Научная статья на тему 'Теория и практика проектирования содержания и технологии в художественном образовании'

Теория и практика проектирования содержания и технологии в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ИСКУССТВО" / АРТ-ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахнова Л. А.

В статье представлен актуальный аспект профессиональной деятельности педагога проектирование содержания учебного предмета. Представлены теоретические основы разработки содержания и современных технологий обучения. Предложены методики проектирования технологий обучения изобразительному искусству мультимедиа и арт педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахнова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the actual aspect of the professional activity of the teacher designing the content of the subject. Theoretical bases of content development and modern teaching technologies are presented. Methods of designing technologies for teaching fine arts multimedia and art and pedagogical technologies are offered.

Текст научной работы на тему «Теория и практика проектирования содержания и технологии в художественном образовании»

УДК 37.036

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлен актуальный аспект профессиональной деятельности педагога - проектирование содержания учебного предмета. Представлены теоретические основы разработки содержания и современных технологий обучения. Предложены методики проектирования технологий обучения изобразительному искусству - мультимедиа и арт - педагогических технологий.

Ключевые слова: разработка содержания учебного предмета, проектирование педагогической технологии, процесс обучения, учебная деятельность, художественное образование, образовательная область «искусство», арт-педагогика.

A. A. MeaxHoea L. A. Ivahnova

THEORY AND PRACTICE OF DESIGNING THE CONTENT AND TECHNOLOGY IN ART EDUCATION

The article presents the actual aspect of the professional activity of the teacher - designing the content of the subject. Theoretical bases of content development and modern teaching technologies are presented. Methods of designing technologies for teaching fine arts - multimedia and art - and pedagogical technologies are offered.

Keywords: development of the content of the academic subject, designing of the pedagogical technology, the learning process, educational activities, art education, the educational field "art", art-pedagogy.

Проблема разработки содержания предпрофессиональ-ной подготовки обучающихся и технологии обучения сегодня особенно актуальна для художественного образования. Это обусловлено федеральными государственными требованиями, концепцией развития художественного образования, теми документами, в которых педагогам даны четкие ориентиры по вопросам содержания обучения и применения новых технологий обучения. Кроме этого, для образовательной области «искусство» характерны изменения в плане обновления содержания обучения изобразительному искусству, признана вариативность программ и учебников, а также необходимость подготовки педагогов к конструированию содержания преподаваемых предметов, отбору учебных материалов в соответствии с целями и задачами художественного образования и овладению новыми педагогическими технологиями.

В отечественной литературе существуют разносторонние подходы к разработке проблемы конструирования содержания учебного предмета (В. В. Давыдов, И. К. Журавлев, Л. Я. Зорина, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин и др.).

Одно из направлений в конструировании содержания учебного предмета состоит в совокупности следующих исходных положений:

1. Содержание образования и учебный предмет относятся друг к другу, как цель и средство, учебный предмет и основы наук - как целое и его часть.

2. Состав и структура учебного предмета должны определяться в понятиях содержания и процесса, в единстве содержательной и процессуальной сторон в рамках определенной концепции.

3. Единицей процесса обучения является целостность, охватывающая все компоненты содержания образования (знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру) и предполагает все уровни усвоения от воспитания до ценностного отношения.

В данной концепции даны три определения понятия «учебный предмет» по функции, по составу и структуре через описание различных учебных предметов. «Учебный предмет - это средство реализации содержания образования или средство передачи содержания образования с помощью педагогической инструментовки» [1, с. 55].

Конструирование содержания учебного предмета зависит от ведущей функции, которая определяет ведущий компонент для каждого учебного предмета. По ведущему компоненту функции учебные предметы делятся на три группы. В первой группе ведущая роль принадлежит предметным научным знаниям, основам наук, во второй группе предметов ведущая роль принадлежит способам деятельности. Главное назначение третьих состоит в формировании эстетического видения мира (изобразительное искусство, музыка).

