Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будущих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза'

Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будущих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНФОРМАЦИОН&SHY / НО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DESIGN COMPETENCE / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Леонова Елена Анатольевна, Фортыгина Светлана Николаевна

В статье раскрывается сущность понятий «информационно-образовательная среда», «проектировочная компетенция», выявляются социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции у студентов в информационно-образовательной среде высшего педагогического учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Леонова Елена Анатольевна, Фортыгина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the concepts «information and education environment», «design competence» is revealed, social and pedagogical prerequisites of a problem of formation of design competence at students in the information and education environment of the highest pedagogical educational institution are shown.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будущих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза»

Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Леонова, С.Н. Фортыгина

00

см

УДК 378 ББК 74.480

Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Леонова, С.Н. Фортыгина

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОй

компетенции будущих учителей начальных классов в информационнообразовательной СРЕДЕ ВУЗА

В статье раскрывается сущность понятий «информационно-образовательная среда», «проектировочная компетенция», выявляются социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции у студентов в информационно-образовательной среде высшего педагогического учебного заведения.

Ключевые слова: проектировочная компетенция; учитель начальных классов, информационно-образовательная среда.

Е. Yu. Volchegorskaya, Е.А. Leonova, S.N. Fortygina

SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREREQUISITES OF THE PROBLEM OF FORMING THE DESIGN COMPETENCE OF FUTURE ELEMENTARY School Teachers IN THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The essence of the concepts «information and education environment», «design competence» is revealed, social and pedagogical prerequisites of a problem of formation of design competence at students in the information and education environment of the highest pedagogical educational institution are shown.

Key words: design competence; elementary school teacher; information and education environment.

В отечественной педагогике интерес к рассматриваемой нами проблеме возникает в начале 60-х гг. XX в. с началом периода развития процесса информатизации. С утверждением «Общегосударственной программы создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года» был произведен «решительный поворот в направлении ускоренного развития отечественной индустрии средств информатики» [3]. В Постановлении ВС СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [9] впервые была отмечена необходимость со-

вершенствовать содержание подготовки учащихся путем насыщения сферы образования персональными электронновычислительными машинами.

Широкое внедрение информационных технологий в сферу образования способствовало появлению термина информационно-образовательная среда. В соответствии с «Концепцией создания и развития единой системы дистанционного образования в России» понятие «информационно-образовательная среда» (ИОС) трактовалось как «системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и

организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [4]. Тем самым активное употребление в нормативно-правовых документах термина «информационнообразовательная среда» стало основой для разработки большого числа диссертационных научных исследований, посвященных изучению содержания понятия ИОС и выделению ее структурных компонентов: средства компьютерного моделирования, технические средства обучения, электронные учебники, учебные и методические пособия, специальные тренажеры системы оценки, контроля и учета знаний учащихся.

В начале 2000-х гг. стала активно разрабатываться проблема моделирования информационно-образовательной среды в высших учебных заведениях. В исследованиях Т.Г. Ивошиной, К.Г. Кречетни-ковой, В.М. Нестеренко, ГА. Соседовой, М.П. Сухлоевой, И.И. Палашевой, В.В. Рубцова информационно-образовательная среда стала рассматриваться как креативная, личностно ориентированная и развивающая обучающая среда, направленная на профессионально-личностное саморазвитие студентов, с одной стороны, и средство профессиональной подготовки будущих учителей - с другой. Процесс моделирования информационнообразовательной среды был положен в основу организации дистанционного обучения (А.А. Карасик, С.Ю. Петрова и др.).

Со второй половины 2000-х гг. существенно расширяются представления о компонентном составе информационно-образовательной среды за счет включения ценностно-целевого, коммуникационно-психологического, организационно-административного, пространственно-технологического, и содержательно-методического блоков [5]. В содержательно-методическом блоке, в свою очередь, были выделены такие компоненты, как учебная (автоматизация учебной деятельности в образовательном учреждении); методическая (методические ресурсы в виде электронно-образовательных ресурсов, система-

тизированных по учебным предметам и тематике обучения); административная (автоматизация организационноуправленческой деятельности образовательного учреждения); орга,низационно-упра,вленческая (взаимообратная связь с субъектами образования на основе использования современных средств информатизации); компонента оценки качества результатов обучения (оценивание и контроль знаний, умений и навыков обучающихся на основе использования ИКТ) (Ю.Г. Коротенков).

