Научная статья на тему 'Нравственно-педагогические функции детского фольклорного ансамбля в контексте современного образования'

Нравственно-педагогические функции детского фольклорного ансамбля в контексте современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирик Евгений Владимирович

Статья посвящена практикам работы в детском фольклорном коллективе – методам педагогического раскрытия нравственного потенциала на-родной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирик Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-педагогические функции детского фольклорного ансамбля в контексте современного образования»

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (50), 2013

соответствии с особенностями их возраста.

Оценивая установки методики М. Варро с позиций современной музыкальной педагогики, следует отметить, что многие из них получили активное развитие не только в венгерской фортепианной школе, но и в европейской музыкальной практике, определив целое направление.

Венгерский педагог-пианист М. Варро не только творчески продолжила традиции своих предшественников Ференца Листа, Арпада Сен-ди, Иштвана Томана, Белы Бартока. Опираясь на опыт немецких педагогов Луи Келлера, Альберта Шредера, Фридриха Вика, Лины Раман, на психологические труды (Е. Мейман и др.), она сумела обобщить свой опыт, разработав стройную систему педагогических принципов. Придерживаясь этих установок, начинающий педагог сможет воспитать гармонично развитого музыканта, который любит и понимает музыку, обладает богатым воображением и широким кругом знаний, умеет слышать и передать тончайшие нюансы содержания музыкального произведения.

Литература

1. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986. С. 39.

2. Малинковская А. Фортепианно-исполни-тельское интонирование. Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе

XVI-XX веков. М., 1990; Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: учеб. пособие. М., 1980 и др.

3. Алексеев А. История фортепианного искусства: в 3 ч. Ч. 1, 2. М., 1988; Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964; Кашкадамова Н. Iсторiя фортеп'янного мистецтва Х1Х сторiччя: шдручник. Тернопшь, 2006; Кирчанова Е. Г. Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003; Малинковская А. В. Бела Барток - педагог. М., 1985; Меркулова А. О некоторых педагогических советах Листа // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. М., 1984. С. 134.

4. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого: Иоганн Бернгард Ложье (1777-1846), Фридрих Вик (1785-1873), Лина Раман (1833-1912), Маргит Варро (1881-1978). СПб., 2004.

5. Varro M. Zongoratanitas es zenei neveles. Budapest, 1989. S. 76. Здесь и далее цитаты даются в переводе автора статьи.

6. Varro M. Ket vilagresz tanara. Budapest, 1991. S. 85.

7. Ibid. S. 86.

8. Малинковская А. Фортепианно-исполнитель-ское интонирование ... C. 10-11.

9. VarroM. Zongoratanitas es zenei neveles. S. 165.

10. Ibid. S. 184.

o. v. tonkhaizer-voevodina. methodic modes of a teacher-pianist margit varro

The article is dedicated to the study of the pedagogic methods of the famous Hungarian pianist-teacher Margit Varro. The main objective of the article's author is to show the significance of coming directly from Franz Liszt aims at musical and spiritual development of young pianists. Key words: Hungarian piano pedagogy, traditions of Franz Liszt.

Е. В. КИРИК

НРАВСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена практикам работы в детском фольклорном коллективе - методам педагогического раскрытия нравственного потенциала народной культуры.

Ключевые слова: народная культура, фольклорный ансамбль, нравственное воспитание.

Одной из задач современной музыкальной педагогики является формирование у детей активного познавательного интереса к фольклору. Сегодняшний ребенок, живущий в стремительно меняющемся мире, опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в нравственном: сложившаяся общественная ситуация не способствует сохранению духовного здоровья. Акцентируя внимание на морально-этических аспектах массового музыкального образования, В. А. Березина пишет: «В современных условиях неограниченной духовной свободы воспитание детей <...> возвращает нас к вечным за-

дачам человека на Земле - к его семье, его народу, устройству его личной, духовной жизни. В этом видится утверждение культуросообразных начал в воспитании» [1]. Для достижения данной цели необходимо восстановить преемственность поколений, их аксиологических установок. Вот почему так важно изучать культуру во всем ее многообразии, приобщать детей к опыту прошлого.

В этом плане особую роль играет фольклорный ансамбль. Соприкосновение с уникальным наследием предков воспитывает любовь к родине, к своему народу - мудрому, понимающему, талантливому и живущему по совести.

