Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития идей межэтнической толерантности в России'

Исторические аспекты развития идей межэтнической толерантности в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
656
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / INTERETHNIC COMMUNICATION / INTERETHNIC TOLERANCE / STUDENTS / MEDIA EDUCATION / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

Развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи, воспитание уважительного отношения к представителям других этносов и народностей, их обычаям и традициям представляет собой актуальную проблему современного общества, от решения которой во многом зависит характер межкультурной коммуникации. В статье анализируются исторические аспекты проблемы воспитания культуры межнационального общения студентов как фактора межэтнической толерантности личности с точки зрения выявления основных перспектив медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF IDEAS OF INTER-ETHNIC TOLERANCE IN RUSSIA

The development of inter-ethnic tolerance of students, raising respectful attitude to representatives of other ethnic groups and nationalities, their customs and traditions is an actual problem of modern society, the solution of which largely determines the nature of intercultural communication in modern society. Fostering a culture of interethnic communication in this regard is an important task of modern universities. The article analyzes the problems of cultivating the culture of interethnic communication of students in the media as a factor of inter-ethnic tolerance of an individual from the point of view of identifying the main prospects for media education.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития идей межэтнической толерантности в России»

УДК 378.184 ББК 74.4

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ*

Ирина Викториновна Челышева кандидат педагогических наук, доцент Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия [email protected]

Развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи, воспитание уважительного отношения к представителям других этносов и народностей, их обычаям и традициям представляет собой актуальную проблему современного общества, от решения которой во многом зависит характер межкультурной коммуникации. В статье анализируются исторические аспекты проблемы воспитания культуры межнационального общения студентов как фактора межэтнической толерантности личности с точки зрения выявления основных перспектив медиаобразования.

Ключевые слова: межнациональное общение, межэтническая толерантность, студенты, медиаобразование.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF IDEAS OF INTER-ETHNIC TOLERANCE IN RUSSIA

Irina Chelysheva Ph. D., associate Professor Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don [email protected]

The development of inter-ethnic tolerance of students, raising respectful attitude to representatives of other ethnic groups and nationalities, their customs and traditions is an actual problem of modern society, the solution of which largely determines the nature of intercultural communication in modern society. Fostering a culture of inter-ethnic communication in this regard is an important task of modern universities. The article analyzes the problems of cultivating the culture of interethnic communication of students in the media as a factor of inter-ethnic tolerance of an individual from the point of view of identifying the main prospects for media education.

Key words: culture, interethnic communication, interethnic tolerance, students, media education.

Проблемы межэтнических отношений, диалога культур, сохранения национальных традиций имеют в нашей стране очень интересную и самобытную историю.

После октябрьских событий 1917 года идеи религиозно-философских воззрений русских мыслителей о терпимости и непротивлении злу сменились новыми приоритетами, среди которых во главу угла вставала классовая борьба. В 20-е - 30-е годы ХХ века в России, пережившей революцию, гражданскую войну, разруху, массовые переселения, межэтнические проблемы решались достаточно кардинально, «во многом жесткими карательными методами и реализацией идеи слияния или интеграции наций и народностей в единую нацию «совет-

ский народ». Они затушевывали и нивелировали противоречия между народами. В конечном счете, оказалось возможным избавиться от открытых этнических конфликтов, которые могли быть уголовно наказуемы, но напряженность в межэтнических отношениях сохранялась и стала принимать латентную (скрытую) форму» [Белозерова, 2008].

Вместе с тем, идеи добрососедства и национального единения в советской системе образования нашли свое отражение в интернациональном воспитании, которое наряду с трудовым, патриотическим, нравственным, физическим и др. выступало важным фактором формирования всесторонне развитой личности будущих строителей коммунизма.

Важным событием в укреплении международной дружбы молодых людей стали Всемирные фестивали молодежи и студентов, первый из которых состоялся в Праге в 1947 году. В программах фестивалей традиционно проводятся массовые митинги и манифестации, посвященные борьбе за мир и национальную независимость, концерты и национальные программы делегаций, международные конкурсы молодых исполнителей, встречи молодежи по интересам и другие мероприятия» [Басов, 2017].

