Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование вопросов межэтнической толерантности: федеративный и региональный опыт'

Нормативно-правовое регулирование вопросов межэтнической толерантности: федеративный и региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1330
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTERETHNIC TOLERANCE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC CONCORD / REGULATORY LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будаева Дарима Цырендоржиевна

В статье изучается история создания нормативно-правовых основ государственной национальной политики, направленной на формирование межэтнической толерантности в постсоветской России. Анализируется опыт нормативно-правового регулирования вопросов межэтнической толерантности на федеральном уровне. Рассматривается практика законодательного формирования правовых основ национальной политики в полиэтничном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будаева Дарима Цырендоржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF INTERETHNIC TOLERANCE: FEDERAL AND REGIONAL EXPERIENCE

The article studies the history of working out the legal and regulatory fundamentals of state national policy aimed at the formation of interethnic tolerance in the post-Soviet Russia. The experience of the legal and regulatory issues of the interethnic tolerance is analyzed at the federal level. The practice of legislative formation of the legal fundamentals of national policy is considered in polyethnic region.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование вопросов межэтнической толерантности: федеративный и региональный опыт»

15. Крючкова Т. Усердием и капиталом // Земля Иркутская. — 1996. — № 5. — С. 67-68, 70-71.

16. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения // Антология социальной работы: в 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России. — СПб., 1994. — С. 29-43.

17. Полунина, Н.М. Коллекционеры России XVII начала XX вв.: энциклопедический словарь. — М.: РИ-ПОЛ классик, 2005. — 560 с.

18. Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. — М., 1994. — Т. 1. — С. 6-31.

19. Рекунова В. Ростовщик-благотворитель Иван Хаминов // Восточно-Сибирская правда. — 2007. — 10 марта.

20. Робонен Е. В. Благотворительная деятельность предпринимателей Красноярска на Родине и в эмиграции в первой половине XX века // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых 174 ученых. — 2011.

21. Торшина Н. // Проект байкал-Froject baikal. — 2009. — № 20. — С. 107-110.

22. Шахеров В. П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. — Хабаровск, 2006. — 175 с.

23. Шорохова Т. С. Благотворитель И. Сибиряков: биографические повествования. — СПб., 2005.

24. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.

25. URL: http://vseup.ru/static/articles/Kolodij_1.pdf

26. URL: http://irkipedia.ru/content/ivano_matreninskaya_detskaya_bolnica

УДК 316.4

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ

МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ФЕДЕРАТИВНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

© Будаева Дарима Цырендоржиевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского госуниверситета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

В статье изучается история создания нормативно-правовых основ государственной национальной политики, направленной на формирование межэтнической толерантности в постсоветской России. Анализируется опыт нормативно-правового регулирования вопросов межэтнической толерантности на федеральном уровне. Рассматривается практика законодательного формирования правовых основ национальной политики в полиэтничном регионе.

Ключевые слова: национальная политика, нормативно-правовые акты, межэтническая толерантность, межнациональное согласие.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF INTERETHNIC TOLERANCE: FEDERAL AND REGIONAL EXPERIENCE

Budaeva Darima Ts., candidate of political sciences, senior teacher, Buryat State University 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article studies the history of working out the legal and regulatory fundamentals of state national policy aimed at the formation of interethnic tolerance in the post-Soviet Russia. The experience of the legal and regulatory issues of the interethnic tolerance is analyzed at the federal level. The practice of legislative formation of the legal fundamentals of national policy is considered in polyethnic region. Keywords: national policy, regulatory legal acts, interethnic tolerance, interethnic concord.

Сохранение и развитие межэтнической толерантности в перспективный период во многом зависят от эффективности национальной политики, опирающейся на самые передовые идеи мирного сосуществования многонационального населения страны и на исследования региональных особенностей. Без учета специфики развития каждого региона, без чуткой и немедленной реакции правящих кругов на все происходящее в сфере межэтнических отношений немыслима устойчивость любой страны. Неслучайно поэтому за последние годы под влиянием как международных1, так и внутрирос-

1 Распад ряда европейских государств (Югославии и Чехословакии), объединение Германии (ГДР и ФРГ), Вьетнама (Южный и Северный), а также события, происходящие во Франции, Австрии, Англии и в других

сийских1 коллизий стала пересматриваться практика некоторого игнорирования этнополитических проблем России.

