Научная статья на тему 'Воспитание дошкольников в системе непрерывного этномузыкального образования'

Воспитание дошкольников в системе непрерывного этномузыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна

The article deals with the problems of evoking spirituality in children and their socialization through knowledge of national culture. The author dwells on some teaching techniques of ethnopersonal development of a preschool child with the help of ethnomusic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of pre-school children in the system of continuous ethnomusical education

The article deals with the problems of evoking spirituality in children and their socialization through knowledge of national culture. The author dwells on some teaching techniques of ethnopersonal development of a preschool child with the help of ethnomusic.

Текст научной работы на тему «Воспитание дошкольников в системе непрерывного этномузыкального образования»

Л.М. Кашапова

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как известно, ребёнок, вступающий в жизнь, усваивает не только разнообразные знания, умения и навыки, а также и духовное наследие народов, немалую роль в передаче которого может сыграть и система многоуровневого непрерывного этномузыкального образования «семья - дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) -школа - учреждение дополнительного образования (УДО)». Её характерные черты:

• музыкальное образование для всех детей - воспитание и развитие личности ребёнка средствами национальной музыкальной культуры;

• открытость музыкального образования, доступность знаний и информации в области национальных музыкальных культур;

• воспитание гражданина и патриота своей большой и малой родины, формирование общечеловеческих ценностей и опыта взаимоотношений в процессе этномузыкального образования;

• учёт этномузыкальных интересов, приоритетов и потребностей личности в области национальных музыкальных традиций;

• максимальное развитие этномузыкальных способностей детей, независимо от их социального статуса, пола, вероисповедания и т.д.;

• личностно ориентированный подход в музыкальнообразовательном процессе, учитывающем психолого-возрастные и регионально-этнические особенности ребёнка.

Музыкальная культура народов несёт в себе ценности высшего порядка (черты этнической психологии, национальное самосознание, ценности духовной культуры) и ценности прикладного порядка (характерные особенности национального музыкального мышления и интонационно-ладового склада народного мелоса, одноголосие и многоголосие, жанровую специфику, тембровое своеобразие, манеру и традиции исполнительства). Освоение этих ценностей позволит современным родителям и педагогам-музыкантам, деятелям культуры и искусства сформировать собственную этнопедагогическую культуру, что явится залогом эффективного взаимодействия взрослых и детей в процессе непрерывного этномузыкального образования. Следовательно, систематическое приобщение детей к национальной музыкальной культуре в образовательных учреждениях разного типа, посещение очагов культуры и искусства с родителями, проведение праздников и досуговых вечеров в кругу семьи - всё это расширит представления детей о музыкальных традициях своего и других народов, а самое главное, будет способствовать формированию их этнического самосознания ещё с дошкольного возраста.

В связи с этим можно выделить основные задачи непрерывного этномузыкального образования детей, базовым в котором является дошкольный возраст.

1. Воспитание интереса, любви и уважения к музыкальным традициям своего и других народов, желание возродить, сохранить, развить и приумножить их.

2. Воспитание гордости за свою нацию и культуру, чувства причастности к родному народу, его истории, духовному наследию (национальным праздникам, обычаям, обрядам и т.д.), желания самостоятельно изучать и практически осваивать этномузыкальные традиции народов.

3. Становление этномузыкально образованной личности, знающей особенности музыкальной культуры народов своего региона, этносов ближнего и дальнего зарубежья, а также владеющей навыками её теоретико-практического осмысления.

4. Формирование национального самосознания личности ребёнка в процессе этномузыкального образования, способности к межэтническому общению на основе толерантности, уважения, признания и взаимообогащения этнокультурных традиций разных народов.

Здесь важно оптимальное соотношение и преемственность всех структурных подразделений многоуровневой непрерывной системы этномузыкального образования детей.

Самое раннее общение ребёнка с окружающим миром происходит, естественно, в семье. Как показывают наблюдения, великие люди, рано проявившие свои способности, всегда находились в благоприятных условиях, их развитию способствовало не только раннее обучение какому-либо виду искусства, но и в первую очередь внимание со стороны родителей. Многое зависит от того, какие сказки будут рассказывать малышу, какие песни петь, какие книжки читать, какие картинки показывать и т.д. Впоследствии ребёнок сам увидит и услышит, а главное прочувствует, накопит собственные впечатления и сможет дать оценку различным музыкальным явлениям. Об этом важно говорить с родителями и направлять их воспитательную работу с детьми в условиях семьи.

