Научная статья на тему 'Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья'

Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДА / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна

В статье на основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 128-133.

МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Ф. В. Даминдарова

ОСМЫСЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДА В ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

В статье на основе социально-философского анализа исследуется духовно-нравственное осмысление традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья.

Ключевые слова: Урало-Поволжье, социально-философский анализ.

просветители, нравственные традиции народа,

Народы Урало-Поволжья, несмотря ни на какие испытания судьбы, никогда не теряли надежду на будущее и никогда не опускались до уровня безнравственности - сегодня они имеют богатую, многогранную и по форме, и по содержанию национальную культуру, с огромным уважением хранят в своей памяти просветителей М. Иванова, С. Кукляшева, М. Бикчурина, Р. Фахретдинова, М. Уметбаева, М. Акмуллу, К. Насыри, Ш. Марджани, И. Яковлева, И. Миронова, Г. Комиссарова, Г. Мендиярова, Г. Карамзина, В. Васильева и многих других, положивших начало становлению и развитию нравственного и этического сознания народа.

Просветители выразили глубокие философские размышления о тяжелой судьбе народов. Мы совершенно согласны с утверждением

о том, что в поисках выхода из сложившейся критической ситуации просветители пытались помочь своему народу «...осознать себя жизнеспособным организмом, воспринять боевой дух предков и ощутить в себе силы для дальнейшей борьбы за существование как нация»1. На протяжении многих десятилетий они боролись за общественный прогресс, весь свой талант отдали делу просвещения сородичей, приобщения их к европейской, особенно передовой русской культуре, делу укрепления дружбы между народами Урало-Поволжья.

В первой половине XIX в., под влиянием передовой русской общественно-политической

мысли и культуры, продвинулась вперед и культура народов Урало-Поволжья.

В этом отношении заслуживает внимания просветительская деятельность Мартиниана Иванова, Салихъяна Кукляшева и особенно Мирсалиха Бикчурина.

М. Иванов был одной из главных фигур на ниве просвещения башкирского, татарского народов в 30-40-е гг. XIX в.2 Выявляя основу изучения родного языка в фольклоре, он глубоко интересовался устным народным творчеством башкир и татар, собрав большое количество его образцов и преследуя цель создать именно понятную народу книгу.

В распространении просвещения среди башкирского народа большие заслуги имеет Салихьян Кукляшев3. Он не ограничивался только исследованием языка и литературы народов Урало-Поволжья, но и уделял внимание распространению среди них, в первую очередь, среди башкир и татар, замечательных памятников восточной и европейской, особенно русской, художественной культуры. В конце своей хрестоматии он поместил отрывки из поэмы Фирдоуси «Шахнамэ», воспевающие идеи гуманизма, басни И. А. Крылова и И. И. Дмитриева в собственном переводе и тем самым выступил в роли активного идеолога идеи дружбы народов, укрепления их культурных и литературных связей.

Творческая деятельность С. Кукляшева носила просветительский характер и явилась

значительным вкладом в развитие духовной культуры народа4. Формирование его мировоззрения ярко было отражено в сборнике публицистических статей «Туркестанский край»5.

В трудах М. Иванова, С. Кукляшева и М. Бикчурина отразились этические и философские взгляды своего времени. Они носили просветительский характер, что в первую очередь выразилось в стремлении дать своим воспитанникам светские знания, в усилении внимания к истории, культуре, языку, письменной и устной литературе народа. Особое значение они придают моральному воспитанию и просвещенности, и собранные ими фольклорные произведения направлены в основном на критику нравственной нечистоплотности, корысти и невежества, на привитие любви к знаниям, труду.

Башкирский фольклор, письменная литература, творчество прогрессивных представителей интеллигенции явились одним из могучих источников формирования мировоззрения, осмысления нравственных традиций народа. Знакомство с передовой русской общественной мыслью, наукой и литературой во многом способствовало повышению его культурного уровня, углублению этикофилософских взглядов.

Изучение творчества таких видных русских писателей, как А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и других, явилось вершиной формирования мировоззрения М. Уметбаева. Так, его мысли относительно морального усовершенствования человека тесно перекликаются с высказываниями некоторых революционных демократов о том, что добродетель должна быть сознательной. «Истинно добр только тот, кто разумен, - писал, например, В. Г. Белинский в своей статье “Опыт системы нравственной философии”, -следовательно, только те поступки, которые происходят под влияние сознающего разума, могут называться добрыми <...> иначе верная собака и послушная лошадь были бы существами самыми добродетельными»6. По мнению М. Уметбаева, разум был одним из основных требований нравственности. «Если человек будет образованным, следовательно, и благочестивым, то все его поступки, дела будут чудесами», - говорит он и призывает своих соплеменников «.проявить большой интерес к любому явлению окружающей нас действительности, искренне заниматься

наукой, развивать просвещение, быть здравомыслящими, справедливыми, простыми и вежливыми людьми»7. В своих произведениях он стремился пробудить в народе чувство человеческого достоинства, установить такие нормы морали, которые диктовались бы здравым смыслом и справедливостью.

