Научная статья на тему 'Музыкальный фольклор как особый элемент образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы'

Музыкальный фольклор как особый элемент образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2292
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богатов Виктор Васильевич

Музыкальный фольклор, являясь базой комплексного развития личности, выделяется в особый элемент образования за счёт универсальности информационной и эмоциональной языковой системы. Представлены внутренняя иерархическая структура освоения фольклора, роль учителя музыки как фольклориста. Показан опыт работы с детским разновозрастным фольклорным ансамблем средней школы № 6 г. Таганрога (Россия) под руководством Н.Ф. Помазкиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical folklore, being base of complex development of the personality, it is allocated in a singular element of education due to universality of information and emotional language system. The internal hierarchical structure of development of folklore, a role of the music teacher as specialist in folklore are presented. Experience with children's uneven-age folklore ensemble of high school No. 6 of Taganrog (Russia) under the leadership of Pomazkina N. F. is shown.

Текст научной работы на тему «Музыкальный фольклор как особый элемент образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы»

УДК 37.036:398(075.8) ББК 85.312

В.В. Богатов

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Музыкальный фольклор, являясь базой комплексного развития личности, выделяется в особый элемент образования за счёт универсальности информационной и эмоциональной языковой системы. Представлены внутренняя иерархическая структура освоения фольклора, роль учителя музыки как фольклориста. Показан опыт работы с детским разновозрастным фольклорным ансамблем средней школы № 6 г. Таганрога (Россия) под руководством Н.Ф. Помазкиной.

Ключевые слова: фольклор, образование, воспитание, учитель музыки, личность, межпредметные связи, народная песня.

V.V. Bogatov

MUZYKALNYY FOLKLORE AS the SINGULAR ELEMENT of EDUCATION IN

TEACHING

AND EDUCATIONAL PROCESS of COMPREHENSIVE SCHOOL

Abstract. Musical folklore, being base of complex development of the personality, it is allocated in a singular element of education due to universality of information and emotional language system. The internal hierarchical structure of development of folklore, a role of the music teacher as specialist in folklore are presented. Experience with children's uneven-age folklore ensemble of high school No. 6 of Taganrog (Russia) under the leadership of Pomaz-kina N. F. is shown.

Key words: folklore, education, education, music teacher, personality, intersubject communications, national song.

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармониею мира их юные души, разовьёт в них предощущение таинства жизни...

В.Г. Белинский

Слова, сказанные великим критиком два века назад, не потеряли своей актуальности и в нынешнем XXI веке. Сегодня музыкальное воспитание начинается уже с младших групп детского сада. В школе существует обязательный предмет «Музыка», который входит в образовательную программу с 1-ого по 8-ой классы. Естественно, что на занятиях музыкой немаловажная роль отводится фольклору, который, подобно любой информационно-эмоциональной языковой системе имеет свои собственные пути освоения. Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воспитания воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия древних пластов, как собственного народа, так и народов других национальностей.

Музыкальный фольклор следует выделить в особый элемент образования, который обладает наиболее сильным воздействием, как в образовательном, так и воспитательном плане. Эти два неразрывно существующих аспекта мы рассмотрим ниже сквозь призму русского музыкального фольклора. Необходимость вводить фольклор в круг интересов детей с раннего возраста очевидна: заложенное в детстве отзовётся готовностью принять эту культуру в подростковом возрасте без отторжения. Опыт показал, что начало обучения фольклору в 5 классе не даёт таких результатов, как раннее начало, и встречает по большей части активное сопротивление среди детей, музыкальная языковая культура которых формировалась вне фольклорного пространства.

В начальной школе фольклор тесно связан с другими дисциплинами: на уроке чтения дети знакомятся с народными сказками, пословицами, поговорками, загадками; на уроке русского языка пишут тексты, основанные на народных произведениях; на уроке природоведения узнают о народных приметах и т.д. Но больше всего фольклор в его чистом виде используется, несомненно, на уроке музыки.

