Научная статья на тему 'Модель жизнедеятельности личности, семьи как микромодель общества и государства (из инновационного проекта «Наш дом»)'

Модель жизнедеятельности личности, семьи как микромодель общества и государства (из инновационного проекта «Наш дом») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Эдуард Александрович

The article considers a model of personal life activity, and that of a family viewed as a micro model of state and society on the basis of the authorial project Our Home.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламов Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the life activity of an individual and family as a micro model of state and society (on the innovation project "Our Home")

The article considers a model of personal life activity, and that of a family viewed as a micro model of state and society on the basis of the authorial project Our Home.

Текст научной работы на тему «Модель жизнедеятельности личности, семьи как микромодель общества и государства (из инновационного проекта «Наш дом»)»

МОДЕЛЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ КАК МИКРОМОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (из инновационного проекта «НАШ ДОМ»)

Развитие и совершенствование сфер и функций жизнедеятельности семьи, человека, а также создание гармонического соотношения между функциями жизнедеятельности для сохранения здоровья населения и его активности в экономике, положило бы начало формированию постиндустриальной модели российского образа (уклада) жизнедеятельности.

Реализация проекта «НАШ ДОМ» на основе гармонизации функциональных циклов и сфер жизнедеятельности человека, семьи будет содействовать социально-экономическому развитию организации, учреждения, фирмы, где работают жители экспериментального дома (программа «Гармонизация и сбалансированность систем и элементов рабочего места»).

Функционирование и дальнейшее развитие инновационного проекта «НАШ ДОМ» инициирует движение жителей города к демократическому гражданскому обществу,к организации и регулированию новых социально - экономических процессов в доме, микрорайоне, городе.

Быстрые ритмы жизни, урбанизация, миграция, биосферные экологические изменения на Земле, увеличение скорости психофизиологических, нейродинамических реакций на новые социально-экономические условия жизни сильно влияют на популяционное здоровье населения.

Популяционное здоровье населения, например, зависит от генетических, демографических, социально-производственных, психологических и других факторов.

Интенсивные изменения в экономической, социальной, образовательной, культурной сферах общества очень сильно сказываются на экономическом, социальном, психологическом состоянии эконо-

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

мически активной и экономически неактивной части населения. Особенно это касается социально-экономического, правового положения детей и молодёжи России.

Основной структурной демографической и социальной единицей многоэтажного дома микрорайона города является семья. Содержание и направленность общественной активности семьи в конечном счёте зависит от социально-экономических условий, создаваемых государством, обществом, социально-экономическими структурами города. Нет, пожалуй, другого социального института, который так чувствителен к изменениям, происходящим в общественной жизни. Общественные изменения последних десятилетий создают в семье как правило социально-психологическую атмосферу негативного и пассивного поведения членов семьи в обществе.

СЕМЬЯ

ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

Дикие принципы рынка уже сегодня проявляются в «бездушии семейной жизни», её отчуждении от ценностей духовной культуры. Соответственно, происходит обесценивание главной социальной функции семьи - ухода за детьми и их воспитания. Лавина негативной информации, отрицательных впечатлений, обрушенная на детей современными средствами массовой информации (СМИ), вытеснение «владык» духовного мира ребёнка - сказки, игры, мечты, фантазии - из телевидения, а также проявление в групповом общении со сверстниками инстинктов стадного поведения, сформировали в ребёнке, молодом человеке безответственность, бездеятельность, паразитизм и сориентировали их на антикультуру и антигуманизм.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи сведён почти к нулю. Школьное воспитание пытается каким-то образом сохранить в душе ребёнка общечеловеческие ценности добра и сотрудничества, но и оно уже теряет свою положительную энергию влияния на ребёнка, подростка.

Вывод очевиден: традиционные подходы в решении данных проблем оказываются малоэффективными в новых социально-экономических условиях, сложившихся в России.

Каковы же возможные пути выхода из ситуации? Обратимся к «главной ячейке общества» - семье.

В условиях урбанизации семья, человек проживают в следующих сферах жизнедеятельности: производственный труд, быт, досуг и отдых, воспитание и образование, культура, экология, сон, воспроизводство детей.

Известно, что функциональная жизнедеятельность человека, семьи состоит из трех циклов или функций. В сфере образования мы создаем ДАО (домашнюю академию образования): инновационную образовательную организацию - ДАО.