М. Уметбаев особенно интересовался историей, философией и литературой античного мира8. Знание русского языка, ориентация на русскую культуру помогли ему разобраться в ценностях античной, западно-европейской культуры и использовать их в своих трудах, пропагандировать среди народа. Мы совершенно согласны с утверждением А. Х. Вильданова, Г. С. Кунафина о том, что статьи М. Уметбаева «О городе Риме», «О науке мудрости» широко представляют историю, философию и литературу античного мира9. Гомер, Софокл, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Юлий Цезарь, Октавиан Август

- вот неполный перечень великих представителей древнегреческой истории и культуры, имена которых фигурируют в этих статьях и других записях М. Уметбаева. М. Уметбаев не только интересовался художественными завоеваниями, историей и философией древней Эллады, но и проделал большую работу по ознакомлению народа с «мудрыми словами европейских народов», с их достижениями в областях культуры, науки и техники.

Как все просветители народов Урало-Поволжья, в фольклоре М. Уметбаев видел большую силу, способствующую развитию знаний, прогрессу. Об этом свидетельствуют его рукопись «Изречения татарских мудрецов», запись «Арабские нравоучительные слова» и труды «Башкиры».

В творчестве М. Уметбаева тесно переплетаются философские и нравственноэтические воззрения. Особенно ярко прослеживается это в ранних произведениях: «Благоденствие», «Завещание и назидание», «Плачущий ребенок и др.

Просветительские идеи М. Акмуллы наиболее полно отразились в самом крупном его произведении «Элегия Шигабуддина Марджани»10. Поэт восхищается проницательностью, умом и образованностью Ш. Марджани, сравнивает его с богатырем, повалившим всех своих соперников, именно в этом произведении наиболее полно и всесторонне отразились философские воззрения М. Акмуллы.

Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимают проблемы нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решении этой проблемы он главную роль отводит просвещению. Яркий пример тому - знаменитое стихотворение «Башкиры мои, учиться надо!»11.

Башкиры мои, учиться надо, учиться надо,

Много невежд среди нас, образованных мало,

Как глупого медведя на Урале

Невежества, братья, бояться надо.

«Наставления» М. Акмуллы стали настоящей программой нравственных ориентиров, в них поэт обратился к духовным основам человеческого существования. На первое место Акмулла ставил совестливость, на второе

- честь и честность, на третье - ум, на четвертое - благодарность, на пятое - порядочность, на шестое - терпенье, совершив революцию в моральных устоях башкирского общества12.

М. Акмулла часто выступает в роли поэта-философа. Многие его произведения отличаются искренностью чувств, широтой и тонкостью мысли, значительностью философских обобщений, смысл которых в целом можно было обозначить одной известной фразой древних философов: «Все течет, все меняется». С тонкой наблюдательностью и философской иносказательностью показывает взаимосвязанность явлений природы и общественной жизни, горячо призывает своих сородичей брать пример с природы, не оставаться без движения, когда «приходит весна, поют соловьи <...> и зовет нас сад, цветущий из мрака к свету, к жизни новой, лучшей».

Обращение М. Акмуллы к традиционным образам фольклора, усеянный нравственными выражениями, пословицами и поговорками, нравоучительными высказываниями, вобравшими в себя веками накопленную житейскую философию и мудрость народа, язык, простота его поэзии сделали Акмуллу поистине народным поэтом.

В философских взглядах Акмуллы «... центральное место занимает вопрос о месте знаний в обществе. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие башкирского народа можно устранить путем просвещения»12. Тем

самым, следует отметить, что М. Акмулла и М. Уметбаев приходят к идее просвещенного гуманизма, так же как и Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др., но независимо от них. «Разумеется, просветительские мотивы в какой-то мере наблюдались и в творчестве предшественников Акмуллы, но еще они не обрели резких очертаний борьбы нового против отживающего. В поэзии же Акмуллы они расцвели, обрели законченность ясно сознаваемой программы»13. Этико-философские воззрения Акмуллы были одухотворены его страстным желанием помочь своему народу преодолеть недуги беспросветного существования, увидеть, познать самого себя, желанием просветить его.

