УДК 37
С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] С.А. ЦЫПЛАКОВА, преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
S.M.Markova, S.A.Tsyplakova
DESIGN OF THE PEDAGOGICAL PROCESS ON A TECHNOLOGICAL BASIS
В статье рассматривается проектирование педагогического процесса как проектирование целей, содержания, формы организации и методов обучения; дается характеристика проектировочной деятельности педагога на методологическом, общепедагогическом, технологическом уровнях обобщения.
Ключевые слова: проектировочная деятельность, технология, педагог профессионального обучения
The article deals with the design of the pedagogical process as design objectives, contents, forms of organization and teaching methods; describes the design activity of the teacher on the methodological, general pedagogical, technological levels of aggregation. Keywords: designing activity, technology, and teacher professional learning
Первый, кто обратился к проектированию педагогического процесса на технологической основе, был Ю.К. Бабанский.
Проектирование учебного процесса Ю.К. Бабанский представляет как последовательную практическую интерпретацию целей обучения, содержания образования, форм организации и методов обучения. По мнению автора, в оптимально составленном плане обучения в единстве излагаются цели, содержание, формы и методы обучения [1].
Разработкой технологических характеристик отдельных компонентов процесса проектирования занимались многие дидакты отечественной педагогики: проблемой содержания образования - И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [8]; методов обучения - Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер [1, 8]; форм организации обучения - А.А. Бударный; принципов обучения - Ю.К. Бабанский [1]; целей обучения - В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В. Оконь, М.В. Кларин [2, 4, 6, 14].
Таким образом, анализ передового опыта работы педагогов-ученых показывает, что в основе проектировочной деятельности лежит педагогический процесс с его структурными компонентами. При этом разные авторы используют различные направления поиска.
В педагогических концепциях проектирование рассматривается преимущественно на дидактико-методическом уровне. Однако только этого главного формирующего аспекта в обосновании, разработке и реализации проектировочной деятельности явно недостаточно. Отсутствие концептуальных основ, методологического и теоретического обоснования проектировочной деятельности в условиях непрерывного многоуровневого образования тормозит развитие данного феномена в теории и практике профессионального обучения. Целостную систему педагогического проектирования как сложного, многофункционального, многоаспектного явления можно представить во всей полноте только с учетом методологического, теоретического, общепедагогического и технологического уровней с позиций внешних и внутренних факторов развития профессионального образования.
Профессиональная педагогика не дает достаточно полного и глубокого описания и объяснения процесса проектирования.
Продолжая высказанную мысль, следует заметить, что традиционное понимание проектирования ориентировано преимущественно на выполнение таких функций, как подготовка учителя к уроку и повышение эффективности педагогического процесса. Обновление образовательной политики в современных условиях развития общества значительно расширяет границы использования данного феномена в педагогической, научной и производственной деятельности.
Для того чтобы осуществить проектирование, нужно представить педагогический процесс как упорядоченную систему составляющих его компонентов и организовать деятельность педагога по оперированию этими компонентами. На основе форм систематизации и структурирования педагогического процесса проектируются схемы организации учебно-воспитательного процесса, которые следует рассматривать как формы проектирования педагогического процесса. Проектирование осуществляется с учетом специфики педагогического процесса непрерывного многоуровневого профессионального образования в форме, обеспечивающей возможность адекватного отражения всех структур, которые составляют предмет проектирования. Одной из характеристик процесса проектирования является его инвариантность. Поэтому проектирование может выступать как нечто внешнее по отношению к той педагогической вариативности, которую оно выражает.
Наиболее детально процесс проектирования описан В.В. Краевским.
Так, В.В. Краевский вычленяет три уровня проектирования обучения [7]. На первом уровне фиксируется общее содержание, принципы и методы обучения конкретному учебному предмету. На втором уровне проектируются учебные материалы, правила обучения конкретному предмету, а также дается нормативное описание материальных и идеальных средств обучения. На третьем уровне раскрывается совокупность идеальных и материальных средств обучения конкретному предмету
По такому же принципу, согласно В.В. Краевскому, проектируется и содержание обучения. Первый уровень - это уровень общетеоретических представлений о передаваемом подрастающему поколению социальном опыте в его педагогической интерпретации. На втором уровне - уровне учебного предмета - рассматриваются функции определенной части содержания образования. На третьем уровне - уровне учебного материала - описываются знания, способы деятельности, относящиеся к курсу обучения определенному учебному предмету и зафиксированные в учебниках, учебных пособиях и сборниках задач [7]. Эти уровни И.Я. Лернер дополняет еще двумя [8]. На четвертом уровне педагогической деятельности проектируется содержание совместной деятельности по преподаванию и учению, то есть процесс обучения. На пятом уровне практической реализации проектируемое содержание обучения становится достоянием каждого учащегося.
Нам представляется, что необходимо дать более последовательную трактовку педагогического проектирования с позиции идей непрерывного многоуровневого профессионального образования. При этом нужно учитывать следующие положения:
- при проектировании необходимо прослеживать различные плоскости и уровни членения его на структурные элементы;
- необходимо учитывать разнообразные виды деятельности, являющиеся содержанием педагогического процесса профессионального образования;
- педагогический процесс является многофункциональной системой, характеризующейся наличием теоретического и производственного обучения.
Таким образом, проектировочная деятельность педагога связана с различными системами, которыми он оперирует в практической деятельности, такими как «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «человек-техника», «педагог-содержание-обучающиеся», «педагог-процесс обучения-обучающиеся». Отсюда объектами
педагогического проектирования являются, с одной стороны, педагогический процесс, предметы и средства организации, с другой - участники педагогического процесса.