Следует заметить, что в течение всей новейшей истории России, начавшейся с 1990- х гг., как в федеративных, так и в региональных нормативно-правовых документах фрагментарно освещались проблемы национальной политики, в том числе вопросы межэтнической толерантности. Первые годы трансформации российского общества фундаментом новой федеративной и этнонациональной политики, направленной на формирование межнационального и межконфессионального согласия многонационального народа России, послужил федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»2. Он сыграл большую роль в стабилизации политической ситуации в стране, и отдельные его положения были включены в Конституцию страны, принятую 12 декабря 1993 г.3

Авторы Конституции постарались максимально учесть опыт дезинтеграции федеративного государства, поэтому было подчеркнуто, что действие документа «имеет верховенство на всей территории Российской Федерации», «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а ее суверенитет «распространяется на всю ее территорию» (ст. 4). В Конституции Российской Федерации серьезное внимание уделено вопросам обустройства российских народов, проблемам межнационального согласия и взаимоуважения. В ней закреплен не только принцип равноправия граждан независимо от национальной принадлежности (ст. 19), но и право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Провозглашается право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26).

По Конституции (ст. 29) не допускается пропаганда (или агитация), возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Основной закон Российской Федерации (ст. 68) гарантирует всем народам страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Еще до принятия Конституции Российской Федерации вопросы государственной языковой политики получили свое законодательное оформление в законе РСФСР, принятом 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации». Последующая редакционная поправка данного закона была внесена 5 июня 1998 г., а последняя — федеральным законом от 11 декабря 2002 г. №165-ФЗ4. В данном законе большое внимание уделено вопросам использования языков в сфере официальных отношений, в частности, в работе органов государственной власти, а также в определении соотношения общегосударственного и государственных языков. Единство системы государственной власти предполагает установление и использование общегосударственного языка, которым признан русский язык, сыгравший первостепенную роль в формировании чувства исторического братства многонационального народа России, обеспечив действительное межнациональное общение. Эта его сущность четко определена в тексте федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», принятого Государственной Думой Совета Федерации 20 мая 2005 г. В нем говорится, что «государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и

принимающих странах, когда второе, третье и последующие поколения мигрантов стали порою агрессивно поднимать вопросы интеграции и взаимодействия с принимающим обществом.

1 Наша страна пережила распад СССР по «национальным квартирам», и, когда полным ходом шел «парад суверенитетов», существовала реальной опасность распада и Российской Федерации. За годы последнего десятилетия межнациональные коллизии стали наблюдаться не только на Кавказе, но и периодически во многих других регионах нашей страны.

2 URL: http:constitution.garant.ru/act/federative/170280 (дата обращения: 11.10.2014).

3 URL: http:www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.htm (дата обращения: 11.10.2014).

4 URL: http://constitution.garant.ru/act/right/10148970 (дата обращения: 11.10.2014).

159

поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствует приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации»1.

В законе общегосударственный язык признан языком работы высших органов власти Российской Федерации, в том числе и законодательных. Вместе с тем он предоставляет народным депутатам право использовать в работе государственные языки республик, а в случае необходимости любой другой язык, обеспечив перевод на общегосударственный язык (ст. 11). Реализация принципов равноправия и самоопределения народов, лежащих в основе федеративного устройства страны, в сфере языковых отношений нашла свое выражение в закреплении за республиками права устанавливать свой государственный язык, который употребляется в органах местного самоуправления и в государственных учреждениях наряду с общегосударственным языком. В настоящем законе предусмотрено опубликование текстов федеральных законов и иных правовых актов как на общегосударственном языке, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации (ст. 12). Здесь же регулируются вопросы использования языков при проведении выборов, референдумов (ст. 14), при делопроизводстве и в правоохранительной деятельности (ст. 18). Предусмотрено использование общегосударственного языка в высших федеральных правоохранительных органах, а в правоохранительной практике республик разрешается использование как общегосударственного, так и государственного языка соответствующих республик. Лицам, участвующим в деле и не владеющим общегосударственным языком, гарантируется право выступать в суде на родном языке и предоставление переводчика.

