УДК 745(072.8)+378.14.03
UDC 745(072.8)+378.14.03
Н.В. ЕФРЕМИЧЕВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Е-шаИ: efremicheva@mail.ru
N.V. EFREMICHEVA
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of decorative-applied artand technical
graphicsOrel state University E-mail: efremicheva@mail.ru
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТНОИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
TO THE QUESTION OF THE COMPETENCE MODEL OF TRAINING OF THE GRADUATES - FUTURE TEACHER OF THE DECORATIVE AND APPLIED ART
Дано определение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрены основные компетенции учителя изобразительного искусства. Предложена схема компетенций специалиста по декоративно-прикладному искусству. Представлена модель формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, художник-педагог, декоративно-прикладное искусство, компетентностная модель.
The definition of the professional competence of the teacher. Considered are the main competences of teachers of fine arts. The scheme of competences of a specialist on decorative-applied art. The model of formation of professional competence of students of the artistic-graphic faculty in the classroom decorative-applied art.
Keywords: professional competence, artist-teacher of the decorative-applied skill, competence model.
Профессиональная компетентность, которой обладает современный художник-педагог, проявляется во всех видах его деятельности и формах работы в школе и учреждениях дополнительного образования учащихся. Рассматривая профессиональное мастерство учителя как высшую степень профессиональной компетентности, следует отметить, что данное понятие позиционируется в нашем исследовании как совокупность внутренних ресурсов личности, определяющих ее способность к проявлению максимально эффективных действий в определенном виде/видах деятельности, адекватно предлагаемым условиям, а также предвидение результатов деятельности и ответственность за них.
От степени соответствия современного художника-педагога требованиям профессиональной компетентности зависит уровень художественно-эстетического образования, духовно-нравственного воспитания и творческого развития учеников. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество России имеет глубокие, уходящие в века традиции и, составляя важную часть общенациональной духовной и материальной культуры, активно влияет на формирование нравственных идеалов, эстетических ценностей, положительной мотивации к формированию этнического самосознания.
В настоящее время еще мало работ, которые отражали бы научно-методические основы профессиональной компетентности художника-педагога, и практически отсутствуют работы, отражающие специфику формирования профессиональных компетенций учителя
декоративно-прикладного искусства. Поскольку декоративное искусство является частью изобразительного искусства, то в целом, педагогические условия, методическое обеспечение и требования к профессиональной компетентности как учителя изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства близки, но не идентичны. В преподавании декоративного искусства есть ряд особенностей, на которые необходимо обратить внимание при проектировании компетентностной модели профессиональной подготовки художника-педагога по основам декоративно-прикладного искусства и народным художественным промыслам.
Важнейшим условием правильного выбора каждым вузом основных направлений в образовательной деятельности является не только определение содержания ООП подготовки студентов, форм, методов и систем обучения, воспитания и развития обучающихся, но и прогнозирование результатов образования, в связи с чем особую важность имеет постановка целей и задач подготовки специалистов. Все это в огромной степени влияет на моделирование свойств личности будущего специалиста художественно-педагогического профиля, которые он должен приобрести в процессе обучения. На основе модели специалиста можно уточнить цели его подготовки, скорректировать учебные планы и программы, выбрать наиболее подходящие методы и средства обучения, адекватные деятельности специалиста в профессиональной сфере. В современных исследованиях по подготовке специалистов в различных областях профессиональной деятельности выделяют «модель
© Н.В. Ефремичева © N.V. Efremicheva
специалиста», «модель деятельности специалиста» и «модель процесса подготовки специалиста». Мы рассматриваем процесс профессиональной подготовки специалиста художественно-педагогического профиля. Проектирование модели подготовки такого специалиста поможет реализовать в учебном процессе вуза совокупность требований, предъявляемых выпускнику. Необходимо отметить, что ФГОС ВПО утвердили требования к результатам образования в виде перечня компетенций, таким образом, модель профессиональной подготовки выпускника является компетентностной. Существенными характеристиками данной модели является то, что она имеет студенто-центрированную, личност-но ориентированную, предметно-специализированную, профессионально-деятельностную направленность.
