Научная статья на тему 'Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей'

Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Л. М.

В статье рассматривается один из аспектов непрерывного национально-регионального музыкального образования школьников взаимодействие семьи и школы. В ней представлены отдельные результаты экспериментальных исследований автора, основные пути реализации в условиях современности, даны методические рекомендации в помощь педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей»

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается один из аспектов непрерывного национально-регионального музыкального образования школьников - взаимодействие семьи и школы. В ней представлены отдельные результаты экспериментальных исследований автора, основные пути реализации в условиях современности, даны методические рекомендации в помощь педагогам.

В условиях современного общества возрастает значение эстетического воспитания средствами искусства, в частности музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями. Задача образовательных учреждений и системы семейного воспитания - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей и подростков, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в нравственно-эстетической оценке действительности и путем познания музыкального искусства, умножения собственного духовного потенциала, формирования интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуры. Одним из важных условий приобщения ребенка к высокому музыкальному искусству, в том числе и к национальной музыкальной культуре, является его непрерывный характер, начиная с самого рождения. Сегодня же, при перенасыщении звукового эфира различной, далеко не всегда хорошей музыкой, особенно важно научить ребенка разбираться в этом музыкальном калейдоскопе, выбирая подлинно художественную музыку, много дающую для духовного развития личности.

«Вряд ли кто-нибудь может спросить: нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется», - говорил А.В. Луначарский [6, 25]. И это неоспоримо. Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети - народную, классическую, современную развлекательную и серьезную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого

содержания. И все потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. Отсюда задача родителей и учителей - выявить у ребенка музыкальные способности, интересы и создать оптимальные условия для их дальнейшего успешного развития. Безусловно, общеобразовательная школа помогает ребенку воспринимать музыкальные явления, пробуждает к ней интерес и любовь, особенно если занятия проводит любящий свое дело учитель музыки. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Еще чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А. Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения [8], то есть его непрерывный характер. Его наиболее ценные и перспективные идеи в дальнейшем получили развитие в трудах и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого и настоящего [1; 2; 6; 7; 15; 16; 17; 21; 23].

Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции [4; 11; 19; 22]. Таким образом, благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека музыка в семье искусств занимает особое место. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, следовательно, семье и школе важно позаботиться о том, чтобы прекрасная спутница детей была всегда доброй и мудрой. Для этого семья и школа должны стать крепким союзом, который поможет ребенку воспринимать те или иные явления в музыкальном искусстве, способствуя пробуждению его интереса, любви и к

национальной музыке. Как говорят исследователи проблем семейного воспитания, семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения маленького человека в жизнь, в мир музыки и т. д. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Этот опыт имеет свою историю и своими корнями уходит в народную педагогику. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с родным человеком, - все это определяет большие возможности приобщения ребенка к музыке средствами современного семейного воспитания [3; 9; 10; 12; 13].

В настоящее время ситуация с музыкальным воспитанием в семье далеко не благополучна, снизилось материальное состояние общества, что не способствует и музыкально-эстетическому развитию личности ребенка. Следует отметить и то, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование без достаточных оснований на то, что он станет профессиональным музыкантом, нет нужды, ведь музыкальному искусству нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор должен делаться на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и школы. Сегодня важно приблизить ребенка к миру классической и лучших образцов современной музыки, к музыкальным традициям своего народа, формируя у него истинный музыкальный вкус. Но многие родители, к сожалению, забывают о том, что духовная пища для ребенка нисколько не уступает материальным потребностям. Часто можно услышать от них, что они не хотят, чтобы ребенок тратил время на бесполезную музыку, все равно ему «медведь на ухо наступил». Но ведь цели музыкального воспитания не только в обучении игре на музыкальном инструменте и тем более не в подготовке музыкантов-профессионалов. Очень обидно, когда только избранные, может, и особо талантливые дети, получают радость общения с музыкой, основная же масса детей остается к ней равнодушной. Необходимо, чтобы ребенок полюбил музыку и чтобы она в дальнейшем помогала ему, скрашивала его жизнь. Известно, что в семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления,

на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.

