Научная статья на тему 'К вопросу о компетентностной модели подготовки выпускника вуза будущего учителя декоративноприкладного искусства'

К вопросу о компетентностной модели подготовки выпускника вуза будущего учителя декоративноприкладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ARTIST-TEACHER OF THE DECORATIVE-APPLIED SKILL / COMPETENCE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремичева Н. В.

Дано определение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрены основные компетенции учителя изобразительного искусства. Предложена схема компетенций специалиста по декоративноприкладному искусству. Представлена модель формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремичева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE COMPETENCE MODEL OF TRAINING OF THE GRADUATES FUTURE TEACHER OF THE DECORATIVE AND APPLIED ART

The defi nition of the professional competence of the teacher. Considered are the main competences of teachers of fi ne arts. The scheme of competences of a specialist on decorative-applied art. The model of formation of professional competence of students of the artistic-graphic faculty in the classroom decorative-applied art.

Текст научной работы на тему «К вопросу о компетентностной модели подготовки выпускника вуза будущего учителя декоративноприкладного искусства»

УДК 745(072.8)+378.14.03

UDC 745(072.8)+378.14.03

Н.В. ЕФРЕМИЧЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Е-шаИ: efremicheva@mail.ru

N.V. EFREMICHEVA

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of decorative-applied artand technical

graphicsOrel state University E-mail: efremicheva@mail.ru

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТНОИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

TO THE QUESTION OF THE COMPETENCE MODEL OF TRAINING OF THE GRADUATES - FUTURE TEACHER OF THE DECORATIVE AND APPLIED ART

Дано определение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрены основные компетенции учителя изобразительного искусства. Предложена схема компетенций специалиста по декоративно-прикладному искусству. Представлена модель формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, художник-педагог, декоративно-прикладное искусство, компетентностная модель.

The definition of the professional competence of the teacher. Considered are the main competences of teachers of fine arts. The scheme of competences of a specialist on decorative-applied art. The model of formation of professional competence of students of the artistic-graphic faculty in the classroom decorative-applied art.

Keywords: professional competence, artist-teacher of the decorative-applied skill, competence model.

Профессиональная компетентность, которой обладает современный художник-педагог, проявляется во всех видах его деятельности и формах работы в школе и учреждениях дополнительного образования учащихся. Рассматривая профессиональное мастерство учителя как высшую степень профессиональной компетентности, следует отметить, что данное понятие позиционируется в нашем исследовании как совокупность внутренних ресурсов личности, определяющих ее способность к проявлению максимально эффективных действий в определенном виде/видах деятельности, адекватно предлагаемым условиям, а также предвидение результатов деятельности и ответственность за них.

От степени соответствия современного художника-педагога требованиям профессиональной компетентности зависит уровень художественно-эстетического образования, духовно-нравственного воспитания и творческого развития учеников. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество России имеет глубокие, уходящие в века традиции и, составляя важную часть общенациональной духовной и материальной культуры, активно влияет на формирование нравственных идеалов, эстетических ценностей, положительной мотивации к формированию этнического самосознания.

В настоящее время еще мало работ, которые отражали бы научно-методические основы профессиональной компетентности художника-педагога, и практически отсутствуют работы, отражающие специфику формирования профессиональных компетенций учителя

декоративно-прикладного искусства. Поскольку декоративное искусство является частью изобразительного искусства, то в целом, педагогические условия, методическое обеспечение и требования к профессиональной компетентности как учителя изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства близки, но не идентичны. В преподавании декоративного искусства есть ряд особенностей, на которые необходимо обратить внимание при проектировании компетентностной модели профессиональной подготовки художника-педагога по основам декоративно-прикладного искусства и народным художественным промыслам.

