19. Полат Е.С. Дистанционное обучение // Двенадцатилетняя школа. - 2000.
- № 1. - С. 28-33.
20. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.
- С. 14-19.
21. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 14-19.
22. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. - 38 с.
23. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 585 с.
24. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика.
- 2000. - № 2. - С. 3 - 10.
25. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация // Слово.-2008. 624 с.
26. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. - 2001. - № 3. - С. 7.
27. Холирики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. - 1993. - № 2.
- С. 35 - 38.
28. Lamasterk. (1999). Preservice Teachers As Mentors Using Telecommunications. International Jl. Of Educational Telecommunications. 5 (1), 25 - 46.
29. Smolen L. Developing Student Self-Assessment Strategies // TESOL J. - 2005.
- Vol. 5, № 3. - P 22.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Р.Х. Мингазов, Р.Р. Гайфуллин, Р.Г. Даутов, Ф.А. Сабирова
В статье рассматривается педагогическое проектирование - как высший уровень педагогической деятельности. Выявлены методологические цели технологической подготовки учителей к проектированию педагогических технологий. Представлена система технологической подготовки будущего учителя. Отражены основные компоненты модели педагогической технологии и комплекс моделей частных технологий обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирование, педагогические технологии
Design of pedagogical technologies as result of creative activity of the teacher of physics.Pedagogical design - as the highest level of pedagogical activity. The methodological purposes of technological preparation of teachers to design of pedagogical technologies are revealed. The system of technological preparation of future teacher is presented. The main are reflected componental model of pedagogical technology and a complex of models ofprivate technologies of training.
Key words: professional education, design of pedagogical technologies.
Проектирование педагогических технологий в обучении учащихся является важнейшим аспектом содержательной, качественной стороны учебно-воспитательного процесса.
Различные подходы к структурированию педагогических технологий предложили В.П. Беспалько, В.И.Данильчук, Е.С. Заир-Бек, В.В. Зайцев, В.И. Ильин, И.А. Колесникова, Е.А. Крюкова, В.М. Монахов, Г.Е. Муравьева, В.Е. Радионов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Т.К. Смыков-ская и др.
Ранее в массовой педагогической практике педагогическое проектирование личностного развития лишь декларировалось, организационно-методические задачи педагогической деятельности решались сугубо в познавательной парадигме.
Проектирование педагогических технологий в обучении учащихся является важнейшим аспектом содержательной, качественной стороны учебно-воспитательного процесса. Мы считаем, что педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека; с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогические способности, технологическая компетентность.
Для подготовки педагогов к проектированию педагогических технологий, необходимо выявить их профессиональные и личностные качества, настроить на систематическое осу-
ществление педагогической рефлексии.
Методологическими целями-технологической подготовки учителей к проектированию педагогических технологий могут быть следующие:
1) формирование комплексного умения проектировать персональные педагогические технологии обучения и соответствующих ему технологических конструктивно-проектировочных способностей; 2) корректировка методической подготовки учителя на реализацию личностно ориентированного обучения; 3) формирование у учителя профессионально личностных качеств, соответствующих современному эталону педагогического образования.
Для формирования у учителей технологических способностей при организации педагогической подготовки необходимо учесть следующие требования: 1) исключить дублирование результатов методической подготовки;
2) обеспечить диагностику и корректировку экспериментального процесса на конечный результат; 3) основу всей формирующей деятельности должен составлять личностно ориентированный подход к обучению (в том числе - для формирования ориентировочной основы будущей педагогической деятельности учителя). [2]
Формы и содержаниетехнологи-ческой подготовки преподавателей, могут соответствовать учебной программе «Основы мастерства учителя физики». Основные умения в которой следующие/усвоение основных теоретических положений педагогической технологии, овладение научно-практическими механизмами проектирования персональных педагогических технологий, освоение инструментально-методических средств реализации
системного подхода в процессе проектировочной деятельности, а также к теоретическому и практическому освоению основных средств реализации педагогической технологии - педагогического общения и обратной связи.