В федеральном законе «О языках народов Российской Федерации» закрепляются равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие, все они пользуются поддержкой государства (ст. 3), вводится система гарантий как прав этнических общностей, так и индивидуальных прав личности в сфере языковых отношений. Согласно ст. 4 настоящего закона языки народов России пользуются защитой государства. Органам всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) вменена обязанность обеспечить их социальную, экономическую и юридическую защиту.

Закон «О языках народов Российской Федерации» (ст. 9) и закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 6), принятый 10 июля 1992 г.2, предоставляют право на получение основного общего образования на родном языке. Эти статьи названных законов гарантируют право выбора языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Следующим важным нормативно-правовым документом, принятым еще до обнародования Основного закона России и способствующим совершенствованию национальной политики страны, является закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый 9 октября 1992 г.3 В нем предусмотрено право народов и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. В законе закрепляется право за всеми национальностями, компактно проживающими вне своих государственных образований или не имеющими своей государственности, на культурно-национальную автономию (ст. 21).

Таким образом, еще до принятия Основного закона Российской Федерации многие вопросы национальной политики получили должную проработку в ряде законов России, что во многом и облегчило разработку новой Конституции страны. После принятия Конституции Российской Федерации значительным шагом в деле конкретизации конституционных основ и реализации общепризнанных принципов международного права в национальном вопросе стало принятие 15 июня 1996 г. «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»4, которая была утверждена указом президента Российской Федерации. В разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации активное участие принимали ведущие политологи и этнологи страны (Р. Г. Абдулатипов, В. А. Михайлов, В. А. Тишков, В. Ю. Зорин и др.), которые в течение нескольких лет, объединившись в рамках всероссийского движения «Сотворчество народов во имя жизни (Сенежский форум)», через перипетии согласования с федеральными министерствами и ведомствами сумели доказать значимость данного документа для сохранения целостности российской государственности.

1 URL: http: www.rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html (дата обращения: 11.10.2014).

2 URL: http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 11.10.2014).

3 URL: http://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 11.10.2014).

4 URL: http://docs.cntd.ru/document/9018776 (дата обращения: 11.10.2014).

Данная концепция получила широкий общественный резонанс, нейтрализовав радикальные настроения национальных партий и движений, жестко критиковавших государственную власть России за недостаточное внимание к национальным вопросам.

Концептуальный подход к пониманию и реализации государственной национальной политики России предполагал важность согласования этнических интересов с общепризнанными и общегосударственными интересами развития всего российского общества, а также настоятельность своевременного и тщательного учета этнических интересов всех народов и национальных групп, проживающих на территории страны. В соответствии с концептуальными положениями национальная политика должна исходить из основополагающих принципов, которыми обязаны руководствоваться все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Под принципами национальной политики понимаются основополагающие правила и нормы, которые вытекают из мирового опыта и из существа международных документов по национальным вопросам, подписанных Россией, а также из исторических особенностей многовекового развития страны, из современных реалий Российской Федерации.

Для решения конкретных задач в сфере национальной политики и обеспечения поступательного развития в сфере межнациональных отношений 22 февраля 1997 г. постановлением правительства Российской Федерации был принят план реализации концепции государственной национальной политики Российской Федерации1. Данный документ был подготовлен Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Данным планом были предусмотрены следующие мероприятия:

- подготовка нормативных правовых актов (законов) по проблемам совершенствования федеративного устройства и гармонизации национальных отношений;

- разработка и реализация федеральных и региональных программ по социально-экономическому и национально-культурному развитию субъектов Российской Федерации и отдельных народов России;

- разработка неотложных мер по стабилизации этнополитической ситуации в стране и отдельных регионах; научно-аналитическое обеспечение плана первоочередных мероприятий по реализации концепции;

- информационное и кадровое обеспечение реализации государственной национальной политики.

Этим же документом, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации поручалось при разработке федерального бюджета предусматривать отдельной строкой выделение денежных средств на финансирование плана первоочередных мероприятий, а также внести в бюджетную классификацию самостоятельный раздел.