Важным событием в укреплении международных связей стало создание в 1961 году Советского Фонда мира. Основными задачами Фонда выступало содействие «укреплению мира, дружбы и согласия между народами. Основными направлениями его деятельности являлись предотвращение национальных конфликтов, благотворительность, развитие международного сотрудничества, научных, культурных и молодежных обменов. Главными источниками средств Фонда были благотворительные пожертвования граждан, предприятий, общественных организаций, в том числе, и школьников» [Куц, 2010].

Неразрывная связь интернационального, идейно-политического воспитания с формированием патриотизма, ее целенаправленный и систематический характер обеспечивали комплексное воздействие на молодое поколение. Так, в школах и вузах активная работа по интернациональному воспитанию включалась в учебно-воспитательный процесс: идеи интернационализма изучались на

уроках гуманитарного цикла: истории, литературы, русского и иностранных языков. Во внеурочной деятельности задачам интернационального воспитания была посвящена работа клубов интернациональной дружбы (КИД). Клубы организовывали различные мероприятия по изучению культурных традиций других стран, собирали базу данных для осуществления переписки российских школьников с зарубежными сверстниками из стран социалистического лагеря. Помимо культурно-информационных функций КИДы должны были выполнять и пропагандистскую работу - собирать подписи в защиту мира, обучать свободному владению официальной аргументацией советской геополитической доктрины и, наконец, препятствовать формированию в детском и молодежном коллективе обстановки национальной неприязни» [Градскова, 2011].

Кроме того, обязательным компонентом воспитательной работы образовательных учреждений выступали Дни интернациональной дружбы, к государственным праздникам были приурочены мероприятия (конкурсы, слеты, фестивали и т.д.), посвященные традициям и культуре разных республик СССР и т.д. Интернациональному воспитанию отводилась особая роль в ходе регулярных политинформаций, проводившихся в школах и вузах. Политинформирование школьников и молодежи включало изучение и анализ материалов из прессы (журналов и газет), повествующих о важнейших событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. Понятно, что этот вид работы с печатным медиатек-стом носил ярко выраженный пропагандистский характер.

В киноклубах, детских кинотеатрах, на кинофакультативах, как школьных, так и вузовских, проводилось обсуждение фильмов интернациональной тематики, осуществлялись тематические показы фильмов из разных стран и т. п. При этом, во главу угла проводимой работы опять-таки ставились идеологические акценты, связанные с солидарностью народов против империализма. Пропагандистские идеи касались вопросов солидарности со странами, вставшими на путь социалистического строительства, участия в акциях в борьбе за мир.

Важная роль использования киноискусства как фактора интернационального воспитания молодежи отводилась политическим фильмам. «Основанные на

фактическом материале, проникнутые пафосом непримиримости к буржуазной пропаганде, они втягивают молодых зрителей в процесс ожесточенной идеологической борьбы на современном этапе, способствуя тем самым формированию их политических взглядов и убеждений» [Кириллова, 1983].

Планомерная и целенаправленная идеологическая работа по интернациональному воспитанию была направлена на формирование идейного единства представителей разных республик СССР. Развитие идей межэтнической толерантности в доперестроечный период было преимущественно связано с воспитанием добрососедских отношений и солидарности с представителями стран социалистического лагеря и народами, ступившими на путь социалистического строительства. В рамках Союза неизменно шла целенаправленная работа по формированию чувства единения представителей союзных республик.

Обострившиеся во второй половине 80-х годов межнациональные конфликты (ярким примером тому могут служить известные события в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Баку, в странах Прибалтики и др.), перестройка государственной политики, а позже - распад СССР, привели к утере понятий об интернациональном воспитании в прежнем идеологическом ключе.

90-е годы ХХ столетия, сопровождавшиеся кризисными явлениями в экономике, политике, сменой приоритетов в обществе, принесли серьезные трансформационные изменения в межнациональной ситуации в стране. В эти годы, как отмечается в Постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"», «произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества» [Постановление от № 718, 2013].

Как отмечают А. Я. Даниюк, А. М. Кондаков и В. А. Тишков, «В 90-е гг. ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом» [Данилюк, 2009, с. 4]. Оказалось, что с развитием информационного общества, расширением межнационального общения, открывшимися возможностями общения без границ, проблемы неприятия, насилия, агрессии, нетерпимости между представителями разных этносов, отнюдь, не были решены. Возникла парадоксальная ситуация, связанная с тем, что «XX век создал условия для ослабления границ между странами и народами благодаря небывалому скачку информатизации общества и расширению международного сотрудничества. Вместе с тем, мир вопреки всем ожиданиям стал более конфликтным, обострились этнические, религиозные и экономические проблемы как на международном, так и межличностном уровне» [Головатая, 2006]. На решение этих проблем был направлен целый ряд важных документов мирового сообщества.