Важнейшим условием правильного выбора каждым вузом основных направлений в образовательной деятельности является не только определение содержания ООП подготовки студентов, форм, методов и систем обучения, воспитания и развития обучающихся, но и прогнозирование результатов образования, в связи с чем особую важность имеет постановка целей и задач подготовки специалистов. Все это в огромной степени влияет на моделирование свойств личности будущего специалиста художественно-педагогического профиля, которые он должен приобрести в процессе обучения. На основе модели специалиста можно уточнить цели его подготовки, скорректировать учебные планы и программы, выбрать наиболее подходящие методы и средства обучения, адекватные деятельности специалиста в профессиональной сфере. В современных исследованиях по подготовке специалистов в различных областях профессиональной деятельности выделяют «модель

© Н.В. Ефремичева © N.V. Efremicheva

специалиста», «модель деятельности специалиста» и «модель процесса подготовки специалиста». Мы рассматриваем процесс профессиональной подготовки специалиста художественно-педагогического профиля. Проектирование модели подготовки такого специалиста поможет реализовать в учебном процессе вуза совокупность требований, предъявляемых выпускнику. Необходимо отметить, что ФГОС ВПО утвердили требования к результатам образования в виде перечня компетенций, таким образом, модель профессиональной подготовки выпускника является компетентностной. Существенными характеристиками данной модели является то, что она имеет студенто-центрированную, личност-но ориентированную, предметно-специализированную, профессионально-деятельностную направленность.

Необходимым условием для максимально точного построения компетентностной модели является изучение специфики профессиональной деятельности, в которую будет включен специалист и в рамках которой будет происходить процесс его самореализации. Кроме этого, необходимо выявить требования, которые предъявляет социальное окружение к специалистам подобного профиля. Статистика трудоустройства свидетельствует о том, что значительное число выпускников, имеющих художественно-педагогическое образование, если и работает по специальности, то одни из них совмещают основную нагрузку учителя изобразительного искусства с занятиями в кружках по декоративному искусству, другие, руководят факультативами и студиями детского творчества, специализирующимися на различных видах декоративно-прикладного и народного искусства. Однако современная образовательная политика требует подготовки мобильного специалиста, способного быстро адаптироваться к изменениям и требованиям на рынке труда, значит, модель подготовки такого специалиста и будет определять специфику организации образовательного процесса, его цели, задачи и прогнозируемые результаты. Поскольку цель обучения отвечает на главные вопросы: чему и как учить студентов, она и становится определяющей и для содержания учебного процесса, и для его организации. Однако, ввиду предоставленной вузам самостоятельности в разработке вариативной части ООП подготовки студентов, нет и единого обоснованного ответа о целях подготовки в предметной области декоративное искусство, кроме того, декоративно-прикладное искусство, хотя и выделено в самостоятельный образовательный модуль, рассматривается, как правило, как часть изобразительного искусства в целом.

Педагоги-практики, имеющие опыт обучения декоративно-прикладному искусству, отмечают, что данный процесс имеет ряд особенностей, влияющих на специфику преподавания, которая все явственнее проявляется от степени погружения в предмет.

В соответствии с ФГОС ВПО утверждены следующие направления подготовки: 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» квалификация (степень) бакалавр/магистр; 051000 «Профессиональное обучение» отрасль «Декоративно-

прикладное искусство и дизайн» квалификация (степень) бакалавр/магистр; 072600 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» квалификация (степень) бакалавр/магистр, в которые должно быть включено преподавание декоративно-прикладного искусства. В каждом из этих направлений предусмотрена подготовка к педагогической деятельности, однако, мы будем рассматривать направление подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» как основное при проектировании модели.

Требования к профессиональной компетентности выпускника сформулированы в правительственных документах (ФГОС ВПО) и утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации [5;6]. Однако, данные документы не содержат информации по дисциплинам профильной подготовки, поэтому необходимо сформулировать необходимый набор требований на языке компетенций к предметной области декоративно-прикладное искусство.

Дисциплинарный модуль «Декоративно-прикладное искусство» должен иметь два вектора подготовки: первый, отражающий направление подготовки - «педагогическое образование», и второй, концентрирующий внимание на профиле «изобразительное искусство». Разрабатывая предварительную модель специалиста, мы представили ее в виде схемы, которая демонстрирует определенные компетенции в области педагогики и изобразительного искусства, без которых говорить о подготовленности художника-педагога к будущей профессиональной деятельности в сфере преподавания декоративного искусства невозможно (рис.1). В схеме выделены педагогические компетенции и художественные компетенции, собственно, отражающие специфику изобразительного искусства. Однако между ними прослежена тесная взаимосвязь, подчеркивающая необходимость комплексного формирования таких компетенций.