Практически параллельно с разработкой концепции государственной национальной политики Российской Федерации шла работа над законопроектом «О национально-культурной автономии»2, принятым в мае 1996 г.

Начиная со второй половины 1990-х гг. в течение примерно десятилетнего периода не обращалось особого внимания на национальную политику, что привело к активизации дестабилизирующих факторов. «Кондопожский синдром»3, ставропольский4, челябинский5 и другие беспорядки, имеющие окраску межнационального противостояния, убедительно доказали значимость грамотной национальной политики, направленной на сохранение и укрепление межнациональных отношений.

1 URL: http://docs.cntd.ru/document/9038702 (дата обращения: 11.10.2014).

2 URL: http://to86.minjust.ru/sites/to86.minjust.ru/files/page/2012/05/n74.pdf (дата обращения: 11.10.2014).

3 Эти события неоднократно освещались в СМИ, а сейчас в основном пишут об их последствиях. — URL: http://www.izvestia.ru/investigation/article.3098809 (дата обращения: 11.10.2014) и др.

4 URL:http://grani.ru/dossier/m.123090.html (дата обращения: 11.10.2014).

5 URL:http://www.uralpress.кu.show_ article. php?id = 126587 (дата обращения: 11.10.2014).

161

От межнациональных коллизий достаточно часто стали страдать жители Москвы и Санкт-Петербурга1. Поэтому многие публичные политики, учитывая многонациональность страны и стараясь быть услышанными широким кругом населения, стали уделять серьезное внимание различным аспектам национальной политики, в том числе и нормативно-правовым. Так, Д. А. Медведев на заседании президиума госсовета, отстаивая идею укрепления межнационального согласия, заявил, что «без межнационального единства у нас не может быть государства»2. В. В. Путин в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что «для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское общество и межнациональное согласие»3. Подготовка и публикация данной статьи была обусловлена осознанием руководством страны всей сложности текущего момента в сфере межнациональных отношений и пониманием неотложности своевременного ответа вызовам и угрозам, стоящим перед многонациональной Россией. Данная статья вызвала активное обсуждение не только в столице страны, но и во всех ее регионах.

В. В. Путин 7 мая 2012 г. — в день своего вступления в должность Президента Российской Федерации — подписал несколько важных документов, в числе которых был указ «Об обеспечении межнационального согласия» № 602, в котором была поставлена задача провести «разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их регулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу» 4. То, что В. В. Путин данный указ подписал в первый же день своего правления, служит свидетельством возрастания внимания к проблемам межнациональных отношений. В целях включения вопросов национальной политики в ряд первоочередных и оперативного принятия мер, направленных на обеспечение межнационального согласия, 7 июня 2012 г. был подписан указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям»5. Цель создания данного совета — стремление отойти от практики разработки важных документов исключительно чиновничьими усилиями и желание привлечь к разработке «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» широкий круг специалистов, осведомленных о вопросах межнациональных отношений, а также обеспечить взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.

24 августа 2012 г. в Саранске прошло первое заседание Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, после чего активизировался процесс разработки «Стратегии государственной национальной политики». Уже к октябрю 2012 г. был сформирован проект стратегии, который прошел активное обсуждение на различных площадках практически во всех регионах Российской Федерации. На этапе ее обсуждения было высказано много замечаний, которые были учтены при подготовке окончательного текста. В отличие от концепции 1996 г., предусматривающей в основном изложение принципов и приоритетов, стратегия содержит руководство к действию. Также отличие концепции от стратегии заключается в том, что первый документ был ориентирован на решение проблем, соответствующих политической реальности 1990-х гг., и был направлен на согласование общегосударственных интересов с интересами

1 URL:http://www.rg.ru/2006/08/30/dmitriev.html (дата обращения: 11.10.2014).

2 Стенографический отчет заседания Президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия, состоявшегося 11 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.kremlin.ru/news//10312 (дата обращения: 11.10.2014).

3 Путин В. В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. — URL:http://www.infpol.ru/news/ 667/98188.php (дата обращения: 11.10.2014).

4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129337/ (дата обращения: 11.10.2014).

