Научная статья на тему 'Музыкальный фольклор как средство развития исполнительских способностей младших школьников'

Музыкальный фольклор как средство развития исполнительских способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
646
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / MUSICAL FOLKLORE / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / PERFORMANCE ABILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каргополова Таисия Михайловна

В статье раскрывается сущность музыкального фольклора, его значимые особенности, благодаря которым происходит развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, а также его значения в воспитании детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Каргополова Таисия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of musical folklore is revealed in the article as well as its significant peculiarities due to which development of primary school-aged children's abilities for music is happening The review of the history of folklore and its role in children's upbringing is also considered

Текст научной работы на тему «Музыкальный фольклор как средство развития исполнительских способностей младших школьников»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

лению личности будущего профессионала не оказывается достаточного внимания в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, сегодня остро ощущается необходимость поиска новых креативных педагогических технологий, в которых профессиональное самоопределение будущих артистов-исполнителей сочеталось бы с духовно-нравственным становлением личности, выявлением собственного ценностно осмысленного пути в художественно-информационном пространстве современной культуры — пути, не только ведущему к профессиональному успеху каждого конкретного музыканта-исполнителя, но и способствующему художественному и духовному возвышению всей отечественной культуры.

Примечания

1. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана / Е. В. Герцман. - СПб., 1995.

2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна, 2005.

3. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев. - М., 2006.

4. Никулина Н. Б. Формирование профессиональной ориентации учащегося-музыканта как психолого-педагогическая проблема (на материале учебно-воспитательной работы в музыкальном колледже): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Никулина. - М., 2008.

5. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. - М., 1965.

Т. М. Каргополова

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается сущность музыкального фольклора, его значимые особенности, благодаря которым происходит развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, а также его значения в воспитании детей. Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальный фольклор, исполнительские способности, младший школьный возраст.

The essence of musical folklore is revealed in the article as well as its significant peculiarities due to which development of primary school-aged children's abilities for music is happening The review of the history of folklore and its role in children's upbringing is also considered. Keywords: musical education, musical folklore, performance abilities, primary school age.

Одной из важнейших задач, которые ставятся временем перед современным российским образованием, является духовное, нравственное формирование подрастающего поколения, что невозможно осуществить без усвоения культурно-исторического опыта народа, который создавался веками и передавался из поколения в поколение.

Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, особенно исполнению музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор со всей многожанровостью является богатейшим педагогическим материалом, способствующим развитию их духовного мира, а также самым доступным материалом для развития исполнительских способностей детей. Причина подобной педагогической целесообразности фольклора лежит в самой его природе. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших

Музыкальное образование

времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.

Одним из видов музицирования учащихся в наше время является народное ансамблевое пение. Народные коллективы организуются в общеобразовательных и музыкальных школах, дворцах и домах детского творчества, домах культуры. Этот факт свидетельствует о быстром развитии народного хорового, ансамблевого, исполнительского искусства.

Другой тенденцией можно считать повышение требований к качеству исполнительства в коллективах народной музыки.

На материале детского фольклора хорошо развиваются музыкальный слух и музыкальная память, потому что «у детей срабатывает генетическая память, которая позволяет быстро ориентироваться в музыкальном материале, запоминать его» (3).

В своем развитии ребенок проходит все стадии взросления, а детский музыкальный фольклор помогает этому процессу (2). Музыкальные жанры детского фольклора на раннем этапе развития ребенком усваиваются легко и естественно. Первые вокализации у ребенка наблюдаются с младенчества. Слушая исполнение колыбельных песен (таких, например, как «У кота-воркота», «Прилетели утки») от своих мам и нянечек, дети начинают подражать им, таким образом, начинается формирование голоса (3).

Говоря о доступности песенного фольклорного материала, надо учитывать, что детские песни отличаются речевой манерой исполнения близкой по природе детского голоса (4). На уроках музыки в ЦДШИ г.Химки мы наблюдали, как дети в возрасте 5—6 лет уже на первом занятии свободно исполняли считалки, пестушки, прибаутки, приговорки благодаря доступности их музыкальной ткани и художественному образу (например, такие прибаутки, как «Патока с имбирем», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом», «Ой, ребята, та-ра-ра», приговорки «Улитка, улитка», «Божья коровка»; считалки «Уж как зоренька-зоря, «Баба сеяла горох»).

