Научная статья на тему 'Опыт научной реформы обучения художников прикладного изобразительного искусства в гуманитарно-художественном лицее №155 г. Уфы'

Опыт научной реформы обучения художников прикладного изобразительного искусства в гуманитарно-художественном лицее №155 г. Уфы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршикова Елена Алексеевна

The article reports on the experience of an academic reform of training painters in a lyceum, modernization of the educational process, on the results of cooperation with the Scientific-experimental laboratory at BSPU named after M. Akmullah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршикова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the scientific reform in training applied arts painters in humanitarian-arts lyceum No.155, Ufa

The article reports on the experience of an academic reform of training painters in a lyceum, modernization of the educational process, on the results of cooperation with the Scientific-experimental laboratory at BSPU named after M. Akmullah.

Текст научной работы на тему «Опыт научной реформы обучения художников прикладного изобразительного искусства в гуманитарно-художественном лицее №155 г. Уфы»

Е.А. Коршикова

ОПЫТ НАУЧНОЙ РЕФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ПРИКЛАДНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЛИЦЕЕ №155 г. Уфы

Цель обучения в лицее №155 г. Уфы художественным профессиям диктуется временем: художник сегодня должен быть конкурентоспособным, он должен уметь выполнять свою работу качественно и быстро. Но есть и другая сторона художественного образования. Время эклектики, субкультуры постепенно проходит. Появляется спрос на действительно художественные произведения, и в перспективе этот спрос будет все требовательнее. Из этого обстоятельства вытекают ближние и дальние цели подготовки художников декоративно-прикладного искусства. Художник непременно должен быть творческим, обладающим высокой духовностью, нравственностью и устойчивым мировоззрением, соответствующим причинноследственным связям и взаимодействия природы, человека, общества. Достичь такой цели можно только тогда, когда она ясна и понятна для всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Первая задача - и, надо сказать, самая трудная - это конкретизация цели, связанная с трансформированием общей, идеологической цели образования в педагогическую образовательную плоскость, педагогическое осмысление и осознание.

В начале Перестройки перед коллективом будущего лицея (ПУ 155) возникли глубинные вопросы: Чему надо учить человека, чтобы дать ему такое художественное образование, которое обучает искусству, а не ограничивается лишь изобразительным ремеслом? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Со всей очевидностью назревала потребность в реформировании художественного образования в профессиональном училище, преобразованном в профессиональный лицей 155.

Реформа обучения в ПЛ № 155 имеет уникальный характер по глубине изменения системы обучения, по длительности выполняемой инновационной работы и степени ее влияния на педагогический коллектив лицея, по изменению личностно-профессиональных качеств выпускников. Всю многогранную работу по реформе обучения можно разделить на три важнейшие группы - совершенствование образовательного процесса, освоение педагогического проектирования и выполнение научных исследований (рис. 1).

Проблемная ситуация, перед которой оказался коллектив в 1989 году, приобрела комплексный характер: устарело содержание художественного образования, что проявлялось в несоответствии художественного уровня выпускных квалификационных работ учащихся растущим требованиям покупательского спроса; низкой оказалась готовность педагогического коллектива к скоординированной инновационной работе из-за отсутствия эффективной педагогической технологии; не были налажены контакты с учеными, которые могли бы оказать реальную помощь в разрешении проблемной ситуации.

Ограниченные попытки прибегнуть к помощи квалифицированных художников не дали результатов, стало ясно, что как проблема, так и пути ее решения имеют многоуровневый характер и затрагивают одновременно различные аспекты - научные, проектные и обучающие.

/ПЕДАГОГИЧЕСКИХ / ИССЛЕДОВАНИЯ \ ■ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ■КООПЕРАЦИЯ С УЧЕНЫМИ ■ОПРЕДЕЛЕНИЕПРОБЛЕМАТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

/ педагогическое\ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ \ ■ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ■ ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ■ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

/ МОДЕРНИЗАЦИЯ N / ПЕДАГОГИЧЕСКИХ / ПРОЦЕССОВ Ч ■ РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ \ ■ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ \ ■ ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рис. 1. Структура инновационной работы

Учитывая, что к концу 90-х годов опыт инновационной работы образовательных учреждений был невелик, без научной опережающей проработки проблемы решить ее не представлялось возможным. Это послужило основанием для долгосрочного сотрудничества

с группой специалистов - к.ф.н. С.Н. Семеновым [1], к.п.н. В.Э. Штейнбергом [2], преподавателем ИЗО В.Ф. Никитиным, которые к тому времени накопили опыт в области развития творческих способностей специалистов, исследования тенденций развития образования и разработки дидактической многомерной технологии. Вместе с учеными мы стали искать ответы на возникшие вопросы.