Понятно, что ни о каком музыкальном или художественном вкусе не может быть и речи, если ребёнок не слушает и не исполняет музыки, не посещает театры, картинные галереи, музеи и т.д. Пониманию музыкального искусства всегда способствовала причастность к нему, хотя бы минимальные исполнительские умения и навыки, определённые знания. Практические занятия этномузыкаль-ным искусством позволяют ребёнку лучше почувствовать его специфику, переводят его понимание и мысль в чувство, способствуют развитию этнохудожественного образного мышления.

Введение народных музыкальных традиций и регионального композиторского творчества в образовательный процесс ДОУ - актуальная проблема современной дошкольной музыкальной педагогики, которая подробно рассматривается в научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание» и на страницах других изданий, газетах, сборниках научно-методических статей, диссертационных исследованиях, монографиях. Обобщая педагогические воззрения разных авторов на проблему непрерывности музыкального образования детей, можно выделить ряд принципов использования музыкального наследия народов в системе дошкольного этномузыкаль-ного воспитания:

• обязательное, системное и целенаправленное изучение национальной музыкальной культуры;

• опора на личный этномузыкальный опыт ребёнка;

• творческий подход к подбору этномузыкального материала для проведения занятий с учётом психолого-возрастных и этнических особенностей детей;

• опора на синтез искусств, синкретическую основу народного творчества в процессе освоения ими этномузыкальных традиций своего региона;

• этнографическая подготовленность педагогов-воспитателей и музыкальных руководителей к реализации этному-зыкального воспитания дошкольников;

• обновление содержания музыкального воспитания дошкольников за счёт введения лучших образцов национальной музыки региона проживания, выявление оптимальных форм и методов формирования этномузыкальной культуры детей;

• объединение усилий семьи и ДОУ в этномузыкальном воспитании дошкольников;

• создание учебно-материальной базы для успешной реализации этномузыкального воспитания детей в условия ДОУ;

• осуществление преемственности между семьёй, ДОУ, общеобразовательной школой, УДО и интеграции их усилий в вопросе этномузыкального образования детей.

На сегодня создано множество этнокультурных центров во многих регионах России, в том числе и в Башкортостане, где главной задачей ставится формирование национального самосознания детей. В рамках каждого центра создаётся учебно-методическая база обучения детей, где первой ступенью является «дошкольная», предусматривающая введение в программу дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) национально-регионального компонента художественно-эстетического образования.

В регионе за последние годы открыто немало национальных ДОУ, а также национальных групп, которые способствуют приобщению детей с раннего возраста к духовным традициям своего народа, прежде всего к языку, этномузыкальным традициям, устнопоэтическому творчеству и народному прикладному искусству. Отдельные положительные результаты, которые уже имеются на сегодня, говорят о необходимости дальнейшего решения данного вопроса в многоуровневой системе этномузыкального образования детей.

Одним из таких ведущих учреждений в республике, где уделяется серьёзное внимание вопросу музыкально-этнографического образования детей, является ДОУ № 185 г. Уфы (заведующая -Стуколова Е.П., старший педагог - Кравченко М.В.). В нём проделана большая работа по изучению истоков русского музыкальнопоэтического фольклора и прикладного искусства, по разработке планов-конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников - всего того, что сложилось в целую систему. Основанием выбора русского национального музыкального искусства для изучения детьми

стало изучение этнического состава детей и сотрудников данного учреждения (75 % - русские, 11 % - башкиры, 9 % - татары, 5 % -представители других народов).

Первоначально педагогическим коллективом был изучен опыт работы многих ДОУ России и Башкортостана. Особый интерес представил опыт работы ДОУ № 22 г. Коврова, где одной из главных задач воспитания детей было знакомство дошкольников с «...музыкально-поэтическим творчеством русского народа, некоторыми видами его народно-прикладного искусства., то есть знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами его красоты» [Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 1995. - С. 20].