Необходимым условием для максимально точного построения компетентностной модели является изучение специфики профессиональной деятельности, в которую будет включен специалист и в рамках которой будет происходить процесс его самореализации. Кроме этого, необходимо выявить требования, которые предъявляет социальное окружение к специалистам подобного профиля. Статистика трудоустройства свидетельствует о том, что значительное число выпускников, имеющих художественно-педагогическое образование, если и работает по специальности, то одни из них совмещают основную нагрузку учителя изобразительного искусства с занятиями в кружках по декоративному искусству, другие, руководят факультативами и студиями детского творчества, специализирующимися на различных видах декоративно-прикладного и народного искусства. Однако современная образовательная политика требует подготовки мобильного специалиста, способного быстро адаптироваться к изменениям и требованиям на рынке труда, значит, модель подготовки такого специалиста и будет определять специфику организации образовательного процесса, его цели, задачи и прогнозируемые результаты. Поскольку цель обучения отвечает на главные вопросы: чему и как учить студентов, она и становится определяющей и для содержания учебного процесса, и для его организации. Однако, ввиду предоставленной вузам самостоятельности в разработке вариативной части ООП подготовки студентов, нет и единого обоснованного ответа о целях подготовки в предметной области декоративное искусство, кроме того, декоративно-прикладное искусство, хотя и выделено в самостоятельный образовательный модуль, рассматривается, как правило, как часть изобразительного искусства в целом.
Педагоги-практики, имеющие опыт обучения декоративно-прикладному искусству, отмечают, что данный процесс имеет ряд особенностей, влияющих на специфику преподавания, которая все явственнее проявляется от степени погружения в предмет.
В соответствии с ФГОС ВПО утверждены следующие направления подготовки: 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» квалификация (степень) бакалавр/магистр; 051000 «Профессиональное обучение» отрасль «Декоративно-
прикладное искусство и дизайн» квалификация (степень) бакалавр/магистр; 072600 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» квалификация (степень) бакалавр/магистр, в которые должно быть включено преподавание декоративно-прикладного искусства. В каждом из этих направлений предусмотрена подготовка к педагогической деятельности, однако, мы будем рассматривать направление подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» как основное при проектировании модели.
Требования к профессиональной компетентности выпускника сформулированы в правительственных документах (ФГОС ВПО) и утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации [5;6]. Однако, данные документы не содержат информации по дисциплинам профильной подготовки, поэтому необходимо сформулировать необходимый набор требований на языке компетенций к предметной области декоративно-прикладное искусство.
Дисциплинарный модуль «Декоративно-прикладное искусство» должен иметь два вектора подготовки: первый, отражающий направление подготовки - «педагогическое образование», и второй, концентрирующий внимание на профиле «изобразительное искусство». Разрабатывая предварительную модель специалиста, мы представили ее в виде схемы, которая демонстрирует определенные компетенции в области педагогики и изобразительного искусства, без которых говорить о подготовленности художника-педагога к будущей профессиональной деятельности в сфере преподавания декоративного искусства невозможно (рис.1). В схеме выделены педагогические компетенции и художественные компетенции, собственно, отражающие специфику изобразительного искусства. Однако между ними прослежена тесная взаимосвязь, подчеркивающая необходимость комплексного формирования таких компетенций.
Профессиональное становление личности происходит в процессе профессионального образования, профильного обучения, далее в трудовой деятельности от простого исполнителя к квалифицированному сотруднику, с собственным целеполаганием и средствами достижения заданных результатов. Позднее формируется специалист с высоким уровнем профессионального мастерства, осуществляющий труд в соответствии с его высоким стандартом, как высшая степень профессионализма рассматривается творческая, инновационная деятельность, обогащающая профессию. Общество заинтересовано в специалистах с высоким уровнем профессионального мастерства, модель такого специалиста отражает структуру, содержание и объем социально-психологических и профессиональных качеств, представляющих комплексную обобщенную характеристику работника как члена общества. Традиционно выделяют две модели:
1. модель специалиста, т.е. действующего работника, в которой анализируется модель деятель-
ности (сфера деятельности; профессиональные ситуации, задачи и способы их решения; профессиональные затруднения и риски; профессиональные функции и т.д.), и модель личности (личностные характеристики сотрудника);
2. модель подготовки специалиста, ориентирована на модель специалиста и строится исходя из требований к профессиональной деятельности и личностным характеристикам специалиста, она охватывает весь комплекс форм, средств и методов профессионализации личности.
