Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью»'

Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИСТЕМА / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / METHODOLOGICAL APPROACHES / INTER-ETHNIC TOLERANCE / SYSTEM / CULTURE / PERSONALITY / ACTIVITIES / MEDIA EDUCATION / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виниченко Вера Афанасьевна

Рассматриваются основные методологические подходы к проблеме формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью. Определены теоретические позиции исcледования, влияющие на выбор данных подходов. Дано авторское толкование понятий «межэтническая толерантность», «компетенция», «межкультурная компетенция». Рассмотрены результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines main methodological approaches to the problem of formation of inter-ethnic tolerance of future public relations specialists. Тheoretical position of research are defined which effected the choice of these approaches. The author's interpretation of the concepts of «inter-ethnic tolerance», «competence», «intercultural competence» are presented. Results of the experimental work are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью»»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2011, №4

УДК 378 (37.032)

Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью»

В.А. Виниченко

Рассматриваются основные методологические подходы к проблеме формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью. Определены теоретические позиции исследования, влияющие на выбор данных подходов. Дано авторское толкование понятий «межэтническая толерантность», «компетенция», «межкультурная компетенция». Показаны результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: методологические подходы, межэтническая толерантность, система, культура, личность, деятельность, медиаобразование, медиакультура.

Main methodological approaches to the problem of inter-ethnic tolerance formation of future "public relations" specialists are considered. The theoretical positions of the research effecting the choice of the approaches are defined. The author's interpretation of the concepts of "inter-ethnic tolerance", "competence", "intercultural competence" are given. The results of the experimental work are considered.

Key words: methodological approaches, inter-ethnic tolerance, system, culture, personality, activities, media education, media culture.

Начало XXI в. характеризуется интенсивным развитием средств медиа и инструментов коммуникации между аудиториями, различными по национальному, конфессиональному или экономическому положению. Установление и расширение связей международного сотрудничества приводят к интенсификации межнационального общения, которое может быть затруднено вследствие различий в традиционных культурных обычаях и ритуалах, общепринятых ценностях, религиозных воззрениях, образе жизни. К тому же в настоящее время, как отмечает A.B. Мордовская [1], происходят «изменения сложившихся социальных стереотипов, норм жизни и нравственных регуляторов поведения человека, связанных с переходом к рыночной экономике». B данных условиях система высшей школы должна подготовить адекватный ответ на требования времени и приостановить процесс нивелировки ценностных ориентаций личности, прямым образом влияющих на качество подготовки будущих специалистов в сфере массовых коммуникаций.

Одним из способов решения данной проблемы является разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс вуза педагогических технологий, направленных на развитие такого личностного качества студентов как межэтническая толерантность, требующих поиска новых методологических подходов к наполнению содержания и форм обучения в высшей школе.

Изучение философской и психолого-педагоги-

ВИНИЧЕНКО Вера Афанасьевна - ст. преподаватель ФЛФ СВФУ, vera_vinichenko@mail.ru.

ческой литературы по проблеме формирования межэтнической толерантности личности позволило определить следующие значимые для нашего исследования положения:

- толерантность - это фундаментальный принцип общения на основе терпимости и уважения к чужим мнениям, верованиям и формам поведения, содержащий готовность и способность включаться в образ жизни другого, его мировоззрение;

- межэтническую толерантность, представляющую интегративное качество личности человека, основанное на позитивной этнической идентичности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям иного этноса, взаимодействие с которыми определяют принципы культуры межнационального общения;

- культуру межнационального общения, представляющую собой совокупность специальных знаний и умений, проявляющихся в межличностных контактах и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

- развитие механизмов рефлексии, эмпатии, идентификации, способствующее формированию толерантного социального поведения человека.

Отметим, что в ходе педагогических исследований применяются различные методологические подходы, из совокупности которых мы использовали системный, культурологический, личностно-деятельностный и компетентностный. Рассмотрим данные подходы более подробно.

Системный подход позволяет выявить такой вариативный компонент, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и

их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие [2].

В результате изучения системного объекта была определена структура модели формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, представляющая собой единство структурных и функциональных компонентов, которые обеспечивают целостность воспитательно-образовательного процесса в вузе.

В русле культурологического подхода для нас является ценной идея «диалога культур» как плодотворного направления развития межэтнической толерантности личности, ориентирующейся на приоритет гуманистических и гражданских ценностей в поведении. Культурологический подход развивает у человека потребности в знаниях и деятельности, непрерывном образовании, способности взаимодействовать с другими людьми, воспитывает патриотизм, активизирует формирование способностей к самоанализу, самокритике, самоорганизации, самообразованию.

Данный подход предлагает разные пути успешного решения комплекса теоретических и практических проблем, связанных с задачами мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур, которые выдвигает перед педагогической наукой полиэтническое и поликультурное российское общество. Одним из возможных путей является поликультурное образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе, и базирующееся на принципах диалога и взаимодействия различных культур [3].

