Научная статья на тему 'Использование элементов русского фольклора на уроках в начальной школе'

Использование элементов русского фольклора на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
524
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лекомцева Алёна Вадимовна

В статье отмечено, что в настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Восприятие культурных ценностей народа должно осваиваться с самого раннего детства. Обращение к русскому фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. Фольклор помогает осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учит различать истинные и мнимые ценности, прививает любовь к ближнему, к своим предкам и Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов русского фольклора на уроках в начальной школе»

А.В. Лекомцева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье отмечено, что в настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Восприятие культурных ценностей народа должно осваиваться с самого раннего детства. Обращение к русскому фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. Фольклор помогает осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учит различать истинные и мнимые ценности, прививает любовь к ближнему, к своим предкам и Родине.

Ключевые слова: детский фольклор, краеведение, культурное наследие, начальная школа, русский фольклор, этнокультурное образование.

Изучение культурного наследия русского народа очень важно в современной школе. Сегодня, на фоне общего повышения образованности, налицо отставание в художественно-эстетическом развитии; наблюдается незнание своего языка, культуры и истории. Деятельность педагога, строящаяся на принципах развития фольклорного творчества, формирует художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию; позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления; прививает любовь к истории и культуре своих предков.

Лекомцева Алёна Вадимовна - учитель начальных классов Кожильской средней школы Балезинского района УР.

А.В. Лекомцева

Элементы фольклора можно включать практически на всех занятиях на ступени начальной школы: литературное чтение, русский язык, музыка, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, физкультура, технология, краеведение.

Важное место на занятиях в нашей образовательной организации занимает работа над выразительностью речи. Дети с удовольствием заучивают стишки, прибаутки, потешки, дразнилки, скороговорки, песенки: «Чешу, чешу волосыньки», «Ходит зайка по саду», считалки: «Заяц белый, куда бегал?», «Чима, чима, чимали» и др. Самым любимым занятием является отгадывание загадок на разные темы: «Человек», «Крестьянское хозяйство», «Домашняя утварь и посуда», «Времяисчисление» и т.д.

Вот некоторые примеры загадок удмуртского народа: Голова в воде, нога на заборе (ковш); В одной берлоге двенадцать медведей лежат (год, 12 месяцев); У одной матери четыре сына: один зелёный, один красный, один жёлтый, один белый-белый (времена года); Вокруг двух озёр чёрный лес (глаза, ресницы) и т. д.

Чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы. Вот некоторые примеры пословиц русского народа: И маленькое дело лучше всякого безделья; Не желай людям зла, или не будет тебе добра; Одному и иголку поднять тяжело; Народная дружба и братство дороже всякого богатства; Кто родителей почитает, тот счастливым живёт и т.д.

Хорошо воспринимаются и детские колыбельные песенки «Лю-ли, лю-ли, лю-леньки», «Уж ты, Котенька-коток», потешки-дразнилки «Андрей-воробей», «Барашеньки», шуточные песенки «Черный баран», «Сидит Дрема», «На горе мак» или лирические хороводные «Во поле березонька стояла», «Кумушки-кумы» и т.д. Очень нравится нашим детям петь удмуртские песни, которые переведены на русский язык, например, «Лымы тодьы» («Снежок белый»), «Ялыке», «Чагыр, чагыр дыдыке» («Сизый, сизый голубок»), «Э пе, зазеге» («Эй ты, мой гусак») и др.

Присутствие музыкальных элементов уместно буквально на каждом уроке. К примеру, учитель вводит в ход урока «ритмические паузы», во время которых дети двигаются, прогоняя усталость и снимая мышечное напряжение. Обычно во время ритмических пауз проводятся своеобразные физкультминутки, выполняемые под проговор детьми определённого текста, «задающего» ритм физкультурных упражнений. С ещё большим интересом выполняют ритмико-двигательные

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

движения под собственное исполнение песен. Движения покуплетно менялись в русле сюжета конкретного куплета, и это вызывало наряду с необходимым отдыхом и физической разрядкой и эмоциональную приподнятость. Вот пример русской народной песни «А я по лугу»:

Текст песни Ритмические движения по куплетам

1. А я по лугу, а я по лугу Я по лугу гуляла, Я по лугу гуляла. 2. Я с комариком, я с комариком, С комариком плясала, С комариком плясала. 3. Мне комар ножку, мне комар ножку, Комар ножку отдавил, Комар ножку отдавил. 4. И на травушку, и на травушку, На травушку усадил, На травушку усадил. Наклоны в стороны с вытянутыми вверх руками. Поочерёдное поднимание плеч. Поочерёдные притопы. Пружинистые полуприседания. По окончании песни все садятся на свои места.

На уроках физкультуры с детьми можно разучить русские и удмуртские народные игры: «Кутэн шудон» (игра с лаптем), «Кышетэн шудон» (игра с платком), игры с поленом «Как у дядюшки Зевахи», «Узы-боры бичамы» («В лес по ягоды ходили») и др.

Детский фольклор (народные песни для детей, как элемент этно-педагогики) - это особенная область творчества этиноса. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, народные песни образно поучают ребёнка, приобщают его к истории и культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором (народными песнями для детей) развивает интерес к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также обогащает речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.