Необходимо отметить, что работа с фольклором подразумевает использование разных ви-

дов музыкальной деятельности: восприятие народной музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах детского оркестра. Но одним из самых широко используемых в практике элементов музыкального образования на уроке музыки является разучивание и пение русских народных песен, на занятиях которых детьми вырабатываются ритм, крепкий звук, дыхание, чистый унисон.

При изучении музыкального фольклора в начальном звене неоспоримо важное значение имеет работа с ритмом, поскольку дети раннего возраста, приходя в класс и меняя свои привычные ритмы, часто не могут самостоятельно встроить своё тело и сознание в ритмы новые - ритм урока, ритм перемены, ритм общения с разными педагогами, ритм собственного звучания в новой среде. И собрать их воедино поможет освоение разнообразных ритмов, путь к овладению собственным телом, умение встраиваться в предлагаемую педагогом схему и даже составлять свою собственную.

Акцент на занятиях, посвященных фольклорным произведениям, делается именно на ритмических упражнениях. Вхождение в определённый ритм, частая смена ритма учат детей вниманию, умению концентрироваться, угадывать предполагаемое развитие ритма, составлять свои собственные ритмические рисунки. По характеру ритма дети учатся угадывать разученную песенку. Благодаря этому становится возможным проводить и обратные упражнения: разучивать ритм, накладывать на него один какой-либо звук, потом заменять этот звук словами, таким образом с помощью различных вариантов вливаясь в новую песню.

Наряду с ритмом в первом классе идёт работа и с текстами, и со звуком, имеющим свои особенности в фольклоре, и с дыханием. Особые звуковые упражнения позволяют детям почувствовать, что значит «фольклорный звук»; как это - петь открытым звуком; как чувствовать его высоту и изменять её; как делать звук красивым, долгим, живым. Важно почувствовать и разницу в звучании одного человека и ансамбля, потому что именно унисон позволит ощутить объём звука, его пульс.

Все четыре момента - ритм, звук, дыхание, унисон - сосуществуют параллельно, и только от чутья учителя зависит, на котором из них сделать акцент. Это решение бывает продиктовано состоянием всего класса в целом и отдельных учащихся. О цепном дыхании в начальной школе говорится вскользь, но иногда проводятся упражнения на непрерывность звучания, а также на тренировку долготы выдоха.

В 3-4 классах постепенно вводятся элементы двухголосия, выходящие в 5-6 классах на первое место.

С самого начала обучения в течение четырёх лет ищется мимическое решение песен и фольклорных композиций, а также разрабатывается и осваивается сценическое движение и элементы народного танца. Одним из приёмов, проходящим по всем классам и возрастным группам, является вхождение в ритм, мелодику и текст незнакомой песни. Как правило, учитель поёт незнакомую детям песню с тем, чтобы они вслушались, подстроились и «вошли» в неё. Безусловная необходимость научиться вписывать свой голос в общий текст, быть готовым принять незнакомые условия как свои собственные, учит не только ансамблевому пению, но и адаптации к жизненным ситуациям. Такие упражнения воспитывают, прежде всего, эстетическое чутьё, внимание, терпение. В работу с ритмом входит работа со всем телом и отдельными его частями - губами, руками, ногами, корпусом, головой. Всё многообразие мыслимых и немыслимых упражнений из арсенала преподавателя и детей должно быть направлено не только на освоение фольклорных традиций, но в первую очередь на формирование культуры телодвижений, ритмического самосознания, эстетики танца. Особенности подачи фольклорного звука, радость, с ним связанная, приобретают на уроках фольклора особое значение. Он не становится, а является живым. Они учатся это осознавать, чувствовать, получать от его звучания удовольствие. Дети начинают чувствовать характер и особенности каждого из звуков, находят среди них близкие себе, усваивают зависимость между чистотой звука и комфортным состоянием души. Это вызывает у них желание избегать разрушительных сочетаний звуков. Работа с нахождением, выстраиванием унисона и пребыванием в нём ориентирует детей на понимание великой истины: всё в мире взаимосвязано, едино; учит терпению и самопожертвованию, поскольку даёт возможность увидеть уникальность и других, стоящих в кругу вместе с тобой, признать их существование и согласиться с их местом в звуковом единстве.

