педагогические науки
Павлова Лариса Николаевна, Фортыгина Светлана Николаевна ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ...
УДК 378
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО MЕНЕДЖMЕНТA И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРMAЦИОННО-KОMMУНИKAЦИОННОИ KОMПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА
© 2018
Павлова Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки
педагогов профессионального обучения и предметных методик Фортыгина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и предметных наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: определение взаимосвязи осуществления педагогического менеджмента в аспекте реализации профессиональной информационно-коммуникационной компетентности педагога. Дана сравнительная характеристика организаторской компетенции и информационно-коммуникационной компетенции по их статусу, месте в профессиональной компетентности педагога, по эмпирической форме и функциям, по объекту и предмету деятельности, по инструментарием деятельности при реализации указанных професиональных компетенций, по методам управления и форм реализации компетенций. Авторы так же указали возможные показатели результативности педагогического менеджмента и информационно-коммуникационной компетентности педагога, их ресурсный потенциал. Осмысление концептуальных положений владением педагогом данных компетенций позволяет говорить о качественной подготовки к профессиональной деятельности с учетом современных требований в образовательной среде. Методы: теоретическое исследование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта подготовки будущих педагогов, социологическиий метод, моделирование. Результаты: на основе проведенного анализа психолого-педагогических, нормативных и методических документов считаем, что качество готовности педагога к профессиональной деятельности отражается во владении осуществлять педагогический менеджмент в условиях реализации информационно-коммуникационной компетентности. Научная новизна: в данной статье впервые продемонстрирована актуализация осуществления педагогического менеджмента и реализация информационно-коммуникационной компетентности на основе готовности педагога к профессиональной деятельности. Практическая значимость: основные положения и выводы настоящей статьи могут послужить основой организации социокультурной среды профильного вуза, методического подхода в разработке учебных программ высшего образования, в оценке профессиональной компетентности педагога, в оценке готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности.
Ключевые слова: управление, педагогический менеджмент, профессиональная компетентность педагогов-выпускников, информационная компетентность педагога, профессиональная готовность будущего педагога, компе-тентностный подход.
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT AND IMPLEMENTATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AS THE CONDITION OF PROFESSIONAL READINESS OF A TEACHER
© 2018
Pavlova Larisa Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the «Department
of Training of Teachers of Professional Training and Object Methods» Fortygina Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Department
of pedagogy, psychology and subject Sciences» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to determine the relationship between the implementation of pedagogical management in the aspect of implementing the professional information and communication competence of the teacher on the basis of a competence approach. The comparative characteristics of the organizational competence and information and communication competence are given according to their status, place in the teacher's professional competence, by empirical form and functions, by object and subject of activity, by the tools of activity when implementing the specified professional competencies, by management methods and forms of implementing competencies. The authors also indicated possible indicators of the effectiveness of pedagogical management and information and communication competence of the teacher, their resource potential. Comprehension of the conceptual provisions of the teacher's possession of these competences makes it possible to speak about qualitative preparation for professional activity taking into account modern requirements in the educational environment. Methods: theoretical research, pedagogical observation, study and generalization of the experience of training future teachers, sociological method, modeling. Results: Based on the analysis of psychological, pedagogical, normative and methodological documents, we believe that the quality of the teacher's readiness for professional activity is reflected in the possession of pedagogical management in the context of the implementation of information and communication competence. Scientific novelty: in this article the actualization of the implementation of pedagogical management and the implementation of information and communication competence on the basis of the teacher's readiness for professional activity are demonstrated for the first time. Practical significance: the main provisions and conclusions of this article can serve as the basis for the organization of the socio-cultural environment of the profile higher education institution, the methodological approach in the development of higher education curricula, in assessing the teacher's professional competence, and in assessing the teacher's readiness for professional activities.