В зависимости от ведущего компонента И. К. Журавлевым и Л. Я. Зориной представлены пять вербальных моделей содержания учебных предметов, которые состоят из двух обязательных блоков - содержательного и процессуального. Основной блок (содержательный) отражает ведущий компонент учебного предмета. Вспомогательный блок включает в себя: комплекс дополнительных знаний; 2) способы деятельности; 3) формы организации учебного процесса.

В значительной степени структурирование содержания учебного предмета зависит от его принадлежности к определенному типу. Однако в содержании учебных предметов, где главным является формирование эстетического видения, должны иметь место все компоненты: знания, способы деятельности, формирование эстетического сознания учащихся и опыта отражения действительности в форме художественного образа.

Наличие компонента «знания» вызывает необходимость соответствия содержания учебного предмета логике базовой науки или искусства. Логика науки - это термин, который применяется для обозначения законов развития науки или искусства, правил и процедуры научного исследования, процесса художественного творчества [2].

Вопрос о соответствии содержания предмета обучения и научной дисциплины является сложным при составлении учебных программ и конструировании учебного предмета. Для процесса обучения дисциплинам художественного цикла важно, чтобы искусство и наука выполняли свою функцию логической системы развивающегося знания и сохраняли свойства специфических видов деятельности. Наука и искусство отражаются в содержании учебных предметов непосредственно как система научных и художественных знаний и опосредовано как научная и художественная деятельность.

Первостепенное значение для реализации данного положения в конструировании содержания учебного предмета приобретает логика научной и художественной деятельности, специфические методы познания, закономерности отражения объективной реальности в форме художественного образа в искусстве, научных понятий и категорий в науке.

Содержание учебного предмета в концепции В. В. Кра-евского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина характеризуется как многокомпонентное образование, которое включает в себя основы наук, умения и навыки, систему поисковых задач и др. Иногда учебный предмет вбирает основы целого цикла научных и художественных дисциплин. Однако при всем разнообразии содержания, учебные предметы имеют общие черты, которые состоят в том, что все учебные предметы должны включать в себя систему обязательных элементов содержания образования, таких как:

- содержание, отражающее основные элементы социального опыта (культуры) данной отрасли деятельности, основы этой отрасли;

- содержание, связанное с основными функциями учебного предмета в общем образовании;

- содержание, обусловленное логикой развертывания теоретических основ данной отрасли деятельности и логикой их усвоения;

- содержание, обусловленное методами обучения;

- содержание, основанное на коммуникативной деятельности в процессе обучения;

- содержание, обусловленное специфическим учебным материалом, пригодным для воспитательных целей [3].

Анализ учебных художественных дисциплин: композиция (О. Л. Голубева, Е. В. Шорохов), рисунок (К. Н. Аксенов, Н. Н. Ростовцев, Л. Г. Медведев), живопись (Г. Б. Смирнов, С. П. Ломов, А. П. Яшухин), художественное проектирование (В. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин) - позволяет определить методический подход к построению их содержания. Этот подход включает в себя ряд элементов, таких как:

- краткий экскурс в историю становления и развития данного предмета; основные законы данного учебного предмета;

- технику и технологию художественных материалов;

- правила, приемы и средства выразительности данной художественной дисциплины;

- методику работы над изображением, проектом;

- характеристику этапов проектирования и творческого процесса;

- методику организации занятий по данному учебному предмету в дидактическом процессе.

Основополагающим этапом при конструировании любого учебного предмета является логический анализ учебно-

го материала. Упорядочение и систематизация материала обучения состоит в выделении базовых понятий и упорядочении системы понятий данного учебного предмета, знаний и определение приемов учебной работы, которые служат основой для формирования умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Реализация этого этапа включает в себя, применительно к художественному образованию обучающихся, подбор в научной литературе, учебниках, учебных пособиях фундаментальных теоретических положений рисунка, живописи, композиции, декоративного искусства (по видам), дизайна и др., их изучение и логическое построение в той последовательности базовых понятий, законов, категорий учебного предмета, которая представлена в фундаментальных трудах. На этой основе осуществляется проектирование последовательности изучения ключевых понятий по каждому предмету, отбор учебного материала, раскрывающего смысл этих понятий, перевод теоретических знаний и представлений на уровень практических умений через выполнение упражнений и заданий. Согласно логике процесса обучения, неотъемлемым этапом этого процесса является применение знаний при выполнении учебного задания и их творческая интерпретация при создании художественного образа.