№ 3 (50), 2013

"Культурная жизнь Юга России"

Прервавшаяся некогда цепочка связи возобновляется чаще всего в экспедиционной практике: сакральное знание о красоте и ее смысле, которое позволяет в конечном итоге стать мастером, можно получить лишь при непосредственном контакте с носителями подлинной традиционной культуры. И лучшим наставником в этом может быть сам народ, тесно связанный семейными устоями, впитавший духовные ценности, закодированные в звуке, в слове, в предметах декоративно-прикладного искусства.

Сейчас трудно найти слаженный коллектив песенников, еще сложнее обнаружить людей, знающих особенности обрядов в сельской местности, знакомых с тонкостями плясовой культуры. Однако еще бытует декоративно-прикладное и устное творчество. Само общение с теми, кто смог усвоить и до сих пор хранит традиционный уклад жизни, дает ту силу и энергию, от которой знания озаряются Истиной. Вот ради этого момента и надо отправляться в экспедицию!

Фольклорные ансамбли ведут активную творческую и научно-просветительскую деятельность: дают концерты, участвуют в фестивалях в различных городах России и за рубежом, в семинарах по проблемам исследования и специфике воспроизведения народной песни; проводят творческие встречи с жителями российских деревень и мастер-классы по плетению из бересты, резьбе по дереву, учат детей делать глиняные игрушки, приобщают к истории костюма различных областей, к исполнению песен и танцев.

В рамках постижения традиционной культуры и музыкального наследия современные школьники знакомятся с таким жанром, как былины - эпические сказания о богатырях, где основой сюжета являются подвиги героев, примечательные эпизоды русской истории (отсюда второе название -«старина», «старинушка» - подразумевается, что речь идет о реальном событии). Неотъемлемый компонент этномузыкального образования - обращение к пословицам, в которых отражены основополагающие понятия жизни человека (доброта, труд, взаимопомощь, отношения с родными и близкими). Древнейший пласт фольклора составляют и колыбельные песни. Они воплощают материнскую любовь, представляют собой первое знакомство ребенка с миром.

В психологии субъективный образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств, называют восприятием. В контексте нашего исследования оно «направлено на постижение многомерного культурно-музыкального феномена, каким является музыкальный образ, несущий глубинный смысл и культурный знак, обладающий общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку» [2]. Данный процесс определяет динамику «взаимоотношений» человека и музыки.

Немаловажная часть песенного фольклора, требующая анализа, - совокупность художест-

венных образов-символов, взятых из природы. Они иносказательно (условно) заменяют собой фрагмент реальности (душевное состояние, явление действительности), выражают и обобщают чувства и наблюдения человека. Мифологические олицетворения (поэтика магических обрядовых действий) как средство выразительности обогащают наше знание о содержании песни и ее языке. Объектом символизации может быть человек, его поступки, мысли, чувства и настроения, а также окружающий его мир; различают символы женского / мужского начала, символы состояния, действия, символы-знаки.

Национальные традиции становятся частью нашего сознания: даже людям, которые никогда не изучали устное народное творчество специально, нередко знакома та или иная песня. Сохранить и передать народную культуру, приближенную к первоистокам, возможно путем ее популяризации в детской среде, интеграции в систему образования. Достижению такой цели служит распространение детских фольклорных ансамблей, работа которых базируется на комплексе взаимосвязанных видов научно-исследовательской, проектной, методической, практической, педагогической, концертно-организационной, культурно-досуго-вой деятельности, включенных в перечень непосредственных профессиональных компетенций руководителя ансамбля.

Педагогу, работающему с детским фольклорным коллективом, необходимо владеть широким спектром методик и технологий, обеспечивающих музыкальное, эстетическое, нравственное воспитание его участников. Многие российские психологи подчеркивали значимость коллектива в социализации и духовно-нравственном личностном становлении детей. Так, Л. И. Божович в своем фундаментальном труде «Личность и ее формирование в детском возрасте» отмечала: с момента вступления в коллектив (учебный и др.) у детей «начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований <...> появляются новые нравственные чувства и потребности» [3]. Когда художественный (в нашем случае - фольклорный) коллектив приобретает более значимую роль, чем другой дошкольный или школьный учебный коллектив, -становится для ребенка главным, неизмеримо возрастает личностно-формирующая роль самого художественного коллектива и ответственность его руководителя. «В межличностном общении нравственный элемент составляет главное содержание отношений» [4], поэтому, используя нравственно-педагогический потенциал музыкального искусства, и в частности народной музыкальной культуры, можно достичь максимально высоких воспитательных результатов.