В действительности сегодня в большинстве семей утеряны лучшие музыкальные традиции. Пение и музицирование все больше уходят из семейной жизни, живое исполнение заменяют магнитофоны, телевизоры, видео, а также компьютер. Родители в основном музыкально и педагогически безграмотны, у многих преобладают чисто финансовые интересы, поэтому стремление с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе музыкального воспитания детей минимальное. Хотя и знания в области семейной музыкальной педагогики нужны каждому взрослому человеку, особенно родителям, ведь именно они закладывают основы мировоззрения, морали, музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Как говорил видный пианист и педагог Г. Нейгауз: «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке вообще и музыкальным традициям своего народа в частности, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, фольклорный кружок, музыкальную студию и т. д. Мать и отец, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если не владеют навыками игры на музыкальных инструментах и не поют, в деле музыкального воспитания ребенка могут сделать очень многое. И система музыкального воспитания во многих случаях может выступить необходимым фактором сплочения детей, родителей и школы в единое целое [20].

Среди видов исполнительства всегда считалось и считается наиболее доступным сольное и хоровое пение. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. В развитии творческих способностей детей большое значение имеет такой вид деятельности, как импровизация. Ребенок может «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельные, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на

фортепиано, детских музыкальных инструментах. Например, традиция детского музицирования ярко прослеживается у древних башкир. Дети с раннего возраста приобретали навыки игры на национальном музыкальном инструменте кубызе (недаром его называют детским инструментом), сочиняли прибаутки, дразнилки, попевки к играм, что придавало смысл их игровой деятельности и процессу познания жизни через творчество. Эти виды этномузы-кальной деятельности естественны и для многих детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих сегодня национальные дошкольные образовательные учреждения и обучающихся в национальных школах или классах в Республике Башкортостан. Следовательно, современные родители должны полнее использовать склонности своих детей к музыкальному творчеству: вовремя похвалить, поощрить ребенка, подсказать ему тему для импровизации, помочь в освоении навыков игры на детских шумовых и национальных музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательной деятельностью в семье на сегодня в основном занимаются дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте в условиях детской музыкальной школы или студии. Отрадно отметить, что в содержании общего и специального образования учитывается национально-региональный компонент, то есть они знакомятся с музыкальными традициями народов Башкортостана (фольклором и композиторским творчеством). Ребенок, посещая уроки музыки в общеобразовательной школе и занятия в музыкальной школе, получает «двойное» этномузыкальное образование, которое позволяет ему успешнее развивать свои музыкальные способности и формировать основы этномузыкальной культуры. Однако родителям, желающим обучать детей в музыкальной школе, следует помнить, что практически они сами должны параллельно учиться вместе с ними, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку особенно, на начальном этапе обучения. К сожалению, в музыкальных школах часто виден уклон к профессионализации ребят, вовсе не собирающихся стать профессионалами. Но если родители считают необходимым тратить время и силы на обучение ребенка в музыкальной школе, надо согласиться и с необходимостью дополнять это обучение личным участием в создании музыкально-воспитательной обстановки в доме. Важно

помнить, каким бы видом музыкальной деятельности ни занимался ребенок, он должен делать это с удовольствием, интересом.

Как подчеркивают современные исследования, приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта детской музыкальной школы и учителя музыки общеобразовательной школы в деле приобщения ребенка к музыке. Только важно, чтобы этот сложный процесс стал интересным, увлекательным, а самое главное- результативным [5; 18]. Изучая общую и музыкальную педагогику и психологию семейного музыкального воспитания, родители яснее могут осознать процесс личностного развития своего ребенка, одним из важных составляющих которого является его приобщение к национальному музыкальному искусству. Уже доказано, что музыка способна воспитывать высокую гражданственность, духовную красоту и творческие начала личности ребенка.

Чтобы музыкальное воспитание в семье было эффективным и дети с желанием общались с родителями на музыкальные темы, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам можно отнести: посещение постановок кукольного, молодежного, русского и башкирского драматического театров, театра оперы и балета, концертных программ филармонии. По нашему мнению, эти мероприятия должны быть не спонтанными, а заранее обдуманными, запланированными. После подобных мероприятий необходимо их обсудить в семье, высказать свое мнение, выслушать мнение всех членов семьи, сделать соответствующие выводы.

Наряду с посещением театров важным моментом музыкально-эстетического воспитания являются семейные и национальные праздники, концерты, музыкальную часть которых дети готовят сами с обязательным участием родителей. Для того чтобы праздники заинтересовали детей, необходимо продумать их содержание, тщательно подобрать музыку, подходящую им по возрасту. В составлении сценария, который включал бы народную, классическую и современную музыку, музыку своего региона, родителям может помочь учитель музыки. Проводить встречи с музыкой необходимо не хаотично, от случая к случаю, а по разработанной системе, с привлечением качественных фонограмм, репродукций картин, слайдов, видео-

фильмов, музыкальных инструментов и т. д. Проходить они должны в спокойной, непринужденной обстановке, в специально празднично оформленной комнате.