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере становится одним из важнейших аспектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, согласно которой необходимо повысить качество образования за счет «внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения» [10]. Это, несомненно, является основанием для рассмотрения понятия «информационнообразовательная среда» как совокупность определенных существенных факторов и условий, «...обеспечивающих ее эффективное функционирование на федеральном, регионально-отраслевом, институциональном, предметном и личностном уровнях информационного взаимодействия субъектов современной образовательной инфраструктуры профессионального образования» [1, с. 11]. В диссертационных работах термин «информационно-образовательная среда» рассматривается как «подвижная педагогическая система, объединяющая в себе не только информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, педагогические методы, технологии, средства управления образовательным процессом, но и организацию и содержание процесса профессионального и личностного развития и саморазвития каждого студента», обладающего необходимым уровнем профессиональных ... компетенций» [7, с. 17].

В данный период вопрос формирования профессиональных компетенций

Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будУщих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза

о>

см

Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Леонова, С.Н. Фортыгина

О

со

становится одним из важнейших направлений государственной программы РФ «Развитие образования на 20132020 годы», в которой на федеральном и региональном уровнях предлагается к реализации комплекс мер [2; 8], направленный на повышение эффективности профессиональных знаний и компетенций педагогов. Преобразования, касающиеся процесса организации профессионального образования, способствовали углублению и расширению педагогических исследований феномена «профессиональная компетенция». В том числе, впервые появились педагогические исследования (А.В. Болоболовой, Н.И. Бу-маженко, С.А. Карташева, М.М. Умаровой, Ш.И. Шаронова и др.), посвященные формированию компетенций у будущих учителей в условиях профессионального образования. В это же время начинается изучение компонентного состава профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов, в котором выделяются такие группы, как коммуникативные, психолого-педагогические, учебно-методические компетенции; компетенции, посвященные изучению учащихся и их окружения; контроля и оценки качества; профессионального развития и совершенствования педагога начальной школы (Д.Л. Андрионова, А.В. Лыфенко, Е.В. Мальцева, Т.М. Сорокина и др.).

Наряду с перечисленными профессиональными компетенциями будущего педагога впервые В. Стрыковский в своем исследовании [12] выделяет компетенции, связанные с проектированием и оценкой школьных рабочих программ и учебников. Возникший интерес к процессу формирования проектировочной компетенции у будущих учителей способствовал разработке теоретических основ проектировочной компетентности будущих педагогов. Так, впервые в диссерта-

ционном исследовании Л.Е. Марычевой появляется характеристика компонентного состава проектировочной компетенции [6], которая содержит умения будущих учителей осуществлять анализ данных; конкретизировать учебные цели; отбирать и структурировать учебный материал в соответствии с поставленной целью и задачами; демонстрировать выбранный учебный материал в качестве модели учебно-исследовательской деятельности учащихся; выделять основные способы обучения, соотнося их с выдвинутой целью, средствами, методами и приемами организации процесса обучения; совершать коррекцию структуры содержания процесса образования; представлять разработанный педагогический проект.

Процесс формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов в информационнообразовательной среде вуза является сложным механизмом, который требует отбора и структурирования содержания, условий и этапов реализации, а также разработки критериальноуровневого аппарата для оценки эффективности функционирования данного процесса. В связи с этим нами была разработана структурно-функциональная модель, состоящая из трех блоков (содержательно-методический блок, операционно-технологический блок, оценочно-результативный блок) и трех компонентов: (информационный компонент, деятельностный компонент, материальный компонент). Перечисленные блоки и компоненты являются частью разработанной модели, которые обеспечивают достижение поставленной цели за счет выделенных функции, методов и результата реализации того или иного блока или компонента представленной модели [11].

Библиографический список

1. Балунова, С.А. Информационно-образовательная среда подготовки IT-специалистов в системе среднего профессионального образования [Текст] / С.А. Балунова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). - Ч. 2. - С. 7-11.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 г. [Текст]. - М.: Омега-Л, 2013. - 134 с.

3. Колин, К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов [Текст] / К.К. Колин. - М.: Академический проект, 2003. - 432 с.

4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России». Утверждена постановление Гос. Комитета РФ по высшему образованию от 31.05.95 г. № 6.

5. Малиатаки, В.В. Структура информационной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / В.В. Малиатаки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2007. - № 9. - С. 169-172.

6. Марычева, Л.Е. Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей [Текст] / Л.Е. Марычева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского. - 2008. -№ 6. - С. 36-38.

7. Назаров, С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук / С.А. Назаров. - Ростов н/Д, 2006. - 182 с.

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 259 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

9. Постановлению ВС СССР от 12.04.1984 №13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

10. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

11. Фортыгина, С.Н. Модель информационно-образовательной среды как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов / С.Н. Фортыгина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/128-21769

12. Strykowski W. Kompetencie nauczyciela szkoly wspolczesnej. Edukacja Medialna, 2002. № 4. P 5-12.

References

1. Balunova S.A. The information and education environment of training of IT specialists in system of secondary professional education. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogichesjkogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva, 2012. № 2 (74). P 2. P 7-11. [in Russian].

2. The law «About Education in the Russian Federation» FZ-273 of 29.12.2012. M.: Izd-vo Omega-L, 2013. Р. 134. [in Russian].

3. Kolin, K.K. Social informatics: the education guidance for higher education institutions. M.: Academicheskii proect, 2003. Р. 432. [in Russian].

4. The concept of creation and development of single system of remote education in Russia of 31.05.95 № 6. [in Russian].

5. Maliataki V.V. Structure of the information educational environment of pedagogical higher education institution. Vestnik Moscovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Series: Informatics and informatization of education, 2007. №. 9. P. 169-172. [in Russian].

6. Marycheva L.E. Theoretical bases of design competence of future teachers. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2008. №. 6. P 36-38. [in Russian].

7. Nazarov S.A. Pedagogical bases of designing of the personal developing information and education environment of technical college. Dis. ... cand. of sciences (Education). Rostov N / D, 2006. Р. 182. [in Russian].

8. The order of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 259 «About approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020». [in Russian].

9. The resolution SS of the USSR of 12.04.1984 No. 13-XI «About the main directions of reform of comprehensive and vocational school». [in Russian].

10. The order ofthe Government ofthe Russian Federation ofFebruary 7, 2011. N61 «About the Federal target program of development of education for 2011-2015». [in Russian].

11. Fortygina S.N. Model of the information and education environment as means of forming of design competence at future elementary school teachers. Sovremennyie proplemy nauki i obrazovania, 2015. № 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-21769 [in Russian].

12. Strykowski W. Kompetencie nauczyciela szkoly wspolczesnej. Edukacja Medialna, 2002. No. 4. P 5-12.

Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будУщих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза

со

И.Г. Галянт

см

со

Сведения об авторах:

Волчегорская Евгения Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Леонова Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Фортыгина Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры педагогики,

психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

Information about the authors: Volchegorskaya Evgenia Yurevna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor Head, Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Leonova Elena Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Computer Science,

Information Technology

and Teaching Methods of Computer Science,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Fortygina Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Senior lecturer,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

УДК 372.3:8РФ

ББК 74.100.551.1:82.3(2Рос)

И.Г. Галянт

детский фольклор как средство организации жизненного пространства детей на этапе дошкольного детства

В статье освещается проблема использования детского фольклора в процессе целостного и гармоничного развития ребёнка. Рассматриваются вопросы, связанные с целостным восприятием ребёнком окружающего мира, в основе которого положено практическое освоение исторического опыта народа, фольклорных традиций. Проживание детьми периода детства в фольклорной среде способствует проявлению универсального комплекса творческого самовыражения.

Ключевые слова: детский фольклор, материнская поэзия, музыкальная педагогика, дети дошкольного возраста, эстетическое восприятие действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.