В русле идеи «диалога культур» ценной в рамках исследования является концепция медиаобра-зования, которая в трактовке А.В. Федорова предстает как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа): т.е. развития культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучения различным формам выражения при помощи медиатехники и т.д.» [4, с. 107].

Интеграция медиаобразования с дисциплинами общепрофессионального цикла, на наш взгляд, является целесообразным и органичным в воспитательно-образовательном процессе вуза, направленного на формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью. Для данных специалистов такие медиаинструменты, как печать, телевидение, радио, Интернет, являются обязательными и необходимыми средствами в будущей профессиональной деятельности. В настоящее время студентам

предоставляются широкие возможности в реализации творческих способностей и познания «Другого», как представителя иного образа жизни, национальности и религии, что в результате будет содействовать развитию и утверждению толерантной жизненной позиции обучающихся.

Медиаобразование базируется на медиакульту-ре, представляющей собой «совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [4]. Медиакультура является не только комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных и психологических аспектах, но и важным фактором практической реализации теории «диалога культур».

Личностно-деятельностный подход предопределяет приоритет личности студента, при котором фокус внимания педагога направлен на развитие его индивидуальных способностей, мотивацию творческой деятельности, реализацию потенциальных возможностей. Деятельность понимается как присущая природе именно человека система взаимодействий его с миром, носящая активный характер и направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека.

Мы считаем, что воспитательно-образовательный процесс вуза в аспекте личностно-деятельно-стного подхода целесообразно выстраивать в соответствии с принципами контекстного обучения А. А. Вербицкого. Деятельностная система подготовки специалиста А.А. Вербицкого [5] включает учебно-познавательный, квазипрофессиональный и учебно-профессиональный этапы, предполагающие постоянную трансформацию видов деятельности студентов, которые завершаются приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики. В процессе активной совместной деятельности обучающихся развиваются такие профессионально значимые умения как плодотворное взаимодействие в команде, признание разных точек зрения на ситуацию, формируется толерантное, позитивное отношение к мнению других.

Компетентностный подход является перспективным направлением подготовки специалистов в вузе, новой тенденцией начавшейся реформы российского высшего образования. Отметим, что в настоящее время существуют различные трактовки понятий «компетенция» и «компетентность» [6, 7].

Мы понимаем компетенцию как способность личности человека осуществлять требуемые действия социального и профессионального характера. Компетентность - это личностное качество

ВИНИЧЕНКО

человека, опирающееся на совокупность компетенций, характеризующего его как высококлассного специалиста в конкретной профессиональной сфере.

Межкультурная компетенция - неотъемлемая часть межкультурной коммуникации, занимающей определенное место в работе специалиста по связям с общественностью. Сущность межкультурной компетенции, по мнению Н.Н. Васильевой [8], заключается в знании жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.

На основе компетенций в области национально-культурных традиций, деятельностного опыта овладения культурными ценностями, навыками их сопоставления в культурах разных народов формируется цивилизационное межкультурное самосознание, лишенное национализма и этноцентризма, но обладающее здоровым чувством самоуважения в гармонии с чувством межэтнической толерантности.

Мы понимаем межкультурную компетенцию как способность человека к созиданию отношений между представителями различных культур на основе знаний о национально-культурных особенностях данного этноса. Межкультурная компетенция, как необходимый компонент межэтнической толерантности, актуальна для нашего исследования в рамках компетентностного подхода. Развитие межкультурной компетенции обучающихся способствует более успешной адаптации в изменяющемся поликультурном мире, налаживанию отношений с представителями иных народов, используя знания их национальных традиций и обычаев.

Отметим, что применение данных методологических подходов к формированию межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью обусловило использование следующих педагогических условий: реализация деятельностной системы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе концепции контекстного обучения; использование социальных и воспитательных возможностей образовательной интеграции учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов по связям с общественностью с медиаобра-зованием; создание толерантного медиапростран-ства учебной среды, формируемое путем разработки и распространения медиатекстов, сотрудничества студентов с медиаканалами.

Педагогический эксперимент осуществлялся на отделении рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Выборку экспериментальной группы (ЭГ) составили 80 студентов в возрасте от 17 до 20 лет (63% - якуты, 24% - русские, 8% - украинцы, 4% - буряты). В данной группе апробировалась эффективность разработанной модели. Контрольная группа (КГ) включала 37 студентов, в работе с которой не использовались выделенные педагогические условия. Данные группы обладали одинаковостью возрастного и этнического состава. Всего в исследовании приняло участие 117 студентов 1-3-х курсов, обучающиеся по специальности 003602 «Связи с общественностью». Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.

Анализ данных предварительной диагностики на констатирующем этапе показал, что подавляющее большинство студентов ЭГ (60%) и КГ (59,5%) имели низкий уровень сформированности межэтнической толерантности. Данную группу обучающихся отличали формирующиеся знания о межэтнической толерантности, родной и иной национальной культурах, нормах и правилах межнационального общения, неустойчивый интерес к иному образу жизни. Они не умели обосновывать собственную жизненную позицию, могли выказывать неуважение к представителям иного этноса. Им были присущи негативные этнические стереотипы, проявление агрессивности по отношению к представителям иного этноса, социальная пассивность.