Творческий поиск осуществлялся с опорой на диалектическую логику. Учащиеся выполняют художественную учебную деятельность, объектом которой является искусство. У искусства, как и всякого объекта, есть внешние и внутренние признаки; анализ учебных программ показал, что они содержат преимущественно внешние признаки, то есть формопроявления изобразительного искусства, не отражая внутренней его природы. На базе такого содержания учебных предметов помочь овладеть учащимся основами художественной профессии и художественного творчества крайне затруднительно. Потребовалось иное содержание художественного образования, отражающее внутреннюю природу изобразительного искусства, которое необходимо целенаправленно проектировать, проникнуть для этого через явления искусства в их сущность, проследить за их историческим движением, понять логику этого движения. За несколько лет кропотливой работы под руководством учёных нам удалось исследовать внутреннюю, диалектическую природу искусства, обнаружить и объяснить его генезис, историческую логику зарождения, развития и становления современных его форм. Совершенно очевидно то, что для успешного выполнения такой инновационной работы потребовалась инновационная технология.

Таким образом, с 1989 года была развернута комплексная реформа обучения сразу на трех уровнях.

1. Научный уровень - совместное исследование логикоисторических особенностей и закономерностей развития изобразительного искусства; совместное исследование тенденций развития профессионального художественного образования; совместное исследование тенденций развития башкирского региональноэтнического стиля в прикладном изобразительном искусстве.

2. Проектный уровень - освоение дидактической многомерной технологии в ходе постоянно действующих научно-методических семинаров; проектирование логико-смысловых моделей представления отдельных учебных предметов как в целом, так и основных их разделов; поиск новых сюжетно-композиционных решений для учебных и выпускных квалификационных работ учащихся.

3. Учебный уровень - освоение новых элементов содержания образования и логико-смысловых моделей в учебном процессе; ос-

воение решения новых художественных задач в процессе обучения учащихся; совершенствование специальной и общеобразовательной подготовки учащихся в направлении спроектированного перспективного «портрета» выпускника (рис. 2).

Рис. 2. Модель «Портрет» выпускника ПЛ 155

Главной особенностью дидактической многомерной технологии, освоенной педагогическим коллективом для выполнения поискового проектирования и модернизации образовательного процесса, являются универсальные дидактические инструменты для многомерного представления и анализа знаний. Инструменты, представляющие собой еще недавно одно из белых пятен педагогики и имеющие богатую «родословную»: многочисленные радиально-круговые знаки и символы, различные типы координат, радиально-концентрические планы строительства, поселений человека, радиально-круговые модели представления знаний в различных областях науки. Дидактические многомерные инструменты, по определению профессора

БГПУ Ф.Ш. Терегулова, стали опосредующим звеном между человеком и его сознанием как целое, единое системное образование. То есть технология предназначалась не только для того, чтобы человек иначе осуществлял познавательную деятельность, но и чтобы сам он становился другим, продуктивно мыслил и начинал тогда действовать иначе. Освоенная педагогическим коллективом дидактическая многомерная технология стала одним из важных направлений педагогической инноватики в образовательном учреждении, она использовалась не только как дидактическое орудие упорядочения, систематизации учебного материала, но и оказывала влияние на изменение сущности учебного процесса.

Затем перед педагогическим коллективом встала новая задача - овладение дидактико-технологическим обеспечением проектирования и управления процессом усвоения знаний: двухканальная вербально-образная схема трансляции информации, наглядное представление знаний в многомерных смысловых пространствах, логико-смысловые модели координатно-матричного типа для представления учебного материала и учебного процесса.