5 URL: http://www.kremlin.ru/acts/15577 (дата обращения: 11.10.2014).

всех народностей, налаживание их всестороннего сотрудничества, развитие национальных языков, культур и т. д. Однако в ней не были учтены многие события, произошедшие в мире и в России. Например, всплеск ксенофобии и массовой миграции, рост конфессиональной напряженности. Поэтому к настоящему времени многие ее положения утратили свою актуальность, что потребовало не только обновления, но и внедрения новых механизмов в сферу регулирования межэтнических отношений. Именно это обстоятельство обусловило изменение названия с «Концепции» на «Стратегию».

В связи с этим следует заметить, что, по мнению ряда ученых, неслучайно выбрано слово «стратегия», зачастую применяемое в сфере регулирования военных действий. Так, Л. Ф. Болтен-кова, ознакомившись с трактовками данного понятия, содержащимися в Словаре русского языка С. И. Ожегова, словаре иностранных слов и в Социологической энциклопедии, отметила, что «просмотр многих (и разных) словарей, энциклопедий показывает, что термин "стратегия" понимается почти одинаково, независимо от времени их издания. Словарь советских времен, Словарь начала новой России, Энциклопедия, можно сказать, современная — все связывают слово "стратегия" если не с войной, то все-таки с борьбой, с искусством побеждать в этой борьбе. Поскольку в указе говорится о Стратегии государственной национальной политики, то, следовательно, — об искусстве побеждать все препятствия на пути к гармонизации межнациональных отношений, достижению и укреплению единства многонационального народа Российской Федерации»1. Значит, по ее мнению, данное слово выбрано неслучайно, и его применение говорит о том, что сфере межнациональных отношений ей отводится ведущее место... ей придается значение победоносных военных достижений в ходе судьбоносной борьбы2.

19 декабря президент России Владимир Путин подписал указ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»3. Если говорить о содержании данного документа, то следует отметить, что это скрупулезно проработанный базовый нормативно-правовой документ, охватывающий многие сферы национальных и межнациональных отношений, а также механизмы их государственного регулирования. В ней говорится, что стратегия разработана с учетом действующего российского законодательства, базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, учитывает положения стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры, а также других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики. Безусловно, насколько Стратегия послужит мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе, а также росту международного престижа Российской Федерации, покажет время.

В нашей работе мы не ставим задачу анализа всех аспектов данного документа, ибо нас интересуют лишь вопросы, относящиеся к межэтнической толерантности. Анализ текста документа показал, что понятие «толерантность» использовано всего один раз в связи с определением задач государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения (подпункт «е» двадцать первого пункта). Здесь говорится о важности формирования у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Однако внимательный анализ всего текста Стратегии позволяет заявить, что синонимы данного понятия широко использованы во всех его разделах. Так, в разделе «Состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации» говорится о том, что

1 Болтенкова Л. Ф. Стратегия государственной национальной политики: какой ей быть? (Размышление) URL: etnosocium.ru/lf-boltenkova-strategiya-gosudarstvennoi-natsionalnoi-politiki-kakoi-ei-byt-razmyshlenie (дата обращения: 11.10.2014).

2 Там же.

3 URL: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html (дата обращения: 11.10.2014).

163

исторический опыт межкультурного и межэтнического взаимодействия народов, населяющих Россию, является достоянием страны, служит фактором укрепления российской государственности, определяет состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Большое внимание уделено разделу, посвященному целям, принципам, приоритетным направлениям и задачам государственной национальной политики Российской Федерации. Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации отвечают идее гармонизации национальных и межнациональных отношений. Всего выделено 13 приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации, среди которых вопросы обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений занимают достойное место. В главном разделе Стратегии, именуемом «Задачи государственной национальной политики Российской Федерации», многократно упоминаются вопросы о важности сохранения и развития межнационального мира и согласия, необходимости гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, неотложности совершенствования межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога, большой значимости сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма и т. д.