В процессе педагогического эксперимента была создана деятельностная система на основе контекстного обучения, предусматривающая преподавание учебной дисциплины «Современные международные отношения» (148 ч), факультатива «Межкультурная коммуникация в РЯ» (72 ч). С этой целью была проанализирована вузовская программа по дисциплине и включен в ее содержание материал по проблемам межнационального общения, осуществлено усиление практически ориентированной направленности форм и методов обучения.

Отметим, что дисциплина «Современные международные отношения» изучалась в интеграции с медиаобразованием, что означало активное использование на аудиторных и внеаудиторных занятиях медиаматериалов из различных газет и журналов, телевизионных передач и роликов, видеофильмов, привлечение Интернет-источников, а также развитие умений анализа и создания ме-диатекстов, интерпретации ценностей, распространяемых медиа.

На формирующем этапе следовало иметь в виду, что осуществляемая педагогическая деятельность содержит три стадии (учебно-познавательная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная), в течение которых происходила постоянная трансформация видов деятельности

студентов в рамках деятельностной системы контекстной подготовки специалиста.

На учебно-познавательной стадии практические занятия проводились с использованием ме-диаматериалов, которые ориентировали студентов на терпимое восприятие иных национально-культурных ценностей и цивилизационных форм жизни, содействовали развитию уважительного отношения к представителям различных этносов, становлению межэтнической толерантности у обучающихся. На квазипрофессиональной стадии использовались такие активные методы и формы педагогической деятельности, как ролевая игра и дебаты, а также дополнительно - упражнения межкультурного тренинга. На учебно-профессиональной стадии применялись различные виды НИРС, использовались материалы производственной практики, проводились РЯ-мероприятия.

Также мы использовали распространенные формы и виды внеаудиторной деятельности: конкурсы («Моя Альма-матер», «Социальная реклама», лучшее эссе), научно-исследовательская работа. Студенты приобретали умение публичного выступления, развивали четкую, грамотную речь, планировали и организовывали самостоятельную учебную деятельность.

На заключительном этапе экспериментальной работы была выполнена оценка результатов педагогической деятельности по формированию межэтнической толерантности студентов. Анализ полученных данных показал, что существенно уменьшилось количество обучающихся в ЭГ (с 60 до 16%) с низким уровнем сформированности исследуемого качества. Показатели КГ, свойственные студентам с данным уровнем межэтнической толерантности, отличались незначительным уменьшением с 59,5 до 55,4%. Обучающиеся ЭГ восполнили свои пробелы в знаниях дополнительной информацией о межэтнической толерантности, родной и иной национальной культурах, осознали консолидирующую роль общечеловеческих ценностей, начали проявлять интерес к жизни других народов. Полностью сменить негативные этнические стереотипы на позитивные они не смогли, однако начали более терпимо и уважительно относиться к представителям отдельных этносов, частично преодолели социальную пассивность.

Условия педагогического эксперимента позволили сформировать высокий уровень межэтнической толерантности у 48% студентов ЭГ (на начальном этапе - 16%). Доля обучающихся с высоким уровнем исследуемого качества в КГ возросла незначительно, до 17,3% (на начальном этапе — 15,3%). Они были информированы о межэтнической толерантности, родной и иных культурах, признавали общечеловеческие ценности в качестве

ориентира для построения толерантного мира, проявляли устойчивый интерес к иному цивилиза-ционному образу жизни. Им стали присущи адекватная самооценка жизненной позиции, развитое чувство самоконтроля, уважительное отношение к иным народам. Они отличались отсутствием негативных этнических стереотипов, обладали минимальным значением социальной дистанции, позитивной этнической идентичностью, коммуникабельностью, стремлением к сотрудничеству, социальной активностью.

Таким образом, опираясь на полученные результаты экспериментальной работы, констатируем, что отмечалось достоверное повышение уровня сформированности межэтнической толерантности у студентов экспериментальных групп. Показатели контрольной группы не отличались положительной динамикой, хотя наблюдалось незначительное повышение общего уровня сформированности межэтнической толерантности у обучающихся.

Подводя итоги, мы можем сказать, что использование педагогом наиболее оптимальных методологических подходов в процессе формирования межэтнической толерантности у студентов оказывает комплексное воздействие на личность обучающегося и способствует положительной результативности воспитательно-образовательного процесса в вузе. Высокая методологическая культура педагога позволяет эффективно выстраивать стратегию и тактику применения различных форм, методов и средств обучения, направленных на повышение уровня качества подготовки будущих специалистов по связям с общественностью.

Литература

1. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материала этнопедагогики народа саха). - М., 2007. - 176 с.

2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход как современное общенаучное направление // Диалектика и системный подход. - М., 1986. - С. 139.

3. Шафрикова A.B. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 21 с.

4. Федоров A.B. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

5. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

6. Зимняя ИЛ. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

7. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Васильева H.H. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения // http://rspu.edu.ru/ journals/lexicography/conference/vasilieva (Дата посещения:^ февраля 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.