Стремление педагогов получить быстрый результат -творческую работу, минуя все перечисленные элементы процесса обучения, лишает ученика прочной основы для дальнейшей творческой деятельности.

Второй этап состоит в построении модели учебной деятельности учащихся по изучению данного предмета, описанию системы действий учащихся, приводящих от незнания и неумения к знанию и умению в определенной области. От организации учебной деятельности на дисциплинах изобразительного цикла зависят результаты процесса обучения и качество художественного образования обучающихся. Учебная деятельность на художественных предметах направлена на овладение способами и приемами живописи, рисунка, композиции и др. Способы изобразительной деятельности отражают специфику решения определенной изобразительной задачи. Как известно, процесс изображения представляет собой последовательность решения конкретных задач: композиционная организация, определение обобщенной массы предметов и конструктивное построение каждого в отдельности, тональная организация, моделировка формы и т. д. Каждая из этих задач имеет свой способ решения, который должен быть раскрыт педагогом и усвоен учеником.

Формирование знаний о последовательности ведения работы по рисунку, живописи и другим предметам - одна из задач художественного образования. Однако практической работе на изобразительной поверхности предшествует этап восприятия и анализа натурной постановки или другого объекта изображения. На этом этапе особое значение приобретает прием создания образа - представления о будущей работе. Зрительное представление - зрительная картина отличается от реального изображения, но может быть получена на основе восприятия объекта изображения.

Прием создания образов - представлений в изобразительной деятельности предшествует самому процессу

работы на изобразительной поверхности и осуществляется на основе анализа объектов изображения. Восприятие и анализ, предшествующие процессу изображения, организуются педагогом. Обучающиеся отмечают характерные черты объекта изображения, определяют цвет, форму, пространственное расположение, ритмическую организацию, фиксируют эти особенности в предварительном эскизе. В эскизе как образном представлении будущей работы по рисунку, живописи передаются пропорции, тональный строй, распределение масс, характер композиции.

Создание обучающимися мысленной картины на основе воображения нуждается в опорном наглядном (план, схема, чертеж) или теоретическом материале (словесное описание). Формирование образов воображения с опорой на наглядный материал, предполагает организованное зрительное восприятие обучающихся, определение существенных признаков для создания композиции определенного вида изобразительного искусства. Организация восприятия учащимися произведений искусства как основы для обогащения воображения строится с учетом психологических закономерностей фазности и селективности. В этом процессе важным моментом является творческое проникновение учащихся в структуру художественного произведения и понимание средств создания художественного образа.

Для наиболее эффективного усвоения приемов создания образов воображения и их реализации в композиционной деятельности необходимо последовательно изучать язык и особенности композиции художественного произведения через организацию восприятия лучших образцов изобразительного и декоративного искусства, скульптуры, дизайна.

В развитии учебной деятельности на дисциплинах художественного цикла особую важность приобретает овладение учащимися обобщенными способами решения изобразительных задач. Обобщенные способы изобразительной деятельности, усвоенные на одном материале, будут ими применяться для решения изобразительных задач при изучении других тем, т. е. осуществляется перенос способа на решение подобной учебной задачи при выполнении другого задания.

В конструирование учебного предмета закладываются не только содержание - основы наук, законы искусства, но и учебная деятельность учащихся. Изобразительное искусство в школе, включает в себя основы академического рисунка, живописи, композиции, перспективы, колористики, декоративно-прикладного искусства, дизайна. Все многообразие содержания изобразительного искусства как учебного предмета, должно быть представлено вышеизложенными обязательными элементами по каждому компоненту в отдельности: законы, правила, приемы, опыт творческой деятельности.