Важнейшую роль в развитии проблематики толерантности в научных кругах сыграли документы ЮНЕСКО. Так, 16 ноября 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности», провозгласившая толерантность как важнейший принцип и необходимое условие «мира и социально-экономического развития всех народов» [Декларация, 1995]. В первой статье Декларации толерантность рассматривается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [Декларация, 1995].

Среди социальных аспектов в Декларации подчеркивается важность толерантности в эпоху глобализации: «Мы живем в век глобализации экономики и

все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер» [Декларация, 1995].

10 ноября 1998 года Генеральная ассамблея ООН провозгласила период 2001-2010 годов Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, призванным способствовать «поощрению культуры мира на основе принципов, воплощенных в Уставе, и на основе уважения прав человека, демократии и терпимости, содействия развитию, воспитания в духе мира, свободного потока информации и более широкого участия женщин в качестве комплексного подхода к предотвращению насилия и конфликтов, а также усилий, направленных на создание мира и его укрепления» [Международное десятилетие..., 1998].

В марте 1999 года под эгидой ЮНЕСКО в Париже был принят Манифест 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия. Цель этого документа - «побудить каждого человека осознать важность идеалов мира, толерантности и солидарности и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, реализуя тем самым культуру мира на практике» [Манифест, 1999].

В этом же году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация и Программа действий в области культуры мира, признающая необходимость «ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе, основанных на расе, цвете кожи, поле, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе» [Декларация и Программа действий., 1999]. Соответственно, 2000 год Генеральной Ассамблеей ООН был провозглашен Международным годом культуры мира, а 2001 г. стал Годом диалога культур и цивилизаций.

2010 год, завершавший десятилетие Культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, был объявлен ООН Международным годом сближения культур. Его основной целью выступало «продемонстрировать преимущества культурного многообразия через признание важности процессов постоянного взаимопроникновения и взаимообмена в отношениях между культурами, а также связей, налаженных с момента возникновения цивилизации» [Международный год сближения культур, 2010]. Среди основных направлений деятельности в 2010 году в программе мероприятий выделяется «вклад со стороны средств массовой информации и новых информационно-коммуникационных технологий с целью изменения восприятия культурных и религиозных различий через inter alia, развитие интернет-диалога, с помощью которого могут распространяться и осваиваться многочисленные культурные и лингвистические выражения, создаваться совместные продукты, призванные содействовать развитию диалога между профессионалами СМИ из различных культур, особенно в том, что касается деликатных вопросов» [Международный год сближения культур, 2010].

В нашей стране последние годы ХХ столетия также были ознаменованы принятием ряда важнейших документов, посвященных проблемам национальной политики, укреплению и упрочению межэтнической толерантности, сохранению национальной культуры и традиций. Так, Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Указ...1996], приняты Законы Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» [Закон «О языках народов Российской Федерации», 1991], Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Федеральный закон., 1991], Федеральный закон «О национально-культурной автономии» [Федеральный закон «О национально-культурной автономии», 1996] и др.

В первые годы XXI века в нашей стране проблемы межнациональной и межэтнической толерантности, борьбы с ксенофобией, экстремизмом не потеряли своей актуальности и также нашли отражение в ряде Федеральных законов, среди которых - Федеральный Закон «Об общих принципах организации общин

коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Федеральный Закон., 2000], Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Федеральный Закон..., 2001], Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [Федеральный Закон., 2002] и др.

Важное значение в развитии межэтнической толерантности имела Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ 25 августа 2001 г. Основной целью Федеральной программы, руководителем которой выступил А. Г. Асмолов, являлось «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве» [Паспорт Федеральной целевой программы., 2001]. В числе главных задач Федеральной целевой программы, наряду с задачами разработки и реализации мер по формированию гражданского поведения, противодействия экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе, разработки и внедрения методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе [Паспорт Федеральной целевой программы., 2001], были намечены меры стимулирования толерантного поведения, включая разработку учебных программ для всех ступеней образования, «социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии; . методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма; реализации комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога [Паспорт Федеральной целевой программы., 2001].