Вопросы морали, нравственного совершенствования человека проходят красной нитью практически во всех трудах Ризы Фах-ретдинова. Объясняя моральными факторами природу зла и добра, социальной несправедливости, наряду с наукой и просвещением он отводит им одну из главнейших ролей в решении проблем социально духовной жизни. «Для того, чтобы в человеческом обществе исчезли несправедливость, обида, угнетение, притеснение, произвол и другие пороки,

- писал он, - единственным путём является насаждение нравственности». Призвание человека, по Р. Фахретдинову, состоит в творении добра, ему надлежит быть, прежде всего, ревностным в добрых делах, и только тогда он выносит своё истинное предназначение14. В своих морально-этических воззрениях просветитель следует золотому правилу нравственности: «Не делай другому то, что не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Высоконравственному человеку должны быть чужды корыстолюбие, жадность, скупость, зависть. Среди людей должны царить добрососедство, любовь, уступчивость, взаимопомощь, уважение к чужой мысли, милосердие и снисходительность друг к другу при совершении ошибок15.

Нравственность у Р. Фахретдинова связана, прежде всего, с такими категориями понятий, как «добро», «вера», «убеждение», «счастье», и «ответственность» за выполнение человеческого долга.

Нравственность индивидуальную просветитель подразделяет на два вида: природную (естественную) и приобретённую. Здесь под природной нравственностью Фахретдинов, на наш взгляд, скорее всего, имеет в виду

природную предрасположенность человека от рождения к овладению высокой моралью или к пороку. Ко второму виду он относит те нравственные принципы, которые в ходе обучения, воспитания порождаются и закрепляются мыслью, разумом и превращаются в достояние человека, присущее ему качество16. Исходя из этого, Р. Фахретдинов уделяет воспитанию и обучению особое внимание: «Любое, даже нежелательное в характере ребёнка можно исправить, воспитать», - писал он. В данном случае Р. Фахретдинов является продолжателем этического учения мыслителей прошлого и своих предшественников. Так, восточный мыслитель, Аль-Фараби, чьё духовное наследие имело сильное влияние на просветителей Урало-Поволжья, решительно оставлял принцип отсутствия врождённого знания, отрицая «вечность» нравственных качеств, данных якобы по воле Всевышнего.

Критерием зла и добра, нравственного и безнравственного Фахретдинов считал разум. «.Разум - это то, при помощи чего познаётся истина, различается добро и зло». «Большинство хороших и плохих нравов можно различить при помощи здравого смысла, разума»,

- писал он17. Источники добра и зла в целом просветитель сводил к самому человеку, его разуму и морали.

Гуманизм, отрицание насилия, восхваление интеллекта, свобода мысли, законности, призыв к высокой нравственности определяют его главные общечеловеческие нравственные нормы.

В плеяде просветителей Урало-Поволжья выделяется деятельность Шагабуддина Мар-джани. Определяя разум как критерий истины и считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из невежества. Обладая глубокими познаниями в областях культуры и истории народов мусульманского Востока, он всесторонне исследовал эту проблему и написал труд «Мустафад аллах-бар фи ахва-ли Казан ва Булгар», посвященный истории Волжско-Камской Булгарии и Казанского Ханства. Марджани призывает татарский народ к изучению и сохранению своего культурного наследия, тем самым, выступая за пробуждение национального самосознания татарского народа, за осознание им своего национального единства. При этом Марджа-ни, как и все просветители Урало-Поволжья, стремясь приобщить татарский народ к до-

стижениям и ценностям мировой культуры, не ограничивал себя узкими рамками национального самосознания.

К числу великих просветителей Урало-Поволжья относятся и сын татарского народа Каюм Насыри. Он известен как ученый, педагог, общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь, огромный талант просвещению простых людей. К. Насыри был разносторонне развитой личностью. До нас дошли его работы в области филологии, лингвистики, этнографии, фольклора, педагогики, методики, истории, математики, географии. К. Насыри внес огромный вклад в развитие татарской педагогики, основал первую светскую школу и внедрил классно-урочную систему обучения. К. Насыри высоко ценил роль учительского труда, был учителем, наставником молодежи, готовящим к будущей жизни подрастающего поколения. В книге «Сорок садов» он справедливо отмечает: «Если кого-либо хочешь учить чему либо, то сначала сам учи эту вещь и пусть, глядя на тебя, люди сами захотят учиться этому»18. В статье «Воспитание» он пишет: «Учитель-педагог, прежде всего, должен осознавать величие своей миссии и причислять себя к тем, что идет на великое дело. Если ты учитель и педагог, то воспитывай так, чтобы твое влияние могло служить основным руководством в жизни твоего во спитанника»19.