Школьники в среднем звене получают возможность доказывать свою самостоятельность. Начав с первого класса самостоятельно составлять фольклорные композиции, к восьмому классу ребята углубляют их, привлекая для этого не только свою собственную фантазию, но и исторические факты, документы, сведения об обрядах и традициях русского фольклора. Одним из самых важных направлений в работе с осознанием песни в среднем звене будет постижение духовного плана русского народного творчества. Поскольку в подростковом возрасте происходит некий уход человека в себя, проявление искренних чувств становится камнем преткновения в общении с детьми этого возраста. Продолжение же знакомства с фольклором не просто позволит оставить открытой эмоциональную сферу, но и окажет на неё самое наилучшее влияние. Наверное, в связи с этим наиболее логично будет чаще отдавать предпочтение песням лирического плана, глубоко

проживая их сюжеты и обогащаясь через эти прикосновения. При освоении текстов и песенных мелодий есть смысл обращать внимание детей на то, как в них «входит» песня, что с собой привносит, как она там живёт.

Поскольку дети в познании идут от восприятия общего, то прекрасным способом их «вхождения в песню» является работа с заведомо незнакомыми текстом и мелодией. Метод заключается в следующем: педагог поёт любую незнакомую песню, а дети пытаются подстроиться в звуковом, мелодическом, текстовом планах. Вначале эта работа может вызвать недоумение и сомнение в своей простоте, но затем увлекает. Помимо воспитательного момента, происходит ещё и выработка пластичности мышления, набор мелодических ходов, рост осознания себя в песне, применение на практике освоенных ранее упражнений - умений звучать в унисон, синхронно артикулировать, чувствовать себя в единении со всеми. Данный метод можно использовать и для первоначального ознакомления с песней, к которой предстоит вернуться позже, и для освоения новых ходов, и для создания общего рабочего пространства. Ведь в конечном итоге не так важно, сколько песен знает человек, а, скорее, умеет ли он общаться с ними, прикасаться к тайне. И как бы ни были высоки мастерство и техника исполнителя, но если он только поёт песню, а не живёт в ней, это становится всем очевидно. Не должен ни человек стоять над песней, ни песня над человеком. Они созданы друг для друга и только через единство человеческой души и фольклора полностью реализуются.

Конечно, пение - это один из наиболее используемых на уроках музыки видов деятельности. Но, говоря о музыкальном фольклоре как об особом элементе образования школьников на уроках музыки, нельзя не обратиться и к другим видам музыкальной деятельности в данной области.

Воспр иятие пр оизведе ний народного тв ор чества детьми - немаловажный элемент работы по фольклору. Слушая народную музыку, дети знакомятся со средствами передачи идеи произведения, как в инструментальном, так и в интонационном плане, учатся проникаться её эмоциональным содержанием, переживать и понимать музыку, хранить её образы в своей памяти. В этом помогают различные народные песни: хороводная («Уж ты, поле моё» - 1-й кл.), шуточная («Во кузнице» - 4-й кл.), былины («Садко» - 5-й кл., «Про Добрыню» - 1-й кл.), плясовые («Камаринская» - 2-й кл., «Барыня» -3-й кл.) и др.

Особое значение имеет народная музыка и в реализации следующего вида музыкальной деятельности - музыкально-ритмические движения, которые развивают у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности. Среди групп музыкально-ритмических движений можно выделить хороводы и пляски, в основе которых лежат народные песни и танцевальные движения (игра «Медведь и дети», песня «Пойду ль я, выйду ль я»). Нужно отметить, что в некоторых школах из-за отсутствия отдельного помещения трудно уделить достаточное внимание ритмическим упражнениям. Поэтому можно рекомендовать выполнять задания, сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребёнка возможности самовыражения посредством движения.