В реализации научно-исследовательских разработок данной программы приняли участие многие ведущие вузы Российской Федерации, среди которых -Институт социологии РАН, Центр социологии РАО, Ростовский государственный университет, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского, Томский государственный университет и др.; ряд государственных учреждений, общественных и автономных некоммерческих организаций: «Центр интернет-образования», «Центр социальных исследований и инноваций», «Федерация интернет-образования» и др.

Принципы межэтнической толерантности, этнокультурного многообразия, добрососедских отношений и равенства представителей разных этносов и культур, сохранение национальных традиций остаются во главе угла и выступают в качестве целевых векторов государственной национальной политики Российской Федерации последнего десятилетия. Так, в 2012 году был принят Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Указ., 2012]. В качестве приоритетных направлений в Указе выделяются: «а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации; б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений; в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации; г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации; е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; з) создание условий для обеспечения прав наро-

дов России в социально-культурной сфере; и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения; к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации; л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации; м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества; н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации» [Указ., 2012].

В 2013 году началась реализация Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)». Соответствующее Постановление Правительства РФ было опубликовано 20 августа 2013 г. [Постановление., 2013]. Целью программы выступает «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России» [Постановление., 2013].

На всех этапах своего развития проблема межэтнической и межнациональной толерантности выступала особенно актуальной в работе с подрастающим поколением. Неслучайно в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО воспитание в духе терпимости выделено «в качестве безотлагательного императива» [Декларация, 1995]. В Декларации указывается: «необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями» [Декларация, 1995].

Как свидетельствует проведенный анализ, в этом направлении проводится очень серьезная работа, направленная на формирование патриотизма молодых россиян, воспитание уважения к представителям других национальностей и культур. Так, в Законе об образовании, принятом в 1992 году в числе основных принципов государственной политики в области образования было утверждено «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [Закон об образовании, 1992].

Позже, в 1994 году Правительством Российской Федерации началась реализация Федеральной программы «Развитие образования в России». Начался важный этап масштабного реформирования образовательной системы постсоветского пространства.

Системный подход к проблеме межкультурного диалога, укрепления идей толерантности нашел отражение в Концепциях поликультурного образования для средней и высшей школ. Идеи поликультурного образования в 90-е годы нашли отражение в концепции поликультурного образования в общеобразовательной школе, разработанной З. А. Мальковой, В. В. Макаевым и Л. Л. Супруновой. Поликультурное образование определяется в данной концепции как «приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности умения жить в многокультурной полиэтнической среде» [Макаев, 1999]. Позже, в 2003 году была разработана Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации [Давыдов, 2003].

Важное значение для развития процессов межэтнической толерантности подрастающего поколение имело Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», определявшее его дальнейшее развитие до 2025 года [Доктрина, 2000]. В данном документе нашли отражение основные стратегические цели

образования, среди которых во главу угла поставлены «интересы граждан многонационального Российского государства» [Доктрина, 2000]. Доктрина призвана «создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни» [Доктрина, 2000].

Дальнейшие ориентиры и приоритетные направления национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации в период с 2004 по 2010 гг. были определены в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной приказом Министерства образования и науки РФ в 2006 году [Приказ., 2006]. Данный документ определил основные приоритеты национальной государственной политики образования, которые должны обеспечить «удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России» [Приказ., 2006]. Среди них - важная роль отводится управлению «развитием системы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом и с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках» [Приказ., 2006].

В условиях реформ и преобразований, политических и социальных изменений, произошедших в российском обществе на рубеже XX и XXI веков, не утратили значимости проблемы духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодого поколения. Так, проблемы воспитания в контексте формирования национального самосознания, межэтнических отношений нашли отражение в Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Данилюк, 2009], в числе базовых социальных и педагогических понятий выделены национальное самосознание (идентичность),

многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, базовые национальные ценности [Данилюк, 2009, с. 7-8].

В числе основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, принятых в Законе об образовании 2012 года, были выделены: «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [Федеральный закон «Об образовании», 2012].

Принципы межэтнической толерантности, культуры межнационального общения отражены в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)». В программе подчеркивается, что «традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны» [Постановление Правительства РФ, 2013].