Современные исследования ориентированы на системный подход к проектированию модели специалиста, в процессе разработки необходимо построить модель деятельности, а затем адаптировать ее к модели подготовки, для этого необходимо:
1. исследовать практику реальной деятельности специалиста соответствующего профиля;
2. провести экспертную оценку профессиональной деятельности специалиста;
3. составить прогноз развития сферы деятельности, ее востребованности на современном рынке труда.
Как видно из вышеперечисленного, в первом случае изучается профессионализация личности непосредственно на предприятии, в организации, во втором случае производится анализ соответствия профессиональной деятельности современным критериям с при-
влечением специалистов для оценки. Прогнозирование развития сферы деятельности предполагает ее оптимизирование по критериям, представляющим интерес для потребителя продукта деятельности, изучение тех трудностей, с которыми столкнется специалист, а также особенностей профессии, которые необходимо учитывать уже на этапе его подготовки и дальнейшей переподготовки (рис.2).
Для получения объективных данных о деятельности педагога на занятиях ДПИ нами было проведено собственное исследование с привлечением преподавателей вузов и колледжей, учителей школ и организаторов дополнительного образования учащихся (более 100 респондентов).
На основе собеседования, анкетирования и интервьюирования респондентами были выделены следующие виды деятельности руководителя, осуществляемые при организации и проведении образовательно-воспитательной работы и выполнении заданий по декоративно-прикладному искусству:
1. выбор для изучения одного или нескольких видов декоративного искусства или народного художественного творчества, ориентированных на определенный контингент учащихся, соответствующих их возрастной категории;
2. сбор, анализ, систематизация информации, отражающей выбранный вид декоративной деятельности;
компетентность
педагогические компетенции с \ художественные компетенции
Е
S
га ч
tL> С
ÜJ
3
к S U
о §
я: х н
н S „ С S et
м .
§ й
Р £2
g S
SCR 2
я
Е
С
о
CI
о
в
X
<L>
t-
s"
м s S
ч С
е- «
щ Е « S
я
(U <L>
у
>»
X ю
Л о
S JÜ
я =;
Я" о
и
□ «ц
(J Е
S
о к
CJ и У
а.
о
II
Й 0 1> ¡г
Е! >ч
1) Ю
3 о
й w
я °
tu ^
о
Й л о и
а д
а ш
ю Е о >.
5
6
з а
§ §
S ё
я У
CL> О
S 1
i -с
BS Р
щ W5
К °
а ё
ю с
О О
X А
и
= —
г-: Н
о |—<
s а
о ч
>, к
Л
Рис.1. Схема компетенций специалиста по декоративно-прикладному искусству.
3. изучение аналогов - предметов декоративного искусства или ремесла, характерных для данного вида/видов творчества;
4. самостоятельное освоение или совершенствование технических приемов и художественных навыков, характерных для изучаемого вида/видов прикладного искусства;
5. анализ и практическое освоение специфики выразительных средств (композиционных приемов и традиционных образов), характерных для этого вида ремесла или промысла;
6. организация мастерской по данному виду/ видам прикладного искусства - подбор помещения, комплектование оборудования, инструментов, материалов и пр.;
7. подбор группы обучающихся, заинтересованных в изучении данного вида искусства - популяризация данного вида промысла или народного ремесла среди школьников и их родителей;
8. изучение и совершенствование традиционных, разработка авторских форм, методических приемов и средств обучения, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
по выбранному виду/видам (или видам) прикладного искусства на основе потребностей, возможностей, достижений каждого ребенка;
9. проведение занятий по ДПИ с использованием в том числе и информационных технологий, и активных методов обучения, побуждающих учащихся к самостоятельной деятельности (ролевые и деловые игры, групповые творческие проекты, экскурсии, совместная исследовательская деятельность, соревнование, проблемное обучение и пр.)