У каждого народа, семьи есть свои традиции, которые сплачивают ее, помогают сберечь зерна разумного и доброго, найденного старшими членами семьи, и которые должны стать достоянием подрастающего поколения. Говоря о традициях, необходимо отметить и их музыкальную сторону, ведь именно через пение народных песен, музицирование на народных инструментах, исполнение народных танцев в семье мы прививаем детям любовь ко всему окружающему, прошлому; учим детей почитать старших, относиться к ним с уважением. Одним из доступных и демократичных направлений музыкального искусства, которое можно использовать в системе семейного воспитания, на наш взгляд, может стать музыкальный фольклор, синкретичный в основе и объединяющий разные виды искусства. Следующим этапом может стать изучение творчества композиторов своей национальной музыкальной культуры и музыкальных традиций других народов. Этот подход особенно актуален, когда браки многонациональные и ребенка важно приобщать к духовным традициям, в том числе и к музыкальному наследию своих предков со стороны обоих родителей.

Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым этапом построения системы взаимодействия семьи и школы. В связи с этим нами были проведены отдельные исследования на базе школы №1 г. Уфы Республики Башкортостан. Анализ результатов констатирующего эксперимента (беседа, анкетирование, опрос) фиксирует высокую степень заинтересованности родителей в знаниях, способствующих воспитанию и развитию детей, сохранению здоровья, эффективному общению с другими людьми, самореализации в профессионально-трудовой сфере жизни. Родители, постоянно работающие над своим кругозором (около 30%респондентов из 76 человек), чаще готовы идти на сотрудничество со школой. Их образовательный заказ, как правило, связан со знаниями в сфере искусства и науки, с передачей детям накопленного опыта. Образовательные потребности пап в большей степени связаны с профессиональнотрудовой сферой, с общественно-политичес-

кой жизнью, наукой. Мамы чаще интересуются живописью, музыкой, танцами, поэзией, физической культурой, нравственной сферой жизни, самосовершенствованием. Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, концертных залов, музеев, создания музыкальных традиций в семье.

На основе этих данных мы пришли к выводу, что от того, насколько родители сами верно и точно понимают цели и задачи этномузы-кального и эстетического воспитания детей в условиях школы и семьи, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка, в значительной мере будет зависеть успешность музыкального развития детей. В свою очередь активизация работы с родителями в плане их музыкально-педагогического просвещения тоже может стать залогом успеха музыкально-эстетического развития детей. Исходя из этих положений, нами были определены педагогические условия создания современной системы этномузыкаль-ного образования детей через объединение усилий семьи и школы:

- теоретико-методологическое обоснование потенциала этномузыкального образования детей через взаимодействие семьи и школы;

- определение содержания, форм и методов этномузыкального образования детей путем взаимодействия семьи и школы;

- осуществление родительского всеобуча, развитие музыкально-педагогических ориентаций родителей в психолого-физиологическом, социально-духовном аспектах, направленных на реализацию самоценности ребенка в этно-музыкальном образовании.

Как известно, музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности, охватывающей все стороны жизни ребенка, включая обучение и воспитание в школе, но прежде всего в семье. Конечно, чем разнообразнее и активнее музыкальное образование в школе, тем успешнее осуществляется развитие музыкальных и творческих способностей детей в семье, формируются их интересы, вкусы, потребности и если даже в семье этому уделяется недостаточное внимание, вероятность музыкального развития ребенка увеличивается. Тем не менее, именно семья должна закрепить то, что дает школа, а по возможности и дать больше, так как именно там ребенок проводит большую часть сво-

ей жизни, руководствуясь авторитетом родителей. Поэтому для успешного решения задач этномузыкального образования детей необходим комплексный подход, который предусматривает осмысление всех видов музыкальной деятельности детей так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи семейных и школьных форм музыкального образования.

На основе анализа состояния проблемы исследования нами были выделены основные принципы преодоления отчужденности родителей от школы в вопросе музыкального воспитания детей в целом и в этномузыкальном образовании в частности: изучение образовательных потребностей родителей в области музыкального образования детей и ожидаемых ими способов решения; концептуальное и целостное согласование с родителями путей взаимодействия между школой и семьей в вопросе этномузыкального образования детей и подростков; разработка механизмов правового и научно-методического обеспечения взаимодействия в системе «дети - родители - учитель музыки»; эмоционально-практическое включение родителей в сферу взаимодействия и в этному-зыкальный образовательный процесс в рамках школьного и семейного музыкального воспитания детей.