Keywords: management, pedagogical management, professional competence of graduate teachers, information competence of the teacher, professional readiness of the future teacher, competence
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Причиной обращения к теме педагогического менеджмента и информационной компетентности стал анализ профессиональной компетентности педагогов-выпускников Южноуральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЧГПУ-ЮУрГГПУ) за пять
лет. Тема исследования определена естественным образом потребностями развития педагогической теории и практики в условиях процессов обновления образования. Ранее нами была рассмотрена эволюция профессионального образа педагога через призму парадигмы образования. Одним из выводов стала сформулированная позиция: парадигма образования обеспечивает смену па-
Pavlova Larisa Nikolaevna, Fortygina Svetlana Nikolaevna pedagogical
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT ... sciences
радигмы профессионального образа педагога, что позволяет говорить о необходимости эволюционного обеспечения профессиональной педагогической деятельности. «В образе педагога присутствует некая управленческая миссия в образовании человека, соответствующей парадигме. В этой связи, результатом эволюции взглядов на образ педагога является изменения его профессиональных функциональных представлений: от эмпирической функции, педагогического руководства, педагогического менеджмента до педагогического управления» [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Развитие теории педагогического менеджмента в российской науке началось в 90-е годы ХХ века. Вопросы педагогического менеджмента в области управления образованием и в области профессионального образования исследовали ученые [2-9]. Проблемой взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов информационно-коммуникационной компетентности обучающегося в разное время занимались и многие российские ученые [10-21].
Формирование целей статьи. Целью нашего исследования является определение взаимосвязи осуществления педагогического менеджмента в аспекте реализации профессиональной информационной компетентности педагога. Данный вопрос рассматриваем в ракурсе ком-петентностного подхода. Системный мониторинг профессиональной деятельности педагогов осуществлялся тотально посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций с вузом, включающий в себя оценку адаптации и оценку профессиональной подготовки выпускников педагогического университета. Задачами нашего исследования стали: во-первых, характеристика и содержание педагогического менеджмента в профессиональной деятельности; во-вторых, характеристика и содержание информационной компетентности; в третьих, рассмотреть профессиональные функциональные представления педагогической деятельности в ракурсе осуществления педагогического менеджмента и реализации информационной компетентности.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Педагогический менеджмент является видом управления и характеризует многообразные аспекты управленческой деятельности. Рассматриваем менеджмент в педагогической деятельности как компонент организационной системы управления образовательной организации и как систему методов управления, сущность которой выражается в оперативной корректировки технологии воспитания и обучения через процесс субъект-субъектных отношений.
Теоретическое исследование нами феномена «педагогический менеджмент» позволило определить указанное явление как профессиональная деятельность педагога и выражается через общепрофессиональные умения, посредством планирования образовательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся.
Целью педагогического менеджмента мы определяем как создание «развивающего пространства» в образовательном процессе для саморазвития личности обучающегося. Используются педагогические технологии организации образовательного процесса. Показатель результативности педагогического менеджмента считаем качественные изменения ученического коллектива, личности обучающегося и педагога. Показателем реализации педагогического менеджмента является степень организации образовательного процесса в организации. Ресурсный потенциал педагога определяется в данном случае в выраженности оперативной корректировки методов воспитания и обучения. Содержание педагогического менеджмента определяется видовым показателем 282
управления и содержанием организационно-педагогической деятельности в рамках конкретного образовательного учреждения [22].
Критерием оценки организационно-педагогической деятельности выступает информационно-коммуникационная компетентность педагога, в основу которой положены квалификационные требования по использованию средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач педагогом. Теоретическое исследование информационно-коммуникационной компетентности позволило определить данную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков педагога, приобретенных в результате применения компьютерных технологий в учебно-профессиональной деятельности. Компонентами профессионально-педагогической информационно-коммуникационной компетентности являются: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность [23]. Каждому представленному компоненту ИКТ-компетентности соответствует определенный комплекс умений, основанный на применении ресурсов информационно-коммуникационных технологий.
