Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов'

Теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна, Чепуренко Анна Анатольевна

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов. Среди ключевых теоретико-методологических подходов выделяются следующие: системно-структурный подход; компетентностно-контекстный подход и деятельностный подход. Предложенный комплекс подходов, на наш взгляд, позволяет повысить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна, Чепуренко Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the theoretical and methodological approaches to training the future teachers. Among the key theoretical and methodological approaches there are the following: the systemic-structural approach; the competence-contextual approach and activity approach. The proposed complex of the approaches, in our opinion, can improve the quality of the students' preparation for their future professional activity.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов»

6. Иванова, О.В. Методика лечебной гимнастики для детей 11-13 лет, имеющих грудной сколиоз 2 степени, на основе средств, методов и внутренней техники хатха-йоги : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Иванова Ольга Вячеславовна ; Московская гос. акад. физ. культуры. -Малаховка, 2009. - 25 с.

7. Капанджи, А.И. Позвоночник. Физиология суставов / А.И. Капанджи. - М. : Эксмо, 2009. - 344 с.

8. Мякинченко, Е.Б. Оздоровительная тренировка по системе Изотон / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : Дивизион, 2012. - 80 с.

9. Новая парадигма отбора и контроля (коррекции) хода тренировочного процесса в сложно-координационных видах спорта на примере прыжков в воду и прыжках на батуте / Г.А. Бобков, А.П. Козловский, В.Н. Морозов, И.Г. Бобков, А.В. Гусаров // Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования. - 2014. - № 2. - С. 36-41.

10. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. -М. : Дивизион, 2009. - 192 с.

REFERENCES

1. Iyengar, G.S. (2011), Yoga in action: a beginning course, NP "Assistance to development of Iyengar yoga in Russia", Moscow.

2. Iyengar, B.K.S. (2015), Yoga Deepika. Clarification of yoga, Alpine non-fiction, Moscow.

3. Alter, M.J. (2001), The science of flexibility, Olympic literature, Moscow.

4. Bubnovsky, S.M. (2004), Secrets of the joints or the 20 essential exercises, Astreya center, Moscow.

5. Bubnovsky, S.M. and Bobkov, G.A. (2008), Anatomical and physiological basis of kinesio-therapy, Astreya center, Moscow.

6. Ivanova, 0.V.(2009), Methods of therapeutic exercises for children 11-13 years old with thoracic scoliosis of 2 degrees, on the basis of the tools, techniques and internal techniques of Hatha yoga, dissertation, Malakhovka,

7. Kapandji, A. I. (2009), Spine. Physiology of the joints, Eksmo, Moscow.

8. Makhnenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2012), Health training on the system of Izoton, Division, Moscow.

9. Bobkov, G.A., Kozlovsky, A.P., Morozov, V.N., Bobkov, I.G. and Gusarov, A.V. (2014), "New paradigm for the selection and monitoring (correction) of the progress of the training process is difficult-coordination sports for example diving and jumping on a trampoline", Phenomenon of man. Actual problems of Humanities and social Sciences education, No. 2, pp 36-41

10. Seluyanov, V.N. (2009), Technology physical culture, Division, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2016

УДК 378.01

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент,

Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Анна Анатольевна Чепуренко, кандидат филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов. Среди ключевых теоретико-методологических подходов выделяются следующие: системно-структурный подход; компетентностно-контекстный подход и деятельност-ный подход. Предложенный комплекс подходов, на наш взгляд, позволяет повысить качество под-

готовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; теоретико-методологический подход; системно-структурный подход; компетентностно-контекстный подход; деятельностный подход.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING

FUTURE TEACHERS Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Anna Anatolyevna Chepurenko, the candidate of philological sciences, senior lecturer, South Ural State of Humanities and Education University, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the theoretical and methodological approaches to training the future teachers. Among the key theoretical and methodological approaches there are the following: the systemic-structural approach; the competence-contextual approach and activity approach. The proposed complex of the approaches, in our opinion, can improve the quality of the students' preparation for their future professional activity.

Keywords: vocational training, theoretical and methodological approach, systemic-structural approach, competence-contextual approach, activity approach.

Система современного высшего образования характеризуется новыми требованиями, связанными с использованием инновационных подходов к разрешению вопросов профессиональной подготовки будущих педагогов. Для этой цели нами были проанализированы основные теоретико-методологические подходы общенаучного и конкретно-научного уровня педагогического исследования.