Особое место среди просветителей Урало-Поволжья занимает И. Я. Яковлев. Он, как легендарный Данко, шел с зажженным сердцем-факелом, указывая чувашскому народу путь из тьмы в великое и светлое будущее. За период просветительской деятельности Яковлевым было издано более ста книг на различные темы, были собраны и изданы народные песни и сказки, переведены произведения многих русских и зарубежных классиков. Он разработал методику преподавания чувашского и русского языков в национальных школах, для нерусских детей основал новый тип начальной школы с четырехлетним курсом обучения20. Не случайно основоположник этнопе-дагогики как научной дисциплины академик Г. Н. Волков называет яковлевскую учительскую школу первым национальным университетом чувашского народа. И. Яковлев был главным вдохновителем возрождения чувашской культуры в конце XIX - начале ХХ в. Он оставил Духовное завещание чувашскому народу. В каждом слове этого уникального до-

кумента, «Духовное завещание чувашскому народу»21, ощущается биение беспокойного сердца, умудренного жизнью патриарха, озабоченного судьбой соплеменников. Просветитель народа, глубоко сознавая свою историческую миссию как волю Бога, стремится наставить на путь нравственного очищения и прогресса. Эта работа И. Яковлева направлена на утверждение в обществе общечеловеческих ценностей и национально-культурного возрождения чувашей.

Известными воспитанниками И. Яковлева были И. П. Миронов и Г. И. Комиссаров. И. Миронов был очень образованным и всесторонне развитым человеком, одним из успешных организаторов народного образования в Уфе и Оренбургской губернии, основателем и первым руководителем Приуральского чувашского педагогического техникума, был талантливым ученым математиком, учителем методистом, автором множества учебников по математике, которые пользовались колоссальным спросом в образовательных учреждениях России и многократно переиздавались.

Г. И. Комиссаров известен как выдающийся общественный деятель, этнолог, философ. основоположник чувашской научной фольклористики, педагог, историк. Он изучал историю Уфимского края и его народов -башкир, марийцев, удмуртов, татар, собирал фольклор чувашей, писал научные труды. В 1918 г. в Уфе вышел богословский трактат Г. И. Комисарова «Смысл мировой истории», а в 1918 г. книга «Есть или нет будущее у чувашского народа?». Это первое философское сочинение, написанное и изданное на чувашском языке.

Г. Комиссаров выявил тенденции, ведущие народ к физической и культурной деградации: утеря духовных и нравственных ценностей. Ученый видел и обнадеживающие признаки: трудолюбие, стремление к образованию, рост численности школ, издание литературы и периодики на родном языке, земледельческое мастерство. Г. Комиссаров одним из первых

систематизировал знания по истории и куль-

22

туре чувашского народа22.

Из Урало-Поволжья вышло немало известных марийских просветителей. Среди них - П. Глезденев (Г. Я. Мендияров), Л. Мен-дияров, Г. Карамзин и многие др. Однако самым крупным и известным в финно-угорском мире ученым и просветителем стал В. Васи-льев23. Первое объединение марийской ин-

теллигенции занималось выпуском книг под названием «Марла календарь» («Марийский календарь») с призывом: «Эй, марийцы, читайте книги, пробудитесь, просветитесь скорей...». С его изданием была открыта новая страница в истории марийской общественной мысли, марийской духовной культуры. Это первое периодическое издание на марийском языке, основателем и редактором которого был В. Васильев, является крупным вкладом в национальное развитие марийского народа. Он был замечательным человеком, просветителем, демократом, крупным марийским ученым, вошедшим в историю мирового финноугроведения.

В Урало-Поволжье широко известно имя просветителя Л. Мендиярова24, крупного организатора народного образования народа мари. Владеющий, кроме родного марийского языка, еще и русским, татарским, башкирскими языками, он быстро умел находить общий язык с людьми. Главными идеями его были: обучение на родном языке, любовь к истории и культуре народа, совершенная методика преподавания русского языка для детей мари. В основу системы образования Л. Мендияров предлагал положить прошлое и настоящее народа, исторические ценности, накопленные его многовековой жизнью. Л. Мендияров вложил много сил и знания в развитие народного образования и просветительского движения.

