века. Он предстает перед нами как истинно народный деятель культуры, сэсэн-трибун и учитель, светлое имя и вдохновенное слово которого получили известность и признание далеко за пределами Башкирии. Роль М. Акмуллы в становлении и развитии нравственного и этического сознания башкирского народа огромна. Его имя в ряду таких деятелей литературы и просвещения второй половины XIX века, как Абай в Казахстане, К. Насыри в Татарии, Бердах в Каракалпакии, Токтогул в Киргизии. А. И. Харисов назвал его первым башкирским поэтом после Салавата Юлаева, который до конца проникся чувствами, болью, надеждами и чаяниями своего народа. Яркий пример тому - знаменитый стих «Башкиры мои, учиться надо».

Башкиры, всем нам нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость - обученье.

Кто просвещен и ремеслу обучен,

Тот славен, горд, в общении не скучен,

Источник мудрости ему доступен,

Л 4

А неуч с униженьем неразлучен .

Путь к прогрессу, к общественному развитию поэт видит, с одной стороны, в просвещении, в овладении знаниями, нужными в практической жизни делами, с другой - считает очень важной задачей времени воспитание в людях на этой основе душевной чистоты, честности и в целом высоких моральных и нравственных качеств. Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимает проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решении этой проблемы он главную роль отводит просвещению, ибо, по его мнению, корнем зла, источником всего негативного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками5.

«Наставления» стали настоящей программой нравственных ориентиров, поэт обратился к духовным основам человеческого существования. На первое место Акмулла ставил совестливость, на второе - честь и честность, на третье -ум, на четвертое - благодарность, на пятое - порядочность, на шестое - терпенье, совершив революцию в моральных устоях башкирского общества6.

М. Акмулла часто выступает в роли поэта-философа. Многие его произведения отличаются искренностью чувств, широтой и тонкостью мысли, значительностью философских обобщений, смысл которых в целом можно было обозначить одной емкой фразой древних философов: «Все течет, все

меняется». Поэт очень тонко чувствует диалектическую взаимосвязанность и взаимообусловленность явлений действительности, искренне восхищается красотой и гармонией природы, с душевной теплотой описывает процессы, происходящие в ней, и создает прекрасные образцы пейзажной лирики. Однако в них он выступает в роли не только радостного певца красоты родной природы, но и мудреца-философа, размышляющего о смысле человеческого бытия, проблемах общественной жизни, судьбе родного народа. С тонкой наблюдательностью и философским размышлением показывает взаимосвязанность явлений природы и общественной жизни, горячо призывает своих сородичей брать пример с

природы, не оставаться безразличным, когда «приходит весна, поют соловьи... и зовет нас сад, цветущий из мрака к свету, к жизни новой, лучшей». Вот такими строками заканчивается, например, его произведение «Пробуждение»:

Земля справляет праздник пробужденья,

И все ликуют, все пришло в движенье,

И взору даль открыта, будто кто-то Перед тобою распахнул ворота:

Иди в просторный мир, в науку, в гору,

Удача ждет тебя в такую пору!

С чувством глубокого признания мы относимся к стихам «Земля», «Вода», «Ветер» и «Огонь». Их с уверенностью можно считать маленькими шедеврами в творчестве М. Акмуллы.

Земля начальней всех начал: она Вливает силу жизни в семена.

В природе перемены бесконечны,

Изменчивость землей порождена.

Картины прежде видел ты одни,

Сейчас - другие, но былым сродни.

Меняясь, чередой идут и наши То грустные, то радостные дни, -пишет он в своем произведении «Земля». Да, в мире - и живом, и неживом - все меняется, все течет и обновляется.

М. Уметбаев видел причину культурной отсталости в невежестве, необразованности своего народа, призывал башкир к просвещению и трудолюбию. Он изучал их историю, быт, народное творчество, обратился к светским наукам, к передовой русской, восточной и европейской мысли в целях обогащения духа своего народа. Он был глубоко убежден, что «ни исторические дали, разделяющие народы на протяжении веков, ни языковые и религиозные различия <...> не могут быть помехой обмену между народами духовными ценностями и приобщению башкирского народа к достижениям мировой цивилизации»7. Главная цель воспитания и обучения заключается в формировании сильной, духовной личности, патриота и гражданина, которому чужды национальная ограниченность и односторонность. Россия олицетворяла для него силу, способную вести башкирский народ по пути прогресса, и он возлагал большие надежды на правительство, гуманизм и милосердие имущих сословий.

В творчестве М. Уметбаева тесно переплетаются философские и нравственно-этические воззрения. Особенно ярко прослеживается это в его ранних произведениях - «Благоденствие», «Завещание и назидание»,

«Назидание», «Плачущий ребенок» и др. Исходя из мысли о том, что место человека в обществе и его достоинство не определяется богатством, поэт страстно призывает башкирский народ к просвещению, трудолюбию, воспитанию в себе морально-нравственных качеств:

Моя душа никогда не останется нераскрытым бутоном,

Пока не перестанет течь кровь в моих жилах,

Моя душа никогда не отвыкнет от бренной жизни,

Пока не увижу конца невежеству -такими словами он выступает против безграмотности и бескультурья.

В социальном пессимизме, потере веры в свои силы и возможности, в достойное будущее видел причины духовной болезни народа Р. Фахретдинов. Апатия, бездеятельность, духовное уныние, по его мнению, неминуемо приведут потомков к более удручающему положению, и только надежда, заставляющая забыть все беды и горести, может укрепить дух в противостоянии испытаниям судьбы8. Р. Фахретдинов резко критикует имущие классы, возлагая на них всю ответственность за испорченность нравов, ухудшение моральной атмосферы в обществе, за низкий уровень культуры, образования, науки, экономики, что приводит, по его мнению, к различного рода бедствиям как реакции народа на несправедливость, жестокость и угнетение.