В качестве теоретико-методологической основы построения модели профессиональной подготовки студентов, нами были выбраны три подхода: системно-средовой, де-ятельностный и компетентностно-контекстный. Проблема построения вышеуказанной модели научно-педагогического исследования разрешается, исходя из следующих положений:

- системно-средовой подход способствует созданию условий, приближенных к будущей профессиональной деятельности педагога;

- деятельностный подход предусматривает моделирование профессиональной деятельности педагога;

- компетентностно-контекстный подход отражает структуру и содержание процесса профессиональной подготовки студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Далее более подробно будет раскрыта сущность каждого из выделенных подходов.

Системно-средовой подход интегрирует идеи системного и средового подходов. Выбор этого подхода обусловлен целостной совокупностью взаимосвязанных и структурированных между собой элементов процесса профессиональной подготовки студентов.

При раскрытии сущности системно-средового подхода, необходимо обратиться к такому базовому теоретико-методологическому подходу, как системный, который относится к группе подходов общенаучного уровня.

Основным понятием системного подхода служит термин «система», который представляет собой сочетание взаимосвязанных элементов, обладающих следующими признаками:

1) существует единая цель для всех элементов системы;

2) элементы системы структурированы, иерархичны и находятся во взаимодействии между собой;

3) система имеет особое качество, не свойственное элементам в отдельности.

Системный подход не акцентирует средовые характеристики процесса подготовки, что требует его дополнения средовым подходом. Системный подход в научно-педагогических исследованиях рассматривается как «система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [4]; «совокупность жизненных условий, то есть конкретное физическое, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность» [6]. На основе данных формулировок определения можно сделать следующее обобщение понятия «среды» как «системы условий для обучения студентов, максимально приближенных к их будущей профессиональной деятельности» [7].

Исходные положения системно-средового подхода заключаются в четкой постановке проблемы, ее логическому развертыванию с целью комплексного, последовательного изучения.

В то же время мы думаем, что реализация одного системно-средового подхода на практике не будет раскрывать важнейшего аспекта взаимодействия преподавателя и студента. Обращение к деятельностному подходу, по нашему мнению, будет необходимым дополнением системно-средового подхода.

Деятельностный подход трактуется как процесс профессиональной подготовки студентов, который определяется моделированием их педагогической деятельности на основе методов, способов и форм организации процесса обучения.

Особенность деятельностного подхода заключается в формировании теоретических знаний, практических умений и навыков. Раскрывая особенности применения дея-тельностного подхода, считаем, необходимым представить определение понятия «деятельность», которое определяется как «разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами»

[7].

Анализ научной литературы [8, 9] и нормативно-правовых документов позволил выделить инвариантные характеристики деятельности:

- является формой проявления целеустремленной активности субъекта;

- предполагает осмысление и корректировку субъектом своей практической работы;

- осуществляется непосредственно в системе субъектно-предметных отношений; оказывает влияние на окружающую среду и др.

Необходимо отметить, что деятельностный подход в сочетании с системно-средовым подходом предполагает постоянную смену видов практической деятельности студентов и преподавателей.

Таким образом, использование деятельностного подхода предполагает, что преподаватель и студент являются субъектами педагогической деятельности; предметом деятельности выступает процесс подготовки студентов; деятельность субъектов процесса носит открытый характер.

Несмотря на значительную роль системно-средового и деятельностного подходов в педагогическом исследовании, считаем целесообразным дополнить процесс подготовки студентов компетентностно-контекстным подходом, который образован на основе слияния двух подходов: компетентностного и контекстного, каждый из них будет рассмотрен в отдельности, а затем будут выделены основные положения компетентностно-контекстного подхода.

Проблема рассмотрения компетентностного подхода возникла относительно недавно, и тесным образом она связана с процессом модернизации содержания российского образования. В то же время анализ научно-исследовательской литературы показывает всю сложность и неоднозначность формулировки понятия «компетентностный подход».

Однако основная направленность компетентностного подхода заключается в формировании у студента способностей действовать в новых, неожиданных, проблемных ситуациях, применяя полученные профессиональные знания, умения и навыки. Причем речь идет не об отдельных знаниях, умениях или навыках, а о комплексе, который служит студенту основой для осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Сущность понятия «компетентностный подход» следует раскрывать, прежде всего, через содержание понятия «компетенция» (от лат. сошрйепйа - принадлежность по праву) [3], которое трактуется как «обобщенный способ действия, обеспечивающий продуктивное осуществление профессиональной деятельности» [5].