При осуществлении гуманистических, экологических, образовательных принципов в воспитании и образовании молодого поколения, в ходе реализации проекта, в части Ф2 (сфера образования) необходимо учитывать явления, вносимые природой в психофизиологическую структуру личности ребенка, а именно ее индивидуальную уникальность. Учитывая вышеназванные особенности ребенка, мы считаем, что необходимо в экспериментальном доме создать домашнюю академию образования.

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

Функциональная структура человека

Ф1 - ЖИВОМ ТРУД

Функция 1 - (живой) производительный труд; функция 2 - выживание, воспроизводство, развитие (быт, воспитание, образование, досуг, культура, экология и т.д.) семьи, человека; функция

3 - сон

Рассмотрим функцию 2, включающую в себя образование.

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

В соответствии с этими функциями жизнедеятельности человека проект предусматривает в многоэтажном доме Социума города на первом этаже следующую структуру.

«Домашняя» - создается в доме.

«Академия» - в образовании и обучении детей и взрослых участвуют все социально-профессиональные, демографические сообщества городского населения.

«Образование» - формирование «образа Я», «образа» мира, окружающего человека. Домашняя академия образования

Сфера жизнедеятельности «Воспитание и образование» концентрируется в доме вокруг домашней академии образования (ДАО - по-восточному - «путь») Образовательное пространство в ДАО ориентировано на методологические способы обучения - «от абстрактного к конкретному и обратно» с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.

инновационные технологии осрпзовпнип

Создание пространства инновационного образования и обучения в доме обусловлено безрезультатной попыткой массовых образовательных школ реализовать личностно ориентированную, индивидуальную программу образования в рамках школьной системы. Попытка оказалась безуспешной, так как в условиях закрытого школьного образования невозможны никакие способы включения потенциала городского населения в механизмы выработки и принятия решений, касающихся развития образования.

Усиление интеграции в мировое сообщество приводит общество и государство к необходимости разрушения условных границ не только в сферах политики, экономики и т.д, но и в сфере образования. Появляется необходимость в выявлении и использовании скрытых потенциалов в общественной системе города в области

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

образования, в разработке и реализации механизмов, обеспечивающих привлечение интеллектуальных, экономических, организационных, административных, правовых ресурсов города. Сегодня общество по отношению к образованию начинает проявлять инициативы - быть заказчиком и потребителем образовательных услуг, вкладывая инвестиции.

Родители, детям которых созданы все условия для получения образования и обучения на основе современных образовательных, дидактических, информационных технологий в собственном доме, всегда будут инвесторами такого образовательного процесса.

Сегодня очевидна несостоятельность классно-урочной, жестко регламентированной системы освоения определенной суммы знаний, заложенных в школьных учебниках. Школьная среда - среда искусственная. Она создает у учеников столь же искусственные представления о человеческом мире, мире идей и чувств, мире мысли и знания. Искусственная школьная среда не может нести в себе потенциал развития свободной личности, качеств гражданина демократической цивилизации и социального рынка. В условиях массовой школы усиливается проблема социального одиночества. В такой школе все дети, учителя попадают в общий поток гонки за учебными достижениями: оценками, процентами, выполнением учебных программ. Вопрос о средствах оценивания результатов образования осмысливается и разрабатывается учеными-педагогами в настоящее время.

Модель «Домашняя академия образования» - это модель индивидуально-группового обучения на основе особенностей психолого-физиологических структур ребенка, подростка, юноши (девушки). Темпы биологического и социального развития индивидуумов различны. Неравномерность обнаруживается и внутри этих процессов, отдельно взятых.

Периоды усиления как биологического, так и социального развития сменяются периодами замедления. Каждая из психологических составляющих человека имеет оптимальные сроки своего развития. В связи с этим воздействие различных социальных факторов на воспитание и образование, также неравноценно на разных возрастных этапах.

ш^шёшшёёё инновационные технологии оврязовпнип

МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМАШНЯЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ДАО)

Структура Домашней Академии Образования (1 этаж экспериментального дома)

Зона секто подросткового образования

Зона (сектор) развития зрелости личности старшеклассника

- компьютер

- учебная доска

- учебная парта

- телевизор

- музыкальный центр

- мультимедийный экран

- вход

Основные положения педагогической системы домашней академии образования:

I. Основные параметры по технологии образования в ДАО

ш^шёшшёёё инновационные технологии осрпзоппнип

1. По философской основе - гуманистическая + семейная.