Одним из самых увлекательных видов музыкальной деятельности является игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Основная его направленность -научить детей выполнять простой ритмический компонент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах мелодию произведения, играть выразительно в соответствии с настроением музыки. Исполняя ту или иную русскую народную песню, ребята наглядно представляют себе, как она звучала несколько веков назад, так как именно в детском оркестре можно встретить такое количество народных инструментов: ложки, колокольчики, коробочка, кугиклы, свистульки, свирель, гусли. Немаловажным фактором успеха данного вида деятельности у детей выступает творческая сущность процесса игры на музыкальном инструменте. Таким образом, исполнитель народной музыки, в нашем случае - ученик, становится её создателем, ребёнок самостоятельно «оживляет» фольклор, воспроизводя его в исконном звучании.

Необходимо отметить, что фольклор занимает важное место среди предлагаемого учёными-разработчиками школьных программ по музыке репертуара. Следовательно, главная роль в процессе подачи этого материала школьникам принадлежит учителю. Именно от него зависит, будут дети слушать, петь и играть народные сочинения или разучивать год от года одни и те же песни советских композиторов. Только педагог должен решить, какого ученика он в итоге выпустит: знающего и любящего культуру, традиции и обычаи своего народа или «Ивана, не помнящего родства». На наш взгляд, только человек, хорошо знакомый с искусством предков, может реально оценить искус-

ство современное. Поэтому музыкальный фольклор как особый элемент образования в школе должен занять важное место на уроке и не только.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. В связи с активным интересом общества к фольклору во многих школах создаются фольклорные кружки, основной целью которых является изучение традиций и обычаев своего народа. Ребята знакомятся с бытом, историей, культурой Руси. Интересным и ярким примером служит уже более двух десятков лет существующий Народный детский музыкальный фольклорный ансамбль «Перепёлушки» в общеобразовательной школе № 6 города Таганрога, организатором и руководителем которого является Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, доцент кафедры музыки факультета искусств и художественного образования Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Помазкина Нонна Филипповна. Этот коллектив является неоднократным Лауреатом областных, Всероссийских, Всесоюзных и Международных фольклорных фестивалей и конкурсов. Дети с концертами выступали в городах Азове, Ростове-на-Дону, Махачкале, Москве, в Международном детском центре Артека, а также побывали за рубежом, в городе Пезаро солнечной Италии. Многие участники ансамбля продолжили своё музыкальное образование в различных музыкальных учебных заведениях страны. Этот фольклорный ансамбль объединяет детей разного возраста, что позволяет учителю при разучивании песни использовать весь потенциал исполнителей, а также вводить в репертуар разные по сложности произведения. Данная форма организации досуга, на наш взгляд, идеально решает вопросы как познавательного характера, так эстетического и патриотического воспитания школьника посредством музыкального фольклора: ребёнок имеет возможность полностью «войти» в старинную песню, используя при этом не только голос и мастерство исполнения, но и костюм, танцевальные движения, народные инструменты.

Другим широко используемым в школьной практике видом внеурочной музыкальной деятельности является праздник. Праздник может не только включать элементы фольклора (игра, исполнение песни, танца), но и быть целиком посвящен какому-либо обряду, традиции. Чаще всего фольклорные праздники в школе проводятся во время Масленой недели, так как проводы Масленицы подразумевают весёлые игры, песни, танцы, развлечения, а всё это детям очень занимательно и интересно. При подготовке и проведении различных фольклорных праздников выполняются многие задачи: получение знаний о старых обычаях и обрядах наших предков, сплачивание ребят вокруг общего дела, развитие эстетического вкуса, воспитание ответственности, решительности, артистизма и т. п.

Организационными формами проведения внеклассной фольклорной музыкальной работы могут быть и оркестр народных инструментов, и конкурсы исполнителей народной песни, посещения классом (группой детей) выступлений народных коллективов, беседы о фольклоре и т.д.