10. организация выставочной деятельности учащихся по изучаемому виду прикладного искусства в рамках школы, района, города, области; участие в благотворительных акциях, ярмарках народных ремесел;
11. организация взаимодействия с народными мастерами, художниками и предприятиями, специализирующимися по данному виду декоративного искусства;
12. осуществление профессионального саморазвития, творческого роста и самосовершенствования в выбранном виде прикладного искусства;
13. культурно-воспитательная, просветитель-
Профессиональное мастерство учителя ДПИ
F
Професси компетентност! оыальная ь учителя ДПИ
Профессиональная деятельность учителя по созданию образовательно-воспитательной художественно-творческой среды в процессе обучения ДПИ
я
=
=
В"
rt
S
Я
Ч
«
«
о
X
и
О.
я»
ь
u
я
S
В S я ч и
я и
я г
еп V
5 с.
Я
Я S
и о. о Ч Я
о В
Б С
Н
и о я £ о и
л ч IS! 03
в>
н "я
к g
Oi Я
3
Рис. 2. Модель основных видов деятельности учителя в процессе преподавания ДПИ.
ская деятельность в контексте изучения народной художественной культуры, в том числе и соответствующего вида/видов промысла или ремесла.
Перечисленные выше виды деятельности расположены в порядке, отражающем этапы организации учебных, факультативных, кружковых или студийных занятий по виду/видам декоративно-прикладного искусства. Все участники исследования, независимо от уровня профессионального мастерства, в той или иной степени проходили каждый из этапов. Большинство опрошенных (81%) отметили, что такая последовательность вырабатывалась ими уже в процессе их преподавательской деятельности. Наблюдения автора исследования показали, что выбор вида/видов народного художественного творчества для организации занятий обоснован, прежде всего, личной заинтересованностью самого учителя, его компетентностью по данному вопросу. В этой связи следует отметить ряд недостатков, влияющих на качество образования и профессиональную компетентность выпускников, на которые указали респонденты:
- отсутствие (полное или частичное) теоретической подготовки, направленной на изучение декоративного искусства в ретроспективной традиции, как целостной системы материальной и духовной культуры общества;
- недостаточность практической подготовки ввиду ограниченности выбора видов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, основанного на предпочтениях преподавателя данной дисциплины, а не студента, а также обучения наиболее распространенным для определенного вида промысла или ремесла художественным приемам исполнения декоративных изделий;
- недостаточность методологической подготовки ввиду отсутствия отдельного блока по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в рамках модуля методики обучения изобразительному искусству;
- эпизодическое знакомство даже с традиционными промыслами: изучение некоторых образцов -произведений декоративного искусства, творчества отдельных мастеров.
Перечисленные замечания свидетельствуют о проблемах практико-теоретической подготовки по ДПИ и трудностях, которые необходимо самостоятельно преодолевать учителям уже в профессиональной деятельности.
Анализ результатов опроса помог выявить перечень компетенций, отражающих особенности квалифицированного ведения занятий по декоративно-прикладному искусству:
- глубокие знания методологии обучения прикладным видам творчества, влияющие на методику построения занятий, основанные на владении практическими навыками, методами, приемами и технологией работы в различных видах декоративно-прикладного искусства и/ или ремесла;
- владение теоретическими основами ДПИ и народ-
ных промыслов, основанное на фундаментальной теоретической подготовке по данному виду/видам промысла или ремесла;
- владение региональными видами народного художественного искусства, искусствоведческо-краеведческая работа;
- активная самостоятельная художественно-творческая деятельность в данном виде/видах прикладного творчества, обеспечивающая способность к быстрому решению проектных, технологических, композиционных задач;
- эмоционально-образное изложение материала, демонстрация связи традиций с инновациями;
- владение навыками публичного показа приемов работы, сопровождаемого объяснением отдельных этапов процесса создания декоративных изделий;
- использование большого количества визуальной информации (в том числе с применением телекоммуникационных технологий и интернет-ресурсов), обогащающей зрительный ряд по данному виду/видам промысла или ремесла, позволяющее составить адекватное представление о традиционных композиционных приемах образного решения сюжета, мотива или орнамента для данного промысла и/или ремесла;
- способность к долгосрочному (на 2-3 года) планированию деятельности творческого коллектива, умение методически грамотно организовать работу на перспективу с целью поддержания интереса к данному виду декоративной деятельности;
- способность оценить личностные особенности ребенка с целью проектирования его индивидуальной образовательной траектории и обеспечения условий творческого развития в предлагаемом виде искусства;
- умение организовать групповую (коллективную) работу учащихся, координировать совместные виды деятельности в процессе создания объекта коллективного творчества;
- способность к взаимодействию с социальными партнерами (музеями, творческими коллективами, частными коллекционерами, профессиональными художниками, народными мастерами и пр.) хранителями и носителями традиций изучаемого вида промысла и/ или ремесла с целью формирования общекультурной и профильной компетентности обучающихся, а также совершенствования методики обучения ремеслам;
- способность к экспертной деятельности, умение выбрать для изучения подлинные декоративные изделия - образцы промысла и/или ремесла, а также способность оценить изделие декоративно-прикладного искусства с позиции правильности исполнения: применение приемов, технологий и материалов; использование выразительных средств (форма, декор); соответствие и развитие традиций данного вида/видов промысла и/или ремесла.