Межнациональное согласие и профилактика экстремизма, этноцентризма выступает важным направлением воспитательной работы в образовательных и общественных организациях. Большую роль здесь играет созданное в 2015 году Федеральное агентство по делам национальностей. Указ о его образовании был подписан Президентом РФ. Агентство выступает организатором многих всероссийских конкурсов. Так, например, в рамках государственной программы «Реализация государственной национальной политики» Федеральным агентством проводится конкурс «средств массовой информации на лучшее освещение во-

просов межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротво-рец». . Цель конкурса - поощрение профессиональной деятельности журналистов, освещающих в СМИ жизнь, культуру, традиции народов многонациональной России, вопросы этнокультурного развития и взаимодействия народов, а также деятельность российского государства и институтов гражданского общества по укреплению единства российской нации» [Федеральное агентство, 2019].

Вот уже несколько лет Агентство выступает инициатором работы ежегодных Всероссийских патриотических межнациональных лагерей молодежи «Поколение», где собираются со всех уголков страны молодежные лидеры. В программе лагеря не только деловые игры, встречи с интересными людьми, экскурсии и культурная программа, знакомящая участников с культурами разных народов. «В течение всей смены под руководством профессиональных режиссеров, продюсеров, операторов ребята будут работать над созданием социальных роликов по межнациональной тематике, которые затем будут транслироваться на региональных телеканалах» [Федеральное агентство, 2019].

Итак, в отличие от единого национального сознания советского периода, объединенного идеей строительства коммунистического общества, на смену пришли идеи личностно-ориентированного подхода, поликультурного образования, национальной идентичности, межэтнической толерантности.

Одновременно, развитие медиасферы, расширение коммуникационного поля, связанного с интернет-технологиями, сыграло существенную роль в развитии проблем межэтнической толерантности. По справедливому мнению В. А. Виниченко, «становление и расширение связей международного сотрудничества приводят к интенсификации межнационального общения, которое может быть затруднено вследствие различий в традиционных культурных обычаях и ритуалах, общепринятых ценностях, религиозных воззрениях, образе жизни» [Виниченко, 2011]. Эти факторы предопределили появление целого ряда междисциплинарных научных исследований в сфере межэтнической толерантности молодого поколения, актуализировали идеи поликультурного образования.

Вслед за Э. Р. Хакимовым можно выделить три основных этапа конструирования поликультурного образовательного пространства России постсоветского периода, оказавших существенное влияние на динамику проблематики межэтнической толерантности.

Начало первого этапа поли-этно-культурного образования в первые годы после распада СССР тесно связано с приобщением «к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения» [Хакимов, 2011].

Второй этап поли-социо-культурного образования, хронологические рамки которого охватывают первые годы XXI столетия, связывается Э. Р. Хакимовым с принятием Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005)». В этот период «поликультурное образование стали связывать с формированием региональной идентичности и, одновременно, толерантности. Федеральная целевая программа стимулировала разработку и широкое внедрение расширительных поликультурных программ для всех ступеней и форм образования для обучения межкультурному диалогу, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, формирования веротерпимости и толерантного сознания» [Хакимов, 2011].

Третий этап поликультурного образования в России, названный Э. Р. Хакимовым поли-личностно-культурным образованием, ознаменовался принятием «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и началом реализации общероссийского проекта «Концепции поликультурного образования в России» (2010)» [Хакимов, 2011].

Как свидетельствует проведенный анализ исторического развития проблемы в постсоветский период, вопросы межэтнической толерантности молодого поколения не теряют своей актуальности. Вместе с тем, в числе нерешенных вопросов остаются отсутствие целостной концепции и стратегии «развития образования с опорой на этнокультурный компонент и принцип поликультурности. Не разработаны минимальные требования к содержанию учебных программ по

предметам этнокультурного цикла, много нерешенных вопросов в отношении лицензирования и аккредитации национальных образовательных учреждений, в новом профессиональном стандарте отсутствует перечень компетенций, отражающих поликультурную грамотность будущих педагогов» [Фахрутдинова, 2017].