Проведенный теоретический анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что компетентностный подход берет свое начало из контекстного подхода к обучению, основоположником которого является член-корреспондент РАО, доктор психологических наук А.А. Вербицкий. По мнению А.А. Вербицкого, обучение является контекстным, когда динамически моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студента «с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности» [2].

В педагогических исследованиях понятие «контекст» рассматривается как «система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [1]. При этом важнейшую роль в контекстном подходе играют активные методы и формы обучения, способствующие интенсивному развитию личности студента, формированию его профессиональных компетенций в рамках и средствами учебной деятельности, логично переходящей от учебной деятельности к практической с необходимой сменой целей, задач, действий и планируемых результатов.

Таким образом, среди теоретико-методологических подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов нами были выделены системно-средовой, деятельност-ный и компетентностно-контекстный подходы. Эти подходы, на наш взгляд, более полно способствуют созданию условий, приближенных к будущей профессиональной деятельности педагога, предусматривают ее моделирование и отражают содержание процесса подготовки в контексте будущей профессиональной деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография / А.А. Вербицкий. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 32-37.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М. : Научно методический центр среднего профессионального образования, 1999. - 538 с.

4. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Мануйлов Ю.С. - М., 1997. - 193 с.

5. Прилепина, А.В. О соотношении понятий «компетенция» - «компетентность» в педагогических исследованиях / А.В. Прилепина // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2007. - № 4. - С. 153-160.

6. Симонова, Г.И. Средовой подход в решении актуальных проблем образования сельских школьников / Г.И. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009. - Т. 3. - № 3. - С. 86.

7. Фортыгина, С.Н. Информационно-образовательная среда как средство формирования проектировочной компетенции у будущих учителей начальных классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Фортыгина С.Н. - Челябинск, 2016. - 181 с.

8. Фортыгина, С.Н. Проектирование современного урока в информационно-образовательной среде / С.Н. Фортыгина // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 9 (25). - С. 91-94.

9. Фортыгина, С.Н. Информационно-образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС НОО / С.Н. Фортыгина // Современные концепции развитии науки : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 148-149.

REFERENCES

1. Verbitsky, A. (1999), New educational paradigm and contextual learning: monograph, Research Center of problems of quality training, Moscow.

2. Verbitsky, A. 2010, "Context-competence approach to modernization of education", Higher education in Russia, Vol. 5, pp. 32-37.

3. Vishnyakova, S.M. (1999), Vocational education: a dictionary. Key concepts, terminology, up-to-date vocabulary, Scientific and methodical Center of secondary vocational education, Moscow

4. Manuilov, Yu.S. (1997), Environmental approach in educating, dissertation, Moscow.

5. Prilepin, A.V. 2007, "About the relationship between the concepts of 'competence-competence' in the pedagogical studies", Herald of the Orenburg State Pedagogical University, Vol. 4, pp.153-160.

6. Simonova, G.I. (2009), "Environmental approach in solving urgent problems of the education of rural students", Herald of the Vyatka State Humanities University, Vol. 3, pp. 86.

7. Fortygina. S.N. (2016), Educational information Wednesday as a means of creating design competence of the future teachers ofprimary classes, dissertation, Chelyabinsk.

8. Fortygina, S.N. (2013), "Designing of modern informational and educational lessons Wednesday", Volga scientific bulletin, No. 9, Vol. 25, pp. 91-94.

9. Fortygina, S.N. (2016), "Information and educational technology as a tool for the implementation of the requirements of the GEF the NOO", The modern concept of science development, International conference, part 2, Aeterna, UFA, pp. 148-149.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.10.2016

УДК 796.925

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА В ФАЗЕ ОТТАЛКИВАНИЯ

Владимир Викторович Зебзеев, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Зданович, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Викторович Зебзеев, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении биомеханических и аэродинамических особенностей техники прыжка в фазе отталкивания. Установлено, что большинство иностранных авторов в фазе отталкивания выделяют контактную и бесконтактную части. В статье представлены угловые характеристики техники отталкивания, которым должен соответствовать прыгун во время прыжка на лыжах с трамплина.

Ключевые слова: фаза отталкивания, техника прыжка с трамплина, биомеханические и аэродинамические особенности, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.