Выделенная специфика компетенций, необходимых для ведения занятий по декоративному искусству, продемонстрировала необходимость общепрофессиональной и профильной подготовки студентов, направленной на формирование и развитие художественно-творческих
и педагогических знаний, умений, навыков в их единстве на специальных занятиях, помогая предъявить более точные требования к уровню профессиональной компетентности.
В процессе работы по проектированию модели профессиональной подготовки специалиста в вузе по декоративно-прикладному искусству, опираясь на исследования И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др., определяющих структуру профессиональной компетентности как интеграцию профессионально значимых педагогических и психологических знаний, навыков, умений, специальной профильной подготовки, профессиональной педагогической направленности (наличие определенных ценностей) и личностных особенностей, были выделены следующие направления.
1. Общепрофессиональная подготовка:
- психолого-педагогическая подготовка в процессе изучения модулей «Психология», «Педагогика», «Психология художественного творчества», ориентированная на конкретную деятельность преподавателя изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- методическая подготовка по методике преподавания изобразительного искусства и методике преподавания декоративно-прикладного искусства в процессе изучения модуля «Методика обучения и воспитания изобразительному искусству», «История и теория художественного образования»; во время проведения занятий по декоративному искусству в период учебной, музейной и производственной практик; при подготовке курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также при участии в работе студенческих научно-исследовательских объединений;
- аксиологическая подготовка - формирование сознания профессионально-педагогической ценности выбранного вида деятельности как с позиции социально-обусловленных, так и личностно-значимых приоритетов.
2. Профильная подготовка:
- предметно-специализированная подготовка по теории и практике ДНИ: декоративному рисунку, декоративной живописи, декоративной композиции, истории декоративного искусства, истории народных художественных промыслов и народной культуры, в контексте подготовки по модулям - «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История искусства», «Основы декоративно-прикладного искусства»;
- технико-технологическая подготовка по декоративно-прикладному искусству - знание и владение несколькими видами декоративного искусства, умение синтезировать возможные функциональные и композиционные проектные решения, создавать предметы (наборы, комплекты) прикладного характера в 4-5 видах народных промыслов и/или ремесел;
- художественно-творческая подготовка - формирование потребности в творческом саморазвитии, самовыражении, профессиональном и карьерном росте;
- оргдеятельностная подготовка - умение организовать условия для реализации программы обучения
прикладным видам творчества и/или ремесла (материальная база: мастерская, инструменты, материалы, оборудование, информационное обеспечение и пр.) для успешного функционирования детского творческого коллектива.
Была разработана модель процесса профессиональной подготовки будущих специалистов художественно-педагогического профиля по декоративно-прикладному искусству, отражающая основные этапы формирования общепрофессиональных и профильных компетенций в их взаимосвязи и взаимообусловленности (рис.3). Цель подготовки студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством была сформулирована как формирование профессиональной компетентности специалиста художественно-педагогического профиля, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками по декоративному искусству и художественным промыслам и способного к ведению всех форм деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся. Само построение занятий согласно модели было нацелено на профессионально-педагогическую, художественно-творческую и методическую подготовку студентов.