Народное искусство особенно близко детям младшего школьного возраста, потому что музыкальный фольклор обладает бифункциональностью. Каждое фольклорное произведение рождается и существует как неотъемлемая часть человеческой жизни, поэтому духовная и практическая функции в фольклорных произведениях объединены в одно целое, каждое произведение проживает «человеческую» жизнь.

Музыкальный фольклор может выступать как основа игровой деятельности младших школьников. Во время игры совершенствуются движения, развивается интеллект, фантазия. Игра - это самая интересная форма деятельности ребенка, дети играют, когда им интересно, и поэтому она не утомляет их, в результате чего срабатывает непроизвольная память и дети с легкостью овладевают вокальными навыками (1). В игре ребенок раскрепощается и освобождается от зажимов, благодаря этому голос приобретает свойственную ему звонкость и полетность. В процессе игры дети, сами того не замечая, справляются с еще одной распространенной проблемой, встречающейся на начальном этапе обучения, а именно: необходимостью достижения координации между слухом и голосом.

Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, игровых песенных припевок, поются полным голосом, легко и непринужденно.

Присущая фольклору полиэлементность, где выделяются такие элементы, как словесный, музыкальный, танцевальный, мимический, дает широкий спектр для развития различных умений и навыков у детей.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

Просто исполнять фольклор нельзя, его нужно обыгрывать. Богатые образы фольклора выраженные в плясовых песнях, хороводах-играх помогают изобразить детям различных животных (например, «Жил я у пана»), бытовые действия (например, «Мак-маковистый», «Лен»), обыграть озвученную песню (например, «Посею лебеду на берегу», «Я на камушке сижу»), что способствует развитию у детей артистизма.

Особенно следует отметить такие качества музыкального фольклора, как небольшой звуковой диапазон, небольшие звуковые фразы, повторность мелодического напева, определенное ладовое строение, четкая ритмическая организация, определенная простая строфическая форма, яркая эмоциональная выразительность образов.

Доказано, что музыкальный материал усваивается лучше, если к разучиванию произведения подойти творчески. Творческое начало фольклора развивает воображение, вызывает активность к развитию музыкально-исполнительских способностей.

Многогранность русской песни является основанием для развития у детей младшего школьного возраста следующих способностей и навыков: осознание интонационных, гармонических, ладовых и ритмических особенностей музыки; развитие навыков восприятия; вокального и инструментального исполнения; навыков музыкально-ритмического движения; вокальной и инструментальной импровизации.

Заложить основы понимания и исполнительского искусства, сформировать исполнительские способности в самом начале пути развития личности - это значит заложить фундамент, который позволит человеку в дальнейшем творчески реализо-вывать себя средствами музыкального фольклора.

Более того, русская народная музыка - действенное средство познания национальной культуры, приобщения к родной истории, вхождения их в мир мудрости.

Включение детей младшего школьного возраста в различные виды музыкальной деятельности, основанной на материале музыкального фольклора, является одним из главных условий их полноценного эстетического воспитания.

Благодаря естественности, простоте музыкальной фразы, живость интонации, ритма, а также учитывая тот факт, что музыкальный фольклор является проявлением творчества народа, близок по своей природе к детским физиологическим особенностям, использование фольклора на начальном этапе развития музыкально-исполнительских способностей, дает плодотворные плоды, актуализует его как одно из самых значимых средств развития личности исполнителя.

Примечания

1. Картавцева М. Т. Школа русского фольклора / М. Т. Картавцева. - М.: МГУКИ, 1994. - Ч II. - 70 с.

2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 185 с.

3. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: [учебное пособие для начальной школы] /Г. М. Науменко. - М.: Аеааеш А, 1996. - 134 с.

4. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. В. Шамина. - М.: Музыка, 1988. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.