В итоге пришли к единому мнению, что на базе ДОУ № 185 можно создать аналогичный русский национальный детский сад. Инициативная группа под руководством старшего воспитателя Марины Виленовны Кравченко составила план работы по ознакомлению детей с культурой, традициями и бытом русского народа по трём направлениям:

1. Изучение материалов по культуре, традициям, обычаям и обрядам русского народа.

2. Оформление групп и вестибюля в национальном колорите, создание русского этнографического музея.

3. Непосредственная работа с детьми по приобщению их к разным пластам русского народного творчества через разнообразные формы и методы (занятия, беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, развлечения, продуктивная деятельность и т.д.).

Особый интерес вызвал у всех тематический семинар («Детский фольклор русского народа и его использование в работе с детьми»), консультации для воспитателей («История русских народных праздников на Руси», «Русский народный фольклор на музыкальных занятиях и развлечениях»). Уже первые шаги по приобщению дошкольников к русской культуре показали повышенный интерес детей к ней. Чтобы доставить им радость, помочь в освоении необычных для современности предметов (зыбку, прялку и др.), сотрудники ДОУ № 185 решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Освободив помещение в детском учреждении, создали свой маленький этнографический музей-избу, интерьер которого составили подлинные предметы русского старинного быта, появившиеся здесь в результате экспедиционных поездок сотрудников детского сада и родителей по деревням близлежащих районов Башкортостана.

С тех пор многие занятия, беседы по ознакомлению детей с народным творчеством стали проводиться в музее-избе. От встречи к встрече с русским народным творчеством дети получают всё больше впечатлений, радость познания и удовлетворения от этого. Предметы русского быта, прялки, карусели, кухонная утварь, печь и др. используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с музыкальным и устно-поэтическим фольклором русского народа, а также на занятиях изобразительного искусства, в народных играх, в инсценировках песен и сказок.

Многие предметы для музея делали сами воспитатели или с помощью детей и родителей (плетень, печь, росписи различных предметов, народные костюмы, народные музыкальные инструменты). Начата работа по созданию картотеки «Фольклор народов Башкортостана», которая регулярно пополняется новыми материалами (книги, иллюстрации, видеофильмы по русским народным сказкам и др.). Силами сотрудников, детей и отдельных родителей создан фольклорный ансамбль «Рябинка», который часто выступает на посиделках перед детьми, родителями и приглашёнными гостями. Игровая комната каждой группы имеет своё название («Игрушка», «Сказка», «Русь» и т.п.), которому соответствует его оформление, сделанное руками воспитателей, детей и родителей.

Ежемесячно для сотрудников и родителей проводятся «Педагогические среды (чтения)», где обсуждаются актуальные вопросы использования духовного наследия русского народа в процессе формировании нравственных основ личности ребёнка. Взрослые и дети ведут активную работу по изучению календарного детского музыкального фольклора, который активно используется при проведении народных праздников («Рождество», «Масленица», «Пасха», «Как русский народ встречает Новый год»). И здесь особая роль отводится драматическим действам (народным игрищам, характерным для русского народа). Для знакомства детей с русским народным театром в «театральном уголке» (в подготовительной к школе группе) собрано всё необходимое для драматизации русских народных сказок, где большая часть реквизита сделана руками сотрудников ДОУ. Таким образом, можно сказать, что русское народного творчество во всех своих проявлениях практически занимает главное место в повседневной жизни детей и образовательно-воспитательном процессе данного учреждения.

Коллектив ДОУ № 185 щедро делится своим опытом работы с коллегами по работе и студентами педагогических учебных заведений, которые проходят педагогическую практику как будущие музыкальные руководители (воспитатели) детских садов и эксперимен-

тально апробируют отдельные положения своих научных исследований в виде курсовых и выпускных квалификационных работ.

Поэтому здесь особое место отводится решению проблемы эт-номузыкального образования дошкольников средствами русской народной и композиторской музыки (вторая жизнь народных песен и напевов в композиторском творчестве; композиторская музыка, написанная в народном духе), используются инсценировки русских народных песен, что для дошкольников является главным источником реализации их творческих этномузыкальных способностей. Ни один из праздников не обходится без частушек, где зачастую авторами слов являются сами дети или их родители.