В целом в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации красной нитью проходит идея о насущной необходимости сохранения и развития межнациональной (межэтнической) толерантности. В целях претворения в жизнь данной идеи проводятся различные заседания и принимаются соответствующие решения. Так, 11 февраля 2013 г. в Доме правительства Российской Федерации под руководством заместителя председателя правительства РФ Д. Н. Козака прошло очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений, 19 февраля 2013 г. в помещении Еврейского музея и Центра толерантности (г. Москва) было проведено первое после принятия «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» заседание Совета по межнациональным отношениям, на котором обсуждались планы ее реализации.

На этом заседании президент России, председатель Совета по межнациональным отношениям В. В. Путин отметил, что для того, чтобы принятая стратегия заработала, а не осталась своего рода «декларацией о намерениях», надо еще многое делать, и обозначил первостепенные моменты, необходимые для ее реализации. Это, прежде всего, создание условий для изучения и популяризации русского языка; проведение системной, комплексной и творческой работы в школе, с целью формирования культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укрепления атмосферы взаимоуважения между ними; поддержка национально-культурных автономий, численность которых составляет 989, а также многочисленных национальных объединений, союзов, региональных ассоциаций как площадки для межэтнического и культурного обмена; составление перечня исторических дат, связанных с единением народов России, и их широкое освещение в средствах массовой информации, научной литературе, в образовательной и культурной сфере; оказание поддержки студенческому волонтерскому движению в работе по восстановлению памятников культуры народов Российской Федерации; проведение историко-этнологических и этнополитических сборов студентов, молодых ученых; обеспечение диалога власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации национальной политики (Общественной палаты разных уровней, общественных советов при государственных и муниципальных органах); поддержка национальных видов спорта и т. д. Здесь же В. В. Путин особое внимание обратил на неотложность принятия федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанной на 2014-2018 гг. В настоящее время она уже принята1, и в ней предусмотрено решение задач, направленных на содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений, а также на содействие этнокультурному многообразию народов России.

Бурятия, будучи субъектом Российской Федерации, при определении политики в сфере национальных отношений, естественно, базируется на основополагающих принципах и целях государственной национальной политики России, в то же время дополняя ее с учетом региональ-

1 иКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149941/ (дата обращения: 11.10.2014).

ной специфики. Это обусловлено тем, что Республика Бурятия — это не только административно-территориальная единица, но и территория, освоенная многими этносами, имеющими во многом схожую судьбу, длительную историю совместного проживания, похожий менталитет, основанный на взаимообмене элементами духовной культуры. Бурятия по индексу национальной мо-заичности занимает одно из первых мест в Российской Федерации. По данным переписи 2010 г. в республике проживали представители более 150 национальностей, проповедующих все три ведущие мировые религии мира (а также многие их течения).

Руководство Бурятии в целях проведения грамотной политики, направленной на обеспечение интересов многонационального народа республики, уделяет серьезное внимание разработке и принятию нормативно-правовых документов, регулирующих национальную политику. Среди них основополагающим является Конституция Республики Бурятия1. В ней гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. В Конституции Республики Бурятия запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, пропаганда национального, религиозного и языкового превосходства. В Основном законе Бурятии гражданам разрешается право определять и указывать свою национальную принадлежность, право пользования родным языком, право свободного выбора языка общения, воспитания, обучения, творчества. Эти положения содержатся во многих статьях Конституции Республики Бурятия: 3, 4, 17, 24, 26, 42, 47 и др.

Принципы работы в сфере устного и письменного общения многонационального народа Бурятии содержатся в законе «О языках народов Республики Бурятия» (1992 г.)2, в котором подчеркнута особая роль языка в сохранении и развитии этноса, бурятский и русский признаны государственными языками Республики Бурятия (ст. 1). В данном законе есть статьи, гарантирующие гражданам Бурятии осуществление их политических, экономических и культурных прав вне зависимости от знания ими какого-либо языка. Особое внимание уделено предоставлению права свободного выбора языка воспитания, обучения, обращения в государственные, общественные организации и учреждения, вопросам использования языка в органах власти, сфере обслуживания, на предприятиях, а также в работе съездов, пленумов, сессий, конференций, заседаний, совещаний, при подготовке и проведении выборов, референдумов и т. д.