Представим описание комплекса умений общепользовательского компонента ИКТ-компетентности. Для данного компонента характерно соблюдение правил работы и техники безопасности со средствами информационно-коммуникационных технологий, видеоаудиофиксация информации, применение этико-правовых норм относительно использования средств информационно-коммуникационных технологий, клавиатурный ввод информации в компьютер, аудиовидиотекстовая коммуникация между участниками образовательного процесса, а также умение педагогом осуществлять поиск в Интернете и работать с базами данных. Общепедагогический компонент ИКТ-компетентности представляет совокупность умений педагога планировать и организовывать образовательный процесс на основе использования современных средств информационно-коммуникационных технологий, осуществлять дистанционное консультирование учащихся при выполнении заданий, организовывать и проводить мониторинг учебной деятельности обучающихся. Предметно-педагогический компонент характеризуется умениями педагога проводить эксперименты в виртуальных лабораториях преподаваемого предмета; обрабатывать числовые данные, используя инструменты компьютерной статистики и визуализации; использование цифровых технологий музыкальной композиции и визуального творчества.
Рассматривая профессиональные функциональные представления педагогической деятельности в ракурсе осуществления педагогического менеджмента и реализации информационной компетентности, нами определены позиции, позволяющие говорить о качестве организации образовательного процесса за счет понимания сущности реализации организаторской и информационной компетенций в профессиональной деятельности педагога.
Технологией подготовки к профессиональной деятельности будущего педагога является организация социокультурного пространства вуза. В содержании конкурсных мероприятий, например, в смотре-конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют», есть испытание «Лучший электронный образовательный ресурс (ЭОР)». На конкурс представляется ЭОР для проведения урока (занятия) по дисциплине основной или дополнительной специальности. При подведении итогов конкурса выделяют номинации «Лучшее демонстрационное средство», «Лучшее контролирующее средство», «Лучший тренажер». Критерии оценивания конкурса включают в себя педагогическую целесообразность использования ЭОР в рамках изучаемой темы; соответствие дидактическим и методическим Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Павлова Лариса Николаевна, Фортыгина Светлана Николаевна ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ...
требованиям к средствам обучения; направленность на реализацию требований государственного образовательного стандарта; степень реализации возможностей компьютерной визуализации информации; соответствие дизайн-эргономическим требованиям к образовательным электронным ресурсам. Оправданным является формирование знаний и умений информационного интернет-ресурса педагога.
Таблица 1 - Организаторская компетенция и информационно-коммуникационная компетенция
№ Основания для сравнения Информационно-коммуникационная компетенция Организаторская компетенция (Педагогический менеджмент)
1. Категория понятия Компонент информацнонно-коммуникатиБной компетентности Вид управления образовательным учреждением
2. Статусв компетенции Общепедагогические умения Общепедагогические умения
3. Место Ра злнчны е а спект ы ИК Т-компетентностн, информатизация образования, компонент профессиональной компетенции педагога Различные аспекты управленческой деятельности, вид управления, компонент организационной системы управления по горизонтали управления образовательного учреждения
4. Эмпирическая форма ИКТ-компетентность, компонент профессиональнойкомпетентностн педагога Организатор екая профессиональная компетенция, компонент организационной структуры управления
5. Функции Познавательная, коммуникативная, адаптивная, нормативная, оценочная, интерактивная Планирование, мониторинг, анализ
б. Ооъекг деятельности Индивидуализация процесса обучающегося Образовательный процесс обучающегося
1. Предмет деятельности Деятельность обучающихся Деятельность обучающихся
S. Концептуальные Применение средств ИКТ с целью решения профессиональных задач и развитая обучающихся как суоъектоЕ информационного общества Создание «развивающего пространства», с целью саморазвития обучающегося (По К Л. Вазиной) [24]
9. Инструментарий деятельности Технические средства и программные инструменты Педагогические технологии организации образовательного процесса
10. Методы управления Мониторинг качества обучения Программный
11. Форма реализации Организацияучебнонн внеучебной деятельности Организация педагогического процесса
12. Показатель р езультативно сти Уровень владения приемами обработки информации средствами ИКТ Степень ооученности, воспитанности иразвитости(По БЛ Симонову) [25]
13. Оценка эффективности Реализация ннт eipaTHBHbcc межпредметныхпроектов и других видов внеурочной деятельно ста Соответствие процесса обучения результатам образования по критериям эффективности
