Научная статья на тему 'Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства'

Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МАТЕРИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN’S FOLKLORE / MATERNAL POETRY / MUSIC PEDAGOGY / PRE-SCHOOL CHILDREN / THE AESTHETIC PERCEPTION OF REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье освещается проблема использования детского фольклора в процессе целостного и гармоничного развития ребёнка. Рассматриваются вопросы, связанные с целостным восприятием ребёнком окружающего мира, в основе которого положено практическое освоение исторического опыта народа, фольклорных традиций. Проживание детьми периода детства в фольклорной среде способствует проявлению универсального комплекса творческого самовыражения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the issue of child folklore in the process of integral and harmonious development of the child. The problems associated with a holistic perception of the world around the child, which is based on the practical development of the historical experience of the people, folk traditions, are discussed. Children’s living in folklore environment in the period of childhood contributes to the manifestation of the universal set of creative expression.

Текст научной работы на тему «Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства»

И.Г. Галянт

см

со

Сведения об авторах:

Волчегорская Евгения Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: evgvolch@list.ru

Леонова Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: leonova@cspu.ru

Фортыгина Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры педагогики,

психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fortyginasn@cspu.ru

Information about the authors: Volchegorskaya Evgenia Yurevna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor Head, Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: evgvolch@list.ru

Leonova Elena Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Computer Science,

Information Technology

and Teaching Methods of Computer Science,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: leonova@cspu.ru

Fortygina Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education),

Senior lecturer,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: fortyginasn@cspu.ru

УДК 372.3:8РФ

ББК 74.100.551.1:82.3(2Рос)

И.Г. Галянт

детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства

В статье освещается проблема использования детского фольклора в процессе целостного и гармоничного развития ребёнка. Рассматриваются вопросы, связанные с целостным восприятием ребёнком окружающего мира, в основе которого положено практическое освоение исторического опыта народа, фольклорных традиций. Проживание детьми периода детства в фольклорной среде способствует проявлению универсального комплекса творческого самовыражения.

Ключевые слова: детский фольклор, материнская поэзия, музыкальная педагогика, дети дошкольного возраста, эстетическое восприятие действительности.

I.G. Galyant

CHILDREN’S FOLKLORE AS A MEANS OF ORGANIZING CHILDREN LIFE SPACE IN EARLY CHILDHOOD

The article highlights the issue of child folklore in the process of integral and harmonious development of the child. The problems associated with a holistic perception of the world around the child, which is based on the practical development of the historical experience of the people, folk traditions, are discussed. Children’s living in folklore environment in the period of childhood contributes to the manifestation of the universal set of creative expression.

Key words: children’s folklore, maternal poetry, music pedagogy, pre-school children, the aesthetic perception of reality.

Кризисные ступеньки в развитии общества отражают все экономические и социальные проблемы. Каждый новый этап отмечается переоценкой ценностей. Сегодня общество решает проблемы, связанные с человеком, с целостным, гармоничным развитием и счастливым существованием. Главная цель воспитания и развития детей связана с желанием вырастить наших детей образованными. Изобилие обучающих программ и экспериментов растёт с каждым днём. Вместе с тем ситуацию, сложившуюся в дошкольном образовании, можно охарактеризовать как противоречивую. Приоритетным направлением многих программ и методик становится интеллектуальноаналитическое развитие.

Особенностью современного общества в последние годы является ускоренный темп жизни, который диктует цивилизация. Скорость бытия отражается на наших детях. Быстро научились на этапе дошкольного детства читать, писать, решать, играть на компьютере, в шахматы, говорить на двух-трёх языках. Многие дети не испытывают в этом потребности и постигают данные «науки» под цензурой взрослых без особого удовольствия. Стойкое чувство неуспешности, дрессуры и натаскивания играет решающую роль в дальнейшем обучении в школе.

Статистика показывает неутешительные результаты обследования первоклашек. Большая часть детей приходит в первый класс уже с приобретёнными заболеваниями, неготовностью и нежеланием к школьному обучению. В погоне за знаниями мы, взрослые, забываем о

самом дорогом - здоровье детей, а дети в этой гонке лишаются детства, непосредственного и эмоционального общения с миром природы. Ребёнок - дитя Природы - не разучился с «прародителем» говорить на одном языке, он живёт в гармонии и биоритме с природой, чувствует ритм космоса. Дисгармония природного и социального ритмов оказывает влияние на целостное и гармоничное развитие личности своей разрушительной силой. Аритмичность и хаотичность взаимодействия ребёнка с миром приводит к тому, что ребенок перестает ощущать себя жителем планеты Земля и не осознает своей принадлежности к определённой культуре. Это выражается в девиантном поведении детей и подростков, отрицании действительности, уходом в себя, агрессией, озлобленностью.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования мы впервые на государственном уровне видим озабоченность в появлении такой проблемы, как инклюзивное образование. Детей с особенностями в развитии рождается всё больше и больше. Появляются новые определения «аутизм», «дети индиго». Педагогическая наука ищет пути взаимодействия с «особыми» детьми. В массовых группах дошкольных образовательных учреждений такие дети есть, но педагоги не знают, как с ними себя вести. Как помочь всем нам научиться принимать и понимать друг друга, как жить вместе в социуме?