Интеграционные процессы, происходящие в современном информационного обществе, модернизация системы образования, переход к цифровому образованию обуславливают поиск новых подходов и путей к проблеме межкультурного диалога, сотрудничества, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из путей решения этих проблем выступает медиаобразова-ние. Совершенно справедливой в этой связи является мысль А. Г. Асмолова о том, что «медиаобразование, по большому счету, хотим мы этого или не хотим, становится серьезнейшим конкурентом тому, что называется формальным образованием. Я имею в виду школьное и вузовское образование. Их границы размываются, поскольку СМИ достают до каждого человека в отличие от формального образования, при всей его доступности. Поэтому то, как будет мир двигаться дальше, во многом зависит от СМИ. ... Мы привыкали говорить, что живем в самое трудное время, когда наряду с нашими мирами стали реальностью, в буквальном смысле, виртуальные миры. А в виртуальных мирах к нам подбирается то, что я называю виртуальной ответственностью. И в этих ситуациях идеология и философия толерантности выступает как та нить Ариадны, которая поможет нам быть толерантными не только в Декларациях, но и в наших с вами личных и социальных действиях [Асмолов, 2012].

Именно поэтому в современных условиях назрела необходимость в поиске новых методов и подходов к использованию потенциала медиаобразования в процессе развития межэтнической толерантности подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача / Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2012. С. 16-21.

2. Басов Н. Ф. Всемирные фестивали демократической молодежи: история и современность // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.rn/article/nvsemirnye-festivali-demokraticheskoy-molodezhi-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 26.07.2019).

3. Белозерова М. В. Проблема межнациональной напряженности и толерантность: ХХ столетие // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mezhnatsionalnoy-napryazhennosti-i-tolerantnost-hh-stoletie (дата обращения: 24.07.2019).

4. Виниченко В. А. Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью» // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-u-studentov-spetsialnosti-svyazi-s-obschestvennostyu (дата обращения: 08.08.2019).

5. Головатая Л. В. Толерантность как проблема философии образования: Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 179 с. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/tolerantnost-kak-problema-filosofii-obrazovanija.html (дата обращения: 06.06.2019).

6. Градскова Ю. Интернациональное воспитание и позднесоветская солидарность с Чили и Латинской Америкой - между геополитикой, протестом и самореализацией?/ Laboratorium. 2011. № 3. С. 118-142. file:///C:/Users/ADMIN/Downloads/internatsionalnoe-vospitanie-i-pozdnesovetskaya-solidarnost-s-chili-i-latinskoy-amerikoy-mezhdu-geopolitikoy-protestom-i%20(1).pdf(дата обращения: 06.06.2019).

7. Давыдов Ю. С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / Ю. С. Давыдов, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: Пятигорский гос. линг. унт, 2003. 42 с.

8. Данилюк А. .Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, А. В. Тишков. М.: Просвещение,

2009. 25 с.

9. Декларация и Программа действий в области культуры мира. Принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (дата обращения: 17.07.2019).

10. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 23.06.2019).

11. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 N 1807-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (дата обращения: 22.07.2019).

12. Кириллова Н. Б. Социально-эстетическая эффективность киноискусства как фактора воспитания молодежи: Дис. ... канд. искусств. М., 1983. 235 с

13. Куц Л. Г. Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте Российской школы // ЧиО. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kluby-internatsionalnoy-druzhby-kak-tsentry-vospitaniya-v-opyte-rossiyskoy-shkoly (дата обращения: 26.07.2019).

14. Макаев В. В. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России Текст. / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. 14 с.

15. Манифест 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия. 1999. URL: http://www.antimilitary.narod.ru/antology/manifest2000.htm (дата обращения: 05.07.2019).

16. Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Резолюция от 10 ноября 1998 года. URL.: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (дата обращения 21.07.2019)

17. Международный год сближения культур, 2010. URL: https://www.un.org/ru/events/iyrc2010/background.shtml (дата обращения: 15.07.2019).

18. Паспорт Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629). URL: https://base.garant.ru/1586359/

19. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)"». URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 08.05.2019).

20. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и\ этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)". URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/026/402/original/ФЦП_в_редакции_от_25.08.20 15.pdf?1447405287 (дата обращения: 02.07.2019).

21. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (утратило силу) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/182563/#ixzz5yPrDSRNZ (дата обращения: 02.07.2019).

22. Приказ Министерства образования и науки РФ «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» 3 августа 2006 г. N 201. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/ (дата обращения: 02.07.2019).

23. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». 1996. URL: https://base.garant.ru/1548081/ (дата обращения: 12.07.2019).

24. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 06.12.2018 г.). - URL: https://base.garant.ru/70284810/(дата обращения: 14.07.2019)

25. Фахрутдинова Г. Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество, 2017. 172 с.

26. Федеральное агентство по делам национальностей РФ. URL: http://fadn.gov.ru (дата обращения 15.08.2019).

27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273^3https://base.garant.ru/70291362/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения: 28.07.2019).

28. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 17.07.2019).

29. Федеральный закон «О национально-культурной автономии». 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/135765/(дата обращения: 17.07.2019).

30. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12127578/(дата обращения: 19.07.2019).

31. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 07 мая 2001 г. № 45-ФЗ URL: https://base.garant.ru/12122856/ (дата обращения: 19.07.2019).

32. Федеральный Закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/182356/ (дата обращения: 19.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Хакимов Э. Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 317-320.

References

1. Act of the RF «Concerning the languages of peoples of the Russian Federation» of 25.10.1991 N 1807-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (accessed date: 22.07.2019). (in Russian)

2. Asmolov A. G. (2012) Shaping an attitude of tolerance as a theoretical and practical issue / Russian media in a multicultural society: tolerance and multiculturalism as guidelines of professional behavior. М., 2012. P. 16-21. (in Russian)

3. Basov N. F. (2017) World festivals of democratic society: history and modernity // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Kinetics. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vsemirnye-festivali-demokraticheskoy-molodezhi-istoriya-i-sovremennost (accessed date: 26.07.2019). (in Russian)

4. Belozerova M. V. (2008) Issue of international tension and tolerance: 20th century // Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mezhnatsionalnoy-napryazhennosti-i-tolerantnost-hh-stoletie (accessed date: 24.07.2019). (in Russian)

5. Daniljuk A. Ja. (2009) Conception of spiritual and moral development and upbringing of a Russian citizen / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, A. V. Tishkov. М.: Prosveshhenie, 2009. 25 p. (in Russian)

6. Davydov Ju. S. (2003) Conception of multicultural education at higher school of the Russian Federation / Ju. S. Davydov, L. L. Suprunova. Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2003. 42 p. (in Russian)

7. Declaration and agenda in sphere of the world culture. Adopted by resolution 53/243 of General Assembly, 13th of September 1999. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (accessed date: 17.07.2019). (in Russian)

8. Declaration of tolerance principles / Established by resolution 5.61 of General conference UNESCO, 16th of November 1995. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (accessed date: 23.06.2019). (in Russian)

9. Decree of the President of the Russian Federation, December, 19 2012 № 1666 «Concerning strategy of national politics of the Russian federation for the period up to 2025» (as amended on 06.12.2018 n). - URL: https://base.garant.ru/70284810/( accessed date: 14.07.2019) (in Russian)

10. Decree of the President of the Russian Federation, June, 15 1996 N 909 «Concerning adopting Conception of State nationalities politics of the Russian Federation». 1996. URL: https://base.garant.ru/1548081/ (accessed date: 12.07.2019). (in Russian)

11. Fahrutdinova G. Zh. (2017) Multicultural aspects of education: textbook. Kazan: Otechestvo, 2017. 172 p. (in Russian)

12. Federal Act «Concerning combating extremist activities » July, 25 2002 № 114-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12127578/( accessed date: 19.07.2019). (in Russian)

13. Federal Act «Concerning education in the Russian Federation » of 29.12.2012 N 273-ФЗ https://base.garant.ru/70291362/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (accessed date: 28.07.2019). (in Russian)

14. Federal Act «Concerning general principles of organizing communities of small indigenous peoples of North, Siberia and Far East of the Russian Federation» July, 20 2000 № 104-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/182356/ (accessed date: 19.07.2019). (in Russian)

15. Federal Act «Concerning guarantees of the rights of small indigenous peoples of the Russian Federation». April, 30 1999 N 82-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (accessed date: 17.07.2019). (in Russian)

16. Federal Act «Concerning national cultural autonomy ». June, 17 1996 N 74-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/135765/( accessed date: 17.07.2019). (in Russian)