14. Показатель реализации Организация индивидуально-ориентированного процесса обучения Организация обр азовательного процесса в образовательной организации
15. Ресурсный потенциал Решение профессиональных задач на основе использования средств ИКТ Оперативная корр екгар овка мето д ов во спитания и обучения
Авторами статьи так же проведен опрос руководителей образовательных организаций Челябинской области, одной из задач которого была определить позиции влияния на эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста и его карьерный рост [26]. Получены следующие результаты (ранжированный ряд): способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, одним из условий качества готовности педагога к деятельности является осуществление педагогического менеджмента в аспекте реализации профессиональной информационно-коммуникационной его компетентности. Авторы статьи считают, что решение профессиональных задач на основе использования средств ИКТ способствует оперативной корректировки организации образовательного процесса педагогом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Павлова Л.Н. Парадигма профессионального образа педагога: эволюция взглядов // Alma mater Вестник высшей школы. 2013. № 10. С. 36-39.
2. Бояринов Д.А. Педагогический менеджмент в контексте информационного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21095 (дата обращения: 16.07.2018).
3. Булынский Н.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах; URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-v-professionalnykh-uchilishchakh-0#ixzz5LPdmCHla (дата обращения: 16.07.2018).
4. Гнатышина Е.В. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения, URL: http://www.dissercat.com/ content/kompetentnostno-orientirovannoe-upravlenie-pod-gotovkoi-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 16.07.2018).
5. Исламгулова С.К. Управление развитием школы: технологический аспект. Алматы: ИПК. Уч. метод. пос., 2010. 300 с.
6. Ситаров В.А., Глаголев С.Н., Шутенко А.И. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития. // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 222-230.
7. ЛьвовЛ.В,ПеревозоваО.В.Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности: учебное пособие. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2011. 218 с.
8. Хафизова А.М. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 93-94.
9. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: 2002. 320 с.
10. Гончарова Н.А. Особенности процесса формирования ИКТ-компетентности будущего учителя гуманитарного профиля как необходимое условие современного профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 1 (57). С. 266-269.
11. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Дис. канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. Армавир, 2002. 169 с.
12. Лебедева М.В., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 96-100.
13. Раицкая Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования // Лингвострановедение : методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению : Сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. М.: МГИМО-Университет, 2008. С. 142-152.
14. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М. : Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку. URL: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000349304/04/image/04-096.pdf (дата обращения: 16.07.2018).
16. . Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос: интернет-журнал. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 16.07.2018).
17. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 9-13.
18. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.
19. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-
Pavlova Larisa Nikolaevna, Fortygina Svetlana Nikolaevna IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT ..
pedagogical sciences
гия. 2014. № 3 (8). С. 71-73.
20. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 55-59.
21. Чекин И.А. Структурные элементы модели информационной компетентности андрагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.
22. Павлова Л.Н. Характеристики управления и менеджмента в аспекте профессиональной деятельности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3 С. 142-146.
23. Профессиональный стандарт педагога URL: https://bit.ly/2BRloDb (дата обращения: 16.07.2018).
24. Вазина К.Я., Петров Ю.Н. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие. Н.Новгород: ВГИПИ, 1996 г. 296 с.
25. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: учебно-справочное пособие // Моск. пед. унт. фак. повышения квалификации преподавателей вузов. М., 1999. 45 с.
26. Фортыгина С.Н., Павлова Л.Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 6. С. 26-36.
Статья поступила в редакцию 18.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
284
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)