2. По фактору развития - социогенная, с применением биогенного и психогенного факторов на основе типологии темпераментов.

3. По концепции усвоения - на основе доминирующих модальных особенностей восприятия и усвоения.

4. По типу управления познавательной деятельности - «кольцо» алгоритмической целевой деятельности (АЦД).

5. По подходу к ребенку - личностно ориентационная, индивидуально-групповая.

6. По преобладающему методу обучения - методологические способы познания.

7. По категории обучаемых - все категории.

II. Целевые ориентации

1. Развитие личности на основе индивидуальных достижений.

2. Формирование концепции активного предпринимателя.

3. Воспитание законопослушного гражданина.

III. Концептуальные положения ДАО

1. Формирование и развитие индивидуально-общественных качеств в новых социально-экономических условиях.

2. Интеграция содержания ДАО с общими средними, средне-специальными и вузовскими программами образования.

3. Возврат родителей к детям. Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный процесс, чтобы они стали ближе к своим детям.

IV. Особенности содержания ДАО

Цель системы ДАО - построение совместно со взрослыми в себе основ гармонизации функциональных циклов и сфер жизнедеятельности (Ф1=Ф2=Ф3), демократической цивилизации и социального рынка. В плане воспитания на базе качеств темперамента (их корректировка - по ходу развития) выдвигаются на первый план честность, целостность, прилежание, личная ответственность, помощь людям и миру природы, прямота, а также отвага, постоянство, решительность, настойчивость, сострадание, терпимость, предприимчивость и др.

Содержание образования в ДАО выстраивается по возрастным ступеням на основе «погружения» в «ОБРАЗ» объектов и субъектов «МИРОВ» с использованием дошкольных, школьных программ и программ колледжей, вузов, которые затем моделируются информационными технологиями (компьютерными программами). Компьютер дополняет «образ», «модель» рисунками, схемами, упражнениями, тестами, уровневой дифференциацией, расширенным и уг-

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

лубленным содержанием в форме электронных модулей с использованием Интернета. Обучающийся погружается в «образ» на уровне той ступени, которая соответствует его потребности и способности.

V. Процессуально-технологическая характеристика образования в ДАО

1 ступень ДАО (дошкольное образование)

Дети приходят в комнату психологического развития. В формировании сущности своего «Я» ребенку предлагается на основе игровых технологий развить в себе психологические качества: восприятие, внимание, мышление, память, эмоции. Образовательный мир ребенка строится на основе познания объектов и субъектов миров социума: квартира, дом, двор, улица, квартал, микрорайон, город и т.д. Игровые технологии строятся по доминирующим модальностям (зрительного, слухового, кинестического) в детских группах. Далее ребенок (взрослый) переходит в комнату коммуникативного общения, где воспитатели, родители совместно с детьми организуют имитационные, драматические игры, психодраму, соци-одраму, игры и упражнения на развитие эмоционально-позитивных отношений к другим.

И третья комната - это творческая мастерская по созданию «продуктов» на основе своей фантазии, своего воображения и задания родителей или воспитателей.

2 ступень ДАО (начальное школьное образование)

Интегрированное содержание образования:

> Мир людей

> Мир природы

> Мир техники

> Мир образов

> Мир знаков

познается через погружение в «ОБРАЗЫ МИРОВ». Понятие, выраженное в образе, моделируется и обобщается в форме «продукта». «Образ», «модель» становится источником и средством освоения окружающего мира во всем его многообразии. Занятия в ДАО не ограничиваются собственным расписанием, а продолжаются в доме, в социуме города. Дети начинают с помощью электронных, письменных и других источников продолжать изучать образовательные (миры) области, логически связанные между собой. Особое внимание уделяется привлечению математики, родному, русскому, английскому языкам, природным объектам, а также искусству и физическому развитию как средствам достижения в познании себя и мира.

ш@аш§зэв инновационные технологии осрпзоппнип

С 5-6 лет дети приступают к изучению компьютера. Природные объекты изучаются на базе зеленого сада и музея природы края, расположенных на крыше многофункционального дома, а также в живописных местностях страны. Дети также продолжают изучать социум города.