Просветительство, будучи идеологией переходного периода от феодализма к капитализму, во всей сложности, противоречивости, многогранности отразило этот важный этап в развитии духовной культуры народов Урало-Поволжья. Вышеупомянутые нами просветители выступили основоположниками национальных культур. В этом была их историческая миссия, возложенная на них требованиями поистине знаковой для этих народов эпохи

- эпохи национального возрождения. Их одухотворяла безграничная любовь к своему народу, вера в его светлое и счастливое будущее. Именно в этом, в первую очередь, непреходящее значение их творческой деятельности. Развитие культуры и общественной мысли в XIX в., особенно во второй его половине, здесь также шло в жестокой идейной борьбе против схоластики, невежества, религиозного фанатизма и феодальной мистики, в процессе которой закладывались основы национальной культуры народов Урало-Поволжья. На самых передовых позициях этой борьбы не-

изменно выступали просветители - первопроходцы идей обновления во всех сферах жизни народа.

Подводя итоги, следует отметить, что морально-этические и философские воззрения просветителей Урало-Поволжья впитали в себе духовное богатство народа, выросли на основе устной и письменной поэзии, на лучших образцах русской, восточной поэтической классики, служили утверждению жизни, звучали как стихийный протест против социальной несправедливости и национального угнетения, оказали огромное влияние на духовное развитие народов.

Несмотря на то, что их творчество протекало в очень суровых условиях противоборства со своим временем, они напоминают собой горьковского Данко, зажегшего из своей жизни поэтический факел добра и справедливости, огнем которого светит людям всего мира. Своим беспокойным трудом поэта-сэсэна и учителя они воспитывают в народе чистую совесть, ум и чувство достоинства, выражают величие культурного наследия, утверждающего нравственное и этическое сознание народов Урало-Поволжья. Морально-этические взгляды просветителей Урало-Поволжья продолжают учить уму-разуму, человечности, нравственной чистоте и совершенству, передаваясь из поколения в поколение, поныне служат предметом нравственного и этического воспитания подрастающего поколения.

Примечания

1 Вильданов, А. Х. Башкирские просветители-демократы XIX века / А. Х. Вильданов, Г. С. Кунафин. М., 1981. С. 19.

2 Там же. С. 40.

3 ЦГВиА. Ф. 1754. Оп. 1. Ед. хр. 124. Л. 1.

4 Вильданов, А. Х. Башкирские просветители-демократы XIX века. С. 48.

5 Бикчурин, М. Туркестанский край. Казань, 1972. С. 3.

6 Белинский, В. Г. Собр. соч. : в 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 235.

7 Уметбаев, М. Ядкарь (Памятники). Казань. 1897. С. 9, 44.

8 Маркс, К. Сочинения. Т. 12 / К. Маркс, Ф. Энгельс. С.737.

9 Вильданов, А. Х. Башкирские просветители-демократы XIX века. С. 123.

10 Абдуллин, Я. Г. Татарская просветительская мысль. Казань, 1976. С. 18.

11 Там же. С. 19.

12 Там же. С. 26-27.

13 Там же. С. 62.

14 Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 7. Оп. 1. Д. 11. Л. 29.

15 Там же. Л 87 об.

16 Там же. Л. 160.

17 Там же. Л. 87.

18 Насыри, К. Сорок садов. Казань, 1990. С. 39.

19 Насыри, К. Воспитание. Календарь за 1891 год. С. 34.

20 См.: БСЭ. Т. 30. М., 1978. С. 485.

21 Яковлев, И. Я. Духовное завещание И. Я. Яковлева чувашскому народу. Чебоксары, 1992. С. 27.

22 Вестн. Чуваш. воскрес. шк. им. П. М. Миронова Киров. р-на г. Уфы. Вып. 1 / сост. И. Г. Тарасов. Уфа, 2002; Гурий Комиссаров - краевед и просветитель / сост. А. А. Кондратьев. Уфа, 1999; Сердцу близкие имена : краевед. сб. / сост. А. А. Кондратьев. Уфа, 1966.

23 Апакаев, П. А. : 1) Просветители марийского края. Йошкар-Ола, 1990; 2) Педагогическая деятельность В. М. Васильева // В. М.Васильев : материалы науч. конф., посв. 100-летию со дня рождения ученого. Йошкар-Ола, 1985; Ибулаев, Г. И. Марийцы Уфимской губернии и национальное движение // Этническая мобилизация во внутренней периферии. ВолгоКамский регион начала ХХ в. Ижевск, 2000.

24 Апакаев, П. А. : 1) Просветители марийского края. Йошкар-Ола, 1990; 2) Образование и просветительское движение в Марийском крае : историко-педагогические очерки. Йошкар-Ола, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.