Профессиональное становление личности происходит в процессе профессионального образования, профильного обучения, далее в трудовой деятельности от простого исполнителя к квалифицированному сотруднику, с собственным целеполаганием и средствами достижения заданных результатов. Позднее формируется специалист с высоким уровнем профессионального мастерства, осуществляющий труд в соответствии с его высоким стандартом, как высшая степень профессионализма рассматривается творческая, инновационная деятельность, обогащающая профессию. Общество заинтересовано в специалистах с высоким уровнем профессионального мастерства, модель такого специалиста отражает структуру, содержание и объем социально-психологических и профессиональных качеств, представляющих комплексную обобщенную характеристику работника как члена общества. Традиционно выделяют две модели:

1. модель специалиста, т.е. действующего работника, в которой анализируется модель деятель-

ности (сфера деятельности; профессиональные ситуации, задачи и способы их решения; профессиональные затруднения и риски; профессиональные функции и т.д.), и модель личности (личностные характеристики сотрудника);

2. модель подготовки специалиста, ориентирована на модель специалиста и строится исходя из требований к профессиональной деятельности и личностным характеристикам специалиста, она охватывает весь комплекс форм, средств и методов профессионализации личности.

Современные исследования ориентированы на системный подход к проектированию модели специалиста, в процессе разработки необходимо построить модель деятельности, а затем адаптировать ее к модели подготовки, для этого необходимо:

1. исследовать практику реальной деятельности специалиста соответствующего профиля;

2. провести экспертную оценку профессиональной деятельности специалиста;

3. составить прогноз развития сферы деятельности, ее востребованности на современном рынке труда.

Как видно из вышеперечисленного, в первом случае изучается профессионализация личности непосредственно на предприятии, в организации, во втором случае производится анализ соответствия профессиональной деятельности современным критериям с при-

влечением специалистов для оценки. Прогнозирование развития сферы деятельности предполагает ее оптимизирование по критериям, представляющим интерес для потребителя продукта деятельности, изучение тех трудностей, с которыми столкнется специалист, а также особенностей профессии, которые необходимо учитывать уже на этапе его подготовки и дальнейшей переподготовки (рис.2).

Для получения объективных данных о деятельности педагога на занятиях ДПИ нами было проведено собственное исследование с привлечением преподавателей вузов и колледжей, учителей школ и организаторов дополнительного образования учащихся (более 100 респондентов).

На основе собеседования, анкетирования и интервьюирования респондентами были выделены следующие виды деятельности руководителя, осуществляемые при организации и проведении образовательно-воспитательной работы и выполнении заданий по декоративно-прикладному искусству:

1. выбор для изучения одного или нескольких видов декоративного искусства или народного художественного творчества, ориентированных на определенный контингент учащихся, соответствующих их возрастной категории;

2. сбор, анализ, систематизация информации, отражающей выбранный вид декоративной деятельности;

компетентность

педагогические компетенции с \ художественные компетенции

Е

S

га ч

tL> С

ÜJ

3

к S U

о §

я: х н

н S „ С S et

м .

§ й

Р £2

g S

SCR 2

я

Е

С

о

CI

о

в

X

<L>

t-

s"

м s S

ч С

е- «

щ Е « S

я

(U <L>

у

X ю

Л о

S JÜ

я =;

Я" о

и

□ «ц

(J Е

S

о к

CJ и У

а.

о

II

Й 0 1> ¡г

Е! >ч

1) Ю

3 о

й w

я °

tu ^

о

Й л о и

а д

а ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю Е о >.

5

6

з а

§ §

S ё

я У

CL> О

S 1

i -с

BS Р

щ W5

К °

а ё

ю с

О О

X А

и

= —

г-: Н

о |—<

s а

о ч

>, к

Л

Рис.1. Схема компетенций специалиста по декоративно-прикладному искусству.