3 ступень ДАО (средне-неполное образование)

Содержание образования также базируется на объектах и субъектах миров, но оно интегрируется в культуру на основе межмировых связей и отношений с созданием « моделей» и «продуктов» культуры:

> Культура общения или коммуникативных отношений

> Культура (экология) природы

> Культура техники и технологий

> Культура искусства

> Информационная культура (математики, филологии и т.п.)

> Культура общества и государства

На этой ступени развития подростки начинают посещать школу социального общения и карьеры, то есть погружаются в социализацию социума города, республики, страны, наращивая социальный опыт взаимодействия в организованных сообществах. Результатом социализации является социальный проект (индивидуальный или групповой) в рамках изучаемой культуры. Качество проекта как продукта может являться предметом рейтинга, оценки достижений со стороны определенных сообществ дома, города, республики и т.д. Обучающийся продолжает развиваться в одном или нескольких видах искусства, уделяет особое внимание физическому развитию тела, души, духа; углубляет свою компьютерную грамотность (обработка текстов, управление базами данных и т.д.).

4 ступень ДАО (ступень зрелости)

Образовательные области (миры) на этой ступени выделяются, сужаются в профильные дисциплины для подготовки поступления в вуз. Юноши и девушки продолжают посещать школу социального общения и карьеры, заниматься искусством и спортом. Компьютерная грамотность заключается в обучении программированию на основе математической области образования. На этой ступени развития предусматривается семестровая и зачетная системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе воспитания и образования день формирования и развития личности обучающегося в ДАО завершается рефлексией дня, недели, месяца и т.д.

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

Весь образовательный путь в ДАО ребенка, подростка, юноши регистрируется картой продвижения (успехов) и картой целей (заданий), с которыми он работает целый день. Приходя утром после семейной, групповой физзарядки на свое рабочее место, обучающийся проверяет, какие цели и задачи он поставил сам себе на сегодня, и начинает работать. Он не ждет указания педагога, так как уже определил свои цели накануне. Его еще на ступенях дошкольного и начального развития научили, какие и как применять виды деятельности в тех или иных условиях, осознать их, владеть умениями для создания интеллектуального, социального, материального продукта, приемами для проверки правильности совершаемых действий, то есть саморефлексией. Всем этим элементам действий мы изучаем на основе, созданного мною (Э.А. Исламовым) «кольца» алгоритмической целевой деятельности (АЦД).

Все дети школьного возраста официально, юридически закреплены за какой-то школой города, но образование свое формируют и развивают в ДАО.

Вечером в домашней академии образования проходят различного рода занятия для инвалидов и пенсионеров данного дома и ближайших домов микрорайона.

Модель «ДАО» - это возможность и условие для образовательных встреч детей, детей и взрослых. Ценность этих встреч -«приращение» опыта и жизненных умений в совместной деятельности.

Инициирование деятельностей - игровой, учебной, управленческой, исследовательской, творческой, продуктивной и других -проводится самими участниками образования.

Образовательное пространство «ДАО» развивается «рядом со школой». В «ДАО» границы деятельности становятся условными, и все участники образования включаются в контекст сообщества дома, микрорайона, города. Внутри домашнего сообщества формируется культура отношений: правовых, коммуникативных, информационных, экономических, экологических и т.д., что является основой построения уклада жизни, сначала в доме, затем в микрорайоне. Они (сферы жизнедеятельности) входят в образ (уклад) жизни семьи, человека как составная часть функциональных циклов человека (Ф1, Ф2).

Особенностью общественного фонда «НАШ ДОМ» является его общественно-государственный характер, что достигается путем закрепления уставом гарантированного представительства в управленческих, надзорных структурах фонда, представителей

ш@аш§зэв инновационные технологии оерязовпнип

общественных групп, должностных лиц органов городского управления и их структурных подразделений и бизнеса.

Виды ресурсов, которые аккумулируют, преобразуют, используют для достижения уставных целей, - финансовые, материальные, человеческие ресурсы, новейшие технологии и информация, интеллектуальная собственность.

Деятельность юридических лиц из разных секторов экономики города в организации и реализации функциональной жизнедеятельности семьи и личности в экспериментальном доме приобретает гражданско-правовое оформление и управляется общественно-государственном образом. Законодательной базой управления фондом является федеральный закон РФ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (часть 1).

Общественный фонд «НАШ ДОМ» - это модель городской социальной самоорганизации, то есть, добровольной совместной деятельности субьектов государственного, общественного, предпринимательского секторов города. Одновременно этот фонд становится инструментом развивающегося социоэкономического, культурного влияния на городской уклад жизни.