Система технологической подготовки будущего учителя физики представляет собой: формирование комплексного умения проектировать персональные технологии обучения физики и формирование профессионально важных качеств (технологической осознанности, педагогической нацеленности и профессиональной устремленности); формирование комплексного умения использования учебного содержания, методов, форм и специальных инструментально-методических средств (таксономия педагогических целей, системность педагогической деятельности учителя, классификация педагогических технологий, правила межуровневых переходов внутри структурной иерархии и типологии педагогических систем, схема научно-методического анализа учебной темы, применение критериев и показателей готовности учителя физики к проектированию персональных педагогических технологий и др.). [1]
Важными направлениями проектирования и планирования учебного процесса учителем физики являются: умения учителем разрабатыватьучеб-ную модель физической теории, отраженную в теме (устанавливает логическую связь учебного материала внутри темы и за ее пределами; дозирует и структурирует материал темы; уточняет или расширяет, конкретизирует или обобщает отдельные его элементы в соответствии со статусом учебного заведения, спецификой программы, индивидуальными и личнос-
тными особенностями и уровнем подготовки учащихся); создание средств обучения (разработка организационных форм реализации учебного процесса, моделирование познавательной деятельности учащихся, направленной на усвоение элементов теоретических схем и связанных с ними физических явлений и процессов); формирование физических знаний (формируются физические понятия, на основе выявления объективных закономерностей усваиваются теоретические законы, постулаты, правила и принципы, составляющие основу физических теорий); формирование теоретических умений и формирование экспериментально-практических умений.
Таким образом, деятельность учителя физики может быть спроектирована в виде соответствующих пяти-обобщенных видов: проектирование и планирование учебного процесса; создание средств обучения; формирование понятий (теоретических знаний); формирование теоретических умений; формирование экспериментально-практических умений.
Научно-методическими основами подготовки будущих учителей физики к созданию и применению персональных технологий обучения физики являются компонентная модель педагогической технологии и комплекс моделей частных технологий обучения, охватывающие классификационные направления педагогической деятельности учителя физики и обоснованные общими компонентами любой педагогической технологии: 1) целеполагание; 2) определение эффективных условий реализации; 3) логическая организация процесса; 4) материально-техническое обеспечение; 5) разработка системы критериев и
показателей и корректировка процесса на конечный результат. Конкретизация каждого компонента к частным условиям образовательного процесса обеспечивает непосредственное проектирование персональной технологии обучения.
Система обобщенных видов пе-дагогическойдеятельностиучителяфи-зики, образованная на основе таксоно-мизации педагогических целей, может представлять основные направления, реализация которых возможна только в прямой последовательности: 1) проектирование и планирование учебного процесса; 2) создание средств обучения; 3) формирование понятий (теоретических знаний); 4) формирование теоретических умений; 5) формирование экспериментально-практических умений. [3]
Таксономия педагогических целей учителя физики и классификация педагогических технологий по обобщенным видам педагогической деятельности позволило смоделировать персональные технологии обучения физики с описанием сущностного и операционального компонентов соответствующих им видов педагоги-
ческой деятельности: 1) модель проектирования и планирования учебного процесса; 2) модель создания средств обучения; 3) модель технологии формирования понятий (теоретических знаний); 4) модель технологии обучения решению физических задач; 5) модель технологии реализации учебного эксперимента.
Литература:
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологии обучения - Омск: ОмГПУ, 1998. - 211 с.;
2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. - №3.
- С. 10-21;
3. Лозинская А.М. Модульно-рейтин-говая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... к.п.н. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. - 2009.
- 23 с.
4. МухаметзяноваГ.В.,Ибрагимов Г.И. проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда / Казанский педагогический журнал. № 2.2012. С.5-18.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Ю.Ю. Устькачкинцева
В статье рассматривается подготовка преподавателей к формированию личностных компетенций в процессе преподавания гражданско-правой специализации. Профессиональная компетентность рассматривается в динамике как интегративный процесс
Ключевые слова: повышение квалификации, гражданско-правовая специализация, профессиональная компетентность