Исследование проектировочной деятельности педагога позволяет представить ее на трех уровнях обобщения.
Первый уровень - методологический - включает в себя рассмотрение и обоснование методологических требований к проектировочной деятельности; выделение основных целей и задач проектирования, вытекающих из методологических функций процесса проектирования; определение внешних и внутренних факторов ее осуществления.
Второй уровень - общепедагогический - связан с рассмотрением теоретических положений модели проектировочной деятельности, с выделением структурных, функциональных, информационных и процессуальных связей, с определением способов и средств их реализации.
На третьем уровне - технологическом - осуществляется сам процесс проектирования: цели, этапы, способы и средства проектирования.
В данной работе в большей степени мы останавливаемся на проектировании деятельности педагога, основной функцией которого является организация педагогического процесса. Целесообразным при этом является выделение технологической цепочки, элементами которой должен владеть преподаватель вне зависимости от специфики его деятельности:
- постановка целей и задач педагогического проектирования;
- определение источников проектирования, сбор информации, необходимой для решения педагогических задач;
- аналитико-синтетическая переработка информации с целью извлечения необходимых данных;
- представление будущего педагогического процесса в виде замысла, педагогической идеи;
- сбор дидактических материалов, обеспечивающих реализацию педагогического замысла;
- разработка отдельных компонентов педагогического процесса:
• определение целей;
• отбор и структурирование содержания обучения в соответствии с поставленными целями;
• определение типа взаимодействия педагога и обучающихся;
• построение процесса взаимодействия педагога и обучающегося по реализации целей обучения;
подбор и разработка средств, обеспечивающих организацию деятельности обучающихся.
- выделение системы действий педагога, обеспечивающих эффективность педагогического процесса;
- построение учебного занятия с необходимыми методическими разработками; осознание проектировочной деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно выделить различные аспекты целей проектировочной деятельности. Педагогический аспект связан с разработкой проектов педагогического процесса, возможностью их реализации и развития для обеспечения эффективности педагогического процесса. Экономический аспект целей определяет получение необходимой информации для практического использования в образовательном процессе различных учебных заведений. Социальный аспект состоит в улучшении качества педагогического процесса, социальной защиты педагогов в условиях общественных преобразований.
Педагогическое проектирование позволяет решать следующие актуальные для функционирования и развития профессионального образования задачи:
- переход на личностно-деятельностное обучение;
- изменение организации процесса обучения путем ориентации его на развитие обучающихся;
- внедрение инновационных технологий в практику образовательных процессов;
- разработка содержания профессионального обучения посредством его систематизации, интеграции и структурирования;
- обеспечение интеграционных процессов в системе профессионального обучения;
обоснование перспективных форм организации педагогического процесса и эффективных методов обучения;
- разработка новых подходов к организации педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования;
- управление деятельностью учебного заведения в целом, педагогическим процессом, а также активной познавательной деятельностью обучающихся;
- реализация основных целей и направлений непрерывного многоуровневого профессионального образования;
- обеспечение единства теоретического и производственного обучения;
- обеспечение соответствия педагогических и производственных технологий;
- обеспечение непрерывного развития профессионального образования;
- создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся. Проектирование педагогического процесса является сложной научно-педагогической,
интегративной, политеоретической, профессионально-технологической системой с признаками прогностичности, развития, универсальности, вариативности, адаптивности, выражающиеся в возможности ее использования в различных системах и уровнях профессионального образования; идея научно-обоснованного прогнозирования педагогических систем как существенного элемента общего и профессионального образования, обеспечивающего возможность моделирования будущих профессий, научно-обоснованного содержания образования, процессуальных сторон профессиональной подготовки будущих рабочих, а также способствующего формированию антиципаторной функции сознания педагогов и овладение ими научными основами проектировочной деятельности, ее задачами в непрерывной структуре образовательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. - 2.-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
4. Загвязинский, В.И. Педагогическое сопровождение / В.И. Загвязинский. - М.: Знание, 198. - 80 с.
5. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
7. Краевский, В.В., Дидактическое основание определения содержания учебника / В.В. Краевский, И.Я. Лернер // Проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1980. - Вып.
8. - С.34-49
8. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
9. Маркова, С.М. Дидактические системы и модели обучения / С.М. Маркова. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. - 100 с.
10. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования / С.М. Маркова. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1999 г. - 88 с.
11. Маркова, С.М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] / С.М. Маркова, Горлова В.Г. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/117-13572
12. Маркова, С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования / С.М. Маркова // В мире научных открытий, № 3, Красноярск. - 2014. - С. 296302.
13. Маркова, С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования / С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития №6, Краснодар. - 2013. - С.77 - 82.
14. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.: Высш. Шк., 1990. - 381 с.
15. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева, С.Я. Баев. - Санкт-Петербург, 1995. - 227 с.
16. Цыплакова, С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы / С.А. Цыплакова // В мире научных открытий, Проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.1. (38). - С.154-165.
17. Цыплакова С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования / С.А. Цыплакова // Казанская наука. - 2013. -№ 4. - С. 221- 225.
18. Цыплакова С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Цыплакова // Казанская наука. -2014. - № 5. - С. 167-171.
19. Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. - RL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch deyat/Vestnik/2013-12%204/Cyplakova.pdf.
© Маркова С.М., Цыплакова С.А. ,2014