Успешное применение инновационной технологии в образовательном процессе лицея позволило опровергнуть мнение о несовместимости художественного образования и педагогической технологии. Выяснилось, что технология способствует развитию понятийно-образного мышления педагога и учащегося, что новое содержание художественного образования, с одной стороны, и инновационная педагогическая технология, с другой, являются составляющими научного комплексного подхода к решению поставленной задачи. Например, объем времени, затрачиваемого в образовательной школе на развитие каждой из базовых способностей учащегося (познавательной, переживательной и оценочной) свидетельствует об устойчивом дисбалансе в пользу познавательной деятельности. Недостаточное развитие способности у учащихся к эмоционально-образному переживанию негативно влияет на воображение и образное мышление, которое в художественных профессиях опережает логическое мышление, формирует образ решения задач. Для художественного образования данное положение играет особо важную роль: искусство мыслит образами, художественное образование строится на развитии образного мышления, по существу, происходит обучение образами - как художественными, так и мысленными. Обучение изобразительному искусству имеет материально-идеальную природу: художественное произведение - это осуществленный процесс материализации художественного образа, решение художественной задачи.

Интуитивно, эмпирически преподаватели изобразительного искусства давно искали структурно-логические схемы в понятийнообразной форме. Например, в симметричной матрице «красный-оранжевый-желтый-зеленый-голубой-синий» на пересечении соответствующих цветов получают третий цвет; модель спектрального круга имеет структуру, общую с логико-смысловой моделью координатного типа. Понимание того, что эффективность усвоения информации, представленной в визуально-образной форме, достигает 90%, а эффективность усвоения информации в вербальной форме не превышает 30%, обусловило выполнение преподавателями и мастерами лицея большого объема учебно-методических разработок, содержащих дидактические средства представления знаний в понятийно-образной форме.

Выполненная работа подтвердила, что творческому коллективу лицея удалось применить историческую логику искусства в комплексном решении задачи модернизации содержания и технологии обучения художественным профессиям прикладного искусства. К настоящему времени инновационная работа по реформе обучения завершена и получены следующие результаты.

Научные результаты. Выявлены основные этапы, противоречия и формы развития изобразительного искусства, которые введены в учебный процесс. Это позволило перейти с уровня художественной грамотности на уровень художественной образованности учащихся благодаря процессу формирования профессиональных навыков в той же последовательности, в какой они исторически развивались. Исследование тенденций развития профессионального художественного образования показало, что необходимо перейти на интеграцию профессий (художники лаковой миниатюрной живописи с трудом находят рабочие места в пределах республики), поэтому с 1998 года мы перешли на интегрированную подготовку высококвалифицированных рабочих, например, профессия «художник»: за четыре года обучения учащиеся после IX класса и за два года после XI класса получают подготовку по двум профессиям - художник миниатюрной живописи, художник росписи по дереву. Также введена подготовка по новым профессиям по народным художественным промыслам: художник росписи по ткани, ювелир, изготовитель художественных изделий из камня, учитывая огромную сырьевую базу республики по поделочному природному камню.

Исследование тенденций развития башкирского региональноэтнического стиля в прикладном изобразительном искусстве позволило разработать учебный спецкурс высокого научного и художест-

венного уровня, позволяющий повысить качество учебных работ и обновить их тематику.

Проектные результаты. Освоение дидактической многомерной технологии дало возможность развернуть педагогическое проектирование обновленного содержания художественного образования и подготовить ряд учебно-методических разработок по предметам: «специальная технология и материаловедение», «рисунок», «живопись», «композиция», «история искусств», «эстетика», «башкирский стиль в прикладном изобразительном искусстве», «стиль национального костюма», «производственное обучение». Данный набор дисциплин разработан для профессий «художник росписи по дереву», «художник миниатюрной живописи», «исполнитель художественно-оформительских работ» и в дальнейшем адаптирован для профессий «художник росписи по ткани», «ювелир», «изготовитель художественных изделий из камня». Также были разработаны настенные опорные планшеты типа «учебник на стене» с логикосмысловыми моделями, используемыми непосредственно на занятиях: на них удалось вынести в свернутой форме теоретические знания по предметам и добиться их устойчивого усвоения.

