Научная статья на тему 'Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания'

Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКАЯ ПЕСНЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / НАРОДНЫЙ ХОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Веселова Т.К., Соломыкина Н.Я., Киселёва М.В., Биткова Е.С.

Данная статья поможет педагогам в организации работы по народному творчеству с детьми от раннего до старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания»

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ КАК ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© Веселова Т.К.* *, Соломыкина Н.Я.*,

Киселёва М.В.*, Биткова Е.С.*

ГБДОУ Детский сад № 44 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Данная статья поможет педагогам в организации работы по народному творчеству с детьми от раннего до старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова фольклор, народное творчество, русская песня, художественное слово, народный хор.

Народное искусство в силу доступности и демократизма обладает особыми возможностями. Являясь национальным культурным достоянием, заложенным в генетический код человека, искусство способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений. В этом заключена духовная ценность народного искусства. Как показывает исторический опыт, в сложные периоды общественного развития народа, когда происходит явная переоценка ценностей, обращение к народным истокам происходит неосознанно, даже вопреки социальной среде. «Сработали культурно-экологические защитные механизмы: наступлению «массовой культуры» пытается противостоять стихийно возникшее молодёжное фольклорное движение».

Через культурное наследие народа, его обряды и праздники осуществляется связь времён, воспитываются эстетические чувства, прослеживаются трудовые и духовные традиции, формируются нравственные представления. Это служит становлению человеческой личности, в основе которой лежат общечеловеческие гуманистические ценности.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

* Заведующий.

* Музыкальный руководитель.

* Старший воспитатель.

* Воспитатель.

8

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Они передаются ребёнку, усваиваются им и становятся близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстаёт перед ним Родина, и, чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого.

С давних пор русская дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества.

Сотрудники нашего детского сада совместно с ветеранами МО «Писка-рёвка», родителями вкладывают в эту работу свои знания, творчество и, самое главное, своё сердце.

Руководством детского сада разработана специальная программа по организации работы с детьми, воспитателями, родителями, которая, безусловно, соответствует повышению нравственных качеств и умелому применению своих знаний.

В специально разработанной программе по работе с сотрудниками детского сада была проведена деловая игра «Что мы понимаем под понятием «патриотизм» и организован семинар по ознакомлению детей с народным творчеством.

Каждый год мы проводим консультации на тему «народное творчество».

В течение учебного года проводится выставка рисунков (хохлома, гжель, городецкая роспись), а также выставки народного прикладного искусства (резьба по дереву, вышивка и т.д.), где представлены поделки, сделанные руками детей совместно с родителями, в которых они смогли проявить неиссякаемую фантазию и умение.

В нашем детском саду приобщение детей к фольклору и народному творчеству начинается с самого раннего возраста.

Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные

Общая педагогика

9

взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство ребёнка с окружающим миром.

Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к полугодовалому малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые движения и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что это гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишия, повторы, четырёхстишия - фольклор для самых маленьких. Происходит первая встреча ребёнка с художественным словом.

На втором году жизни расширяют знакомство малыша с художественным материалом. Повторяя ребёнку уже слышанные им пестушки и потешки, взрослый доставляет ему радость знакомой игрой. Малыш с удовольствием выполняет игровое движение, но при этом его речевые реакции не ограничиваются, как прежде, эмоциональным лепетом. Теперь ребёнок подговаривает слова и рифмующиеся стихотворные строчки или их окончания, повторяя их много раз.

Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например, «Ладушки», «Сорока», то теперь, в начале второго года его жизни, его можно продолжить, добавляя движения.

Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением приводятся и с новыми текстами.

Потешку «Пальчик-мальчик» читают подчёркнуто ритмично, сопровождая движениями и перебирая пальчики ребёнка:

Пальчик-мальчик,

Где ты был? -

спрашивает взрослый, похлопывая по большому пальчику руки ребёнка в такт ударным слогам. И сам же отвечает, слегка сгибая и разгибая указательный пальчик в такт словам:

С этим братцем В лес ходил.

и далее перебирает остальные пальчики:

С этим братцем

(сгибает средний пальчик)

Щи варил.

(разгибает его)

10

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

С этим братцем Кашу ел.

С этим братцем Песни пел.

(взрослый перебирает оставшиеся два пальчика).

В игры с текстом и движением можно вводить персонаж-игрушку. Взрослый берёт достаточно крупную мягкую игрушку, например, кошку, и шутливо-назидательно обращается к ней, грозя пальцем в такт словам первых четырёх строчек:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт...

При чтении стихов, потешек детям старше 1,5 лет всё их внимание следует сосредотачивать на слуховом восприятии художественного текста, оно уже доступно ребёнку конца второго года жизни. При этом эмоциональное восприятие художественного слова следует усиливать выразительным исполнением.

Наряду с прибаутками и потешками в этом возрасте детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой-движения-ми самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом - это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. Такие песенки называются прибаутками.

Вместе с содержанием потешки, прибаутки к ребёнку приходит и первая книжка с картинкой. Как правило, текст каждой потешки, прибаутки помещается на одной странице (или на развороте) с иллюстрацией к нему -изображением персонажа или сюжетной сценки. Показывая картинку, объясняя её, надо пользоваться текстом. После того, как ребёнок рассмотрел иллюстрацию и понял, что нарисовано, ему повторно читают книгу.

В старшем дошкольном возрасте мы уделяем больше внимания патриотическому воспитанию детей. Народное творчество является неотъемлемой частью патриотического воспитания.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги -словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жиз-

Общая педагогика

11

нью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио- и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Дети слышат живой звук домры, исполнителем которого является мама ребёнка нашего детского сада. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Мир детей и мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Один из вариантов укрепления отношений с собственным ребёнком - активное участие в организации и проведении праздников.

Самое большое внимание мы уделяем народным праздникам и развлечениям.

Самой главной традицией нашего детского сада является ежегодное проведение фестиваля народной музыки, который объединил педагогов, детей и родителей в совместной творческой деятельности. Это мероприятие проходит как необычный концерт, в котором дети играют на разных музыкальных инструментах, исполняют народные песни и танцы. Неотъемлемой частью этих концертов является исполнение произведений на домре. Участниками этих фестивалей всегда бывают родители, выпускники, педагоги и т.д.

Благодаря совместной плодотворной работе педагогического коллектива, руководства учреждения и родителей создана система работы по воспитанию чувств патриотизма у детей дошкольного возраста через народное творчество. Эта система стала решающим звеном во всестороннем развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.