3. изучение аналогов - предметов декоративного искусства или ремесла, характерных для данного вида/видов творчества;

4. самостоятельное освоение или совершенствование технических приемов и художественных навыков, характерных для изучаемого вида/видов прикладного искусства;

5. анализ и практическое освоение специфики выразительных средств (композиционных приемов и традиционных образов), характерных для этого вида ремесла или промысла;

6. организация мастерской по данному виду/ видам прикладного искусства - подбор помещения, комплектование оборудования, инструментов, материалов и пр.;

7. подбор группы обучающихся, заинтересованных в изучении данного вида искусства - популяризация данного вида промысла или народного ремесла среди школьников и их родителей;

8. изучение и совершенствование традиционных, разработка авторских форм, методических приемов и средств обучения, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

по выбранному виду/видам (или видам) прикладного искусства на основе потребностей, возможностей, достижений каждого ребенка;

9. проведение занятий по ДПИ с использованием в том числе и информационных технологий, и активных методов обучения, побуждающих учащихся к самостоятельной деятельности (ролевые и деловые игры, групповые творческие проекты, экскурсии, совместная исследовательская деятельность, соревнование, проблемное обучение и пр.)

10. организация выставочной деятельности учащихся по изучаемому виду прикладного искусства в рамках школы, района, города, области; участие в благотворительных акциях, ярмарках народных ремесел;

11. организация взаимодействия с народными мастерами, художниками и предприятиями, специализирующимися по данному виду декоративного искусства;

12. осуществление профессионального саморазвития, творческого роста и самосовершенствования в выбранном виде прикладного искусства;

13. культурно-воспитательная, просветитель-

Профессиональное мастерство учителя ДПИ

F

Професси компетентност! оыальная ь учителя ДПИ

Профессиональная деятельность учителя по созданию образовательно-воспитательной художественно-творческой среды в процессе обучения ДПИ

я

=

=

В"

rt

S

Я

Ч

«

«

о

X

и

О.

я»

ь

u

я

S

В S я ч и

я и

я г

еп V

5 с.

Я

Я S

и о. о Ч Я

о В

Б С

Н

и о я £ о и

л ч IS! 03

в>

н "я

к g

Oi Я

3

Рис. 2. Модель основных видов деятельности учителя в процессе преподавания ДПИ.

ская деятельность в контексте изучения народной художественной культуры, в том числе и соответствующего вида/видов промысла или ремесла.

Перечисленные выше виды деятельности расположены в порядке, отражающем этапы организации учебных, факультативных, кружковых или студийных занятий по виду/видам декоративно-прикладного искусства. Все участники исследования, независимо от уровня профессионального мастерства, в той или иной степени проходили каждый из этапов. Большинство опрошенных (81%) отметили, что такая последовательность вырабатывалась ими уже в процессе их преподавательской деятельности. Наблюдения автора исследования показали, что выбор вида/видов народного художественного творчества для организации занятий обоснован, прежде всего, личной заинтересованностью самого учителя, его компетентностью по данному вопросу. В этой связи следует отметить ряд недостатков, влияющих на качество образования и профессиональную компетентность выпускников, на которые указали респонденты:

- отсутствие (полное или частичное) теоретической подготовки, направленной на изучение декоративного искусства в ретроспективной традиции, как целостной системы материальной и духовной культуры общества;

- недостаточность практической подготовки ввиду ограниченности выбора видов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, основанного на предпочтениях преподавателя данной дисциплины, а не студента, а также обучения наиболее распространенным для определенного вида промысла или ремесла художественным приемам исполнения декоративных изделий;

- недостаточность методологической подготовки ввиду отсутствия отдельного блока по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в рамках модуля методики обучения изобразительному искусству;

- эпизодическое знакомство даже с традиционными промыслами: изучение некоторых образцов -произведений декоративного искусства, творчества отдельных мастеров.

Перечисленные замечания свидетельствуют о проблемах практико-теоретической подготовки по ДПИ и трудностях, которые необходимо самостоятельно преодолевать учителям уже в профессиональной деятельности.

Анализ результатов опроса помог выявить перечень компетенций, отражающих особенности квалифицированного ведения занятий по декоративно-прикладному искусству:

- глубокие знания методологии обучения прикладным видам творчества, влияющие на методику построения занятий, основанные на владении практическими навыками, методами, приемами и технологией работы в различных видах декоративно-прикладного искусства и/ или ремесла;

- владение теоретическими основами ДПИ и народ-

ных промыслов, основанное на фундаментальной теоретической подготовке по данному виду/видам промысла или ремесла;

- владение региональными видами народного художественного искусства, искусствоведческо-краеведческая работа;

- активная самостоятельная художественно-творческая деятельность в данном виде/видах прикладного творчества, обеспечивающая способность к быстрому решению проектных, технологических, композиционных задач;

- эмоционально-образное изложение материала, демонстрация связи традиций с инновациями;