В определении путей сотрудничества школы и семьи важна инициатива самих родителей, об этом говорят педагоги прошлого и настоящего [5; 14; 21]. На сегодня многие из них обеспокоены вопросами, как помочь ребенку расширить знания по любимому предмету или виду искусства. Содержание взаимодействия семьи и школы в этномузыкальном образовании детей прежде всего проявляется в общей направленности всей их музыкальной деятельности. Здесь должны решаться триединство задач (воспитательная, образовательная и развивающая). Мы пришли к мнению, что семья и школа должны дополнять друг друга в познании мира музыкального искусства через традиционные и нетрадиционные, индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий. Чтобы успешно взаимодействовать родителям и учителям музыки, необходимо осуществить родительский музыкальный всеобуч. Прежде всего через родительские собрания дать представление о методике обучения детей музыке. Возможен и индивидуальный подход школы к музыкальному образованию ребенка с учетом специфики, эт-

нической особенности семьи, то есть посещение на дому с целью изучения условий для музыкальных занятий ребенка. Школа может и должна выявлять особо музыкально одаренных детей, рекомендовать, а при необходимости воздействовать на родителей, чтобы они создавали необходимые условия для музыкального развития своего ребенка.

На основе экспериментальных исследований мы пришли к тому, что достигнуть цели музыкального образования детей в целом и эт-номузыкального в частности можно, используя следующие формы взаимодействия семьи и школы:

- организация школой совместно с родителями, учителями и детьми посещения театров, филармонии, концертных залов с последующим обсуждением спектаклей и концертных программ в семье и школе;

- создание при школе музыкальных кружков, театров, ансамблей, хоров, фольклорных коллективов;

- проведение конкурсов, праздников, фестивалей народного творчества, концертов с участием детей, бывших выпускников школы, родителей и учителей, приглашенных гостей, приуроченных к календарным и национальным праздникам, традиционным школьным мероприятиям;

- для детей, занимающихся в специальных учреждениях дополнительного образования по музыкальному и хореографическому искусству, дать возможность для самореализации и пропаганды своих достижений в области музыкальной культуры своего региона;

- привлечение родителей-музыкантов в качестве организаторов музыкального досуга детей (беседа о музыке и музыкантах Башкортостана, лекция-концерт с приглашением ведущих музыкантов-исполнителей республики, музыкальная гостиная, балы и вечера), которые могут стать великолепными помощниками классному руководителю, являя собой пример для подражания детям.

Знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по-разному преломляются в каждом из них. Там, где действия школы совпадают с действиями семьи, эффект бывает наибольший. Для достижения взаимодействия школы и семьи в этномузыкальном образовании детей, на наш взгляд, необходимо создавать творческие коллективы, в которых с интересом и увлечением совместно занимались бы дети и родители. В частности, музицировали бы на

простейших народных музыкальных инструментах, занимались бы хоровым пением, танцами, фольклором и др. Учителю музыки целесообразно проводить с родителями беседы о формах, методах и приемах семейного музыкального воспитания, способствуя повышению их музыкальной культуры, приобретая тем самым в лице родителей своих сторонников и помощников. Для родительского музыкально-педагогического всеобуча была разработана тематика бесед:

1. Значение музыкального искусства в жизни человека (в жизни детей, известных личностей, общества в целом).

2. Что нужно знать родителям о голосе детей, их певческом и речевом развитии.

3. Как научиться слушать и понимать музыку.

4. Домашняя фонотека - домашний концертный зал.

5. Музыкальная терапия, какая она.

6. Музыка хорошая и плохая.

7. Музыкальная семья - это возможно? - Да!

8. Музыкальные традиции моего народа.

9. Музыкальные вечера в семье.

В качестве рекомендаций родителям также были предложены темы домашних музыкальных вечеров для проведения с детьми младшего и подросткового возраста:

1. Народная песня - история моего народа.

2. Природа и музыка.

3. Композиторы - сказочники.

4. Музыка моего народа - история моего народа.

5. «Детский альбом» П.И. Чайковского.

6. Э. Григ - певец Норвегии.

7. Музыка и поэзия Башкортостана.

8. Музыкальные инструменты моего и других народов.

9. Музыка и современность.

10. Джаз: история и современность.

11. Серьезная и легкая музыка.

12. Рок и поп-музыка.

13. Музыкальная родословная моей семьи.