Несомненно, в основу закона «О языках народов Республики Бурятия» были положены нормы и структура федерального закона. Тем не менее он отличается несколько иным подходом к решению проблем языкового развития. Он прежде всего заключается в создании условий для возрождения, сохранения и развития языка народа, давшего название республике. Для повышения эффективности действия данного документа было принято распоряжение правительства РБ «О плане мероприятий по реализации Закона Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия" на 2005-2007 гг.».

В 1997 г. в Бурятии была разработана и принята «Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия»3. В концепции отражены, по сути, те же самые цели, задачи и принципы, что и в «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», но они были сфокусированы на исторически сложившихся этнокультурных особенностях и этнополитической ситуации региона. «Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия» представляет собой систему взглядов и принципов, регулирующих национальную политику. Она призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению задач этнического развития и регулирования межнациональных отношений, укрепления государственности, дальнейшего развития федеративных отношений.

1 URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_buryat/ (дата обращения: 11.10.2014).

2 URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW355;n=24940 (дата обращения: 11.10.2014).

3 URL: http://buryatia.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegesi.htm (дата обращения: 11.10.2014).

165

До сих пор не разработан другой документ, столь комплексно регулирующий межнациональные отношения многонационального народа современной Бурятии, поэтому национальная политика республики в основном базируется на положениях концепции 1997 г. Это говорит о том, что данная концепция при всей дискуссионности некоторых положений до сих пор играет важную роль в жизни многонационального региона. Благодаря реализации основных положений концепции было обеспечено дальнейшее развитие правовой базы государственной национальной политики, предоставлены возможности для более полного обеспечения конституционных прав граждан на возрождение, сохранение и развитие языков, традиций и обычаев, этнической идентификации и т. д.

В Бурятии при проведении национальной политики большое внимание уделяется вопросам этнокультурного развития национальных меньшинств. Так, исходя из настоятельности удовлетворения и согласования интересов эвенков, относящихся к национальным меньшинствам, в 1991 г. Бурятия, тогда еще Бурятская АССР, приняла закон «О правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов на территории Бурятской АССР»1, регламентирующий административно-правовой статус национально-территориальных единиц, содействующий сохранению национальной самобытности эвенков, рассматривающий проблемы экономического развития, регулирующий финансовые вопросы и т. д.

Исходя из задач гармонизации межнациональных отношений в центре внимания главы и правительства Республики Бурятия постоянно находится сойотский вопрос. Сойоты в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 255, принятым 24 марта 2000 г.2, были включены в перечень коренных малочисленных народов России.

Дальнейшее сохранение и развитие существующей в республике этнополитической стабильности и этнокультурного содружества, сотворчества во многом зависят от продуманности деятельности национально-культурных общественных объединений, создаваемых во исполнение федерального закона «О национально-культурной автономии». По данным Управления федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия, зарегистрировано 34 национально-культурных общественных объединений (4 ассоциации, 9 национально-культурных центров, 11 землячеств, 8 автономий, 2 общины). Национально-культурные общественные объединения служат важными факторами становления институтов гражданского общества в регионе. Для органов государственного и муниципального управления национально-культурные общественные объединения Бурятии служат определенным «мостиком», соединяющим этнические группы со структурами власти, а также важным индикатором свободной самоидентификации индивидов, базирующейся в основном на генетической памяти. А для национально-культурных общественных объединений достаточно важным является сам процесс сотрудничества с властью, поскольку ею оказывается финансовая или иная помощь. Конструктивный диалог между органами власти и национально-культурными общественными объединениями служит предпосылкой становления гражданского общества. Отсюда и необходимость нового взгляда на сущность национальной политики в условиях нарождающегося гражданского общества, то есть на одном из узловых этапов развития нашей страны.

В заключение следует отметить, что сохранение и развитие межнациональной толерантности во многом будет зависеть от того, какие нормативно-правовые документы будут приняты на всех уровнях власти нашей страны. Следовательно, на каждом этапе развития общества вопросы совершенствования нормативно-правовых актов, способствующих сохранению и развитию межнациональной толерантности, должны находиться в центре внимания институтов власти как Российской Федерации, так и Республики Бурятия.

1 URL: http://www.lawlibrary.ru/izdanie4388.html (дата обращения: 11.10.2014).

2 URL: http://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 11.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.