Контент-анализ научных, методических, публицистических работ по проблемам этномузы-

"Культурная жизнь Юга России"

78 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 3 (50), 2013

кального образования, эстетического, духовно-нравственного, художественно-творческого развития, социализации подрастающего поколения средствами народной культуры позволил нам определить основные направления исследований в данной сфере.

Проблемы гуманистического и нравственного воспитания средствами народной культуры рассматривали И. В. Мусханова, Л. В. Еремин, Л. А. Конкина, Ц. А. Бадмаева, А. С. Валеев, Н. И. Богомолова, Н. А. Минулина, З. М. Маго-медова, характеристики отдельных жанров фольклора давали О. И. Давыдова, А. С. Борисов, В. М. Григорьев, Л. Г. Ованесян.

О личностно-формирующем потенциале народной музыки в контексте этнопедагогических идей писали Т. Б. Будаева, Л. И. Северинова, Г. Ш. Хулхачиева, Т. В. Давыдова, Т. А. Дзюба, Л. В. Кузнецова, Л. А. Яхина. Объектом исследований указанных авторов были в основном профессиональная подготовка учителя музыки и ее результат - готовность к осуществлению музыкального воспитания, обучения и развития детей средствами фольклора.

А. Г. Ларионова затрагивает вопросы организации процесса массового музыкального образования. Существуют отдельные исследования, касающиеся поиска инновационных решений в области теории, методики и практики музыкального образования современных школьников.

Возможности совершенствования отдельных аспектов процесса музыкального воспитания учащихся выявляются в диссертационных трудах Л. П. Дормидонтовой (формирование творческих способностей), А. М. Степанова (духовно-нравственный компонент экологической компетентности), И. В. Воронковой (развитие музыкального восприятия), Р. Н. Досаевой (психолого-педагогическая коррекция негативных эмоциональных состояний), Ю. И. Шейкина (использование информационных технологий в изучении фольклорного наследия), М. Т. Картавцевой (творческое развитие детей).

А. В. Глинкин анализировал проблему формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива с позиций педагогического и социального потенциала народной культуры. Н. В. Седова предложила апробированную авторскую методику сценического воплощения музыкально-песенного наследия.

Экспедиционный исследовательско-эмпири-ческий материал учитывали в разработке теории, методики и практики этномузыкологии и этнопе-дагогики Е. С. Редькова (жанрово-стилевые осо-

бенности детского музыкального фольклора; на материалах экспедиции в Псковскую обл.), Н. А. Баскакова (методические рекомендации по исследовательской деятельности на Урале), В. К. Гала-хов (исполнительское искусство балалаечников Дальнего Востока).

Сопоставление опыта исследователей и педагогов-практиков в области народной культуры и музыкального фольклора с проблемами эстетического, нравственного, патриотического воспитания современных детей позволило нам отметить, что перечисленные работы, как правило, ориентированы на решение конкретных узкоспециализированных задач. Наблюдается острая потребность в комплексных методиках, технологиях, руководствах по организации детских фольклорных ансамблей - осуществлению разносторонней учебной, разножанровой исполнительской, досу-говой, исследовательской деятельности.

По нашему мнению, требуется сделать более подробный обзор истории и особенностей становления российских фольклорных традиций; выявить педагогический, нравственный потенциал народной музыкальной культуры; рассмотреть принципы композиции и способы изложения песенных текстов; систематизировать сведения о средствах поэтической выразительности и символике. Необходимо также произвести музыкально-стилистический анализ песен, разработать и апробировать модель детского фольклорного ансамбля, осуществляющего расширенный спектр деятельности (учебная, исполнительская, исследовательская, досуговая).

Решение перечисленных задач позволит, мы полагаем, создать программу по воспитанию детей средствами фольклора в учреждениях общего и дополнительного образования, обеспечить педагогов-музыкантов и учителей музыки методическими рекомендациями по организации воспитания детей в фольклорном ансамбле, обогатить содержание соответствующих дисциплин в ссу-зах и вузах музыкально-педагогического и музыкального профиля.

Литература

1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.-метод. пособие. М., 2007. С. 137.

2. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб. пособие. М., 2008. С. 47.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009. С. 220-221.

4. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В. Г. Кузнецов. М., 2007. С. 368.

YE. V. KIRIK. MoRAL AND PEDAGoGIC Functions

of children's folk ensemble in the context of modern education

The article is dedicated to the work practices in children's folk ensemble - methods of pedagogical disclosure of folk culture's moral potential.

Key words: folk culture, folk ensemble, moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.