Создание инновационной образовательной среды для формирования профессиональной компетентности студентов включает:
- введение модульного принципа организации занятий как основного в процессе изучения основ прикладной деятельности;
- разработку индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося в процессе подготовки по декоративно-прикладному искусству;
- привлечение студентов к участию и организации выставок творческих работ в масштабах города, области, участие в региональных, общероссийских и международных конкурсах;
- создание творческого объединения педагогов декоративно-прикладного искусства и студентов ХГФ при кафедре «Декоративно-прикладного искусства и технической графики», исследующих и пропагандирующих российские и традиционные для Орловского региона виды художественного ремесла;
- организацию творческих групп студентов в системе НИРС, ведущих проектно-технологические и художественно-педагогические разработки по темам кафедры;
- создание профильных мастерских, где студенты в индивидуальной и групповой форме могут специализироваться в выбранном виде ДНИ;
- организацию постоянного взаимодействия с социальными партнерами: другими образовательными учреждениями, преподавателями других вузов, потенциальными работодателями (директорами школ, руководителями детских внешкольных учреждений, заведующими кафедрами, деканами факультетов и пр.) с целью мониторинга и повышения качества подготовки, изучения рынка труда;
- создание постоянно действующей научно-исследовательской лаборатории для изучения тенден-
ций развития ДИ, оказания консультационной помощи работающим учителям декоративно-прикладного искусства, народным мастерам и самодеятельным художникам-прикладникам;
- организацию творческого взаимодействия и обмена опытом между будущими учителями, организаторами дополнительного образования учащихся и
народными мастерами.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что, инновационное образовательное пространство должно способствовать подготовке специалиста, обладающего широким спектром компетенций для успешной профессиональной деятельности.
Цел>.: формирование профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством
задачи
Формирование общепрофессиональных компетенций
студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству
I
i S
'S
f
е. « =
г И
2 г
to л « „
и J 2 1 В 2
О Л
г ä
я X
л о о г с. с
S и Z -
II
а
О и
II
¡1
Форм при ванне профильных компетенций студентов на занятиях но декоративно-прикладному
HCKVCCTBV
2 3
^ ^
Я о*
х а.
f I
- =
ы —
££
ai с
а П
3 8
рч =
О ¡0
0 Ш
II
1
а ? V a
ä i Е
i - §
a с I
i i *
В § к
e
E a
» f H
a I
— Q
Я E
a. =
° m
$ г
s о = i
II
5 с
5 £ 1 Sil
_ =
5 =•
я =
I
I -
в
Ё
S «
11 = -
м
J
в- i
Создание художественно-педагогической среды для формирования профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях декоративно-прикладным искусством
X
Принципы формирования профессиональной компетентности
1 * + 1
Сознател ьн ость Интеграция Единство целен Активная
выбора профессии, процессов образования и жизненная позиция,
художестве и но- профессионального самообразов а н и и стремление к
псдаготическая образования. художника-педагога п рофесси овальному
направленность самообразования к творческому
личности личностного роста самовыражению
') таим подготовки: подготовительный, адаптационный, оперативный.
тактический, стратегический
Результат: переход на более высокий уровень общепрофессиональной и профильной компетентности студента
Рис. 3. Модель формирования профессиональной компетентности студентов ХГФ на занятиях ДПИ.
Библиографический список
1. Ефремичева Н.В. Методологический аспект проектирования модели компетенций художника-педагога. Учен.зап. Орловскогогос. ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. №1(45). С. 354-361.
2. Ефремичева Н.В. Этапы формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Вестник Орловского гос. ун-та. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 3 (23 ). С.113-116
3. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования. Проблемы качества образования. Кн. 2. М.: Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. С. 4 - 15.
4. Кузьмина Н.В. К вопросу о системном подходе исследования педагогической деятельности. Учен.зап. Иванов.гос. пед. ин-т. 1971. Т.86. С.4-9.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению