Pedagogy
УДК 377
DOI 10.21661/r-115229 М.Л. Коцуба, Н.А. Калугина
Педагогическое проектирование в деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в современных условиях
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме проектной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения. Особое внимание уделено педагогическому проектированию, анализу составляющих компонентов. Представленные авторами положения служат теоретической и методической основой педагогического проектирования образовательной среды учреждений профессионального образования.
I
Ключевые слова: проектная деятельность, педагогическое проектирование, теоретическое обучение, практическое обучение, профессиональное образование.
M.L. Kotsuba, N.A. Kalugina
Pedagogical design of the teacher's activity in professional educational organizations under modern conditions
Abstract
The article is devoted to the topical problem of the design competence of teachers and masters of industrial training. Special attention is paid to the pedagogical design, analysis of components. Provisions, submitted by the authors, provide a theoretical and methodological basis of pedagogical designing of the educational environment in institutions of professional education.
I Keywords: project activity, pedagogical design, theoretical and practical training, vocational education.
Происходящие изменения в политической, экономической и социальной сфере приводят к необходимости модернизации профессионального образования, выдвигая задачу - «подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда; компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и
профессиональной мобильности», сформулированную в Концепции модернизации российского образования.
Профессиональная подготовка будущих специалистов происходит в единой образовательной среде. Высокие практические навыки и опыт студентов формируются в образовательном процессе через приобретение знаний, умений, владений. Совершенствование и формирование общих и профессиональных компетенций, напрямую зависят от эффективной профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.
Педагогика
Современные требования к уровню профессиональной компетентности участников образовательного процесса складывается из компонентов нормативно-правовой базы:
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
- профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Выполнение требований, на наш взгляд, требует осознанного, целенаправленного проектирования педагогической теории и практики. Педагогическое проектирование позволит обеспечить переход имеющихся дидактических систем профессиональной подготовки в качественно новое состояние, оптимизирует содержание, организацию, управление ими.
В научной литературе уже сложились определенные взгляды на понятие «Педагогическое проектирование».
В энциклопедии профессионального образования дается положение: педагогическое проектирование -«предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» [7]. В данном термине подчеркивается деятельность участников «педагогического проектирования».
При этом анализ научной литературы показывает, что в педагогике имеются различные подходы к трактованию педагогического проектирования.
А.С. Макаренко говорил о включение личности в «педагогическое проектирование». По мнению педагога, педагогическое проектирование - это «цель воспитания отдельной личности». «Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры» [5]. Н.Н. Су-таева определяет педагогическое проектирование как «процесс создания прототипа, преобразования предполагаемых объектов» [6]. Л.П. Ступникова выделяет направление процесса на конечный результат - «процесс целенаправленной деятельности по решению задач, в котором определяется конечный результат и меры по достижению этого результата».
Проектирование в педагогических трудах рассматривается как цель, направленная на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование образовательной ситуации.
Для нашей работы имеет значение:
1) во-первых, педагогическое проектирование -целенаправленный процесс в деятельности педагога, процесс моделирования от исходных до результативных действий;
2) во-вторых, проектировочная деятельность педагога - целостная система, ориентированная на:
- осуществление инновационного обучения в профессиональной деятельности педагогов;
- решение теоретических и практических вопросов моделирования педагогического процесса.
Проектировочная деятельность является важным условием для повышения эффективности профессиональ-
ной подготовки. Деятельность определяется спецификой педагогического процесса. В теории и практике профессиональной педагогики отмечены следующие сущностные характеристики педагогического процесса [2; 3]:
- педагогический процесс как единство образовательного процесса (с учебной и производственной практиками);
- интеграционные процессы в науке, технике, производстве, профессиональной деятельности;
- педагогический процесс представляет собой единство производственной и учебной деятельности;
- эффективность педагогического процесса будет достигнута при взаимодействии разнообразных видов деятельности, что оказывает воздействие не только на содержание деятельности, но и на все стороны личности: когнитивную, волевую, социально-психологическую, деятельностно-практическую.
Вместе с тем следует отметить, что в педагогической литературе и образовательной практике не в полной мере раскрыты вопросы по проектировочной деятельности педагогов.
Мы предполагаем, что работа по развитию системного педагогического проектирования требует создания необходимых условий: самоанализ, самооценка, видение перспектив достижения результата.
В связи с этим становится актуальным рассмотрение основных положений о формировании проектировочной деятельности педагогов СПО.
Теоретическими основами проектировочной деятельности являются социальные, производственные, экономические, научно-технические, психолого-педагогические, дидактические закономерности.
В общем смысле под проектированием понимается разработка учебных планов и рабочих программ согласно ФГОС СПО. Установление междисциплинарных связей -общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, профессионального циклов, определение форм, методов, технологий организации образовательного процесса. Проектирование профессиональной деятельности, системы средств, обеспечивающих формирование и совершенствование общих/профессиональных компетенций, виды учебной и производственной практик.
Виды деятельности педагогического процесса - главное основание определения системы проектировочной деятельности.
Выявление видов деятельности возможно на основе их применения в процессе теоретического и практического обучения. Они имеют основное и вспомогательное значение в зависимости от целей, содержания учебных дисциплин. В дальнейшем виды деятельности педагогического процесса конкретизируются согласно содержанию в соответствии с выбранной профессией/специальностью.
В новых социально-экономических условиях выделяют возникновение видов деятельности педагогического процесса: научно-методическая, исследовательская, организационная. Основная задача - обеспечение
68 Интерактивная наука | 10 • 2016
Pedagogy
науки, образования и производства, что является необходимым условием развития профессиональной образовательной организации.
Социальная и экономическая виды деятельности направлены на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций, знаний, умений, социальных потребностей человека.
Материально-техническая деятельность ориентирует на создание материально-технической базы профессиональной образовательной организации.
Указанные виды деятельности объединены в содержание педагогического процесса.
Данная система действий находится в основе проектировочной деятельности педагога.
В системе проектировочной деятельности выделяют различные подсистемы, которые входят в комплекс педагогического процесса. Подсистемы проектирования самостоятельны, последовательны и взаимосвязаны друг с другом, являются составной частью единого цикла педагогического процесса.
Проектирование педагогического процесса предполагает определение действий в определенных, закономерных системах:
- «преподаватель - обучающиеся»;
- «преподаватель - содержание теоретического обучения»;
- «мастер производственного обучения - обучающиеся»;
- «мастер производственного обучения - практическое обучение», «преподаватель и мастер производственного обучения - профессиональная деятельность».
В данном случае - проектирование теории и практики (теоретическое и практическое обучение).
Проектирование теоретического обучения связано с разработкой рабочих программ общеобразовательных, профессиональных/общепрофессиональных, междисциплинарных модулей, образовательных технологий, обеспечивающих реализацию инновационных подходов к развитию учебно-познавательной деятельности.
Проектирование практического обучения предполагает взаимодействие производственных процессов,
материально-технической и социально-технической среды.
Проектирование материально-технической среды связано с оборудованием учебных кабинетов и мастерских, с исходными материалами, техническими и технологическими возможностями изготовления продукции.
Проектирование социально-производственной сферы определено с экономическими, производственными отношениями, профессиональным общением.
При проектировании для этой сферы необходимо использовать активные формы и методы обучения, педагогические и современные производственные технологии.
Сущность проектировочной деятельности заключается в установлении соответствия между педагогическими и производственными технологиями, единства теоретического и практического обучения, в установлении взаимосвязи видов деятельности педагогического процесса.
Таким образом, сделаем следующие выводы о направлениях проектировочной деятельности педагога:
1. Педагогический процесс объединяет все необходимые компоненты профессиональной подготовки - общеобразовательные, профессиональные и производственные.
2. Проектировочная деятельность осуществляется в учебных и производственных условиях. Обеспечивает установление связей между теоретическим и практическим обучением, между педагогическими и производственными задачами, между профессиональными знаниями и производственной деятельностью.
3. В условиях практического обучения приобретает многоплановый характер. Это связано с системами, формами учебной и производственной практиками, местом проведения.
4. Система педагогического процесса в профессиональном образовании обуславливает соответствующую проектировочную деятельность, которая в свою очередь, совершенствует и развивает педагогический процесс.
5. Способность проектирования собственной педагогической деятельности, что и определяет необходимостью отдельного пересмотра данного направления в педагогическом проектировании.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. - М.: Знание, 1978. - 48 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
4. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов. - СПб., 1995.
5. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 300.
6. Сутаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в процессе подготовки учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1995. - 40 с.
7. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т. 2 -M - П. - С. 440 с.