Важными составляющими разработки учебного предмета является технология, включающая методы его преподавания. Основными характеристиками образовательной технологии являются системность научных знаний, проработанность и алгоритмизация действий, включающих постановку цели, определенность этапов работы. Современной педагогической технологии присуще практическое взаимодействие педагога и обучающихся «в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, системности, алгоритмизации приемов обучения» [4, с. 96]. Кроме того, важным показателем педагогической техноло-

гии является воспроизводимость на практике и диагностика результатов.

Отсюда следует, что в проектировании технологии обучения педагог закладывает параметры взаимодействия с обучающимися, выстраивает систему целей, определяет алгоритм применения способов решения изобразительных задач и определяет методику измерения результатов обучения с помощью критериев.

Современное художественное образование предполагает применение разноплановых технологий обучения, обеспечивающих интеграцию разных видов наглядности и опорного материала, что характерно для информационных технологий. Одной из таких технологий является технология мультимедиа (многокомпонентная среда), которая расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе и позволяет интегрировать текст и визуальные материалы (графику, видео и др.). Сегодня применение мультимедиа-технологий актуализировано требованиями к конкурсным видеоурокам, которые педагоги разрабатывают самостоятельно.

Большую популярность в изучении дисциплин изобразительного цикла приобрели технологии «виртуальная экскурсия», в которых создается иллюзия непосредственного участия в экскурсии по любому арт-объекту или музею, представленному на экране и обучающая электронная презентация. Существуют определенные требования к разработке виртуальных экскурсий, направленных на образование и просвещение обучающихся. Эти технологии обладают высокой дидактической насыщенностью, обеспечивают эмоциональность восприятия, эстетическую отзывчивость детей на объекты изобразительного и декоративного искусства, архитектуры и дизайна, способствуют развитию коммуникативных способностей.

Подготовка к проектированию содержания и технологии обучения учащихся является составной частью занятий на факультете искусств ОмГПУ. На занятиях по дисциплинам методического цикла обучающиеся бакалавриата и магистратуры разрабатывали проекты уроков с применением информационных технологий, которые были успешно реализованы в образовательном процессе на педагогической практике. Мультимедиа-технология изучения творческого метода художника на конкретном примере включала в себя виртуальную экскурсию по творчеству художника, организацию восприятия учащихся и подробный анализ нескольких картин, способствующий пониманию средств выразительности и техники исполнения художественного произведения, а также видеофильм с мастер-классом художника. После изучения творческого метода художника магистранты-педагоги дополнительного художественного образования проводили творческую встречу с художником, на которой художник раскрывал мотивы создания некоторых картин и содержание творческого процесса работы над ними. Происходит авторская трактовка произведения искусства. На творческой встрече с художником у обучающихся формируется опыт обмена мнением по поводу конкретного произведения, они делятся опытом восприятия (что увидел, какие чувства вызывает картина).

Далее следуют выполнение упражнений на изучение приема работы и творческая интерпретация этого приема в работе обучающегося над композицией пейзажа. В дан-

ной технологии интегрированы материалы искусствоведения, видеофильм, мастер-класс, беседа с художником, виртуальная экскурсия, текстовые вставки, иллюстрации картины и их фрагменты крупным планом, раскрывающие прием работы, разъясняющее слово педагога, постоянное взаимодействие педагога с учащимися.

Одним из путей развития художественного образования признается применение арт-педагогических и проектных технологий. Арт-педагогика - это сравнительно новая технология обучения, которая способствует актуализации духовных общечеловеческих ценностей. Сегодня арт-педагогика трактуется как современное практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач (Е. Н. Кузнецова [5], Н. Ю. Сергеева [6]).

Разработка арт-педагогических уроков также входила в сферу методической подготовки бакалавров и магистров художественного образования.