К сожалению, за последние годы, когда и в дошкольной музыкальной педагогике увлекаются современными ритмами и движениями, уделяется недостаточное внимание развитию двигательных навыков дошкольников средствами народной хореографии. Осталось в стороне народное инструментальное музицирование. Если дети и знают, например, названия основных русских народных инструментов (балалайка, бубен, гусли), то очень редко слышат их и практически сами не играют на них. А ведь помимо этих инструментов заслуживают внимания и другие инструменты: свирель, жалейка, гармошка, домра, баян, трещотка, ложки и др.

В этом направлении коллективом ДОУ № 185 проводится определённая работа, но, как они считают, недостаточная и в настоящее время направляются усилия на устранение этих недостатков. Для этого в рамках методической учёбы для сотрудников приглашаются ведущие специалисты республики в области русского музыкальноинструментального исполнительства и народной хореографии, которые проводят мастер-классы, где делятся опытом и мастерством своей работы.

Наши наблюдения показывают, что только системное и целенаправленное приобщение детей к национальным музыкальным традициям может способствовать формированию их национального самосознания и этномузыкальной культуры. В частности для определения уровня сформированности этномузыкальной культуры дошкольников нами были разработаны критерии их оценивания, которые используются студентами и педагогами ДОУ в ходе педагогического эксперимента и практической работе с детьми:

УРОВНИ ПОКАЗАТЕЛ И

ВЫСОКИЙ Ребёнок проявляет яркий интерес к многогранному творчеству русского и других народов, родному языку, праздникам, традициям, обрядам, к национально-региональной музыке (любит слушать или исполнять народные песни и инструментальные наигрыши, узнаёт композиторскую музыку и названия произведений), принимает активное участие в этномузыкальной деятельности в условиях семьи и ДОУ, часто посещает с взрослыми концертные залы и театры.

СРЕДНИЙ Ребёнок в целом интересуется музыкальными традициями русского и других народов Башкортостана, не отказывается принимать участие в практическом их освоении, при этом сам не проявляет активности и инициативы, приобщение к национальной музыкальной культуре не носит системный и целенаправленный характер, связи ДОУ и семьи в этом вопросе не совсем крепкие.

НИЗКИЙ Ребёнок практически равнодушен к музыкальной культуре народов своего региона, у него разрозненные представления о ней, отсутствуют связи между семьёй и ДОУ в реализации этномузыкального образования дошкольника

Анализ обширного материала деятельности ДОУ № 185 и других дошкольных образовательных учреждений республики по этно-музыкальному воспитанию детей позволил сделать следующие выводы:

1. В контексте мировой культуры этномузыкальное наследие народов Башкортостана предстаёт в качестве общечеловеческой ценности, являясь социально значимым в истории их развития и развития национально-региональной системы дошкольного музыкального воспитания.

2. Исторический аспект содержательной сущности музыкального наследия народов свидетельствует об устоявшейся их потребности в выражении чувств, эмоций, мироощущения средствами своих национальных музыкальных традиций (песни, инструментальные наигрыши, танцы), что учитывается в деятельности ДОУ республики.

3. Первичное восприятие и осмысление окружающего мира дошкольниками начинается с музыкально-поэтического наследия

народов, созданного для детей и самими детьми (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, дразнилки, забавлянки, приговоры и др.).

4. Из-за отсутствия предварительно музыкальноэтнографической и этнопедагогической подготовки современные дошкольные педагоги-практики не всегда обращаются к устнопоэтическому и народно-прикладному творчеству этносов, не владеют родным языком, недостаточно используют народную музыку и хореографию в деле формирования этноличности ребёнка.

5. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к этномузыкальному искусству. От нравственного облика, уровня сформированности этномузыкальной и этнопедагогической культуры, профессионального мастерства и опыта работы воспитателя, музыкального руководителя, родителей зависит конечный результат национального музыкального воспитания дошкольников.

6. Для эффективности этномузыкального воспитания дошкольников необходимо объединить усилия семьи и ДОУ, а также осуществить преемственность в обучении и воспитании детей с начальной школой и учреждениями дополнительного образования, что в конечном итоге будет способствовать формированию толерантной, высокохудожественной и образованной этноличности ребёнка.

ABSTRACT

The article deals with the problems of evoking spirituality in children and their socialization through knowledge of national culture. The author dwells on some teaching techniques of ethnopersonal development of a preschool child with the help of ethnomusic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.