- владение навыками публичного показа приемов работы, сопровождаемого объяснением отдельных этапов процесса создания декоративных изделий;

- использование большого количества визуальной информации (в том числе с применением телекоммуникационных технологий и интернет-ресурсов), обогащающей зрительный ряд по данному виду/видам промысла или ремесла, позволяющее составить адекватное представление о традиционных композиционных приемах образного решения сюжета, мотива или орнамента для данного промысла и/или ремесла;

- способность к долгосрочному (на 2-3 года) планированию деятельности творческого коллектива, умение методически грамотно организовать работу на перспективу с целью поддержания интереса к данному виду декоративной деятельности;

- способность оценить личностные особенности ребенка с целью проектирования его индивидуальной образовательной траектории и обеспечения условий творческого развития в предлагаемом виде искусства;

- умение организовать групповую (коллективную) работу учащихся, координировать совместные виды деятельности в процессе создания объекта коллективного творчества;

- способность к взаимодействию с социальными партнерами (музеями, творческими коллективами, частными коллекционерами, профессиональными художниками, народными мастерами и пр.) хранителями и носителями традиций изучаемого вида промысла и/ или ремесла с целью формирования общекультурной и профильной компетентности обучающихся, а также совершенствования методики обучения ремеслам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность к экспертной деятельности, умение выбрать для изучения подлинные декоративные изделия - образцы промысла и/или ремесла, а также способность оценить изделие декоративно-прикладного искусства с позиции правильности исполнения: применение приемов, технологий и материалов; использование выразительных средств (форма, декор); соответствие и развитие традиций данного вида/видов промысла и/или ремесла.

Выделенная специфика компетенций, необходимых для ведения занятий по декоративному искусству, продемонстрировала необходимость общепрофессиональной и профильной подготовки студентов, направленной на формирование и развитие художественно-творческих

и педагогических знаний, умений, навыков в их единстве на специальных занятиях, помогая предъявить более точные требования к уровню профессиональной компетентности.

В процессе работы по проектированию модели профессиональной подготовки специалиста в вузе по декоративно-прикладному искусству, опираясь на исследования И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др., определяющих структуру профессиональной компетентности как интеграцию профессионально значимых педагогических и психологических знаний, навыков, умений, специальной профильной подготовки, профессиональной педагогической направленности (наличие определенных ценностей) и личностных особенностей, были выделены следующие направления.

1. Общепрофессиональная подготовка:

- психолого-педагогическая подготовка в процессе изучения модулей «Психология», «Педагогика», «Психология художественного творчества», ориентированная на конкретную деятельность преподавателя изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- методическая подготовка по методике преподавания изобразительного искусства и методике преподавания декоративно-прикладного искусства в процессе изучения модуля «Методика обучения и воспитания изобразительному искусству», «История и теория художественного образования»; во время проведения занятий по декоративному искусству в период учебной, музейной и производственной практик; при подготовке курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также при участии в работе студенческих научно-исследовательских объединений;

- аксиологическая подготовка - формирование сознания профессионально-педагогической ценности выбранного вида деятельности как с позиции социально-обусловленных, так и личностно-значимых приоритетов.

2. Профильная подготовка:

- предметно-специализированная подготовка по теории и практике ДНИ: декоративному рисунку, декоративной живописи, декоративной композиции, истории декоративного искусства, истории народных художественных промыслов и народной культуры, в контексте подготовки по модулям - «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История искусства», «Основы декоративно-прикладного искусства»;

- технико-технологическая подготовка по декоративно-прикладному искусству - знание и владение несколькими видами декоративного искусства, умение синтезировать возможные функциональные и композиционные проектные решения, создавать предметы (наборы, комплекты) прикладного характера в 4-5 видах народных промыслов и/или ремесел;

- художественно-творческая подготовка - формирование потребности в творческом саморазвитии, самовыражении, профессиональном и карьерном росте;

- оргдеятельностная подготовка - умение организовать условия для реализации программы обучения

прикладным видам творчества и/или ремесла (материальная база: мастерская, инструменты, материалы, оборудование, информационное обеспечение и пр.) для успешного функционирования детского творческого коллектива.