Призвание человека, по Р. Фахретдинову, состоит в творении добра, ему надлежит прежде всего ревностным в добрых делах, и только тогда он выполнит свое истинное предназначение. В своих морально-этических взглядах просветитель следует «золотому правилу» нравственности: «Не делай другому то, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Высоконравственному человеку должны быть чужды корыстолюбие, жадность, скупость, зависть. Он должен обладать такими качествами, как благородство, правдивость, великодушие, скромность, щедрость, готовность оказать помощь нуждающимся. Смысл и цель этих качеств сводится к тому, что человек неразрывно связан с другими. В общении с людьми нужна высокая мораль, должны царить добрососедство, любовь, уступчивость, взаимопомощь, уважение к чужой мысли, милосердие. «Прекрасный нрав, - пишет он, -наслаждение для его обладателя и благо для других, а низкий нрав - беда для обладателя и мучение для окружающих»9.

Башкирские просветители XIX века в своих морально-этических взглядах приходят к выводу о большом воспитательном значении труда. М. Акмулла считал велением долга для себя сочетать свое поэтическое творчество с трудом физическим, со знанием ремесел, которые посвятил он служению народу.

Акмулла - в подлинном смысле поэт-патриот, поэт-демократ. Он, по словам А. И. Харисова, впервые после Салавата обращается к своему народу со словами «Мои башкиры!», с особой заботой призывает его к знаниям, просвещению. Для башкирских просветителей, и в первую очередь для М. Акмуллы, М. Уметбаева, великая русская культура - важнейший источник знаний. Акмулла и Уметбаев поэтому бескомпромиссны, принципиальны в своей критике кадимистов, препятствовавших изучению русского языка в школах, медресе. Они убеждены, что знание русского языка открывает широкие возможности для усвоения светских знаний, приобщения к мировой культуре. Эти убеждения успешно претворял в жизнь Мухамметсалим Уметбаев в своей многогранной творческой деятельности. Будучи образованным человеком, зная восточные и европейские языки, в совершенстве владея русским языком, он в своих научных исследованиях широко пользовался и башкирским, и русским языком. Поистине демократичными были и морально-этические взгляды на этот вопрос Мифтахетдина Акмуллы. И поныне актуальны следующие его строки: Хорошо, по мере сил, приобщиться к различным наукам,

Встать в ряды совершенных людей.

Хорошо получить знания не только через русский,

Но, если в силах, и через французский язык.

Оценивая ум и образованность, просветители особо подчеркивали важнейшую роль нравственности в интеллектуальном развитии

человека. Воспитанность вовсе не ограничивается одними лишь знаниями. Акмулла и Уметбаев выражали острую неприязнь к тем людям, которые под показным благочестием и образованностью скрывали свое подлое нутро, ханжество и лицемерие. Акмулла со всей силой своего таланта обрушивается на такого рода людей. Напомним еще раз в связи с этим такие строки: «Прежде всего душою чистым быть надобно, пусть нутро не будет полно вонючего гноя».

Прост и мудр совет поэта и учителя: «Престиж твой будет расти, коль придержишься этих слов: хорошее намерение всегда к добру потянет».

Очень интересны мысли башкирских просветителей о дружбе, товариществе. Акмулла самым ценным качеством друга считал ум, честность и искренность. Умный и хороший совет непременно отразится в деле. В то же время «умный враг лучше глупого друга, от дурного друга каждый бед не оберется. Не может быть дружбы без верности и преданности. Честность, искренность помогают обрести спокойствие. Дружба, основанная на искренности, является долговечной.

Подводя итоги, следует отметить, что вся творческая деятельность башкирских просветителей была наполнена высокими нравственно-этическими идеалами, заботой о будущем родного народа, изнывавшего под социальным и национальным гнетом царизма, о чистоте и величии души человека.

Несмотря на то, что их творчество протекало в очень суровых условиях противоборства со своим временем, они напоминают собой горьковского Данко, зажегшего свое сердце поэтическим факелом добра и справедливости, огонь которого светит людям всего мира. Своим беспокойным трудом поэта-сэсэна и учителя они воспитывают в народе чистую совесть, ум и чувство достоинства, выражают величие культурного наследия, утверждающего нравственное и этическое сознание башкирского народа.

Морально-этические взгляды башкирских просветителей учили и продолжают учить уму-разуму, человечности, нравственной чистоте и совершенству. Поэтические жемчужины этих поистине народных поэтов, передаваясь из поколения в поколение, поныне служат предметом нравственного и этического воспитания подрастающего поколения.

Примечания

1 Вильданов, А. Х. Башкирские просветители-демократы XIX века / А. Х. Вильданов, Г. С. Кунафин. - М. : Наука, 1981. - С. 62.

2 Азаматов, Д. Общественно-политические и философские взгляды башкирских просветителей / Д. Азаматов, Ш. Рашит // Агидель. - 1989. - № 2. - С. 121.

3 Харисов, А. И. Литературное наследие башкирского народа / А. И. Харисов. -Уфа : Китап, 1965. - С. 288.

4 См.: Вильданов, А. Х. Башкирские просветители-демократы XIX века / А. Х. Вильданов, Г. С. Кунафин. - М. : Наука, 1981. - С. 19.

5 См.: Там же. С. 19.

6 См.: Там же. С. 26-27.

7 Там же. С. 122.

8 См.: Рашит, Ш. Звезда поэзии Мифтахетдин Акмулла : Жизнь. Творчество. Мировоззрение / Шакур Рашит. - Уфа : Китап, 1996.

9 Фахретдинов, Р. Знаменитые женщины / Р. Фахретдинов. - Оренбург, 1904. -С. 434.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.