В рамках эксперимента по каждой теме родители ознакомились с планом их проведения, списком рекомендуемой литературы и музыкально-иллюстративными материалами. Основными формами родительского всеобуча по музыкальному образованию для нас стали: родительские собрания, тематические консультации, научнометодические семинары, музыкально-педагогические практикумы по организации и проведе-

нию семейных музыкальных праздников и вечеров, по возрождению национальных праздников и обрядов с использованием народных способов музицирования, создание домашней фонотеки, библиотеки, слайдотеки, видеотеки по музыке и т. д. С целью корректировки просветительской работы с родителями в конце опытно-экспериментальной работы для обсуждения были даны следующие вопросы:

- Пробудился ли у Вас интерес к музыке?

- Нравится ли Вам идея семейного музыкального воспитания детей?

- Какая музыка взволновала Вас больше всего?

- Есть ли у Вас желание проводить дома музыкальные вечера?

- В какой области музыкального искусства Вы хотели бы пополнить свои знания?

- Согласны ли Вы с тем, что необходимо объединить усилия семьи и школы в музыкальном образовании детей?

- Необходимо ли целенаправленно заниматься этномузыкальным образованием Ваших детей?

Большинство ответило, что, к сожалению, особо не задумывались о роли музыкального искусства в воспитании детей. Одни говорили, что у них появилось желание узнать о музыке как можно больше, чтобы постичь ее «тайну», другие, что их волнуют современные течения в музыкальном искусстве. Третьи - сами хотели бы научиться определенным навыкам музыкального исполнительства. Четвертые - жалеют о том, что в детстве и в юности не слушали прекрасных творений композиторов-классиков, обеднив тем самым свою жизнь. Пятые - очень редко посещают с детьми очаги культуры и искусства. Некоторые поделились с нами, что хотели бы приглашать на семейные музыкальные вечера родственников, соседей, друзей своих детей, чтобы просвещать их в области музыкального искусства, в том числе и национального. Кто-то из родителей уже провел семейные музыкальные вечера, где взрослые и дети принимали самое активное участие, а подобная форма общения доставила всем огромное удовольствие.

Таким образом, проведенная нами экспериментальная работа способствовала не только приобщению семей к большому музыкальному искусству, но и их сплоченности. Дети стали более дисциплинированными, добрыми, великодушными, а родители осознали значение совме-

стной работы семьи и школы по музыкальному воспитанию детей. Национальная музыка стала желанным гостем во многих семьях, в них зазвучали прекрасные произведения, повествующие о великих человеческих чувствах, о борьбе добра со злом, о торжестве разумного и мирного на земле. У детей и взрослых появилось желание встречаться с большой музыкой, с музыкой разных народов, потребность пополнять и обогащать свой духовный мир. Так проблема взаимодействия семейного и школьного эт-номузыкального образования детей приобрета-

ет сегодня особую актуальность, и через совместные усилия этих социальных институтов можно успешно решать проблему всестороннего развития личности ребенка, в том числе и формирования его этномузыкальной культуры как составной части общей культуры. Однако этот процесс должен носить целенаправленный и системный характер, который обеспечивается комплексным подходом в организации учебно-воспитательного процесса через синтез урочной, внеурочной, внешкольной и семейной эт-номузыкальной деятельности ребенка.

Список использованной литературы:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

2. Кашапова Л.М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебное пособие для системы дополнительного профессионального педагогического образования и студ. муз. фак. пед. колледжей и вузов. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 204 с.

3. Борисова Н.Г. Подготовка учителя к работе с родителями по музыкальному воспитанию детей // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Музыка, 1985. - Вып. 16. - С. 37-41.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: Изд-во «Современное слово», 1998. - 480 с.

5. Жоробеков Т.А. Совместная деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на народных традициях (На материале Республики Кыргызстан): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 16 с.

6. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.: ил.

8. Коменский Я.А. Материнская школа. - М.: Учпедгиз, 1947. - 104 с.

9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 232 с.

10. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Дисс. ... докт. пед. наук. - Чебоксары, 2001. - 377 с.

11. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. - М.: Педагогика, 1970. - 47 с.

12. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя / Пер. с франц. Е.И. Дюшен, Н.Л. Суслович, З.Б. Ческис. - М.:Эллис Лак, 1993. - 255 с.: ил.

13. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

14. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

15. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ. 1991. - 96 с.

16. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности / Пер. с нем. Г. Рыбаковой. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 368 с.

17. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей: Вып. 15 / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Музыка, 1982. - 160 с.: нот.

18. Образование родителей и школа: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. - М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1999. - 120 с. - (Воспитание и доп. образование детей).

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1997. - 384 с.

20. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. - Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

21. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. - М.: Просвещние, 1973. - 272 с.

22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 336 с.

23. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. -256 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.