Актуальность проблемы обусловила необходимость поиска универсального основания для организации жизнен-

Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства

со

со

И.Г. Галянт

со

ного пространства детей дошкольного возраста. Для нашего исследования целесообразно рассматривать дошкольное детство как педагогическое, социокультурное явление, обеспечивающее формирование и развитие личности ребёнка. Особенностью детей дошкольного возраста является целостное и гармоничное восприятие мира как большого чувственного организма, способного слышать, видеть и чувствовать всем телом. На основе целостного восприятия мира у детей естественным образом развиваются чувства движения, пространства, формы, звука. Таким образом, полагаем, что именно период дошкольного детства имеет значение для последующего развития гармоничной и целостной личности.

Мы соглашаемся с мнением Л.В. Тру-байчук, что дошкольное детство следует рассматривать во взаимосвязи с другими детскими возрастами для выявления интегративных свойств и качественных характеристик дошкольного возраста. Объективная картина возрастных характеристик данного возраста как социокультурного феномена позволяет реализовать принцип преемственности в развитии личности на всех возрастных этапах [5].

Анализируя современные концепции и подходы к проблеме развития детей дошкольного возраста, следует заметить, что использование традиционных методов не всегда эффективно, в связи с этим необходимы современные образовательные технологии, способствующие целостному развитию ребёнка и организации его жизненного пространства. Мы понимаем организацию жизненного пространства детей дошкольного возраста как процесс целостного восприятия ребёнком окружающего мира, в основе которого положено практическое освоение исторического опыта народа, фольклорных традиций. Осуществляется передача духовного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Иными словами, фольклор выступает в роли «оберега», «эгре-гора», который помогает прожить важный этап под названием «детство человечества» в ногу с природой. Детство по законам природы нельзя перепрыгнуть,

нельзя посадить первичного человека на компьютер, нельзя кормить младенца непрожаренным бифштексом. Дошкольное детство невозможно лишить «ладушек» и «сороки-белобоки», как нельзя лишить младенца грудного молока. Проживание детьми периода детства в фольклорной среде способствует проявлению универсального комплекса творческого самовыражения, который, как считает современная педагогика, необходимо развивать в каждом ребёнке, и сегодня это становится основной задачей.

Исследователи фольклора (Г.С. Виноградов, ГН. Волков, М.Н. Мельников, Г.Н. Науменко, С.А. Жилинская, и др.) в своих работах обращаются к проблемам практического использования художественных средств фольклора в воспитании детей.

Использование детского фольклора как жанра народного творчества, в котором соединяются два начала (дети и взрослые) позволяет использовать в интеграции систему триединства - слова, музыки и движения. Так, Е.М. Кершнер считает, что именно фольклор должен быть основой воспитания детей, средой познания окружающего мира и идентификации себя в этом мире. Фольклор представляет собой уникальную педагогическую систему познания этики, норм поведения, ценностей и красоты [3].

Кроме того, тезис о существовании параллелизма истории рода и развития индивида (К. Орф, О.Т. Леонтьева) подтверждает, что ребенок дублирует развитие человеческого рода, и фольклор в данном процессе способствует формированию психики ребенка. Исследователь календарных праздников Н.В. Зарецкая утверждает, что материнская поэзия родной культуры, народная музыка необходимы ребенку для благополучного эмоционального развития так же, как вода, солнце и воздух для физического [2].

Известный фольклорист Г.М. Науменко писал, что ребенок в раннем возрасте впитывает в себя тембры голоса и язык родителей. Звуковая и эмоциональная информация играет большую роль в речевом и музыкальном интонировании ребёнка в будущем. Автор убеждён,

что дети, которым пели колыбельные, воспитывали на пестушках, прибаутках, потешках и сказках, - наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением [4].

По мнению Б.В. Асафьева, чтобы вырастить нравственно здорового ребёнка, родная речь и народная песня должны быть в жизни маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста [1].

В работе с дошкольниками огромное значение играет материнская поэзия (докучные, пестушные и кумулятивные сказки, прибаутки, колыбельные) и детский фольклор (календарные и обрядовые песни, заклички и приговорки, дразнилки). Основу образной системы жанров народного творчества составляет движение, что является самым адекватным видом деятельности детей дошкольного возраста. Познание фольклора через движение помогает раскрыть код нации, генетические корни, фундамент, на котором строится музыкальный материал. Веками доказано терапевтическое воздействие «бабушкиных прибауток» на здоровье малыша. Так, логоневрозы, нестабильное психоэмоциональное состояния детей врачевали пестушками (пестовали, играли, держа младенца на руках), пальчиковыми играми, прибаутками, по-тягунюшками, массажными играми.