Была разработана модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов художественно-педагогического профиля по декоративно-прикладному искусству, отражающая основные этапы формирования общепрофессиональных и профильных компетенций в их взаимосвязи и взаимообусловленности (рис.3). Цель подготовки студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством была сформулирована как формирование профессиональной компетентности специалиста художественно-педагогического профиля, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками по декоративному искусству и художественным промыслам и способного к ведению всех форм деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся. Само построение занятий согласно модели было нацелено на профессионально-педагогическую, художественно-творческую и методическую подготовку студентов.

Создание инновационной образовательной среды для формирования профессиональной компетентности студентов включает:

- введение модульного принципа организации занятий как основного в процессе изучения основ прикладной деятельности;

- разработку индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося в процессе подготовки по декоративно-прикладному искусству;

- привлечение студентов к участию и организации выставок творческих работ в масштабах города, области, участие в региональных, общероссийских и международных конкурсах;

- создание творческого объединения педагогов декоративно-прикладного искусства и студентов ХГФ при кафедре «Декоративно-прикладного искусства и технической графики», исследующих и пропагандирующих российские и традиционные для Орловского региона виды художественного ремесла;

- организацию творческих групп студентов в системе НИРС, ведущих проектно-технологические и художественно-педагогические разработки по темам кафедры;

- создание профильных мастерских, где студенты в индивидуальной и групповой форме могут специализироваться в выбранном виде ДНИ;

- организацию постоянного взаимодействия с социальными партнерами: другими образовательными учреждениями, преподавателями других вузов, потенциальными работодателями (директорами школ, руководителями детских внешкольных учреждений, заведующими кафедрами, деканами факультетов и пр.) с целью мониторинга и повышения качества подготовки, изучения рынка труда;

- создание постоянно действующей научно-исследовательской лаборатории для изучения тенден-

ций развития ДИ, оказания консультационной помощи работающим учителям декоративно-прикладного искусства, народным мастерам и самодеятельным художникам-прикладникам;

- организацию творческого взаимодействия и обмена опытом между будущими учителями, организаторами дополнительного образования учащихся и

народными мастерами.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что, инновационное образовательное пространство должно способствовать подготовке специалиста, обладающего широким спектром компетенций для успешной профессиональной деятельности.

Цел>.: формирование профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством

задачи

Формирование общепрофессиональных компетенций

студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству

I

i S

'S

f

е. « =

г И

2 г

to л « „

и J 2 1 В 2

О Л

г ä

я X

л о о г с. с

S и Z -

II

а

О и

II

¡1

Форм при ванне профильных компетенций студентов на занятиях но декоративно-прикладному

HCKVCCTBV

2 3

^ ^

Я о*

х а.

f I

- =

ы —

££

ai с

а П

3 8

рч =

О ¡0

0 Ш

II

1

а ? V a

ä i Е

i - §

a с I

i i *

В § к

e

E a

» f H

a I

— Q

Я E

a. =

° m

$ г

s о = i

II

5 с

5 £ 1 Sil

_ =

5 =•

я =

I

I -

в

Ё

S «

11 = -

м

J

в- i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание художественно-педагогической среды для формирования профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством

X

Принципы формирования профессиональной компетентности

1 * + 1

Сознател ьн ость Интеграция Единство целен Активная

выбора профессии, процессов образования и жизненная позиция,

художестве и но- профессионального самообразов а н и и стремление к

псдаготическая образования. художника-педагога п рофесси овальному

направленность самообразования к творческому

личности личностного роста самовыражению

') таим подготовки: подготовительный, адаптационный, оперативный.

тактический, стратегический

Результат: переход на более высокий уровень общепрофессиональной и профильной компетентности студента

Рис. 3. Модель формирования профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях ДПИ.

Библиографический список

1. Ефремичева Н.В. Методологический аспект проектирования модели компетенций художника-педагога. Учен.зап. Орловскогогос. ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. №1(45). С. 354-361.

2. Ефремичева Н.В. Этапы формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Вестник Орловского гос. ун-та. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 3 (23 ). С.113-116

3. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования. Проблемы качества образования. Кн. 2. М.: Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. С. 4 - 15.

4. Кузьмина Н.В. К вопросу о системном подходе исследования педагогической деятельности. Учен.зап. Иванов.гос. пед. ин-т. 1971. Т.86. С.4-9.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.