17. Federal Act «Concerning territories of traditional resource use of small indigenous peoples of North, Siberia and Far East of the Russian Federation » May, 7 2001 № 45-ФЗ URL: https://base.garant.ru/12122856/ (accessed date: 19.07.2019). (in Russian)

18. Federal agency on the RF nationalities affairs. URL: http://fadn.gov.ru (accessed date 15.08.2019). (in Russian)

19. Golovataja L. V. (2006) Tolerance as a philosophic problem of education: Thesis ... Cand. phil. Sciences. Stavropol, 2006. 179 p. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/tolerantnost-kak-problema-filosofii-obrazovanija.html (accessed date: 06.06.2019). (in Russian)

20. Gradskova Ju. (2011) International upbringing and late-Soviet Интернациональное воспитание и позднесоветская solidarity with Chili and Latin America - between geopolitics, protest and self-fulfilment? / Laboratorium. 2011. № 3. P. 118-142. file:///C:/Users/ADMIN/Downloads/internatsionalnoe-vospitanie-i-pozdnesovetskaya-solidarnost-s-chili-i-latinskoy-amerikoy-mezhdu-geopolitikoy-protestom-i%20(1).pdf (accessed date: 06.06.2019). (in Russian)

21. Hakimov Je. R. (2011) Emergence and development of concept "multicultural education" in Russian pedagogy // Vector of science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2011. № 3. P. 317-320. (in Russian)

22. International decade of world culture and non-violence in the interests of children of our planet. Resolution of November, 10 1998. URL.: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (accessed date: 21.07.2019). (in Russian)

23. International Year for the Rapprochement of Cultures, 2010. URL: https://www.un.org/ru/events/iyrc2010/background.shtml (accessed date: 15.07.2019). (in Russian)

24. Kirillova N. B. (1983) Social and esthetic efficiency of cinematic art as a factor of youth upbringing: Thesis ... Cand. of Arts. М., 1983. 235 p. (in Russian)

25. Kuc L. G. (2010) Clubs of international friendship as upbringing centers in Russian school experience // ChiO. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kluby-internatsionalnoy-druzhby-kak-tsentry-vospitaniya-v-opyte-rossiyskoy-shkoly (accessed date: 26.07.2019). (in Russian)

26. Makaev V. V.(1999) Conception of multicultural education in modern comprehensive school of Russia. Text. / V. V. Makaev, 3. A. Mal'kova, L. L. Suprunova. Pyatigorsk: PSLU, 1999. 14 p. (in Russian)

27. Manifest of 2000 in support of world culture and non-violence. 1999. URL: http://www.antimilitary.narod.ru/antology/manifest2000.htm (accessed date: 05.07.2019). (in Russian)

28. Order of the Ministry of Education and Science of the RF «Concerning conception of national educational politics of the Russian Federation» August, 3 2006 N 201. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/ (accessed date: 02.07.2019). (in Russian)

29. Passport of Federal target program «Shaping an attitude of tolerance and preventing extremism in Russian society (2001 - 2005)», established by Resolution of the RF Government, August, 25 2001 N 629). URL: https://base.garant.ru/1586359/ (accessed date: 15.07.2019). (in Russian)

30. Resolution of the RF Government of 20.08.2013 N 718 (ed. on 25.08.2015) «Concerning federal target program "Strengthening unity of Russian nation and ethnocultural development of peoples of Russia (2014-2020)"». URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/026/402/original/OЦП_в_реAакцнн_от_25.08.20 15.pdf?1447405287 (accessed date: 02.07.2019). (in Russian)

31. Resolution of the RF Government, August, 20 2013 № 718 «Concerning federal target program "Strengthening unity of Russian nation and ethnocultural development of peoples of Russia (2014-2020)"». URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (accessed date: 08.05.2019). (in Russian)

32. Resolution of the RF Government, October, 4 2000 N 751 «Concerning national educational doctrine in the Russian Federation» (no longer valid) System GARANT: http://base.garant.ru/182563/#ixzz5yPrDSRNZ (accessed date: 02.07.2019). (in Russian)

33. Vinichenko V. A. (2011) Methodologic approaches to forming of inter-ethic tolerance of the students specialized in "Public relations" // National resources of Arctic and Subarctic. 2011.

№ 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-u-studentov-spetsialnosti-svyazi-s-obschestvennostyu (accessed date: 08.08.2019). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.