Учебные результаты. Применение новых элементов содержания образования и логико-смысловых моделей в учебном процессе позволило высвободить учебное время и интеллектуальные ресурсы учащихся для углубленного освоения ими изобразительной техники и ее использования в решении новых художественных задач. Учащиеся лицея ежегодно занимают призовые места на республиканских конкурсах декоративно-прикладного творчества. Преподаватели и мастера производственного обучения также активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Мастер «Золотые руки». Дипломные работы учащихся стали объектом повышенного внимания посетителей отечественных и зарубежных выставок. Выпускники лицея значительно чаще стали получать высшее профессиональное художественное образование, более уверенно решать проблему трудоустройства. Педагоги лицея, приобретя технологическую компетентность, как новый и перспективный раздел профессиональной компетентности, соединив технологию и творчество, создали ряд дидактических разработок, не имеющих аналогов в художественном профессиональном образовании.

Педагогическим коллективом осуществлена программа развития профессионального училища и преобразования его в гуманитарно-художественный лицей, благодаря выполненной инновационной работе (рис. 3).

Рис. 3. Модель «Инновационная работа»

Следует отметить, что в процессе реформирования и модернизации коллектив помнил о важности сохранения наработанного опыта - академичности, духовности. Осознание ключевой задачи образования - давать возможность учащимся адаптироваться, рефлексировать свой опыт, - настраивало на всестороннюю поддержку всех творческих начинаний учащихся, бережное отношение к тем, кто в силу определённых причин медленно усваивал программное содержание. В ходе данной работы педагогические работники лицея осознали свою деятельность как управление обновленным учебным процессом, что повысило их профессиональное самочувствие, сделало комфортным обучение учащихся.

С 2005 года педагогический коллектив лицея в новом профессиональном качестве и статусе приступил к осуществлению педагогического проекта, основные направления которого отражены в модели методической службы лицея (рис. 4).

Рис. 4. Модель «Методическая служба»

Успехам в модернизации образовательного процесса коллектив лицея обязан Башкирскому государственному педагогическому университету и, в частности, Научно-экспериментальной лаборатории (зав. - д.п.н., профессор В.Э. Штейнберг). В соответствии с договором о сотрудничестве в инновационной образовательной области «Дидактический дизайн» в тематику нового направления «Эстетикофилософский дизайн в прикладном изобразительном искусстве» научно-экспериментальная лаборатория БГПУ предложила выполнить картину в батике «Образ дидактической многомерной технологии» (рис. 5), отражающей историю развития двух линий цивилизации - материальной и интеллектуальной культур.

В 2006/2007 учебном году в тематику дипломных работ включены новые темы: «Тема Матери, Мужчины, Ребёнка в художественном образе “листья”», «Образ самоорганизующей материи и знаний», «Синтез педагогической технологии и творчества в художест-

венных образах». Цель нового направления в живописи - совершенствование творческой исследовательской деятельности лицеистов с целью освоения навыков научной работы.

Рис. 5. Картина «Образ дидактической многомерной технологии»

Сегодня мы можем констатировать, что педагогическим коллективом профессионального лицея №155 г. Уфы создана новая структура содержания профессионального художественного образования, которое внедрено в образовательную практику с помощью тех-нологизированных методов обучения. Этот подход, на наш взгляд, представляется плодотворным в обновлении содержания любого учебного предмета, как в рамках общего, так и профессионального образования. Структура художественного образования, сформированная в нашем лицее, служит моделью эффективного взаимодействия науки и практики в модернизации обучения. Данная модель инновационной работы приемлема не только для изобразительного художественного профессионального образования, но и для учебных заведений любого уровня и профиля, например, она может использоваться для выявления и развития художественной одаренности детей, для определения и разработки нового поколения содержания музыкального, литературного, сценического художественного образования.

1. Семенов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения. - Уфа: Гилем, 1998.

2. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология (теория и практика). - Уфа: БИРО, 1999.

3. Профессиональное училище № 155 (декоративно-прикладное искусство): учебно-методические материалы // Библиотечка теории и практики инноватики образования. Серия «Инновационные профессиональные училища - технология становления». - Уфа: БИРО-БГПУ, 2003.

ABSTRACT

The article reports on the experience of an academic reform of training painters in a lyceum, modernization of the educational process, on the results of cooperation with the Scientific-experimental laboratory at BSPU named after M. Akmullah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.