Деятельность фонда дома будет способствовать созданию похожих фондов - общественно-государственных организаций города, вовлечению новых общественных сил и ресурсов в различные социальные проекты города. Соответственно будут строиться новые формы социального партнерства в городе, в частности, участие в различных формах благотворительной деятельности, адресованной престарелым, инвалидам, многодетным и малоимущим. Появление в городе таких новых форм социального партнерства вовлечет в благотворительную деятельность и молодежь.

Экспериментальная работа фонда «НАШ ДОМ» в рамках правоотношений участников проекта сформирует культуру договорных отношений и не только между юридическими лицами.

Договоры становятся организационной и правовой формой равноправного общественно-государственного сотрудничества и совместного управления процессами, которые будут «встраиваться» в проект «НАШ ДОМ»,основанного на взаимных обязательствах и определенной ответственности каждой из сторон. В договорные партнерские отношения проекта могут вовлекаться самые разнообразные субъекты городского сообщества - коммерческие и некоммерческие организации.

Почему для проекта «НАШ ДОМ» взята организационно-правовая форма - общественный фонд?

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

Общественный фонд удобнее, когда учредители ставят задачи объединения имущественных, в том числе денежных взносов для достижения заявленных уставом фонда общих целей. Фонд может претендовать на получение благотворительной помощи от коммерческих структур, на выполнение бюджетного социального заказа, государственного или городского гранта, а также гранта от иностранной или отечественной благотворительной организации. В правовых рамках фонда можно специалистам проекта зарабатывать дополнительные средства на нужды проекта, а также для материального поощрения работников проекта. Кроме того, фонд может получать прямые инвестиции некоммерческого характера в виде благотворительных пожертвований, дарения, целевых безвозмездных взносов физических и юридических лиц.

Фонд «НАШ ДОМ», как некоммерческая организация, в части образования детей и взрослых вправе получить бюджетное финансирование наравне с муниципальными образовательными учреждениями, так как в проекте реализуются образовательные программы., обеспечив при этом договорную (не только платную), с описанием заказа на образовательный продукт подготовку специалистов любой сферы, в том числе педагогические. Таким образом фонд со своими структурами имеет возможность в правовом порядке « встраиваться» во все секторы экономики города. Думается, что модель нового педагога в значительной мере изменилась бы и стала соответствовать требованиям, изложенным в КПРО, что незамедлительно сказалось бы на оплате труда. Достойный труд, редактором которого станет самореализующаяся в процессе преобразования общества личность, станет привлекательным для инвестиций.

ш@аш§зэв инновационные технологии оерпзовпнип

Модель секторов городской экономики

Фонд «Наш дом»

ш^шёшшёёё инновационные технологии оерязовпнип

Фонд «НАШ ДОМ», как юридическое лицо, имеет свои органы - исполнительную дирекцию, бухгалтерию, структурные подразделения. Бюджет фонда формируется из следующих финансовых потоков: взносы учредителей, взносы физических и юридических лиц на развитие программ фонда, благотворительные пожертвования и т.д.

ABSTRACT

The article considers a model of personal life activity, and that of a family viewed as a micro model of state and society on the basis of the authorial project "Our Home".

Вместо заключения, или Пока верстался номер

Уважаемый читатель!

Инновационный проект «НАШ ДОМ» Эдуарда Александровича Исламова на первый взгляд может показаться утопичным. Но только на первый взгляд. Стоит только осознать положительную динамику всех негативных явлений на нашей планете (экологических - глобальное потепление, нравственных - терроризм и т.д.), как возникает правомерный вопрос ко всем педагогам: а что делаем мы, чтобы обеспечить положительную динамику позитивных явлений в среде нашего обитания? Своим проектом Э.А. Исламов, в конце августа 2007 года ушедший из жизни, призывает нас взять на себя ответственность за события, которые происходят в наших семьях, в наших дворах, в наших городах, в нашей стране, в целом на планете. С 11 сентября 2001 года прошло 6 лет. Что сделали мы за это время, чтобы на смену страху, внушаемому террористами, пришли гармония и мир.

Пусть эта статья послужит призывом к действию, творящему новое образование, Нового Человека, а значит, и новый порядок в мире.

Р.Ш. Акбашева,

доцент кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.