При недомогании ребёнка клали спинкой на живот матери, гладили животик и пели:

Тётушка Порасочка, где была?

На ярмарке.

Что делала?

Кросны ткала.

Что за ткало?

Кусочек сала.

Куда поклала?

На лавочку.

Чем накрыла?

Корявочкой.

После пропевания мать накрывала животик ребёнка двумя руками и убирала болезнь и недомогания, бросая в печь с воображаемой корявочкой - худой тряпкой.

Чтобы утешить плачущего малыша, его брали на руки и играли в «Ладушки». Варианты этой игры есть у многих народов. Приведём примеры русских фольклорных вариантов. Проговаривая текст потешки или пропевая, взрослые брали в свои руки ручки младенца и сопровождали движениями обеих рук одновременно, передавая метроритм речи. Заметим, что метроритм при этом точно передавал биоритм (смена времён года, смена времени суток, биение сердца, ритмичный вдох и выдох).

Едем, едем к бабе, к деду.

Ладушки, ладушки!

В гости едем мы к обеду.

К дедушке, к бабушке!

Будет чай с пирогом,

Будет крынка с молоком.

Вся семья вместе И душа на месте!

Ладушки, ладушки,

Бабушка пекла оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ване два, Мане два,

Коле два, Саше два.

Всем дала!

Хороши оладушки Да у нашей бабушки!

Не одно поколение младенцев воспитывалось на «Ладушках», игрой ладонями, передающими биоритм человеческого организма. Следует отметить, что практика работы с детьми дошкольного возраста подтверждает значимость игровой деятельности и использование разнообразных видов и жанров детского фольклора. В дошкольной образовательной организации в повседневной жизни ребёнка используются игры-забавы, игры-загадки, игры-посиделки, игры-превращалки. Использование игровых форм способствует формированию потребности у детей к творческому действию, самовыражению, развитию креативного мышления и самостоятельного принятия решения. Таким образом, детский фольклор взращивает и питает детскую душу, соединяя в себе целый мир

Детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства

Ю

СО

И.Г. Галянт

со

музыкально-поэтических жанров. Во многих детских песнях и играх продолжают жить прошедшее время и события, традиции и этика, патриотизм народа. Познавая ритм времени через детский фольклор, ребёнок раскрывает код идентификации себя с миром, приобретает опыт социализации.

Резюмируя сказанное, заметим, что организация жизненного пространства детей дошкольного возраста должна создаваться в векторах народного искусства и бытия, в диалектике взаимодействия мира взрослых и детей. Методологическими основаниями организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства являются, во-первых, обращение к принципу интеграции (музыка, слово, движение, театр, игра) и,

во-вторых, практическое использование фольклора как эстетического, гармонизирующего начала жизнедеятельности ребёнка. Использование жанров детского фольклора в жизни ребёнка влияет на гармонизацию отношений с собой, с миром, культурными и духовными ценностями, эстетическими идеалами. Данные положения служат для предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становления эстетического отношения к окружающему миру. Именно такие цели и ставит современное образование перед педагогами в области художественноэстетического развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Библиографический список

1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Астафьев. - 2-е изд.- Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

2. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 192 с.

3. Кершнер, Е.М. Музыка у дошкольников [Текст] / Е.М. Кершнер. - М.: Просвещение, 1994. -116 с.

4. Науменко, ГМ. Этнография детства [Текст] / ГИ. Науменко. - М.: Беловодье, 1998. - 400 с.

5. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен [Текст]: монография / Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИРПО, 2009. - 153 с.

References

1. Asafiev B.V. Selected articles about music teaching and education. Ed. 2. L.: Music, 1973. P. 144. [in Russian].

2. Zaretsky N.V. Music Calendar holidays for children of senior preschool age: A Handbook for DOW practitioners. M.: Airis Press, 2004. P 192. [in Russian].

3. Kershner E.M. Music in preschoolers. M.: Prosveshchenie, 1994. P 116. [in Russian].

4. Naumenko G. M. Ethnography of childhood. Moscow: Belovodie, 1998. Р. 400. [in Russian].

5. Trubaychuk L.V. Preschool childhood as an evolving social and cultural phenomenon. Chelyabinsk: IRPO, 2009. P 153. [in Russian].

Сведения об авторе:

Галянт Ирина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, факультет дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: galanti@bk.ru

Information about the author:

Gаlyant Irina Gennadyevna, Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Theory,

Methodology and Management, Pre-School Education,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: galanti@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.