Арт-педагогический урок по изучению нового для обучающихся приема работы художественными материалами (живопись мастихином) разрабатывается в рамках личност-но-ориентированного и деятельностного подходов и включает ряд обязательных компонентов. Аксиологический компонент нацелен на погружение обучающихся в мир творчества художников, для которых характерно использование приема пастозного нанесения красочного слоя мастихином. Для достижения этой цели педагогу необходимо организовать восприятие обучающимися произведений искусства -натюрмортов в технике живописи мастихином. В процессе организованного восприятия происходит формирование ценностного отношения к «бытию» предметов в натюрморте, постижение красоты предметов и средств создания их образной трактовки, ценностного отношения к технологии, при помощи которой создан образ предметов в картине.

Аксиологический (ценностный) подход способствует критическому осмыслению технологии и открытию нового для ученика средства создания художественного образа. Ценностное отношение возникает в эмоционально-чувственном восприятии, поэтому важно активизировать природную эмоциональную отзывчивость детей в этом процессе. Ценностное отношение к определенному приему работы художественными материалами придает значимость его изучению, формирует к нему интерес как средству образной трактовки и стремление обучающихся применять этот прием в своей художественной деятельности. Ценностное отношение стимулирует творческий порыв, желание изучать художественную культуру и самому создавать новые художественные образы.

Когнитивный компонент содержания урока направлен на организацию познавательной деятельности, усвоение понятий, формирование знаний и их применение в практической художественной деятельности. Применительно к овладению техникой «живопись мастихином» педагогу необходимо продемонстрировать разные варианты фактурного мазка мастихином на дидактических таблицах, обеспечить выполнение упражнений на применение этой техники при выполнении небольшого объекта с натуры, далее важно продемонстрировать на обучающей презентации после-

довательность работы над натюрмортом в данной технике поэтапно и представить эталон законченной работы.

Деятельностно-творческий компонент урока направлен на практическое выполнение работы, в ходе которой происходит формирование и развитие способов выполнения живописи мастихином, происходит интерпретация приема, обеспечивающего творческое создание композиции натюрморта и развитие творческих способностей.

Личностный компонент предполагает рефлексию, самопознание, самооценку процесса и результата художественной деятельности и определение перспектив ее развития. На всех этапах арт-педагогического урока происходит взаимодействие и со-творчество педагога и обучающихся в образовательной области «искусство».

Методика проектирования содержания учебного предмета рассматривает его как часть культуры, которая проецируется в данный предмет. Учебный предмет по изобразительному искусству должен отражать современное понимание художественной деятельности и соответствовать требованиям, предъявляемым к специалисту в данной области профессиональной деятельности. Учебная деятельность по рисунку, живописи, композиции и другим предметам специальности должна отражать особенности художественного творчества, интеграцию учебных и творческих задач, овладение языком искусства [7].

Таким образом, каждый предмет синтезирует различные элементы содержания, включает в себя основы разных наук и специфику данной сферы деятельности, содержание деятельности по усвоению учебного материала данной дисциплины и по осознанному восприятию и принятию обучающей и воспитывающей функции педагога, предполагает взаимодействие педагога и учащихся. Следовательно, учебный предмет состоит из содержательной и процессуальной сторон, которые образуют единство преподавания и учения, единство содержания и процесса.

1. Журавлев И. К. Типология учебных предметов и принципы организации учебного материала // Проблемы школьного учебника : сб. ст. Вып. 15. Типология школьных учебников. М. : Просвещение, 1985. С. 53-69.

2. Зорина Л. Я. Программа - учебник - учитель. М. : Знание, 1989. 80 с.

3. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М. : Знание, 1981. 96 с.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд. испр. М. : Издат. центр «Академия», 2006. 192 с.

5. Кузнецова Е. Н. Артпедагогика. URL: https://pedportal. net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/ artpedagogika-275921 (дата обращения: 12.02.2017).

6. Сергеева Н. Ю. Содержание понятия «Артпедагоги-ка» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». Волгоград : Изд-во ВГПУ, 2008. № 1. С. 23-29.

7. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. 116 с.

© Ивахнова Л. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.