Народное творчество - огромный пласт человеческой культуры, который связывает её различные элементы: материальную и духовную культуру, эстетическую и художественную, общечеловеческую и культуру страны, культуру общества и личности. Обращение к традиционному народно-песенному творчеству как к испытанному временем средству раскрытия нераспознанных возможностей современного человека имеет в настоящий момент глубокий социальный смысл, поскольку напрямую связано с решением проблемы «человеческого фактора».

Повсеместный интерес современников к фольклору в определённом ракурсе отражает одну из многих сторон объективного процесса обновления нашего общества, который характеризуется стремлением людей познать свои исторические корни, познать самих себя через расширение рамок культурного общения с прошлым. И приобщение детей к музыкальному фольклору своего народа является чрезвычайно важной и ответственной задачей, стоящей перед общеобразовательной школой. Народная музыка - это частица народной истории, это человеческая мудрость, это сам человек, это его Родина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Гу-манит. изд. центр «Владос», 2002. - 336 с.

2. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов / М.Н. Мельников. -М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

3. Назарова, Л. Введение в песенный фольклор // Искусство в школе. - 2000. - № 1; № 2.

4. Науменко, Г.М. Фольклорная азбука: учеб. пособие для начальной школы / Г.М. Науменко. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 136 с.

5. Попов, В.С. Русская народная песня в детском хоре / В.С. Попов. - М.: Музыка, 1985. - 68 с.

6. Соколова, В.Н. Народная мифология как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: сб. науч. ст. по II Международ. науч.-практ. форума. 19-21 нояб. 2013 г. / отв. ред. и сост. Е.Ф. Командышко. - М.: Изд-во ИХО РАО, 2013. - С. 174-177.

7. Народное творчество [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.edu54.ru/node/76797.

УДК 371 ББК 74.00

В.Н. Вараксин

КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье рассматривается роль коммуникативной среды или среды общения на формирование личности подростка. Приводятся элементы воспитывающего воздействия, исходящих из коммуникативной среды, а также основные методы общения, используемые в межличностном общении. Объясняется, в каких местах должна организовываться коммуникативная среда, чтобы можно было бы вовлечь в неё подростка с целью формирования его личностных качеств.

Ключевые слова: коммуникативная среда, межличностное взаимодействие, формирование личности, подросток, социум, значимый взрослый, диалог.

V.N. Varaksin

COMMUNICATIVE ENVIRONMENT AS MEANS OF FORMING AND EDUCATION

OF PERSONALITY OF TEENAGER

Abstract. The role of communicative environment or environment of communication on forming of personality of teenager is examined in the article. Elements over of educative influence are brought, coming from a communicative environment, and also basic methods the communications used in an interpersonality communication. Explained, a communicative environment must get in what places organized, that it was possible to engage in her a teenager with the purpose of forming of his personality internalss.

Key words: communicative environment, interpersonality co-operation, forming of personality, teenager, society meaningful adult, dialogue.

Информационное поле, окружающее человека является коммуникационной средой с помощью, которой человек осуществляет обмен информацией со своими сверстниками и внешним миром. Следовательно, воспринимая информацию человек, наполняет себя необходимыми знаниями, а передавая информацию, приобретает навыки эффективного общения.

Быть эффективным человеком в мире постоянного развития и изменений это, значит, иметь способность к постоянному обучению и развитию. Следовательно, рассматриваемая тема актуальна и требует серьёзного изучения, поскольку влияние коммуникативной среды может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное влияние на личность при её формировании.

Коммуникативная среда даёт возможность педагогам и родителям понять, что воздействие её на личность подростка происходит постоянно, наполняет жизнь растущего человека смыслом и делает её эффективной и активизирует подростка к развитию. Значит, общий подход к организации коммуникативной среды должен в целом изменить и облегчить сам процесс формирования и воспитания личности подростка.

Другим не менее важным аспектом является структурный компонент коммуникативной компетентности, который акцентирует свои значения на функционально-оценочном и рефлексив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.